Основные элементы культуры: виды и формы и их характеристика

Элементы культуры: язык, ценности, нормы

1. Язык. Язык рассматривается как построенная определенным образом знаковая система.

Знаки различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают естественные и искусственные. Для осуществления коммуникации человек вырабатывает различные языки. Язык рассматривается как смыслы и значения, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру.

Язык является ретранслятором культуры.

Очевидно, что культура распространяется и жестом, и мимикой, но язык является наиболее емким, доступным ретранслятором культуры.

2. Ценности. Ценности — это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то, к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка — отнесение к ценности).

Различают ценности:

  • 1) терминальные (ценности цели);
  • 2) инструментальные (ценности средства).

Таким образом, ценности выступают, во-первых, как желательное, предпочтительное для данного субъекта состояние социальных связей, содержания идей, художественной формы и т.д.; во-вторых, как критерий оценки реальных явлений; в-третьих, они определяют смысл целенаправленной деятельности; в-четвертых, регулируют социальные взаимодействия; в-пятых, внутренне побуждают к деятельности.

Иными словами, ценность и ориентирует

человека в окружающем мире, и побуждает, мотивирует на конкретные действия.

В систему ценностей субъекта входят:

1) смысложизненные ценности — представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;

2) универсальные ценности:

  • а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, образование, правопорядок и др.);
  • б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и др.);
  • в) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность, сострадание и др.);
  • г) демократические (свобода слова, совести, национальный суверенитет и др.);
  • 3) партикулярные ценности (частные):
  • а) привязанность к малой родине, семье;
  • б) фетишизм (вера в Бога, стремление к абсолютизму и т.д.).

Нормы. Нормы — это формы регуляции поведения в социальной системе и ожидания, определяющие круг допустимых действий.

Различают следующие виды норм:

  • 1) формализованные правила (все, что официально записано);
  • 2) правила морали (связаны с представлениями людей);
  • 3) образцы поведения (мода).

Возникновение и функционирование норм и место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений.

Нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений. Они складываются в определенную иерархию норм, распределяясь по степени их социальной значимости.

Убеждения и знания. Важнейшим элементом культуры являются убеждения и знания. Учреждения — это определенное духовное состояние, свойство, в котором соединяются интеллектуальный, чувственный и волевой компоненты. Любые убеждения включают в свою структуру определенные сведения, информацию о данном явлении, норме поведения, знания.

Следует иметь в виду одно важное обстоятельство: между знаниями и убеждениями людей связь устанавливается сложно и неоднозначно.

Причины несогласованности знаний и убеждений могут быть различными: когда знания противоречат тенденциям развития человека, когда знания опережают реальную действительность и т.д.

Идеология. Как было отмечено выше, в качестве своей основы убеждения имеют определенную информацию, утверждения, обоснованные на теоретическом уровне. Соответственно, ценности могут быть описаны, аргументированы в виде строгой, логически обоснованной доктрины или в виде стихийно сложившихся представлений, мнений, чувств.

В первом случае мы имеем дело с идеологией, во втором — с обычаями, традициями, обрядами, воздействующими и передающими свое содержание на социально-психологическом уровне.

Идеология предстает как сложное и многоярусное образование.

Она может выступать в виде идеологии всего человечества, идеологии конкретного общества, идеологии класса, социальной группы и сословия. При этом происходит взаимодействие разных идеологий, что обеспечивает, с одной стороны, стабильность общества, а с другой — позволяет выбирать, развивать ценности, выражающие новые тенденции в развитии общества.

Обряды, обычаи и традиции. Обряд — это совокупность символических коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы поведения и вызывающих определенные коллективные чувства (например, свадебный обряд). Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей.

Обычай — воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношения людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов.

Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. Обычай — неписаные правила поведения.

Традиции — социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и сохраняющееся в течение длительного времени.

Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности.

Коммуникативная. Связана с накоплением и трансляцией социального опыта (в т.ч. межпоколенческого), с передачей сообщений в ходе совместной деятельности. Существование такой функции дает возможность определить культуру как особый способ наследования социальной информации.

Регулятивная. Проявляется в создании ориентиров человеческих действий и системы контроля за этими действиями.

Интегрирующая. Связана с созданием системы значений, ценностей и норм как важнейшим условием стабильности социальных систем.

Рассмотрение функций культуры позволяет определить культуру как механизм ценностно-нормативной интеграции социальных систем.

Основные элементы культуры

В социологическом понимании культура выступает прежде всего как ценностно-нормативная система социальной регуляции.

Эта сложноорганизованная система состоит из взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию.

От развития структурных элементов культуры во многом зависит ее способность эффективно выполнять свою роль в обществе.

В качестве основных, наиболее устойчивых элементов культуры выделяют язык, социальные ценности, социальные нормы и обычаи, традиции и обряды.

1. Язык – система знаков и символов, наделенных определенным значением. Будучи исходным условием образования любых сообществ, предпосылкой любого социального взаимодействия, язык выполняет разнообразные функции, главная из которых – создание, хранение и передача информации.

Выступая средством человеческого общения (коммуникативная функция), язык обеспечивает социальное поведение человека.

Язык также выполняет роль ретранслятора культуры, т. е. ее распространения. Наконец, в языке содержатся понятия, с помощью которых люди осмысливают окружающий мир, делают его понятным для восприятия.

Социальные ценности – это социально одобряемые и принятые убеждения относительно того, к чему человек должен стремиться.

В социологии ценности рассматриваются как важнейший элемент социальной регуляции.

Они определяют общую направленность этого процесса, задают нравственную систему координат, в которых существует и на которые ориентируется человек. На основе общности социальных ценностей достигается согласие (консенсус) как в малых группах, так и в обществе в целом.

Социальные ценности являются продуктом взаимодействия людей, в ходе которого формируются их представления о справедливости, добре и зле, смысле жизни и т. д. Каждая социальная группа выдвигает, утверждает и защищает свои ценности.

В то же время могут быть и общечеловеческие ценности, к числу которых в демократическом обществе относят мир, свободу, равенство, честь и достоинство личности, солидарность, гражданский долг, духовное богатство, материальное благополучие и др.

Выделяют также индивидуальные ценности, для характеристики которых социологи используют понятие ценностные ориентации.

Это понятие отражает ориентацию индивида на определенные ценности (здоровье, карьеру, богатство, честность, порядочность и т. д.). Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других аспектах сознания личности.

На основе социальных ценностей возникает другой важный элемент системы регуляции жизнедеятельности людей – социальные нормы, которые определяют границы допустимого поведения в обществе.

Социальные нормы – это правила, образцы и стандарты поведения, регулирующие взаимодействия людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

Социальные нормы обеспечивают повторяемость, устойчивость и регулярность взаимодействий людей в обществе.

Благодаря этому поведение индивидов становится прогнозируемым, а развитие социальных отношений и связей приобретает предсказуемый характер, что способствует стабильности общества в целом.

Социальные нормы классифицируются по различным основаниям. Особенно важно в отношении ценностно-нормативной регуляции социальной жизни их разграничение на правовые и моральные.

Первые проявляются в форме законов и содержат четкие установки, определяющие условия применения той или иной нормы. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, нравственного долга личности.

Социальные нормы также могут опираться на обычаи, традиции и обряды, совокупность которых образует еще один важный компонент культуры.

Обычаи, традиции и обряды – это воспринятые из прошлого формы социальной регуляции поведения людей.

Обычаи означают исторически сложившиеся массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. Это своего рода неписаные правила поведения. К их нарушителям применяются неформальные санкции – замечания, неодобрение, порицания и т. д. Обычаи, имеющие моральное значение, образуют нравы.

Это понятие характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. Если обычаи переходят от одного поколения к другому, они приобретают характер традиций.

Традиции – это элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени.

Традиции являются объединяющим началом, способствуют консолидации социальной группы или общества в целом. В то же время слепое следование традициям порождает консерватизм и застой в общественной жизни.

Обряд – это совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощающих в себе определенные нормы и ценности.

Обряды сопровождают наиболее важные моменты человеческой жизни: крещение, помолвку, свадьбу, погребение, отпевание и т. д. Сила обрядов заключается в их эмоционально-психологическом воздействии на поведение людей.

С обрядами тесно связаны церемонии и ритуалы. Под церемонией понимается определенная последовательность символических действий, по поводу какого-либо торжественного события (коронации, награждения, посвящения в студенты и т. д.). В свою очередь ритуалы связаны с символическими действиями по отношению к священному или сверхъестественному. Это, как правило, стилизованный набор слов и жестов, цель которых – вызвать определенные коллективные эмоции и чувства.

Отмеченные выше элементы (в первую очередь язык, ценности, нормы) образуют ядро социальной культуры как ценностно-нормативной системы регуляции поведения людей. Существуют и другие элементы культуры, выполняющие определенные функции в обществе.

К ним относятся привычки (стереотипы поведения в тех или иных ситуациях), манеры (внешние формы поведения, подлежащие оценке окружающих), этикет (особые правила поведения, принятые в определенных социальных кругах), мода (как проявление индивидуальности и как стремление поддерживать свой социальный престиж) и др.

Таким образом, культура, представляя собой сложную систему функционально взаимосвязанных элементов, выступает как важный механизм человеческого взаимодействия, определяющий социальное пространство деятельности людей, их образ жизни и главные ориентиры духовного развития.

Структура и основные элементы культуры

Понятие и основные элементы культуры

В общем смысле культура – это понятие, которое включает в себя общественную деятельность и жизнь людей.

Под культурой принято понимать ненаследуемые материальные объекты, идеи и образы, созданные людьми.

Это созданная искусственная среда самореализации и существования регулирует социальное поведение и взаимодействие людей между собой.

Иными словами в понятие культуры входят следующие аспекты: степень развития личности, социально-культурная деятельность человека и результаты этой деятельности.

Для полноценного изучения культуры, необходимо учитывать из каких элементов она состоит:

  • 1. Понятия (или концепты). Главным образом содержатся в языке и являются главной помощью в организации и упорядочивании опыта. Это опыт человеку дает изучение слов определенного языка.
  • 2. Отношения. Любая культура характеризуется взглядами на взаимоотношения мира реального и сверхъестественного и содержит представления, из чего состоит мир и как его части связаны друг с другом во времени и пространстве.
  • 3. Ценности. Определенные моральные доктрины, в основе которых лежат общие человеческие убеждения, касающиеся целей к которым необходимо стремиться.

Структура и основные элементы культуры

В структуре культуры существует два уровня – специализированный и обыденный.

Обыденный уровень в свою очередь подразделяется на кумулятивный и трансляционный. Согласно антропологической модели человека культура на кумулятивном является взаимосвязью элементов которые представляют собой предрасположенность человека той или иной деятельности.

Различные виды деятельности позволяют выделить следующие основные структурные элементы культуры: религиозная, художественная, философская, правовая, научно-техническая, политическая и хозяйственная. Все эти элементы тесно взаимосвязаны и имеют большое влияние друг на друга.

Несмотря на столь разнообразную структуру, культура является цельным общечеловеческим понятием, и о ней можно говорить лишь в единственном числе.

Помимо культуры труда, быта, музыкальной, нравственной, правовой и политической, существуют также элементы, охватывающие социальную сторону человечества. Например, такие, как массовая и элитарная культура. Особое место в системе культуры занимают мораль, религия, наука и искусство.

Основные элементы культуры и их характеристика

  • 1. Мораль. Характеризуется отношениями между людьми, построенным по законам, продиктованным самой жизнью. Основу морали составляют различные санкции. Ярким примером является религиозная санкция, нравственными нормами которой является любовь к ближнему, и веления Бога, которые человек слышит как голос своей совести.
  • 2. Религия. Выступает в качестве способа познания и осмысления мира. Религия обеспечивает появление определенного смысла жизни, а также позволяет осмысленно относиться к таким явлениям как жизнь и смерь и достойно их перенести.
  • 3. Наука.Имеет три взаимосвязанных стороны: знание, деятельность и социальную организацию. Также все существующие науки делятся на естественные и гуманитарные. В общем смысле наука предполагает способ построения рациональной картины мира, а также изменение предмета с целью его познания. Поэтому, прежде всего, наука выражается в таком методе познания как эксперимент.
  • 4. Искусство.Сфера духовно-практической деятельности человека. Под искусством, прежде всего, понимается мастерство либо искусные навыки. Позже это понятие стало более широким и теперь употребляется в качестве обозначения творческой деятельности, направленной на изменение окружающего мира согласно законам красоты.

Сущность и основные элементы культуры также имеют ряд общих функций, главная из которых – гуманистическая.

Культура позволяет человеку стать личностью и прививает ему такие качества как любовь к другим людям, чувство такта, милосердие и альтруизм.

Культура это неотъемлемая часть жизни, владение которой является высшей ценностью.

Социальные функции и типология культур: примеры

Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения множества разнородных объектов культуры.

Выделяют социальную и историческую типологию культур.

Социальная типология культуры включает в себя культуры: специализированные и обыденная, элитарная и народная, популярная и массовая, социально стратифицированные субкультуры, образы жизни и т.п.

Культурно-историческая типология ориентирована на культурную самобытность этнических и социальных сообществ, конфессий и государств, региональных культурных общностей, цивилизаций, историко-стадиальных типов социокультурной организации — первобытного, архаического, доиндустриального, индустриального, постиндустриального.

Социальные функции науки. Наука выполняет в обществе ряд функций. Под функцией науки понимается внешнее проявление ее одного или нескольких существенных свойств. В функциях обнаруживаются возможности и способности науки участвовать в решении кардинальных проблем жизнедеятельности общества, в создании более благоприятных условий и содержания жизни людей, в формировании культуры.

Социальные функции науки не есть нечто раз и навсегда заданное. Напротив, они исторически изменяются и развиваются, как и сама наука; более того, развитие социальных функций представляет собой важную сторону развития самой науки.

Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь ее облик и характер ее взаимосвязей с обществом.

Говоря о современной науке в ее взаимодействии с различными сферами жизни человека и общества, можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций.

Это:

  1. во-первых, функции познавательная и мировоззренческае,
  2. во-вторых, функции науки как непосредственной производительной силы,
  3. в-третьих, ее функции как социальной силы, в четвертых, культурная функция и другие функции, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественного развития.

Этноцентризм и культурный релятивизм

Человек, с детства впитавший идеи и ценности, характерные для культуры его общности, склонен воспринимать эти идеи и ценности как естественные и единственно правильные.

Ценности, идеи и нормы поведения, характерные для другой культуры, могут показаться ему нелепыми, непонятными и даже отталкивающими. Склонность оценивать иную культуру с позиций своей собственной называется этноцентризмом.

Этноцентризм был характерен для европейских колонизаторов (и для первых антропологов), столкнувшихся с культурами «примитивных» народов Азии и Африки. Этноцентризм был характерен для древних греков, гордившихся своим образом жизни и воспринимавших другие народы, как «варваров».

Следует отметить, что этноцентризм – это, в принципе, «естественная» установка человека по отношению к чему-то чужому и непонятному. Но в современном обществе (и современном мире), где представители разных культур вынуждены постоянно взаимодействовать, такая позиция может стать вредной и даже опасной.

Этноцентризм препятствует также и научному, объективному изучению разных культур, адекватному пониманию поведения людей, принадлежащих к иной, чем исследователь, культурной традиции.

Позиция, противоположная этноцентризму, называется культурным релятивизмом. С точки зрения культурного релятивизма, каждая культура представляет собой уникальное явление и должна рассматриваться на основе принятых в ней стандартов.

Культурный релятивизм порождает некоторые трудности и вопросы. Например: если в некоторой культуре принят ритуальный каннибализм, должны ли мы относиться к этому как к «нормальному проявлению культурного многообразия»? Во многих современных восточных обществах женщины до сих пор не имеют равных с мужчинами прав.

Должны ли мы отказаться от негативной оценки данного факта на основе уважения к чужим традициям? Ответ на эти вопросы состоит в том, что главное (во всяком случае, для науки), не оценка, а понимание явления.

Каждый культурный образец, каким бы «диким» он не казался представителю иной культуры, может быть понят только в собственном культурном контексте. Понимание смысла того или иного обычая не означает его одобрения и принятия. Если же все, что кажется нам «неправильным», просто отвергается, то понимание иной культуры становится невозможным.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий