Вклад Ломоносова в науку

Вклад Ломоносова в науку

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765)

Одним из самых значительных нововведений петровской эпохи было создание Российской Академии наук.

Государство, взяв на себя заботу о материальном обеспечении академиков, надеялось, что они сумеют внести существенный вклад в процветание России.

Однако серьезной проблемой было отсутствие в стране людей, достойных звания академика. Поэтому на работу в Академию наук пригласили видных иностранных ученых.

Затем произошло явление Михаила Васильевича Ломоносова. Огромный талант и неуемная тяга к знаниям позволили крестьянскому сыну подняться до немыслимых по тем временам высот социальной лестницы. Ученый-энциклопедист, основоположник нескольких направлений в естествознании,

Ломоносов проявил себя блестящим поэтом, а также оставил след в истории и филологии.

Со временем он превратился в символ русской науки, и за хрестоматийным глянцем, за бронзой монумента скрылись подлинные черты этого незаурядного человека.

Каким же на самом деле был Ломоносов?

Александр Пушкин о Ломоносове выразился так: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и всё проник». К этому трудно что добавить по существу — можно лишь рассказать подробнее

Ломоносов Михаил Васильевич родился в с. Холмогоры Архангельской губернии, в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова, занимавшегося морским промыслом на собственных судах. Стремясь получить образование, в декабре 1730 года покинул дом отца и отправился в Москву.

«Вот и матушка Москва», – сказал помор с заиндевевшей бородой своему соседу, рослому молодому человеку, шагавшему рядом с ним около саней. Недавно короновавшаяся императрица Анна Ивановна, жившая пока в Москве, любила иллюминацию, и поморы, ежегодно в это время доставлявшие в первопрестольную рогожи с заледенелой рыбой, увидели город иным, чем в прошлые годы.

У Сретенских ворот Земляного города обоз замедлил ход. Поморы засмотрелись на освещенную тусклыми огоньками иллюминации Сухареву башню, о которой в народе ходило множество рассказов и легенд. Михайло Ломоносов как очарованный смотрел на эту башню. Он знал, что в ней помещается Московская цифирная школа и что здесь состоит учителем замечательный человек – Леонтий Магницкий «Арифметику» которого юноша-помор знает почти наизусть.

Сняв для жилья угол у своего бывшего земляка, жившего в Москве, и послушав его совета, Ломоносов отправился в цифирную школу, и был там хорошо принят. Но после нескольких посещений классов юноше преподаваемой там науки показалось мало.

В январе 1731 года он направился в Спасские школы, или так называемую Славяно-греко-латинскую академию. Ректору академии архимандриту Герману (Копчевичу) он отрекомендовался сыном холмогорского дворянина. В разговоре с юношей ректор убедился в его отличных знаниях начальных наук, в светлости ума и

способностях. Ломоносов написал прошение о зачислении его в младший класс Славяно-греко-латинской академии. Здесь юноша должен был пройти полный курс обучения – восемь классов. В этих классах обучали латыни, славянскому языку, нотному пению, давали начальные знания по географии, истории и математике. Следующие два класса были средними и именовались пиитика и риторика. В них преподавали красноречие, ораторское искусство и литературу. Последние два класса — философия и богословие – считались высшими. Здесь кроме философии и логики давалось некоторое представление о естественных науках и физике. Учеников последних классов называли студентами.

В академии обучалось около двухсот юношей. Академия готовила учителей, священнослужителей, переводчиков и ученых. Преподавателем математики в младших классах был Тарасий Посников – друг Ивана Каргопольского, холмогорского учителя Ломоносова. Посников взял талантливого переростка из Холмогор под свое особое покровительство. «Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в 20 пришел латыне учиться», – вспоминал о начале своей учебы в академии Ломоносов. Не прошло и года, как Михаил блестяще справился с латинским языком, на котором он мог теперь сочинять стихи, и был переведен в средние классы.

Годы учения были тяжелыми. Воспитанники первых шести классов получали по три копейки на день, а в седьмом – по четыре копейки. Жили они кто где, многие у знакомых монахов, прислуживая им за «угол». Не гнушались никакой физической работы, писали письма, прошения, читали молитвы над покойниками. Некоторые ученики, претерпевая «глад и хлад, от школ поотставали».

Об этом тяжелом времени сам Ломоносов впоследствии вспоминал так: «Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти непреодолимую силу имели… С другой стороны, несказанная бедность: имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил…».

Ломоносов учился блестяще. Быстро и грамотно конспектировал лекции, которые читали в академии на латинском языке. До нашего времени сохранился такой конспект лекций, сделанный в те годы будущим великим ученым. Преподаватели академии Федор Кветницкий и Порфирий Крайский были энтузиастами своего дела и стремились привить ученикам любовь к науке, к литературе, к чтению. Благодаря им Ломоносов читал в подлинниках Овидия, Горация, Платона, Плутарха. Освоив латинский язык, он начал самостоятельно изучать и греческий, который в тот период в академии не изучали. Тогда же Ломоносов пишет свои первые стихи на русском языке.

Академия готовила студентов для дальнейшего обучения на родине и за границей. Словом, она выполняла роль отсутствовавшего в Москве университета.

Ломоносов любил бывать на народных гуляньях, ярмарках и торжищах, изучал быт, говор, нравы москвичей. Московское «аканье» в разговорной речи он отметил на страницах своих филологических исследований и в строках одного стихотворения:

Великая Москва в языке толь нежна,

Что А произносить за О велит она.

В июле 1735 года Ломоносов перешел в последний, философский класс академии. В конце года неожиданно пришло предписание: «…выбрать из учеников Спасских школ двадцать человек, в науках достойных», и послать их в Петербургскую академию наук для дальнейшего обучения.

В числе отобранных учеников «не последнего разумения» был и Михайло Ломоносов. 23 декабря 1735 года вместе с другими одиннадцатью воспитанниками Славяно-греко-латинской академии он выехал из Москвы в Петербург.

Ломоносов был первым в России ученым, выступавшим с общедоступными лекциями по точным наукам перед широкой аудиторией на русском языке, а не на латинском, как это было принято в европейской научной и университетской практике того времени.

Ломоносов при разработке терминологии держался следующих точно выраженных научных положений:

  • «а) чужестранные слова научные и термины надо переводить на русский язык;
  • б) оставлять непереведенными слова лишь в случае невозможности подыскать вполне равнозначное русское слово или когда иностранное слово получило всеобщее распространение;
  • в) в этом случае придавать иностранному слову форму, наиболее сродную русскому языку”.

В настоящее время Ломоносова знают в основном как ученого, но при его жизни русское общество считало его прежде всего стихотворцем. В 1748 году он выпустил «Риторику»: в этой книге о науке красноречия имелось немало его переводов греческих и римских поэтов, зачастую передавших личное отношение Ломоносова к обсуждаемым темам. В 1751 году вышло в свет «Собрание разных сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова», подводившее итог его литературной деятельности.

Ломоносов ввел «мужскую» рифмовку (ямб), а также трехсложную стопу (дактиль, амфибрахий и анапест, различающиеся ударением на разные слоги трехсложной стопы) и позволил себе свободно варьировать числом стоп.

В эти годы Ломоносов, поглощенный административной деятельностью, не оставлял научных поисков — в частности, в пику «норманисту» Миллеру занялся древнейшей историей России. Составил новую «Российскую грамматику», в течение нескольких десятилетий переизданную более десятка раз.

«Российская грамматика» — одно из главных филологических сочинений М. В. Ломоносова и одно из важнейших по значимости в истории русской филологии. Первая печатная (типографски изданная) русская научная грамматика на родном языке. «в «Российской грамматике» Ломоносова были сформулированы главнейшие аспекты изучения грамматического строя русского языка.

Выход «Российской грамматики» был встречен русским обществом с чрезвычайным энтузиазмом. «Российская грамматика» принесла Ломоносову вполне заслуженную славу «первейшего» российского грамматиста.

Стихи Ломоносова произвели ошеломляющее впечатление на читателей.

Ломоносов получив в свое распоряжение химическую лабораторию, ученый львиную долю времени отдавал разработке мозаичного стекла и, добившись успеха, попытался начать самостоятельную предпринимательскую деятельность.

В 1746 году граф Михаил Воронцов привез из Рима образцы итальянской мозаики, секрет которой строго охранялся. Ломоносов решил разработать собственную технологию изготовления цветного непрозрачного стекла и уже к весне 1750 года получил качественные образцы.

«По учиненным мною опытам в химической лаборатории, докладывал он в канцелярию, нашлось немалое число таких стекол, которые в мусию [мозаику] годятся, а для лучшего оных виду должно их оточить и с одной стороны вышлифовать».

25сентября 1752 года Ломоносов подал на имя Елизаветы Петровны «всенижайшее предложение об учреждении мозаичного дела» и просил на эти нужды ежегодно по 3710 рублей. Этот проект был отвергнут, однако он не успокоился, пока не добился одобрения Сената на выделение ему земли неподалеку от Петербурга с предоставлением примерно 200 крепостных крестьян для создания там стекольной фабрики.

У Ломоносова появляется мысль о необходимости создания в Москве университета, в котором могли бы обучаться широкие демократические слои населения. Он обращается со своим предложением к царедворцу Шувалову и заинтересовывает его проектом. Вскоре Ломоносов представляет Шувалову план организации Московского университета и его гимназии, стремясь придать им демократический характер.

Михаилу Васильевичу удалось добиться того, чтобы в Московском университете в отличие от заграничных университетов не было богословского факультета. 12 января 1755 г. указ об учреждении в Москве университета был подписан императрицей Елизаветой Петровной.

Университету было передано старинное здание на Красной площади, находившееся на месте теперешнего Исторического музея. Одной из первых книг, напечатанных в типографии Московского университета в 1757 г. было «Собрание сочинений М.В. Ломоносова» с гравированным портретом автора, сделанным под его наблюдением. Этой книгой награждали лучших студентов университета и учеников его гимназий.

В 1876 г. перед аудиторным корпусом университета был поставлен бронзовый бюст основателю работы скульптора С.И. Иванова. На 4-метровом чугунном постаменте надпись»: Ломоносову. Московский университет. 1876». Открытие памятника состоялось 12 января 1877 г. в присутствии «тысячных толп» народа.

Оставив в 1755 году кафедру химии, ученый обзавелся домашней лабораторией и там продолжал исследования в области физики и химии.

Исследования Ломоносова в области естественных наук можно рассматривать как построение единой естественнонаучной картины мира на основе выработанных им методологических принципов. В области физики, а также химии задача сводилась к объяснению физических и химических явлений на основе представлений об атомистическом строении материи.

Работа со стеклом естественно привела его к занятиям оптикой и к разработке оригинальной, противостоящей общепринятой ньютоновской, теории цвета. Ломоносов создал целый ряд принципиально новых оптических приборов, к слову сказать, в должной мере не оцененных современниками.

Среди них «ночезрительнаятруба», дававшая возможность «различать в ночное время скалы и корабли»; батоскоп, «которым бы много глубже видеть можно дно в реках и в море, нежели как видим просто»…

26 мая 1761 года произошло крайне редкое астрономическое явление — прохождение Венеры по диску Солнца. К этому вычисленному заранее событию готовились ученые всех европейских стран. Кроме того, Ломоносов организовал «зрелище» Венеры в самом Петербурге и лично принял в нем участие.

В результате он и еще несколько ученых обнаружили вокруг планеты световой ободок. Согласно его описанию, «при выступлении Венеры из Солнца, когда передний ее край стал приближаться к солнечному краю и был (как просто глазом видеть можно) около десятой доли Венерина диаметра, тогда появился на краю Солнца пупырь, который тем явственнее учинился, чем ближе Венера к выступлению приходила.

Вскоре оный пупырь потерялся, и Венера оказалась вдруг без края». Ломоносов был единственным из наблюдателей, кто дал «пупырю» верную интерпретацию: эта планета обладает собственной атмосферой.

Как это обычно с ним случалось, наблюдение за Венерой стало поводом для нового изобретения. Ученый занялся усовершенствованием телескопа и разработал совершенно новую его конструкцию: прибор имел лишь одно вогнутое зеркало, размещенное так, что отраженные им лучи попадали в расположенный сбоку окуляр. Это позволяло увеличить световой поток, делая прибор более мощным и не столь громоздким, как предшествующие.

13 мая 1762 года Ломоносов продемонстрировал его действие на заседании Академии наук, однако отчет об этом так и не был опубликован по политическим причинам.

Наконец, Ломоносов высказал ряд оригинальных теоретических идей, подтвержденных впоследствии, но при жизни ученого большей частью оставшихся не понятыми. Это, в частности, касается «Слова о рождении металлов от трясения Земли» (1757), в котором он утверждал, что каменный уголь произошел из торфяника при участии подземного огня.

«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мыслей, порожденных только воображением»

Центральным пунктом мировоззрения мыслителя являлась атомно-молекулярная гипотеза и ряд основанных на ней теорий.

Высоко оценивая значение эмпирического познания, понимал важность методов рационального познания

Для социально-философских и этических представлений Ломоносова характерна озабоченность судьбами своей страны, своего народа, отечественной науки. Известна любовь Ломоносова к своему отечеству и народу. Ломоносов никогда не давал повода усомниться в его патриотизме.

Несмотря на то, что со времени, когда  жил и работал великий русский учёный, прошло более двух столетий, его имя живёт в памяти народов нашей страны и за рубежом. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей; его образ запечатлён в произведениях живописи, графики, скульптуры; его имя носят

в нашей стране города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы. Необычное явление.

М.В. Ломоносов – первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей, один из основоположников физической химии, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения и развития самостоятельной русской науки.

В последние годы жизни Ломоносова его научные труды были оценены за пределами России. Он был избран почетным членом Шведской Академии Наук, а затем почетным членом Болонской АН.

Весной 1765 г. Ломоносов простудился и в апреле скончался, похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Вклад Ломоносова в русскую культуру

Мы все умны, когда дело идёт о том, чтобы давать советы, но когда надо избегать промахов, мы не более как дети. Менандр.

Каждый человек время от времени совершает поездки в дальние страны и города.

Это может быть как туристический вояж или отдых на всемирно известном курорте, так и деловая поездка за рубеж. Но в любом случае, Вам понадобится подробная информация о отелях того города или курорта, где Вы планируете остановиться.

Ведь от правильного выбора отеля во многом зависит качество Вашего отдыха

Ломоносов — самый известный российский просветитель, родился в бедной крестьянской семье зимой 1711 года.

С малых лет Михаил помогал своему отцу-помору, плавая с ним на судах по Белому морю и в Северо-Ледовитый океан. Обладая природной тягой к знаниям, Михаил Васильевич уже в 14 лет обучился грамоте, прочитав все доступные ему на тот момент книги.

Понимая, что «выйти в люди» в своей приморской деревеньке Мишлинская не возможно, Ломоносов отправляется в Москву (1730г). Где через год, пойдя на обман, (Михаил Васильевич выдает себя за дворянина) поступает в Московскую академию.

Вклад Ломоносова в русскую культуру Здесь он получает хорошую подготовку, в совершенстве овладев латынью и другими науками.

В 1736 году Ломоносова переводят в университет при академии наук в Петербурге, откуда его отправляют учиться на 3 года в Марбургский университет (Германия). Затем Ломоносов продолжает свое образование в Фрайбурге, где углубляется в физику и химию.

В этих науках, впрочем, как и в астрономии, геологии, географии и других науках, Михаил Васильевич сделал много открытий, некоторые из которых легли в основу исследований будущих поколений. Так, Ломоносов открыл наличие у Венеры атмосферной оболочки, обозначил основы литературного русского языка, внес огромный вклад в молекулярную теорию тепла.

Вернувшись в Россию в 1741 году, Ломоносов быстро становиться профессором химии в академии, которую он закончил несколько лет тому назад в Петербурге.

Через 7 лет после возвращения на Родину, Ломоносов создает свою первую химическую лабораторию, где многие приборы для исследований создает самостоятельно.

Начиная с 1742 года, Ломоносов читает лекции в Академии наук. Эти публичные лекции Михаил Васильевич ведет исключительно на русском языке, считая многих иностранцев, работавших рядом с ним, «неприятелями наук российских».

В 1755 году выходит одно из выдающихся работ Ломоносова — «Российская грамматика», первое публичное издание по русскому языку, получившее широкую известность. В этом издании Михаил Васильевич дает четкое разделение светского и церковного языка.

Огромное значение имеют труды Ломоносова, направленные на создание русской стилистики.

Талант этого великого человека проявился и в поэзии. Вклад Ломоносова в русскую культуру Михаил Васильевич за всю свою жизнь написал много очень красивых произведений, которые приурочил к важным государственным событиям в России.

Его оды изобилуют патриотическими нотами, восторженными метафорами и риторическими вопросами. Известен Ломоносов и по надписи на статуи Петра Великого, в которой он выразил свое восхищение царю-реформатору, ведь без этих реформ бедный мальчик-помор Михайло Ломоносов не смог бы стать одной из знаковых фигур в истории России. Умер Михаил Васильевич в 54-ти летнем возрасте. Его похороны состоялись на Лазаревском кладбище (Александро-Невская лавра) 8 апреля 1765 года.

Вклад Ломоносова в развитие русского языка и литературы

Природа сказала женщине: будь прекрасной, если сможешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно.

Первым русским мыслителем мирового значения явился Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765) — гениальный ученый-энциклопедист, обогативший своими открытиями почти все области знания, разработавший естественно-научные проблемы и внесший огромный вклад в гуманитарные науки, в частности, в филологию, к тому же незаурядный поэт.

Это дало основание А.С. Пушкину назвать его «первым нашим университетом», «величайшим умом новейших времен».

Ломоносов — это монолитная натура. В нем оказались слиянными естественно-научные, художественно-исторические интересы, а также склонность к их философскому обобщению.

Мировоззрение Ломоносова формировалось в первую очередь под влиянием научных трудов представителей механистического мироосмысления — Г. Галилея, Р. Декарта, Ф. Бэкона, И. Ньютона, Г. Лейбница и др. Вместе с тем оно теснейшим образом связано с его собственными естественно-научными исследованиями.

Существенно и то, что он прослушал курс философии в Марбургском университете у X. Вольфа. Ломоносов развивал идеи «корпускулярной философии».

Занимаясь естественными науками, Ломоносов придавал первостепенное значение опыту.

Метод познания Ломоносова таков: от опыта через гипотезы к установлению строгой научной теории. В своих философских воззрениях Ломоносов стоял на позиции примирения научного и религиозного объяснения мира. Относительно проблем социальной жизни Ломоносов придерживался  просветительских взглядов.

Величайшие заслуги в развитии классицизма принадлежат М.В. Ломоносову. «Имя основателя и отца русской литературы и поэзии по праву принадлежат этому великому человеку. Натура по преимуществу практическая, он был рожден реформатором и основателем», — сказал о нем В.Г. Белинский.

Творчество Ломоносова— живой пример взаимосвязи «наук и художеств». Влияние мощного интеллекта на творческие поиски поэта было чрезвычайно ощутимо. Ломоносов считал, что создание культуры невозможно вне теории национального языка. Он не отрицал необходимости использования опыта европейских стран, но в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739) указывал, что русская литературная речь должна развиваться соответственно ее национальному складу.

Известно, что расцвет поэзии или, наоборот, ее упадок связан с общим состоянием литературного языка. Несколько веков в средневековой литературе господствовал церковнославянский язык, разительно отличающийся от живой разговорной практики. Ломоносов, ориентируясь на новых «просвещенных читателей» середины XVIII века, решился на реформу стихосложения на основе многообразной и красочной русской речи.

В 1757 г. вышел небольшой трактат «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке», где Ломоносов изложил теорию «трех штилей», тем самым решив две задачи: сблизил книжную речь и просторечие в общедоступный русский язык и создал классицистскую концепцию русской словесности.

Обоснование единого литературного языка упорядочило смешение церковнославянских, русских и иностранных слов. На этой основе поэтам предлагались правила создания сочинений высокого стиля (героическая поэма, ода, прозаическая речь о разных материях), среднего стиля (театральные сочинения, сатиры, эклоги, элегии, стихотворные дружеские послания, ученые сочинения) и низкого стиля (комедии, эпиграммы, песни, прозаические дружеские письма).

Теоретик классицизма, великий ученый М.В. Ломоносов оставил большое литературное наследие. Он создал образ поэта-просветителя, пекущегося о расцвете российского государства. Гражданские идеи, в соответствии с требованиями классицистской эстетики, воплощались в одах, которые ученый писал с 1739 по 1764 г. Форма оды была достаточно сложной.

В ней предполагалось наличие многих строф, каждая из которых должна содержать 10 стихов. Двадцать ломоносовских од являются образцом возвышенного стиля стихосложения. Их образный строй насыщен восторженными похвалами петровским преобразованиям и делам Елизаветы Петровны, на царствование которой пришелся пик творческой активности поэта.

Пафос многих од мыслителя направлен на прославление русского народа.

Такова, например, ода, созданная в 1747 г.:

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Большая эмоциональная сила скрыта в «Одах духовных», написанных поэтом по мотивам библейских псалмов.

В стихотворении «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», являющимся переложением 103-го псалма Библии, Ломоносов писал:

Открылась бездна звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

Поэт, в соответствии с установками классицизма, не стремился к жизненной правдивости охвата фактов.

Поэтический мир од условен, философичен, глубоко интеллектуален.

В нем есть напряженная метафоричность, склонность к абстракции, гиперболе. Ломоносов хотел передать читателям те свои мысли, что соответствовали представлениям об «идеальных» взглядах эпохи Просвещения на государство, его устройство, его законы, на императрицу как человека-гражданина с высокими нравственными устоями:

Когда на трон она вступила,

Как вышний подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец;

Тебя прияв облобызала:

Мне полно тех побед, сказала,

Для коих крови льется ток.

Я россов счастьем услаждаюсь,

Я их спокойством не меняюсь

На целый  запад и восток.

Поэтому творчество ученого всегда вызывало искренний эмоциональный отклик у российских читателей всех поколений.

Уже современники оценили как подвиг деятельность Ломоносова в области преобразования русского литературного языка, его поэтическое творчество.

В «Российской грамматике» (1755 г.) ученым были систематически изложены нормы нового литературного языка, опиравшиеся на живой общенародный язык.

Благодаря Ломоносову сочинения философов-мыслителей, ученых, публицистов, поэтов и писателей стали доступны по языку широкому кругу читателей. Родной язык пришел и утвердился в отечественном образовании.

Человек как активный деятель во имя общего Блага и Отечества, родной народ, «к величию и славе рожденный», язык народа, польза науки и образования — эти ценности входили в сознание современников Ломоносова и укоренялись не только его научными и литературными трудами, но и практической педагогической деятельностью.

Он укреплял авторитет Петербургского университета как научного и учебного центра российской культуры, явился создателем Московского университета, университетских гимназий. Его «Регламент академической гимназии» (1748 г.) определял правила организации обучения и жизни гимназистов «под добрым смотрением».

Будучи ректором, он «присматривал» по-отцовски за тем, как живут гимназисты, как их кормят, каковы их успехи и т. д. Благодаря Ломоносову отечественная педагогическая мысль обретала ориентации на поиски рационального соотношения национального и общечеловеческого начал в образовании, действенной связи теории с практикой воспитания и образования.

Вклад Ломоносова в развитии изобразительного искусства

М.В. Ломоносов внес исключительно важный вклад в развитие изобразительного искусства середины XVIII века. Ученый способствовал возрождению мозаики, некогда чрезвычайно чтимой в храмовом искусстве Киевской Руси.

Секреты киевских мозаик были утеряны. Новые технологии изготовления смальт — цветных стекловидных масс, из которых делались мозаики — сохранялись в странах Западной Европы в строжайшей тайне.

Гениальному русскому ученому удалось разработать весь технологический процесс их производства. Ломоносов провел на специальной фабрике под Петербургом свыше четырех тысяч опытных плавок и наконец получил великолепный результат. Под его руководством созданы многочисленные мозаики, в том числе портреты Петра I, Елизаветы Петровны, большое полотно «Полтавская баталия».

Деятельность Ломоносова как художника представляет собой яркую страницу в истории русского искусства.

Мозаичные картины, выполненные самим Ломоносовым и сотрудниками его мастерской, сыграли новаторскую роль в русской культуре XVIII века – они возродили искусство мозаики, утраченное в России после XIII века.

В своём художественно-изобразительном творчестве Ломоносов соединил выдающийся талант химика и мастерство художника: разработанные им в Химической лаборатории рецептура и технология изготовления цветных непрозрачных стёкол, смальты и скрепляющего раствора позволили создать в его мозаичной мастерской самобытные произведения изобразительного искусства.

Принципы работы Ломоносова в области мозаичного искусства отличались от целей и приемов, характерных для мастеров римских мозаик XVII-XVIII вв., использовавших разноцветные смальты для копирования произведений масляной живописи.

Произведения мастерской Ломоносова отличает лапидарное и яркое живописное решение художественного замысла, обобщённость композиции и выразительность отдельных силуэтов, интенсивность и насыщенность цветовых контрастов. В целом, все работы отличает декоративная манера исполнения.

При перенесении в мозаику произведений, выполненных в технике масляной живописи, Ломоносов делал расчет на обозрение создаваемого произведения издалека, что обусловило приподнятый и величавый стиль мозаичных картин, отвечающий задачам монументальной живописи.

Большинство мозаик Ломоносова создано в жанре портрета. Среди замечательных мозаик собственноручного набора Ломоносова сохранились две работы – «Нерукотворный Спас» (1753, Государственный Исторический музей) и портрет Петра I с оригинала Г. Танауэра (1754, Государственный Эрмитаж). Из 40 мозаичных картин, выполненных в мастерской Ломоносова, до нас дошли 23 работы, среди которых «Апостол Петр» (1755, Эрмитаж), «Александр Невский» (1757-1758, Музей М.В.

Ломоносова в Санкт-Петербурге), «Бог-Отец» (1756-1757, Исторический музей), портреты императриц – Елизаветы Петровны (1758-1760, Русский музей) и Екатерины II (1763, Русский музей), цесаревны Анны Петровны (1756-1757, Музей М.В. Ломоносова) и Великого князя Петра Федоровича (1758, Русский музей), портреты придворных П.И. Шувалова (1758, Эрмитаж), М.И. Воронцова (1765, Эрмитаж), Г.Г. Орлова (1764, Эрмитаж).7

Признанным шедевром мастерской Ломоносова по праву считается «Полтавская баталия» (1762-1764, Главное здание РАН в Петербурге – первая крупно-форматная мозаичная историческая картина в России.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий