Москва в XII веке

История Москвы

В древние времена XII века нынешняя территория города была покрыта по левому берегу Москвы-реки густым лесом, прорезаемым многочисленными речками и ручьями, притоками реки Москвы, из которых наиболее значительными были: река Пресня на западе, река Неглинная с рекой Напрудной в центре и река Яуза с притоками на востоке.

На правом же берегу реки Москвы, в черте, Замоскворечья, притоков не было.

Берег представлял собой большую поляну, окаймленную по краям лесом.

На высоких берегах рек в XII веке уже жили люди в «городищах» — небольших селениях, окруженных земляным валом и рвом. Жители этих городищ занимались земледелием, скотоводством и охотой, а также торговлей с купцами, проезжавшими по реке Москве с Волги в Балтийское море. Об этом говорят найденные здесь старые восточные монеты. Принадлежали жители к племени славян-вятичей.

1147 г. — Первое летописное упоминание о Москве.

Основанием Москвы считается первое упоминание города в древних русских летописях.

Одна из таких летописей Лаврентьевская (1377 года) хранится в Государственной публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Указывается точная дата, когда суздальский Князь Юрий Долгорукий пригласил на встречу Князя Черниговского Святослава Олеговича со словами: «Приде ко мне брате, в Москов».

По некоторым подсчетам встреча русских князей произошла 4 апреля 1147 года.

Этот год поныне считается официальным годом основания Москвы.

Судя по тому, что приглашенным князьям встреча понравилась «учинен был обед силен», город уже имел достаточного, для столь широкого гостеприимства, хозяйства и был уже сложившимся древнерусским городом, укрепленный крепостным валом и рвом с расположенными по округе деревнями и селами.

А спустя ещё несколько лет вокруг него уже была возведена деревянная стена, ставшая будущем Кремлем.

1156 г. — Построена первая деревянная крепостная стена — Московский Кремль.

Местоположение Москвы было удобным, от нее можно было держать путь и в Ростов — на север, и во Владимир — на восток. Здесь же пересечение сухопутных и водных путей было благоприятно для установления торговых связей Москвы с соседними княжествами.

Юрий Долгорукий построил на этом мысу небольшую деревянную крепость, в 1331 году впервые названную Кремлём. После возведения крепости значение посада ещё больше возросло.

Он стал расширяться на север и к востоку от крепости.

Кроме речной дороги, в XII веке через Москву проходили и сухопутные дороги из других городов: Рязани, Смоленска, Новгорода, Владимира, Суздаля. С северо-запада шла дорога из Великого Новгорода через город Волоколамск и потому называвшаяся Волоцкой. С запада к городу подходила дорога из Смоленска.

У брода на месте будущего Большого Каменного моста, где эта дорога пересекалась с Волоцкой, уже в XII веке начинался посад — дворы и лавки ремесленников и торговцев, обслуживавших проезжавших по этим дорогам.

Позже посад протянулся к востоку. Таким образом, здесь появилась первая известная улица Москвы, названная в 1468 году Великой или Большой.

1238 г. — Нашествие Батыя, пожар Москвы и разорение города монгол-татарами.

1326 г. — Закладка в Кремле первого каменного Успенского собора.

1339—1340 гг. — Вокруг Кремля возводятся новые крепостные стены из дубовых бревен.

После постройки дубовых стен Кремля, охвативших его территорию с востока между современными Ср. Арсенальной и 2-й Безымянной башнями, посад был оттеснен восточнее, но ещё в пределах современного Кремля. Через Москву был построен первый москворецкий деревянный мост, вероятно, «живой» — из лежавших прямо на воде связанных между собой брёвен.

1367—1368 гг. — Постройка первых каменных (из белого камня) кремлевских стен.

Постройка белокаменых стен Кремля, дошедших на востоке до Красной площади, вытеснила посад на современную территорию последней и дальше в сторону современных улиц Варварки, Ильинки, Никольской. Сюда повернула и Волоцкая дорога, почему северо-восточный угол крепости и не был застроен белокаменными стенами.

1380 г. — На Куликовом поле русские войска под водительством московского князя Дмитрия Донского громят монгол-татарскую рать Мамая.

1480 г. — В Москве строится первый жилой каменный дом.

1475—1479 гг. — Постройка нового каменного Успенского собора в Кремле.

1485—1495 гг. — Сооружение новых кирпичных стен и башен Кремля, существую​щих и поныне.

1487—1491 гг. — Сооружение Грановитой палаты в Кремле.

Когда Иван III строил новые стены из кирпича, сохранившиеся до нашего времени, он захватил ими тот не застроенный белокаменными стенами северо-восточный участок крепости и Волоцкая дорога ещё раз переместилась. Также был передвинут в связи с этим и Москворецкий мост ниже по реке.

Совершим путешествие в глубь истории нашей столицы.

…На береговом мысу при впадении речки Неглинки в Москву-реку высится феодальный замок.

За мощной бревенчатой стеной, стоящей на земляном валу, видим шатровый терем. От проездных ворот башни — «стрельницы» — пролегла вниз к пристани первая московская улица.

По ее сторонам многочисленные огороженные частоколом усадьбы. Жилые и всевозможные хозяйственные постройки в них рубленные «в обло». Это низменный Подол — часть московского посада. Здесь на речном берегу располагались металлурги и кузнецы, гончары и кожевники.

У пристани белеет парус: прибыли с товаром объехавшие свет «гости» — купцы.

Укрепленная крепость с прилегавшим торгово-ремесленным «предградцем» — такова Москва уже ко времени, когда впервые появляется в летописях упоминание о ней.

А вокруг «града» в «кремлёвнике» — сосновом бору — раскинулись села славян-вятичей.

…Прошумели столетия, и на месте городища, окружавших его сел и деревушек, лесов и полей, топей, лугов вырос гигантский город.

Археология для истории, по выражению крупнейшего английского ученого Гордона Чаилда, подобна телескопу в астрономии и микроскопу в биологии: столь же расширяет она пространственный горизонт исторической науки.

И публикуемая картина не плод досужей фантазии. Облик первоначальной Москвы воссоздан по археологическим данным доктором исторических наук М. Г. Рабиновичем, архитектором-реставратором С. С. Кравченко, художниками Г. И. Лазаревым и Ю. Д. Бржевской.

О Домострое и «тяжелой женской доле»

Интересно, а как жили и ощущали себя наши сестры по «несчастью» в прошлом?

Еще с X века среди земледельцев, населявших территорию Московского края, существовало разделение труда между мужчиной и женщиной, которое было обусловлено отнюдь не политическими, а физиологическими причинами.

Женщины, как существа, во-первых — более слабые, а во-вторых, обремененные необходимостью продолжения рода, выполняли менее тяжелую работу. Мужчины пахали и сеяли, женщины убирали урожай.

Лошадь была на попечении хозяина, за остальным скотом и домашней птицей ухаживала хозяйка. Женщина занималась изготовлением одежды, мужчина ловко владел топором, которым, по замечанию Льва Толстого, мог и построить дом и вырезать ложку.

Со временем как общество, так и положение женщины в нем менялось, однако неизменным оставался факт разделения прав и (заметьте!) обязанностей.

В «Домострое», которым любят пугать друг друга современные феминистки, читаем: «Подобает мужьям поучать жен своих с любовью и благорассудным наказанием.

Жены мужей своих спрашивают о всяком благочинии, как душу свою спасти, и Богу, и мужу угодить, и дом свой хорошо строить, и во всем мужу покоряться, а что он накажет, то с любовью и со страхом внимать и творить по сему писанию. А в гости ходить и к себе звать и связываться, с кем муж велит».

Несмотря на «покорство» и «страх», жена не была рабой мужа: ей был вверен весь дом.

Во всем, что касалось домашних дел, она была полной хозяйкой или, как тогда говорили, «госпожой». Воспитание детей, кладовые, огород, кухня были на ее попечении, и муж редко вмешивался в эту сторону домашней жизни.

Домашних дел хватало. Чем богаче муж, тем больше хозяйство. Однако чем же занимались женщины, лишенные возможности ходить на «любимую» работу и ведущие затворнический образ жизни на досуге?

Ну, не мне Вам объяснять, то досуг у женщины — явление весьма редкое.

Хозяйка даже не каждое воскресенье могла себе позволить ходить в церковь. Другое дело — хозяйские дочери. Хотя и им сидеть без дела особо не дозволялось. К замужеству девушка должна была освоить все рукоделия, грамоту и Закон Божий. Однако и замужняя женщина не всегда занималась хозяйством. В праздники и ей удавалось отдохнуть. Герберштейн в своих «Записках о московитских делах» пишет, что «в определенные праздничные дни они (московиты) разрешают женам и дочерям сходиться вместе для развлечения на привольных лугах» для забав.

Помимо забав занимались женщины благотворительностью.

Те, что победнее — раздавали милостыню и устраивали «благотворительные обеды» для нищей братии. Более знатные — устраивали храмы и монастыри.

Женщины привилегированного сословия проявляли себя на политическом, дипломатическом и культурных поприщах. Они были полноправными правительницами в своем княжестве или вотчине, обладательницами личных печатей, символизировавших их власть в княжествах и королевствах, регентшами, опекуншами.

Эти представительницы прекрасного пола отличались на Руси высоким по тем временам уровнем образованности и культуры, что позволяло им принимать участие в государственных делах, в управленческой деятельности.

Не так уж мало выдающихся женщин оставили свой след в истории России.

Среди них: великая княгиня московская Софья Фоминична (Зоя Палеолог), жена великого московского князя Ивана III и великая княгиня тверская Елена Стефановна. Рязанская княгиня Анна Васильевна проявила себя в политической жизни и борьбе как в Русских княжествах, так и за рубежом. Жена Дмитрия Донского суздальская княжна Евдокия также сыграла большую роль в истории Московского княжества.

Прав у таких женщин было гораздо больше, как впрочем, и у их мужей.

Они наследовали земли мужа наряду со своими сыновьями, а в случае их малолетия становились полноценными опекунами с правом самостоятельного распределения наследства среди детей.

Были у княгинь и свои имения — волости.

Некоторыми из них они могли распорядиться произвольно (опричнины). Другие назначались на их содержание; эти волости назывались княгининскими пошлыми. Во всех этих волостях княгиня была полною владетельницею и даже имела право вершить суд над подданными.

Среди детей они пользовались уважением не меньшим, чем их отцы. «А вы, дети мои, — говорит святой благоверный князь Дмитрий Донской в своем духовном завещании, — живите заодно, а матери своей слушайтесь во всем; если кто из сыновей моих умрет, то княгиня моя поделит его уделом остальных сыновей моих: кому что даст, то тому и есть, а дети мои из ее воли не выйдут… А который сын мой не станет слушаться своей матери, на том не будет моего благословения».

Договор великого князя Василия Димитриевича с братьями начинается так: «По слову и благословению матери нашей Авдотьи».

В договор свой с братом Юрием Василий вносит следующее условие: » А матерь свою нам держать в матерстве (достоинстве) и в чести «. Сыну своему Василий Димитриевич наказывает держать свою мать в чести и матерстве, как бог рекл; в другом завещании обязывает сына почитать мать точно так же, как почитал отца.

Князь Владимир Андреевич серпуховской дает своей жене право судить окончательно споры между сыновьями, приказывает последним чтить и слушаться матери.

То же самое приказывает сыновьям и Василий Темный.

Тем не менее, как в богатых, так и в бедных семьях, главой в доме все же был муж.

Женщина должна была во всем слушаться мужа, а девушка — отца. Женщина ничего не смела покупать без разрешения мужа (завидуйте, современные мужчины!), ни с кем знакомиться без его согласия, ни ходить без его ведома в церковь.

Но ведь безоговорочное подчинение и послушание было уделом не только женщин, — беспрекословно повиноваться главе семьи должны были и все остальные домочадцы, живущие и с ним под одной крышей и зависящие от него.

Почтение в отношении к старшим было залогом общего согласия и любви. А современная семья? Когда Ваша 15-летня дочь в ответ на Ваши замечание относительного ее позднего прихода домой, грубит Вам, — не возникает ли у Вас ностальгии по тому золотому времени? А при виде того, во что она одевается? А требования к внешнему виду в те времена были очень жесткие. Разве мыслимо было порядочной женщине показаться на людях не только в короткой юбке или с полуобнаженной грудью, но и без определенного количества длинных, сдерживающих движение одежд, надетых одна на другую?

Глубокие декольте ввел в Моду лишь Петр I вместе с другими западными несуразицами. Кроме того, замужние женщины должны были прятать свои полосы — ни дома, ни на людях они не могли показываться без головного убора.

Но опять же — существовали и свои, не менее жесткие требования к одежде мужчин.

Конечно, нельзя отрицать еще и тот факт, что зачастую женщины страдали от побоев.

«В доме мужа на стене девушку ждал «дурак» — так называлась плеть, предназначенная для жены. Поучения того времени не советовали бить жену железными и деревянными предметами, но «поучать вежливенько плетью».

Кто не бил жены, о том благочестивые люди говорили, что он дом свой не строит и о своей душе не радеет, и сам погублен будет и в сем веке, и в будущем, и дом свой погубит» — вот типичное описание России времен Ивана Грозного.

Первое известие о Москве кратко

Первым достоверным летописным упоминанием о Москве считается указание Ипатьевской летописи на встречу в городке под названием Москов ростово-суздальского князя Юрия Долгорукого с друзьями и союзниками во главе с новгород-северским князем Святославом Ольговичем в день «Пятка на Похвалу Богородицы», то есть в субботу 4 апреля 1147 года.

Первое письменное упоминание о Москве относится к 1147 году. Археологические раскопки, проведённые в районе Кремля, свидетельствуют, что в XI веке на этом месте уже существовало поселение, защищённое валом и рвом, что позволяет отнести его к категории городских.

Благодаря своему положению на реке Москве, город играл важную историческую роль как экономический и политический центр.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий