Наука в 19 веке в России и Европе
Развитие науки в рассматриваемый период характеризовалось следующими чертами: шло интенсивное освоение европейского опыта, возникли новые научные центры в стране, усилилась специализация научных знаний, приоритетное развитие получили прикладные исследования.
Создание новых университетов в стране значительно изменило форму организации науки. До начала XIX а сосредоточением научной жизни империи была Петербургская академия наук. После того как в конце XVIII в. закрылся академический университет, а вслед за ним и академическая гимназия, академия специализировалась исключительно в области науки и ее популяризации.
Однако российские университеты очень скоро стали заявлять о своих научных изысканиях. Причем, в первой половине XIX в. обозначалась тенденция к созданию университетских научных школ. Академики не признавали вне академической науки. Антагонизм между академической и университетскими корпорациями трагично сказался на судьбе открытия математика Н.И.Лобачевского.
Математика.
Н.И.Лобачевский, выпускник Казанского университета, начинал преподавательскую деятельность в 1811 г. с чтения лекций по небесной механике и теории чисел. В историю мировой науки казанский профессор вошел как создатель новой системы, так называемой «неэвклидовой геометрии», совершившей переворот во взглядах на современную математику.
Однако члены академии В.Ч.Буняковский и М.В.Остроградский дали несправедливо резкие отзывы о ней. Академические математики, крупные ученые (В.Я.Буняковский был известен как автор теории неравенств, а М.В.Остроградский считался признанным авторитетом в математической физике) не смогли переступить через корпоративные интересы ради высокой науки.
При жизни Лобачевского его открытие так и не было признано. Почти 19 лет ученый возглавлял Казанский университет, много внимания уделял формированию университетской библиотеки.
Астрономия.
Историки российской астрономической науки делят ее на два периода: до и после учреждения Пулковской обсерватории (1839). В начале первого периода астрономические работы велись преимущественно академическими астрономами. Но устарелая обсерватория Академии наук уже не соответствовала требованиям к точности измерений.
Вскоре лидирующее положение заняла обсерватория Дерптского университета. Именно в ней академиком В.Я.Струве и его учениками было основано новое направление в астрономии. Применяя новейшие математические и физические методы, они добились высокой точности в определении межзвездных расстояний. Работы Струве по астрометрии и изучению двойных звезд получили мировую известность.
Устроенная по замыслу Струве Николаевская Пулковская обсерватория, оборудованная новейшими приборами, стала основным центром астрономических исследований. Она предназначалась для производства постоянных наблюдений и кроме того обязана была содействовать практической астрономии.
Первым профессором астрономии Казанского университета был Литгров, который построил небольшую обсерваторию. Более известен в астрономии его ученик И.М.Симонов, участник путешествия к Антарктиде. Большинство его трудов посвящено изучению земного магнетизма. В течение ряда лет Симонов был ректором Казанского университета.
Физика.
В центре внимания русских физиков в первой половине XIX в. было изучение свойств электричества и физических явлений природы.
В начале века лучшим физическим кабинетом в России была лаборатория в медико-хирургической академии. Оборудование для нее закупалось правительством в признанных европейских центрах. Проводя в ней многочисленные эксперименты, В.В.Петров открыл электрическую дугу, которая стала применяться в металлургии и при освещении. В дальнейшем ученый изучал химическое действие тока, электропроводность, люминесценцию, электрические явления в газах.
После открытия Дерптского университета в нем формируется одна из старейших российских физических школ. Немало тбму содействовал ректор университета, профессор физики Г.Ф.Паррот. Одним из его прославленных учеников был Э.Х.Ленц, создатель законов «Правило Ленца», «Закон Джоуля-Ленца».
В Дерптском же университете производил свои первые опыты по электромагнетизму академик Б.С. Якоби. В 1834 г. впервые опробовал его для привода судна. Якоби основал новое направление в физике — гальванотехнику. В 1840-1850-х гг. ученый занимался разработкой телеграфного аппарата и изобрел несколько его модификаций.
Химия.
В Казанском университете в первой половине столетия стала складываться сильная химическая школа. Ее создание стимулировалось особой заботой правительства о преодолении технологического отставания страны. По университетской реформе 1835 г. предписывалось выделение специальных субсидий на устройство химических лабораторий в университетах. В конце 1830-х гг. профессора Казанского университета П.П.Зинин и К.К.Клаус основали химическую и технологическую лаборатории.
В них уже в 1842 г. Зинин сделал свое знаменитое открытие способа искусственного получения анилина и некоторых других ароматических оснований. Эти открытия стали основой для развития в стране производства синтетических красителей, душистых веществ и лекарственных препаратов. А в 1844 г. профессор Клаус открыл новый химический элемент — рутений.
Чуть позже, во второй половине 1840-х гг., сформировался второй российский центр химической науки — в Петербургском университете. Он дал таких известных химиков как профессор Н.Н.Бекетов, открытия которого в области химии металлов усовершенствовали российское металлургическое производство.
Становление медицинской науки связано с открытием петербургской медико-хирургической академии (1799) и медицинских факультетов при университетах. Профессором академии был знаменитый русски; рург Н.И.Пирогов, основоположник военно-полевой хирургии и анатомо-экспертного направления в науке. Он впервые произвел операцию под наркозом на поле боя (1847), ввел неподвижную гипсовую повязку, пред ложил ряд новых хирургических операций. Мировую известность получил атлас Пирогова — «Топографическая анатомия» (Т. 1-4, 1851-1854).
Медицина.
Включение в состав Российской империи новых территорий способствовало интересу к географическим и этнографическим исследованиям. Их маршруты в первой половине XIX в. пролегали в просторы Урала, Сибири, Дальнего Востока и Аляски. Другим направлением рус-ских путешествий были южные степи и Среднеазиатские страны. Одновременно с изучением внутренних частей империи и пограничных с ней земель шли труды по описи морей и внутренних водных бассейнов. В результате были составлены карты, описание территории, собраны этнографические и статистические материалы.
География.
В царствование Александра 1 русская географическая наука мощно заявила о себе в мире целым рядом кругосветных экспедиции и работ в Ледовитом океане. В 1803-1806 гг. состоялась первая такая экспедиция на двух кора***х «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского. После этого было совершено еще около 40 кругосветных путешествий.
Предпринятые в 1820-30-е гг. полярные экспедиции доказали суще ствование Северного морского пути между Тихим и Атлантическим океанами. Этим была опровергнута гипотеза о наличии перешейка между Азией и Америкой.
Русские мореплаватели Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев на военных судах «Восток» и «Мирный» предприняли экспедицию, цель которой заключалась в продолжении изысканий «до отдаленнейшей широты, какой только можно достигнуть». В январе 1821 г. она закончилась событием ве ка: открытием шестой части света Антарктиды.
Таким образом, первая половина XIX в. стала временем организационного оформления российской науки, складывания научных школ в ней Российскими учеными были совершены прорывы во многих областях знз ния, которые сделали Россию передовой в научном отношении страной Но задержка экономических и политических преобразований способств* вала тому, что наука развивалась в значительной степени в отрыве от об щественных потребностей, как бы опер, та их. Научные исследование редко субсидировались российскими прел ншимателями, как в Европе
Развитие науки в России XIX века
Наука в России являла собой дитя правительства и потому очень зависела от власти, от правительственного отношения к ней.
К середине XIX в. завершился один из крупных этапов в истории русской культуры. Основным содержанием культурного процесса рассматриваемого времени было развитие национальной культуры.
Первая половина XIX в. — формирование и развитие русской литературы, а вместе с ней и театра. В рассматриваемый период произошло становление русского языка, определилась тесная связь русской литературы с развитием общественной мысли. Идет дальнейшее освоение жанров отечественной профессиональной музыки, появление новых приемов и средств музыкальной выразительности, освоение музыкального наследия народа. В этот период возникает музыкальная классика, создается национальная школа в русской музыке.
Для художественной культуры первой половины XIX в. были ларак-терны быстрая смена художественных направлений, одновременное сосуществование разных художественных стилей. В изобразительном искусстве были достигнуты большие успехи в освоении новых жанров, новых средств выразительности, в поиске новых тем.
Преемственность в развитии.(основа формирования культурного наследия общества) — одна из характерных черт культурного процесса России.
Для российской культуры была характерна способность воспринимать, аккумулировать все то, что было лучшего в европейской культуре, сохраняя при этом национальную самобытность.
Развитие науки в рассматриваемый период характеризовалось следующими чертами: шло интенсивное освоение европейского опыта, возникли новые научные центры в стране, усилилась специализация научных знаний, приоритетное развитие получили прикладные исследования.
Создание новых университетов в стране значительно изменило форму организации науки.
До начала XIX а сосредоточением научной жизни империи была Петербургская академия наук. После того как в конце XVIII в. закрылся академический университет, а вслед за ним и академическая гимназия, академия специализировалась исключительно в области науки и ее популяризации.
Однако российские университеты очень скоро стали заявлять о своих научных изысканиях.
Причем, в первой половине XIX в. обозначалась тенденция к созданию университетских научных школ. Академики не признавали внеакадемической науки. Антагонизм между академической и университетскими корпорациями трагично сказался на судьбе открытия математика Н.И.Лобачевского.
Математика. Н.И.Лобачевский, выпускник Казанского университета, начинал преподавательскую деятельность в 1811 г.
с чтения лекций по небесной механике и теории чисел. В историю мировой науки казанский профессор вошел как создатель новой системы, так называемой «неэвклидовой геометрии», совершившей переворот во взглядах на современную математику. Однако члены академии В.Ч.Буняковский и М.В.Остроградский дали несправедливо резкие отзывы о ней.
Академические математики, крупные ученые (В.Я.Буняковский был известен как автор теории неравенств, а М.В.Остроградский считался признанным авторитетом в математической физике) не смогли переступить через корпоративные интересы ради высокой науки.
При жизни Лобачевского его открытие так и не было признано.
Почти 19 лет ученый возглавлял Казанский университет, много внимания уделял формированию университетской библиотеки.
Астрономия. Историки российской астрономической науки делят ее на два периода: до и после учреждения Пулковской обсерватории (1839). В начале первого периода астрономические работы велись преимущественно академическими астрономами. Но устарелая обсерватория Академии наук уже не соответствовала требованиям к точности измерений.
Вскоре лидирующее положение заняла обсерватория Дерптского университета.
Именно в ней академиком В.Я.Струве и его учениками было основано новое направление в астрономии. Применяя новейшие математические и физические методы, они добились высокой точности в определении межзвездных расстояний. Работы Струве по астрометрии и изучению двойных звезд получили мировую известность.
Устроенная по замыслу Струве Николаевская Пулковская обсерватория, оборудованная новейшими приборами, стала основным центром астрономических исследований.
Она предназначалась для производства постоянных наблюдений и кроме того обязана была содействовать практической астрономии.
Первым профессором астрономии Казанского университета был Литгров, который построил небольшую обсерваторию.
Более известен в астрономии его ученик И.М.Симонов, участник путешествия к Антарктиде. Большинство его трудов посвящено изучению земного магнетизма. В течение ряда лет Симонов был ректором Казанского университета.
Физика. В центре внимания русских физиков в первой половине XIX в. было изучение свойств электричества и физических явлений природы.
В начале века лучшим физическим кабинетом в России была лаборатория в медико-хирургической академии.
Оборудование для нее закупалось правительством в признанных европейских центрах. Проводя в ней многочисленные эксперименты, В.В.Петров открыл электрическую дугу, которая стала применяться в металлургии и при освещении. В дальнейшем ученый изучал химическое действие тока, электропроводность, люминесценцию, электрические явления в газах.
После открытия Дерптского университета в нем формируется одна из старейших российских физических школ.
Немало тбму содействовал ректор университета, профессор физики Г.Ф.Паррот. Одним из его i.^o-славленных учеников был Э.Х.Ленц, создатель законов «Правило Ленца», «Закон Джоуля-Ленца».
В Дерптском же университете производил свои первые опыты по электромагнетизму академик Б.СЯкоби. В 1834 г. впервые опробовал его для привода судна. Якоби основал новое направление в физике — гальванотехнику. В 1840-1850-х гг. ученый занимался разработкой телеграфного аппарата и изобрел несколько его модификаций.
Химия.
В Казанском университете в первой половине столетия стала складываться сильная химическая школа. Ее создание стимулировалось особой заботой правительства о преодолении технологического отставания страны. По университетской реформе 1835 г. предписывалось выделение специальных субсидий на устройство химических лабораторий в университетах. В конце 1830-х гг. профессора Казанского университета П.П.Зинин и К.К.Клаус основали химическую и технологическую лаборатории.
В них уже в 1842 г. Зинин сделал свое знаменитое открытие способа искусственного получения анилина и некоторых других ароматических оснований. Эти открытия стали основой для развития в стране производства синтетических красителей, душистых веществ и лекарственных препаратов. А в 1844 г. профессор Клаус открыл новый химический элемент — рутений.
Чуть позже, во второй половине 1840-х гг., сформировался второй российский центр химической науки — в Петербургском университете.
Он дал таких известных химиков как профессор Н.Н.Бекетов, открытия которого в области химии металлов усовершенствовали российское металлургическое производство.
Становление медицинской науки связано с открытием петербургской медико-хирургической академии (1799) и медицинских факультетов при университетах.
Профессором академии был знаменитый русски; рург Н.И.Пирогов, основоположник военно-полевой хирургии и анатомо-экспертного направления в науке. Он впервые произвел операцию под наркозом на поле боя (1847), ввел неподвижную гипсовую повязку, пред ложил ряд новых хирургических операций. Мировую известность получил атлас Пирогова — «Топографическая анатомия» (Т. 1-4, 1851-1854).
Медицина.
Включение в состав Российской империи новых территорий способствовало интересу к географическим и этнографическим исследованиям. Их маршруты в первой половине XIX в. пролегали в просторы Урала, Сибири, Дальнего Востока и Аляски. Другим направлением рус-ских путешествий были южные степи и Среднеазиатские страны. Одновременно с изучением внутренних частей империи и пограничных с ней земель шли труды по описи морей и внутренних водных бассейнов.
В результате были составлены карты, описание территории, собраны этнографические и статистические материалы.
География.
В царствование Александра 1 русская географическая наука мощно заявила о себе в мире целым рядом кругосветных экспедиции и работ в Ледовитом океане. В 1803-1806 гг.
состоялась первая такая экспедиция на двух кора***х «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского. После этого было совершено еще около 40 кругосветных путешествий.
Предпринятые в 1820-30-е гг. полярные экспедиции доказали суще ствование Северного морского пути между Тихим и Атлантическим океанами.
Этим была опровергнута гипотеза о наличии перешейка между Азией и Америкой.
Русские мореплаватели Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев на военных судах «Восток» и «Мирный» предприняли экспедицию, цель которой заключалась в продолжении изысканий «до отдаленнейшей широты, какой только можно достигнуть».
В январе 1821 г. она закончилась событием ве ка: открытием шестой части света Антарктиды.
Таким образом, первая половина XIX в. стала временем организационного оформления российской науки, складывания научных школ в ней Российскими учеными были совершены прорывы во многих областях знз ния, которые сделали Россию передовой в научном отношении страной Но задержка экономических и политических преобразований способств* вала тому, что наука развивалась в значительной степени в отрыве от об щественных потребностей, как бы опер, та их.
Научные исследование редко субсидировались российскими прел ншимателями, как в Европе
Наука в России являла собой дитя правительства и потому очень зависела от власти, от правительственного отношения к ней.
К середине XIX в. завершился один из крупных этапов в истории русской культуры. Основным содержанием культурного процесса рассматриваемого времени было развитие национальной культуры.
Первая половина XIX в. — формирование и развитие русской литературы, а вместе с ней и театра. В рассматриваемый период произошло становление русского языка, определилась тесная связь русской литературы с развитием общественной мысли. Идет дальнейшее освоение жанров отечественной профессиональной музыки, появление новых приемов и средств музыкальной выразительности, освоение музыкального наследия народа.
В этот период возникает музыкальная классика, создается национальная школа в русской музыке.
Для художественной культуры первой половины XIX в. были ларак-терны быстрая смена художественных направлений, одновременное сосуществование разных художественных стилей. В изобразительном искусстве были достигнуты большие успехи в освоении новых жанров, новых средств выразительности, в поиске новых тем.
Преемственность в развитии.(основа формирования культурного наследия общества) — одна из характерных черт культурного процесса России.
Для российской культуры была характерна способность воспринимать, аккумулировать все то, что было лучшего в европейской культуре, сохраняя при этом национальную самобытность.
По своему определению согласно Григорианскому календарю 19 век длился с 1801 по 1900 гг. Также он обозначается как 1800-е гг. Изобретение практичной электроэнергии, стали и нефтепродуктов в течение 19 столетия привели ко второй промышленный революции (1865-1900 гг.).
Этот период можно охарактеризовать ростом железных дорог и пароходов, более быстрыми и развитыми средствами связи и изобретениями, которые нам так хорошо сегодня известны.
19 век можно назвать эпохой станков (станки производили станки), машин, которые производили запчасти других машин, включая взаимозаменяемые запчасти.
В течение 19 столетия был изобретен сборочный конвейер, ускоривший производство заводских товаров народного потребления. Лампочка, телефон, печатная машина, швейная машина – все они были изобретены в 19 столетии.
В 19 веке родились профессиональные ученые: слово «ученый» впервые было введено в 1833 году Уильямом Уэвеллем.
Изобретатели начали разрабатывать практичный двигатель внутреннего сгорания.
Список изобретений и открытий сделанных в 19 веке
1800 – француз Дж. М. Жаккард изобретает жаккардовый ткацкий станок. Алессандро Вольт изобретает батарею.
1804 — Фридрих Уинзер ( Уинсор) был первым человеком, запатентовавшим газовое освещение.
Английский горный инженер, Ричард Тревитик, разработал первый паровой локомотив. К сожалению, машина была слишком тяжелой и ломала рельсы, по которым ехала.
1809 — Хэмфри Дэви изобретает первый электрический свет и первую дуговую лампу.
1810 – Немец Фредерик Кениг изобретает улучшенный вариант печатной машины.
Питер Дюран изобретает консервную банку.
1814 — Джордж Стефенсон проектирует первый паровоз. В Англии проводится первая пластическая операция. Немец Йозеф фон Фраунгофер изобретает спектроскоп для химического анализа светящихся объектов.
Джозеф Нисефор Ньепс был первым человеком, сделавшим фотографию. Он сделал фотографию из окна своего дома во Франции с помощью машины, называемой камерой-обскурой. Камере потребовалось 8 часов, чтобы сделать снимок.
1815 — Хэмфри Дэви изобретает шахтерскую лампу.
1819 — Сэмюэл Фанисток патентует автомат для продажи газированной воды.
Рене Лаэннек изобретает стетоскоп.
1823 — Макинтош (плащ) изобретен Чарльзом Макинтошем в Шотландии.
1824 — Майкл Фарадей изобретает первый воздушный шарик. Англичанин Джозеф Аспдин патентует портландцемент.
1825 — Уильям Стерджион изобретает электромагнит.
1827 — Джон Уокер изобретает современные спички. Чарльз Уитстон был первым человеком, давшим определение микрофона.
1829 – Американец У.А. Берт изобретает пишущую машинку. Француз Луи Брайль изобретает шрифт Брайля для слепых. Уильям Остин Берт патентует типограф (предшественник пишущей машинки).
1830 — Француз Бартелеми Тимоннье изобретает швейную машину.
1831 – Американец Сайрус Маккормик изобретает первую коммерчески успешную жатвенную машину.
Майкл Фарадей изобретает электрический генератор.
1832 — Первый запатентованный стереоскоп был изобретен Чарльзом Уитстоном в 1832 году и запатентован в 1838 году.
1834 — Генри Блэр патентует кукурузный сеятель: он стал вторым афроамериканцем, получившим патент США. Якоб Перкинс изобретает ранний тип холодильного устройства (морозильная машина).
1835 – Англичанин Генри Талбот изобретает калотипическую фотографию.
Солимон Меррик патентует гаечный ключ. Англичанин Фрэнсис Петтит Смит изобретает пропеллер. Чарльз Бэббидж изобретает механический калькулятор.
1836 — Фрэнсис Петтит Смит и Джон Эриксон совместно изобретают пропеллер. Сэмюэль Кольт изобретает первый револьвер.
1837 — Сэмюэл Морзе изобретает телеграф.
Английский учитель Роуленд Хилл изобретает почтовую марку.
1838 — Сэмюэль Морзе изобретает азбуку Морзе.
I839 – Американец Фаддей Фэрбенкс изобретает платформенные весы. Американец Чарльз Гудиер изобрел вулканизированную резину. Французы Луи Дагер и Дж. Н. Ньепс совместно изобретают дагерротипию.
Киркпатрик Макмиллан создает велосипед. Уэльсец сэр Уильям Роберт Гроув разрабатывает первую водородную топливную ячейку.
1840 – англичан Джон Гершель изобретает светокопию.
1841 — Сэмюэл Слокам патентует степлер.
1842 — Джозеф Дарт строит первый элеватор.
1843 — Александр Бэйн из Шотландии изобретает факсимиле.
1844 – Англичанин Джон Мерсер изобретает хлопчатобумажную ткань.
1845 – Американец Элиас Хоу изобретает улучшенную швейную машину.
Роберт Уильям Томсон патентует первые вулканизованные покрышки пневматических шин.
1846 — Доктор Уильям Мортон, зубной врач из Массачусетса, стал первым врачом, использовавшим наркоз при удалении зуба.
1847 – Венгерец Игнац Земмельвейс изобретает антисептик.
1848 — Уолдо Хэчетт патентует стоматологическое кресло.
1849 — Уолтер Хант изобретает булавку.
1850 – Джоэлу Хоутону был выдан первый патент на посудомоечную машину.
1851 — Исаак Зингер изобретает швейную машину.
1852 — Жан-Бернар Леон Фуко изобретает гироскоп.
Анри Гиффард строит дирижабль с питанием от первого авиационного двигателя (неудачная разработка).
1853 — Джордж Кейли изобретает пилотируемый планер.
1854 — Джон Тиндаль демонстрирует принципы волоконной оптики.
1855 — Исаак Зингер патентует швейную машину с двигателем.
Жорж Одемарс изобретает искусственный шелк.
1856 — Луи Пастер изобретает пастеризацию.
1857 — Джордж Пульман изобретает спальный вагон Пульмана для путешествия на поезде.
1858 — Гамильтон Смит патентует роторную стиральную машину. Жан Ленуар изобретает двигатель внутреннего сгорания .
1861 — Елисей Отис патентует тормоза безопасности лифта, тем самым создавая более безопасную лифтовую систему.
Пьер Мишо изобретает велосипед. Линус Йель изобретает замок Йеля или цилиндровый замок.
1862 — Ричард Гатлинг патентует пулеметом. Александр Паркс изобретает первый искусственный пластик.
1866 — Альфред Нобель изобретает динамит. Дж. Остерудт патентует консервную банку с открывашкой. Англичанин Роберт Уайтхед изобретает торпеду.
1867 — Кристофер Скоулз создает первую практическую современную печатающую машинку.
1868 — Джордж Вестингауз изобретает воздушные тормоза.
Роберт Машет создает вольфрамовую сталь . Дж. П. Найт изобретает светофор.
1872 — Дж. С. Рисдон патентует металлическую ветряную мельницу.
А.М. Уорд выпускает первый посылочный каталог.
1873 — Джозеф Глидден изобретает колючую проволоку.
1874 — американец С. Гудьер Младший изобретает сшивальщик обуви.
1876 — Александр Грэхем Белл патентует телефон. Николаус Август Отто изобретает первый практический четырехтактный двигатель внутреннего сгорания. Мелвилл Бисселль патентует щетку для чистки ковров.
1877 — Томас Эдисон изобрел цилиндрический фонограф или фонографическую фольгу.
Эдвард Майбридж изобретает первые движущиеся изображения.
1878 — Сэр Джозеф Уилсон Свон был первым человеком, который изобрел практичную и более прочную электрическую лампочку.
1880 – Британская компания по производству перфорированной бумаги изобретает туалетную бумагу. Англичанин Джон Милн создает современный сейсмограф .
1881 — Александр Грэхем Белл изобрел первый необработанный металлоискатель.
Дэвид Хьюстон патентует рулонную пленку для камер. Эдвард Леву патентует автоматическое механическое фортепьяно.
1884 — Джордж Истман патентует фотографическую пленку. Француз Х. Де Шардонне изобретает искусственный шелк. Льюис Эдсон Ватерман изобретает первую практичную авторучку.