Распространение марксизма в России
Начало распространения марксизма в России относят ко второй половине 1880-х годов. В 1890-е годы в Российской империи существовал так называемый «легальный марксизм» пропагандировались в легальных изданиях: «Новое слово», «Жизнь», «Начало».
Представители: Пётр Струве, Михаил Туган-Барановский, Николай Бердяев, обличавшие народничество и выступавшие за демократические свободы, эволюционное реформирование общества.
Период политической реакции, начавшийся в 1881 г., многие русские революционеры пережидали за границей, где в это время начал распространяться марксизм. Одним из первых русских марксистов стал Г. В.Плеханов; к нему примкнули и другие члены «Черного передела» — Засулич, Аксельрод, Дейч, Игнатов.
В1883 г. они создали группу «Освобождение труда». Бесспорным руководителем группы стал Плеханов. В первой марксистской работе «Социализм и политическая борьба» он сформулировал свои взгляды: борьба за социализм включает и борьбу за политические свободы и конституцию, ведущей силой становятся промышленные рабочие, между свержением самодержавия и социалистической революцией должен быть длительный исторический промежуток.
Ближайшей целью русских социалистов Плеханов считал создание рабочей партии, призывал к союзу с либералами и рассчитывал на помощь крестьянства. Здесь же прозвучал тезис о «диктатуре пролетариата», однако в проекте программы группы «Освобождение труда» его не было.
В работе «Наши разногласия», ставшей значительным событием в развитии русской экономической мысли и в общественном движении, Плеханов доказывал, что Россия вступила на путь капиталистического развития, и предостерегал от попыток форсирования социалистической революции. Плеханов жестко раскритиковал народнический «талисман» — крестьянскую общину — назвав ее тормозом сельскохозяйственного прогресса.
Даже К. Маркс относился к русской общине более осторожно. Плеханов и Засулич перевели ряд работ К. Маркса и Ф. Энгельса. Группа «Освобождение труда» пропагандировала марксизм в России, способствовала становлению его как идейного течения, потеснившего народничество.
Для распространения марксизма в России складывалась благоприятная обстановка: крестьянство было пассивно, в то время как рабочие выступления были оченьчастыми.
Стали появляться марксистские кружки, ведущие пропаганду среди рабочих: в 1883 г. — кружок Д. Благоева, в 1889 г. — кружок М. И. Бруснева; в 1888 г. марксистский кружок возник в Казани, его организовал Н. Е. Федосеев. Осенью того же года здесь впервые появился бывший студент В. И. Ульянов.
В. И. Ульянов учился в гимназии, когда был казнен его брат, студент петербургского университета, готовивший покушение на царя. Осенью 1887 г. он поступил в Казанский университет, но в декабре был исключен за участие в студенческой сходке. Многие участники сходки впоследствии восстановились в университете, однако В. И. Ульянову власти неизменно отказывали. («Уж не брат ли того Ульянова?.. — написал на прошении важный чиновник. — Отнюдь не следует принимать».)
Разрешения продолжить образование за границей он тоже не получил. Именно в этот период Ульянов пришел в кружок Федосеева и увлекся марксизмом. В 1891 г. он получил разрешение сдавать экзамены экстерном на юридический факультет Петербургского университета и успешно их выдержал. Однако к этому времени его мировоззрение было сформировано; работа адвоката-законника его уже не устраивала: следуя революционной традиции, он с презрением относился к «буржуазному»праву и «буржуазной» конституции.
Поработав два года в Самарском окружном суде, Ульянов перевелся в Петербург. Здесь он занимался организацией марксистского движения, вел пропаганду среди рабочих и полемику с народниками. В 1894 г. вышла его первая книга «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?».
В ходе борьбы с народничеством Ульянов позаимствовал многие его черты, особенно заговорщического направления, связанного с именем П. Н. Ткачева. Его мечтой было создание организованнойпартии, ведущей за собой пролетариат и крестьянство. Осенью 1895 г. на собрании петербургских марксистов было принято решение об объединении в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».
Руководящему центру «Союза» — в руководство входили В. И. Ульянов, Г. М. Кржижановский, Н. К. Крупская, Ю. О. Мартов — были подчинены районные центры, им — рабочие кружки; поддерживалась связь с 70 заводами и фабриками, издавались листовки, готовился первый номер нелегальной газеты.
Однако в декабре 1895 г. 57 членов «Союза» были арестованы, в 1897 г. Ульянов был сослан в село Шушенское. Петербургский «Союз борьбы» продолжал действовать; на съезде в 1898 г. в Минске было объявлено о создании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).
Но вскоре после съезда большинство членов избранного на нем Центрального комитета было арестовано; вследствие арестов и внутренних разногласий распался петербургский «Союз борьбы». В условиях промышленного подъема стачечное движение рабочих шло на убыль: для социал-демократов настали нелегкие времена.
В. И. Ульянов в ссылке написал ряд трудов по экономическим вопросам, в частности «Развитие капитализма в России». В 1901 г. он впервые подписался псевдонимом Ленин, под которым и вошел в мировую историю.
Марксизм в России
После того, как Россия вступила во всеобщую европейскую индустриальную революцию, в ней начались не только экономические, но и социальные изменения. Активно начали развиваться города, аграрный аспект экономики, прежде доминировавший, начал уходить на второй план.
Индустриализация привела к появлению абсолютно новых экономических отношений — капиталистических. В середине 19 века начал появляться и развиваться новый социальный класс — рабочие, которые так же именовали себя пролетариатом.
Находясь совсем недалеко от Европы, Россия имела возможности ознакомиться с основными экономическими и социальными идеями, которые доминировали в то время. Самыми популярными были идеи марксизма, изложенные в большом количестве трудов К.Маркса и Ф.Энгельса. В Европе начали возникать самые разнообразны течения, которые плавно приникали в Россию.
И вот 25 сентября 1883 года пять русских революционеров, членов народнического общества «Черный предел», образовали абсолютно новую организацию «Освобождение труда». Основное идеей было поднятие революционного движения в России. Их вдохновили переведенные на русский язык труды К.Маркса «Устав международного товарищества рабочих» и «Манифест коммунистической партии».
Таким образом, произошло возникновение первой русской организации на основе марксизма. Именно она положила начало распространению марксизма в России.
Перед организацией «Освобождение труда» в первую очередь была поставлена задача перевода на русский язык и распространения большого количества трудов К.Маркса и Ф.Энгельса. По их мнению, каждый сознательный представитель пролетариата должен был ознакомиться с этими бессмертными трудами, которые пропагандируют идеи научного социализма.
В то же время, осуществлялась острая критика народнических идей и разработка первоочередных задач для русского общества с точки зрения теории марксизма.
Можно сказать, что все идеи марксизма в России активно поддержали. Это активизировало появление самых разнообразных партий, каждая из которых по — своему толковала идеи Маркса и Энгельса. Общим же положением у них было непреклонное желание восстановления власти пролетариата и идея избранности рабочего класса, как проводника всего государства на пути к новой политической и экономической системе.
Далее уже в начале 20 века, идеи марксизма в России обрели более агрессивный характер, пролетариат начал переходить к более радикальным действиям, которые в свою очередь породили революционное движение рабочего класса.
Черный передел и Народная Воля
Черный передел — тайная революционная организация народников-террористов, возникшая в августе 1879 года в результате раскола «Земли и Воли».
Руководящим центром был Исполнительный комитет по Петербурге, в состав которого входили А. Желябов, А. Михайлов, Николай Морозов, Софья Перовская, В. Фигнер, М. Фроленко и др..
В Украине местные группы действовали в Одессе, Киеве, Харькове, Николаеве, Нежине и ряде других городов. Общее количество членов организации насчитывала в 1881 около 500 человек.
Программа
Программные и уставные основы были изложены в документах, в частности это «Программа Исполнительного комитета», «Подготовительная работа партии», «Программа рабочих членов партии» Народная Воля «.
Народовольцы объявили себя социалистами и народниками. Они провозглашали право народа на землю, выступали за развитие общинных основ и местного самоуправления. Своими ближайшими целями считали подготовку политического переворота, свержения самодержавия и переход власти к народу.
Народовластия имели провозгласить Учредительное собрание, социалистические по составу. Большинство народовольцев не признавали прав национальных меньшинств в Российской империи. Но некоторые из манифестов и деклараций были подготовлены Украинский язык.
Среди ведущих членов организации были украинские, в частности, Андрей Желябов, Николай Кибальчич и др..
Практическая деятельность партии делилась на пропагандистскую и разрушительное. Вся пропаганда подчинялась популяризации среди населения идеи «демократического политического переворота как средства социальной реформы». Программа разрушительной деятельности сводилась к индивидуальному террору, в котором народовольцы видели главный метод борьбы с правительством.
Деятельность
Все усилия организация направляла на подготовку убийства царя, с успешным осуществлением которого она связывала надежды на захват власти. В 1880 — 81 годах народовольцы совершили несколько неудачных покушений на Александра II. В 1881 управляемые С. Перовской террористы убили Александра II.
Однако ожидаемого революционного выступления в стране не произошло. Исполнительный комитет обратился к новому царю с письмом, в котором потребовал созыва «представителей от всего русского народа для пересмотра существующих форм государственной и общественной жизни». Народовольцы выдвинули условия, на которых организация соглашалась прекратить террор: амнистия за политические преступления, всеобщее избирательное право, свобода слова, прессы, собраний.
Правительство ответило репрессиями. Организаторы и исполнители покушения были арестованы и казнены. Попытки Г. Лопатина и В. Фигнера восстановить организацию 1883 г. успеха не имели. Не дало результата и объединение отдельных народовольческим кружков на съезде 1885 в Екатеринославе.
После неудачной попытки группы О.Ульянова организовать убийство Александра III1 марта1887 года деятельность террористических организаций прекращается.
Отношения с Украиной
Представители украинских народнического движения в основном не поддерживали эту организацию, хотя в начале 1880-х гг Владимир Малеваный, Михаил Коцюбинский и Иван Карпенко-Карый установили контакты с народовольцами и помогали им. Михаил Драгоманов написал несколько статей, в которых критиковал народовольцев за использование в политической борьбе методов террора
Период политической реакции, начавшийся в 1881 г., многие русские революционеры пережидали за границей, где в это время начал распространяться марксизм. Одним из первых русских марксистов стал Г. В. Плеханов; к нему примкнули и другие члены «Черного передела» — Засулич, Аксельрод, Дейч, Игнатов. В1883 г. они создали группу «Освобождение труда».
Бесспорным руководителем группы стал Плеханов. В первой марксистской работе «Социализм и политическая борьба» он сформулировал свои взгляды: борьба за социализм включает и борьбу за политические свободы и конституцию, ведущей силой становятся промышленные рабочие, между свержением самодержавия и социалистической революцией должен быть длительный исторический промежуток.
Ближайшей целью русских социалистов Плеханов считал создание рабочей партии, призывал к союзу с либералами и рассчитывал на помощь крестьянства. Здесь же прозвучал тезис о «диктатуре пролетариата», однако в проекте программы группы «Освобождение труда» его не было. В работе «Наши разногласия», ставшей значительным событием в развитии русской экономической мысли и в общественном движении, Плеханов доказывал, что Россия вступила на путь капиталистического развития, и предостерегал от попыток форсирования социалистической революции.
Плеханов жестко раскритиковал народнический «талисман» — крестьянскую общину — назвав ее тормозом сельскохозяйственного прогресса. Даже К. Маркс относился к русской общине более осторожно. Плеханов и Засулич перевели ряд работ К. Маркса и Ф. Энгельса. Группа «Освобождение труда» пропагандировала марксизм в России, способствовала становлению его как идейного течения, потеснившего народничество.
Для распространения марксизма в России складывалась благоприятная обстановка: крестьянство было пассивно, в то время как рабочие выступления были очень частыми. Стали появляться марксистские кружки, ведущие пропаганду среди рабочих: в 1883 г. — кружок Д. Благоева, в 1889 г. — кружок М. И. Бруснева; в 1888 г. марксистский кружок возник в Казани, его организовал Н. Е. Федосеев. Осенью того же года здесь впервые появился бывший студент В. И. Ульянов.
В. И. Ульянов учился в гимназии, когда был казнен его брат, студент петербургского университета, готовивший покушение на царя. Осенью 1887 г. он поступил в Казанский университет, но в декабре был исключен за участие в студенческой сходке.
Многие участники сходки впоследствии восстановились в университете, однако В. И. Ульянову власти неизменно отказывали. («Уж не брат ли того Ульянова?.. — написал на прошении важный чиновник. — Отнюдь не следует принимать».) Разрешения продолжить образование за границей он тоже не получил. Именно в этот период Ульянов пришел в кружок Федосеева и увлекся марксизмом.
В 1891 г. он получил разрешение сдавать экзамены экстерном на юридический факультет Петербургского университета и успешно их выдержал. Однако к этому времени его мировоззрение было сформировано; работа адвоката-законника его уже не устраивала: следуя революционной традиции, он с презрением относился к «буржуазному»праву и «буржуазной» конституции. Поработав два года в Самарском окружном суде, Ульянов перевелся в Петербург.
Здесь он занимался организацией марксистского движения, вел пропаганду среди рабочих и полемику с народниками. В 1894 г. вышла его первая книга «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?». В ходе борьбы с народничеством Ульянов позаимствовал многие его черты, особенно заговорщического направления, связанного с именем П. Н. Ткачева.
Его мечтой было создание организованной партии, ведущей за собой пролетариат и крестьянство. Осенью 1895 г. на собрании петербургских марксистов было принято решение об объединении в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Руководящему центру «Союза» — в руководство входили В. И. Ульянов, Г. М. Кржижановский, Н. К. Крупская, Ю. О. Мартов — были подчинены районные центры, им — рабочие кружки; поддерживалась связь с 70 заводами и фабриками, издавались листовки, готовился первый номер нелегальной газеты.
Однако в декабре 1895 г. 57 членов «Союза» были арестованы, в 1897 г. Ульянов был сослан в село Шушенское. Петербургский «Союз борьбы» продолжал действовать; на съезде в 1898 г. в Минске было объявлено о создании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Но вскоре после съезда большинство членов избранного на нем Центрального комитета было арестовано; вследствие арестов и внутренних разногласий распался петербургский «Союз борьбы». В условиях промышленного подъема стачечное движение рабочих шло на убыль: для социал-демократов настали нелегкие времена.
В. И. Ульянов в ссылке написал ряд трудов по экономическим вопросам, в частности «Развитие капитализма в России». В 1901 г. он впервые подписался псевдонимом Ленин, под которым и вошел в мировую историю.
Возникновение социализма
Социализм — широкое общественно-политическое движение, которое включало в себя различные течения, группы, партии.
Термин «социализм» возник во Франции в 1-й половине 1830-х годов. Включает совокупность разнородных течений левого толка, которые стремятся к созданию таких общественно-политических форм существования человеческого сообщества, которые обеспечивают наиболее благоприятные условия для всестороннего развития отдельной личности и социума в целом.
Социалистическая идея ведет свою историю с 16 века, когда были написаны первые социальные утопии Томаса Мора (1478-1535 гг.) и Томазо Компанеллы (1568-1639 гг.).
Но как идейное течение и социальное движение социализм возникает в период перехода от традиционного общества к индустриальному, на рубеже 18-19 веков. Он появился как реакция на обострение социальных противоречий в результате утверждения буржуазных общественных отношений, отражал недовольство пролетаризирующихся масс результатами промышленного развития.
Период раннего капитализма, который осуществлял этот переход хаотически, был отмечен разорением миллионов людей, всплеском массовой нищеты, усилением поляризации общества.
Либеральная идеология нач. 19 века не смогла предложить реальных путей устранения либо смягчения общественных противоречий. Сформировавшись во многом из сходных с либеральными идейных источников, социализм обозначил слабые места либеральной концепции. Поэтому ранние социалисты уделяли внимание не столько описанию конструктивного идеала, сколько разоблачению язв капитализма, социальных последствий промышленного переворота.
Они отражали взгляды тех общественных слоев, которые были уверены в неспособности утверждающегося социального устройства обеспечить гармонию интересов общества и личности, создать реальные условия достойного существования и развития личности.
Социализм как широкое направление общественной мысли выступил в качестве альтернативной концепции развития европейской цивилизации.
Большинство социалистов были приверженцами мирных, ненасильственных методов совершенствования социальных отношений, возлагая основные надежды на убеждение и воспитание широких масс.
Многочисленные и разнообразные социалистические течения и учения 19 веке можно привести к «единому основанию», выделив сближающие их идеи.
Если внимание различных национальных либеральных школ и мыслителей было приковано к проблеме индивид-общества, выяснению допустимой степени влияния общества на жизнь индивида, то социалисты делают акцент на соотнесении понятий личность, свобода, коллектив.
Термин «коллектив» всегда увязывается с термином «равенство».
В центре внимания социалистов стоит проблема угнетения большинства людей узкой элитой; поэтому главным требованием социалистов различных течений является построение такого общества, где отсутствует эксплуатация, угнетение одними социальными слоями (элитой, эксплуататорскими классами) других (трудящихся, эксплуатируемых), где нет классового угнетения.