Общественные студенческие спортивные организации и объединения
В организации и проведении учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований студентов во внеучебное время активное участие принимают как общественные студенческие спортивные, так и неспортивные организации и объединения.
От активности внутривузовской общественной организации — спортивного клуба вуза во многом зависит спортивная жизнь студентов в учебном заведении. Ректорат и кафедра физического воспитания оказывают ему возможную материальную, методическую и практическую помощь как в работе отдельных спортивных секций и групп, так п организации и проведении соревнований.
Значительную роль в организации межвузовских спортивных соревнований играет общественное объединение студентов и работников высших учебных заведений — Российский студенческий спортивный союз (созданный в конце 1993 ᴦ.) и его региональные организации.
В его Уставе записано, что основная цель Союза — консолидация усилий всех заинтересованных организаций в развитии физкультурно-оздоровительной работы, студенческого спорта͵ гармонизация физического и духовного воспитания, укрепление здоровья студенческой молодежи в высших учебных заведениях и подготовка спортсменов для участия в соревнованиях различного уровня.
Именно по результатам студенческих спортивных соревновании, проводимых Союзом, определяется и состав команды студентов на российские и международные спортивные соревнования.
Российский студенческий спортивный союз осуществляет международные студенческие спортивные связи. Он коллективный член Международной федерации университетского спорта (ФИСУ), которая имеет своей целью содействовать:
- — развитию студенческого спорта на всех уровнях;
- — физическому и духовному воспитанию студентов;
- — сближению студентов всех стран и их сотрудничеству в интересах единства международного университетского спорта.
Одна из задач ФИСУ – организация международных спортивных студенческих соревнований по различным видам спорта. Согласно данным комиссии по изучению студенческого спорта ФИСУ, на начат до 90-х гᴦ. среди студентов всех стран наиболее популярными видами спорта были: футбол, волейбол, легкая атлетика, баскетбол и плавание. При этом программы универсиад ФИСУ, проводимых раз в два года, чемпионатов ФИСУ включают в себя гораздо большее число видов спорта и периодически претерпевают некоторые изменения.
После распада СССР последовал период затянувшейся реорганизации студенческого спортивного движения. С организацией Российского спортивного союза в конце 1993 ᴦ. студенты России делают свои первые самостоятельные шаги в международном студенческом спортивном движении на совершенно другой организационной базе и ином материально-техническом обеспечении.
Спорт в Университете
Кафедра физического воспитания в Московском государственном университете технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первом казачьем университете) основана в 1952 году.
Физическое воспитание в университете является одной из ключевых и базовых дисциплин и преподаётся во всех институтах университета с первого по третий курс на дневном, вечернем и заочном отделениях.
Кафедра физического воспитания своими успехами в области спорта высших достижении высоко держит марку Первого казачьего университета. В спортивных секциях ежедневно занимаются сотни студентов по 16 видам спорта.
Студенты Первого казачьего университета достигли больших успехов по академической гребле, лыжному спорту, биатлону, самбо, триатлону, боксу, каратэ и плаванию. На чемпионатах мира, Европы, России, международных турнирах неоднократно на первое место пьедестала поднимались наши студенты – Матвей Елисеев, Тихановы Елизавета и Анастасия, Дмитрий Яковлев, Гор Хумарян, Полина Данина, Татьяна Терехова и другие.
Университет имеет свой спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном, спортивным залом сухого плавания, лыжная база, зал спортивных единоборств, зал игровых видов спорта, тренажёрный зал.
Спортивный клуб, студенческий совет и кафедра физического воспитания ежегодно проводят казачью спартакиаду по 18 видам спорта, массовые старты по кроссу, лыжным гонкам, плаванию. Студенты и руководство университета во главе с ректором В.
Н. Ивановой ежегодно участвуют в «Московском марафоне», «Лыжне России» и многочисленных мероприятиях городского и областного масштаба.
В университете уже пять лет активно развиваются казачьи виды единоборства и боевые искусства славянских народов. Ежегодно студенты-казаки принимают участие на всероссийских турнирах в Ростове-на-Дону по казачьим видам борьбы.
За последние семь лет кафедра физического воспитания стала одной из ведущих образовательных структур университета.
Благодаря плодотворной работе кафедры весь учебный процесс обеспечен научной, учебной и учебно-методической литературой. Под руководством ведущих преподавателей: д-ра пед. наук, профессора, чл.-кор. РАЕН Тонояна Х.
А., профессора, чл.-кор. МАНПО Колокатовой Л.Ф., канд. пед. наук, доцента Воробьёва А. А., канд. пед. наук, доцента Лахтина А.
Ю., старших преподавателей Шепелева А. А., Гершуна Г. С. – разработаны и модернизированы все образовательные программы.
Подготовлены и изданы более 25 учебно-методических пособий.
Интерактивные лекции, контрольные тесты по текущему, рубежному и итоговому контролю позволяют студентам университета без особых проблем, быстро и оперативно сдать зачёт по теоретическому разделу предмета «Физическая культура».
Учебные нормативы по практическому разделу студенты сдают в течение сессии в спортивных объектах университета.
Кафедра физического воспитания работает в тесном контакте с другими кафедрами университета.
Благодаря этому сотрудничеству ежегодно организуются и проводятся курсы профессиональной переподготовки специалистов по физической культуре. Несколько лет успешно работает образовательная программа по «Теории и методике физического воспитания», по которой наша кафедра совместно с кафедрой «Педагогика и психология профессионального образования» готовят педагогов по физической культуре.
В разделе «Спорт в Университете» Вы можете найти информацию по расписанию спортивных факультативов, по элективным курсам ФК, подробную информацию по казачьей спартакиаде, а также о последних достижениях наших студентов в области физической культуры.
У кафедры физического воспитания много работы и большие планы. Но основная и главная задач – это воспитание здоровых и функционально активных молодых специалистов, граждан для великой России.
Физическая культура в вузе
Что такое физкультура и спорт?
Физическая культура и спорт — средства созидания гармонично развитой личности.
Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни.
Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на поддержание здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.
Физическая культура — самое широкое, собирательное понятие.
Она включает все достижения, накопленные в процессе общественно-исторической практики: уровень здоровья, спортивного мастерства, науки, произведений искусства, связанных с физическим воспитанием, а также материальные (технические) ценности (спортивные сооружения, инвентарь и т.д.).
Под физической культурой понимают совокупность всех присущих данному обществу целей, задач, средств, форм мероприятий, способствующих физическому развитию и совершенствованию людей.
Сюда входят физическое воспитание, спорт и т.п.
Физическое воспитание — это педагогический процесс, который направлен на совершенствование форм и функций организма человека, формирование двигательных навыков, умений связанных с ними знаний, а также на воспитание физических качеств. Физическое воспитание связано с другими сторонами воспитания — нравственной, эстетической, производственной, трудовой.
Спорт — доминирующая форма проявления физической культуры, это слово часто употребляют в качестве синонима к понятию «физическая культура».
Спорт может рассматриваться как система результатов физической культуры, поскольку этот термин обозначает стремление к физическим достижениям на основе норм и правил, тренировок и соревнований.
Термин «спорт» употребляется применительно к различным областям в зависимости от того, какие цели ставит перед собой занимающийся или кто участвует в тех или иных спортивных занятиях.
Это детский и юношеский спорт, массовый спорт (спортивные занятия во время отдыха, в свободное от учёбы время), а также спорт высоких достижений — любительский и профессиональный (юниоры и взрослые спортсмены). Обострение конкуренции на международной спортивной арене сделало спорт одной из активных сфер человеческой деятельности.
Физическая культура объективно является сферой массовой самодеятельности.
Она служит важнейшим фактором становления активной жизненной позиции.
В ряде исследований установлено, что у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие «престижных установок, высокий жизненный тонус.
Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики, У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость», выдержка, им в большей степени свойствен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих повести за собой коллектив.
Этой группе студентов в большей степени присущи чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль.
Эти данные подчеркивают основательное положительное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом на характерологические особенности личности студентов.
Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать сверхвозможное для себя, удивить окружающих своими возможностями.
Но для этого со времени рождения нужно постоянно и регулярно выполнять правила правильного физического воспитания. Основным этапом в воспитании этих качеств является образовательный период в жизни человека (7-25 лет), в течение которого происходит закрепление нужного учебного материала для его дальнейшего применения в жизни (высокопроизводительного труда).
Направления использования средств физической культуры и спорта
Конкретные направления и организационные формы использования массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий в условиях высших учебных заведений зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, а также от имеющейся спортивной базы, традиций вуза и других условий.
Можно выделить гигиеническое, оздоровительно-рекреативное (рекреация—восстановление), общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное, лечебное направления.
Гигиеническое направление предполагает использование средств физической культуры для восстановления работоспособности и укрепления здоровья как в условиях общежитии, так и дома: утренней гигиенической гимнастики, закаливающих процедур, правильного режима труда, отдыха и питания в соответствии с требованиями гигиены, оздоровительных прогулок, бега, спортивных игр, плавания, ходьбы на лыжах и других физических упражнений.
Оздоровительно-реакреативное направление предусматривает использование средств физической культуры и спорта при коллективной организации отдыха и культурного досуга в выходные дни и в период каникул в целях послерабочего восстановления и укрепления здоровья.
К средствам этого направления относятся туристские походы, экскурсии, подвижные игры, спортивные мероприятия, которые могут быть организованы на базе студенческих общежитии, в домах отдыха, оздоровительно-спортивных лагерях, строительных отрядах, во время учебной практики и т. д.
Общеподготовительное направление обеспечивает всестороннюю физическую подготовленность и поддержание ее в течение многих лет на уровне требований и норм комплекса ГТО соответствующей возрастной ступени.
Средствами подготовки по этому направлению являются виды упражнений, входящих в комплекс ГТО: утренняя гигиеническая гимнастика, легкая атлетика, плавание, лыжный спорт, туризм, игры и др. Для планомерной работы по этому направлению организуются группы ГТО и специальные секции, проводятся спортивные соревнования.
Спортивное направление предполагает специализированные систематические занятия одним из видов спорта в учебных группах спортивного совершенствования, в спортивных секциях спортивного клуба или индивидуально; участие в спортивных соревнованиях с целью повышения или сохранения определенного уровня спортивного мастерства.
Профессионально-прикладное направление определяет использование средств физической культуры и спорта в системе НОТ и для подготовки к работе по избранной специальности с учетом особенностей получаемой профессии.
Лечебное направление заключается в использовании физических упражнений, закаливающих факторов и гигиенических мероприятий в системе лечебных мер по восстановлению здоровья или отдельных функций организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний или травм.
Средствами являются рациональный режим жизнедеятельности, естественные факторы природы, закаливающие процедуры, лечебный массаж, механотерапия, трудотерапия и широкий круг разнообразных физических упражнений. Применение средств физической культуры в лечебных целях должно сопровождаться систематическим врачебным контролем и строгим учетом индивидуальных особенностей занимающихся.
Система студенческих спортивных соревнований
В организации и проведении учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований студентов во внеучебное время активное участие принимают как общественные студенческие спортивные, так и неспортивные организации и объединения.
От активности внутривузовской общественной организации – спортивного клуба вуза во многом зависит спортивная жизнь студентов в учебном заведении.
Ректорат и кафедра физического воспитания оказывают ему возможную материальную, методическую и практическую помощь как в работе отдельных спортивных секций и групп, так и организации и проведении соревнований.
Значительную роль в организации межвузовских спортивных соревнований играет общественное объединение студентов и работников высших учебных заведений – Российский студенческий спортивный союз (созданный в конце 1993г.) и его региональные организации. В его Уставе записано, что основная цель Союза – консолидация усилий всех заинтересованных организаций в развитии физкультурно-оздоровительной работы, студенческого спорта, гармонизация физического и духовного воспитания, укрепление здоровья студенческой молодежи в высших учебных заведениях и подготовка спортсменов для участия в соревнованиях различного уровня.
Именно по результатам студенческих спортивных соревнований, проводимых Союзом, определяется и состав команды студентов на российские и международные спортивные соревнования.
Российский студенческий спортивный союз осуществляет международные студенческие спортивные связи.
Он коллективный член Международной федерации университетского спорта (ФИСУ), которая имеет своей целью содействовать:
— развитию студенческого спорта на всех уровнях;
— физическому и духовному воспитанию студентов;
— сближению студентов всех стран и их сотрудничеству в интересах единства международного университетского спорта.
Одна из задач ФИСУ – организация международных спортивных студенческих соревнований по различным видам спорта.
Согласно данным комиссии по изучению студенческого спорта ФИСУ, на начало 90-х гг. среди студентов всех стран наиболее популярными видами спорта были: футбол, волейбол, легкая атлетика, баскетбол и плавание.
Однако программы универсиад ФИСУ, проводимых раз в два года, чемпионатов ФИСУ включают в себя гораздо большее число видов спорта и периодически претерпевают некоторые изменения.
После распада СССР последовал период затянувшейся реорганизации студенческого спортивного движения. С организацией Российского спортивного союза в конце 1993г. студенты России делают свои первые самостоятельные шаги в международном студенческом спортивном движении на совершенно другой организационной основе и ином материально-техническом обеспечении.
Внутривузовские соревнования по видам спорта
(в том числе массовые кроссы, эстафеты и др.):
— зачетные соревнования на учебных занятиях;
— соревнования на первенство учебных групп;
— соревнования на первенство курсов;
— соревнования на первенство факультетов;
— (соревнования на первенство общежитий);
— соревнования на первенство вуза.
Межвузовские соревнования по видам спорта или комплексные спортивные мероприятия:
— товарищеские соревнования между курсами, факультетами, вузами;
— районные, городские соревнования;
— областные соревнования;
— зональные соревнования;
— (по территориальному или ведомственному признаку);
— российские студенческие соревнования и участие в составе сборных команд в соревнованиях Российской Федерации.
Международные спортивные соревнования студентов:
— товарищеские соревнования между отдельными факультетами или вузами;
— чемпионаты и универсиады Международной федерации университетского спорта (ФИСУ);
— участие в составе сборных команд России в чемпионатах Европы, Мира и в Олимпийских играх.
В межвузовских соревнованиях обычно участвуют и соревнуются сильнейшие студенты-спортсмены лично или в составе сборных команд отдельных курсов, факультетов, вуза.
Целевые задачи межвузовских состязаний, как и их спортивный уровень, могут быть самыми различными: к примеру, товарищеские спортивные встречи между студентами одноименных факультетов разных вузов или между командами однопрофильных учебных заведений.
Цель подобных соревнований – скорее установить личные контакты между будущими коллегами по профессии, чем выяснять спортивное преимущество. Однако может быть поставлена и спортивная задача – добиться наилучшего спортивного результата на соревнованиях между вузами города, района или вузами России.
Этим определяется уровень спортивной подготовленности студентов каждого вуза, а следовательно, и характер отношения в отдельных учебных заведениях к спортивным интересам студентов и к созданию необходимых условий для спортивного совершенствования студентов-спортсменов.
На уровне отдельных вузов по инициативе ректората и общественных организаций могут быть организованы международные спортивные встречи.
Международные студенческие соревнования организуются и межвузовскими общественными спортивными объединениями.
Олимпийские игры–самые авторитетные и представительные международные спортивные соревнования.
В составе олимпийской команды бывшего СССР всегда успешно выступали студенты-спортсмены.
Начиная с XIX Олимпийских игр 1968 г. в Мехико в составе команды было 45-48% студентов.
В 1994 г. после долгого перерыва (с 1912 г.) олимпийская команда России вновь вышла на спортивную арену под своим государственным флагом для участия в зимней Олимпиаде в Лиллехаммере.
В составе команды было около 75% студентов, которые внесли достойный вклад в успешное выступление российских спортсменов.
Студенческие спортивные организации
В организации и проведении учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований студентов во внеучебное время активное участие принимают как общественные студенческие спортивные, так и неспортивные организации и объединения. От активности внутривузовской общественной организации – спортивного клуба вуза во многом зависит спортивная жизнь студентов в учебном заведении. Ректорат и кафедра физического воспитания оказывают ему возможную материальную, методическую и практическую помощь как в работе отдельных спортивных секций и групп, так и организации и проведении соревнований.
Значительную роль в организации межвузовских спортивных соревнований играет общественное объединение студентов и работников высших учебных заведений – Российский студенческий спортивный союз (созданный в конце 1993 г.) и его региональные организации.
В его Уставе записано, что основная цель Союза – консолидация усилий всех заинтересованных организаций в развитии физкультурно-оздоровительной работы, студенческого спорта, гармонизация физического и духовного воспитания, укрепление здоровья студенческой молодежи в высших учебных заведениях и подготовка спортсменов для участия в соревнованиях различного уровня.
Именно по результатам студенческих спортивных соревнований, проводимых Союзом, определяется и состав команды студентов на российские и международные спортивные соревнования.
Российский студенческий спортивный союз осуществляет международные студенческие спортивные связи.
Он коллективный член Международной федерации университетского спорта (ФИСУ), которая имеет своей целью содействовать:
— развитию студенческого спорта на всех уровнях;
— физическому и духовному воспитанию студентов;
— сближению студентов всех стран и их сотрудничеству в интересах единства международного университетского спорта.
Одна из задач ФИСУ – организация международных спортивных студенческих соревнований по различным видам спорта.
Согласно Данным комиссии по изучению студенческого спорта ФИСУ, на начало 90-х гг. среди студентов всех стран наиболее популярными видами спорта были: футбол, волейбол, легкая атлетика, баскетбол и плавание.
Однако программы универсиад ФИСУ, проводимых раз в два года, чемпионатов ФИСУ включают в себя гораздо большее число видов спорта и периодически претерпевают некоторые изменения.
После распада СССР последовал период затянувшейся реорганизации студенческого спортивного движения. С организацией Российского спортивного союза в конце 1993 г. студенты России делают свои первые самостоятельные шаги в международном студенческом спортивном движении на совершенно другой организационной основе и ином материально-техническом обеспечении.
Нетрадиционные системы физических упражнений
Кафедры физического воспитания могут представлять студентам для выбора не только отдельные виды спорта, но и наиболее популярные системы физических упражнений.
Современные системы физических упражнений представляют собой специально подобранные движения и позы, направленные на комплексное или избирательное воздействие на определенные функциональные системы организма.
В некоторых из них имеются соревновательные элементы.
В настоящее время наибольшей популярностью среди студентов пользуется атлетическая гимнастика, ритмическая гимнастика (аэробика), шейпинг, единоборства и комплексы физических упражнений из восточных систем каратэ, у-шу, йоги.
К особенностям организации учебных занятий отдельными системами физических упражнений следует отнести некоторые ограничения в их выборе.
Дело в том, что на обязательных занятиях по учебной дисциплине «Физическая культура» могут использоваться только те системы (или элементы этих систем), которые связаны с повышенной двигательной активностью.
При занятиях отдельными системами физических упражнений, там где это возможно, не исключается и организация мини-соревнований по отдельным элементам, комбинациям или упражнениям.
Они не только повышают интерес к занятиям, но и служат методом контроля за эффективностью учебных занятий. Кафедрами физического воспитания разрабатываются специальные дополнительные зачетные требования и нормативы, отражающие суть каждой системы физических упражнений.
Как и обязательные тесты по общей и профессионально-прикладной физической подготовке, они оцениваются в очках и входят в итоговую оценку практического раздела учебной дисциплины «Физическая культура» за каждый семестр или учебный год.
Организационные основы занятий студентов различными системами физических упражнений в свободное время те же, что и при организации занятий различными видами спорта.
Так же могут быть организованы секции и группы для занятий одной из систем физических упражнений.
Критерием эффективности таких занятий выступают субъективные, косвенные показатели улучшения здоровья (самочувствие, внутренняя удовлетворенность от занятий). Однако могут быть и объективные показатели самоконтроля: изменение массы тела, подвижность в суставах. Занятия отдельными системами физических упражнений в свободное время отличаются от обязательных тем, что имеется возможность целостно освоить эти системы (включая разделы медитации).
В частности, можно организовать самостоятельные группы для занятий, например «стретчингом», т.е. системой специальных упражнений для растягивания мышц и повышения подвижности суставов.
Изучение отдельных систем в ограниченные часы групповых занятий не дают значительного эффекта. Для этого требуются ежедневные самостоятельные упражнения. Они намного увеличивают и общую двигательную активность, и оздоровительный эффект.