Хунну и Гунны: это одно и тоже или нет?
Со времен появления человека на территории Казахстана прошло не мало времени.
В настоящее время подлинная история казахов забыта, и она нуждается в возрождении. Без исторической памяти нет национальной гордости и патриотизма.
Особенно это актуально в наше время, поэтому мы должны по крупицам, тщательно накапливать знания о своём прошлом, о своём народе.
В истории Казахстана есть события, память о которых должна быть не только исторической, но и народной.
В IV-III веках до н.э. у северных границ Китая в Центральной Азии сложилась консолидация племен сюнну, они же хунну, или гунны.
Гунны представляли собой племена монголоидного облика, говорившие на древнетюркском языке.
В истории хорошо известно имя гуннов — историческое название этого исчезнувшего народа — хунну, ассоциируется с воинственностью, жестокостью и варварством.
Хунну во главе с Атиллой произвели опустошительные набеги на европейские страны. Они положили начало Великому переселению народов, что привело к падению Римской империи.
В 55 г. до н.э. произошло разделение могущественного хуннского государства на две части — южную и северную.
В северо-западной Монголии вблизи озера Кыргыз-Нур властитель северных гуннов Чжи Чжи основал свою резиденцию. Отсюда он совершал походы на соседние племена усуней и Китай.
Начинается междусобная война между Северным и Южным государствами хунну. Чжи Чжи заключает союз с государством Кангюй для совместной борьбы с государством Усунь.
Образование государство Хунну
По рассказу Китайского историка Сыма Цяня (135-67 гг) радикальное изменение об-щей ситуации в Центарльной Азии произошло в «период воюющих царств», т.е.
403 – 221 гг. до н.э. Эти изменения связаны с образованием первой кочевнической империи в Центральной Азии, которая была создана племенным союзом хунну или гуннов.
До поселения хунну в Центральной Азии жили сильные племена жунов и юэчжей -восточноскифские (сакские) племена, они занимали огромную территорию от Тянь-Шаня до Центральной Монголии, и вот вместо прежних жунов на севере и западе появляются сильные объединения кочевых племен Сюнну, т.е. хунну.
Первое упоминание хунну в письменных источниках относится к 822 году до н.э., когда хунну совершают грандиозный поход на Китай.
В ІІІ в. до н.э. хунские нападения на Китай усиливаются, что заставило китайских императоров построить Великую стену. Хунну в этот период представляли собой союз родственных родов, возглавляемых, выборным вождем (шаньюем).
В 209 году до н.э. сын вождя Тоумана (Тумана) Маодунь (Моде) объявил себя сенгиром – «высочайшим» — шаньюй. Посмотрим, как пришел Моде к власти.
Шаньюем у гуннов был Тоумань.
Он имел двух сыновей от разных жен. Для того, чтобы сделать наследником младшего, сенгир (шаньюй) решил избавиться от старшего и отправил его заложником к юэчжам.
Затем Тоумань напал на юэчжей. Но Моде ( Маодунь) не погиб, он украл коня и ускакал к своим. Отец дал ему под начало отряд. Маодунь обучал воинов, приказал им стрелять туда, куда летит его «свистунка – стрела» (боевые стрелы гуннов снабжались костяными шариками с отверстиями – сотни свистящих стрел наводили ужас на врагов и пугали их коней).
Вскоре Маодунь пустил стрелу в своего любимого и прекрасного коня.
Тем, кто не выстрелил в коня он приказал отрубить головы. Некоторое время спустя Маодунь пустил стрелу в свою любимую жену. Он отрубил головы тем, кто не выстрелил.
На охоте Маодунь направил стрелу в коня отца, и никто из его воинов не опоздал выстрелить. Следующий раз, когда он пустил свои стрелы в отца, никто из его воинов не дрогнул. Тоумань был усыпан стрелами. Казнив младшего брата, мачеху и всех приближенных отца, Маодунь стал шанюем, и начал активную деятельность по созданию хуннской державы.
Правил он в 209-174 гг. до н.э.
Узнав о событиях в Орде (так называли гунны военный лагерь и княжескую ставку) правитель дунху решил, что смута ослабила гуннов, и потребовал от Маодуня уступить пограничную территорию. Многие старейшины, опасаясь войны, советовали Моде отдать землю. «Крайне разгневанный Моде» ответил: «Земля – основа государства, разве можно отдавать ее!» Всем, советовавшим уступить землю, он отрубил головы. Затем Моде сел на коня, приказал рубить головы каждому, кто опоздает явиться, двинул на восток и внезапно напал на дунху и разгромил их на голову, убил их правителя, угнал людей и скот.
Так начались гуннские завоевания.
В 203-202 гг. до н.э. Моде подчинил племена Саян-Алтая и Верхнего Енисея, кыргызов и окончательно установил северные границы своей державы, затем племена лоуфань и байян на юге. Но оставались два главных противника Китай и Юэчжи.
В 202 году до н.э. закончилась гражданская война в Китае. К власти пришла новая династия Хань. Ее основатель Лю Бан (император Гао-ди) стремясь обезопасить границу, зимой в 200 году лично повел войска против хунну.
Война между хунну и Китаем закончилась в 188 году поражением ханьских войск. Китайский император Гао – ди попал в окружение у горы Байден. Императора спасло от гибели только обещание заключить с гуннами мирный договор, основанный на родстве, т.е. выдать за Моде принцессу из императорского дома и платить ежегодную дань гуннам.
Самую жесткую войну Маодуню и его наследнику Лаошань шаньюю пришлось выдержать с юэчжами. Борьба длилась четверть века и лишь в 174-161 годы до н.э. они окончательно разгромили юэчжи, а из черепа вождя юэчжи Лаошань сделал чашу для питья. Оттесненные в Среднюю Азию юэчжи завладели землями в верховьях Аму-Дарьи и впоследствии создали там Кушанскую державу.
После смерти Моде мирный договор продолжался недолго и Китай в 123 году начал войну против хунну, война протекала с переменным успехом.
В 90 г. до н.э. у горы Яньшань китайцы потерпели сокрушительное поражение. Сенгир Хулагу продиктовал императору условия мира (основан на родстве). Однако мир сохранялся недолго.
В 59 году до н.э. в государстве хунну начались междоусобицы связанные с борьбой наследников Сенгира за власть и в 47 г. до н.э. хунну распались на две части южную и северную. Южные хунну приняли подданство Китая, а северные откочевали на запад, сохраняя свою независимость.
Но они находились под постоянным давлением Китая и были вынуждены откочевать в страну канглы. Таким образом, начинается массовое переселение хуннских племен на территорию Казахстана.
Вторая волна началась в 1 в. до н.э. (93 г), когда северные хунну боясь агрессии Китая снова двинулись на запад Под давлением хунну началось движение племен в Центральный Казахстан на севере, а также в районе Аральского моря.
Этот процесс протекал лавинообразно и длился более 300 лет с ІI — до V века н.э. Это было Великое переселение народов.
Хунны, снова теснимые китайцами, отходят уже на запад. В свою очередь другие племена, теснимые хуннами, вынуждены были переселяться дальше. Это передвижение этнических масс заняло более 300 лет.
И уже в 4-м веке н. э. хунны появляются в Европе под именем – гунны. С переселением хуннов связывают изменение антропологического облика современных казахов и других народностей, населяющих Казахстан.
Государственное устройство Хуннов
В этом обществе сильны были традиции и обычаи. Старейшина рода пользовался уважением. Все высшие чины в государстве принадлежали исключительно знати. Знатных родов было 3: Хуань, Лань и Сюйбу, т.е. принцы крови, служилая аристократия и родовая знать.
Род, к которому принадлежали шаньюи, назывался Си Люань – ди (принцы крови).
Во главе государства был монарх – шаньюй(величайший). Должность эта передавалась только по наследству, и считалась божественной. Хотя первоначально она была выборной. Считается, что шаньюй был абсолютным монархом, но это не так.
Абсолютную власть шаньюя ограничивал совет старейшин, состоявший из родовой аристократии.
Устройство гуннского государства было столь же строго иерархично, как их общественная структура.
Держава хунну, выросшая из военной демократии жунских племен V-IV вв. до н.э., сложилась в борьбе не на жизнь, а на смерть с соседними племенными союзами и китайскими царствами.
Основатели державы и их преемники видели свою главную цель в господстве над «всеми народами, натягивающими лук» (т.е.
над кочевниками), и превосходстве над «людьми, живущими в земляных домах» (т.е. над оседлыми землепашцами); такое государство могло существовать только как централизованная империя, организованная на военно-административных принципах.
Власть государя определялась его правами и функциями:
- а) правом распоряжаться всей территорией государства, всеми землями, принадлежавшими гуннам, и функцией охраны этой территории;
- б) правом об объявления войны и заключения мира и функцией личного руководства войсками;
- в) правом концентрировать в своих руках все внешние сношения государства и функцией определения внешнеполитического курса;
- г) правом на жизнь и смерть каждого подданного и функцией верховного судьи.
У него в руках была сосредоточена сакральная власть, т.е. соблюдения культа (культовые обряды) исходили от шаньюя, он «утром выходил из ставки и совершал поклонение восходящему солнцу, а вечером совершал поклонения луне».
Сенгира окружала многочисленная группа помощников, советников и военачальников, однако, решающее слово всегда оставалось за шаньюем, даже если он действовал вопреки единодушному мнению своего окружения.
Хунну (сюнну) – в переводе с китайского “человек”. Мощное государство с таким названием было создано в конце III века до нашей эры — конце I века нашей эры.
Это было первым кочевым государством на территории Центральной Азии. Его образовали, по мнению Л.Н.Гумилева племена хяньюнь, хуньюй и неизвестные племена культуры “плиточный могил”.
Государство представляло племенной союз, в нем были собраны различные племена, прежде всего протомонгольские, частично прототунгусские и протоиранские.
Население Хунну составляло более полутора миллионов человек. Китайские летописцы оставили достаточно подробные, но иногда противоречивые записки о хунну, в которых они описывают их образ жизни, занятия, историю отношений с Китаем.
“Отец китайской историографии” Сыма Цянь писал, что в течение более тысячи лет, предшествовавших созданию империи, хунну “временами усиливались, временами слабели, распадались и делились”.
Таким было их положение в конце 3 века до н.э., когда восточные кочевники дунху подчинили себе хуннов, а ираноязычные кочевые племена-юечжи, обитавшие в районе Саяно-Алтая, обложили их данью.
Китайцы считали хунну дикими варварами, что не совсем соответствует исторической правде.
Китайские историки описывали хунну (сюнну) как “чистых” кочевников, не знающих иных занятий, кроме скотоводства, охоты и войны. “В поисках воды и травы они переходят с места на место, и хотя у них нет городов, обнесенных внутренними и наружными стенами, нет постоянного местожительства и они не занимаются обработкой полей, тем не менее, каждый тоже имеет выделенный участок земли.
У них нет письменных документов, и все распоряжения отдаются устно. Мальчики умеют ездить верхом на овцах, из лука стрелять птиц и мышей; постарше стреляют лисиц и зайцев, которых затем употребляют в пищу; все возмужавшие, которые в состоянии натянуть лук, становятся конными латниками.
По существующим среди них обычаям, в мирное время они следуют за скотом и одновременно охотятся на птиц и зверей, поддерживая таким образом свое существование, а в тревожные годы каждый обучается военному делу для совершения нападений.
Таковы их врожденные свойства. Из оружия дальнего действия они имеют луки и стрелы, из оружия, применяемого в ближнем бою, – мечи и короткие копья с железной рукоятью. Если сражение складывается благоприятно для них – наступают, а если неблагоприятно – отступают и не стыдятся бегства.
Там, где видят для себя выгоду, не знают ни правил приличия, ни правил поведения”.
Под властью хунну оказалась огромная территория от Хингана до Тянь-Шаня и от Байкала до пустыни Гоби. Вся территория государства была разделена на 24 удела по количеству двадцати четырех родов со сложной иерархией племенных князей, “правых” (западных) и “левых” (восточных).
Верховная власть принадлежала шаньюям (пожизненным верховным правителям). Этот титул переводится в китайских источниках приблизительно как “подобный небу” (или “обширный как небо”).
Шаньюй был верховным правителем, главнокомандующим, жрецом и судьей. Власть на местах осуществляли 24 темника – правители уделов, способных выставить по “тьме” (условно по 10 000) воинов.
10 темников происходили из того же “золотого рода” Люаньди, что и шаньюй, остальные 14 темников были главами других аристократических родов. Наибольшего могущества Хунну достигло при шаньюе Модэ, занявшего этот пост в 209 г. до н.э.
Модэ был жестоким и решительным правителем. Он осуществил государственный переворот, в котором погиб его отец – шаньюй Тумань, его любимая жена и младший сын.
Захватив власть, Модэ разгромил восточных соседей, дун-ху, оттеснил далеко на запад юэчжей, покорил саянских динлинов и отвоевал у китайцев Ордос.
Так создалась держава равная по силе Срединному государству (Китаю). Центром государства Хунну была территория Центральной и Северной Монголии и Южной Бурятии.
В степных и лесостепных долинах реки Селенга и ее притоков Орхона, Толы, Джиды, Чикоя и Хилка найдены наиболее многочисленные следы их обитания.
Хозяйственная деятельность Хунну
Хозяйственная деятельность хунну включала занятия скотоводством, земледелием, охотой. Хунну строили укрепленные поселения-городища, жилища, их образ жизни становился все более оседлым.
Большое развитие получают ремесла, в том числе гончарное ремесло, выделка кож, изготовление изделий из металла, обработка кости. Декоративно-прикладное искусство хунну представлено разнообразными украшениями из бронзы, серебра, золота, камня, кости.
Хунну создали самобытный вариант звериного стиля, часть их изделий является шедеврами. Изображение диких зверей и фантастических грифонов, сцен борьбы между ними – излюбленные сюжеты художников и ваятелей хунну.
Хунну вело торговлю с Китаем. Из Китая на север шел постоянный поток зерна, тканей, металлических изделий, сельскохозяйственной и ремесленной продукции и ряда других товаров.
Важнейшей задачей шаньюя было обеспечение непрерывности этой фактической дани и перераспределение полученных из Китая товаров между степной аристократией. От того, насколько удачно справлялся шаньюй с этой задачей, очень часто зависела судьба верховного правителя и стабильность государства в целом.
И сама торговля, и возможность контролировать торговые пути очень много значили и для хунну и для политической истории Центральной Азии. “Великий шелковый путь” из Китая на Запад был проторен во 2-1 веках до нашей эры, что совпало с периодом процветания Хунну.
Тогда была проложена центрально-азиатская часть трансконтинентальной торговой магистрали, которая в 17-18 веках нашей эры превратилась в великий торговый “Чайный путь”. За право гегемонии на торговых путях государство Хунну вело непрерывные войны с Китаем. Эти войны велись с переменным успехом. В 200 году до нашей эры шаньюй Модэ разбил войска первого ханьского императора Лю Бана. Новый цикл войн начался в 133 году. Император У-ди вел успешные войны против хунну.
В 119 году огромная армия Китая захватила северную ставку хунну (территория современной Бурятии) и перебила 90 тысяч воинов хунну, но и сама понесла тяжелые потери. Из ханьских летописей известно, что китайцы, преследуя хунну, доходили армией в 100 тысяч конницы до озера Байкал.
Есть основание полагать, что это они в 121 г. до н.э., поднявшись на перевал хребта Хамар-Дабан у истоков рек Оронгоя и Мантурихи, в знак своих побед насыпали гигантский каменный курган диаметром 50 и высотою 20 м. Поднявшись на него, как гласят летописи, китайский полководец Хоцюйбин долго смотрел на далекий синеющий Байкал, считавшийся китайцами страшным местом упокоения душ умерших предков. По другой гипотезе это памятник эпохи Монгольской империи, так называемое “Обо Чингис-хана”.
В 90 годах 70-тысячная китайская армия вторглась на земли хунну, но потерпела поражение, через 20 лет китайцы попытались взять реванш, нанеся при помощи других кочевых народов поражение хунну, в результате которого хунну потеряли третью часть своего полуторамиллионного народа.
Военное дело занимало особое место в государстве Хунну. В эпоху расцвета армия Хунну насчитывала несколько сотен тысяч быстрых и смелых воинов “которые появляются подобно вихрю и исчезают подобно молнии”. Основой войска были отряды конников вооруженных луками. Хунну изобрели сложный лук, обладавший большой убойной силой, которым впоследствии пользовались все кочевые народы. Кроме того, на вооружении у них были свистящие стрелы, стальные наконечники которых даже на дальних дистанциях пробивали вражеские доспехи, копье, меч и панцирь.
Хуннские полководцы предпочитали маневренную войну, изматывающую менее поворотливого противника и повергающую его в панику неожиданными рейдами, контратаками и обходами.
На рубеже нашей эры хунну вторглись в Забайкалье, где они построившие много укрепленных городищ и поселений, возвели гигантские усыпальницы над могилами вождей. Их культура поражает роскошью и наличием большого числа китайских предметов. Хунну освоили строительство зимних отапливаемых жилищ, что позволило им создавать городища-форпосты, которые использовались ими при освоении новых территорий.
По результатам раскопок реконструирован тип жилища хунну – это землянка, которая отапливалась печью, дымоход которой шел вдоль стен и использовался в качестве лежанки. Это так называемый китайский кан. Одна из землянок находится на территории археологического комплекса Этнографического музея в г.
Улан-Удэ. До наших дней сохранились развалины городища возле села Иволга (Иволгинское гуннское городище), а также кладбище гуннских вождей в Ильмовой пади возле Кяхты. Всего в Забайкалье известно более 20 могильников хуннского времени.
Причиной вторжения хунну в Забайкалье было давление китайцев, а также засухи, регулярно случавшиеся в Великой степи.
В середине I века н.э. произошел раскол союза хунну и ослабление их государства. Часть кочевников – южные хунну, табгачи, ухуани, муюны и другие – двинулись на юг за Великую Китайскую стену в Среднекитайскую равнину, в бассейн Хуанхэ, основав в Северном Китае “шестнадцать царств пяти северных племен”.
Они попали под влияние Китая и постепенно растворились в массе китайских племен. Северные хунну устремилась на север Центральной Азии, где под их влиянием в предгорьях южных гор Саян и Алтая сложились таштыкская и кокэльская (шурмакская) культуры.
Северные хунну пытались возродить былую мощь в борьбе со своими южными соплеменниками и их сторонниками — племенами дунху и сяньби но неудачно. Они были вынуждены с боями на берега Яика и Волги.
Небольшая часть укрылась в горах Тарбагатая, потом они захватили Семиречье и Джунгарию. Эта часть хунну смешалась с кыпчаками на Алтае и образовала народ половцев.
В конце I века из восточных китайских племен усилились сяньби, которые нанесли хунну окончательное поражение в 93 году нашей эры.
Государство Хунну просуществовало более 300 лет, но в итоге было разгромлено. Остатки войск северных хунну двинулись на запад, завоевывая и втягивая в движение часть племен степной полосы Евразии. Это движение положило начало эпохе “великого переселения народов”.
Движение хунну продолжалось около 300 лет. В 4-5 веках хунну достигли Европы, совершив там ряд сокрушительных набегов на европейские государства и разрушив Римскую империю. В Европе они стали известны под именем гунны, но до 18 века европейцы не знали, откуда пришел этот народ. Только после знакомства с китайскими летописями европейцы узнали о существовании народа с таким названием в Центральной Азии.
До сих пор в науке ведется дискуссия о том, идентичны ли эти народы. Большая часть народа осела на территории современной Венгрии, которая раньше называлась Гуннией. В Великой степи после ухода хунну из разбитых табгачами родов хунну и муюнов сложилось новое государственное образование воинственных жужаней.
Из-за неполноты и противоречивости письменных источников знания о хунну очень неполны. Определенно установлено, что хунну относились к большой монголоидной расе, но в то же время специалистами зафиксировано смешение в разных пропорциях монголоидных и европеоидных черт.
Самый спорный вопрос – о языке хунну, от которого в искажающей китайской передаче дошло 20 слов и одно двустишие. Разные исследователи считают хуннский язык тюркским, монгольским, тунгусским, близким к языку енисейских кетов или относящимся к вымершей, неизвестной языковой группе.
Хунну положили начало новому направлению политической жизни в Центральной Азии, когда в Великой степи на замену временным племенным союзам стали приходить крупные государственные объединения, изменившие историю не только Центральной Азии, но и Евразии в целом.
История народа Хунну
Восточная Азия имеет два климатических региона. Первый регион – это Срединная равнина, расположенная между реками Хуанхэ и Янцзы.
На этих землях тепло и влажно за счёт тихоокеанских муссонов. Второй регион представляет собой сухие степи и пустыни Монголии и Джунгарии. Они малопригодны для земледелия.
В далёкие времена сказочной древности властитель Срединной равнины Цинь Шихуанди приказал соорудить длинную и высокую стену, которая нам известна как Великая китайская стена.
Она точно совпала по всей длине с границей между двумя географическими регионами.
Народы, жившие в бассейне реки Хуанхэ, постоянно воевали друг с другом. В результате этих войн часть племён была вытеснена на север.
Покинувшие родину беглецы укрылись за пустыней Гоби. Они смешались с племенами, населявшими земли современной Монголии.
В результате возник новый народ, который получил название хунны.
В IV веке до н. э. этот народ образовал мощную державу, состоявшую из племенного союза 24 родов. Все они объединились под властью пожизненного властителя шаньюя. Но уже в III веке до н. э. союз ослаб.
Он попал в зависимость от сяньбийцев (древние монголы) и согдийцев. Последние пришли из Средней Азии и обложили 24 родовых племени данью.
На юге союз отступил под ударами китайцев. Те захватили часть их пастбищ и охотничьих угодий.
Хуннский шаньюй Тумань оказался плохим полководцем. Он не мог противостоять агрессорам, хотя людей и сил было достаточно. Ситуацию усугублял конфликт между шаньюем и его старшим сыном Модэ. Тумань отправил его к согдийцам в качестве заложника, а затем совершил на них набег. Таким образом он давал им повод убить своего сына. Но Модэ похитил у врагов коня и ускакал к своим соплеменникам.
Поступок был достойный, и под давлением общественного мнения шаньюй дал старшему сыну под командование отряд в 10 тыс. семей. Тот ввёл в своём войске железную дисциплину и произвёл переворот. Тумань был убит, а Модэ сосредоточил в своих руках всю власть. Произошло это в 209 году до н. э.
Новый энергичный властитель разгромил восточные племена дун-ху.
Оттеснил согдийцев на запад, отвоевал у китайцев захваченные ими земли и покорил саянских динлинов и кипчаков. Он опять сделал свой народ могучим и сильным, а численность его достигла 300 тыс. человек.
В 202 году до н. э. в Китае образовалась империя Хань.
Произошло это всё под руководством крестьянского вождя Лю Бана. Но в 200 году до н. э. Модэ победил основателя династии Хань. Был заключен мир. По нему китайский двор выдал за варварского самодержца царевну.
Он также был обязан каждый год посылать подарки. Это была замаскированная для приличия дань.
Но хунны состояли не из одной знати. Простые воины тоже хотели дарить своим жёнам шёлковые халаты, угощать их белым рисом и китайскими лакомствами. Поэтому была налажена пограничная меновая торговля. От неё выигрывало и китайское население и хуннские воины.
Но проигрывало ханьское правительство, так как доходы от внешней торговли не попадали в казну. Поэтому империя Хань запретила прямой обмен на границе.
В ответ на это преемники Модэ ответили набегами и потребовали продажи им китайских товаров по демпинговым (искусственно заниженным) ценам. В результате этого начались войны, которые продолжались вплоть до 57 года до н. э.
Но ханьская агрессия оказалась бессильной против хуннов. Тогда китайские дипломаты сумели восстановить против них соседние племена и спровоцировать междоусобную войну среди самих преемников Модэ.
Территория хуннов и империи Хань в конце I века до н. э.
В результате этого воинственные племена были покорены и включены в состав империи. Но подчинение было формальным. Часть хуннов откочевала на запад в долину реки Тала и вступили в союз с парфянами. Поэтому с оставшимся кочевым населением китайцы обращались деликатно.
Но в начале I века н. э. узурпатор Ван Ман попытался кардинально вмешаться во внутренние дела маленького, но гордого кочевого народа.
В результате этого в 9 году хунны восстали. Они отложились от Китая и помогли «краснобровым» китайским крестьянам сбросить с престола и убить узурпатора в 25 году.
Эта авантюра оказалась очень кровавой. Погибло 70% жителей Китая. Лишь к середине II века страна восстановила население до 60 млн. человек. А в конце II века произошло восстание «жёлтых повязок». Оно погубило не только династию Хань, но и всю древнекитайскую цивилизацию.
Поэтому в I-II веках хуннская держава была разгромлена не китайскими войсками, а степными, лесными и горными соседями, которые не смогли установить с ними дружеских отношений.
С 85 года хунны подвергались набегам динлинов и сяньби, и были полностью разбиты в 157 году. Но в 177 году сяньбийская держава распалась под ударами китайских войск.
В результате этого хуннские племена просуществовали вплоть до V века. Они были довольно сильны в Азии, а в Европе их знали как гуннов. Но постепенно они перемешались с другими народами и перестали существовать как самостоятельный этнос.
Память о них осталась лишь, благодаря китайским летописцам. Если бы не они, мы бы никогда не узнали о сильных, мужественных и воинственных людях, живших много веков назад в азиатских степях.
Подробную историю этого народа хорошо описал Лев Гумилёв в своей книге «История народа хунну».