Древний Египет: история
Название Древний Египет получила цивилизация, существовавшая в нижней части долины реки Нил с 3100 по 30 гг. до н.э., пока Египет не был завоеван римлянами.
Ее эпоха охватывает периоды Древнего Царства (2700-2200 гг. до н.э.) — расцвета династий могущественных правителей, оставивших в память о себе пирамиды, Среднего Царства (примерно 2000-1800 гг. до н.э.) — еще один этап могущественного централизованного государства, оказывавшего сильное влияние на своих соседей, и Нового Царства (около 1550-1225 гг. до н.э.), когда Египет являлся одним из доминирующих государств Ближнего Востока.
Кроме того, эта цивилизация знала периоды упадка, когда Египет раздирали внутренние распри и его завоевывали иноземцы.
Очевидно, что подобным изменением в политической силе и экономическом могуществе на протяжении более чем трех тысячелетней истории сопутствовали перемены в философских и религиозных воззрениях, но, тем не менее, у нас есть достаточно оснований, чтобы говорить о религии Египта в целом.
Письменность в Египте была не развита примерно до 3100 г. до н.э., когда в государстве установилось централизованное сильное правление. Таким образом, все сведения о религии Египта до этого времени могут быть лишь предположительно восстановлены по предметам, найденным археологами. Такими предметами, возраст которых на 2000-3000 лет старше указанного периода, являются преимущественно амулеты, обычно связанные с охотой либо земледелием.
Ожерелья из клыков животных, вероятно, должны были защищать охотников и приносить им удачу, а глиняные фигурки обнаженных женщин обеспечивать множество здоровых детей.
Некоторые сцены, нарисованные на кувшинах или высеченные на камнях, похоже, имеют отношение к религиозным ритуалам, но без письменных объяснений полностью понять их значение невозможно. Иногда они напоминают ритуалы или фигуры, известные из более поздних времен, и без большого риска ошибиться можно предположить, что основные верования и обряды не претерпели за этот исторический период значительных изменений.
Боги Древнего Египта: способности и покровительство
Боги Древнего Египта — в том виде, в каком они представлены в гробницах и храмах,— представляют собой удивительный набор странных созданий: полуживотных-полулюдей.
По правде говоря, нам мало известно о религиозных верованиях в Египте, так как сами древние египтяне теологических исследований не проводили.
Многие египетские боги олицетворяют могучие силы природного мира. Благосостояние государства зависело от ежедневного восхода солнца и ежегодного разлива реки. и эти природные силы (наряду с другими) считались богами и требовали лести и задабривания в виде жертв и поклонения.
Египтяне часто изображали их в виде животных. К примеру, сокола, парящего высоко в небе, они избрали символом солнца, а кобру, которую часто можно застать нежащейся на кучах горячего зерна, они выбрали богиней плодородия.
Еще в самые ранние времена с различными богами были связаны некоторые другие характерные особенности животных.
Бог с головой ибиса, Тот, считался богом писцов и письменности; о боге с головой барана, Хнуме, думали, что он вылепил человека на гончарном кругу. Подобное касалось и других.
Почему те или иные особенности привязывались к конкретным богам, неизвестно, но, по-видимому, это было сделано в незапамятные времена.
Часто боги связывались с конкретными городами.
Корни этого явления, вероятно, уходят в те доисторические времена, когда Египет представлял собою лишь группу самостоятельных общин. По мере их слияния в более крупные политические объединения местные боги приобретали национальное значение. Например, бог Фив, Амон. считался общенародным богом и оказывал покровительство и защиту всей стране во время Нового Царства, когда правила династия, родиной которой были Фивы.
Однако он не был единственным.
Жители других поселений продолжали поклоняться своему местному богу и имели право молиться любому другому богу, который оказывал им особые услуги. К примеру, после какой-нибудь значительной победы фараона писец, родившийся в Дендерах, мог сопровождать царя на поклонение в храм Амона в Фивы, но по возвращении в Дендеры продолжал оказывать почести богине Хатор.
К тому же он не забывал обратиться к Тоту, проявлявшему особую благосклонность к писцам, за помощью в карьере.
Существуют также свидетельства обращения к «Богу» или «Богу единому», который, по-видимому, олицетворял безымянную универсальную божественную силу, контролировал Вселенную и поддерживал добро в борьбе со злом.
В короткий период, примерно с 1375 по 1350 гг. до н.э. была предпринята попытка ввести в стране монотеизм. Фараон Аменхотеп IV, которого в различных источниках изображают либо провидцем, либо сумасшедшим, постепенно довел степень поклонения Атону, солнечному диску, до такой степени, что тот стал единственным богом, которому было разрешено поклоняться.
Другие боги были объявлены вне закона, храмы их были закрыты, жрецы распущены, имена стерты со всех памятников. Особенно сильно преследовалось поклонение Амону. Атон был провозглашен источником всей жизни. Этот дар жизни передавался царю, который сменил имя на Эхнатон (что означает «угодный Атону»), и его семье, и далее всему народу.
Эта «реформа», возможно, имела под собою какие-то политические основания, например, стремление объединить нацию и стабилизировать обстановку, но при этом была явно связана с эксцентричностью самого Эхнатона.
Она не могла стать популярной; жрецы, естественно, не приветствовали ее, так как они лишались средств к существованию, и после смерти Эхнатона реформа продержалась очень недолго. Лишить власти жрецов Амона было не так просто. Этот период является исключением, ведь богам, судя по всему, неплохо жилось и вместе, даже если указания, произносимые от их имени, порой могли показаться совершенно противоречивыми.
Кроме «основополагающих» богов египтяне были склонны к усыновлению и других божественных личностей.
Обожествлению подвергались и некоторые частные лица, отличившиеся на том или ином поприще. К примеру, визирь царя Джосера (около 2680 г. до н.э.) Имхотеп, написавший между делом медицинский и философский трактаты и поощренный честью быть захороненным в первой пирамиде — этакий предшественник Леонардо да Винчи,— стал объектом поклонения как младшее божество, помогавшее исцелять больных.
Его культ был особенно распространен в первые три столетия греческого влияния в Египте.
Богом считали также царя или фараона; к нему обращались » Великий Бог», но так как на самом деле он был смертей, то степень его божественности все же была ограничена.
Тот факт, что царь являлся богом и жрецом одновременно, указывает на некоторые противоречия в религии Египта.
Интересную роль в религии Египта играли животные. Конкретные обычаи менялись в зависимости от времени и места.
В некоторых случаях все животные одного вида считались священными: бабуинов, крокодилов, ибисов и даже иногда кошек и собак мумифицировали и хоронили. В других случаях в качестве воплощения бога выбирали одно определенное животное. Было несколько районов, где производился отбор конкретного быка, возможно, по каким-то особым отметинам, после чего его отводили в храм, холили на протяжении всей его жизни, а после смерти торжественно хоронили.
Празднества и ежедневные обряды в храмах свидетельствуют о том, что, по мнению египтян, образ жизни их богов не отличался от человеческого.
День начинался с ритуала пробуждения бога под звуки пения хора.
Затем со статуи бога снимали ночное платье, ее мыли, одевали, ставили перед ней еду и питье. После этого бог мог принимать посетителей, совершать предсказания или исполнять какие-либо иные обязанности. Можно предположить, что принятые им решения соответствовали взглядам и желаниям жрецов, имевшим право толковать их от его имени.
В течение дня богу еще несколько раз предлагали подкрепиться и, в конечном итоге, укладывали на ночь в усыпальницу.
Ежедневная рутина прерывалась праздниками. Некоторые были короткими и ограничивались специальным жертвоприношением или процессией внутри храма. Во время других совершали длительные путешествия по реке к храму другого божества. Амон, например, плыл на лодке от своего огромного официального храма в Карнаке до меньшей по размеру гробницы в Люксоре, считавшейся его частной резиденцией, и где он проводил несколько дней с супругой Мут, после чего, с соблюдением всех церемоний, возвращался обратно.
Хатор ежегодно проделывала на лодке путь почти в сто миль от Дендер до Эдфу — навещала Гора.
Празднества, во время которых совершались шествия вдоль реки или по городу, представляли огромную важность для всех жителей, они выстраивались на протяжении маршрута, чтобы приветствовать гробницу бога.
Некоторым для этого приходилось совершать длительное паломничество. По свидетельству летописца, на одном из праздников собралось около 700 000 паломников. От некоторых праздников сохранились лишь названия; а ведь интересно было бы узнать, что происходило, например, в «День Вдыхания Лукового Аромата».
Сами статуи богов, вокруг которых происходили все эти события, не сохранились.
Они могли быть изготовлены из камня или металла, возможно, богато украшались. В дни праздников их несли (спрятав от людских глаз) в изукрашенных деревянных гробницах в большой копии лодки, покоившейся на плечах нескольких носильщиков.
Во время речных путешествий их размещали в специальных лодках, сделанных из дерева, но напоминающих по форме древние папирусные суда: еще одно напоминание о том, что празднества проводились с незапамятных времен.
Теоретически, в роли жреца, исполняющего все религиозные обряды, должен был выступать царь. На всех росписях в храмах именно он совершает жертвоприношения, но на самом деле, скорее всего занимались этим его заместители. Вначале обязанности жрецов исполняли по очереди местные сановники, однако постепенно образовался клан профессиональных жрецов.
В тех случаях, когда царь был слишком слаб, правителем Египта по существу становился верховный жрец Амона или другого главного божества.
Кроме верховного жреца существовал целый круг других духовных лиц, тщательно разделенных по чинам и рангам.
Женщины служили жрицами. В храмах работало еще множество людей, хористов и библиотекарей, поваров и т.д.
В Древнем Египте не было священной книги, подобной Библии или Корану, которая была бы принята в качестве божественного откровения.
У древних египтян были свои мифы, примерно как у древних греков. Мифы страны рассказывали об отношениях между богами, но немногие из них дошли до нас в первоначальном виде.
Сохранились лишь короткие отрывочные упоминания, благодаря которым иногда удается восстановить всю историю, хотя нет гарантии, что она соответствует истине.
Так, например, существует множество мифов о происхождении жизни.
Египтяне в основном считали, что Вселенная первоначально была заполнена водой, из которой поднялся холм, на котором зародилась жизнь. Нет сомнения, что корни этой теории берут начало в ежегодном разливе Нила. С этого момента история сильно усложняется. Считалось, что различные боги тем или иным образом возникли из холма или из воды и тем или иным способом создали других богов.
Считалось также, что многие главные храмы были построены на этом самом первобытном холме.
Интересную теорию выдвинули жрецы Мемфиса от имени своего бога Пта. Они объявили, что велик он был чрезмерно, ибо являлся великой водной Вселенной, в которой родились все остальные боги, причем процесс их создания являлся всего лишь актом осуществления его воли.
Наряду с мифами существуют еще молитвы и гимны богам, напоминающие псалмы Старого Завета.
Известны также и книги мудрости, в которых, как в библейской Книге Притчей, содержится все — от практических советов и поучений до общих теологических рассуждений о природе жизни.
Кроме того, существует множество магических заклинаний, которые также могут считаться религиозными памятниками, так как содержат обращения к богам и мольбы о помощи и защите от разного рода злых сил.
Некоторые из книг мудрости советуют своим читателям вести жизнь согласно моральных и этических законов личного благочестия.
Они требуют этого частично потому, что таким образом можно завоевать уважение друзей, частично потому, что это угодно «богу».
Праведная жизнь считалась путем к обеспечению свободного прохода в мир иной.
Существует много изображений сцены суда, на которых сердце умершего человека лежит на одной чаше весов, а на другую положено перо, символ Правды. Результат фиксирует бог-писец Тот в присутствии Осириса, и те, кто не выдержал испытания, уничтожаются навеки. Этот суд не являлся, однако, действенным средством поощрения добродетели, так как на результат могло повлиять правильно зачитанное заклинание, в котором человек отрицал совершение им целого ряда грехов.
Египтяне, похоже, всегда верили в загробную жизнь.
Самые ранние гробницы заполнены едой и предметами обихода, а рисунки на стенах более поздних усыпальниц рассказывают, как египтяне представляли себе эту жизнь. Обычно она считалась подобной жизни на этом свете, только получше, с успешными охотами и богатыми урожаями, роскошными пирами и красивыми девочками.
Эта идея прошла несколько ступеней совершенствования. Вначале считалось, что царь будет проводить жизнь в потустороннем мире рядом с богом-солнцем Ра, сопровождая его в ежедневном пути по небесам.
Вскоре, однако, его будущее стало связываться с богом Осирисом, и каждый умерший царь стал отождествляться с ним. Постепенно эта привилегия стала распространяться сначала на вельмож, а затем и на все классы, так что после смерти каждый в какой-то степени стал отождествляться с Осирисом.
История самого Осириса не была полностью написана, пока греческий писатель Плутарх (около 100 г. н.э.) не изложил, каким образом добрый царь Осирис был погублен своим завистливым братом Сетом. С помощью жены, Исиды, и других богов Осирис стал, в конечном итоге, повелителем загробного мира и символом продолжения жизни после смерти. Об этой истории и в египетской литературе существует несколько упоминаний, из которых становится ясно, что на этот счет были и несколько другие мнения.
Дорога в мир иной изобиловала трудностями.
Всевозможные препятствия подстерегали на пути, и за каждым поворотом таились демоны, готовые схватить путешественника. Успех в дороге обеспечивал свиток папируса с набором заклинаний, которые можно было произнести, чтобы позволить умершему миновать неожиданное препятствие или избежать стычки с демоном. Подобные произведения обычно назывались Книги Мертвых, хотя были и другие их варианты и названия.
Готовые к применению экземпляры вкладывались в гробницу или, в другие времена, рисовались прямо на внутренней стороне саркофага или на стенах усыпальницы.
Египтяне, конечно, понимали, что физическое тело оставалось в этом мире и что отлетала только душа. Они считали, что душа нуждалась в теле, как в некоего рода укрытии, и по этой причине предпринимали искусные попытки сохранения тела путем мумификации. Особенно трудная проблема возникала, если тело утонуло в море или сгорело, хотя в экстренных случаях заменой могли послужить статуя или портрет почившего.
Погребальный обряд включал церемонию, названную Открытие Уст, которая заключалась в том.
что рот и прочие отверстия в теле подвергались магической обработке с целью обеспечить умершим возможность продолжать пользоваться своими телами, чтобы питаться, видеть, слышать и так далее. Аналогичная церемония проводилась со статуями и портретами, обеспечивая им возможность жизни в потустороннем мире.
Боги Древнего Египта: названия с описанием
Египетские боги отличаются необычным, порой весьма причудливым видом. Это связано с тем, что религия Египта складывалась из множества локальных верований. Со временем некоторые боги приобрели аспекты, а некоторые сливались друг с другом, например, Амон и Ра образовали единого бога Амона-Ра. Всего египетская мифология насчитывает около 700 богов, хотя большинство из них почитались лишь в определенных местностях.
Большинство богов представляют собой гибрид человека с животным, хотя у некоторых об их природе напоминают только украшения, как скорпион на голове богини Селкет.
Несколько богов представлены абстракциями: Амон, Атон, Нун, Бехдети, Кук, Ниау, Хех, Герех, Тенему.
В египетском пантеоне можно выделить несколько категорий богов:
Главное божество.
Несмотря на разнообразие богов Египта, существовали особенно могущественные и прославленные боги, которым подчинялись остальные. Главным среди них становился бог-покровитель города, из которого происходила правящая династия.
В Древнем царстве таковым был Ра, начиная со Среднего царства — Амон (при фараоне Эхнатоне временно был введен культ бога Атона).
Местные боги. Боги, почитавшиеся лишь в определенных городах или областях и считавшиеся их покровителями, как, например, Упуаут в Ассиуте.
Атум — древнейшее божество г. Гелиополя, бог-творец, глава гелиопольской эннеады. Обычно изображался в виде человека с двойной короной на голове и назывался «владыкой обеих земель», т.е. Верхнего и Нижнего Египта, что подчеркивает его сущностную связь с фараоном. Как это следует из гелиопольской теогонии, Атум сотворил себя сам, воплотившись в образе первобытного холма, и затем, оплодотворив себя, породил бога Шу и его женское дополнение Тефнут, от которых затем произошли остальные боги эннеады.
Был рано отождествлен с богом Ра, чей культ заменил культ Атума в Гелиополе.
Геб — бог земли, сын Шу и Тефнут, породивший вместе со своей сестрой и супругой, богиней неба Нут, Осириса, Исиду, Сета, Нефтиду. Входил в гелио-польскую эннеаду богов. Зооморфные изображения практически отсутствуют, наиболее характерный облик — человек с короной Верхнего или Нижнего Египта на голове.
Считался одним из первых мифологических царей Египта, затем передал власть над Египтом Осирису. Специальных центров почитания не имел, но являлся активным действующим лицом большого числа мифов, в частности был главным судьей в разрешении спора о праве на престол между Гором и Сетом, участвовал в суде Осириса над умершими.
Исида — богиня плодородия, воды и ветра, «великая чарами», «госпожа волхований»; в сложившемся мифологическом каноне дочь Геба и Нут, сестра и жена Осириса, сестра Нефтиды, Сета, мать Гора, одна из самых почитаемых богинь в Египте. Ее культ был в эпоху эллинизма широко распространен и в других государствах.
Исида — одно из главных действующих лиц всех мифов, связанных с именем Осириса. В последующей традиции она воспринимается как идеал верной жены и любящей матери. Первоначальный центр почитания Исиды — г. Буто в северной части Дельты.
Нефтида (греч.), Небетхет (егип., букв, «владычица дома») — младшая сестра Исиды, участвующая с ней во всех заупокойных обрядах и мистериях, связанных с Осирисом.
Изображалась как женщина с иероглифом на голове, соответствующим ее имени. Считалась женой Сета, хотя тексты, делающие эту связь не эфемерной, практически отсутствуют.
Осирис — одно из центральных божеств египетского пантеона, бог производительных сил природы, позднее почитавшийся и как царь загробного мира, в сложившемся мифологическом каноне старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды (которая была одновременно и его женой) и Нефтиды.
Первоначально отождествлялся, видимо, с водами разлива Нила, несущими жизнь и плодородие. Позднее Осирис был провозглашен четвертым царем Египта, получившим власть от Геба. По преданию, он научил людей земледелию и ремеслам, т.е. дал им возможность перейти от варварства к цивилизации. С Осирисом связан один из самых значимых для египетской культуры мифологических циклов, рассказывающий о его коварном убийстве, совершенном Сетом, и последующем воскресении бога Исидой и Гором.
Передав Гору власть над Египтом, Осирис становится затем царем подземного царства мертвых. Осирис почитался по всему Египту и далеко за его пределами, но главным культовым центром стал для него г. Абидос — место погребения фараонов. Подробнее см. статью «Культурное пространство Древнего Египта».
Ра — бог солнца, один из наиболее почитаемых богов Древнего Египта. Изначально бог-творец в теогони-ческой модели жрецов г. Гелиополя, однако в период правления V династии, происходящей из Гелиополя, культ Ра распространяется по всему Египту.
Ра отождествляется с более древним гелиопольским богом-творцом Атумом и объявляется отцом богов, творцом мира и людей. Позднее Ра составил «один комплекс» с Гором (Ра-Гарахти), с Амоном (Амон-Ра) и некоторыми другими божествами.
Подробнее см. статью «Культурное пространство Древнего Египта».
Сехмет (Сахмет, Сохмет) ( букв, «могучая») — жена главного бога Мемфиса Пта, изображавшаяся обычно как женщина с головой львицы. Воинственная богиня, защитница фараона в битвах, уничтожающая его врагов пламенем своего дыхания. Также богиня-целительни-ца, покровительствующая врачам, которые считались ее жрецами.
Отождествлялась с Тефнут и Хатхор.
Тефнут — в гелиопольской космогонии сестра и супруга Шу, дочь Ра-Атума, мать Геба и Нут. Ее зооморфным воплощением была львица. Тефнут почиталась также как дочь Ра и одновременно как Око, сияющее на лбу Ра, восходящего над горизонтом, и уничтожающее его арагов.
Отождествлялась с Хатхор. Известен миф об уходе обиженной Хат-хор-Тефнут из Египта и последующем возвращении ее обратно и связанный с этим событием ре-лигозный праздник, происходящий в период разлива Нила.
Культовый центр — г. Гелиополь. — бог луны, бог мудрости, счета и письма, «владыка Истины», судья в мире богов, покровитель писцов и судей. Он изображался в виде человека с головой ибиса, держащего в руке палетку писца. Как бог луны Тот является творцом календаря, по его воле год делится на годы и месяцы; он записывал даты рождения и смерти людей, а также занимался ведением летописей.
Тот играл значительную роль в культе мертвых — доставлял каждого покойного в загробное царство, а также фиксировал результат взвешивания его сердца на весах Осириса. Культовый центр — г. Гермополь.
Шу — бог воздуха, заполняющего пространство между небом и землей, супруг Тефнут, отец Геба и Нут.
Входил в гелиопольскую эннеаду. Специальных храмов в честь Шу не зафиксировано, известны лишь места почитания его в Гелиополе. Эннеада — девять первых богов в теогонической системе г. Гелиополя: Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Оси рис, Исида, Сет, Нефтида. Позднее подобные эннеа-ды (или октады) возникли и в других городах Древнего Египта.
Главные боги Древнего Египта
В Древнем Египте насчитывалось очень большое количество богов. У каждого города был свой пантеон или эннеада – 9 главных божеств, которым поклонялись люди. Однако впервые такая эннеада появилась в городе Гелиополе (Гелиополисе). Он известен с времён Раннего царства, то есть с истоков египетской цивилизации.
Жрецы, жившие в этом городе, считались наиболее влиятельными и могущественными. Именно они и назвали самую первую девятку божеств. Поэтому считается, что главные боги Древнего Египта зародились именно в Гелиополе, а сам пантеон стали называть гелиопольским или великой эннеадой.
Ниже приводится перечень верховных божеств и даётся их краткая характеристика.
Бог Ра
Это верховное древнеегипетское божество.
Олицетворяло оно собой солнце. После сотворения мира Ра стал царствовать над ним, и это было самое благодатное время для людей. Сила бога заключалась в его таинственном имени. Другие небожители хотели узнать это имя, чтобы обрести такую же силу, но бог солнца никому его не говорил.
Прошло очень много времени, и Ра состарился. Он потерял бдительность и назвал своё таинственное имя правнучке Исиде. После этого наступил период хаоса, а люди перестали повиноваться верховному божеству.
Тогда бог солнца принял решение покинуть землю и уйти на небо.
Но он не забыл людей и продолжил заботиться о них. Каждое утро он садился в лодку под названием Атет, а над его головой сиял солнечный диск. В этот лодке Ра плыл по небу и освещал землю с рассвета до полудня. Затем между полуднем и сумерками он пересаживался в другую лодку под названием Сектет и отправлялся в ней в подземное царство, чтобы освещать мытарства загробного мира.
В этом скорбном месте бог солнца каждую ночь встречался с огромным змеем Апопом, олицетворявшим собою зло и мрак. Между Ра и змеем начиналась битва, и победителем всегда оказывался бог солнца. Но зло и мрак к следующий ночи опять возрождались, и битва повторялась вновь.
Древние египтяне изображали бога Ра с телом человека и головой сокола, которую венчал солнечный диск. На нём лежала богиня Уаджит в виде кобры. Она считалась покровительницей Нижнего Египта и его фараонов.
У этого бога в отдельных религиозных центрах были другие имена. В Фивах его называли Амоном-Ра, в Элефантине Хнумом-Ра. Но это не меняло главную суть солнечного божества, имевшего статус главного бога Древнего Египта.
Бог Шу
Это божество олицетворяло собой воздушное пространство, озаряемое солнцем.
Шу приходился сыном Ра, и когда тот вознёсся на небо, то стал царствовать вместо него. Он правил небом, землёй, горами, ветрами, морями. По прошествию тысячелетий Шу тоже вознёсся на небо. По своему статусу считался вторым после Ра.
На некоторых изображениях его показывали в виде человека с головой льва. Он сидел на троне, который несли львы. Но гораздо больше изображений бога воздуха в виде обычного человека с пером в голове.
Оно символизировало богиню истины Маат.
Богиня Тефнут
Это божество тоже относилось к главным богам Древнего Египта. Тефнут – богиня жары и влаги. Приходилась дочерью богу Ра и являлась женой родного брата Шу. Муж с женой были близнецами. Но ещё до брака бог Ра удалил дочь в Нубию, поссорившись с ней, и в Египте наступила засуха.
Тогда бог солнца вернул дочь, и та сочеталась браком с Шу.
Возвращение Тефнут и её замужество стали символом расцвета природы. Чаще всего богиню изображали в виде человека с головой львицы и огненным диском над головой. Диск указывал на её связь с отцом Ра, так как дочь считалась его огненным оком. Когда бог солнца появлялся рано утром на горизонте, огненное око сияло у него во лбу и сжигало всех врагов и недоброжелателей.
Бог Геб
Геб – бог земли, сын Шу и Тефнут.
Он женился на родной сестре Нут – богине неба – и у этой пары родились дети: Осирис, Исида, Сет, Нефтида. Примечательно то, что Геб постоянно ссорился с Нут, которая перед рассветом поедала своих детей – небесные светила, но вновь рожала их в преддверии сумерек.
Эти ссоры утомили отца Шу, и он разъединил супругов. Нут он поднял высоко в небо, а Геба оставил на земле.
Тот царствовал после отца, а затем передал свою власть сыну Осирису. Изображали его чаще всего в виде человека зелёного цвета, сидящего на троне с царской короной на голове.
Богиня Нут
Нут – богиня неба, дочь Шу и Тефнут, родная сестра и жена Геба.
Приходилась матерью Осирису, Исиде, Сету и Нефтиде. Утром богиня неба проглатывала звёзды, а поздним вечером рожала их, символизируя тем самым смену дня и ночи. Имела неразрывную связь с миром мёртвых.
Она поднимала умерших в небо и охраняла гробницы усопших. Изображалась в виде женщины с изогнутым телом. Оно простиралось по горизонту и касалось земли кончиками пальцев рук и ног. Часто под изогнутым телом Нут изображали Геба, лежащего на земле.
Бог Осирис
Надо сказать, что главные боги Древнего Египта многое потеряли бы без Осириса. Он приходился праправнуком богу Ра и правил землёй после своего отца Геба. Во время своего царствования научил людей многим полезным вещам. Он женился на своей родной сестре Исиде, а Сет и Нефтида приходились ему родными братом и сестрой. Но Сет, обитавший на юге Египта в пустыне, начал завидовать успешному брату, убил его и присвоил себе царскую власть.
Сет не просто убил, а расчленил тело Осириса на 14 кусков и разбросал их по землям Египта. Но верная жена Исида нашла все куски, сложила их вместе и позвала проводника в подземное царство Анубиса. Тот из тела Осириса сделал мумию, которая стала первой в Египте.
После этого Исида превратилась в самку коршуна, распласталась над телом мужи и брата и забеременела от него. Так родился Гор, который стал последним из богов, правивших на земле. После него власть перешла к фараонам.
Гор победил Сета, отправил его обратно на юг в пустыню, а отца оживил с помощью своего левого ока. После этого он остался править на земле, а Осирис стал царствовать в загробном мире.
Изображали бога в виде человека в белых одеждах и с зелёным лицом. В руках он держал цеп и скипетр, а его голову венчала корона.
Богиня Исида
Исида (Изида) была чрезвычайно популярна в Древнем Египте, считалась богиней плодородия, символизировала собой материнство и женственность.
Она была женой Осириса и матерью Гора. Египтяне считали, что Нил разливается тогда, когда Исида плачет, оплакивая Осириса, покинувшего её и ушедшего править царством мёртвых.
Значимость этой богини значительно возросла в период Среднего царства, когда погребальными текстами стали пользовались не только фараоны и члены их семей, но также и все другие жители Египта. Изображали Исиду в виде человека с троном на голове, который олицетворял собой власть фараонов.
Бог Сет
Сет (Сетх) – младший сын Геба и Нут, брат Осириса, Исиды и Нефтиды.
На последней он женился. Родился в третий предновогодний день, выскочив из бока матери. Этот день древние египтяне считали несчастливым, поэтому, пока день не кончался, не делали никаких дел. Сет считался богом войны, хаоса и песчаных бурь. Олицетворял собой зло, чем схож с Сатаной.