История немцев Крыма
Считается, что немцы появились в Крыму в III веке. Сначала это были представители различных восточногерманских племён, прежде всего, готов, выходцев из южной Швеции, некоторое время обитавших в низовье реки Висла.
Затем, в поисках более благоприятных мест для проживания, они покинули эти территории и уже в середине III в. обосновались в ряде мест Северного Причерноморья. Несколько позже произошло разделение готов на остготов и вестготов. Осевшая в Крыму часть готов относится к остготам.
Почти полностью захватив крымское побережье, готы образовали княжество «Готию».
В мирное время готы занимались земледелием, торговлей, ткачеством, ювелирным делом. Но господство готов в Крыму и Причерноморье было недолгим. Во второй половине IV в. под натиском пришедших с востока гуннов готы оставили эти земли и ушли на запад.
Новая эпоха для немцев в Крыму началась с выходом Манифеста Екатерины II, которым она приглашала иностранцев на неосвоенные земли.
Будучи сама немкой Екатерина Великая особенно хотела видеть на землях своего государства именно представителей этой национальности. Однако этот указ не регулировал законодательно права переселенцев, после чего последовал еще один Указ в 1873 году, законодательно регулировавший условия переселения в Россию европейцев и устанавливавший для них ряд льгот.
Эти документы вызвали резонанс на германских землях Европы, и в первой волне переселенцев в Россию выехало 27 тыс. немцев.
Вторая волна массового переселения немцев в Россию пришлась на период правления Александра I, в 1808 – 1814 гг. На основании его Манифеста от 20 февраля 1804 г. немцы, прежде всего с юго-запада Германии, стали переселяться в Россию и Крым.
В этом документе был учтён негативный опыт первой волны переселенцев, введён регламент и требования к тем, кто желал поселиться на российских землях.
Прибывавших в Крым немцев первоначально предполагалось селить в Симферополе, однако немецкие уполномоченные, побывавшие на полуострове, выбрали более удобные, с их точки зрения, места для поселений.
Основным местом поселения в Крыму стала степная часть полуострова.
Их места компактного проживания в историографии именовались «колониями».
Всего таких колоний было семь: три в Симферопольском уезде (Нейзац, Фриденталь, Розенталь) и четыре в Феодосийском уезде (Судак, Гейльбрун, Герценберг, Цюрихталь.
Позже под Симферополем была основана еще одна колония Кроненталь (ныне – с. Кольчугино).
Первоначально немецкие колонисты жили обособленно, не смешиваясь с другими этническими группами. Особенно строго блюли свои границы меннониты, поддерживая связь только с единоверцами.
Наиболее известные менонитские поселения – Карасан и Спат.
С самого начала жизни на новых для них крымских землях немцы бережно хранили свою религию, язык, культуру, заботливо передавая их последующим поколениям.
Это помогло им сохранить свою самобытность.
С началом Первой мировой войны размеренная жизнь крымских немцев претерпела существенные изменения. В обществе появились ярко выраженные антинемецкие настроения. Было запрещено употреблять немецкую речь в общественных местах, читать проповеди на немецком языке.
Собрания немцев, где присутствовало больше трёх человек, объявлялись нелегальными.
В ходе процессов раскулачивания и коллективизации за период 1926-1933 гг. своего имущества лишились почти 8400 сельских немцев-колонистов. Более 60% было выслано за пределы полуострова. Часть немецкого населения покинула Крым добровольно.
14 августа 1941 г. в Крым поступила Директива Ставки Верховного главнокомандования № 00931, в п.5 которой предписывалось «…очистить немедленно территорию полуострова от местных жителей-немцев и других антисоветских элементов». Отправка первых партий немцев из Крыма началась
18 августа 1941 г., за 10 дней до выхода государственного Указа о переселении немцев по всей территории СССР.
После окончательного освобождения Крыма от фашистских оккупантов весной 1944 г. решением Военного Совета 4-го Украинского фронта в Омскую область была выслана та часть немцев (около 2,2 тыс. чел.), которые каким-то образом сумели удержаться в Крыму.
Таким образом, с территории полуострова были депортированы почти 100% немцев.
16 августа 1944 г. Крымский обком партии принял постановление о переименовании в Крыму 995 населённых пунктов, носящих крымскотатарские, армянские, греческие и болгарские названия, в том числе 46 пунктов с немецкими названиями.
Несколько месяцев спустя, 26 ноября 1948 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ, согласно которому все депортированные из разных мест страны народы, в том числе немцы, подлежали навечному переселению в отдалённые районы, без права возврата на прежние места проживания.
За самовольный выезд с мест поселения предусматривалась уголовная ответственность.
В дальнейшем, в 1954 г. было принято Постановление Совета Министров СССР «О снятии некоторых ограничений в правовом положении спецпереселенцев», а 13 декабря 1955 г. – Постановление, снимавшее ограничения в правовом положении немцев-спецпереселенцев. Однако, вплоть до 1972 г. существовало ограничение для немцев в выборе места жительства.
После принятия 22 ноября 1991 г. Верховным Советом Крымской АССР Постановления 214 «О практических мерах по организованному возвращению депортированных армян, болгар, греков и немцев в Крымскую АССР» и образования в июне 1992 г.
Управления по делам депортированных при Совете Министров Крыма была создана правовая основа для возвращения крымских немцев на родину.
В это время для возрождения традиций, обычаев и культуры на территории Крыма начинают создаваться немецкие общества, как например общество немцев «Wiedergeburt».
Моральную реабилитацию и снятие клейма «предателей» немецкий народ получил лишь с выходом Указа Президента РФ Владимира Владимировича Путина о реабилитации депортированных народов в 2014 году.
Крымские немцы: переселение немцев в Крым
Первые попытки переселения немцев в Крым относятся к 1787-1788 гг., когда коллежским советником Траппе из Пруссии были приглашены более 300 колонистов. Уже в 90-х годах XVIII века на территории Таврической губернии было зафиксировано 208 «данцигских колонистов».
В состав последних входили в основном бедняки и люмпены, за исключением меннонитов . После указа императора Александра I от 20 февраля 1804 г. в Германии началась новая вербовка будущих колонистов. Но теперь уже одним из главных критериев был имущественный ценз – поэтому в Крым, Херсонскую, Екатеринославскую губернии и Бессарабию стали прибывать зажиточные немцы.
В этом же 1804 году из Германии прибыли уполномоченные от немцев, которые осмотрели различные предложенные им земли и нашли наиболее пригодной для хозяйственной деятельности территорию между Симферополем и Карасу-Базаром.
Всего для поселений было присмотрено около 9870 десятин земли. В 1804-1805 гг. в Крым стали пребывать немецкие колонисты и основывать поселения-колонии – в Симферопольском уезде: Нейзац, Фриденталь и Розенталь, Феодосийском – Цюрихталь, Гейльбрун, Судак и Герценберг.
Им даровали льготы в податях и повинностях сроком на 10 лет. Каждая немецкая семья получала в собственность 60-65 десятин земли, получала «кормовые деньги» (пособия), а взрослых представителей мужского пола освобождали от рекрутской повинности.
В середине XIX века на территории Украины в различных губерниях, в т.ч. и Таврической существовали колониальные округа, в которых проживали немецкие колонисты.
В этих округах существовало собственное управление, внутренняя юрисдикция, делопроизводство на немецком языке, национальная школа, своим молитвенным домом и иерархией священнослужителей.
Серьезным испытанием для народов полуострова стала Крымская война 1853-1856 гг.
К этому времени немецкие колонисты Таврической губернии составляли около 7% ее населения и были третьей по численности группой после татар и русских. Наряду с представителями других национальностей, крымские немцы оказали значительную помощь русской армии, поставляя бесплатно или за минимальную плату фураж.
Кроме того, немало раненых солдат и офицеров российской армии было взято на попечение немецкими колонистами. И, как отмечает А.Маркевич, все это делалось «с ревностью и радушием».
После того, как крымские татары покинули в 1856-1662 гг. земли полуострова, начинается второй этап заселения полуострова. В первую очередь, Крым заселяли немецкие переселенцы из материковой части Украины, в меньшей степени – из Германии.
Реформы первой половины 60-х гг. XIX гг. затронули и немецких колонистов. Теперь они были причислены к разряду освобожденных от крепостничества крестьян-собственников. Но, тем не менее, закреплялась обособленность немцев от представителей других национальностей – немецкие округа были преобразованы в волости, управление которыми находилось в руках колонистов.
Постепенно росло и их землевладение. По данным 1886-1887 гг. крымским немцам принадлежало 715576 десятин земли. А вот общая численность немцев в конце XIX века составляла около 30000, причем большая часть – более 20% — проживала в Перекопском уезде.
Интересно отметить, что приблизительно 80% крымских немцев были середняками и зажиточными крестьянами-собственниками, 17% — безземельными крестьянами и 3% представляли крупные землевладельцы.
Основной хозяйства являлось земледелие, которое включало в себя три основных отрасли – хлебопашество, огородничество и садоводство. В качестве удобрения применяли конский навоз и золу, которые хранились в крытых помещениях.
В 60-х годах XIX века немцы начали возделывать кукурузу. Но эту культуру использовали в качестве технической – она шла на корм скоту. Кроме выращивания зерновых, процветало садоводство.
Обычно немцы устраивали сад возле дома, где высаживали яблоки, груши, вишни, сливы, реже – персики, абрикосы, шелковицу. Постоянно совершенствовался в это время сельскохозяйственный инвентарь.
Появился многолемешный буккер, сортировки, соломорезки, конные грабли, конные молотилки, а с 70-х гг. XIX века распространяется жнейка. Также было развитым скотоводство: главной новацией в этой отрасли хозяйства было выведение новой породы коровы – красная немецкая корова.
Развивалось коневодство, разведение мелкого рогатого скота (выращивали в основном мериносовых овец), свиноводство и птицеводство.
Селения немецких колонистов отличались от других не только своей зажиточностью, но и благоустроенностью. Они были уличного типа, т.е. располагались в одном направлении с двух сторон улицы.
Палисадник, примыкавший к дому, немцы окружали каменным забором. Следует отметить, что каждое немецкое село отличалось пышно засаженным растительностью – прежде всего, акациями, тополями кленами.
Основным материалом для постройки домов служило дерево, глина и глиняный кирпич (саман). В середине XIX – 80-х гг.XIX вв. при строительстве стали использовать камень известняк и ракушечник, крыши домом стали покрывать черепицей («немка», «марселька» — последняя еще сохранилась в чердаках дореволюционных домов г.Симферополя).
Полы в домах первоначально были земляные, а уже позднее стали настилать деревянные. Стены делались толщиной до 60 см, вследствие чего они отличались прочностью, теплом и звукоизоляцией.
В самом доме в глаза бросалось печное сооружение, которых у немцев насчитывалось несколько типов. Внутри немецких домов царили чистота и опрятность, разнообразие различной мебели и масса всевозможных вышивок на различные темы.
Первые колонисты одевались так, как это было характерно для тех областей Германии, откуда они переселились. Но в дальнейшем стали появляться элементы местной одежды, в зависимости от времени года.
В пищу немцы использовали продукты, которые они вырастили сами – крупы (пшеница, ячмень, овес), овощи, молочные продукты (масло, сметана, овечья брынза), мясопродукты (свинина, птица, реже – говядина и баранина) и фрукты.
В общем кухню немцев можно охарактеризовать как мясо-молочную. Наиболее распространенным напитком было пиво, в меньшей степени – вино, из безалкогольных – кофе, припс – пережженный ячмень и цикорий.
По вероисповеданию большинство немцев являлось лютеранами.
Праздники лютеран определялись уставом Евангелическо-лютеранской церкви, утвержденном императором Николаем I 28 декабря 1832 г. Среди наиболее распространенных среди крымских немцев праздников были следующие: Рождество Христово (25 — 26.12), Новый Год (1.01), Богоявление Господне (6.01), Благовещение (25.03), Великий Четверг, Великая Пятница, Вознесение Господне, Рождество Иоанна Предтечи (24.06), день всеобщего покояния и моления, День Реформации (19 октября).
После объявления в августе 1914 года первой мировой войны, в печати развернулась активная пропагандистская кампания против Германии и немцев, проживающих на территории России.
Однако в Таврической губернии к апрелю 1915 года в армию было призвано более 2500 крымских немцев и до 1917 года не было известно ни одного случая предательства. Значительные денежные поступления поступали в созданный в 1914 году губернский комитет по оказанию помощи больным и раненым от представителей различных национальностей Крымского полуострова, в т.ч. и от немцев.
Также они отдавали вещи и продукты, а меннониты колонии Спат перемолотили хлеб и засеяли поля семьям, работники которых ушли на фронт. Однако несмотря на все это, в печати то и дело прокатывались волны недоверия к представителям этого народа, начались преследования немецкого языка, закрытия школ, ликвидация землевладений, выселения некоторых групп немцев за пределы Крыма.
Тяжелое положение немцев стало улучшаться после февральской революции.
Активизации участия немцев в общественно-политической жизни способствовали постановления Временного правительства и его министерств, в частности выпущенное в марте 1917 года постановление о приостановлении исполнения законов о землевладении австрийских, венгерских и германских выходцев.
Через год – в марте 1918 г. была создана Советская социалистическая республика Таврида, однако немцы осторожно отнеслись к установившимся порядкам, прежде всего из-за отношения новой власти к вопросу о земле.
Через два месяца Крым был оккупирован немецкими войсками, а еще через две недели в д. Бютень Перекопского уезда (ныне с. Ленинское Красногвардейского района) состоялась конференция немцев, куда прибыло около 400 делегатов со всей Таврической губернии.
На этой конференции обсуждались различные вопросы, носившие нередко националистический характер. Итоги обсуждений вызвали споры, которые стали причиной политического раскола среди крымских немцев.
Однако уже во время правительства генерала Сулькевича большая часть колонистов отходит от активности в политической жизни края.
В вооруженной борьбе 1918-1920 гг. немцы вновь дробятся по своим убеждениям:
- 1. Немцы, соблюдавшие нейтралитет.
- 2. Боровшиеся за установление советской власти. Некоторые немцы входили в Екатеринославский коммунистический кавалерийский полк, который сражался в 1918 году против немецких оккупантов.
- 3. «Отряды самообороны», задача которых была охрана колоний. Затем эти отряды были втянуты в вооруженную борьбу против Красной армии
- 4. Немцы, воевавшие в армиях белогвардейцев.
В конце Гражданской войны большинство немцев вело политику невмешательства в военную борьбу и непротивления советской власти.
После установления советской власти, учитывая зажиточность немецких хозяйств, большинство их хозяев лишали избирательных прав и вместе с семьями высылали за пределы Крымского полуострова.
Апогеем репрессий и раскулачивания стали 30-е годы XX века. В знак протеста со стороны немцев предпринимались попытки массовой эмиграции в США и Канаду (в основном немцы-меннониты).
Этот процесс наносил непоправимый ущерб районам, где проживало немецкое население, ибо уровень их хозяйств был намного выше всех остальных; распадались и гибли семьи, исчезла вера в возможность защиты гражданских прав населения государством.
Но самыми страшными днями в истории крымских немцев стали 17-20 августа 1941 года.
Свыше 52 тысячи (есть сведения и о 62 тысячах) крымских немцев было насильно вывезено из Крыма в Ставропольский край, затем частично в Сибирь и Казахстан.
Однако по материалам прессы оккупационных властей (в частности – газета «Голос Крыма») можно сделать вывод, что часть крымских немцев вернулась во время фашистской оккупации Крымского полуострова.
Также известно, что на территории Крыма существовала и новая категория немцев – бывших советских граждан, которые ранее не проживали в Крыму и пришли вместе с войсками Вермахта.
Газета «Голос Крыма» от 25 июля 1943 г. сообщала, что в Симферополе проживало 504 немца (в прессе их называли «фольксдойче»). Сами же оккупанты проявили немалый интерес к истории крымских немцев (Статья о сборе сведений об истории немцев в Крыму в газете «Голос Крыма» от 20 сентября 1942 г.), однако это было лишь началом попытки включения Крыма в состав Третьего рейха под названием «Готенланд».
Только через 10 лет после окончания войны, 13 декабря 1955 года, был снят запрет на выезд немцев из мест их ссылки, а 29 августа 1964 года с крымских немцев сняты все обвинения.
Многие немцы остались на местах выселения, т. к. вступили в браки, обзавелись семьями и обустроились. Часть уехали в Германию, и лишь немногие вернулись на свою историческую родину – в Крым.
На 1989 год по данным переписи в Крыму проживало 2356 немцев, а в 1994 году по данным Республиканского комитета по делам национальностей – 2593 немца, и это несмотря на то, что в начале 90-х усилился процесс выезда немцев на постоянное место жительства в Германию. По данным управления миграции при Совете Министров АРК, на начало 2002 года немцы составляли 0,12% населения Крыма.
Важной особенностью является то, что только около 25% крымских немцев имеют статус депортированных, многие являются беженцами из «горячих точек» бывшего СССР.
В декабре 1990 года в Крыму организовано Общество объединенных советских немцев, которое в 1993 году перерегистрировано на Республиканское общество немцев Крыма «Видергебурт», имеющего более двадцати городских и региональных организаций.
Общество сосредоточило усилия на возрождении культуры немцев. Было создано 5 немецких лютеранских церквей, которым отдано 3 кирхи (2 из них действующие – в Симферополе и Ялте), в селе Янтарном Красногвардейского района действует молитвенный дом.
Но все же одним из главных направлений работы общества является возвращение и обустройство депортированных немцев.
Прибывшие и прибывающие немцы проживают компактными поселками в Симферопольском (с.Пионерское), Красногвардейском (с.Ново-Марьяновка), Ленинском (с. Яркое), в Сакском и др. районах. Среди городов наибольшее кол-во немцев проживают в Симферополе и Евпатории.
Возрождается немецкая культура, создаются новые культурные центры, дойчклубы.
Фольклорные ансамбли «Нахтигаль» и «Швальбеннест» известны далеко за пределами Крыма. Создан общественный Фолькспарламент (Народный Совет).
Газета «Хоффнунг» («Надежда») издается на русском и немецком языках. В 182 школах более 30000 учащихся изучают немецкий язык. Работает 4 воскресных школы и 6 школ с углубленным изучением немецкого языка.
Все это дает повод для надежды на то, что на просторах Крымского полуострова сохранится трудолюбивый и талантливый народ – немцы.
Общественная организация «Региональная немецкая национально-культурная автономия Республики Крым» создана в 2014 году в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
Первые немецкие общины появились в Крыму в 1805 году. В Симферопольском уезде они основали колонии: Нейзац, Фриденталь, Розенталь (виртенбергцы), в Феодосийском уезде — Гейльбрун, Судак и Герценберг.
В том же 1805 году возникла швейцарская колония Цюрихталь, а в 1811 еще одна немецкая колония, Кроненталь. Колонии, расширяясь, образовывали выселки, которые сделались новыми колониями. При переселении колонисты получили в собственность от 60-65 десятин лучшей земли, были надолго освобождены от натуральных и денежных повинностей, и им даровано было широкое самоуправление.
Численность немецкого населения в Крыму постоянно увеличивалась.
По данным первой всероссийской переписи 1897г., в Крыму проживало 31950 немцев (7% от всего населения) и им принадлежало более 700тыс. десятин земли. Немцы заняли на полуострове одну из значительных позиций в экономике, в социально-политической, и общественной жизни.
В 20-е годы прошлого века Советская власть образовала в Крыму ряд национальных районов. Немецкими национальными были Бююк-Онларский и Тельманский районы, кроме того много немцев жило в Ичкинском и Сейтлерском районах.
20 августа 1941 года, еще до захвата фашистами Крыма, Сталин, опасаясь возможного сотрудничества крымских немцев с врагом, выселил почти 53000 немцев из Крыма «на вечные времена“.
Депортация проводилась в спешке, семьям позволялось взять с собой минимум вещей. Людей загнали в товарные вагоны и вывезли большей частью в Казахстан. Многие умерли в пути.
Возвращение немцев в Крым стало возможным с началом перестройки в СССР.
В 1989 г. в Крыму проживало 3265 немцев (0,1% от общего числа населения). 8 декабря 1990 г. на полуострове было организовано общественное объединение советских немцев, которое в 1993 году было перерегистрировано как республиканское общество немцев Крыма «Видергебурт».
Обществом велась обширная работа по возрождению культуры: организованы культурные центры, воскресные школы, газета «Хоффнунг». На крымском телевидении и радио начали выходить немецкие передачи, создано 5 немецких лютеранских евангелических общин.
Региональная немецкая национально-культурная автономия является продолжателем процесса возрождения немецкой общины Крыма.
Основные задачи организации:
- — создание условий для сохранения и развития родного языка и национальной культуры;
- — содействие в реализации и защите конституционных прав и свобод, государственных гарантий, законодательно установленных для национально-культурных автономий;
- — содействие расширению плодотворного диалога с органами местного самоуправления в целях обеспечения непосредственного участия членов Автономии в решении задач национально-культурного развития на местном уровне;
- — содействие развитию сотрудничества и взаимопонимания с другими национальными объединениями, действующими на территории Российской Федерации;
- — содействие широкому ознакомлению всех граждан с историческим, духовным и культурным наследием немецкого народа и его современными достижениями;
- — приобщение членов Автономии к историческим и современным достижениям русского народа и других народ России в области культуры, науки, образования;
- — содействие сохранению и умножению исторических и культурных памятников;
- — поддержка творческой деятельности граждан, являющихся носителями и распространителями национальных культурных традиций;
- — укрепление российской государственности.
Краткая история немецких поселений в Крыму
«В 1804-05 и 1808-09 в Крым была направлена незначительная часть потока эмигрантов. Среди них были крестьяне, которых майор Ганс Каспар Эшер завербовал в Швейцарии. Они дали своей новой родине имя Цюрихталь.
Переселенцы из юго-западной Германии и Эльзаса, которых прислал в Россию вербовщик Франц Циглер, основали в 1805 колонии Нейзац (Нойзатц), Фриденталь, Гейльбрун (Хайль-брунн), Судак, Герценберг, Розенталь и в 1811 — колонию Кроненталь (Булганак).
Лютеранские колонии Нейзац, Фриденталь и Розенталь и католическая Кроненталь в Симферопольском уезде были объединены в Нейзацкий округ, а лютеранские колонии Цюрихталь, Гейльбрун, Судак и Герценберг в Феодосийском уезде — в Цюрихтальский округ.
Когда колонии вследствие реформы 1871 были включены в общую государственную систему административного управления, из-за больших расстояний между отдельными бывшими колониями Нейзацкий округ был поделен на Кронентальскую и Нейзацскую волости (с Фриденталь и Розенталь).
В 1892 эти немецкие деревни уже относились к этнически смешанным волостям; также из-за большой удаленности Судак был выведен из состава новой Цюрихтальской волости, но одновременно волость увеличилась за счет присоединения к ней многих дочерних колоний — до 12 (к 1881) и 17 немецких деревень (к 1890), 5 из которых в последующие годы, впрочем, снова были отделены и включены в соседнюю этнически смешанную волость.
Так как немецкие переселенцы должны были преимущественно заниматься разведением садов и виноградников, им было выделено всего по 20 дес. на семью, хотя отдельные колонии владели значительными излишками земли.
Например, в Цюрихтале хозяева имели во владении земельные наделы по 33 десятины. Розенталь и Нейзац, которым при поселении немцев было выделено слишком мало земель, получили участки дополнительно, так что в 1822 все немецкие общины в Крыму имели излишки земли. В 1829 жители Цюрихталя прикупили на государственный кредит первые 1 329 дес. земли и потом до 1887 г. на собственные средства еще 6 294 дес.
Колонисты Гейльбруна владели земельными наделами по 39,5 дес. на каждую семью. Колония Гейльбрун приобрела в 1839 владение в 700 дес, а в 1844 следующие 1 350 дес. земли, что позволило переселить туда часть жителей (Нейдорф). В 1848 она купила у одного землевладельца из Нейзаца дополнительно 344 дес.
В колонии Судак, с поселком Отузы, хотя и были наделы более чем 20 дес. земли на семью, все же большую часть владений общины составляли леса. В 1837 колонисты обустроили взятый в аренду участок в 251 дес, но только в 1879 было удовлетворено их прошение о передаче этой земли в общинное владение.
Уже в 1858 в Крыму было больше безземельных семей немецких колонистов, чем таковых с наделом. Выходцы из колоний Цюрихталь и Гейльбрун основали до 1890 семь дочерних колоний в Феодосийском уезде и четыре в соседнем Симферопольском уезде. Немногочисленные жители колоний Судак, Отузы и Герценберг покупали мало, или вообще не покупали землю. Материнские колонии Симферопольского уезда приобрели в собственность к 1890 всего 4 294 дес. земли непосредственно по соседству с колониями.
Из 3 624 безземельных колонистов 74% жили вне материнских колоний, т. е. преимущественно в дочерних колониях на собственных или арендованных наделах. Если крымские колонисты тянулись на север в Перекопский округ, то они объединялись там во многих случаях с переселенцами из материнских колоний с материковой части Таврической губернии.
Во время инспекции в 1815 главный судья Конторы опекунства С. X. Контениус с радостью отмечал рост благосостояния крымских немцев. В трех колониях Нейзацкого округа урожай картофеля превысил посев в 10 раз. Цюрихталь и Кроненталь находились, правда, в относительно худшем положении, но и там никому не угрожал голод.
Жители Цюрихталя выращивали яровые сорта пшеницы; а излишки урожая продавали в Феодосии. В 1852 колонисты округов Цюрихталь и Нейзац имели по 68,81 и 53,80 серебряных руб. (соответственно) на одного работника мужского пола — это наивысшие доходы среди всех немецких колонистов. Крымские немцы принадлежали в 1866 к тем немногим немецким колонистам, которые использовали в работе примерно равное количество лошадей и волов.
Большинство немецких крестьян Крыма осуществляли молотьбу с помощью молотильных камней. Только в 1880-е гг. некоторые крымские немцы купили свои первые молотилки. Жителям Гельбруна достались сады заложенные еще во времена проживания на этих землях татар, а колонисты Судака и Отузы занялись разведением садов и виноградников.
С 1826 каждый хозяин в колониях Кроненталь и Нейзац был обязан разбить виноградник величиной в полдесятины. В 1829 крымские немцы собрали с урожая по 6 635 ведер вина. В 1836 колонисты Кроненталя и Нейзаца смогли ровно 44% своего урожая — 8 267 ведер — продать по 3 руб. за ведро. Колонисты Герценберга поставляли в портовый город Феодосию вино, фрукты, овощи и масло.
Хотя на конференции представителей южнорусских колонистов еще в 1866 постановили организовать в Нейзаце центральное училище, прошло целое десятилетие, пока крымские колонисты собрали необходимые деньги на его устройство. Лишь введение в 1874 всеобщей воинской повинности и сокращенная по времени военная служба для выпускников высших школ ускорили финансирование строительства, так что центральное училище в Нейзаце было открыто в 1876.
Основу финансирования училища составили проценты со школьного капитала, плата за учебу, субсидии округов, а также введенный с 1895 поземельный однокопеечный налог с десятины для всех лютеранских землевладельцев Крыма. Из-за низкой зарплаты учителя, прежде всего русские, часто менялись.
За период с 1887 по 1896 из 145 мальчиков окончил школу только 31; 17 из них избрали профессию учителя. В годы русификации немецкой школы при императоре Александре Ш с 1881 даже уроки немецкого языка по распоряжению русских директоров училища велись на русском языке.
Когда центральное училище больше не могло вместить всех желающих обучаться, в 1905 было открыто второе центральное училище в Цюрихтале. Католики К. могли посещать только одно из этих учебных лютеранских заведений.
Лит./Brandes D., Von den Zaren adoptiert. Diedeutschen Kolonisten und die Balkansiedler in NeurufJIand und Bessarabien 1751-1914. Munch., Oldenbourg, 1993. Д. Брандес (Дюссельдорф).