Объединение купцов на Руси: гильдия
Альтернативные описания
• в России с петровского времени до 1917 г. — сословно-податный разряд купечества, установленный в соответствии с родом торговых и гражданских прав, количеством объявленного капитала и размером платившегося налога
• в дореволюционной России — имущественный разряд в купеческом сословии
• в средние века: объединение купцов или ремесленников, защищавшее интересы своих членов
• купеческое объединение
• название некоторых профессиональных союзов
• объединение купцов или ремесленников в средние века
• один из разрядов, на которые делилось купечество в зависимости от имущественного положения в царской России
• сословное объединение купцов в дореволюционной России
• средневековый профсоюз
• сословные объединения купцов в России
• купеческий союз
• объединение купцов в Средние века
• купеческий «профсоюз»
• купеческая «коалиция»
• союз купцов или актеров
• союз, объединение
• «профсоюз» каскадеров
• Разряд купеческого сословия в дореволюционной России
• Один из разрядов, на которые делилось купечество в зависимости от имущественного положения в царской России
• Объединение купцов или цеховое объединение ремесленников в средние века
• В дореволюционной России: один из имущественных разрядов внутри купеческого сословия
• Союз, объединение
• «Профсоюз» каскадеров
• Среднквековфый профсоюз
• ж. немецк. сословие, цех; в Польше, биржа; у нас, торговый разряд, степень купечества; купцы разделяются, по правам и платимым за это пошлинам, на две гильдии. Гильдейский, относящийся к гильдии, к ней принадлежащий
• купеческая «коалиция»
• купеческий «профсоюз»
Родословие московского купечества
В родословии московского купечества была очень сложная иерархия и весьма своеобразное местничество.
Были семьи, которые всеми считались на вершинах московского купечества; были другие, которые сами себя считали таковыми, с чем остальные не всегда были согласны; были такие, которые претендовали на первенство, благодаря своему богатству или большой доходности своих предприятий. Но опять мне приходится повторить: как это ни странно, в старой Москве богатство решающей роли не играло.
Почти все семьи, которые надлежит поставить на первом месте в смысле их значения и влияния, были не из тех, которые славились бы своим богатством. Иногда это совпадало, но лишь в тех случаях, когда богатство служило источником для дел широкого благотворения, или создания музеев, клиник, или развития театральной деятельности.
Боборыкин ввел в обиход термин «купеческие династии». Он умел хорошо наблюдать действительность и обладал даром дать настоящую характеристику. На самом деле, такие династии существовали.
Каждая семья жила более или менее замкнуто, окруженная своими друзьями и приближенными, людьми «разных званий» а не членами других равноценных династий, и в общем говоря, не считалась ни с кем и ни с чем. Было бы ошибкой считать это проявлением пресловутого самодурства: жизнь текла в домашнем кругу, никто не искал, чтоб о нем говорили газеты.
Это было лишь последним пережитком того патриархального уклада, в котором, в прежнее время проходила жизнь во всех почти слоях русского общества.
В купечестве, может быть, этот уклад сохранился несколько дольше, но это никак нельзя принимать за признак какой-то «отсталости».
Весьма интересную попытку установить московскую торгово-промышленную табель о рангах дает В.П. Рябушинский.
«В московской неписанной купеческой иерархии, — говорит он, — на вершине уважения стоял промышленник-фабрикант; потом шел купец-торговец, а внизу стоял человек, который давал деньги в рост, учитывал векселя, заставлял работать капитал.
Его не очень уважали, как бы дешевы его деньги ни были, и как бы приличен он сам ни был. Процентщик»…
Тут же автор отмечает, что и в Москве, и в России начался процесс захвата промышленности банками и, в связи с этим, появился антагонизм и между банкирами и промышленниками, так сказать, борьба за гегемонию.
Установляемая Рябушинским иерархия кажется мне совершенно правильной, с той лишь поправкой, что ее надо брать в определенных отрезках времени и места.
Да еще можно сказать, что она верна не для одной России. Французский писатель Андрэ Моруа, сам происходящий из французской купеческой семьи, свидетельствует, что и во Франции наблюдается нечто подобное.
В московском купеческом родословии было два с половиной десятка семей, которые нужно поставить на самых верхах генеалогической лестницы.
Повторяю, это вовсе не всегда были «гости», или «первостатейные купцы», или миллионеры.
Это были те, которые занимали почетное положение в народно-хозяйственной жизни и помнили о своих ближних: помогали страждущим и неимущим и откликались на культурные и просветительные потребности. Все эти семьи можно разделить на несколько категорий.
На первом месте надо поставить пять семей, которые из рода в род сохранили значительное влияние, либо в промышленности, либо в торговле, постоянно участвовали в общественной — профессионально-торговой и городской деятельности, и своей жертвенностью, или созданием культурно-просветительных учреждений обессмертили свое имя.
Это были: Морозовы, Бахрушины, Найденовы, Третьяковы и Щукины.
Во вторую группу нужно отнести семьи, которые также играли выдающуюся роль, но которые, к моменту революции, сошли с первого плана, либо отсутствием ярких представителей, что для этой группы особенно характерно, либо выходом из купеческого плана и переходом в дворянство.
Это были семьи Прохоровых, Алексеевых, Шелапутиных, Куманиных, Солдатенковых, Якунчиковых. Далее надо поставить семьи, в прошлом занимавшие самые первые места, но бывшие либо на ущербе, либо ушедшие в другие области общественной или культурной жизни.
Таковыми были семьи Хлудовых, Мамонтовых, Боткиных, Мазуриных и Абрикосовых. Следующую группу составляют семьи, которые в последние годы были более известны общественной деятельностью их представителей, чем своей коммерческой активностью. Это Крестовниковы, Гучковы, Вишняковы, Рукавишниковы, Коноваловы.
Наконец, семьи, из коих каждая являлась по-своему примечательной: Рябушинские, Красильщиковы, Ушковы, Швецовы, Второвы и Тарасовы.
В заключение я приведу характеристику этой части московского купечества, какую дает ей В.В. Стасов в своей известной статье, посвященной П.М. Третьякову и его Галлерее.
Упомянув о существовании Кит Китыча и Гордея Торцова, он свидетельствует, что, в течение первой половины настоящего столетия, выросла иная еще порода людей купеческой семьи, с иными потребностями и иными стремлениями, людей, у которых, невзирая на богатство, всегда было мало охоты до пиров, до всякого жуирства и нелепого прожигания жизни, но у которых была, вместо того, великая потребность в жизни интеллектуальной, было влечение ко всему научному и художественному.
И вот эти люди ищут себе постоянно товарищей и знакомых в среде интеллигентной, истинно образованной и талантливой, проводя много времени с писателями и художниками, интересуются созданиями литературы, науки и искусства.
Одни из них накопляют в своем доме богатые собрания книг и рукописей, другие — не менее богатые коллекции картин и всяких художественных произведений. Одни сами становятся писателями, другие — людьми науки, третьи — художниками и музыкантами, четвертые заводят типографский станок и печатают целые библиотеки хороших книг, пятые создают публичные галереи, куда открывают доступ всем желающим.
И всегда, во всем, стоит у них на первом месте общественное благо, забота о пользе всему народу.
Эта деятельность лучшей части московского купечества в продолжение первой половины нашего столетия, такая светлая, такая благородная, такая изумительная, принадлежит важнейшим страницам истории русского народа, и рано или поздно заставит какого-нибудь интеллигентного человека сделаться ее историографом.
Можно только удивиться, как до сих пор такого историографа у нас еще не нашлось.
Кто такие сурожане?
богатые купцы (гости) на Руси 14-16 вв., торговавшие с Византией, итальянскими городами, Турцией через порт Сурож в Крыму.
СУРОЖАНЕ
в Русском государстве XIV-XVI вв. богатые купцы, гости, торговавшие с Византией, итальянскими городами, Турцией через порт Сурож в Крыму.
СУРОЖАНЕ
1) В средневековой Москве XIV-XV вв. богатые купцы (гости), которые вели торговлю с Византией и с итальянскими городами, а затем — с Турцией через порт Сурож (совр. Судак) в Крыму (отсюда их название). Впервые упоминаются в 1356. Сурожане вывозили на юг меха и другие товары в обмен на драгоценные ткани и пряности, были, по-видимому, объединены в какую-то организацию, характер которой неясен. В источниках XVI в. сурожане не упоминаются.
2) В Новгороде XVI в. — богатые купцы, переселенные в к. XV в. из Москвы в Новгород и образовавшие там особо привилегированную купеческую организацию. После разгрома Новгорода Иваном IV привилегии сурожан были отменены, а сами они переселены из Новгорода в Москву.
СУРОЖАНЕ
1) В ср.-век. Москве 14-15 вв. богатые купцы (гости), к-рые вели торговлю с Византией и с итал. городами, а затем — с Турцией через порт Сурож (совр. Судак) в Крыму (отсюда их назв.). Впервые упоминаются в 1356. С. вывозили на Ю. меха и др. товары в обмен на драгоценные ткани и пряности, были, по-видимому, объединены в какую-то организацию, характер к-рой неясен. В источн. 16 в. С. не упоминаются.
2) В Новгороде 16 в. — богатые купцы, переселенные в кон. 15 в. из Москвы в Новгород и образовавшие там особо привилегированную купеч. орг-цию. После разгрома Новгорода Иваном IV привилегии С. были отменены, а сами они переселены из Новгорода в Москву.
Элиту составляли богатые торговцы — купцы, занятые в транзитной торговле и оптовой продаже. Купеческое среду было соединено родственными и корпоративными связями. Формы объединения были разнообразные.
Создавались купеческие объединения из одного города — гильдии, куда входили лица с похожими профессиональными интересами. В больших городах было по несколько гильдий. Они имели свои уставы и, как правило, специализировались на торговле одним или несколькими товарами.
Гильдии обеспечивали своим членам монопольные условия в торговле, правовая защита. Кроме гильдий, возникали конвои, морские караваны, которые охранялись, паевые купеческие общества. Некоторые объединения выходили за пределы одного города, образуя ассоциации купцов нескольких городов.
Большую популярность имела Ганза (объединение, союз) — торгово-политический союз купечества северо-европейских городов, который монополизировал торговлю Северной Европы. Ганза возникла в середине XIII в. (название используется с 1358 г.). К началу XV ст.
Ганза насчитывала уже до 170 немецких и западнославянских городов (в том числе Гданьск, Рига, Новгород Великий), имела несколько филиалов. Ведущей была Вендська ганза во главе с Любеком, позже Гамбургом, которая в XVI в. доминировала в северноевропейской торговли. Не менее влиятельной была Парижская ганза.
Купцы союза имели ряд привилегий. На ярмарках в них никто не имел права конфисковать товары за долги, не мог арестовать их за преступления, совершенные в других местностях.
Купец не отвечал за действия своих компаньонов. Власть не могла распоряжаться имуществом купца, который умер на ярмарке. Ганзейский союз охранял своих членов от грабежа и насилия со стороны феодалов, пиратов, местной власти.