Наука как система знаний: наука как деятельность

Наука как система знаний

Наукасистема знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях и имеет довольно сложную структуру.

В основу понятия «система» положена мысль о том, что все предметы, процессы, явления в мире взаимосвязаны и взаимодействуют, поэтому наука как система представлена:

  • в форме общественного сознания, которое отображает смысл человеческого бытия, куда входят науки о природе, обществе и человеке;
  • в форме общественной практики, которая включает методологию, теории, информацию и научные структуры.

Науку как систему отличает целостное единство количественного и качественного накопления научных знаний, процесс формирования связей между ними.

Системность науки реализуется становлением и развитием ее как отдельного социального института, который объединяет интеллектуальный потенциал общества.

Наука есть результат деятельности всего человечества, которая подчинена целям развития общественной практики.

Наука — это не просто сумма знаний об окружающем мире, а точно сформулированные положения о явлениях и их взаимосвязях, законах природы и общества, которые выражены с помощью конкретных научных понятий и суждений.

Понятия и суждения являются научными, если они получены с помощью научных методов (как эмпирических, так и теоретических) и подтвержденные в процессе их практической проверки.

Таким образом, наука — сфера исследовательской деятельности, которая направленная на получение новых знаний о природе, обществе и человеке.

Наука выполняет в обществе такие функции:

  1. социальной памяти как «накопления — сохранения трансляции» опыта предыдущих эпох;
  2. гносеологическую (познавательную), что обеспечивает обществу необходимые знания для правильного решения поставленных проблем;
  3. нормативную, что устанавливает, организует и регулирует отношения между научными структурами с помощью систем и норм, правил этики;
  4. коммуникативную, что реализуется с помощью научного языка как понятного и важного средства общения;
  5. аксиологичную (ценностную), что формирует в обществе ценностные ориентации, которые направляют результаты научных открытий на благо человечества;
  6. креативную (творческую), что реализуется с помощью создания мощного, интеллектуального потенциала человечества;
  7. воспитательную, что разрешает повысить уровень образованности в обществе.

Процесс накопления таких знаний называется научным познанием.

Процесс научного познания предусматривает накопления фактов, которые подлежат систематизации и обобщению с помощью понятий, категорий, критериев.

Понятия являются высшей формой проявления мысли и отображают предметы и явления мира в их конкретных и общих признаках, с помощью которых и создается система научного знания. Научные знания представляют собой систему взаимозависимых понятий, которые отражают закономерный процесс развития природы и общества.

Развитие системы научных знаний, его усовершенствование, систематизация и апробация проводятся с помощью научного исследования.

Изучать, исследовать, вести научный поиск — это открытия, где не последнюю роль сыграют интуиция, индивидуальность исследователя, опыт. Поиск, который опирается как на эмпирический факт, так и научный факт, предусматривает применение разных методов научного исследования и приводит к обобщениям на типологическом уровне называется научным.

От идеи к ее воплощению научный поиск проходит несколько этапов и является целенаправленным процессом познания, результаты которого представленные в виде научного исследования в разнообразии его проявлений: научная статья, диссертация (магистерская, на получение научного степени), монография, эссе и др.

Любой научный поиск имеет отличительные особенности, к которым следует отнести целенаправленный процесс познания, логику научного поиска с присущей ей последовательностью и обоснованием выдвинутых положений, выводов и обобщений.

Научный поиск всегда направлен на повышение уровня научных знаний, на открытие новых законов природы, связанный с новыми оригинальными идеями.

По целевому назначению выделяют такие виды научных исследований:

  • фундаментальные, которые имеют высочайшую степень неопределенности, результатом которых есть открытия новых явлений и законов природы, расширение научных знаний общества и их применение в практической деятельности;
  • прикладные, которые предусматривают поиск новых, или усовершенствование уже известных явлений и законов природы, цель которых — использование полученных результатов в практической деятельности человека и общества.

Научное исследование условно разделяют на этапы:

  1. эмпирический;
  2. теоретический.

Эмпирический этап научного исследования связанный с получением и первоначальной обработкой материала, процессом накопления фактов, описанием языком науки, классификацией по разным критериям и выявлением основной зависимости между ними.

Именно во время такой работы исследователь должен:

  • описать каждый факт терминами науки, в границах которой ведется исследование;
  • отобрать из всех фактов типичные, наиболее употребительные;
  • классифицировать факты по их сущности, выяснив имеющиеся связи между отобранными фактами.

Теоретический этап исследования связан с глубоким анализом научного фактажу, проверенного, осознанного и зафиксированного языком науки, проникновением в суть явлений, формулированием его в качественной и количественной форме, избранием принципа действия и рекомендаций относительно практического влияния на эти явления.

Между двумя этапами исследования есть постановка проблемы, которая означает:

  1. определение того, что есть неизвестным и требует доказательства;
  2. формулирования вопроса, который отображает основное содержание проблемы, и обоснования его правильности и важности для науки;
  3. выделение конкретных задач, последовательность их решения и методы, которые при этом применяются.

Научное исследование в каждом из своих циклов двигается от эмпирики к теории, а от теории — к практике, которая ее проверяет.

Этот процесс включает определенные стадии и характерные формы, в которых существует и развивается научное знание, в частности получение, описание фактов и постановка научных проблем, выдвижения гипотезы, новой идеи, положения, формулирования теории и органическое включение у нее доказательных положений.

Теория (греческое theoria — рассмотрение, исследования) — форма достоверного научного знания о действительности, которая представляет собой систему понятий, утверждений, доказательств, дает целостное представление о закономерностях и связях в обществе.

Теория возникает в результате познавательной деятельности и практики и представляет собой мыслительные процессы отображения действительности.

Научная теория как система характеризуется:

  • — предметностью;
  • — адекватностью объективной действительности;
  • — конкретностью;
  • — истинностью и достоверностью.

Научная теория должна быть логичной, объяснять факты и научные конструкции. Новые теории возникают тогда, когда существующие знания не удовлетворяют объяснение экспериментальных фактов.

Структуру научной теории составляют:

  • факты— знания об объектах или явлениях, верность которых доказана;
  • категорииобщие и фундаментальные понятия, которые отображают наиболее существенные, общие качества явлений действительности;
  • аксиомы(грец. ахіота) — истинные положения, которые принимаются без логического доказательства, в силу их непосредственной убежденности;
  • постулаты(лат. postulatum) — утверждения (суждения), которые принимаются научной теорией как истинные, хотя верность их не доказана;
  • принципы(лат. principium) — исходные положения любой теории, учения, науки или мировоззрения; абстрактные определения идеи, которые возникли в результате субъективного постижения опыта человечества;
  • понятия— мысль, которая обобщает и выделяет предметы, явления по определенным признакам, отображает существенные их качества (общие, единичные, конкретные, абстрактные, относительные, абсолютные и т.д.);
  • суждения(высказывания) — высказанная мысль (утверждающая, общая, конкретная, условная и т.п.), в которой отображено отношение к ее содержанию, истинности или ошибочности;
  • умозаключениепроцесс мышления, который объединяет последовательность двух и больше суждений, в результате чего появляется новое суждение;
  • законы— существенные и необходимые отношения между явлениями, которые отображают общие связи и имеют объективный характер.

Таким образом, научная теория это система существенных идей, подходов и логических принципов, с помощью которых обобщается опыт, получаются достоверные знания, отображается закономерное развитие природы, общества, мышления на основе связей между ее понятиями.

Содержание научной подготовки будущего специалиста в высшей школе следует рассматривать как комплексное новообразование, как единство научно-познавательной и научно-практической работы, в основе которой находится программно-целевой метод планирования и управления процессом обучения, которое обеспечивает интеграцию дисциплин и вместе с тем отображает современный уровень развития науки, ее специфику.

Некоторые виды творческих работ, в частности рефераты, курсовые и дипломные проекты, магистерские диссертации можно отнести к так называемым научно-исследовательским работам, в которых не решаются вопрос кардинально новых путей исследования в любой области науки, а лишь ставится задача критического обзора уже известного или обобщения на уровне эксперимента (приобретенного практического опыта) как результата, который подтверждает уже известный факт.

Понятие науки: наука как деятельность, социальный институт и система знаний

Определение: Наука – это специфическая форма познавательной деятельности, направленная на достижение нового, объективно-истинного знания, осуществляемая научным сообществом в конкретных социокультурных условиях.

Цель научной деятельности – дать человеку объективное систематическое знание о мире, вскрыть объективные причины и законы, действующие в мире.

Поэтому характерной чертой научного познания является объективность, то есть отображение закономерностей мира такими, какими они существуют вне и независимо от воли, мнений, желаний познающего субъекта. Все это направлено на исключение не присущих предмету исследования субъективистских моментов (идолы Бэкона).

Результатом научной деятельности является систематизированное, достоверное, практически проверенное знание.

Сущность науки состоит в следующем

  1. Достоверное обобщение фактов, истинное отражение исследуемых процессов, объективность.
  2. Выявление законов, управляющих процессами в объекте исследования.
  3. Предвидение тенденций развития и функционирования объекта.
  4. Контроль и управление процессами в объекте.

Жизненный смысл науки – знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать.

Наука возникает и функционирует на основе обыденного знания, но отлична от него.

Обыденное знание – жизненно-практическое, 1) не получившее системно-логического оформления знания, 2) не требующее для своего усвоения и передачи специального обучения и подготовки и 3) являющееся общим достоянием любого из членов общества.

Основная характеристика обыденного познания (знания):

  • Познание осуществляется людьми, непосредственно вплетенными в практику.

Нет специальной подготовки для получения, переработки, сохранения знания.

  • Здесь нет каких-либо специальных средств познания; орудия труда – являются орудиями познания.
  • Средством познания является естественный язык, которому присуща полисемия, т.е. неоднозначность понимания.
  • Объектами и предметами обыденного познания являются орудия и предметы труда, сама трудовая деятельность.
  • Знание существует в виде рецептов, суждений, пословиц.
  • Обыденное знание работает на уровне явлений.

Наука выходит за рамки обыденного познания, за рамки его объектов. К примеру, никто в обыденной практике не имеет дело с электромагнитными волнами или с ядерной энергией атомов. Кроме того, наука фиксирует свойства, связи, отношения, присущие предметам и явлениям, в виде особых образов – идеальных объектов, с которыми оперирует как со специфическими предметами, замещающими объекты реального мира (число, точка, прямая, сила, масса и т.д.).

Наука нарабатывает такие знания, которые могут использоваться лишь в будущем.

Таким образом, научная деятельность носит опережающий характер.

Наука может быть проанализирована с различных сторон:

  1. Как система знаний
  2. Как социальный институт
  3. Как специфическую деятельность.

Наука как система знаний характеризуется

  • 1) взаимосвязью всех ее составных элементов (понятий, гипотез, законов, теорий и т.д.),
  • 2) строгой доказательностью,
  • 3) принципиальной опытной проверяемостью,
  • 4) воспроизводимостью,
  • 5) обоснованностью выводов, а также общезначимостью.

Система обыденных знаний формируется стихийно, под непосредственным воздействием повседневного опыта людей и может не отличаться системностью и обоснованностью, может включать в себя как истинные знания, так и предрассудки, иллюзорные представления о явлениях мира.

Возникновение науки как социального института связано с появлением системы учреждений, научных сообществ, организации научных исследований, а также с воспроизводством субъекта научной деятельности.

Как социальный институт наука появляется только в 17 веке в эпоху Нового времени, что связано с 1) процессами секуляризации (отхода философии, науки и искусства от власти церкви и религии), 2) выделением из философии и развитием математического естествознания в Западной Европе, 3) формированием и укреплением капиталистических отношений.

Как социальный институт наука в своем развитии прошла несколько этапов.

В 17 веке появляются первые научные сообщества, формируются собственно научные цели и требования к научной исследовательской деятельности. Наука приобретает самостоятельный статус.

С конца 19 – начала 20 века общество все больше осознает экономическую эффективность научного знания.

Наука становится одной из производительных сил общества, а внедрение научных знаний в производство начинает рассматриваться как один из критериев прогресса общества (марксизм, позитивизм). В это время оформляется профессия научного работника. Усложнение научной информации, дисциплинарная организация науки требуют специальной подготовки научных кадров.

С середины 20 века усиливаются междисциплинарные научные взаимодействия, что обусловлено изучением объектов комплексного характера, начинают создаваться научно-произодственные комплексы, происходит государственное финансирование научных проектов и т.д.

Научная деятельность все чаще начинает соотноситься с социальными ценностями и целями. Все отчетливее начинает звучать тема социальной ответственности ученого, а также поднимаются проблемы социальных последствий внедрения научных результатов. Общество начинает сознавать, что прежде чем тот или иной результат научного поиска будет внедрен, ему необходимо пройти социальную экспертизу.

Наука как форма общественного сознания – это отражение реальности в рационально упорядоченных и систематизированных формах знания такой, какой она существует независимо от познающего и действующего человека.

Как вид деятельности наука характеризуется

  1. В отличие от обыденного познания ориентируется на поиск сущности, т.е. того, что не дано непосредственно чувствам.
  2. Работа с идеальными объектами, т.е. объектами, которые конструируются мыслью и приспособлены для своей деятельности (мыслительной).
  3. Определенной системой ценностей: ценности объективной истины, ценность Разума, ценность нового знания, ценность независимости суждений и готовность признать ошибки.
  4. Определенным набором технических устройств, аппаратуры, средств используемых в научной деятельности
  5. Совокупностью специальных методов, используемых для получения нового знания
  6. Способом организации научной деятельности.
  7. Наличие специального языка (система, включающая как естественные, так и искусственные языки).

Для научной деятельности необходим особый, специфический язык (арго, сленг), в котором преодолеваются такие недостатки разговорного, обыденного языка как многозначность, нечеткость, метафоричность и т.д.

Хотя язык науки вырабатывается на основе обыденного языка, но посредством уточнения, ввода новых языковых выражений, формализации вырабатывается научная терминология, т.е. система слов и словосочетаний с точным, единственным значением терминов (категорий)в рамках той или иной научной дисциплины.

Однако полностью отказаться от обыденного языка в науке невозможно, так как он обеспечивает коммуникацию между учеными, а также является средством популяризации научного знания.

Наличие профессионально подготовленных кадров.

  • По предмету исследования науки делятся на: естественные, общественные и технические.
  • По функции, целевому назначению выделяются: фундаментальные и прикладные.
  • По методу исследования выделяют: теоретические и эмпирические науки.

Научное познание – есть процесс, который включает в себя два основных уровня: эмпирический и теоретический, а также метатеоретический уровень (идеалы и нормы науки, общая научная картина мира и т.д.).

1) Эмпирический уровень научного познания

Эмпирический уровень – непосредственно соприкасается с объективной действительностью, отражает явления и отношения между ними.

Главная цель эмпирического уровня – получение данных наблюдения и формирование фактов науки, на основе которых затем строится эмпирический базис и развивается система теоретических построений.

Далее начинается теоретическое исследование.

2) Теоретический уровень научного познания

Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, путем рациональной обработки эмпирического знания, с помощью абстракций высшего порядка (понятия, умозаключения, законы, категории, принципы).

Аспекты науки

  • 1) наука как система знаний (как специфический тип знания).
  • 2) наука как вид деятельности (как процесс получения нового знания)
  • 3) наука как социальный институт
  • 4) наука как особая область и сторона культуры.
cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий