Специфика научного познания
Спецификой науки не является ее точность, так как точность используется в технике, в общественном управлении.
Не является спецификой и использование абстрактных понятий, так как сама наука использует и наглядные образы.
Спецификой научного знания является то, что наука существует в виде системы теоретических знаний.
Теория — это обобщенное знание, которое получают с помощью следующих приемов:
- 1. Универсализация — распространение общих моментов, наблюдаемых в эксперименте на все возможные случаи, в том числе и не наблюдавшиеся. («Все тела при нагревании расширяются».)
- 2. Идеализация — в формулировках законов указываются идеальные условия, которых в самой действительности не бывает.
- 3. Концептуализация — в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий, имеющих точный смысл и значение.
Используя эти приемы, ученые формулируют законы науки, которые являются обобщениями опыта, выявляющими повторяющиеся, необходимые существенные связи между явлениями.
Первоначально на базе классификации эмпирических данных (эмпирический уровень познания) формулируются обобщения в виде гипотез (начало теоретического уровня познания).
Гипотеза — это более или менее обоснованное, но недоказанное предположение. Теория — это доказанная гипотеза, это закон.
Законы позволяют объяснить уже известные и предсказать новые явления, не обращаясь до поры до времени к наблюдениям и экспериментам. Законы ограничивают область своего действия.
Так, законы квантовой механики применимы только к микромиру.
Научное познание строится на трех методологических установках (или принципах):
- • редукционизм — стремление объяснить качественное своеобразие сложных образований законами нижележащих уровней;
- • эволюционизм — утверждение естественного происхождения всех явлений;
- • рационализм — как противоположность иррационализму, знанию, основанному не на доказательстве, а на вере, интуиции и т.д.
Эти принципы делают науку в отличие от религии:
- а) наднациональной, космополитной;
- б) она стремится стать единственной;
- в) научные знания надличностны;
- г) наука носит открытый характер, ее знания постоянно изменяются, дополняются и т.д.
В научном познании выделяют эмпирический и теоретический уровни. Они фиксируют различия в способе, методах познавательной деятельности ученых и характере добываемого материала.
Эмпирический уровень — это предметно-орудийная деятельность ученых, наблюдения, эксперимент, сбор, описание и систематизация научных данных и фактов.
Здесь присутствуют и чувственное познание, и мышление как характеристики познания вообще.
Теоретический уровень — это не всякое мышление, а то, что воспроизводит скрытые от непосредственного восприятия, внутренние, необходимые стороны, связи, сущность исследуемого явления.
К эмпирическим методам относятся:
- • наблюдение — связано с проверкой гипотезы планомерно, систематично;
- • измерение — особый вид наблюдения, при котором дается количественная характеристика объекта;
- • моделирование — вид эксперимента, когда прямое экспериментальное исследование затруднено или невозможно.
К теоретическим методам научного познания относятся:
- • индукция — метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего (Виды индукции: аналогия, модельная экстраполяция, статистический метод и т.п.);
- • дедукция — метод, когда из общих положений (аксиом) логическим путем выводятся другие утверждения (от общего к частному).
Наряду с другими методами в науке действует исторический и логический методы познания.
Исторический метод — это изучение реальной истории объекта, воспроизведение исторического процесса для раскрытия его логики.
Логический метод — это раскрытие логики развития объекта путем изучения его на высших ступенях исторического процесса, так как на высших стадиях объект воспроизводит в сжатом виде свое историческое развитие (онтогенез воспроизводит филогенез).
Что же за знания у человека, которые не входят в науку?
Это ложь, заблуждение, невежество, фантазия? Но разве наука не ошибается? Разве нет доли истины в фантазии, в обмане?
Наука имеет область пересечения с этими явлениями.
- а) Наука и фантазия.
- б) Наука и культура. В настоящее время развернута критика науки. Историк Гилански так говорит об ученых: «Будь их воля, они превратили бы в ботанику великолепные цветения, в метеорологию красоту закатов». Илья Пригожин тоже утверждает, что наука низводит богатство мира до однообразного повторения, убирает благоговение перед природой и приводит к господству над ней. Фейерабенд: «Наука — это богословие ученых, делая акцент на общем, наука огрубляет вещи, противопоставляет себя здравому смыслу, морали. В этом виновата сама жизнь с обезличенными отношениями через письменность, политику, деньги. Науку надо подчинить морали.»
Критика науки должна считаться справедливой только с позиции человека, отказавшегося от использования ее результатов. Гуманизм предполагает право каждого человека на выбор смысла и способа жизни. Но тот, кто пользуется ее плодами, не имеет морального права на критику. Развитие культуры уже немыслимо без развития науки.
Для устранения последствий развития науки общество использует саму науку. Отказ от науки есть деградация современного человека, возврат к животному состоянию, на что человек вряд ли согласится.
Итак, познание — это сложный процесс. Высшей формой познания является научное познание, которое имеет сложную структуру, свою специфику, которая возвышает науку, делает ее знания общепринятыми, но в то же время отрывает науку от личности, от морали, здравого смысла. Но наука не имеет непроходимых границ с не наукой и не должна их иметь, чтобы не перестать быть человечной.
Язык науки: что это?
ЯЗЫК НАУКИ – сложное, внутренне дифференцированное многослойное образование, строение и функционирование которого определяется задачами формирования, трансляции и развития научного знания.
Язык науки – не просто форма, в которой выражается некоторое внешнее по отношению к ней содержание научного знания, а именно способ возникновения и бытия научного знания как определенной реальности. Возникновение и совершенствование науки как особого типа познания мира находит свое воплощение в генезисе и развитии языка науки.
Формирование науки и рационально-теоретического сознания связано с процессами семиозиса, в результате которых претерпевает глубокие изменения исходная семантика донаучного языка. Последняя характеризуется синкретическим единством фиксации некоего «смыслового ядра» с функцией его применения в конкретных ситуациях.
Рационально-теоретическое сознание реализует установку на расщепление этого синкретического единства, на выделение в актах рефлексии над стихийным «естественным» языковым поведением этого «смыслового ядра» в явном, артикулируемом и сознательно контролируемом виде, что позволяет также рефлексивно контролировать функцию применения этого «смыслового ядра».
Если в обыденном словоупотреблении мы специально не контролируем смысл употребляемых слов, то научный подход связан именно с требованием рефлексивного контроля над таким употреблением. Как отмечал Эйнштейн, «вся наука является не чем иным, как усовершенствованием повседневного мышления».
Такое усовершенствование можно интерпретировать прежде всего как специализированную деятельность по разработке смыслов применяемых терминов, в результате которой возникают специфические «конструкты» языка науки.
Деятельность по разработке смыслов применяемых в языке науки терминов определяет процесс теоретизации науки, возникновения все более сложных и внутренне дифференцированных концептуальных структур науки и в конечном счете научных теорий.
Формирующийся теоретический язык науки включает как многочисленные специфически научные термины, не имеющие прямого аналога в донаучном языке, так и термины, заимствованные из обыденного языка, но получившие самостоятельный научный смысл.
В обоих случаях семантика теоретических «конструктов» языка науки определяется их связями в контексте соответствующей концептуально-теоретической системы.
Для того, чтобы быть выражением реального знания о данном в опыте мире, теоретический уровень должен иметь эмпирическую интерпретацию, т. е. должен быть связан с такими слоями языка науки, которые описывают непосредственно данные в опыте реалии.
Язык науки как целое представляет собой иерархизированную многослойную структуру, уровни которой дифференцированы по вертикали, определяющей движение от эмпирии к абстрактным положениям теории.
Между различными подсистемами языка науки, расположенными на различных слоях этой вертикали, осуществляется взаимодействие, своего рода диалог, возникают проблемы согласования и взаимопонимания, которые, однако, не могут быть решены путем однозначного перевода, «погружения» семантики одной подсистемы языка науки в другую.
Специфическое содержание языка науки может быть выражено и знаковыми средствами обыденного естественного языка, и своей особой семиотикой, разрабатываемой уже только в рамках языка науки (язык науки в узком смысле слова).
Эти выработанные в языке науки знаковые средства могут включать элемент наглядности, визуальной образности (различные геометрические модели, схемы, графики и т.д.).
Наглядность (образность) не противопоказана языку науки, однако в данном случае имеется в виду специфическая образность наглядной модели, фиксирующей особое научное содержание.
Существенную роль в языке науки играют различного рода математические языки (включая и язык математической логики), обеспечивающие возможность не только точного выражения научной мысли, но и логического анализа и обработки содержащейся в научном знании информации.
Познание: что это?
Познание – человеческое освоение мира, когда он разумом воспроизводит окружающий мир в особой форме – в форме знаний.
Познание осуществляется в единстве двух форм – чувственной и разумной.
Критерий – истина – это наиболее адекватная мера отражения действительности.
Есть множество форм и способов познавания человеком мира (в целом его познать невозможно):
- 1) Обыденное п. – не требует постижения сущности (привычки, навыки, приметы);
- 2) Художественно-эстетическое – через красоту, критерии прекрасного и ужасного (искусство и чувства в целом);
- 3) Религиозное – в центре божественное откровение;
- 4) Мистико-изотерическое – издревле сложился (медитация, культы);
- 5) Философское;
- 6) Научное.
Все формы равнозначны, т.к. у каждой свои приверженцы.
Рассмотрим основные особенности научного познания, или критерии научности, которые отличают ее от других форм познания (искусства, обыденного познания, религиозного постижения мира и др.).
Основные отличительные черты научного познания (универсалии науки):
Его основная задача — обнаружение объективных законов действительности — природных, социальных, законов самого познания, мышления и др.
Стремление к объективному познанию, независящему от субъекта – единственно верная картина, как есть на самом деле.
Отсюда ориентация исследования на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракции, в форме идеализированных объектов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.
Это основной признак науки, главная ее особенность. После немецкой классической философии (Кант) вопрос об объективности мира в отрыве от сознания человека не имеет решения и лежит в метафизической области убеждений, религии. Т.е. наука – особая форма интерпретации мира, не лучше и не хуже. Меняется не содержание, а стандарты.
На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.
Научное предвидение сводится к тому, чтобы в самом общем виде сконструировать модель будущего по тем его единичным фрагментам, которые существуют сегодня. Любое научное предвидение, каким бы точным оно ни было, всегда неизбежно ограничено, имеет свои пределы, за которыми оно превращается в утопию, в пустую беспочвенную фантазию.
По мере развития практики и самого познания предвидение становится все более точным и достоверным, одни его элементы не подтверждаются и отбрасываются, другие — находят свою реализацию, предвидение в целом наполняется новым содержанием.
Существенным признаком научного познания является его системность, т. е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. Собрание разрозненных знаний, не объединенных в систему, еще не образует науки. Знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов, их описание и обобщение доводятся до теоретического уровня.
Инновационный характер н. Это способ познания, требующий постоянного обновления, синтеза новых знаний.
Саморефлексивность, методологизм. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия – постоянная обращенность науки на себя. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты.
При этом следует иметь в виду, что хотя наука в сущности своей рациональна, но в ней всегда присутствует иррациональная компонента, в том числе и в ее методологии.
Это ярчайший признак науки (литература — литературоведение, нравственность — этика). Художник не задумывается о том, как рисует.
Необходимость подтверждения знаний.
- А) Эмпирическая верификация (напр., для математики не подходит).
- В) Логическое обоснование.
- С) После сер 20 в. Поппер выдвинул принцип фальсификации: знание претендует на научность, если класс его фальсификаторов (явлений, которые наука не способна объяснить) не пуст.
Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств.
Отсюда характерная черта научного познания — объективность, устранение не присущих предмету исследования субъективистских моментов, догматизма.
Открытость для новых явлений и методов (удовлетворяющих). Презумпция доказательности: обязательным является необходимость сведения неизвестных знаний к известным.
Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Знание для науки есть доказательное знание. Иначе говоря, знание должно быть подтверждено фактами и аргументами.
Опытная проверяемость и возможность многократного воспроизведения результатов (другими исследователями, в разных странах и т. д.). Если этот критерий «не работает», то нет и науки как таковой.
Наличие объекта и предмета. Объект – любая часть мира, предмет – конкретная сторона объекта, интересующая исследователя (напр., человек). Были беспредметные области (естествознание).
Язык науки для определения знаний. Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в естественном или искусственном языке: математические символы, химические формулы и т. п.
В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты; идеальные средства, как современная логика, математические методы, диалектика.
Универсальность, общность н. знания, независимость от времени и места.
Общезначимость. Знание не зависит от носителя, лишено черт субъективности.
Специфика. Понятия, категории, законы, принципы (отличие от искусства, религии)
В современной методологии выделяют и иные критерии научности – формальная непротиворечивость знания, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т. д.
Наука: что это?
Наука — сфера человеческой деятельности, целью и содержанием которой является познание мира как единой системы на основе экспериментов и рациональных суждений.
Специфика: наука имеет дело с особым набором объектов, реальностей, которые не сводимы к объектам обыденного опыта.
Наука нуждается в особом наборе орудий для проведения исследовательской деятельности и формулирует специфические способы обоснования истинности знания, к числу которых относятся экспериментальный контроль за полученным знанием, выводимость одних знаний из других. Т.о. Науке характерен системный подход.+ наличие метода и форм познания.
Два уровня организации научного знания: ЭМПИРИЧЕСКИЙ (выводит все знания из чувственного опыта); ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ (фиксирует знания в форме законов и научных теорий, в которых с помощью понятийного мышления раскрывается сущность объектов и явлений).
Методологические принципы: Принцип наблюдаемости: в науку должны вводиться только те утверждения, которые можно хотя бы мысленно проверить на опыте.
Принцип соответствия: всякая теория должна переходить в предыдущую, менее общую теорию в тех условиях, в которых эта предыдущая была установлена. Принцип дополнительности (Н.Бор): некоторые понятия несовместимы и должны восприниматься как дополнительные др. к др. Принцип причинности (казуальности): следствие должно быть сдвинуто относительно причины на время распространения воздействия.
Наука — разновидность духовной деятельности, основная задача которой — постижение истины и обнаружение новых объективных законов, а также получение достоверных знаний о действительности.
Наука одновременно существует в виде социального института (академии, научно-исследовательские институты, лаборатории и т.п.), составляющей духовного производства (методы и способы приобретения новых знаний) и системы знаний (сюда можно отнести различные науки, такие как история, физика).
Научное познание, путём которого осуществляется постижение истины, отличается:
- высоким уровнем объективности,
- рациональностью,
- обязательным использованием определенных способов и методов извлечения новых знаний из уже известных,
- доказательностью
- непротиворечивостью
Функции науки с примерами
Функция | Пример | |
Мировоззренческая | Определяет мировоззрение человека | |
Познавательная | Расширяет познания человека о действительности, объясняет явления окружающего мира | Мама Тая читала ребенку Тёме на ночь энциклопедию про окружающий мир; Тёма узнал о существовании китов. |
Прогностическая | Позволяет предсказывать возможные достижения будущего | Ректор ЛЭТИ в своем интервью упомянул, что в будущем люди научатся управлять протезами своими мыслями. |
Научное познание осуществляется двумя уровнями: эмпирическим и теоретическим.
Уровень | Эмпирический | Теоретический |
Сущность | Знание извлекается через непосредственное взаимодействие с реальным объектом исследования для выявления фактов. | Знание извлекается через более рациональный подход, опираясь на уже известные законы и догмы. |
Формы | Научный факт – достоверная информация о каком-либо событии или процессе.
Эмпирический закон — закон, достоверность которого была обнаружена опытным путем. |
Проблема – столкновение противоположных позиций в изучении чего-либо, требующее разрешения
Теория – обобщенная формулировка положений о действительности Гипотеза – предположение, сделанное на основе известных истин, требующее доказательства или опровержения |
Методы и средства |
|
формализация – изображение свойств предмета в виде знаковых форм или языков
математизация – интеграция математики в другие области научного познания моделирование – изучение свойств объекта на примере создания его модели анализ – расчленение предмета или явления на исследуемые части синтез – слияние частей в единое целое |
Универсальные методы, применимые к обоим уровням:
|
Наука как система знаний подразделяется на:
- Точные науки – такие отрасли науки, в рамках которых происходит изучение чисел и точных закономерностей, включающее исключительно строгие логические методы изучения.
Например, математика, информатика, физика, а также химия и биология (частично)
- Технические (инженерные) науки – область науки, смежная с естествознанием, направленная на изучение и развитие техники. К техническим наукам относят технику, физику, но чаще принято выделять конкретные профессии (электрик, механик) или квалификацию, например, инженера.
- Естественные науки – отрасли науки, изучающие природные явления и природные объекты.
Основные из них: биология, химия, астрономия, физика, география.
- Гуманитарные науки – науки о человеке и сферах его деятельности. Гуманитарные науки часто отождествляют с науками социальными, то есть с науками об обществе. Сюда относят языки, литературу, музыку, философию; историю, политологию, этику, эстетику, социологию.