Местное управление в 15-16 веках

Система местного управления 15-16 век

Местное управление до конца XV в. составляла та же система кормления, которая существовала в период Древнерусского (Киевского) государства. На местах в уезды, волости, губы посылались наместники и волостели великого князя.

Власть их существенно ограничивалась иммунитетными правами крупной феодальной знати (светской и духовной). Компетенция наместников и волостелей четко не определялась. Они ведали административными, финансовыми, полицейскими и судебными делами, за что получали «корм» с населения. Кормленщики назначались на короткий срок (от года до трех лет).

С централизацией Русского государства положение кормленщикам стало подсудно все население (включая людей бояр, княжат, монастырей) за наиболее тяжкие преступления (душегубство, разбой, татьба), они собирали подати в пользу великокняжеской (государственной) казны с податного населения.

За кормленщиками устанавливается контроль, вводятся специальные должностные лица например, для сбора таможенных и иных пошлин.

В конце XV в. власть кормленщиков была ограничена выборной администрацией.

В начале XVI в. стали появляться выборные дворянские и земские органы — губные и земские избы. Им поручались полицейско-судебные функции и финансовая служба, которая возлагалась главным образом на земские избы.

Контроль за губными избами осуществлял Разбойный приказ, созданный на основе выделившейся из Боярской думы специальной комиссии, которой «разбойные дела приказаны».

Города были изъяты из ведения удельных князей и перешли под власть великого князя. Великокняжеская власть назначала в города городовых приказчиков (из дворян, мелких феодалов), поручая им сбор податей, полицейские функции, укрепление городов.

Они являлись как бы и военными комендантами, возглавляли вооруженные силы города. Городовые приказчики подчинялись непосредственно центральному управлению (Разрядному и Казенному приказам прежде всего).

В Русском централизованном государстве действовала сокращенная РП. Она не отражала нового уровня социального, экономического и политического развития, а также обострения классовой борьбы в стране.

Судебник 1497 г.: история создания, источники, структура

В 1497 г. был принят первый Судебник Русского централизованного государства. Его издание явилось важной мерой укрепления политического единства, усиления власти единого центрального правительства.

Судебник 1497 г. основывался на предшествующем законодательстве (Русской Правде, уставных грамотах, Псковской судной грамоте), судебных решениях, но содержал и много новых положений.

Статьи Судебника дают возможность понять многие стороны общественно-политической жизни Руси того времени например, усиление власти великого князя, увеличение влияния дворянства, ограничение прав кормленщиков, появление понятия судебных инстанций и многое другое.

Судебник, определял пошлины, получаемые судебным приставом за исполнение им своих обязанностей. В нем приводится перечень всех основных городов и местностей Русского государства того времени, подчеркивая действие статей Судебника на всей его территории.

Судебник устанавливала порядок объявления княжеских указов. В нем было положено начало всеобщему закрепощению крестьян, введя повсеместно Юрьев день.

Большая часть статей Судебника содержала нормы уголовного права, уголовного процесса, регулировала вопросы судоустройства, отразив существенные изменения в карательной политике государства. Судебник открыто определяли привилегии господствующего класса, неравное положение зависимых сословий, вводилось понятие «добрых» и «лихих» людей. »

Судебник 1550 г.: история создания, источники, структура

Исправить недостатки Судебника 1497 г. пытался Василий III, вторую попытку предпринял Иван IV, создав новый Судебник в 1550 г., в основу которого были положены Судебник 1497 и многочисленные грамоты.

Структура Судебника почти полностью повторяет структуру Судебника 1497г. В отличие от него, Судебник 1550 делит свой материал на статьи или главы (около 100) и не использует заголовков.

Судебник 1550г. подвергает материал более строгой систематизации: статьи по гражданскому праву сосредоточены в одном отделе (ст.ст.76-97), кодификатор специально предусматривает порядок пополнения Судебника новыми законодательными материалами (ст.98) и т.п.

К наиболее важным нововведениям относились: запрет выдачи тарханных (освобождающих от уплаты налогов) грамот; провозглашение принципа «закон не имеет обратной силы», выраженного в предписании впредь (но не назад) все дела судить по новому Судебнику; процедура дополнения Судебника 1550 новыми материалами.

Новыми положениям были также: установление строгих уголовных наказаний судьям за злоупотребление властью и неправосудные; подробная регламентация деятельности выборных старост и целовальников в суде наместников, «судных мужей» в процессе. Судебник конкретизирует виды наказаний, вводя тюремное заключение.

Новый Судебник вводит также новые составы преступлений например, мошенничество, и новые гражданско-правовые институты например, уточнен порядок обращения в холопство.

Россия в конце XV-XVI вв.

Дайте характеристику соц-полит. реформ Ивана IV в 1550-х гг. Каковы были их итоги ?Создание единого государства требовало масштабных государственных реформ и прежде всего в управлении . В основе реформ лежало вовлечение всех сословий общества в гос.

строительство на основе идеологии национального единства.Требования в гос. аппарате , в управлении были начаты Иваном III и Василием III. Они велись по трем направлениям:Создание централизованной приказной системы.Совершенствование управления городами.( К началу XVI в. управлении городами унифицировалось).

Ограничение срока деятельности кормленщиков одним — двумя годами, численности их аппарата и нормы податей.После венчания на царство Ивана IV усилилась роль правительственной группировки, так называемой Избранной рады .

Ее возглавили дворянин А.Ф. Адашев и священник Благовещенского собора Кремля Сильвестр. В состав рады входили: Д. Курлятов , А. Курбский Н. Одоевский , М. Воротынский, первый начальник Посольского приказа думный дьякИ.М. Висловатый .

Избранная рада была по сути правительством России, в течении 13 лет управляла государством от имени царя, последовательно осуществляя серию крупных реформ.По своему содержанию преобразования были направлены на укрепление основ Российского государства.

Иван IV предпочел путь террора, способствовавшей быстрому усилению его личной власти.Финансовая реформа.После смерти Василия III боярское правительство княжны Елены приступило к преобразованиям в финансовой сфере.

С расширением товарооборота требовалось все больше денег, и неудовлетворенная потребность в деньгах вызвала массовую подделку серебряной монеты . Тогда власти изъяли из обращения старою разновесную монету. В 1533-1538гг. Была введена единая русская монетная система.В 50-х гг. после переписи земель была введена единая единица податного обложения — «большая соха» , включавшая в себя определенное количество крестьянских дворов.

Старые формы налогообложения во многом сохранились, однако введения единой налоговой системы было крупным шагом вперед.Земская реформа.

В 30-х гг. XVI в. боярское правительство преступило к земско- губным преобразованием . Они достигли апогеи в середине 50-х гг.Земско-губная реформа означала повсеместную отмену кормлений. На территории государства создавалось два типа учреждений — «земские избы» и «губные избы».

Они выполняли роль органов самоуправления.Костяк земской администрации составляли представители зажиточных слоев — старосты , головы, целовальники.Земские избы занимались раскладкой, сборам и отправкой в столицу налоговых сумм, отвечали за строительством т.д., т. е. явились прототипом будущих земств.Губные избы формировались по типу земских, но в их обязанность входила борьба с преступностью.

С сер. 60-х гг. «избы» стали именоваться «приказами».Судебная реформа.Земско — губные преобразования сопровождались судебной реформой. В реформе создавался тип присяжного заседателя в лице «целовальников» и «добрых людей» (понятие «добрый» означало устойчивое материальное положение, доверие свободного населения, но этому процессу помешала дальнейшая политика Ивана IV.Военные преобразования.Был определен единый порядок прохождения военной службы: «по отечеству» (по происхождению) и «по прибору» (по набору).

Службу «по отечеству» проходили дворяне и боярские дети.Служба регулировалась изданным в 1556г. «Уложением о службе» , переходила по наследству и начиналась с 15 лет.В 1550г. из числа служилых людей «по прибору» формируется стрелецкое войско . К концу XVI в. В постоянном стрелецком войске насчитывалось до 25 тыс. человек.Приговор в 1550г. ввел решение по полкам с подчинением войска воеводе большого полка .

В 50-е гг. XVI в. укрепились законодательные основы всех сфер общественно-политической жизни. Церковный собор 1551г. («Стоглав») привел к единообразию все обряды, утвердил единый для всей страны пантеон святых.

В 1550г. принят новый Судебник, основанный на Судебнике 1497г. , наиболее расширенный и систематизированный : усилилась власть феодала над крестьянином.В 50-е годы составлен сборник бытовых нравственно- моральных и юридических правил поведения. Хотя далеко не все из реформ Избрание Рады удалось осуществить, все же они означали невиданный шаг вперед в направлении централизации и преодолении феодальной раздробленности.В целом реформы способствовали и усилению военной мощи Российского государства.

В конце 50-х гг. реформы постепенно угасают, правительственная группировка попадает в опалу, ситуация в стране резко меняется.Проанализируйте основ. направления внешней политики России в XVII веке.Во внешней политике перед Россией стояли три основные задачи:

Воссоединение с Украиной и Белоруссией.Обеспечение выхода к Балтийскому и Черному морям.Достижение безопасности южных границ.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий