Что такое эпоха Возрождения: наука и культура эпохи возрождения

Что такое эпоха Возрождения

Эпоха европейского Возрождения охватывает период XIV-XVI вв.

«Возрождение» (от франц. «renaissance» — возрождение, Ренессанс) ─ возврат к ценностям античного мира.

В этот период происходит возрождение огромного интереса к античной философии, к античным религиозным и оккультным учениям, к античной литературе и изобразительному искусству.

Деятели эпохи Возрождения или (как они себя называли) гуманисты верили, что они формируют новую эпоху, с новым укладом жизни и возрожденными ценностями античного мира. Гуманистами выдвигался идеал нового человека, творца своей судьбы и своего бытия.

Пико дела Мирандола (1463-1494) утверждал, что человек ─ единственное в мире существо, наделенное способностью формировать самого себя, опираясь на знания ─ этику и науки о природе.

В эпоху Возрождения блестящее развитие получает литература и изобразительное искусство(живопись, скульптура).

Искусство оказалось вплетено во все сферы человеческой жизни. Огромное влияние оказало искусство и на развитие науки. Наука в эпоху Возрождения становится активной, творческой. Творчество гуманисты воспринимали как одно из главных предназначений человека.

Так, Леон Батиста Альберти (1404-1472) ─ писатель, архитектор, теоретик искусства ─ утверждал, что в своей жизненной практике человек должен раскрыть заложенные в нем способности. В этом главная цель его существования. Причем, творчество понималось очень широко ─ от труда скромного ремесленника до высот научной и художественной деятельности.

Изобретатель, мастер, художник, архитектор, ученый ─ профессии, в эпоху Возрождения часто неразделимые!

В наивысшей степени все эти грани человеческой деятельности соединились в творчестве Леонардо да Винчи. Мир его интересов не поддается одномерному определению.

Его влекли не только архитектура, скульптура и живопись. Он не с меньшим увлечением изобретал невиданные машины, замысловатые конструкции, придумывал невероятное оружие и музыкальные инструменты, проектировал мосты, фортификационные сооружения, каналы. Он соединил науку, технику и искусство в практических целях.Одним из первых Леонардо применил в науке эксперимент, утверждая, чтоопыт никогда не обманывает.

В Эпоху Возрождения в Западной Европе произошли изменения во всех сферах жизни человека — в области философской мысли, в литературе, в области художественного творчества, в научном и религиозном аспектах, в социально-политических представлениях, что подготовило научную революцию XVII века.

Крупнейшим научным открытием периода стала гелиоцентрическая модель мира, созданная Н.Коперником, к которой ученый пришел скорее под сильным влиянием чувства гармонии, чем в ходе научных изысканий. Для Н. Коперника, убежденного в простоте, разумности природы, система Птоломея выглядела совсем негармоничной, очень сложной, какой-то нагроможденной.

Результатом его сомнений стало создание новой концепции мироустройства. Гелиоцентрическая картина мира с доказательствами была изложена им в труде «О вращениях небесных сфер», который был опубликован незадолго до его смерти и в 1616 г был внесен католической церковью в «Список запрещенных книг». Запрет был снят только спустя более 200 лет.

Научная мысль в эпоху Возрождения была представлена исследованиями по оптике, электричеству, магнетизму, механике.

Среди работ в области математики и механики можно выделить труд Николы Тартальи (1499-1552) «Проблемы и различные изобретения» (1546), в котором он утверждал, что траектория снаряда всегда криволинейна и не содержит прямолинейного участка. Его ученик Джован Бенедетти (1530-1590) создал учение о перспективе и пропорциях, сформулирован «гидростатический парадокс» (сила тяжести жидкости, налитой в сосуд, может отличаться от силы, с которой эта жидкость действует на дно сосуда).

Выдающимся математиком и механиком своего времени был голландец Симон Стевин (1548-1620). Им, в частности, были определены условия равновесия на наклонной плоскости и доказан закон Архимеда.

Научные исследования в области оптики проводил Франческо Мавролика (1494-1575). В своих научных трактатах он пытался уточнить представления об оптике глаза. Им были представлены объяснения причин близорукости и дальнозоркости на основании доказанного утверждения, что хрусталик работает как линза, строящая изображение на сетчатке. Мавролик также впервые указал на семь цветов радуги и показал, что лучи, проходящие через призму, дают такие же цвета, что и в радуге.

Блестящие опыты по магнетизму проводил Джован Батист Порта (1543-1615) и описал их в своей книге «Магнетизм».

Одним из основателей науки «об электричестве и магнетизме» был ученый и врач по профессии Вильям Гильберт (1544-1603). Он провел много экспериментов по электричеству, но создать теорию электромагнитного поля ему не удалось.

Гуманизм Возрождения способствовал утверждению в Европе веротерпимости, уважения к личности, принципов открытости и свободы научного поиска. Это, несомненно, отразилось на развитии сферы гуманитарных наук. В этот период в трудах Н. Макиавелли (1469-1672) было положено начало политологической науки.

Являясь одним из ярких представителей идеологов буржуазного государства эпохи первоначального капитала, Н. Макиавелли утверждал, что интерес ─ это движущая сила истории. Могущественнейший из интересов человека ─ приобретение или сохранение частной собственности.

Возникли утопические концепции Т. Мора (1478-1535) и Т. Кампанеллы (1668-1639).

Период первоначального накопления капитала и бурное развитие товарно-денежных отношений как следствие великих географических отношений, захвата и ограбления колоний привели к возникновению первой в истории экономической мысли школы меркантилизма. Представители этой школы рассматривали деньги как абсолютную форму богатства и давали практические рекомендации по его увеличению.

Английским купцом Т. Манном (1571-1641) в общих чертах была разработана теория протекционизма (политика защиты национального рынка).

В это время были изобретены телескоп, микроскоп, ртутный барометр, усовершенствован часовой механизм. Иоганн Гуттенберг создал печатный станок, что по значимости сравнимо с изобретением в древности колеса или письменности.

Первые конструкции телескопов были изобретены Галилеем, Кеплером, Ньютоном. Так, телескоп Галилея состоит из одной выпуклой и одной вогнутой линз, которые позволяют получить прямое изображение удаленного предмета.

Первые сложные микроскопы были изготовлены уже в конце XVI в. Славу же микроскопу принесли работы голландского ученого Антонии Ван Левенгука, открывшего и изучавшего с его помощью мир микроорганизмов. Некоторые его приборы позволили получить увеличение в 300 раз.

Изобретение ртутного барометра связано с возникновением теории атмосферного давления, которую опытным путем подтвердил французский естествоиспытатель Блез Паскаль. Появилась новая единица измерения — миллиметр ртутного столба и в 1644 г. Э. Торричелли был изобретен прибор, с помощью которого можно измерить атмосферное давление — ртутный барометр.

Всевозможные новации наблюдались и в городском строительстве. Новые архитектурные идеи опирались на античные образцы, переосмысленные и улучшенные современными архитекторами. Эти идеи воплощались в камне с помощью более совершенных строительных технологий. В Париже был возведен знаменитый собор Парижской Богоматери, начато строительство Лувра и новой ратуши.

В развитии военной техники можно отметить появление в первой половине XVI в. мушкетов (ружья с курком, снабжённым тлеющим фити­лём), изобретение пистолета. При этом (как уже отмечалось выше), повышенный спрос на новые виды оружия привёл к быстрому развитию металлургии, а значит — к увеличению добычи железной, медной и оловянной руд. Интенсивнее стала развиваться металлургия и горнодобывающая промышленность. Создавались и усовершенствовались машины, применявшие в горнорудном деле.

Таким образом, в XIV—XVI столетиях в науке и технике большинства стран Европы произошли важные изменения, подготовившие переход от Средневековья к Новому времени. Прежде всего, стал возрождаться интерес европейцев к полузабытому наследию разрушенной античной культуры. В этот период истории жили знаменитые учёные и инженеры — Леонардо да Винчи, Николай Коперник и Галилео Галилей.

Быстро развивались такие науки, как математика, астрономия, механика. Продолжалось становление экспериментального метода на основе соединения науки и практики. Открытия и изобретения, сделанные в этот период, оказали огромное влияние на всю последующую историю человечества.

Эпоха Возрождения ─ особый период в европейской истории. С одной стороны, это расцвет искусства, возрождение античности, гуманизм. Но, с другой стороны, рушились прежние ценности, установки. Формировалась новая концепция человека ─ решительной и предприимчивой личности. В ходе Реформации XVI в. религиозные догмы сменились установками на успех, достаток, социальное и материальное благополучие. Вера в профессию, в которой можно многого достичь сменила веру в Бога.

То есть, рушились прежние установки, ценности, таяла вера во всемогущество церкви, вера в Бога не давала ответов на многие вопросы. И все эти духовные процессы происходили на фоне перемен социальных, общественных, политических.

Но жить без веры ─ нельзя. И возникла вера в науку!

Безусловно, развитие науки и техники в XV-XVI вв. подготовили научную революцию XVII столетия!

Период эпохи Возрождения и представители

Возрождение делят на 4 этапа:

  • Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
  • Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)
  • Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
  • Позднее Возрождение (середина XVI века — 1590-е годы)

«Возрождение» (от франц. «renaissance» — возрождение, Ренессанс) ─ возврат к ценностям античного мира.

Эпоха европейского Возрождения охватывает период XIV-XVI вв.

В этот период происходит возрождение огромного интереса к античной философии, к античным религиозным и оккультным учениям, к античной литературе и изобразительному искусству. Деятели эпохи Возрождения или (как они себя называли) гуманисты верили, что они формируют новую эпоху, с новым укладом жизни и возрожденными ценностями античного мира.

Гуманистами выдвигался идеал нового человека, творца своей судьбы и своего бытия. Пико дела Мирандола (1463-1494) утверждал, что человек ─ единственное в мире существо, наделенное способностью формировать самого себя, опираясь на знания ─ этику и науки о природе.

В эпоху Возрождения блестящее развитиеполучает литература и изобразительное искусство(живопись, скульптура).

Искусство оказалось вплетено во все сферы человеческой жизни.

Огромное влияние оказало искусство и на развитие науки. Наука в эпоху Возрождения становится активной, творческой. Творчество гуманисты воспринимали как одно из главных предназначений человека. Так, Леон Батиста Альберти (1404-1472) ─ писатель, архитектор, теоретик искусства ─ утверждал, что в своей жизненной практике человек должен раскрыть заложенные в нем способности. В этом главная цель его существования.

Причем, творчество понималось очень широко ─ от труда скромного ремесленника до высот научной и художественной деятельности.

Изобретатель, мастер, художник, архитектор, ученый ─ профессии, в эпоху Возрождения часто неразделимые!

В наивысшей степени все эти грани человеческой деятельности соединились в творчестве Леонардо да Винчи.

Мир его интересов не поддается одномерному определению.Его влекли не только архитектура, скульптура и живопись. Он не с меньшим увлечением изобретал невиданные машины, замысловатые конструкции, придумывал невероятное оружие и музыкальные инструменты, проектировал мосты, фортификационные сооружения, каналы.

Он соединил науку, технику и искусство в практических целях.Одним из первых Леонардо применил в науке эксперимент, утверждая, чтоопыт никогда не обманывает.

В Эпоху Возрождения в Западной Европе произошли изменения во всех сферах жизни человека — в области философской мысли, в литературе, в области художественного творчества, в научном и религиозном аспектах, в социально-политических представлениях, что подготовило научную революцию XVII века.

Крупнейшим научным открытием периода стала гелиоцентрическая модель мира, созданная Н.Коперником, к которой ученый пришел скорее под сильным влиянием чувства гармонии, чем в ходе научных изысканий.

Для Н. Коперника, убежденного в простоте, разумности природы, система Птоломея выглядела совсем негармоничной, очень сложной, какой-то нагроможденной. Результатом его сомнений стало создание новой концепции мироустройства. Гелиоцентрическая картина мира с доказательствами была изложена им в труде «О вращениях небесных сфер», который был опубликован незадолго до его смерти и в 1616 г был внесен католической церковью в «Список запрещенных книг».

Запрет был снят только спустя более 200 лет.

Научная мысль в эпоху Возрождения была представлена исследованиями по оптике, электричеству, магнетизму, механике.

Среди работ в области математики и механики можно выделить труд Николы Тартальи (1499-1552) «Проблемы и различные изобретения» (1546), в котором он утверждал, что траектория снаряда всегда криволинейна и не содержит прямолинейного участка.

Его ученик Джован Бенедетти (1530-1590) создал учение о перспективе и пропорциях, сформулирован «гидростатический парадокс» (сила тяжести жидкости, налитой в сосуд, может отличаться от силы, с которой эта жидкость действует на дно сосуда).

Выдающимся математиком и механиком своего времени был голландец Симон Стевин (1548-1620). Им, в частности, были определены условия равновесия на наклонной плоскости и доказан закон Архимеда.

Научные исследования в области оптики проводил Франческо Мавролика (1494-1575).

В своих научных трактатах он пытался уточнить представления об оптике глаза. Им были представлены объяснения причин близорукости и дальнозоркости на основании доказанного утверждения, что хрусталик работает как линза, строящая изображение на сетчатке. Мавролик также впервые указал на семь цветов радуги и показал, что лучи, проходящие через призму, дают такие же цвета, что и в радуге.

Блестящие опыты по магнетизму проводил Джован Батист Порта (1543-1615) и описал их в своей книге «Магнетизм».

Одним из основателей науки «об электричестве и магнетизме» был ученый и врач по профессии Вильям Гильберт (1544-1603).

Он провел много экспериментов по электричеству, но создать теорию электромагнитного поля ему не удалось.

Гуманизм Возрождения способствовал утверждению в Европе веротерпимости, уважения к личности, принципов открытости и свободы научного поиска.

Это, несомненно, отразилось на развитии сферы гуманитарных наук. В этот период в трудах Н. Макиавелли (1469-1672) было положено начало политологической науки. Являясь одним из ярких представителей идеологов буржуазного государства эпохи первоначального капитала, Н. Макиавелли утверждал, что интерес ─ это движущая сила истории.

Могущественнейший из интересов человека ─ приобретение или сохранение частной собственности.

Возникли утопические концепции Т. Мора (1478-1535) и Т. Кампанеллы (1668-1639).

Период первоначального накопления капитала и бурное развитие товарно-денежных отношений как следствие великих географических отношений, захвата и ограбления колоний привели к возникновению первой в истории экономической мысли школы меркантилизма.

Представители этой школы рассматривали деньги как абсолютную форму богатства и давали практические рекомендации по его увеличению.

Английским купцом Т. Манном (1571-1641) в общих чертах была разработана теория протекционизма (политика защиты национального рынка).

В это время были изобретены телескоп, микроскоп, ртутный барометр, усовершенствован часовой механизм. Иоганн Гуттенберг создал печатный станок, что по значимости сравнимо с изобретением в древности колеса или письменности.

Первые конструкции телескопов были изобретены Галилеем, Кеплером, Ньютоном.

Так, телескоп Галилея состоит из одной выпуклой и одной вогнутой линз, которые позволяют получить прямое изображение удаленного предмета.

Первые сложные микроскопы были изготовлены уже в конце XVI в.

Славу же микроскопу принесли работы голландского ученого Антонии Ван Левенгука, открывшего и изучавшего с его помощью мир микроорганизмов. Некоторые его приборы позволили получить увеличение в 300 раз.

Изобретение ртутного барометра связано с возникновением теории атмосферного давления, которую опытным путем подтвердил французский естествоиспытатель Блез Паскаль.

Появилась новая единица измерения — миллиметр ртутного столба и в 1644 г. Э. Торричелли был изобретен прибор, с помощью которого можно измерить атмосферное давление — ртутный барометр.

Всевозможные новации наблюдались и в городском строительстве. Новые архитектурные идеи опирались на античные образцы, переосмысленные и улучшенные современными архитекторами.

Эти идеи воплощались в камне с помощью более совершенных строительных технологий. В Париже был возведен знаменитый собор Парижской Богоматери, начато строительство Лувра и новой ратуши.

В развитии военной техники можно отметить появление в первой половине XVI в. мушкетов (ружья с курком, снабжённым тлеющим фити­лём), изобретение пистолета.

При этом (как уже отмечалось выше), повышенный спрос на новые виды оружия привёл к быстрому развитию металлургии, а значит — к увеличению добычи железной, медной и оловянной руд. Интенсивнее стала развиваться металлургия и горнодобывающая промышленность. Создавались и усовершенствовались машины, применявшие в горнорудном деле.

Таким образом, в XIV—XVI столетиях в науке и технике большинства стран Европы произошли важные изменения, подготовившие переход от Средневековья к Новому времени.

Прежде всего, стал возрождаться интерес европейцев к полузабытому наследию разрушенной античной культуры. В этот период истории жили знаменитые учёные и инженеры — Леонардо да Винчи, Николай Коперник и Галилео Галилей. Быстро развивались такие науки, как математика, астрономия, механика.

Продолжалось становление экспериментального метода на основе соединения науки и практики. Открытия и изобретения, сделанные в этот период, оказали огромное влияние на всю последующую историю человечества.

Эпоха Возрождения ─ особый период в европейской истории.

С одной стороны, это расцвет искусства, возрождение античности, гуманизм. Но, с другой стороны, рушились прежние ценности, установки. Формировалась новая концепция человека ─ решительной и предприимчивой личности. В ходе Реформации XVI в. религиозные догмы сменились установками на успех, достаток, социальное и материальное благополучие. Вера в профессию, в которой можно многого достичь сменила веру в Бога.

То есть, рушились прежние установки, ценности, таяла вера во всемогущество церкви, вера в Бога не давала ответов на многие вопросы.

И все эти духовные процессы происходили на фоне перемен социальных, общественных, политических.

Наука Эпохи Возрождения

Культура Ренессанса зародилась во второй половине ХIVв.

И продолжала развиваться на протяжении ХV и ХVI вв., постепенно охватывая одну за другой, все страны Европы. Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий.

В XIV — XV вв. зарождались раннекапиталистические, товарно-денежные отношения. Одной из первых вступила на этот путь Италия, чему в немалой степени способствовали: высокий уровень урбанизации, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок .

Складывание новой культуры было подготовлено и общественным сознанием, изменениями в настроениях различных социальных слоев ранней буржуазии.

Аскетизм церковной морали в эпоху активного торгово-промышленного и финансового предпринимательства серьезно расходился с реальной жизненной практикой этих социальных слоев с их стремлением к мирским благам, накопительству, тягой богатству. В психологии купечества, ремесленной верхушки отчетливо проступали черты рационализма, расчетливости, смелости в деловых начинаниях, осознания личных способностей и широких возможностей.

Складывалась мораль, оправдывающая “честное обогащение”, радости мирской жизни, венцом успеха которой считались престиж семьи, уважение сограждан, слава в памяти потомков .

Термин «Возрождение» (Ренессанс) появился в XVI веке.

Рассматривая эпоху Средневековья как простой перерыв в развитии культ. Еще Джордано Вазари — живописец и первый историограф итальянского искусства, автор прославленных «Жизнеописаний» наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550 г.) писал о «возрождении» искусства Италии1 .

Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой Эпоха Средневековья представляла

собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической кльтуры, историки того времени полагали, что искусство некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни.

Термин «Возрождение» означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века. Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура. Энгельс охарактеризовал Возрождение как «величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством».

Проблема Эпохи Возрождения в современной культурологи

В современной науке существует несколько точек зрения на термин «Возрождение ». В широком понимании этот термин определяет этнокультурный взлёт, взрыв национального сознания, активизацию развития национальной культуры.

В узком смысле речь идет об определенном периоде развития мировой, в первую очередь европейской, культуры в период с концаXII века (Италия) до начала XVII века (в некоторых европейских странах, например, в Англии, Португалии, Польше, Украине – несколько позже) и преследует цель определить набор черт, позволяющих топологически отнести конкретную национальную культуру к типу ренессансных. Именно такое значение термина «Возрождение » («Ренессанс ») принято в настоящей работе.

Следует обратить особое внимание на то, что культура Возрождения отнюдь не является необходимой стадией развития для любой национальной культуры (в отличие от мифологического – антично-первобытного или теоцентрического–средневекового этапов).

Некоторые характерные черты Ренессанса были пережиты отдельными культурами на более поздних этапах развития. Вот почему среди историков и культурологов не утихают споры относительно не только роли и места, но и закономерности периода

Ренессанса в культурном процессе.

Эти точки зрения можно суммировать следующим образом:

  • — эпоха Возрождения является целиком самостоятельным новым этапом в истории европейской культуры, наследующим Средневековье, но при этом являющимся ментальной противоположностью последнего как культурологический феномен, родственный греко-римской античности.
  • — Ренессанс представляет собой последнюю стадию развития Средневековья, квинтэссенцию всего выработанного и осознанного культурой за десять средневековых веков Европы (выдающийся голландский культуролог Й.Хейзинга называет Ренессанс «осенью Средневековья»);
  • — Ренессанс есть переходная эпоха от Средневековья к Новому времени со всеми присущими такому “мосту” противоречиями, непоследовательностью, регрессиями (например, феномены Реформации и Контрреформации, секуляризации и инквизиции, и т.п.).

У каждой из выделенных точек зрения есть весомые аргументы, и наша задача в данном случае состоит в том, чтобы на их примере показать несовпадение содержания термина в различных культурологических подходах.

Обратим внимание и на то, что при изучении не экономической или социальной истории, а именно культорологии, воспринимая культуру не дискретно, а как непрерывный процесс развития, мы невидим противоречий между различными позициями в изучении этой культурной эпохи как особенной, но в то же время типической, в значительной мере переходной, а поэтому культурологически родственной и таким эпохам, как эллинизм, культура барокко, позже – девятнадцатый век, а возможно, и вторая половина двадцатого.

Сам термин «возрождение» для характеристики эпохи XIV-XVI века был введен ее современниками – итальянскими гуманистами.

Основные черты Эпохи Возрождения

Генетически связанный с религиозно-этическим понятием «обновление», этот термин приобретает в указанный период принципиально иной смысл: обновление культуры, подъем литературы, искусства, науки после их длительного упадка в средние века – кстати сказать, и последний термин тоже был творением ренессансных гуманистов: “эпоха посредине” (между античностью и Ренессансом). Таким образом, уже в оценках самих деятелей этой эпохи Возрождение господства “средневекового варварства” (что, как известно, было по меньшей мере несправедливо в отношении к собственным культурным истокам).

Однако итальянский поэт Франческо Петрарка строит концепцию “мрачных веков”, видя только глубокие отличия между культурой античности и следующей за ней эпохой Средневековья и, наоборот, тесную наследственную связь между античностью и современным периодом (эпохой Возрождения). Гуманисты следующих поколений не скрывали своего презрения к “невежеству и варварству” средних веков и энергично “возрождали античные традиции”, полагая себя их прямыми продолжателями.

Ясно, что в истории культуры не было и быть не может “более выдающихся”, или “менее выдающихся” эпох.

Каждый этап существования человечества решает свои вопросы, не являвшиеся проблемными либо вовсе не стоявшие перед обществом иной похи. Поэтому эпоху Возрождения не следует воспринимать в том именно ключе, в каком воспринимали ее люди этой, во многих отношениях новаторской, культурной эпохи.

Что же касается их этических и особенно эстетических идеалов, то они, безусловно, более созвучны человеку двадцатого века, чем, скажем, идеалы Средневековья.

Итак, под эпохой Возрождения мы понимаем период в истории европейской культуры, в первую очередь с XIV по XVI век включительно, характеризующийся переносом культурных интересов из сферы высшего (небесного) мира, из области сакрального к материальным проявлениям жизни, то есть в сферу профанного – вплоть до создания культуры антропоцентризма (от греческого «антропос» – человек).

Эпоха Возрождения характеризуется всплеском художественного творчества, в первую очередь в области пластических искусств (живопись, скульптура), появлением национальных языков на основе церковной латыни и местных народных говоров, становлением национальных государств на основе феодальных владений, экономическим развитием, а на его основе развитием городов и связанной с ними цивилизации, духовной секуляризацией («обмирщением») и ростом индивидуалистических тенденций в общественной жизни и быту.

Разумеется, не каждая из европейских стран осуществила за этот период подобное развитие, так сказать, «в полном объеме».

Однако духовное раскрепощение, дух индивидуализма, секуляризация духовных ценностей, обращение к человеку как центральной фигуре бытия являются необходимыми и достаточными признаками возрожденческого типа для любой национальной культуры.

Характер культуры эпохи Возрождения

Когда европейский дух перестал стремиться к смерти и обратился к жизни, он нашел для себя новый источник силы в самом начале своего же пути — в античности.

Почти тысячу лет средневековая Европа развивалась на обломках античной культуры, оставленных варварами. Средневековье — это та же античность, но в варвар­ском восприятии и исполнении.

Однако не нужно думать, что средневековая культура является какой-то неполноценной потому, что она стала сочетанием обломков античности и варварства. Энер­гия варваров смогла разрушить одну из самых могучих в истории культур, а затем возродила то, что не могло быть разрушено — творческий дух античности. Новый импульс развития европейской культуры выразился в эпохе, которую принято называть Возрожде­нием (Ренессанс).

В различных странах Западной Европы она охватывает период с XIV в. по начало XVII в. Культурой Возрожде­ния были наследованы дохристианские идеи и образы, но христи­анство не могло не наложить на нее отпечаток. Языческая жизнен­ность и христианское смирение дополняли друг друга в культуре Возрождения, их сочетание рождало идеалы гармонии и равнове­сия.

Иллюстрацией к этому могут служить строки одного из вели­чайших деятелей Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519).

Эпоха Возрождения ─ особый период в европейской истории. С одной стороны, это расцвет искусства, возрождение античности, гуманизм. Но, с другой стороны, рушились прежние ценности, установки. Формировалась новая концепция человека ─ решительной и предприимчивой личности. Эпоха европейского Возрождения охватывает период XIV-XVI вв.

«Возрождение» (от франц. «renaissance» — возрождение, Ренессанс) ─ возврат к ценностям античного мира. В этот период происходит возрождение огромного интереса к античной философии, к античным религиозным и оккультным учениям, к античной литературе.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий