Ницше его философия: кратко самое главное

Учения Ницше о справедливости и о праве

Ницше — великий человеконенавистник. Суть его учения выражена в песне Заратустры. Ницше, как и всех великих людей нужно читать в молодом возрасте, когда только начинаешь жить, чтобы выбрать для себя жизненные приоритеты.

Мне очень запомнилось выражение Ницше про людское общество и я с ним согласна:

«Где много собралось людей, там начинает дурно пахнуть». Это изречение верно, как в переносном, так и в прямом значении. Люди несовершенны и им свойственно грешить. Где появляются люди, там начинаетя моральная грязь, а когда их много — всё портится вокруг, люди всё опошляют в том числе и друг друга.

Учение Ницше очень любил, например, Адольф Гитлер. Символ фашизма — крест олицетворяет Солнце, так и Заратустра воспевал солнце и Ра.

Основная мысль учения Ницше: Человек сильнее и выше Бога! Ницше хотел заставить поверить людей в то, что им всё подвластно.

Ницше страдал психическим расстройством, так что — о каком вообще «учении» может идти речь, это моё мнение.

Учение Ницше приводит к жестокости и отказу даже от своих близких и от Бога, прочитав Ницше можно пустить ся во все тяжкие.

Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900) – немецкий мыслитель, представитель иррационализма и волюнтаризма, профессор филосо­фии Базельского университета.

Вопросы политики, государства и пра­ва освещаются в таких его работах, как «Греческое государство» (1871), «Воля к власти», «Человеческое, слишком человеческое» (1877), «Поту сторону добра и зла» (1886), «К генеалогии морали» (1887).

Учение Ниц­ше очень противоречиво, поэтому к его наследию обращались и реак­ционные, и прогрессивные мыслители. Рассмотрим основные положе­ния его учения.

Источник справедливости – сила и обмен притязаниями. «Спра­ведливость возникает первоначально среди приблизительно одинаково могущественных.. .Где нет точно различимого превосходства в силе и борьба привела бы к бесплодному обоюдному вреду, там возникает мысль о соглашении и об обсуждении взаимных притязаний: первона­чальный характер справедливости есть характер обмена.

Каждый удовлетворяет другого тем, что каждый получает то, что он больше це­нит, чем другой… Справедливость есть, следовательно, воздаяние и об­мен при условии приблизительного равенства сил…» («Человеческое, слишком человеческое»).

Обратимость прав и обязанностей.

«Наши обязанности – права других на нас. В силу чего они приобрели их? В силу того, что они счи­тали нас способными к договору и к отплате, ставили нас наравне с со­бою, так что они доверяли нам что-нибудь, воспитывали нас, настав­ляли нас на путь, поддерживали нас».

Воля к власти.

Воля к накоплению силы и увеличению власти -специфическое свойство всех явлений, в том числе социальных и по­литико-правовых. Причем воля к власти – это повсеместно самая примитивная форма аффекта, а именно – «аффект команды». Соци­ально-политическая история – борьба двух воль к власти – воли сильных видов (аристократии) и воли слабых (толпы). Аристократи­ческая воля к власти – это воля к жизни; рабская воля к власти – во­ля к смерти.

Право производно от воли к власти, от силы.

Несостоятельны есте­ственно-правовая доктрина, идеи свободы и равенства.

Правомерны привилегии, преимущества и неравенство. «Неправота никогда не за­ключается в неравных правах, она заключается в притязании на «рав­ные» права». Право – результат войны и победы, что исходит еще от «правового инстинкта» древних. Так возникает естественное право по­бедителя. Соответственно праву необходимой обороны следует при­знать и право необходимой агрессии.

Право победителя в войне – осно­ва аристократического правопорядка. Право в мирном порядке фиксирует результаты войны различных воль и предполагает согла­шение неких борющихся сил.

Принцип неравенства правовых притязаний. Неравенство прав -условие права вообще. Право есть преимущество. Органическая связь права с насилием определяет отношение к справедливости. Правовая справедливость исходит от различных индивидов и зависит от того, относятся они к аристократическим типам или являются обычными людьми.

Человек сам по себе не обладает ни правами, ни достоинства­ми, ни ценностями.

Отрицание народного суверенитета. Реализация его ведет к паде­нию государства, устранению противоположности между «частным» и «публичным». Расширение суверенитета приводит к постепенному вы­рождению здоровых жизненных сил, в конечном счете, к победе много­численной массы угнетенных над немногочисленной аристократией.

Мораль – орудие слабых, рабов против господ для низвержения сильных и установления власти слабых.

Образец совершенной политики – макиавеллизм. Стандарты макиавеллистской политики, уже осво­божденной от морали, надо вновь внедрить в сферу моральных оценок и ориентации – как принципы «великой политики добродетели».

Время мелкой политики прошло: двадцатое столетие будет време­нем большой политики – борьбы за мировое господство, невиданных ранее войн. Вокруг понятия политики будет развязана духовная война.

Философские взгляды Фридриха Ницше

Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 г. в немецком городе Рёккене.

Его отец, лютеранский пастор, умер, когда Фридриху было всего четыре года. Через полгода после этого трагического события умер двухлетний брат Ницше.

Фридрих остался с матерью и двумя сестрами. Впоследствии он говорил, что уход отца и брата оказал на него очень сильное эмоциональное воздействие.

В возрасте 14–19 лет Фридрих Ницше учился в одном из лучших интернатов Германии, затем продолжил образование сначала в Боннском университете, а потом в Лейпцигском университете, где проявил особый интерес к филологии (академическая дисциплина, которая занималась главным образом интерпретацией библейских и классических текстов).

В это время Ницше, который с подросткового возраста сочинял музыку, познакомился с известным композитором Рихардом Вагнером (Ницше был большим его поклонником). Знакомство переросло в близкую дружбу, которая оказала на Ницше огромное влияние (спустя 20 лет он отзывался о ней как о самом большом своем достижении за всю жизнь).

Уже в возрасте 24 лет, будучи еще студентом и не закончив свою диссертацию, Ницше был приглашен на должность профессора классической филологии в Базельский университет.

Ницше участвовал во Франко-прусской войне 1870 г. в качестве санитара (и там заразился дизентерией, сифилисом и дифтеритом). После этого он вернулся в Базельский университет и в 1872 г. опубликовал свою первую книгу «Рождение трагедии». Книга получила высокую оценку от Вагнера, но была встречена резкой критикой, в частности со стороны Ульриха Виламовица-Мёллендорфа (1848–1931), который считался самым авторитетным филологом Германии того времени.

Ницше преподавал в Базельском университете до 1879 г.

Но уже к 1878 г. стало очевидно, что его больше интересует философия, чем филология, и книга «Человеческое, слишком человеческое» ознаменовала сдвиг в его философском стиле (и конец его дружбы с Вагнером, чей антисемитизм и поддержка германского национализма вызывали резкое отторжение у Ницше). В возрасте 34 лет здоровье Ницше ухудшилось настолько, что ему пришлось оставить преподавание в университете.

В 1878–1889 гг. здоровье Ницше ухудшалось, он путешествовал по разным немецким, швейцарским и итальянским городам и написал 11 книг.

3 января 1889 г. у него случился нервный припадок, когда он увидел, как на улице избивают лошадь кнутом…

Душевное здоровье больше не вернулось к Ницше, вплоть до смерти 25 августа 1900 г.

Во время психической болезни о Ницше заботилась его сводная сестра Элизабет Фёрстер-Ницше. Она была вдовой известного германского антисемитского идеолога и, став распорядительницей литературного наследия Ницше, выборочно публиковала его труды.

Сам того не желая и не зная об этом, он приобрел статус знаменитости в Германии и стал практически нацистской иконой: его отрывочные и искаженные философские работы использовались для продвижения этой идеологии. Только после завершения Второй мировой войны работы Ницше были опубликованы без искажений.

Нигилизм

Возможно, самая известная цитата Ницше – «Бог умер».

В конце XIX в. с ростом влияния Германии и бурным развитием научной мысли многие немецкие философы с оптимизмом относились к современной им жизни. Ницше же считал свою эпоху смутным временем, отмеченным фундаментальным кризисом ценностей.

В книге «Так говорил Заратустра» Ницше рассказывает историю человека по имени Заратустра, который в возрасте 30 лет ушел в пустыню.

Ему так понравился этот образ жизни, что он решил там остаться еще на десять лет. После возвращения в общество он объявил, что Бог умер. По утверждению Ницше, прогресс науки привел к тому, что люди уже не обращают внимания на ценности христианства и больше нет того мощного влияния на цивилизацию со стороны религии, которое определяет, что есть добро и что есть зло.

Ницше фактически был критиком христианства, но еще более яростно он выступал против атеизма и опасался, что тот может стать следующим логическим шагом.

Философ не утверждал, что наука предлагает новый набор ценностей, который заменит христианские заповеди. Наоборот, он говорил, что на смену христианской морали придет нигилизм – отрицание всех убеждений и норм.

Ницше полагал, что человеку всегда необходимо знать источник ценностей и смысла.

Он заключил: если наука не сможет стать этим источником, то он появится в других формах, например в форме агрессивного национализма. Ницше не выступал за возвращение к традициям христианства. Скорее он пытался понять, как избавиться от этой формы нигилизма через утверждение жизни.

Воля к власти

Теорию Ницше о воле к власти можно разбить на две части.

Во-первых, Ницше считал, что всё в мире находится в состоянии потока и состояния неподвижности не существует.

Понятия смысла, знаний, истины постоянно меняются, а основу изменений составляет так называемая воля к власти. Согласно Ницше, Вселенная состоит из подобных желаний.

Во-вторых, воля к власти – индивидуальное, фундаментальное стремление к властвованию, которое проявляется в доминировании и независимости.

Она значительно сильнее желания секса или выживания и может выражаться по-разному. Согласно Ницше, воля к власти иногда проявляется в форме насилия или физического доминирования. Но ее можно обратить вовнутрь, и тогда человек будет стремиться управлять собой (а не другими).

Ницше полагал, что понятие «эго», или «души», – не более чем грамматическая фикция.

По Ницше, «Я» – фактически комплекс соперничающих желаний, которые постоянно и хаотично пытаются взять верх друг над другом. Поскольку мир находится в состоянии потока, а перемены – самая фундаментальная часть жизни, любые попытки рассматривать ее как объективную и неизменную, будь то в рамках философии, науки или религии, можно считать отрицающими жизнь.

Чтобы принять философию утверждения жизни и руководствоваться ею, необходимо согласиться с идеей изменений и осознать, что перемены – единственное, что постоянно в жизни.

Роль человека

Согласно Ницше, существуют животные, человек и сверхчеловек.

Когда человек научился контролировать свои инстинкты и рефлекторные импульсы для получения большей выгоды (цивилизация, знания, духовность), он перестал быть животным. Воля к власти у человека смещается с внешнего локуса (контроль над другими) на внутренний (самосовершенствование). Процесс самосовершенствования сложен: человек постоянно подвергается искушению все бросить (два таких примера, когда человек действительно всё бросает, согласно Ницше, – нигилизм и христианская мораль).

В попытке достичь внутреннего совершенства человек стремится стать сверхчеловеком, то есть обладать полным контролем над собой (это желание отсутствует у животных) и совестью (которой нет у человека). Сверхчеловек отличается глубокой любовью к жизни, без жалоб принимает постоянную борьбу и страдания.

Таким образом, согласно Ницше, человек – переходная форма к сверхчеловеку.

Истина

По Ницше, «истина» – идея, что существует только один правильный способ оценки чего-то, – доказывает, что наш процесс мышления закостенел и лишился гибкости.

По Ницше, гибкость и способность признать, что может быть несколько способов оценить что-то, – признак здравого рассудка. А пестовать свое закостенелое сознание – значит говорить «нет» жизни.

Ценности

В своей работе «По ту сторону добра и зла» Ницше делает попытку изучить психологические основания морали. По его мнению, люди были бы более здоровым биологическим видом, если бы не были отягощены моралью.

Ницше называл мораль фикцией и считал, что необходимо провести переоценку ценностей, так как они не объективны. Особенно критично он относился к христианской морали, утверждая, что на фундаментальном уровне она противоположна жизни и даже враждебна ей. Например, по словам Ницше, основная концепция христианства о загробной жизни обесценивает природные инстинкты человека, принижает важность настоящей жизни и делает человека слабым.

В поисках основ моральности Ницше не стремился заменить христианство чем-то иным.

Скорее, он верил, что, осознав истинную природу морали, люди станут честнее и реалистичнее в своих мотивах и отношении к жизни.

Вечное возвращение

Возможно, самая сложная теория Ницше – метафизическая теория вечного возвращения. Ее суть, как и в остальных работах Ницше, заключается в утверждении жизни.

Идея вечного возращения существует уже не одно столетие. Классической ее метафорой стало изображение Уробороса – дракона, или змеи, пожирающего собственный хвост, – времен Возрождения.

В теории Ницше о вечном возвращении присутствует идея о цикличности времени: люди проживают каждый момент жизни снова и снова бесконечное число раз, и каждый раз он одинаков.

(Следовательно, каждый момент, который проживает человек, происходит в вечности, и человек должен принять этот факт и радоваться этому.)

Вторая часть теории Ницше о вечном возвращении – идея о том, что «бытия» не существует, так как всё постоянно изменяется и постоянно «возникает».

Ницше утверждает, что слишком многое переплетено в реальности и мы не можем отличить одни «вещи» от других из-за постоянных перемен.

Следовательно, человек не может судить об одной части реальности без оценки всей реальности. Приняв, что наша жизнь состоит из постоянных перемен, можно лишь сказать ей «да» или «нет».

Фридрих Ницше считается одним из первых философов-экзистенциалистов, и его влияние было огромным.

Помимо прочего, акцент на утверждении жизни и вызов морали и христианству сделали его одним из главных философов своего времени.

Фридрих Ницше: кратко о философе и философии

Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 г. в немецком городе Рёккене.

Его отец, лютеранский пастор, умер, когда Фридриху было всего четыре года.

Через полгода после этого трагического события умер двухлетний брат Ницше. Фридрих остался с матерью и двумя сестрами. Впоследствии он говорил, что уход отца и брата оказал на него очень сильное эмоциональное воздействие.

В возрасте 14–19 лет Фридрих Ницше учился в одном из лучших интернатов Германии, затем продолжил образование сначала в Боннском университете, а потом в Лейпцигском университете, где проявил особый интерес к филологии (академическая дисциплина, которая занималась главным образом интерпретацией библейских и классических текстов).

В это время Ницше, который с подросткового возраста сочинял музыку, познакомился с известным композитором Рихардом Вагнером (Ницше был большим его поклонником). Знакомство переросло в близкую дружбу, которая оказала на Ницше огромное влияние (спустя 20 лет он отзывался о ней как о самом большом своем достижении за всю жизнь). Уже в возрасте 24 лет, будучи еще студентом и не закончив свою диссертацию, Ницше был приглашен на должность профессора классической филологии в Базельский университет.

Ницше участвовал во Франко-прусской войне 1870 г.

в качестве санитара (и там заразился дизентерией, сифилисом и дифтеритом). После этого он вернулся в Базельский университет и в 1872 г. опубликовал свою первую книгу «Рождение трагедии».

Книга получила высокую оценку от Вагнера, но была встречена резкой критикой, в частности со стороны Ульриха Виламовица-Мёллендорфа (1848–1931), который считался самым авторитетным филологом Германии того времени.

Ницше преподавал в Базельском университете до 1879 г.

Но уже к 1878 г. стало очевидно, что его больше интересует философия, чем филология, и книга «Человеческое, слишком человеческое» ознаменовала сдвиг в его философском стиле (и конец его дружбы с Вагнером, чей антисемитизм и поддержка германского национализма вызывали резкое отторжение у Ницше).

В возрасте 34 лет здоровье Ницше ухудшилось настолько, что ему пришлось оставить преподавание в университете.

В 1878–1889 гг. здоровье Ницше ухудшалось, он путешествовал по разным немецким, швейцарским и итальянским городам и написал 11 книг.
3 января 1889 г. у него случился нервный припадок, когда он увидел, как на улице избивают лошадь кнутом…
Душевное здоровье больше не вернулось к Ницше, вплоть до смерти 25 августа 1900 г.

Во время психической болезни о Ницше заботилась его сводная сестра Элизабет Фёрстер-Ницше.

Она была вдовой известного германского антисемитского идеолога и, став распорядительницей литературного наследия Ницше, выборочно публиковала его труды. Сам того не желая и не зная об этом, он приобрел статус знаменитости в Германии и стал практически нацистской иконой: его отрывочные и искаженные философские работы использовались для продвижения этой идеологии. Только после завершения Второй мировой войны работы Ницше были опубликованы без искажений.

Нигилизм

Возможно, самая известная цитата Ницше – «Бог умер».

В конце XIX в. с ростом влияния Германии и бурным развитием научной мысли многие немецкие философы с оптимизмом относились к современной им жизни. Ницше же считал свою эпоху смутным временем, отмеченным фундаментальным кризисом ценностей.

В книге «Так говорил Заратустра» Ницше рассказывает историю человека по имени Заратустра, который в возрасте 30 лет ушел в пустыню.

Ему так понравился этот образ жизни, что он решил там остаться еще на десять лет. После возвращения в общество он объявил, что Бог умер. По утверждению Ницше, прогресс науки привел к тому, что люди уже не обращают внимания на ценности христианства и больше нет того мощного влияния на цивилизацию со стороны религии, которое определяет, что есть добро и что есть зло.

Ницше фактически был критиком христианства, но еще более яростно он выступал против атеизма и опасался, что тот может стать следующим логическим шагом.

Философ не утверждал, что наука предлагает новый набор ценностей, который заменит христианские заповеди. Наоборот, он говорил, что на смену христианской морали придет нигилизм – отрицание всех убеждений и норм.

Ницше полагал, что человеку всегда необходимо знать источник ценностей и смысла. Он заключил: если наука не сможет стать этим источником, то он появится в других формах, например в форме агрессивного национализма. Ницше не выступал за возвращение к традициям христианства.

Скорее он пытался понять, как избавиться от этой формы нигилизма через утверждение жизни.

Воля к власти

Теорию Ницше о воле к власти можно разбить на две части.

Во-первых, Ницше считал, что всё в мире находится в состоянии потока и состояния неподвижности не существует. Понятия смысла, знаний, истины постоянно меняются, а основу изменений составляет так называемая воля к власти.

Согласно Ницше, Вселенная состоит из подобных желаний.

Во-вторых, воля к власти – индивидуальное, фундаментальное стремление к властвованию, которое проявляется в доминировании и независимости. Она значительно сильнее желания секса или выживания и может выражаться по-разному.

Согласно Ницше, воля к власти иногда проявляется в форме насилия или физического доминирования. Но ее можно обратить вовнутрь, и тогда человек будет стремиться управлять собой (а не другими).

Ницше полагал, что понятие «эго», или «души», – не более чем грамматическая фикция.

По Ницше, «Я» – фактически комплекс соперничающих желаний, которые постоянно и хаотично пытаются взять верх друг над другом. Поскольку мир находится в состоянии потока, а перемены – самая фундаментальная часть жизни, любые попытки рассматривать ее как объективную и неизменную, будь то в рамках философии, науки или религии, можно считать отрицающими жизнь.

Чтобы принять философию утверждения жизни и руководствоваться ею, необходимо согласиться с идеей изменений и осознать, что перемены – единственное, что постоянно в жизни.

Роль человека

Согласно Ницше, существуют животные, человек и сверхчеловек.

Когда человек научился контролировать свои инстинкты и рефлекторные импульсы для получения большей выгоды (цивилизация, знания, духовность), он перестал быть животным. Воля к власти у человека смещается с внешнего локуса (контроль над другими) на внутренний (самосовершенствование).

Процесс самосовершенствования сложен: человек постоянно подвергается искушению все бросить (два таких примера, когда человек действительно всё бросает, согласно Ницше, – нигилизм и христианская мораль).

В попытке достичь внутреннего совершенства человек стремится стать сверхчеловеком, то есть обладать полным контролем над собой (это желание отсутствует у животных) и совестью (которой нет у человека). Сверхчеловек отличается глубокой любовью к жизни, без жалоб принимает постоянную борьбу и страдания.

Таким образом, согласно Ницше, человек – переходная форма к сверхчеловеку.

Истина

По Ницше, «истина» – идея, что существует только один правильный способ оценки чего-то, – доказывает, что наш процесс мышления закостенел и лишился гибкости. По Ницше, гибкость и способность признать, что может быть несколько способов оценить что-то, – признак здравого рассудка.

А пестовать свое закостенелое сознание – значит говорить «нет» жизни.

Ценности

В своей работе «По ту сторону добра и зла» Ницше делает попытку изучить психологические основания морали. По его мнению, люди были бы более здоровым биологическим видом, если бы не были отягощены моралью.

Ницше называл мораль фикцией и считал, что необходимо провести переоценку ценностей, так как они не объективны. Особенно критично он относился к христианской морали, утверждая, что на фундаментальном уровне она противоположна жизни и даже враждебна ей.

Например, по словам Ницше, основная концепция христианства о загробной жизни обесценивает природные инстинкты человека, принижает важность настоящей жизни и делает человека слабым.

В поисках основ моральности Ницше не стремился заменить христианство чем-то иным. Скорее, он верил, что, осознав истинную природу морали, люди станут честнее и реалистичнее в своих мотивах и отношении к жизни.

Вечное возвращение

Возможно, самая сложная теория Ницше – метафизическая теория вечного возвращения.

Ее суть, как и в остальных работах Ницше, заключается в утверждении жизни.

Идея вечного возращения существует уже не одно столетие. Классической ее метафорой стало изображение Уробороса – дракона, или змеи, пожирающего собственный хвост, – времен Возрождения.

В теории Ницше о вечном возвращении присутствует идея о цикличности времени: люди проживают каждый момент жизни снова и снова бесконечное число раз, и каждый раз он одинаков.

(Следовательно, каждый момент, который проживает человек, происходит в вечности, и человек должен принять этот факт и радоваться этому.)

Вторая часть теории Ницше о вечном возвращении – идея о том, что «бытия» не существует, так как всё постоянно изменяется и постоянно «возникает». Ницше утверждает, что слишком многое переплетено в реальности и мы не можем отличить одни «вещи» от других из-за постоянных перемен.

Следовательно, человек не может судить об одной части реальности без оценки всей реальности. Приняв, что наша жизнь состоит из постоянных перемен, можно лишь сказать ей «да» или «нет».

Фридрих Ницше считается одним из первых философов-экзистенциалистов, и его влияние было огромным.

Помимо прочего, акцент на утверждении жизни и вызов морали и христианству сделали его одним из главных философов своего времени.
…………………………………………………………………………
Фридрих Ницше и другие философы и их философии

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий