Наука при Хрущеве: период «оттепели»

Наука во времена Н. С. Хрущева

В 50-е — первой половине 60-х гг. Советский Союз достиг больших успехов во многих отраслях. Огромными шагами вперед двигалась отечественная наука.

В 1954 г. в СССР была пущена первая в ми-ре атомная электростанция в Обнинске. Развивалась система Академии наук. В 1957 г. принимается ре-шение о создании крупного научного центра — Сибирского отделения АН СССР. В районе Новосибирска началось строительство научного городка («Академгородок»), который спустя несколько лет превратился в крупнейший исследовательский центр. Одновременно шел процесс создания отрасле-вых академий: медицинской, сельскохозяйственной, педагогической, архитектуры и строительства.

Крупные успехи были достигнуты советской наукой в области физики атомного ядра и физики полупроводников. В 1957 г. в стране начал действовать самый мощный в мире ускоритель элементар-ных частиц — синхрофазотрон.

В это же время развернул свои исследования объединенный Институт ядерных исследований. Научные разработки сопровождались процессом роста кадров и в количествен-ном отношении. По официальным данным, в 1950 г. в СССР насчитывалось 162,5 тыс. научных работ-ников, а в 1960 г. — 354,2 тыс.

Настоящий переворот в сознании людей произошел после запуска 4 октября 1957 г. первого со-ветского спутника. Спустя несколько лет, 12 апреля 1961 г., Ю. А. Гагарин на космическом корабле «Восток» совершил первый в истории полет вокруг земного шара. Началось освоение космоса человеком.

Значительная доля трудностей, пережитых народами СССР в 50-е и последующие годы, была связана с необходимостью мобилизовать огромные людские и материальные ресурсы для того, чтобы в самые сжатые сроки завершить научные исследования и технические проекты для производства ядерно-го оружия. Большое количество выдающихся ученых было вынуждено заниматься оборонными про-блемами. Впечатляющих результатов в этом направлении удалось достичь уже в начале 50-х гг.

Так, в 1954 г. на вооружение истребительной авиации ВВС поступила ракета класса «воздух-воздух», наводя-щаяся на цель по радиолокационному лучу. В 1959 г. на вооружение стратегической авиации ВВС была принята ракета класса «воздух-земля», которая могла запускаться с тяжелого бомбардировщика за 200 км до цели и нести при этом ядерную боеголовку. В том же году группа ученых под руководством С. П. Королева разработала шахтный вариант баллистической ракеты Р-9, способной нести ядерный заряд.

Развитие отечественной культуры в «хрущевское десятилетие» осуществлялось в значительной степени под влиянием политических реформ. В первой половине 50-х гг. особую актуальность приоб-рели произведения И. Эренбурга, В. Дудинцева и ряда других авторов.

XX съезд партии, вызвавший первоначально множество надежд советской интеллигенции, не означал пересмотра вопроса о месте и роли творческой личности в социалистическом обществе. «Оттепель» в культурной жизни страны была санкционирована властями и существовала в определенных рамках.

Не будучи в состоянии принять сохранившийся контроль над искусством, 13 мая 1956 г. у себя на даче в Переделкино выстрелом из револьвера покончил жизнь самоубийством глава Союза писателей СССР А. Фадеев. В предсмертном письме, адресованном в ЦК КПСС, известный литератор отмечал, что искусство, которому он отдал всю свою жизнь, «загублено самоуверенно-невежественным руково-дством партии, и теперь уже не может быть поправлено». Фадеев подчеркивал, что к нынешним руко-водителям он питает «полное недоверие», ибо от них можно ждать «еще худшего, чем от сатрапа Стали-на. Тот был хоть образован, а эти — невежды».

Партийное руководство, тем не менее, предприняло ряд шагов, направленных на отмену отдель-ных решений, принятых во второй половине 40-х гг. и касавшихся отечественной культуры. Так, 28 мая 1958 г. ЦК КПСС утвердил постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца»».

В документе отмечалось, что талантливые композиторы Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, В. Шебалин, Г. Попов, Н. Мясковский и другие были огуль-но названы представителями «антинародного формалистического направления». Оценка редакционных статей газеты «Правда», направленных в свое время на критику указанных композиторов, была призна-на неправильной.

Одновременно с исправлением ошибок прошлых лет в это время развернулась настоящая кампа-ния травли известного писателя Б. Л. Пастернака. В 1955 г. он закончил большой роман «Доктор Живаго». Год спустя роман был передан для публикации в журналы «Новый мир», «Знамя», в альманах «Литературная Москва», а также в Гослитиздат. Однако издание произведения откладывалось под бла-говидными предлогами.

В 1956 г. роман Пастернака оказался в Италии и вскоре был там опубликован. Затем последовало его издание в Голландни и ряде других стран. В 1958 г. автору романа «Доктор Жи-ваго» была присвоена Нобелевская премия в области литературы.

Ситуация, в которой оказался Пастернак, была, по его словам, «трагически трудной». Он был вы-нужден отказаться от Нобелевской премии. 31 октября 1958 г. Пастернак направил письмо на имя Хру-щева, в котором говорил о своей связи с Россией, подчеркивая невозможность для себя пребывание вне страны. 2 ноября записка писателя была опубликована в «Правде». Там же помещалось заявление ТАСС.

В нем указывалось, что «в случае, если Б. Л. Пастернак пожелает совсем выехать из Советского Союза, общественный строй и народ которого он оклеветал в своем антисоветском сочинении «Доктор Живаго», то официальные органы не будут чинить ему в этом никаких препятствий. Ему будет предос-тавлена возможность выехать за пределы Советского Союза и лично испытать все «прелести капитали-стического рая»». К этому времени роман был опубликован за рубежом уже на 18 языках.

Пастернак предпочел остаться в стране и не выезжать за ее пределы даже на короткое время. Полтора года спустя, в мае 1960 г., он умер от рака легких. «Дело Пастернака» показало, таким образом, пределы десталини-зации. От интеллигенции требовалось приспособиться к существующим порядкам и служить им. Те, кто не смог «перестроиться», в конце концов были вынуждены покинуть страну. Эта участь не обошла сто-роной будущего Нобелевского лауреата поэта И. Бродского, который начал писать стихи в 1958 г., но вскоре попал в немилость за свои независимые взгляды на искусство и эмигрировал.

Несмотря на жесткие рамки, в которых авторам было позволено творить, в начале 60-х гг. в стра-не было опубликовано несколько ярких произведений, вызвавших уже тогда неоднозначную оценку. Среди них — повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Произведение было задумано автором зимой 1950/1951 г. во время нахождения на общих работах в Экибастузском Особом лагере.

Решение о публикации рассказа, повествующего о жизни заключенных, было принято на заседании Президиума ЦК КПСС в октябре 1962 г. под личным давлением Хрущева. В конце того же года он был напечатан в «Новом мире», а затем в издательстве «Советский писатель» и в «Роман-газете». Десять лет спустя все эти издания будут уничтожены в библиотеках по тайной инструкции. Читатели произведения Солженицына разделились на 2 противоположных лагеря.

Одни выражали ему «сердечное спасибо» за правдивое повествование, а другие высказывали недоумение по поводу публикации. По мнению по-следних, «повесть Солженицына — заурядное, бесталанное произведение, нечто вроде литературного курьеза». Однако даже полярность существовавших оценок художественных достоинств «Ивана Дени-совича» не могла принизить значимости самого факта появления этого произведения.

В конце 50-х гг. в Советском Союзе обозначились зачатки явления, которое спустя несколько лет превратится в диссидентство. В 1960 г. поэт А. Гинзбург выступил основателем первого «самиздатов-ского» журнала под названием «Синтаксис», в котором начал печатать ранее запрещенные произведения Б. Окуджавы, В. Шаламова, Б. Ахмадуллиной, В. Некрасова. За агитацию, направленную на подрыв со-ветской системы, Гинзбург был приговорен к тюремному заключению.

«Культурная революция» Хрущева имела, таким образом, несколько граней: от публикации про-изведений бывших заключенных и назначения в 1960 г. министром культуры казавшейся весьма либе-ральной Е. А. Фурцевой до погромных выступлений самого первого секретаря ЦК. Показательной в этом отношении стала встреча руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искус-ства, состоявшаяся 8 марта 1963 г.

В ходе обсуждения вопросов художественного мастерства Хрущев позволил себе грубые и непрофессиональные высказывания, многие из которых были просто оскорби-тельны для творческих работников. Так, характеризуя автопортрет работы художника Б. Жутовского, лидер партии и глава правительства прямо заявлял, что его произведение — «мерзость», «жуть», «грязная мазня», на которую «противно смотреть». Работы скульптора Э. Неизвестного были названы Хрущевым «тошнотворной стряпней».

Авторы фильма «Застава Ильича» (М. Хуциев, Г. Шпаликов) обвинялись в том, что они изобразили «не борцов и не преобразователей мира», а «бездельников», «полуразложив-шихся типов», «тунеядцев», «выродков» и «подонков». Своими непродуманными заявлениями Хрущев лишь отталкивал от себя значительную часть общества и лишал себя того кредита доверия, который был им получен на XX съезде партии.

В области образования во второй половине 50-х гг. Советский Союз добился значительных успе-хов. В декабре 1958 г. был принят закон об укреплении связи школы с жизнью, касавшийся дальнейше-го развития системы народного образования. Вместо семилетнего обучения в стране вводилось обязательное восьмилетнее образование.

К 1963 г. это начинание было реализовано повсеместно. Одно-временно школа получала «политехнический» профиль, предполагавший сочетание образования с тру-довой деятельностью, с тем чтобы учащиеся имели представление об одной или нескольких профессиях. По общему убеждению, последнее обстоятельство не дало положительных результатов. Школы оказались не оснащены сколько-нибудь современным оборудованием для обучения молодежи рабочим профессиям, а предприятия, в свою очередь, не могли выполнять неожиданно свалившуюся на них «педагогическую нагрузку». Предложенная система обучения лишь ухудшила общеобразователь-ную подготовку школьников, не дав им профессиональных навыков.

Абсурдность предпринятых мер вскоре стала очевидной. В связи с этим в августе 1964 г. срок производственного обучения после 8-го класса был сокращен с трех до двух лет. Тем самым школа ста-новилась не 11-летней, а 10-летней. В 1966 г. Верховный Совет принял дополнение к закону 1958 г., подчеркнув, что школа может давать учащимся профессиональную подготовку только там, где для это-го имеются необходимые условия.

Число лиц, получивших среднее, общее и специальное образование, росло в СССР с каждым го-дом. Этому способствовала сеть дневных и вечерних профессионально-технических училищ в городах и сельской местности, где в течение 1-3 лет молодежь наряду со специальностью приобретала базовое школьное образование. Если накануне войны ежегодно число выпускников школы составляло около 468 тыс. человек, то в 1951-1955 гг. оно превысило 1 млн человек, а в 1956-1960 гг. — 1,7 млн человек.

Развитие отечественной науки и техники

Проблемы научно-технического прогресса в послевоенный период решались в стране с жестким учетом международной обстановки и обострением отношений между двумя военно-политическими блоками в рамках разворачивавшейся «холодной войны». Включившись в соревнование с США за стратегическое превосходство, СССР был вынужден тратить огромные средства на реализацию атомного проекта, а несколько позже – на освоение космоса.

На гонку вооружений шли колоссальные средства. В 1952 г. прямые военные расходы СССР составил почти четверть всего годового бюджета страны.

В этой связи военно-промышленный комплекс был поставлен в исключительное положение.

Отрасли ВПК постоянно модифицировались в зависимости от новых политических и научно- технических задач. В первые послевоенные годы наша страна в предельно короткий срок сумела ликвидировать монополию США на ядерное оружие. Летом 1949 г. на семипалатинском полигоне была испытана атомная бомба. В 1953 г. на Новой земле была испытана новая мощная термоядерная бомба, одним из создателей которой был академик А.Д.Сахаров. Научным руководителем всего атомного проекта был академик И.В.Курчатов.

В эти же годы советские ученые работали над проблемами использования атомной энергии в мирных целях. Еще в годы четвертой пятилетки был разработан проект первой в мире атомной электростанции, которая вошла в строй в 1954 г. в городе Обнинске Калужской области.

Разработка атомных проектов как мирного, так и военного, стимулировали развитие целого ряда научных направлений, а также новых отраслей производства. Ядерные установки стали использовать в качестве энергетических установок на кораблях (атомный ледокол «Ленин») и на подводных лодках.

Приоритетными направлениями научно-технической политики были проблемы ядерной физики, ракетной и авиационной техники. Начиная с 1946 г. в советской авиации стал осуществляться переход от поршневой, винтомоторной авиации – к реактивной и турбореактивной.

Интенсивно шел процесс разработки и создания ракетной техники. Выдающимся конструктором в этой области был создатель первых советских ракет С.П.Королев, под руководством которого, в апреле 1961 г., был осуществлен полет человека в космосе. Первым в мире космонавтом стал наш соотечественник Ю.А.Гагарин.

В 50-60е годы бурно развивалась радиотехника и электроника. Именно тогда в дома многих советских людей пришло телевидение.

В этот же период советские ученые Прохоров и Басов создали первый в мире лазер. Для рассматриваемого периода было характерно пристальное внимание государства к проблемам развития отечественной науки и прежде всего к естественным и техническим наукам.

Для этого из бюджета государства выделялись значительные суммы на сооружение и новых и реконструкцию существующих учреждений и их оборудования. Создавались новый академические и отраслевые научные центры. Академия наук СССР взяла на себя функцию координатора работ научных учреждений. Большой научный потенциал был сосредоточен в академических институтах.

Среди них стоит особо выделить физический институт им. П.Н.Лебедева, Институт физических проблем имени С.И.Вавилова, Институт физической химии и др. Уже в конце четвертой пятилетки начались работы по созданию электронно- вычислительных машин.

В эти годы советские ученые создали лазер. Это открытие и сделанное на его базе изобретение сыграло огромную роль в дальнейшем развитии научно-технического прогресса во всем мире.

Значительные результаты были достигнуты в области сварки и создании электросварочного оборудования. Вал достижений в области науки техники был таков, что, начиная с середины 50-х годов, СССР, вместе с другими передовыми государствами, вступил в эпоху научно- технической революции.

Между тем положение в области гуманитарных наук дела обстояли совсем иначе. Гуманитарное знание все больше превращалось в служанку политики и идеологии.

Развитие гуманитарных наук проходило под неусыпным партийным контролем. Дискуссии по философии, языкознанию, политической экономии, проходившие в конце 40-х – начале 50-х годов, внешне были призваны поднять роль обществознания, а в действительности преследовали цель – установить над ним жесткий идеологический контроль и развернуть борьбу против «безродного космополитизма, «буржуазного низкопоклонства» и «преклонения перед буржуазными авторитетами».

Велась жесткая борьба с теми, кто выступал за развитие научного знания в области генетики и кибернетики. Последние годы жизни Сталина и период хрущевского правления можно оценить как время деградации и профанации гуманитарного знания.

Глоссарий: Волюнтаризм – характеристика деятельности человека, не считающегося с объективными законами, с реальными возможностями и руководствующегося субъективными желаниями и произвольными решениями.

Космополитизм – идеология т.н. мирового гражданства. Космополит – человек мира. Восстановлен пост Генерального секретаря ЦК КПСС, который был сразу же занят Брежневым В этот же период был проведен ряд важных преобразований, которые дали определенный импульс в развитие советской экономики. Эти экономические реформы 60-х годов были связаны с именем А.Н.Косыгина, занимавшего в то время пост Председателя Совета Министров СССР.

Будучи сторонником радикальных мер в экономике, он стремился развивать некоторые элементы рыночного механизма.

Прежде всего, он считал необходимым совершенствовать мотивационный механизм, в котором результаты труда были бы теснее увязаны с заработной платой.

Стержнем косыгинской реформы стал хозяйственный расчет, на который переводились предприятия промышленности. Согласно нововведению, они имели право часть своих доходов оставлять у себя, а затем распределять их внутри коллектива на материальное поощрение, социокультурные и бытовые нужды работников. Эта была попытка осуществления ленинской идеи, что «социализм – это работа на себя».

Подлежали ликвидации совнархозы, введенные при Хрущеве, и была восстановлена отраслевая система управления в виде министерств.

Хозяйственная реформа началась с января 1966 г. В первые годы восьмой пятилетки были достигнуты положительные результаты. Объем промышленного производства вырос за этот период в полтора раза. К концу 60-х годов экономическая реформа пошла на убыль. Главным препятствием на ее пути стояла командно-административная система, тотальное планирование и отраслевой монополизм.

Реформы середины 60-х годов затронули и сельское хозяйство. Сельским жителям были возвращены приусадебные подсобные хозяйства, отобранные или сильно урезанные в хрущевский период. С колхозов были списаны долги, повышены закупочные цены, установлены надбавки за сдачу сверхплановой продукции государству. Однако гигантские суммы денег, вложенные в сельское хозяйство, и неэффективно расходовавшиеся, дали, в конечном счете, весьма невысокий прирост производительности труда в аграрном секторе советской экономики.

И СССР был вынужден, как и раньше, закупать значительную часть продовольственной продукции за рубежом. Если говорить о приросте продукции во всех сферах народного хозяйства, то он имел, прежде всего, экстенсивную природу. В брежневский период страна столкнулась с непреодолимыми трудностями.

Почти во всех отраслях экономики показатели прироста производительности труда, продукции приближались к нулевой отметке. Советский Союз резко отставал от ведущих стран мира по внедрению в производство научно-технических достижений. Не обновлялся производственный фонд предприятий. Нарастали затраты на ремонт. Даже в оборонных отраслях можно было наблюдать тенденцию старения и износа оборудования. Как пример, — даже в авиационной промышленности, на многих предприятий отрасли до сих пор не обновлено оборудование и до сих пор используются станки и агрегаты, которые были поставлены из Германии после войны по репарациям.

Страна все больше превращалась в сырьевой придаток Запада. При этом весьма обыденным явлением стал тотальный дефицит товаров и услуг. Очередь стала привычным пейзажем советского социума. В период 70 –х — начала 80-х годов в стране сложился механизм торможения, стали резко нарастать застойные явления, которые при этом все шире сопровождались застольными мероприятиями.

Страна объективно нуждалась в серьезных и кардинальных реформах. В годы брежневского правления советская внешняя политика была довольно активной. Несмотря на продолжавшуюся гонку вооружений и усиление международной напряженности в 70-х годах СССР выступил с рядом миротворческих инициатив. В 1970 г. между СССР и ФРГ был подписан договор, в котором обе стороны отказывались от применения силы и подтверждали послевоенные границы.

В 1972 г. СССР и США подписали Договор гонку об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), а в 1978 г. заключили Договор по ограничению ракет средней дальности.

Был подписан еще ряд важных соглашений с ведущими мировыми державами.

Кульминацией разрядки стало общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) с участием США и Канады. Оно начало работу в 1972 г. в городе Хельсинки (Финляндия), затем два года работало в Женеве (Швейцария) и завершилось вновь в Хельсинки в 1975 г., где и был подписан Заключительный акт.

И в заключение необходимо отметить наиболее серьезный внешнеполитический просчет брежневского руководства – введение советских войск в Афганистан в декабре 1979 г.

Наука при Хрущеве

Главные научные успехи XX века пришлись на хрущевский период, в том числе освоение космоса и строительство атомных электростанций.

Были ли эти успехи связаны с теми процессами, которые происходили в обществе, или произошло совпадение по времени?

Наверное, однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Конечно, в Советском Союзе давно и активно развивались наука и наукоемкая промышленность. Состояние «холодной войны» заставило быстро сделать бомбу, создать первые крылатые и баллистические ракеты, а потом, глядя на то, что сделали немцы в середине 40-х годов, заняться развитием реактивной авиации.

Фактически, советские конструкторы использовали довольно много немецких идей, но почти ничего не копировали, а опираясь на существующие разработки, создавали свой собственный, обычно более совершенный, вариант.

Хотя некоторые заимствования встречались: самолет Ил-28, фронтовой двухдвигательный бомбардировщик, был построен в 1948 году, и сначала на нем стояли немецкие двигатели «Нин».

Потом эти двигатели были переданы в Конструкторское бюро Климова и после переделки стали более мощными, получив название ВК-1. Но вся аэродинамика и прочность были разработаны в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ).

Российская аэродинамика и сейчас является самой лучшей в мире, но к сожалению, она не востребована.

Организация научной работы в СССР была достаточно эффективна еще с 30-х годов, в том же ЦАГИ, созданном в 1918 году Жуковским, Чаплыгиным и Туполевым практически с нуля – на базе лаборатории Жуковского в МВТУ.

Если в 1918 году ЦАГИ помещался в Москве на улице Разина, то в 30-е годы в городе Жуковском был построен настоящий авиационный наукоград, который был оснащен аэродинамическими трубами. И сейчас, невзирая на появившиеся компьютеры и современную технику, создать самолет без продувки в аэродинамической трубе нельзя. Механика жидкости и газа – такая вещь, которая досконально не может быть описана самыми мощными компьютерами: она имеет много своих особенностей, связанных с турбулентностью и вязкостью.

В хрущевские времена наука продолжала развиваться так, как она и развивалась в прежние годы.

Никаких действительно принципиальных изменений не произошло. Хотя, конечно, количество ученых и инженеров возросло: они массово готовились и повышали квалификацию.

Свобода научного творчества в отраслевых институтах была, разумеется, ограничена как в сталинские времена, так и в хрущевские.

Были определены конкретные задачи, которые надо было решать. Но когда возникала какая-то другая идея, еще никому не интересная, над ней можно было работать по своей инициативе, лишь бы она не мешала основной работе.

Так, самолет Ил-28, который уже упоминался, строился Ильюшиным именно по его собственной инициативе. Главное внимание уделялось строительству аналогичного самолета Ту-14. А потом выяснилось, что Ил-28 показал лучшие характеристики, чем Ту-14, и в результате именно он служил многим поколениям советских летчиков. Со времен начала производства Ил-28 было построено пять с половиной тысяч машин.

Конкуренция между Конструкторскими бюро Ильюшина и Туполева была всегда и в явной, и в неявной форме.

Также одновременно были построены Ту-16 и Ил-46. В этом соперничестве Ил проиграл. На базе бомбардировщика Ту-16 потом был построен пассажирский самолет Ту-104, который успешно эксплуатировался.

Взаимоотношения между самими конструкторами Туполевым и Ильюшиным на протяжении многих лет были сложными и неоднозначными. И только когда они оба были уже в очень пожилом возрасте, эти отношения наладились.

Возвращаясь к разговору о свободе творчества, можно вспомнить случай, как Ильюшин летал в Сочи.

Посмотрел он, кто летает на самолетах, вернулся и сказал: «Ребятушки, а вот у нас летают в небе либо командировочные либо богатые люди. Надо сделать, извините, авиацию достоянием советского народа». И заложил тогда самолет Ил-18, который летает по сей день.

Особый взлет науки в хрущевское время (один только космос чего стоит) был обусловлен прежде всего всем долгим путем, который прошла советская наука.

И было еще кое-что, чего нет сейчас, – огромный престиж науки в обществе.

Физтех был создан еще при Сталине, и он готовил специалистов очень высокого профиля и качества по многим основным специальностям. Если сейчас посмотреть список академиков по физике, по химии, по электронике, среди них будет очень много выпускников Физтеха первых десяти-пятнадцати лет его работы. Отбор на факультет был без всякого блата. Медалисты сдавали три тура экзаменов, поступали и радовались.

Москвичей было процентов десять-пятнадцать, остальные проценты составлял весь цвет талантов из провинции. Учиться в Физтехе было престижно, физики были в почете. Это нашло отражение и в массовой культуре, достаточно вспомнить фильм «Девять дней одного года».

Окончив вуз, выпускники получали звание «инженер-механик по самолетостроению», и все стремились в конструкторские бюро или в научно-исследовательские институты. На заводы рвались не очень, потому что все хотели создавать, заниматься наукой, а не работать на производстве.

При Хрущеве страна стала более открытой, чем в прежние годы, но контакты советских ученых и конструкторов с зарубежными специалистами, которые были также заняты созданием самолетов или работали в военно-промышленном комплексе, были крайне ограничены, если не сказать нежелательны.

Но полной оторванности от новейших мировых достижений у советских ученых не было. Конструкторские бюро в те времена выписывали десятки иностранных журналов. У Ильюшина работал специальный отдел, который просматривал эти журналы. То же самое было и в Бюро научной информации в ЦАГИ. И те сотрудники, а особенно студенты-практиканты, кто знал английский язык, брали на дом журналы и переводили статьи. А потом выпускали книжечки, где были описаны все последние достижения мировой науки.

В целом, действительно с конца 50-х годов международное научное общение стало налаживаться.

Советская техника начала принимать участие в международных выставках: самолет Ил-18 демонстрировался в Ля Бурже уже в 1957 году. А раз ездили на выставки, раз возили показывать технику (обычно пассажирские самолеты), обязательно возникало общение с зарубежными коллегами.

Авиаконструктор Генрих Новожилов, ныне академик и дважды Герой Социалистического Труда, в то время работавший в конструкторском бюро Ильюшина, знаком с вице-президентом фирмы «Боинг», который создал самолет Боинг-747, с 1962 года.

Они сохранили добрые отношения с тех времен и по сей день, невзирая на все «железные занавесы».

В самолетостроении всегда была тенденция развивать военное направление, а потом уже, пользуясь этими наработками, создавать гражданскую авиацию.

Хотя, надо сказать, что Ильюшин в отличие от Туполева никогда не делал пассажирского самолета из военного. Создать из военной машины пассажирскую – экономичную и комфортабельную, отвечающую всем международным требованиям, – крайне сложно.

За рубежом советская наука пользовалась большим уважением, а почти все самолеты, которые были созданы Конструкторскими бюро Ильюшина и Туполева, так или иначе на международном рынке обязательно присутствовали.

Конечно, присутствовали в основном в странах соцлагеря, но не только. Знаменитый поршневой самолет Ил-14 производили по лицензии в Чехословакии и в Германской Демократической Республике. Самолетов Ил-18 было сделано порядка пятисот с лишним.

Из них около сотни было продано в шестнадцать стран мира, при том, что соцстран было несколько меньше. Но их покупали не только дружественные социалистические государства.

То же самое можно сказать и о самолете Ил-76.

Сейчас разрыв между российской и западной наукой увеличился и продолжает расти. С 1985 года относительные расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в стране стали падать. Власти решили, что раз есть бомба, есть ракета, этого достаточно.

Поэтому невзирая на то, что Апрельский пленум провозгласил перестройку как необходимость ускорения развития научно-технического прогресса, 1985 год стал годом, когда средства, выделяемые авиационной промышленности и на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, начали сокращаться.

Сейчас отставание наросло, кадровый научный потенциал потерян. МАИ резко ухудшил подготовку.

Академию Жуковского разгромили. Поэтому сейчас в российской науке главная проблема – это пятнадцатилетний разрыв поколений. Это очень большой разрыв. И уже уходят на пенсию последние профессионалы, которые могут обучить молодого специалиста. К сожалению, этот процесс затрагивает не только конструкторов, но и квалифицированных рабочих.

Никита Сергеевич Хрущев

Никита Сергеевич Хрущев (15.04.1894г. – 11.09.1971г.) – Первый секретарь ЦК КПСС (1953г. – 1964г.), Председатель Совета Министров СССР (1958г. – 1964г.), Герой Советского Союза, а также трижды Герой Соц. Труда.

  • Дата рождения: 15 апреля 1894 года
  • Дата смерти: 11 сентября 1971 года
  • Место рождения: Калиновка, Курская губерния, Российская империя.
cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий