- Периоды развитии античной греческой культуры
- Гомеровский период
- Архаический период
- Классический период
- Культура эпохи эллинизма
- Высказывания, цитаты и афоризмы Пифагорa
- Периоды развития Древнегреческой культуры
- Культура классического периода Древней Греции
- Культура Древней Греции
- Основоположные принципы древнегреческой культуры
- Влияние на европейскую культуру
Периоды развитии античной греческой культуры
В историческом развитии античной греческой культуры принято выделять следующие периоды:
- Эгейская культура (2800-1100 до н.э.)
- Гомеровский (XI –IX вв. до н.э.);
- Архаический (VIII –VI вв. до н.э.);
- Классический (V –IV вв. до н.э.);
- Эллинистический (конец IV – I в. до н.э.).
Гомеровский период
В этот период в Греции появляются первые изделия из железа, что становится мощным импульсом движения вперед и основой будущего процветания Греции не только в качестве ведущего очага индустрии железа в Восточном Средиземноморье, но и в качестве ведущей культуры. В это время Грецию заселяли эолийцы, дорийцы и ионийцы.
Гомеровский период стал временем расцвета эпической традиции («Илиада» и «Одиссея»). Сказания передавались устно профессиональными певцами — аэдами или рапсодами, поэтому для удобства запоминания им придавалась ритмическая форма.
Отсюда термины «стих» (первоначально вид боевой шеренги, где каждому воину отведено свое место) и «ритм» (от греч. rhythmikos — стройность; особый воинский строй).
Эпические поэмы Гомера — своего рода кодекс морали, куда входили доблесть («арете»), честь («тиме»), стыд («айдос»), т.е. ориентация на общественное мнение была весьма значительной. В поэмах же Гесиода «Труды и дни» и «Теогония» (родословная богов) отмечаются и иные ценности — трудолюбие и доброта. Поэтому принято считать
, что античная этика начинается именно с Гесиода.
Архаический период
Эта эпоха — время наиболее интенсивного развития античного общества, когда окончательно определяются специфические особенности цивилизации античного типа. Ее отличительной чертой было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического (состязательного) начала.
Первоначально агон возник в среде аристократов, где участие в соревновании и победа в нем, не приносящая материальной выгоды, были символами знатности и бескорыстия. Затем «агональный дух» проникает и в другие социальные слои, где утверждается мысль, что победа над соперником есть высшая ценность в любой сфере деятельности.
Агон проявляется не только во всех областях материальной и духовной жизни, но также в экономике и политике.
В спорте агональный дух воплощается в устройство всегреческих игр в Олимпии (VIII в. до н.э.).
Аналогичные игры устраивались и в искусстве — это Пифийские игры, проводимые в честь победы Аполлона над змеем Пифием, где состязались кифареды (исполнители на кифаре) и арфисты (исполнители на арфе).
В науке агональный дух проявился в оформление трактатов в виде диалога с собеседником или спора, в ходе которого и выясняется истина. Это обстоятельство и явилось предпосылкой для возникновения в Древней Греции впервые в истории человечества науки со своими законами и системами доказательств.
Диспут становится и основной формой обучения.
Театральные представления являются состязаниями драматургов, в которых «отец трагедии» Эсхил побеждает 13 раз, Софокл — 24, а Еврипид — 5 раз.
В период архаики сложились основные типы и формы греческого искусства:
- 1. В архитектуре: а) тип храма-периптера, окруженного колоннадой, б) система ордеров (дорический — древнейший, где основание колонны и ее высота соотносились как 1/6 — это соотношение длины стопы и роста взрослого мужчины, ионический, ориентированный на пропорции женской фигуры: 1/8, и коринфский, украшенный растительным орнаментом).
- 2. В скульптуре — раскрашенные статуи стройных обнаженных юношей и девушек в возрасте акмэ — куросы и коры.
- 3. В рельефе — сцены битв и состязаний.
- 4. В росписи сосудов — чернофигурная и краснофигурная вазопись.
- 5. В литературе — новое течение — лирика, сменившее классический эпос (Архилох, Анакреонт, Сафо).
- 6. В философии — первые догадки о бесконечности Вселенной и множественности миров (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).
Античную философию эпохи архаики также трудно представить без Пифагорейского союза, который был одной из первых научных школ, научно-философским и этико-политическим сообществом единомышленников.
Основателем его стал Пифагор (вторая половина VI в. – начало V в.), учившийся, по преданию, мудрости в Вавилонии и даже в Индии. По Пифагору, «самое мудрое — число», которое лежит в основе мира и управляет всеми вещами, даже нравственными и духовными.
Пифагор вошел в историю не только как основатель теоремы о сумме квадратов сторон прямоугольного треугольника, но и как астроном (учение о гармонии небесных сфер), а также теоретик музыки (учение о консонансах и диссонансах, доказательство зависимости высоты тона от длины звучащего тела).
Классический период
Литература и философия, скульптура и архитектура этого периода стали нормой и образцом для всей последующей Античности. Это время расцвета таланта политиков-реформаторов Солона и Ликурга, скульпторов Фидия, Поликлета, Праксителя, трагиков Эсхила, Софокла, Эврипида, творца комедии Аристофана.
Воплощением эллинской мудрости стал великий Сократ, учитель Платона. Он не создал философской системы и не оставил ученых трактатов, цель его философствования была иная — своими беседами он заставлял мыслить самостоятельно, побуждая к творческому, незаинтересованному, отвлеченному мышлению, изменяя обывательские представления о вечных истинах: знании, благе, добродетели, красоте, истине.
Название этого метода майевтика — искусство, помогающее рождению истины. Семидесятилетний Сократ был привлечен афинянами к суду по обвинению в порче нравов юношества и, окруженный учениками, принял смерть, выпив чашу с цикутой.
Одним из учеников Сократа был Платон. Наряду с преходящим миром вещей Платон открывается мир «эйдосов», или «идей», постигаемых не чувствами, а разумом. Однако в конце жизни Платон теряет веру в свой идеальный мир, во всемогущую идею добра, что отражается в написании диалога «Законы» — одной из первых в европейской истории антиутопий, предвосхищающей «1984» Дж. Оруэлла.
Он рисует полицейское тоталитарное государство «казарменно-социалистического типа», где смертная казнь устанавливается за самовольные действия. Для тех, кто занимается сразу двумя ремеслами, — тюрьма, штраф или высылка. Все население делится на три сословия: правителей-философов, воинов — охранников порядка, ремесленников и крестьян.
Работнику назначают труд и семью по склонностям и заботясь о хорошей наследственности. Думать дозволено лишь правителям. Пессимистическая утопия Платона стала свидетельством краха его веры во всесилие идей.
Значительно пересмотреть взгляды Платона смог Аристотель, его ученик, которому принадлежит знаменитая фраза: «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель является основателем логики, его трактаты, помимо собственно философии, посвящены математике, биологии, физике, космологии, психологии, теории искусства, политике.
Во многом расцвет греческой культуры в V –IV вв. до н.э. был обусловлен системой античного образования. Дети с семи до шестнадцати лет получали образование в частных платных школах. После обучения грамоте преподавалась литература, классическими текстами были поэмы Гомера и Гесиода, не менее важным считалось музыкальное и математическое образование.
С 13 –14 лет начинали посещать гимнастические школы — палестры. Кроме частных школ в Афинах были и три государственные, содержащиеся богатыми гражданами — «гимнасиархами»: академия (здесь основал свою философскую школу Платон), ликей (где размещалась философская школа Аристотеля) и киносарг.
«Внешкольное» образование можно было получить и у платных «учителей мудрости» — софистов (самыми известными из них были Протагор, Горгий и Продик ). Софисты учили не добывать истину, а побеждать в споре, утверждая, что истина у каждого своя.
Протагору принадлежит знаменитое изречение «Человек есть мера всех вещей», что утверждало относительность истины и означало: «Сколько людей, столько истин». Подобные доказательства, как правило, основывались на сознательном нарушении логических законов и позже получили название софизмов.
Культура эпохи эллинизма
Конец IV в. до н.э. отмечен разложением и гибелью демократии — Греция завоевана Филиппом II, его сын Александр Македонский основывает огромную монархию с границами от Дуная до Инда.
Это означало поворот античного общества от рабовладельческой демократии к той форме, которая существовала на Востоке, — рабовладельческой монархии.
В это время происходит слияние уникального античного искусства и культуры с традиционной древневосточной культурой. Однако если в демократических Афинах личное и общественное было слито воедино, то в эллинистических монархиях ситуация изменилась: в этих больших государствах отдельный человек стал незаметен, его влияние на общественную жизнь нивелировалось, а мощь государства подавила инициативу и активность.
Отсюда такие черты культуры (в том числе художественной) эллинизма, как:
- стремление уйти в себя (девизом эллинистических мудрецов становится фраза: «Проживи незаметно»);
- индивидуализм, порождающий, в свою очередь, интерес к жанрам биографии, портрета;
- тонкая риторика, фантастика, изысканный эротизм;
- культ формы (иногда в ущерб содержанию);
- изображение борьбы, движения, напряжения всех духовных и физических сил;
- гигантизм (именно в эпоху эллинизма создаются четыре из семи чудес света: Александрийский маяк, храм Артемиды в городе Эфесе, статуя бога Гелиоса на острове Родос и усыпальница царя Мавсола в Галикарнасе).
В эллинистическую эпоху значительно возросла роль науки в жизни общества. Египетская Александрия становится подлинным научным центром тогдашнего мира.
Там в начале III в. до н.э. был основан исследовательский центр и огромная библиотека, получившие название Мусейон.
Александрийские врачи впервые уяснили значение пульса и открыли кровообращение.
В Александрии открыл школу великий математик Евклид, написавший здесь свою знаменитый труд по геометрии «Элементы», астроном Аристарх Самосский задолго до Коперника доказал, что Земля вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца, ученые выдвигали гипотезы о существовании электричества (о нем знали по наблюдениям за электрическим скатом), в изобилии конструировали машины, главным образом военные.
Наступление новой эллинистической эпохи повлияло и на существующие религиозные культы, где воедино слились греческие и восточные божества. Этот религиозный синкретизм эллинистической эпохи проявился в строительстве так называемых пантеонов — храмов в честь всех богов.
Высказывания, цитаты и афоризмы Пифагорa
- Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому.
- Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобравши всех своих поступков за прошедший день.
- Неразумные при выпивании вина доходят до опьянения, а при несчастьях — до совершенной потери ума.
- Никто не должен преступать меру ни в пище, ни в питии.
- Будь благословенно божественное число, породившее богов и людей.
- Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости.
- Полезнее наобум бросить камень, чем пустое слово.
- Прежде всего не теряй самоуважения!
Периоды развития Древнегреческой культуры
Гераклит Эфесский (544 – 483 гг. до н.э.)
Единство и борьба противоположностей, война отец всего – она созидает, одних делая героями, а других трусами.
Софисты (VIII—VII вв. до н. э.)
СОФИСТЫ (от греч. sophistes — искусник, мудрец, лжемудрец), в античной Греции люди, сведущие в какой-нибудь области: 1) профессиональные учителя философии и красноречия 2-й пол. V — 1-й пол. IV вв. до н. э. (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий и др.). Для софитов характерно перемещение интересов от поисков абсолютной истины о космосе и бытии к выработке прагматических рецептов поведения человека «без предрассудков» в обществе (критика традиционной морали, скептическая теория познания, риторическая, логическая и лингвистическая теория «убедительной речи»).
Учили жизненному успеху, его критерием было материальное богатство. Главной наукой у софистов была риторика, так как по их мнению, только владея речью, человек мог достигнуть совершенства и богатства.
Сократ (469 – 399 гг. до н.э.)
Сократ философствовал бесплатно, исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения. Его взгляды знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.
Приговорён к смерти за «развращение молодежи» и «непочитание богов».
- 1) степень абстракции, к которой стремится мысль, должна быть абсолютной и совершенной, сведенной средствами диалектики к «идее как таковой»;
- 2) в человеке кроется мыслящая сила, способная к осуществлению этой задачи.
Эта сила – псюхэ. С чего начинается познание? Псюхэ чувствует притяжение («эрос») к другой псюхэ и «совокупляется» с ней посредством «логоса» (слова), порождая последовательность мыслей, которые очищаются затем методами диалектики.
Платон (428 – 347 гг. до н. э.)
Платон («Широкоплечий», настоящее имя Аристокл) – ученик Сократа, основатель идеалистического направления мировой философии.
Платон брал деньги за обучение и, в отличии от своего учителя, признавал роль государства и считал существовавший порядок единственно правильным.
Платон верил в высшую силу сотворившую мир и называл создателя Демиург.
Признавал материю как высшую форму небытия.
Утверждал, что первые истины не доказываются, но непосредственно постигаются умом и каждая вещь состоит из чувственно-материальной уничтожимой части и вечной, постигаемой умом сущности.
Согласно теории Платона реален только мир идей (вечных сущностей), а земной мир это просто отражение и подобие.
Душа бессмертна и должна стремиться к созерцанию красоты реального мира идей.
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.)
Аристотель был учеником Платона и наставником Александра Македонского.
Основал собственную школу которую назвал Ликей (Лицей). Был основоположником формальной логики и создал всестороннюю систему философии, охватывавшую все сферы человеческого развития.
Аристотель во многом соглашался со своим учителем, но не признавал преумножение сущностей сверх необходимого.
Высшая сила управляющая миром у Аристотеля носила имя Логос.
Культура классического периода Древней Греции
Несмотря на крайне сложное международное положение и постоянные войны, наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период (V-IV до н. э.). Он связан у нас с именами Перикла, Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана.
В период классики скульпторы переходят от статичности к динамике, усложняют позы, появляется асимметрия, внутреннее движение. Лицо начинает отражать чувства и внутренний мир, хотя еще остается идеал скульптурного образа спокойствия («олимпийского») и красоты.
Помимо мрамора широко используется бронза.
Идеал красоты обнаженного тела распространился и в повседневной жизни: греки занимались гимнастикой, следили за личной гигиеной, волосами, делали прически, пользовались косметическими средствами. Особенно культивировался в ту эпоху образ атлета, выступавшего на состязаниях обнаженным. Женщины, напротив, изображались в одеждах. Лишь в IV веке до н. э. Пракситель впервые изобразил богиню Афродиту обнаженной, открыв для греков и всего мира высшую красоту в природе.
Фидий, Мирон, Поликлет и Пракситель составили славу греческой скульптуры классического периода.
Мирон (V в. до н. э.) в знаменитом «Дискоболе» достиг вершин в реалистической передаче движений человеческого тела. Фидий (середина V в. до н. э.), скульптуры которого украсили Парфенон, преуспел в воплощении возвышенных эмоций, Поликлет (2-я пол. V в. до н. э.) создал строгий математический канон для воплощения образа идеального гражданина — физически и духовно совершенного человека.
Среди греческих живописцев V в. до н. э. следует отметить Полигнопа (I -я пол. V в. до н. э.) и Аполлодора (2-я пол. V в. до н. э.), которому приписывается открытие игры светотени, умение давать перспективу.
Но основным памятником живописи этого периода считается прекрасная вазовая роспись, продолжавшая реалистические традиции архаической эпохи.
В понятие высокой классики входят также литературные достижения — создание жанра трагедии и комедии. Наивысшего расцвета древнегреческая трагедия достигает в V веке до н. э. в произведениях Эсхила, Софокла и Эврипида. Трагедия возникла из культа Диониса, когда при совершении обряда хор и один актер разыгрывали мифологические сюжеты из жизни бога с пением и танцами.
Эсхил (525—456 до н. э.) ввел в представление второго актера — таким образом возникли диалог и драматическое действие, которые комментировал хор. Постепенно роль хора уменьшалась.
И фабулу произведения раскрывали актеры, число которых у Софокла (ок. 496-406 до н. э.) достигло трех. В трагедиях использовались и переосмыслялись известные всем мифологические сюжеты и, реже, реальные исторические события, находили отражение особенности политической и духовной жизни общества.
Они раскрывали конфликт между личностью и неумолимой судьбой — безличной силой, господствующей в природе и обществе.
Столкновение героя с судьбой, его страдания помогали узнать волю богов и подчиниться ей. Предназначение трагедии заключалось в воздействии на зрителя, который, сопереживая героям, испытывал катарсис (греч- «очищение»). Важнейшие вопросы бытия решаются в трагедиях Софокла “Царь Эдип” и “Антигона”. Человек, раздираемый страстями, непредсказуемый, вступающий в противоборство с внешним миром, впервые появляется в трагедии Эврипида «Медея», которого античнаят критика называла «философом на сцене».
Комедия как самостоятельный жанр возникла из песен и плясок сатиров в честь Диониса.
Каждую весну греки праздновали возвращение Диониса, который, по преданию, прибывал в Грецию из заморских стран. Праздники сопровождались играми, соревнованиями хоров.
Постепенно для них стали создаваться сценарии. Так в Греции возник новый вид искусства — драматический театр. В нем ставились комедии и трагедии. В отличие от литературы, драма не просто повествует о каких-то событиях, но и воспроизводит их в действии. По традиции первым драматургом и актером считается Феспид, который в 534 году до н.э. представил публике на празднике в честь Диониса ряд сцен, играя сам все женские и мужские роли.
Однако наивысшего развития жанр комедии получил у великого Аристофана (ок. 445— ок. 386), который превратил ее в профессиональное действие, направленное на изображение общественных явлений. Аристофан, первый выдающийся комедиограф в европейской литературе, умер в возрасте 60 лет, оставив 44 комедии (сохранились 11).
Его комедии выражали протест против войны и желание мирной жизни. В комедии «Мир» Аристофан дал острую сатиру на войну, в «Лисистрате» показал, как женщины изобрели средство покончить с войной, в «Осах» высмеял судопроизводство и страсть афинян к судебным процессам.
В V веке до н. э. получает развитие греческая историография. Геродот (484—425 до н.э.) прозванный «отцом истории», написал «Историю», основным сюжетом которой были греко-персидские войны, история государства Ахеменидов, Египта и др. дал первое систематическое описание жизни и быта скифов. Величайший историк античности Фукидид (460—400 дон. э.) в своей «Истории Пелопоннесской войны» впервые применил научно-критический метод, попытался раскрыть причинные связи событий и тем самым способствовал росту политических знаний.
Пятый век до н. э. ознаменовался великолепными архитектурными постройками. В это время создаются наиболее совершенные религиозные и светские памятники культуры. Основным типом общественного здания по-прежнему остается храм.
Самый знаменитый храмовый комплекс -— афинский Акрополь.
Разрушенный персами в 480 году до н. э. он заново отстраивается на протяжении всего V века до н. э. под общим руководством великого скульптора Греции Фидия. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени: Иктин, Калликрат, Мнесикл и др.
Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений — пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы).
Здесь же возвышался и главный храм Афин — Парфенон.
Парфенон был воздвигнут из пентеликонского мрамора в виде периптера, окруженного дорическими колоннами. Фронтоны храма украшены скульптурами богов.
На рельефном фризе, который сплошной лентой опоясывает верхнюю часть целлы храма, изображено торжественное шествие афинского народа в день праздника Великих Панафиней, посвященных богине Афине, покровительнице города. Ни одна из 500 фигур фриза не повторяет другую, движения людей и животных полны естественности и свободы, На метопах дорического фриза изображены битвы греков с троянцами, кентавромахия и гигантомахия (войны с кентаврами и гигантами).
В скульптурных украшениях Парфенона получили отражение вся история и мифология древних греков. Прекрасно найденные пропорции, тонкая лепка архитектурных деталей, великолепное сочетание архитектуры и скульптурного оформления делают Парфенон одним из шедевров мировой архитектуры.
Греки — народ эстетически развитый.
И чувство прекрасного, ощущение пропорциональности, соразмерности присутствовало во всем. Формируя свою цивилизацию — цивилизацию принципиально нового исторического типа по сравнению с цивилизацией шумеров, египтян, вавилонян, ассирийцев, — греки учились красиво, со вкусом работать и жить.
Без излишеств и восточной роскоши, но скромно и изысканно.
Великий Демокрит (ок. 470 или 460 до н. э.), один из основателей античной атомистики, получил от отца наследство и промотал его, десять лет путешествуя в свое удовольствие. Такое поведение считалось тяжким грехом и требовало сурового наказания. Но Демокрит произнес в суде убедительную, хотя и чрезвычайно затянутую, речь, доказав, что по итогам путешествия он написал серьезную книгу. Греки оправдали философа, занимавшегося путешествием ради научных изысканий.
В IV веке до н. э. в Греции обнаруживается экономический и политический (но не культурный) упадок. Именно в это время античная философия достигает наивысшего рассвета.
Ее прославили три великих философа — Сократ, Платон и Аристотель.
Сократ (ок. 470—399 до н. э.) явился родоначальником диалектики как метода, отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Он был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти (принял яд цикуты). Сократ излагал свое учение устно; главный источник — сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Цель его философии — самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость.
Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.
Платон (427—347 до н. э.) являлся учеником Сократа, а после смерти учителя основал в Афинах собственную школу — Академию. Платон учил, что идеи (высшая среди яих — идея, блага) — вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи — подобие и отражение идей.
Познание есть анамнесис — воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом.
Любовь к идее (Эрос) — побудительная причина духовного восхождения. Идеальное государство — иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Платон активно разрабатывал диалектику и наметил, разбитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия. Сочинения Платона — высокохудожественные диалоги: «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» (учение об идеях), «Государство», «Теэтет» (теория познания), «Парменид» и «Софист» (диалектика категорий), «Тимей» (натурфилософия) и др.
Ученика Платона —Аристотеля (384 — 322 до н. э.) по праву называют энциклопедистом. В 335 году до н. э. Аристотель основал Ликей, или перипатетическую школу. Он был воспитателем Александра Македонского. Его произведения посвящены самым разным наукам: политике, биологии, физике, механике, математике, ботанике и др. Аристотель считается основоположником формальной логики, создателем силлогистики. «Первая философия» (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении, форме и материи, действующей причине и цели.
Источник движения и изменчивого бытия — вечный и неподвижный «ум», нус (перводвигатель). Центральный принцип этики Аристотеля — разумное поведение, умеренность (метриопатия). Человек — существо общественное. Наилучшие формы государства — монархия, аристократия, «политика» (умеренная демократия), наихудшие —тирания, олигархия, охлократия. Суть искусства —подражание (мимесис), цель трагедии — «очищение» духа (катарсис). Основные сочинения: логический свод «Органом» («Категории», «Об истолковании», «Аналитики» 1-я и 2-я, «Топика»), ((Метафизика», «Физика», «О возникновении животных», «О душе», «Этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика».
Очень высокого уровня в этот период достигает риторика — наука об ораторском искусстве.
Речи Исократа (436—ЗЗ8 до н. э.) и Демосфена (384—322 до н.э.) долгое время оставались непревзойденными образцами литературного мастерства. Наиболее значительным историком IV в. до н. э. был Ксенофонт (ок. 430—355 или 354 до н. э). Его лучшие произведения «Анабасис» и «Греческая история» отличаются простотой языка и ясностью изложения. В отличие от Фукидида, его больше интересовали великие личности, а не причинно-следственные связи.
Наиболее прославленные скульпторы IV в. до н, э. -т Пракситель, Скопас, Лисипп. Пракситель (ок. 390 — ок.330 до н. э.), ведущий представитель поздней классики, впервые в греческом искусстве показал красоту обнаженного женского тела. В отличие от него Скопас (IV в. до н. э.) показывает глубокие чувства и драматические ситуации. Лисипп (2-я пол. IV в. до н. э.) стремился создавать жизненно достоверные статуи. В портретных бюстах Сократа, Александра Македонского он выразил сложную борьбу и внутренний мир человека.
В конце концов, в 338 году до и. э. после битвы при Херонее, Греция теряет политическую независимость и подчиняется македонскому царю Филиппу II — отцу Александра Македонского.
Культура Древней Греции
Культура Древней Греции прошла длительный период формирования, пока она смогла достигнуть полного расцвета, благодаря чему её наследие ощущается даже сегодня.
Развитие началось от эгейской цивилизации, прошло бурный этап классического периода, после чего начало ощущаться явственное влияние Рима и сопредельных стран.
Значительные изменения происходили во время османского господства, современный свой вид культура приобрела во время Греческой войны за независимость в начале XIX века.
Греческая культура устанавливает верховенство человека над природой, что выражается в архитектуре, литературе, поэзии и других сферах жизни.
Невозможно рассматривать греческую философию отдельно без перечисленных составляющих – они оказывали, и продолжают оказывать влияние на жизнь современного человека.
Основоположные принципы древнегреческой культуры
В целом, греческая и эллинистическая культура основана на соблюдении четырех основных принципов.
Первый из них – активное участие и интерес большинства граждан полиса к политическому устройству и принципам управления страной. Зарождение и активное развитие демократии заложило основы равенства между людьми и верховенства морали.
Второй принцип – вся культура и искусство предназначены исключительно для прославления достижений человека и сравнения его с богами.
Третий принцип – постоянное подчеркивание важности человеческих устремлений посредством выражения их сквозь призму литературы, театральной драмы и комедии.
Повседневные действия людей ставятся на один уровень с работой богов, а боги, в свою очередь, изображаются с теми же особенностями и недостатками, что и рядовые граждане страны.
Четвертый принцип – сопоставление всех явлений с картиной окружающего мира.
В силу некоторой наивности взглядов, древние греки предписывали всё непонятное и непознанное в природе действиям богов, их спорам, междоусобицам и любовным отношениям.
Комбинация перечисленных факторов привела к появлению уникальной культуры, в центре философии которой находился человек со всеми своими недостатками и слабостями. Гармоничное развитие человеческого тела, души и разума – вот основные слагающие настоящего счастья с точки зрения античных философов.
Такая мысль оказывала постоянное и сильное влияние на все сферы жизни – литературу, архитектуру, театр, спорт, науку.
Даже сегодня можно явственно ощутить руку античности на пульсе событий.
Влияние на европейскую культуру
Греция, как страна, ставшая лидером по научному, интеллектуальному и философскому развитию континента, оказывала значительное влияние не только на собственные метрополии, но и на довольно отдаленные государства.
Архитектурная стилистика, которая была свойственна Элладе, нашла свое продолжение в Римской и Византийской империях.
Под впечатлением об античных мастерах создавались монументы и памятки архитектуры эпохи Возрождения. Ренессанс и барокко выросли из колыбели Древней Греции, архитектурные элементы которой олицетворяли величество человека, и делали его равным перед богами.
На протяжении всего темного средневековья, католическая церковь ожесточенно боролась с малейшими проявлениями подобной вольности и инакомыслия. Смелостью людей, позволивших себе в то время поставить на одну ступень человека и бога нельзя не восхищаться.
Трудно переоценить или не заметить отпечаток античности в литературных произведениях европейских мастеров – поэтов, писателей, драматургов.
Современную Европу невозможно представить без ещё одного греческого изобретения – демократии.
Хотя в нынешнем своем проявлении она и значительно отличается от политического устройства античности, но основные принципы остаются одними и теми же – равенство людей перед властью, возможность коллективного управления государством и полная прозрачность политических решений.
Политика – это то, чему полностью посвящали себя уважаемые жители древнегреческих полисов.