Научное мышление: что это такое?

Что такое наука?

Наука это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

  • социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.)
  • отрасль духовного производства (НИОКР);
  • особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).

Классификации наук

  • по предмету и методу познания: естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические;
  • по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.

Функции науки

  • культурно-мировоззренческая,
  • познавательно-объяснительная,
  • прогностическая,
  • социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).

4. Общекультурные характеристики науки: рациональность, критичность, индивидуальность, коммуникабельность.


5. Модели развития научного знания:

  • постепенное развитие науки;
  • развитие через научные революции и смену парадигм (совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки; Т. Кун «Структура научных революций», 1962);
  • развитие через приближение к познавательным стандартам естествознания;
  • развитие через интеграцию научного знания.

6. Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе


7. Особенности:

  • объективность;
  • развитость понятийного аппарата (категориальность);
  • рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность);
  • проверяемость;
  • высокий уровень обобщения;
  • универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин);
  • использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Уровни, формы и методы научного познания

Уровни Эмпирический Теоретический
Формы — научный факт – отражение объективного факта в человеческом сознании;

— эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся устойчивая связь между явлениями и процессами.

— вопрос

— проблема – осознанная формулировка вопросов (теоретическая и практическая);

— гипотеза – научное предположение;

— теория – исходные основания, идеализированный объект, логика и методология, совокупность законов и утверждений.

— концепция – определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.

Методы

(строгость и объективность)

  • наблюдение;
  • эксперимент;
  • измерение;
  • классификация;
  • систематизация;
  • описание;
  • сравнение.
  • Единство исторического и логического
  • Восхождение от абстрактного к конкретному
  • Формализация
  • Математизация
  • Математическое моделирование

Универсальные методы научного познания

  • анализ – разложение целого на части;
  •  синтез – воссоединение целого из частей;
  •  дедукция – выведение общего положения из фактов;
  •  дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих;
  •  аналогия – сходство нетождественных объектов;
  •  моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;
  •  абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения;
  •  идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.


10.
Социальные науки – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.

Классификация социальных наук

  1. Науки, дающие наиболее общие знания об обществе: философия, социология
  2. Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни: экономика, политология, социология, культурология, этика, эстетика
  3. Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни: история, правоведение

Социальное и гуманитарное знание

Общественные науки
Изучение фактов, законов, зависимостей общественно-исторического процесса Изучение целей, мотивов, ценностей человека, его личностного восприятия
Результат исследования
Социальное знание Гуманитарное знание
Анализ общественных процессов и выявление в них общих закономерных, повторяющихся явлений Анализ целей, мотивов, ценностей человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений
Особенности:
  • Понимание
  • Обращение к текстам
  • Невозможность сведения к однозначным, всеми признанным определениям
Социальное и гуманитарное знание взаимопроникаемы

13.Социальное познание – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе

1.Особенности социального познания:

1.1.   субъект и объект познания совпадают;

1.2.   получаемое социальное знание всегда связано с интерсами индивидов-субъектов познания;

1.3.   социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание;

1.4.   сложность объекта познания – общества;

установление только относительных истин, вероятностный характер закономерностей;

1.6.   ограниченность применения эксперимента как метода познания.

2.  Принципы конкретно-исторического подхода в социальном познании:

2.1.  рассмотрение социальной действительности в развитии;

изучение общественных явлений в многообразных связях;

2.3.  выявление общего и особенного в аналогичных явлениях других обществ и эпох.

3.Социальный факт

3.1.  объективный факт – событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях; не зависит от исследователя;

3.2.  научный факт – интерпретированный объективный факт – знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место; зафиксирован в книгах, рукописях и т.д.

(интерпретация – истолкование, объяснение).

3.3.  виды социальных фактов:

3.3.1.    действия, поступки;

3.3.2.    материальные и духовные продукты человеческой деятельности;

3.3.3.    словесные (вербальные) действия.

Оценка социального факта:

3.4.1.     свойства изучаемого объекта;

3.4.2.     соотнесение изучаемого объекта со схожим объектом или с идеалом;

3.4.3.     познавательные цели исследователя;

3.4.4.     личная позиция исследователя;

3.4.5.     интересы социальной группы, к которой принадлежит исследователь.

Основные формы мышления

Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие.Понятие это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов явлений.

Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков.

Эти свойства, признаки можно разделить на две категории — существенные и несущественные. Например, каждый отдельный треугольник имеет три угла, определенные размеры — длину сторон и площадь, определенную величину углов, форму.

Но только первый признак делает фигуру треугольником, позволяет отличить ее от других фигур: прямоугольника, круга, трапеции. Остальные признаки отличают один треугольник от другого; при изменении их треугольник не перестанет быть треугольником. Равно и каждое отдельное дерево обладает и такими признаками, которые позволяют отличить его от кустарника, травы (т.е. существенными признаками), например наличием ствола, и такими, которые отличают одно дерево от другого, например возраст, количество ветвей, сохранность коры, наличие дупла и т. д.

В понятии же содержатся лишь свойства, общие и существенные для целого ряда однородных предметов: для понятия «школьник» общее и существенное свойство — обучение в школе (но не возраст, национальность, цвет глаз или цвет волос); для понятия «термометр» — то, что это прибор для измерения температуры окружающей среды (а не его форма, размеры и т.д.).

Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает (кроме, разумеется, слов обозначающих имена собственные). В понятиях наши знания о предметах и явлениях действительности кристаллизуются в обобщенном и отвлеченном виде.

В этом отношении понятие существенно отличается от восприятия и представления памяти: восприятие и представление конкретны, образны, наглядны; понятие обладает обобщенным, абстрактным, не наглядным характером.

Представление — это образ конкретного предмета.

Понятие это отвлеченная мысль о классе предметов.

Восприятие и представление всегда есть отражение конкретного, единичного.

Никто из нас никогда не видел и не может видеть книги вообще, дерева вообще, собаки вообще, даже человека вообще, так как нельзя представить себе предмета, абсолютно лишенного каких-либо индивидуальных признаков. А мыслить об этом можно.

Понятие — более развитая и всесторонняя форма познания, оно значительно шире и полнее отражает действительность, чем представление.

Яркую иллюстрацию этого положения дает В. И. Ленин, когда говорит, что нельзя наглядно представить себе движения со скоростью 300 тысяч километров в секунду (скорость света), а мыслить такое движение можно.

В процессе общественно-исторического развития познания расширяется, углубляется и изменяется содержание понятия.

Так, понятие «атом» раньше имело одно содержание, с развитием науки и техники содержание этого понятия изменилось, расширилось, углубилось.

Суждение. В суждениях отражаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойствами и признаками. Суждение это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств.

Примерами утвердительного суждения могут быть такие суждения, как «Ученик знает урок» или «Психика есть функция мозга».

К отрицательным суждениям относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие у предмета тех или иных признаков.

Например: «Это слово не глагол» или «Эта река несудоходна».

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях утверждается или отрицается что-то относительно всех предметов и явлений, объединяемых понятием, например: «Все металлы проводят электричество». В частном суждении речь идет только — о части предметов и явлений, объединяемых понятием, например: «Некоторые школьники умеют играть в шахматы».

Единичное суждение — это суждение, в котором р®чь идет о каком-то индивидуальном понятии, например: «Москва — столица СССР», «Пушкин — великий русский поэт».

Суждение раскрывает содержание понятий.

Следовательно, чтобы высказать то или иное суждение, человек должен знать содержание понятий, входящих в состав суждения. Если человек высказывает суждение, что «психика есть функция мозга», он должен иметь соответствующие понятия о психике и о мозге.

Знать ‘какой-нибудь предмет или явление — значит уметь высказать о нем правильное и содержательное суждение, т. е. уметь судить о нем. Истинность суждений проверяется общественной практикой человека.

Умозаключение. Умозаключение такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение.

Типичный пример умозаключения — доказательство геометрических теорем.

Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений — индуктивными и дедуктивными.

Индукция это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих .законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.

Дедукция это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании здания общих законов ж правил.

Индукция начинается с накопления знания о возможно большем числе в чем-либо однородных предметов и явлений, что дает возможность найти сходное и различное в предметах и явлениях и опустить несущественное и второстепенное.

Обобщая сходные признаки этих предметов и явлений, делают общий вывод или заключение, устанавливают общее правило или закон. Например, при усвоении понятия «домашние животные» учащиеся устанавливают, что корова полезна, лошадь полезна, овца, свинья также полезны. Затем на основе этого школьники строят обобщающее заключение: «Все домашние животные полезны».

Дедуктивное умозаключение дает человеку знание о конкретных свойствах и качествах отдельного предмета на основе знания общих законов, и правил. Например, зная, что все тела при нагревании расширяются, человек может предвидеть, что железнодорожные рельсы в летний жаркий день тоже будут расширяться, а поэтому при прокладывании железнодорожного пути строители оставляют между рельсами определенный зазор.

Помимо психологии, человеческое мышление изучает другая наука — логика.

Она изучает правила построения правильных умозаключений, правильного (т. е. приводящего к правильным выводам) рассуждения. Поэтому логическим мышлением называют обоснованное, доказательное мышление, которое, основываясь иа правильных исходных суждениях, с необходимостью приводит к правильным, объективным выводам.

Решение мыслительных задач.

Мышление человека, и в част ности школьника, наиболее ярко проявляется при решении задач.

Любая мыслительная деятельность начинается с вопроса, который ставит перед собой человек, не имея готового ответа на него. Иногда этот вопрос ставят другие люди (например, учитель), но всегда акт мышления начинается с формулировки вопроса, на который надо ответить, задачи, которую необходимо решить, с осознания чего-то неизвестного, что надо понять, уяснить.

Ставит ли перед собой врач задачу определить, какая болезнь у пациента; ставит ли перед собой вопрос механик выяснить причину неисправности механизма; Дает ли учитель ученику для решения задачу — всегда мышление определяется необходимостью найти что-то, пока еще неизвестное.

Учителю надо иметь в виду, что ученик порой не осознает проблемы, вопроса даже тогда, когда соответствующую задачу ставит перед ним учитель.

Известны случаи, когда ученик с недоумением рассказывал: «Учитель нарисовал на доске два одинаковых треугольника и весь урок доказывал, что они равны.

Не понимаю зачем». Вопрос, проблема должны быть четко осознаны, иначе ученику не над чем будет думать.

Решение мыслительной задачи начинается с тщательного анализа данных, уяснения того, что дано, чем располагает человек. Эти данные сопоставляют друг с Другом и с вопросом, соотносят с прежними знаниями и опытом человека.

Человек пытается привлечь принципы, успешно примененные ранее при решении задачи, сходной с новой. На этой основе возникает гипотеза (предположение), намечается способ действия; путь решения.

Практическая проверка гипотезы, проверка пути решения может показать ошибочность намеченных действий. Тогда ищут новую гипотезу, другой способ действия, причем здесь важно тщательно уяснить причины предшествующей неудачи, сделать из нее соответствующие выводы.

Важное значение При поисках пути решения имеет переосмысливание (переформулирование) исходных данных задачи, попытки наглядно представить себе ситуацию задачи, опереться на наглядные образы. Последнее очень важно не только для младших.

школьников, у которых мышление вообще нуждается в опоре на наглядные представления, но и для школьников-подростков. Попробуйте дать ученику IV—V классов задачу: «Поезд проходит мимо телеграфного столба за 15 с, а мост длиной 540 м за 45 с.

Какова длина поезда и скорость его?» Ученики не решат этой задачи, если не представят себе ситуацию наглядно. Поезд проходит мимо телеграфного столба за 15 с — это значит, что за 15 с он проходит расстояние, равное своей длине.

За 45 с поезд проходит мост. Начинает он проходить его, когда паровоз вступает на мост, а кончает тогда, когда с моста сходит последний вагон, т. е. за 45 с поезд проходит 540 м плюс расстояние, равное своей длине, или 540 м за 30 с. Дальнейшее решение просто (длина поезда 270 м, скорость 64,8 км/ч).

Решение задачи завершается проверкой, сопоставлением полученного результата с исходными данными.

Все указанные моменты можно легко проследить на решении любой практической задачи (например, определить, почему не горит настольная лампа), любой учебной задачи например, решить сложную математическую задачу).

Формирование версий и выведение следствий из них.

В ходе расследования следователь осуществляет поисково-познавательную деятельность. Для эффективности ее осуществления и возникает необходимость в построении версии как ретроспективной модели расследуемого события. В ходе расследования преступлений версии выполняют связующую, объединяющую функцию, поскольку способствуют переходу от незнания к знанию.

Необходимость в построении версий заключается в том, что на первоначальном этапе расследования следователь не располагает фактическими данными, изучение которых позволило бы сделать достоверные выводы обо всех обстоятельствах, подлежащих доказыванию.

Начало расследования, как правило, характеризуется неполнотой сведений, отсутствием стройной системы доказательств, противоречивостью информации.

Поэтому следователь первоначально может высказать лишь предположения о событии в целом или его отдельных фактах. В последующем, проверяя их, он убеждается, какие из предположений правильны, какие нет.

Условно можно выделить несколько этапов версионного процесса, таких как:

1) получение, обнаружение информации о преступлении и ее логическое осмысление;

2) формулировка версий;

3) выведение из сформулированной версии следствий;

4) проверка версий, выдвинутых в ходе предыдущего этапа.

Как уже отмечалось, основой для построения версий являются фактические данные, касающиеся расследуемого события.

Эти данные могут быть получены из любых источников, как процессуальных, так и непроцессуальных*(47). Степень обоснованности информации, полученной из случайных источников, для принятия решения об использовании в качестве основания построения версии тех или иных фактических данных решается следователем в зависимости от конкретных обстоятельств дела путем сопоставления этих сведений с другими фактическими данными, в том числе и с имеющимися доказательствами.

Предположение следователя, объясняющее тот или иной факт, является как бы направляющим в поисково-познавательной деятельности, а само мышление многопланово и значительно шире предположения о каком-либо обстоятельстве.

Мыслительная деятельность следователя в части познания фактов и обстоятельств протекает не только в различных логических формах — понятиях, суждениях, умозаключениях, содержательной стороной которых являются многие общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и аналогия, сравнение, абстрагирование и др. Значительное место занимают также процессы творческого воображения, образного мышления, а также интуиция следователя.

Не берясь полностью раскрывать сущность приемов логического мышления, используемых для построения версий, отметим лишь отдельные аспекты.

Анализ — это исследование отдельных сторон, свойств, составных частей предмета, факта, явления.

Синтез — исследование выделенных посредством анализа признаков в их единстве и взаимной связи. Индукция — это предположительный вывод от частного к общему, а дедукция — вывод от общего к частному. При использовании приема индукции в процессе построения версий первоначально устанавливаются и исследуются признаки единичных фактов, изучается их происхождение.

Затем факты обобщают. Предположительный вывод делается от частного к общему, от единичных суждений относительно установленных фактов — к объяснению их происхождения.

Аналогия — это прием логического мышления, заключающийся в сопоставлении фактов на основе их отдельных признаков.

В результате такого сопоставления делается вывод: если признаки сходны, то и факты сходны или объясняются одним обстоятельством.

Сравнение означает соотношение между двумя однородными объектами.

Абстрагирование (от лат. abstrвhere — «отвлекать», «производить (произвести) абстракцию чего-нибудь») — понятие, противоположное конкретизации.

При этом следует учитывать, что умственные процессы, происходящие в связи с формированием предположений, объясняющих тот или иной факт, обладают сложной структурой, состоящей из психологических, гносеологических и логических аспектов.

В ходе поисково-познавательной деятельности при выдвижении версии происходит сложный мыслительный процесс, который лучше рассмотреть на примере.

Например, следователю поступила следующая исходная информация.

В магазине был обнаружен пролом в потолке размером 18 х 22 см, множество следов обуви приблизительно 36-37-го размера на стене под проломом, беспорядок на полках, обрывки веревки, на чердаке много оберток и фантиков. Среди товара отсутствовало около 6 кг конфет, газированная вода, 10 бутылок пива, сигареты, чипсы.

Размер пролома в потолке магазина, а также размер следов обуви в совокупности с недостаточной прочностью веревки, которая не выдержала бы крупного телосложения, свидетельствуют о человеке небольшой комплекции.

То, что была украдена лишь часть товара, указывает на неосновательность (легкомыслие) намерений преступника. Наличие большого количества фантиков в совокупности с характеристикой украденного позволяет предположить, что кражу совершили несколько лиц (одному лицу сложно сразу съесть много конфет, судя по оставленным фантикам), склонные к употреблению сладкого, сигарет и пива.

Таким образом, проанализировав отдельные элементы события, затем обобщив полученные данные, т.е.

синтезировав их, следователю нетрудно было сделать предположительный вывод и выдвинуть версию о том, что кражу совершила группа подростков.

Вторым этапом является формулировка версии. Версия должна быть сформулирована в категорически однозначной форме, поскольку в результате проверки следователь должен получить четкий ответ «да», «нет». На практике достаточно трудно вычленить из выдвижения версии этап ее формулировки. Информация поступила, субъект ее осмыслил и выдвинул предположения.

После осмысления информации формулировать свое предположение следователю необходимо с учетом определенных требований, предъявляемых к версии: конкретности, относимости, реальности, обоснованности.

Третьим условно выделяемым этапом является выведение из сформулированной версии следствий.

Следствия — это те обстоятельства, которые должны иметь место в случае реальности выдвинутого предположения. Также следствия можно определить как предположительные частные выводы, содержащие ответ на вопрос, что может или должно иметь место, если проверяемая версия соответствует действительности.

Для простоты восприятия данного этапа рассмотрим пример. Материалами дела установлено, что 10 октября в собственной квартире был обнаружен труп гражданина К. с ножевыми ранениями. По оперативной информации убийство мог совершить гражданин Б.

Исходя из этого версию необходимо сформулировать следующим образом: «Убийство гражданина К. совершил гражданин Б». Из данной версии вытекают следующие следствия:

— 10 октября гражданин Б. находился в квартире гражданина К.;

— у гражданина Б. 10 октября находился в руках нож, которым был убит гражданин К.;

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий