Осанка и факторы ее определяющие

Что такое осанка человека?

Осанка — это не только привычное положение (поза) человека в покое и в движении, но и признак состояния здоровья, гармоничного развития опорно-двигательного аппарата, привлекательной внешности, т.е. осанка — понятие комплексное.

Проблема формирования осанки сопряжена с решением ряда практических вопросов: укрепления, профилактики и коррекции состояния здоровья, гармоничного и пропорционального развития мышечной системы и физических качеств, формирование эстетического вида человека.

Правильная, или прямая, осанка характеризуется следующими признаками:

  • — Положение головы прямое, подбородок слегка приподнят.
  • — Плечи — на одном уровне, слегка отведены назад, лопатки симметричны, нижними краями прижаты к спине.
  • — Величина изгибов в шейном, грудном и поясничном отделах позвоночника умеренная, боковые изгибы позвоночника отсутствуют.
  • — Гармоничное развитие мышечного корсета передней и задней, левой и правой сторон туловища.
  • — Передняя брюшная стенка умеренно выпуклая, живот подтянут, угол наклона таза нормальный (35-45°), ноги выпрямлены в тазобедренных и коленных суставах, сводчатость стоп нормальная.
  • — Все звенья тела располагаются так, чтобы обеспечить ему вертикальное и уравновешенное положение без выраженного напряжения мышц и создать благоприятные условия для эффективного функционирования систем организма в привычных положениях: лежа, сидя, стоя и при ходьбе.

Очевидно, осанка как феномен целого представляет сложноорганизованный объект, состояние которого определяется взаимодействием следующих факторов: морфологического развития опорно-двигательного аппарата, эффективного функционирования систем жизнеобеспечения, системы педагогического воздействия на физическое развитие в процессе физического воспитания.

Следовательно, в сознании специалиста по физической культуре, субъекта (занимающегося) с определенным уровнем физкультурного образования должна быть сформирована мотивация деятельности не по принципу «чем больше, тем лучше», а по принципу «сделать то и только то, что необходимо и достаточно» для формирования или профилактики или коррекции правильной осанки и походки у конкретного человека.

В этом проявляется и гуманистический подход в педагогическом процессе физического воспитания.

Факторы, определяющие осанку и причины её нарушения

В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Осанка портится по нескольким причинам:

  • слабое развитие мышц спины, привычное неправильное положение тела;
  • неправильное расположение тела в ходе различной, часто повторяющейся, деятельности;
  • сидения за столом, сгорбившись;
  • передвижения, ссутулившись, либо когда одна рука находится в кармане (налицо искусственный перекос плечевого пояса и нарушенная осанка);
  • различные врождённые заболевания, как внутренних органов, так и опорно-двигательного аппарата, при наличии которых осанка оказывается далека от идеальной;
  • односторонние занятия некоторыми видами спорта и т.д.

У детей нарушению осанки могут часто способствовать некоторые заболевания, в первую очередь рахит, гипотрофия, ожирение, плоскостопие, инфекционные болезни, а также нерациональный режим, неполноценное питание, неправильно подобранная мебель дома и в школе, неправильное ношение портфеля и др.

Цифры кричат! В настоящее время 95-97% (!) детей страдают различными заболеваниями, среди которых наибольшее число представлено нарушениями опорно-двигательного аппарата — в том числе дефектами осанки. К сожалению, с каждым годом количество таких больных увеличивается.

Основная причина — гиподинамия, или, проще, недостаточная двигательная активность, которая ведет к снижению уровня физического развития людей, ухудшению состояния внутренних органов и постепенному уменьшению сопротивляемости организма. У таких людей, как правило, слабый мышечный корсет, то есть плохо развитые мышцы спины и живота. А это, в свою очередь, ведет к нарушениям осанки и прогрессированию сколиозов.

Поэтому нарушение осанки не должно расцениваться как безобидная деформация, не требующая коррекции. У детей с таким нарушением снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, нарушены адаптивные реакции, слабость мышц брюшного пресса приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта и других органов брюшной полости.

Кроме того, нарушение рессорной функции позвоночника отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности ребенка, что может проявляться повышенной утомляемостью, снижением работоспособности и головной болью. Это почти всегда первый звонок к развитию ортопедических заболеваний, таких как сколиоз, юношеский остеохондроз.

Существует несколько выраженных дефектов осанки, каждый из которых является первоисточником каких-либо заболеваний. Наиболее распространенные виды нарушения осанки — сутулость, вялая осанка, искривления позвоночника.

При сутулости грудной отдел позвоночника значительно и равномерно выступает вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены, живот выпячен; страдают органы дыхания, так как происходит недостаточная вентиляция легких. Как следствие — ОРЗ, пневмонии, астмы, бронхиты. А в дальнейшем возникают заболевания сердечно-сосудистой системы.

Вялая осанка проявляется опущением головы, уплощением грудной клетки, отставанием от спины лопаток, сведением плеч, согнутыми в коленях ногами.

При кругло-вогнутой спине наряду с сутулостью отмечается выпячивание живота вперед, что может привести к опущению внутренних органов, расположенных в брюшной полости.

При неправильной осанке повышается и риск травматизма, в том числе микротравм головного мозга. Неудивительно, что многие люди, имеющие плохую осанку, страдают головными болями. Список заболеваний, изначально являющихся следствием неправильной осанки, можно продолжать до бесконечности. Необходимо помнить, что наш организм — единое целое, и возникшее заболевание всегда влечет за собой появление цепочки других.

К тому же, осанка зависит и от времени выявления её нарушения. А определение круга мероприятий, направленных на исправление осанки, поможет избежать многих проблем со здоровьем. Поэтому родители и родственники, сотрудники дошкольных и школьных учреждений должны постоянно следить за осанкой у детей и подростков, строго контролировать их позы при сидении за столом, при стоянии и ходьбе.

Предупредить возникновение неправильной осанки гораздо легче, чем исправить ее

Типы осанки и причины её нарушения

Осанка человека связана с положением позвоночного столба и определяется статическими условиями, которые у человека имеют значительные отличия от всех других биологических систем, в связи с его вертикальным положением. Известны классическое схемы Штаффеля (Staffel), иллюстрирующие различные типы осанки:

Первый, основной тип. Физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерно волнообразный вид. Вертикальная ось начинается от средины черепа, проходит тотчас у заднего края нижней челюсти, идет по касательной к вершине шейного лордоза, опускается, слегка срезая поясничный лордоз, проходит через средину линии, соединяющей центры головок бедер, проходит кпереди от коленных суставов заканчивается немного кпереди от линии, соединяющей шопаровы суставы.

Нарушение осанки в сагиттальной плоскости включают остальные типы осанки по Штаффелю:

Второй тип осанки: плоская или плоско-вогнутая спина. Кривизны позвоночника едва намечены,он имеет инфантильный характер. Вертикальная ось пронизывает позвоночный столб по всей его длине и проходит через линию, соединяющую шопаровы суставы. Грудь уплощена, лопатки крыловидно отстоят от грудной клетки, живот втянут.Упругие свойства позвоночника при этом снижены.Он легко повреждается при мезханических воздействиях и очень склонен к боковым искривлениям.

Третий тип осанки — круглая спина. Ее основная характеристика — увеличение физиологического кифоза грудного отдела и усиление компенсаторного лордоза шейного и поясничного отделов. Эластичность позвоночника повышена.Боковые искривления редки. Некоторыми авторами описаны другие типы круглой спины с включением в кифотическую деформацию поясничного отдела и исчезание поясничного лордоза.

Четвертый тип осанки по Штаффелю — сутулая спина. Доминирует грудной кифоз, остальные кривизны намечены слабо. Вертикальная ось проходит к зади от линии соединяющей центры головок бедренных костей. Кроме того, нарушения осанки могут отмечаться и во фронтальной плоскости. Это, прежде всего, сколиотическая осанка.

Нарушения осанки встречаются во всех возрастных группах, достигая 30 и более процентов. Этиология — нерациональный режим, быт, условия труда, слабое физическое развитие. Соответственно — профилактика.

Основы методики формирования осанки

Для рационального построения целенаправленных практических занятий надо исходить из следующих базовых общеметодических правил.

1. Учитывать возрастные особенности формирования и развития опорно-двигательного аппарата по признаку окостенения скелета человека.

Процесс окостенения скелета завершается в различное время: в 6-7 лет фиксируются изгибы в шейном и грудном отделах позвоночника, к 12-13 годам — изгиб в поясничном отделе, грудная клетка приобретает форму взрослого, завершается окостенение скелета черепа, поперечный размер таза становится как у взрослого. Процесс окостенения остальных частей скелета человека завершается в основном к 25 годам.

К этому возрасту прекращается рост мышц в длину. Диаметр мышечных волокон увеличивается до 35 лет.

Следовательно, вначале целесообразно приступать к формированию правильного положения головы, формы изгибов позвоночника в шейном и грудном отделах, затем в поясничном отделе, а также горизонтального положения (продольной оси) и правильного наклона таза.

2. Соблюдать хронологию критических периодов развития физических качеств в процессе жизни человека.

Критические периоды с наиболее высокими темпами поступательного развития основных физических качеств отмечаются с 7 до 17 лет. Особенно быстро развиваются функции организма детей 11-13 лет. Фаза относительной стабилизации имеет место в возрасте 18-25 лет. К этому времени основные морфологические изменения завершаются. Высокий уровень гибкости, быстроты и силы движений может быть достигнут к 18-19 годам, общей и силовой выносливости — к 23-25 годам.

Фаза инволюционного развития приходится на возрастной период от 26 до 60 лет.

В соответствии с этими правилами процесс педагогического воздействия на человека с правильной осанкой до 25 лет будет направлен на выработку и закрепление навыка правильной осанки на основе гармоничного и пропорционального развития физических качеств, формирования привлекательного внешнего вида, красивой походки. По мере старения человека (до 55 лет у женщин и до 60 лет у мужчин) реализуются задачи профилактики и коррекции нарушений осанки посредством использования специальных упражнений и комплексов. В более старшем возрасте используются специальные упражнения на коррекцию тех звеньев тела и функций, которые в определенной степени обеспечивают бытовую двигательную активность.

Частные методики предполагают использование общих и специальных средств для реализации задач гармоничного и качественного развития мышц шеи для удержания правильного положения головы; развития мышц туловища и подвижности позвоночника для сохранения нормальных физиологических изгибов позвоночника; правильного положения плечевого пояса и формы грудной клетки; развития мышц живота и спины; мышц таза и бедер для удержания нормального угла наклона таза; укрепления мышц, удерживающих своды стопы, а также формирования навыка правильной осанки тела.

Если осанка уже нарушена, то самым действенным способом ее исправления будет активизация занятий физическими упражнениями. Благодаря ним удастся добиться главного для выработки правильной осанки – увеличить подвижность отдельных звеньев тела, укрепить ослабленные мышцы, сделать более эластичными укороченные. Специальной тренировкой можно добиться необходимого баланса напряжений мышц, поддерживающих изгибы позвоночного столба, и правильного положения связанных с ним частей тела.

Зная принципы функционирования двигательного аппарата человека и механизмы управления его физической активностью, можно без труда подобрать массу различных упражнений или придумать новые, исходя из конкретных задач обучения человека элементам движений и целостным действиям.

Опираясь на эти знания, читатель сможет правильно расставить акценты при разучивании того или иного упражнения, обратить внимание на узловые, решающие моменты, фазы движений и, таким образом, помочь ему освоить стройные, рациональные, экономичные движения в целом.

Эти знания помогут регулировать нагрузки на мышечную систему и другие органы и системы организма ребенка. Все это будет способствовать гармоничному развитию двигательной функции, стимулировать его физическую активность и, таким образом, содействовать воспитанию культуры движений.

Методика упражнений, стимулирующих увеличение мышечной массы

Объем мышцы увеличивается в том случае, если мышца вынуждена в течение длительного периода времени (несколько месяцев и более) регулярно проявлять силу, то есть осуществлять силовую работу.

Сила мышцы — это ее способность преодолевать внешнее сопротивление.

В качестве сопротивления может служить любое внешнее отягощение (гантели, гири, штанга и др.) или же вес собственного тела или отдельных его частей (например, при подтягивании на перекладине в качестве отягощения выступает вес всего тела).

Классический пример проявления силы — поднятие максимально возможного для данного организма (или его отдельных мышечных групп) груза. Такая разновидность мышечной силы называется максимальной силой.

Способность мышцы выполнять силовую работу более или менее длительное время (многократное поднятие тяжести) называется силовой выносливостью.

Упражнения, связанные с проявлением максимальной силы (однократное поднятие отягощения максимально возможного для данной мышцы веса), вызывают увеличение толщины сократительных элементов мышечной клетки .

Сократительные элементы — это особые образования, присутствующие только в мышечных клетках и определяющие ее способность уменьшаться в размерах (сокращаться).

Увеличение толщины сократительных элементов незначительно увеличивает объем мышцы. Поэтому работа по поднятию максимальных отягощений в существенной мере увеличивает максимальную мышечную силу, но несущественно увеличивает объем мышц.

Упражнения, связанные с проявлением силовой выносливости (многократное поднятие грузов средней тяжести), вызывают увеличение толщины мышечной клетки за счет увеличения объема ее внутреннего содержимого: запасов питательных веществ, воды, других элементов. Такие упражнения увеличивают и количество кровеносных сосудов в мышце, что также сказывается на ее объеме.

Объем же сократительных элементов при таком виде деятельности практически не меняется. Поэтому увеличение силовой выносливости может не сопровождаться увеличением максимальной силы, хотя сопровождается увеличением объема мышц.

Соответственно, чтобы добиться увеличения объема мышц и за счет увеличения объема сократительных элементов, и за счет увеличения объема внутреннего содержимого мышечной клетки, выполняемая силовая нагрузка должна иметь промежуточный характер между проявлением максимальной силы и проявлением силовой выносливости.

Величина отягощения должна быть меньше максимальной (порядка 40-80 % от максимума в зависимости от вида упражнения, этапа подготовки и поставленных задач), а подъем отягощения повторяться несколько раз, либо отягощение должно удерживаться (статическая нагрузка).

При таком виде деятельности будет наблюдаться и увеличение силовой выносливости, и некоторый прирост максимальной силы. Кроме того, такая нагрузка позволит за возможно меньше время обеспечить увеличение объема работающих мышц.

Сочетание упражнений на различные мышечные группы

Грамотное сочетание упражнений может позволить выполнить на одной тренировке нагрузку в полтора раза большую, чем при бессистемном их чередовании. Соответственно, намного быстрее будет достигаться желаемый результат.

Этот эффект связан с феноменом активного отдыха, открытым еще И.М. Сеченовым. Он выявил, что торможение нервных центров более выражено не в состоянии покоя, а при возбуждении противоположных нервных центров. Торможение нервных центров — непременное условие протекания восстановительных процессов, и чем более выражено торможение, чем быстрее идет восстановление.

Общий принцип сочетания различных упражнений друг с другом следующий: необходимо чередовать друг с другом упражнения на различные (противоположные) мышечные группы.

Упражнения для мышц рук должны чередоваться с упражнениями для мышц ног. Упражнения для мышц живота должны чередоваться с упражнениями для мышц спины. Серия упражнений на руки и на ноги должна чередоваться с серией упражнений для мышц туловища и наоборот.

Такое сочетание упражнений позволит организму перенести значительно большую нагрузку при меньшей величине утомления.

Один из возможных вариантов чередования упражнений

упражнение 1 на сгибатели рук 1-й подход
упражнение 1 на сгибатели ног 1-й подход
упражнение 1 на сгибатели рук 2-ой подход
упражнение 1 на сгибатели ног 2-ой подход

упражнение 1 на мышцы живота 1-й подход
упражнение 1 на мышцы спины 1-й подход
упражнение 1 на мышцы живота 2-ой подход
упражнение 1 на мышцы спины 2-ой подход

упражнение 1 на разгибатели рук 1-й подход
упражнение 1 на разгибатели ног 1-й подход
упражнение 1 на разгибатели рук 2-ой подход
упражнение 1 на разгибатели ног 2-ой подход

Осанка человека

Осанка не является врожденной особенностью, а приобретается в течение жизни, работы. Она меняется в течение дня, отражая состояние человека, его ЦНС.

В биомеханике под осанкой понимают одно из основных равновесных положений тела при спокойном стоянии или прямохождении.

Существуют и другие определения: П. Н. Башкиров под осанкой подразумевает «естественное, то есть привычное, положение тела в покое, стоя без напряжения отдельных мышечных групп». Л. Н. Николаев – «индивидуальные особенности конфигурации тела при вертикальном естественном положении». М. Ф. Иваницкий – «те особенности положения тела, которые составляют человека». М. И. Уткина – «привычную конфигурацию тела в сагиттальной плоскости, при стоянии».

Все определения содержат понятия «равновесное», которое связано с положением центра массы тела.

Местом приложения всех сил тяжести тела является его общий центр тяжести (ОЦТ). Говоря о местоположении ОЦТ, подразумевают, конечно, не точку, а какую-то сферу, в которой ОЦТ расположен при раскачивании тела, связанного с жизнедеятельностью организма (работа сердца, дыхание и т.д.).

Положение ОЦТ во время стояния определяется обычно в трех плоскостях: сагиттальной, фронтальной и горизонтальной.

Во фронтальной плоскости центр тяжести располагается позади плоскости, проведенной через центры тазобедренных суставов, центров коленного и голеностопного суставов. В сагиттальной плоскости ОЦТ располагается в месте пересечения ее с фронтальной плоскостью на той же линии, соединяющей тазобедренные суставы, но слегка (3-4 см) смещен вправо (80% случаев) вследствие большего развития мышечной массы справа и расположения печени.

Положение в горизонтальной плоскости связано с возрастом субъекта. У новорожденных он располагается на уровне V-VI грудных позвонков. На протяжении роста до 16-18 лет происходит постепенное опускание ОЦТ. У взрослого человека он расположен на уровне I-V крестцового позвонка. У женщин ОЦТ расположен на 1-2 позвонка ниже, чем у мужчин.

При сравнении положения ОЦТ пользуются обычно «указателем относительной величины ОЦТ». Это отношение высоты ОЦТ от пола к длине тела (росту), умноженное на 1000.

Указатель, по данным разных авторов, колеблется от 543до 610, в среднем равен 555-565.

Следует помнить, что высота ОЦТ над полом характеризует устойчивость тела: чем ниже расположен ОЦТ, тем устойчивее тело.

В футболе защитников выбирают с массивными нижними конечностями и хорошо развитым скелетом конечностей. Значение индекса – 540-550.

Весьма важно соотношение проекции ОЦТ с площадью опоры, точнее проекция ОЦТ на площадь опоры.

Оговоримся, что под «площадью опоры» понимают пространство, расположенное между опорными поверхностями, включая и их поверхность. Если ОЦТ расположен в центре площади опоры – тело устойчиво равномерно во всех плоскостях. Для наглядности принято проводить два луча, исходящих из ОЦТ, один луч является перпендикуляром к плоскости опоры, второй – проводится к краю плоскости опоры.

Угол, образованный лучами, называется «углом устойчивости». Если проекция ОЦТ не выходит за край площади опоры – тело устойчиво. Принято различать «абсолютную устойчивость» – центр тяжести находится в пределах площади опоры, «относительную устойчивость» – центр тяжести выходит за площадь опоры, но благодаря изменению позы тело возвращается в устойчивое положение.

Примером может служить ходьба по гладкому льду, когда человек балансирует руками, изменяя наклон тела. Существует «критическая устойчивость» положение, когда проекция ОЦТ далеко уходит за край площади опоры и вернуться в исходное положение можно только путем напряжения мышц, связывающего тело и опору (стойка на кистях на брусьях). Это положение связано с силой спортсмена и его мастерством.

Типы осанки тела. Существует множество типов осанки, но все они имеют общую особенность – позволяют сохранять равновесие в вертикальном положении.

Каждая осанка характеризуется формой позвоночника и туловища, положением головы и конечностей.

Основным фактором осанки принято считать форму туловища, а следовательно, позвоночника. Долгое время существовала классификация, предложенная Броуном.

Эта классификация предлагала выделять осанки: выпрямленную (А), слегка изогнутую (В), изогнутую (С), с усиленным проявлением всех изгибов (Д); по В. В. Бунаку или по М. Ф. Иваницкому, А – очень хорошую, В – хорошую, С – среднюю, Д – плохую.

Понятия, вкладывающиеся в определения, весьма разнообразны. Позже Н. Волянский, а затем Л. П. Николаев предложили за основу оценки осанки взять изгибы в сагиттальной плоскости.

В литературе этими классификациями пользуются и в настоящее время.

Виды осанки

Выделяют следующие осанки:

  • 1. Нормальная осанка (I тип) – характеризуется равномерными изгибами всех отделов позвоночника, величина которых не выходит за среднее квадратичное отклонение суммы всех изгибов.
  • 2. Выпрямленная осанка (II тип,) – характеризуется слабыми изгибами всех отделов позвоночника, в результате чего вся спина имеет уплощенную форму
  • 3. Сутуловатая осанка (III тип) – отличается выраженным шейным лордозом при несколько наклонной вперед шее и уменьшением поясничного лордоза, иначе называют «круглая» спина. По мнению Николаева, такая форма спины наиболее часто встречается у стариков.
  • 4. Лордотическая осанка (I V тип) – характеризуется увеличенным поясничным лордозом и несколько сглаженным шейным.
  • 5. Кифотическая осанка (V тип) – отличается резко выраженным грудным кифозом.

Описывая осанки у спортсменов различных специализаций, О. Н. Аксенова предложила дополнительные модификации осанки: сутуловато-нормальную, нормально-лордотическую и т. п.

В спортивной практике чаще встречается следующее описание осанок:

  • I комплекс – кифотический (К), изгиб грудной больше поясничного: вертикальная линия, опущенная из шейной точки, проходит впереди морфологической точки, которая находится на более глубокой части поясничного лордоза. Преобладание грудного кифоза может быть малым (К), средним (К1) и большим (К2).
  • II комплекс – равномерный (Р), иначе его называют равновесным. Характеризуется более или менее равномерными изгибами грудного и поясничного отделов. Вертикаль, опущенная через шейную точку, проходит через лордотическую точку. Изгибы также могут быть малыми (Р), средними (Р1) и большими (Р2).
  • III комплекс — лордотический (Л), отличается большим поясничным лордозом и меньшим грудным кифозом: вертикаль, опущенная из шейной точки, проходит сзади лордотической точки. Преобладание поясничного лордоза может быть существенно больше, чем грудной кифоз.

Также выделяют малый (Л), средний (Л1) и большой лордоз (Л2). Особенно хорошо схема работает до 17 лет.

Изменение осанки в детском возрасте происходит вследствие смещения ОЦТ. У девочек изменение осанки начинается на 1,5-2 года раньше.

Чрезмерное увеличение или уменьшение выраженности изгибов позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделах приводит к таким нарушениям, как «круглая спина», «кругло-вогнутая» или плоская спина.

Часто появляются искривления позвоночника во фронтальной плоскости (без морфологических изменений позвонков), обусловлены такие изгибы слабостью глубоких мышц спины.

В особую группу выделяют сколиозы. Это патологические состояния, связанные не только со слабостью мышц, но и с морфологическими изменениями самих позвонков. Обычно изгиб во фронтальной плоскости сопровождается и торзией (поворотом, скручиванием) позвоночного столба. Приведем признаки наиболее частых характеристик форм спины.

Круглая спина (сутуловатость) связана с сильно выраженным грудным кифозом, который может захватывать и верхнюю часть поясничных позвонков, при этом значительно уменьшается поясничный лордоз.

При круглой спине угол наклона таза существенно уменьшается, грудная клетка впалая, надплечья отвисают вперед, живот выпячен, ягодицы уплощены, колени слегка согнуты.

Кругло-вогнутая спина характеризуется значительно выраженным грудным кифозом и поясничным лордозом, увеличен угол наклона таза, грудная клетка уплощена, живот выпячен вперед, ягодицы выдаются назад.

Плоская спина характеризуется сглаженностью физиологических изгибов, либо последние совсем отсутствуют, угол наклона таза уменьшен, грудная клетка уплощена, в ряде случаев имеются крыло- видные лопатки.

Описанные формы спины у детей обычно сопровождаются слабостью кардиореспираторной системы, расстройствами в пищеварении, ретардацией физического развития, а плоская спина дополнительно сопровождается снижением рессорной функции позвоночника.

При осмотре детей с целью выявления осанки следует обращать внимание на:

  • 1. Положение головы и очертание шейно-плечевых линий.
  • 2. Уровень расположения углов лопаток.
  • 3. Симметричность треугольников талии.
  • 4. Положение линии остистых отростков.
  • 5. Наличие реберных выбуханий.

Нарушение осанки

Нарушение осанки сопровождается чаще всего увеличением или уменьшением естественных изгибов, отклонением в положении плечевого пояса, туловища и головы.

Нарушение осанки требует специального ее формирования за счет развития «мышечного корсета». С 3 лет необходимо периодически определять осанку в свободном положении ребенка, а не по команде «Встань ровненько». Нарушения осанки необходимо своевременно устранять, а этого можно добиться занятиями художественной гимнастикой, ранней специализацией в плавании, катанием на коньках, оздоровительной гимнастикой.

Осанка с возрастом может постоянно закрепиться и перейти в деформацию или патологическую осанку (искривление позвоночника).

Это состояние требует уже длительного постоянного лечения в специальных корригирующих кабинетах у специалистов. Остановимся на отдельных, часто встречающихся особенностях осанки.

Плоская спина. Плоская спина характеризуется сглаженностью нормальных изгибов и отстоянием назад лопаток.

Можно сказать, что плоская спина – это сохранившаяся осанка ребенка до полугода. Наклон таза вперед – при этом дефект незначителен – является одним из ведущих факторов формирования этой осанки. Плоская спина – это не только косметический дефект, она способствует “неверному расположению внутренних органов в брюшной полости, уменьшает жизненную емкость легких (определяется с помощью спирометра при полном выдохе ребенка). Выпрямленный позвоночник приводит к выпячиванию грудной клетки, что неверно трактуется как «военная» осанка.

Об этом должен помнить каждый тренер. В плавании такие дети не показывают хороших результатов, как и в беге на короткие и особенно на длинные дистанции. Плоская спина – это следствие плохо развитых глубоких мышц (выпрямители спины) и ягодичных мышц, которые должны удерживать тело в вертикальном положении. В конькобежном спорте сформировать у таких детей правильную осанку – задача чрезвычайно сложная.

Важно помнить, что выпрямленная и плоская спина – это как бы начало бокового искривления позвоночника – сколиоза.

Дети после кратковременных беговых игр жалуются на боли в поясничной области спины. Эти боли – следствие перегрузки связочного аппарата позвоночника из-за слабости мышц.

Исследования Ю. Д. Кузьменко показали, что дети с плоской спиной при всех углах наклона проявляют на 15-30 кгм меньшую силу мышц.

Каковы же причины плоской спины? Прежде всего – позднее вставание ребенка на ноги, продолжительные болезни и вынужденная поза – лежание на спине, раннее сидение ребенка и длительное пребывание в согнутом положении.

Круглая или согнутая спина. Часто встречающееся положение позвоночника (до 5 6%).

При круглой спине позвоночник дугообразно изогнут от таза до 7-го шейного позвонка. При такой осанке прежде всего бросается в глаза выдвинутость головы вперед и взгляд исподлобья. Если не обратиться рано к коррекции, исправлению, такой осанки, последует выдвижение плеч вперед, животу ребенка принимает отвислую форму.

Грудная клетка будет запавшей, из-за смещения ОЦМ ребенок вынужден стоять на согнутых в коленях ногах.

У таких детей снижена экскурсия грудной клетки, а следовательно, и жизненная емкость легких.

Разница измерений окружности грудной клетки при вдохе и выдохе минимальна.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий