Партия «Чёрных пантер» США

Партия «Чёрных пантер»: определение

Партия чёрных пантер (англ.Black Panther Party for Self-Defense) — американская леворадикальная организация чернокожих, ставившая своей целью продвижение гражданских прав чернокожего населения.

Была активна в США с середины 1960-х по 1970-е годы.

Основанная в Окленде, Калифорния, Хьюи Ньютоном и Бобби Силом в октябре 1966 года, организация в противовес учению Мартина Лютера Кинга выступала за вооружённое сопротивление социальной агрессии в интересах афроамериканской справедливости.

С течением времени её цели и философия радикально менялись. В то время, как лидеры организации были убеждёнными революционными социалистами — маоистами, последователями Че Гевары и Франца Фанона, репутация чёрных расистов привлекала сторонников множества других течений.

В связи с этим было сложно достичь идеологического консенсуса. Некоторые из членов партии открыто высказывались против взглядов, которых придерживались её лидеры.

Значительное влияние на становление партии оказала книга Роберта Уильямса«Негры с пистолетами», где продвигалась программа вооружённой самообороны, а также проповедей Малькольма Икса.

Известными инициативами «чёрных пантер» были бесплатные завтраки чернокожим детям из бедных семей и вооружённое патрулирование чёрных кварталов с целью предотвращения насилия со стороны белых полицейских.

Шестеро молодых чернокожих, только-только окончивших школы или колледжи, создали «Чёрные пантеры», партию вооружённой обороны от полицейских. Первым рекрутом новой партии стал шестнадцатилетний подросток Бобби Хаттон (англ.Bobby Hutton).

Революционность «Чёрных пантер» проявилась и во всём, начиная с философии «пробуждения сознания»(формулировка Хьюи Ньютона) и заканчивая спецификой униформы: чёрной кожаной куртки в сочетании с голубой рубашкой, чёрными брюками и чёрным беретом.

В выборе символа своей новой организации, молодые люди остановились на образе чёрной пантеры:

Члены организации предприняли безнадёжную попытку вытравить из гетто торговцев кокаином, что втянуло их в кровавую цепь мафиозных разборок[6]. Именно с подачи «Чёрных пантер» за американскими полицейскими прочно закрепилось прозвище «свиньи».

Лозунг «Вся власть народу», позднее воспетый Ленноном, — тоже продукт творчества Чёрных пантер.

Другой отличительной особенностью партии были должности, скопированные с государственных: премьер-министр, капитан, министр финансов и проч.

Партия создала , документ, требующий «Землю, хлеб, жилище, образование, одежду, справедливость и мир», а также освобождение афроамериканцев от военной службы и стала иконой контркультуры1960-х.

В итоге Чёрные пантеры осудили чёрный национализм как «чёрный расизм».

«У вас есть оружие, но и у нас есть оружие!» — гласил знаменитый плакат Чёрных пантер. Их деятельность поддерживали такие ставшие легендами люди, как Джэнис Джоплин и Джон Леннон.

В 1969 году полиция провела крупномасштабные акции по уничтожению «Чёрных пантер», в результате которой были убиты 28 лидеров и сотни рядовых членов арестованы.

«Пантеры» подарили рэпу ключевые слова политической риторики: они взяли из растафари понятие «Babylon» (Вавилон), обозвав им мир белого истеблишмента.

Примечательно, что в партию почти всю свою жизнь входила мать Тупака Шакура, Афени Шакур. В юности взглядов «Чёрных пантер» придерживался и сам Тупак.

Он сам не раз упоминал об этом, и, кроме того, это подтверждается татуировкой в виде пантеры у него на теле.

Организация в 1966 году сформулировала основные цели, которые были включены в 11 следующих пунктов.

Леворадикальная партия в США: Черные пантеры

Черные пантеры – леворадикальная партия, считающаяся в некоторых странах террористической организацией. «Пантеры» являлись символом американской революции. Эта партия выделялась в первую очередь тем, что противопоставила философии ненасилия доктора Кинга, свои революционные идеи.

Эта партия родилась из близкого к Кингу окружения. Фактически, ее идейным организатором явился Стокли Кармайкл. 1966 год стал годом рождения лозунга Black Power («Сила черных» или «Власть черных»).

Летом 1966 года черный выпускник университета Джеймс Мередит решил пройти по территории родного штата Миссиссиппи с призывом не бояться расистов. Прошел он всего несколько километров, но был ранен. Тогда Кармайкл решил пройти остаток пути во главе массового Марша Против Страха. На первом же ночлеге Стокли забрали в участок. Отпущенный к утру Кармайкл в запальчивости тут же взобрался на возвышение, вскинул к небу кулак (воздетый вверх черный кулак стал эмблемой Black Power) и объявил: «Меня бросали за решетку 72 раза (на самом деле, всего лишь 26).

Больше я за решетку не хочу. Мирные демонстрации бессмысленны: Black Power!» Из СККНС исключили всех белых, в том числе и основателей.

В сентябре 1966 года двое друзей из Окленда, Бобби Сил и Хью Ньютон, создают Партию самообороны Черная пантера.

Позже слово «самооборона» решили убрать. Членов было всего два: Ньютон и Сил. После недолгих размышлений решили так: Хью будет министром обороны, а Бобби — председателем. Вскоре нашелся третий — пятнадцатилетний Бобби Хаттон. Его сделали министром финансов и казначеем.

Один из так называемых «андеграудных» исследователей, Николай Сосновский полагает, что «Пантеры» – дети отцов, надорвавшихся в борьбе за самоутверждение через прилежный труд и благонравие.

Хью, по словам его брата, тяготился и стеснялся положения студента-отличника юридического колледжа, считая, что его место на улице, и не время изучать право общества, которое он презирает.

Прочитав множество книг и поучаствовав в нескольких организациях черных националистов, Хью пришел к следующей нехитрой политической теории. Маркс и Ленин были правы почти во всем, не считая того, что в нынешней Америке главная сила революции — люмпены (иными словами, бандиты из гетто). Но на речи и брошюры парни из гетто не реагируют. Книгочеи могут их возглавить единственным способом — перейдя к прямому действию.

Только так они заставят себя слушать и уважать. Надо готовить массы к революционной войне, а начинать с малого: показать, что силе полиции, которую Хью называл «оккупационной армией в гетто», можно сопротивляться силой же. Прилежный студент, Хью законы знал: гражданин штата Калифорния имел право ходить с оружием, если только его не прятал. Ньютон с Силом решили патрулировать гетто, следуя за полицейским нарядом, и не давать копам бесчинствовать.

Но тут Хью попал в тюрьму, ударив кухонным ножом на вечеринке представителя преступного мира, повздорившего с ним по поводу перспектив черной революции. Выйдя на волю, он встретил восторженного Сила: «Хью, а ты читал Фанона? Я перечел шесть раз»!

Само собой, первым делом написали Программу и Платформу из 10-ти пунктов.

Каждый пункт состоял из двух частей – «Во что мы верим» и «Чего мы требуем». Требования были исключительно социальные, как например, устроить занятость чернокожего населения.

Пункты, касательно веры в основе своей также сводились к социальным требованиям.

Эмблемой выбрали пантеру, готовящуюся к прыжку: по словам Ньютона, она никогда не нападает первой, но уж если загнать ее в угол, то пощады не знает. Придумали форму: черные береты, черные кожанки, голубые «водолазки» или майки с изображением пантеры, черные брюки и высокие шнурованные ботинки.

Первый выход на «патрулирование» в ноябре 1966 стал кочующим по книгам героическим мифом.

Якобы дело было так: перед притормозившей полицейской машиной эффектно вырос Хью с ружьем и произнес такую примерно тираду: «У тебя есть оружие, но и у меня тоже.

И если ты, свинья, будешь стрелять, то и я буду защищаться»! Учтем: дело происходило в гетто, где вся жизнь на виду. Собралась толпа ротозеев, весь квартал высыпал на улицу поглазеть на трех отважных парней. Обескураженные полицейские стали покрикивать: «Чего вылупились? Ну-ка, разойдись!». Но Хью разъяснил любопытствующим, что по закону никто им не может воспретить наблюдать за происходящим на расстоянии. Заодно он объяснил и цели новой партии.

Жители квартала были потрясены, и в течение часа в Пантеры записалась дюжина новых членов. Слух о небывалых смельчаках разнесся по всей Калифорнии, и черные подростки повалили в партию десятками. 1 января 1967 была торжественно открыта штаб-квартира Партии Черная пантера.

Среди новых членов самым заметным был Элдридж Кливер.

Человек бывалый, он провел за решеткой полтора десятка лет. Первый раз сел еще подростком за хулиганство, потом — за торговлю наркотиками. В тюрьме Кливер стал много читать и пришел к такому выводу: преступление против несправедливого общества — дело правое. Белый человек стал Всемогущим Администратором и утратил мужские черты. Черный же стал Тупым Работягой и разучился думать. Первый — дух без тела, второй — тело без духа. Кливер придумал для партии новый язык.

Главными словами, которые должны были выразить идеологию Пантер стали «Вавилон», «свиньи» и «гады». Были, конечно, и другие важные слова. К своим агиткам Пантеры стали прилагать толковые словари, разъясняющие, что свинья — это полицейский и вообще любой угнетатель, Вавилон — это Америка, а гады (motherfuckers — словцо позаимствовано из жаргона гетто) — это вообще слово, которым можно описать все на свете.

Деньги на оружие для новой партии Хью Ньютон и Бобби Сил добыли так: скупили в китайском книжном магазине по 30 центов цитатники Мао и продали в кампусе Калифорнийского университета по доллару — студенты брали нарасхват.

В апреле начали выпускать газету «Черная пантера». Для представительских целей нужен был красивый символ. Решили сделать фото Хью: в плетеном кресле, под ногами шкура зебры, в одной руке африканское копье, в другой — ружье. Фото быстро стало культовым.

Игра с полицией превратилась в войну нервов. Увязавшиеся за ними Пантеры обязательно имели в машине сборник законов штата Калифорния и на все придирки открывали нужную страницу и тыкали пальцем: все по закону! Закон запрещал ездить в автомашине с заряженным оружием.

Под незаряженным понималось оружие с патронами в магазине, но не досланными в патронник. Притормозив у полицейской патрульной машины, Пантеры выходили из автомобиля и тут же демонстративно и картинно передергивали затвор: все по закону! Обозленные полицейские пытаются задержать Пантер за нарушение правил дорожного движения — и тоже напрасно.

Напряженное молчаливое противостояние с полицией закручивалось все туже.

Ежедневные игры — и ни одного инцидента. Тревожное оцепенение неминуемо должно было где-то прорваться — и тогда начнется обвал. В ночь на 28 октября 1967 года у кого-то не выдержали нервы. Полицейский Джон Фрей остановил машину с двумя Пантерами.

Одним из них был Ньютон. Дело закончилось тем, что Хью и подъехавший второй полицейский были тяжело ранены, а Фрей убит. Хью осудили за непредумышленное убийство, но позже и это решение суда из-за несоблюдения нужных формальностей признали недействительным. Страсти вокруг процесса Хью Ньютона — один из главных эпизодов тех суматошных лет. Белая молодежь создает комитет «Honkies for Hue» (на черном жаргоне южных штатов honkie -презрительная кличка белого).

4 апреля 1968 года был убит Кинг.

Последние пару лет он потихоньку превращался в пережившее свой век посмещище для юных радикалов, навесивших ему прозвище «Дядя Том XX века». Его всепрощенчество стало казаться неуместным и смешным.

Но смерть Кинга потрясла Америку. По гетто прокатились мятежи. Пантеры пытались их предотвратить: стихийный погром — это не то, что им было нужно. Несколько «Пантер» решили за него отомстить, попали в окружение полиции и были арестованы. В перестрелке был убит один из вождей «Пантер» Бобби Хаттон, 15-летний вождь. Другой вождь — Элдридж Кливер — сбежал на Кубу и несколько лет там скрывался. На одном из митингов после этих событий член ЦК “Пантер” Дэвид Хиллиард спросил у митингующих — хотят ли они мира.

«Да» — радостно-привычно ответила толпа. «А вот не будет вам мира! Пора сражаться»! — заявил толпе член ЦК. Так «Пантеры» противопоставили лозунгу хиппи «Нет войне!» свой лозунг – «Нет миру!»

«Пантеры» все больше военизировались.

Все члены имели звания — от рядового до фельдмаршала. Была принята резолюция о посылке вооруженных боевиков на помощь Вьетконгу. На предложение «Пантер» вьетнамцы ответили по-восточному уклончиво: большое спасибо, но пусть каждый пока сражается на своем месте.

Пантеры стали притягательным образом, олицетворявшим Black Power.

К концу 60-х в США было уже больше сотни воинствующих черных националистических организаций, ставивших на насилие.

В 1967 году, в Лето Любви, в Филадельфии черные подпольщики создают Движение Революционного Действия. Планы были следующими: убить черных лидеров движения за гражданские права, обвинить во всем расистов и вызвать волнения в гетто при помощи подростковых группировок. Все дальше отходит от общенационального руководства нью-йоркская секция «Черных Пантер», недовольная «недостатком боевитости».

В начале 1969 года 21 член секции был арестован по обвинению в заговоре с целью мятежа, сигналом к которому должны были стать взрывы полицейских участков, супермаркетов и ботанического сада.

В феврале 1868 г. Пантеры объявили о «слиянии» с СККНС (те, правда, соглашались только на «коалицию»). Кармайкл получил титул «премьер-министра колонизированной Афро-Америки», Рэп Браун – «министра правосудия», а Дж. Формэн — «министра иностранных дел». Вскоре, однако, «координаторы» покинули партию, обвинив Пантер во всех мыслимых мерзостях.

Начиная с 1969 года Пантеры пытаются утвердиться как авангард мировой революции в цитадели империализма, зазывая к себе всех оппозиционеров – даже Анджела Дэвис, уже будучи членом американской компартии, несколько месяцев одновременно состояла в «Пантерах». Филиалы Партии Черные Пантеры возникли к осени 1970 в 35 городах США, и даже в Англии, Франции и Израиле.

В сентябре 1971 года Хью Ньютон посетил Пекин, где встречался с Джоу Эньлаем и женой Мао, Цзян Цин. Пантеры получили официальное признание Кубы, Северной Кореи и Вьетнама, но главное 6 сентября 1970 Gay Liberation Front признает Пантер ведущей силой мировой революции!

Сам Ньютон считал важным делом объединить всех, кто недоволен Системой: «Мы также выступаем за единство с политически сознательными группами гомосексуалистов. Мы встречались с представителями гомосексуалистов и Фронтом Освобождения Женщин».

Пантеры создают коалицию «Радуга» с участием «Молодых лордов», «Коричневых Беретов», «Красной гвардии» (похожие на Пантер организации пуэрториканцов, мексиканцев и китайцев), белых «Молодых патриотов» и других.

3 июля 1969 Кармайкл выходит из Черных пантер, поскольку не согласен с тактикой союза с белыми радикалами и модными марксисткими идеями.

Одновременно Пантеры проводят в Окленде «Конференцию объединенного фронта против фашизма», на которую съехалось 3 тысячи представителей от 395 организаций. Пантеры отказываются от лозунга Black Power и принимают новый – «Вся власть народу». В конце 1970 Пантеры опять собирают многочисленную леворадикальную группу, Революционный народный конституционный конвент в Филадельфии, чтобы написать новую американскую конституцию.

Самой, однако же, известной и популярной в черных гетто страны акцией Пантер стали не геройские патрулирования, а программа помощи черным беднякам, особенно раздача бесплатных завтраков школьникам.

Деньги и продукты в рамках взаимопомощи черных братьев поставлялись зажиточными черными лавочниками и предпринимателями. Правда, газеты тут же подняли шум вокруг многочисленных жалоб богатеньких черных граждан на то, что «добровольные пожертвования» фактически были не чем иным, как вымогательством и рэкетом, которым Пантеры обложили зажиточных жителей гетто. В ноябре 1968 года Сил вынужден был заявить, что в партию проникли полицейские провокаторы и уголовники.

Началась чистка рядов, были закрыты целые отделения в некоторых городах.

В августе 1968 произошли перестрелки «Пантер» с полицией в Детройте и Лос-Анджелесе, двое из «Пантер» были убиты. Летом и осенью 1968 полиция нападает на отделения Партии Черная пантера в Ньюарке, Детройте, Сиетле, Окленде, Денвере, Нью-Йорке, Индианополисе и Сан-Франциско.

4 сентября 150 свободных от службы полицейских напали на дюжину «Пантер» в зале бруклинского суда. В ноябре 8 «Пантер» были арестованы после налета на автозаправку.

За 1969 год было арестовано 348 «Пантер». На залоги, штрафы и юристов только в 1967-69 «Пантеры» истратили 5 миллионов долларов. 31 июля 1969 полиция нападает на чикагское отделение партии, трое «Пантер» отстреливаются почти час.

4 декабря 1969 полиция на рассвете вновь вломилась в чикагское отделение «Пантер», тут же открыв огонь. Двое «Пантер» были убиты спящими, одному из них был 21 год, другому 22. Один из них за полгода до того привлекался за кражу мороженого. 8 декабря полиция устраивает осаду лос-анджелесского отделения «Черных пантер». 11 «Пантер», в том числе две женщины, отстреливались в течение 5 часов.

Глава ЦРУ заявил, что «Черные пантеры» представляют величайшую опасность для внутренней безопасности страны. К началу 70-х партия была обескровлена полицейскими налетами и массовыми арестами. Кливер даже предлагал устроить обмен пленных американских солдат во Вьетнаме на сидящих в американских тюрьмах «Пантер».

К концу 1970, по данным полиции, было арестовано 469 «Пантер».

10 «Пантер» и 12 полицейских погибли в сорока восьми перестрелках. По данным Партии «Черная Пантера», убитых «Пантер» было 28. Только за 1968 было убито 5 Пантер и ранено 17 полицейских. Правда, дотошные органы порядка раскопали, что в предъявленный «Пантерами» список были включены двое убитых соперничающими черными националистическими организациями, двое убитых во время вооруженного ограбления, один умерший от передозировки наркотиками и один убитый женой в семейной ссоре.

В январе 1969 в университетском кампусе Лос-Анджелеса произошло столкновение «Пантер» с организацией «культурных националистов» Рона Каренги «US», что означает не «США», а «Мы», иногда же толковалось как «Uhuru Sasa» (на суахили – «Независимость немедленно»).

Разногласия касались курса «История черной расы», недавно введенного в программу по требованию черных студентов. Пантеры считали, что освещать историю надо с «классовых революционных позиций», культурные националисты полагали, что черный человек — существо совершенно особое, с уникальной психикой и мышлением, белым теоретикам тут делать вообще нечего, а классовая борьба была придумана, чтобы облапошить афроамериканцев и скрыть главное противоречие мировой истории — борьбу между расами.

По сборникам речей и документов Черных Пантер видно, как партия неотвратимо сползает в топкую трясину резолюций, постановлений и протоколов.

В 1971 году партия раскололась. Остатки Пантер еще прозябали до 1980 года, занимаясь благотворительностью в черной общине, потом самораспустились.

В 1971 году Ньютон объявил, что партия оставляет насильственные методы борьбы и будет теперь заниматься социальным обеспечением черного сообщества.

В 1974 году он был снова обвинен в убийстве, вынужден был бежать на Кубу. Он вернулся лишь спустя три года. Он получил степень доктора философии в Университете Калифорнии в Санта-Крузе. Его диссертация называлась «Война против «Черных пантер». Изучение репрессий в Америке».

В марте 1982 года его снова посадили в тюрьму на полгода за «незаконное присваивание фондов Оклендской школы». Через несколько месяцев после того, как он вышел из тюрьмы, его нашли застреленным на одной из улиц Окленда.

Издеваясь над культурными националистами, сами Пантеры, как ни парадоксально, изменили черную общину именно через создание новой системы ценностей.

Один из лидеров черной общины говорил: «Что Пантерам удалось по-настоящему, так это создать личностный образец, которому особенно стремятся соответствовать черные подростки… Это образец агрессивности, задиристости, права сильного, — всего того, чего у нас и помине не было в прошлом. Нашим кумиром был доктор Кинг, прекрасный, но чересчур мягкий человек.

А вот Пантеры и Малкольм Икс создали новый образец для подражания».

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий