История появления и развития автомобилей в России

Первый автомобиль в России

Первый Российский серийный автомобиль был представлен публике в 1896 году на Нижегородской выставке. К несчастью, он не вызвал интереса у официальных кругов империи.

Предпосылки изобретения

Эпоху царствования Николая Второго принято делить на два этапа, когда бурным развитием всех сфер экономики считают года, предшествующие революции 1905 года.

Именно тогда на знаменитой Нижегородской Выставке показали машину, которая имела полное право именоваться русской.

Если верить историческим справкам, то в 1893 году, во время посещения Всемирной Колумбовой выставки в Чикаго, Петр Фрезе и Евгений Яковлев (привезший в Соединенные Штаты свой двигатель внутреннего сгорания на жидком топливе) увидели представленный Карлом Бенцем автомобиль.

Экспозиция нашей страны тогда была далеко не промышленной: русские инженеры и геологи показывали Донбасское золото и коллекцию почв с 1/6 суши… И если Чикагская выставка должна была показать триумф американской действительности, то Всероссийская нижегородская символизировала потенциал Империи, которая вступила в период экономического роста и расцвета.

Сейчас может показаться удивительным, но всего лишь спустя три года в преимущественно крестьянской стране был создан автомобиль, который не только не имел в своей конструкции зарубежных деталей, но и ни в чем не уступал современным аналогам из стран Европы и США.

Импортозамещение? Да, во всей своей красе.

Чины 9 класса в отставке

Евгений Яковлев был отставным лейтенантом русского флота, а Петр Фрезе, сын обрусевшего немца, — титулярным советником, также оставившим службу. Согласно петровской табели о рангах, оба изобретателя являлись чинами девятого класса. Останься они на действительной еще пару лет и, получив новые звания, будущие изобретатели попали бы в разряд «высокоблагородий».

Впрочем, не это занимало все их мысли.

Так, к тому моменту, как приступить к созданию автомобиля, Евгений Яковлев был уже признанным в стране конструктором двигателей внутреннего сгорания, обласканный самим Менделеевым и имевший множество заказов на их производство.

Петр Фрезе являлся успешным управляющим собственной же фирмы «Фрезе и Ко», которая занималась производством колясок и экипажей. На уже упомянутой выше чикагской выставке экипажная фабрика Фрезе удостоилась бронзовой медали и почетного диплома.

Экспонат Всероссийской выставки

Со всех городов Российской Империи, по железным дорогам (в том числе круговой электрической (!!!)  на выставку съезжались посетители.

Место проведения было выбрано неслучайно – по соседству со знаменитой Нижегородской ярмаркой, в Макарьевской части города, на берегу Оки, близ леса графа Шувалова.

Ехали смотреть на достижения в сельском хозяйстве, на потенциал нефтехимического промысла Нобеля. Кого-то интересовали павильоны, выстроенные в «русском» стиле, кто-то ехал просто погулять, попить продававшиеся здесь фруктовые и минеральные воды.

Любой посетитель выставки мог найти для себя что-то познавательное.

Для Фрезе и Яковлева открывалась перспектива завоевания обширного российского рынка, который пока не был заполонен иностранной продукцией.

Российский транспорт

В то время, когда большинство жителей нашей страны передвигалось либо пешком, либо на лошадях, самодвижущаяся пролетка, а именно так выглядел первый автомобиль, была прорывом.

Конечно, в России уже были машины зарубежных марок.

Но собственный гараж у императора появился лишь в 1905, то есть спустя 9 лет. Поэтому, страна, где основой дорожного движения были извозчики, да конки в крупных городах, остро нуждалась в подобном транспорте.

Технические характеристики

Автомобиль обладал солидным запасом хода: при скорости в 21 км/ч можно было ездить без малого 10 часов.

Иными словами, 210 километров на одной заправке.

Нынешние «реплики» автомобиля, которые выставлены в музеях, не могут в полной мере считаться точными копиями, поскольку история не сохранила чертежей.

Тем не менее, некоторые факты являются вполне достоверными.

Так, в то время, когда мощность двигателя в 150 л.с. уже считается достаточно средним показателем, первый русский автомобиль приводился в движение мотором, который был эквивалентен двум условным «лошадям»… Была применена заднемоторная компоновка.

По нынешним меркам двигатель являлся простым: он был четырехтактным, цилиндр был один и располагался горизонтально, применялось водяное охлаждение. В качестве радиаторов использовались емкости из латуни, достаточно мягкого сплава, которые были расположены сзади по бортам автомобиля.

Всё в этой конструкции было незамысловато! Но напомним, что 120 лет назад мир был совсем иным. Яковлев использовал в компоновке своего автомобиля карбюратор испарительного типа, а коробка передач имела все позиции: вперед и холостую.

Назад автомобиль ездить не мог.

Однако, были и достаточно своеобразные и неоднозначные решения. Так, достоверно известно, что межколесный дифференциал был расположен не между колесами, а впереди них; тормозов было два. Ножной передавал воздействие на ведущий вал трансмиссии, в то время как ручным прижимались резиновые бруски к шинам задних колес.

Внешний вид

Автомобили с современными нам типами кузовов появятся несколько позже.

В конце 19 века все они, включая детище Бенца, больше походили на открытый экипаж. Фабрика Евгения Фрезе не сделала открытия в этом направлении.

Внешне автомобиль напоминал пролетку, в которую не нужно было впрягать лошадь. Его длина составляла 2,2 метра, а ширина – 1,5. Колеса также были чисто «каретными». Их диаметр составлял около полутора метров. При этом подвеска была рессорной. Что касается самого кузова, то для его изготовления были применены деревянные брусья.

Эпилог

У всех русских изобретений, как правило, похожая судьба.

Стоит вспомнить хотя бы паровоз Черепановых, который какое-то время возил дрова для уральских заводов оружейников Демидовых, вместо того, чтобы служить транспортом для людей.

Автомобиль Яковлева и Фрезе был яркой вспышкой на страницах нашей истории. Но время триумфа длилось совсем недолго.

Евгений Яковлев умер, а Петр Фрезе ввиду экономических причин был вынужден продать свое дело Русско-Балтийскому вагонному заводу. Изобретение, созданное быть серийным, так и осталось штучным экземпляром.

Когда появился первый автомобиль в России?

Создатели авто

Петр Александрович Фрезе родился в 1844 году в Санкт-Петербурге.

Окончив в родном городе горный институт, он оказался на известной экипажной фабрике К. Неллиса. Новичок сумел проявить себя во всей красе, быстро завоевав полное доверие хозяина. Дела компании шли в гору и Неллис сделал талантливого инженера своим компаньоном.

Однако в 1873 году П.Фрезе создал свою каретную мастерскую, которая в 1876 году объединилась с фабрикой К.Неллиса и образовала компанию «Неллис и Фрезе».

Через 5 лет он становится единоличным собственником фирмы, переименовав ее в «Экипажную фабрику Фрезе и К».

Евгений Александрович Яковлев родился в 1857 году. После окончания николаевских морских классов 9 лет служит во флоте, пройдя карьерный путь от юнкера до лейтенанта.

После увольнения «по домашним обстоятельствам» начал активно заниматься созданием двигателей, приобретая патенты на их изготовление. А его разработка агрегата на жидком сырье даже заслужила одобрение Дмитрия Менделеева.

Проекты Яковлева оказались прибыльными, появились постоянные заказчики и в 1891 году он открывает Первый русский завод газовых и керосиновых двигателей.

Судьба невидимой рукой сводила друг с другом несостоявшегося инженера горных дел и отставного морского лейтенанта на почве любви к автомобильной технике. Их знакомство произойдет на выставке в Чикаго, предопределив судьбу их совместного детища.

Предыстория создания автомобиля

В начале 90-х гг. XIX века дела у компании П.Фрезе шли прекрасно, она сумела завоевать ведущие позиции на рынке. И именно ей выпала честь продемонстрировать собственную продукцию на Чикагской всемирной выставке в 1893 году. Результат — почетный диплом и бронзовая медаль. Здесь же будущий соавтор Фрезе, Евгений Яковлев, был отмечен подобной наградой за свои двигатели.

Во время форума механики внимательно ознакомились с представленным образцом немецкого авто Карла Бенца «Вело» и зажглись идеей изготовления в России отечественных машин.

Дебют

Публичный показ первого образца прошел в июле 1896 года на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке, состоявшейся в нижегородском районе Кунавино.

Это была крупнейшая в дореволюционную эпоху площадка, где демонстрировались лучшие достижений страны в области промышленности и которую финансировал лично император. Среди множества замечательных экспонатов не затерялась разработка П.Фрезе и Е.Яковлева.

Лично осматривая технические новинки, Николай II побывал в отделе экипажного дела, где и находился русский «бензиномотор», названный так газетой «Нижегородский листок».

И хотя особой реакции со стороны монаршей особы не последовало, авторы изобретения продолжали всячески рекламировать свое детище.

Технические характеристики

Внешне представленный экземпляр, как и многие зарубежные аналоги того времени, сильно походил на легкий конный экипаж. Его прообразом выступала модель «Бенц Вело». Вес авто приближался к 300 кг.

Автомобиль оснащался одноцилиндровым четырехтактным двигателем мощностью до 2 л.с, позволяющим разгоняться до 20 км/ч.

Охлаждала двигатель испарительная система, в которой применялась вода, а роль теплообменников играли латунные баки. В совокупности они вмещали 30 литров жидкости. Во время движения вода периодически закипала. Пар, направляясь в конденсатор, возвращался в жидкое состояние.

В машине стояло электрическое зажигание, выполненное при помощи батареи и индукционной катушки. За приготовление топливной смеси отвечал испарительный карбюратор.

Он представлял собой емкость, наполненную бензином, который во время работы двигателя нагревался отработавшими газами и испарялся, соединяясь с воздухом. С помощью специального смесителя можно было изменить состав смеси. Однако ее количественной регулировки предусмотрено не было.

Ременная трансмиссия из прорезиненной ткани обеспечивала переключение на низшую или высшую передачи. Управление процессом осуществлялось с помощью рычажков, расположенных сбоку от руля.

Дополнял нехитрую конструкцию деревянный двухместный кузов со складным кожаным верхом, сочлененный с рессорной подвеской, работавший по принципу фрикционного гашения колебаний.

Такая конструкция не требовала амортизаторов, зато заставляла поворачиваться рессоры в такт с колесами, вращение которых обеспечивали металлические втулки. Огромные колеса диаметром до 1,5 м, выполненные из дерева, были покрыты сплошными резиновыми шинами.

Судьба проекта и его авторов

Изобретатели талантливо воплотили в жизнь многие идеи, применявшиеся в мировом автопроме конца XIX века.

Поэтому их разработку нельзя назвать эксклюзивной или уникальной. Но идея превратить предложенный экземпляр в массовый коммерческий автомобиль выглядела весьма интересной.

До сих пор неизвестно, что произошло с представленным на нижегородской выставке экземпляром. Возможно он был уничтожен самими механиками. По сохранившимся фотографиям, к вековому юбилею первого отечественного автомобиля, была создана его точная копия.

После безвременного ухода из жизни Е.Яковлева в 1898 году его компаньоны быстро перепрофилировали завод, отказавшись от выпуска ДВС.

Это вынудило Фрезе искать способы собственного производства моторов. Он заключает договор с французской компанией «Де ДионБутон», с которой тесно сотрудничает до 1910 года. После завоевания золотой медали на Петербургской международной промышленной автовыставке он уходит от дел. Скончался Петр Александрович в 1918 году в Петрограде.

Интересные факты

Спустя год после первой демонстрации начались продажи автомобиля, однако сколько экземпляров было выпущено остается пока неизвестным.

Самое первая информация об автомобиле была размещена на страницах петербургской газеты «Новое время».

В заметке сообщалось о прошедших в окрестностях города испытаниях машины.

По некоторым данным цена автомобиля Яковлева-Фрезе была назначена в 1,5 тысячи рублей. Это наполовину дешевле машины Бенца и в 30 раз дороже обыкновенной лошади.

Автомобильная история России

Доброго времени суток! На страницах данного сайта читатель может ознакомиться с автомобилями российского производства, от самого первого до наших дней.

Начнём наш рассказ с прообраза автомобиля, что бы читатель имел представление, с чего возникла идея такого вида транспорта. Первые идеи создания «самодвижущегося экипажа», как тогда называли транспорт, не использующий тягловую силу лошадей и быков, возникла в XVIII веке.

В 1752 году в Санкт-Петербурге крестьянин механик-самоучка Леонтий Лукьянович Шамшуренков собрал «самобеглую коляску» которая понравилась императрице Елизавете Петровне и её придворным.

Самобеглая коляска Шамшуренкова управлялась двумя водителями, которые должны были вращать ворот, запускающий привод и приводящий в действие колёса. Для пассажиров был сконструирован огороженный от водителей довольно просторный и комфортный отсек.

В 1791 году талантливый мастер-самоучка Иван Петрович Кулибин разработал самодвижущийся экипаж.

Это изобретение получило название «Самокатка Кулибина». Двигалась она от нажатия на педали человеком, а двое пассажиров могли сидеть, удобно устроившись в креслах.

В «Самокатке Кулибина» использовались детали и узлы, присутствующие на современных автомобилях: коробка передач, сцепление, маховик, тормоза и подшипники качения.

Человек, нажимающий на педали, мог отдыхать на ходу и благодаря маховику и сцеплению, экипаж некоторое время ехал по инерции. Самодвижущаяся коляска могла разгоняться до скорости 16 км/ч. Несмотря на такую высокую для своего времени скорость, коляска двигалась достаточно плавно.

В XIX веке с изобретением паровой машины возникли новые идеи четырёхколёсного транспорта для перевозки людей и грузов.

В сентябре 1830 года был разработан проект первого парового автомобиля в России.

Изобретателем этого транспортного средства был талантливый петербургский лафетных дел мастер Казимир Янкевич. Он планировал, что его изобретение поможет наладить регулярные пассажирские и грузовые перевозки между крупными городами большой империи.

В 1863 году русский изобретатель Авксентий Врадий разработал паровой самоход повышенной проходимости, получивший название «Паровоз для езды по обыкновенным дорогам».

Этот самоход имел все четыре ведущих колеса и его можно назвать прототипом современных автомобилей с колёсной формулой 4х4. Однако было ли налажено производство таких самоходов, неизвестно.

В 1873 году на Мальцевском заводе в Калужской губернии специалисты завода изучили конструкцию английского колёсного тягача «Эвелин-Портер» и создали свой более усовершенствованный с мощностью двигателя 10 л.с. и приспособленный для топки дровами, а не углём.

Было построено семь таких тягачей, которые были способны везти до десяти платформ с грузом 16 тонн. Скорость гружёного тягача составляла 6 км/ч, порожнего — 8 км/ч.

В 1896 году, на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде Евгений Александрович Яковлев и Пётр Александрович Фрезе продемонстрировали первый, построенный в России автомобиль.

В 1898 году значительными событиями для развития автомобилизма в России стали открытие в Санкт-Петербурге магазина по продаже самодвигателей фирмы «Клеман-Гладиатор-Фебус», а так же начало производства на велосипедном заводе А.

Лейтнера в Риге мотоциклов. Через некоторое время на этом заводе стали собирать автомобили под маркой «Россия» из привозных узлов и агрегатов. В том же году состоялась первая в России «Зимняя гонка моторов».

В XX веке производство автомобилей в России стало серийным.

Первое мелкосерийное производство было налажено на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге. Директором в то время был Иван Александрович Фрязиновский.

Это произошло 26 мая 1909 г. В автомобильном отделе завода была выпущена модель Руссо-Балт С-24/30. Индекс модели расшифровывается так: 24 — расчётная мощность двигателя в лошадиных силах, 30 — максимальная мощность.

Объём двигателя составлял 4501 см3.

После 1917 года в Советской России с развитием индустриализации в разных городах было построено несколько автомобильных заводов, а так же несколько десятков заводов по производству автомобильных узлов и агрегатов. А началось всё на заводе АМО в Москве.

В 1924 году на заводе АМО в Москве был построен первый советский грузовик, который получил название АМО-Ф-15.

С этого момента начинается развитие советского автомобилестроения. В 1931—1933 предприятие АМО было реконструировано и, переименовано в ЗИС, а потом в ЗИЛ.

В 1927 году на заводе «Спартак» в Москве был выпущен первый советский легковой автомобиль НАМИ-1 разработанный инженером Шараповым Константином Андреевичем.

В 1932 в Нижнем Новгороде (позже город Горький) было построено предприятие НАЗ, после переименования города завод получил название ГАЗ.

Первым легковым автомобилем завода стала модель ГАЗ-А. В дальнейшем этот завод выпустил много моделей грузовых и легковых автомобилей.

В 1933 году завод «Красный Путиловец» цеха которого были расположены в Ленинграде начал производство легковых автомобилей. До этого предприятие специализировалось на тракторах. Машина называлась Л-1 «Ленинград-1», было выпущено всего несколько экземпляров этой модели.

ЗИС и ГАЗ стали основой национального автомобилестроения и вместе с менее крупными предприятиями Первый автосборочный, позже ГЗА (Нижний Новгород/Горький), КИМ (Москва) он же переименованный в МЗМА, а потом в АЗЛК (в 90-е ОАО «Москвич»), ЯГАЗ — бывший «Лебедев» (Ярославль) и т. д. Эти заводы обеспечили к 1938 году выход СССР на первое место в Европе и второе в мире по выпуску грузовиков.

До Великой Отечественной войны автомобильная промышленность СССР произвела свыше 1 млн. автомобилей, значительная часть которых поступила в армию.

Во время Великой Отечественной войны автозавод ЗИС был эвакуирован в тыл, где на базе его оборудования были созданы новые автомобилестроительные предприятия УльЗИС и УралЗИС (ныне УАЗ и АЗ Урал).

В 1946 году завод начал выпускать модель М-20 «Победа».

Этот автомобиль стал символом победы в Великой Отечественной войне. Двигатель автомобиля был шестицилиндровым, его мощность составляла 90 л.с. Модель неоднократно модернизировали, и она пользовалась большой популярностью.

В 1950—70-х развитие советского автомобилестроения продолжалось экстенсивными методами, причём до начала 70-х основной приоритет отдавался грузовым автомобилям, в частности, армейским многоосным тягачам и полноприводным грузовикам двойного назначения.

В 1957 году началось серийное производство автомобиля ГАЗ-21 Волга.

Затем конструкцию автомобиля усовершенствовали. В результате этого в 1967 году в массовое производство запустили Волгу ГАЗ-24. Это был автомобиль с увеличенной колёсной базой и просторным салоном.

В 1959 году был построен легендарный автомобиль ГАЗ-13 Чайка. Внутренние характеристики были уникальными – мощный двигатель, способный развивать скорость до 160 км/ч, Х-образная рама, 7-местный салон, и самое уникальное – автоматическая коробка передач.

Внешне Чайка также отличалась своим дизайном от автомобилей того времени.

В 1961 году завод «Коммунар» был переименован в «Запорожский автомобильный завод». Завод занимался выпуском малолитражного автомобиля ЗАЗ-965, вошедшего в историю как «Горбатый Запорожец». В дальнейшем выпускались другие модели ЗАЗ.

Массовая автомобилизация СССР началась со строительством Италией под ключ в 1966—1970 годах Волжского автомобильного завода (ВАЗ) в Тольятти и развёртыванием массового выпуска на его мощностях легковых автомобилей марок Жигули и Нива — первого массового комфортабельного полноприводного внедорожников.

Это стало достаточно передовым и для Европы. Также с нуля появилось достаточно крупное производство легковых автомобилей Иж-Авто, выпускавшее преимущественно Иж-2125 с новым типом кузова хэтчбек.

В 1976 в строй вошёл крупнейший в Европе завод грузовых автомобилей КамАЗ.

Годовая мощность предприятия была рассчитана на выпуск 150 тысяч грузовиков и 250 тысяч дизельных моторов. С его вводом доля дизельных автомобилей в грузовом парке СССР возросла с 7—8 % до 25 %. Было положено начало выпуска дизельных двигателей для ряда других советских автомарок: ЗИЛ, УралАЗ, КАЗ, ЛАЗ, ЛиАЗ.

К 1980-м годам советское автомобилестроение добилось очевидных успехов в массовом производстве: первое в мире по производству автобусов, третье по производству грузовиков и пятое, по общему производству автомобилей уступая только Японии, США, ФРГ, Франции.

Однако в 80-х годах фактически прекратился рост производства легковых автомобилей (стабилизировался на 1,3 млн. в год), при этом их доля составила немного более половины от всего автопроизводства, оставалось низким качество комплектующих и сборки, сохранялся устойчивый дефицит запчастей.

Однако в это десятилетие были освоены принципиально новые переднеприводные легковые модели с кузовами хэтчбек: ВАЗ-2108 «Спутник», Москвич-2141 «Алеко», ВАЗ-1111 «Ока» и ЗАЗ-1102 «Таврия» и подготовлено массовое производство дизельных среднетоннажных грузовиков ГАЗ-4301 и ЗИЛ-4331 и автобусов ЛиАЗ-5256 и ЛАЗ-4202.

С распадом СССР в 1991 советское автомобилестроение, сконцентрированное преимущественно в России, Белоруссии и на Украине, распалось на национальные автомобильные промышленности, судьба которых сложилась по-разному.

В XXI веке не всем автомобильным предприятиям России удалось выжить.

Но, по прежнему работают ГАЗ, КАМАЗ, Иж-Авто ряд других предприятий.

В 2009 году ВАЗ вернул себе лидирующее положение, а в 2015 и 2016 годах начал выпуск современных и более качественных автомобилей LADA Vesta и LADA XRAY.

История создания первого автомобиля в России: кратко

Первый отечественный автомобиль, представлен с 1(12) июля 1896 на Нижегородской Всероссийской промышленной и художественной выставке, причем П. А.

Фрезе демонстрировал его Николаю II 19(31) июля. В создании этого полностью построенного в России автомобиля участвовали две фирмы: завод Е.

А. Яковлева, изготовивший двигатель, и экипажная фабрика П. А. Фрезе, которая произвела ходовую часть.

Считается, что марка этого автомобиля – «Яковлев», модель – «Фаэтон 2 л. с.», тип кузова — двухместный фаэтон.

По отзыву журнала «Самокат» он был «изящен и легок».

Габаритные размеры: длина х ширина х высота (по рулевой колонке) 2450х950х1500 мм. Диаметр передних колес 800 мм, задних – 1000 мм.

Максимальная скорость — 20 верст/ч (около 21, 4 км/ч), запас бензина на 10 часов движения (около 200 км).

По многим параметрам «Яковлев» похож на «Вело» выпуска 1895-1896 фирмы «Бенц» (Benz), получивший после 1896 распространение в России.

Но у последнего рама была изогнутой, колеса велосипедного типа, двигатель 1, 5 л. с., а у «Яковлева» рама прямая, колеса с деревянными спицами, двигатель 2 л. с., да и сам автомобиль больше, чем «Вело». Есть и другие отличия, например, добавлен складной кожаный верх, вместо кожаных передаточных ремней применены резиновые и т. д.

Двигатель «Яковлева» расположен сзади автомобиля, одноцилиндровый, горизонтальный, степень сжатия около 2, 7, карбюратор испарительного типа. Система охлаждения водяная с охладителем-конденсатором.

Крутящий момент двигателя передается от ведущего двухступенчатого шкива на ведомый двухступенчатый шкив резиновыми ремнями, далее через дифференциал и две полуоси со звездочками на концах – цепными передачами на задние колеса.

Таким образом, было две передачи переднего хода и не было передачи заднего хода. Впереди установлены два керосиновых фонаря. Применена оригинальная конструкция передней оси с рессорами, поворачивающимися вместе с колесами вокруг своих шкворней. Исследования В. И. Дубовского показали, что «Яковлев» ближе по устройству не к «Вело», а к модели «Дюк» выпуска 1898.

Судьба автомобиля «Яковлев» не известна, но его создание не прошло бесследно. В «Собраниях узаконений и распоряжений правительства» 11(23).09.1896 были опубликованы правила об условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах.

Эту дату можно считать днем рождения автомобильного транспорта. Завод Яковлева продолжал рекламировать «самодвижущиеся экипажи», но в 1898 Е. А. Яковлев умер, и его завод более не выпускал автомобили. Серийной постройкой автомобилей занялась фирма П. А. Фрезе, а затем и другие фирмы России.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий