Полисы Древней Греции
Первые государства в Греции появляются в 3-м тысячелетии до н.э. Уже к 2200г. выделяются государства на о. Крит: Кносс, Маллия, Фест. Здешние вожди раньше других становятся царями (басилеями).
С конца 2-го тыс. начинается упадок критского царства и возвышение Микен. Еще в 1-й трети 2-го тыс. до н.э., ряд ахейских племен создал раннеклассовое государство в виде царств, возглавляемых ванактами.
Остальные эллинские племена, благодаря тому, что основную роль в их общественном строе продолжали играть общинные установления, вступили на путь формирования государства, минуя монархическое правление. Так появляются полисы.
Первый полис – это небольшое государство с единственным городом – центром политической религиозной и культурной жизни.
Полис – это совокупность всех граждан данного города-государства, куда входили все городские и сельские поселения, пахотные и садовые земли, рудники и каменоломни.
Рабы – собственность полиса. Обычно территория полиса была небольшой. Самый обширный полис – Спарта (8400 кв.км). Аттика – 2550 кв.км.
Все граждане, живущие как в самом городе, так и на своих земельных владениях или в поселках на его сельской территории, являлись жителями полиса и назывались по его имени. Гражданами полисной общины являлись только местные уроженцы, владевшие земельными участками.
Аристократическое руководство архаичных полисов всегда сопротивлялось записи законов, т.к. именно аристократическая верхушка сосредоточивала в своих руках высшие управленческие функции, опиравшиеся на жреческую прослойку.
Запись законов сама по себе являлась результатом социально-экономического развития, выдвигавшего те рабовладельческие группы, что не обязательно были аристократами.
Эти новые группы в той или иной степени ограничивали господство аристократии или добивались уравнения с ней в правах, что и фиксировалось в писаном законодательстве.
Спарта
Древняя Спарта известна, прежде всего, по периоду Троянской войны (1240г. до н.э.) Дорийское завоевание 12в. до н.э. привело к захвату пришельцами Пелопоннеса. Именно дорийцы основали новую Спарту, имевшую общего со старой только название. Во время Мессенских войн окончательно оформилось спартанское государство как государство рабовладельческой аристократии, по-военному организованное во имя обеспечения эксплуатации покоренного населения Лаконии (ахейцы) и Мессении (дорийцы).
Полноправными гражданами Спарты считались только сами спартанцы. В период завоевания Лаконии покоренное население получило наименование илотов, которые считались собственностью всей Спарты – аристократической «общины равных», как называли свою основанную на безудержном рабстве корпорацию спартиаты. Часть покоренного населения, проживавшая в наименее плодородной местности, не была обращена в илотов – периэки, занимались торговлей и ремеслами, т.к. сами спартиаты занимались лишь одним видом деятельности – военной службой. Каждый спартиат в обязательном порядке должен был входить в группу, обедавшую сообща (фидития), члены которой обладали политическими правами.
Спартанское государство в своей организации сохраняло пережитки военной демократии. Аристотель полагал, что государственный строй Спарты был устроен по образцу древнего критского строя, созданного легендарным царем Миносом. Существующая организация государства и общества приписывалась одному лицу – легендарному царскому опекуну Ликургу, который якобы в свое время даже встречался с Гомером. По имени легендарного законодателя, спартанское право называлось «Ликурговыми законами».
Военно-государственная организация Спарты возглавлялась двумя царями (архагетами), из дорийской и ахейской династии. Цари сохранили за собой высшие жреческие и частично судебные функции. Цари входили в состав совета старейшин (герусию), являвшуюся высшим органом власти в Спарте. Герусия состояла из 28 избиравшихся пожизненно старейшин (геронтов) в возрасте не моложе 60 лет, и 2 царей в возрасте не моложе 30 лет, или их опекунов. Высшая формальная власть принадлежала народному собранию (апелла) – воины с 30-летнего возраста.
Но апелла не имела права обсуждать вопросы, подготовленные герусией, а могла лишь голосовать за или против. Высший исполнительный орган власти – коллегия 5 эфоров, появившаяся в свое время как орган контроля над герусией и царями, вследствие роста социальных противоречий в спартанском государстве. Эфоры избирались из числа всех спартиатов сроком на 1 год, и обладали высшей контрольной властью, имели право привлекать к ответственности и судить любого спартиата, в т.ч. геронтов и царей.
Афины
Из всех греческих полисов наивысшего уровня хозяйственного, политического и культурного развития достигли Афины.
Легенда о подвиге Тесея, легендарного басилея – создателя Афинского государства, говорит, что критянам удалось подчинить себе Аттику, наиболее слабую область Эллады в 1-й пол. 2-го тыс. до н.э.
В архаический период население Аттики делилось на 4 филы (племени), делившиеся на фратрии и роды.
В это время выделяется привилегированный слой родовой знати – эвпатриды, в то время как прочие свободные граждане получили наименование демоса – народа.
Верховным органом управления являлось народное собрание – экклесия. Реальная власть сосредоточивалась в руках совета старейшин – ареопаге, члены которого состояли из родовой знати.
Ареопаг был высшим контролирующим и судебным органом, сосредоточившим в своих руках управление государством после упразднения института басилеев (около 8в. до н.э.).
После изгнания басилея, из среды эвпатридов стали избираться высшие должностные лица – архонты, получившие исполнительную власть. Первоначально должности архонтов были пожизненными, затем – на 10 лет и, наконец, на 1 год. Из числа архонтов, отслуживших свой срок, пополнялся ареопаг.
Государственные реформы в Греции наглядно отражают процесс становления наиболее совершенной рабовладельческой демократии Древнего мира, равно как и эволюцию демократического законодательства.
В 621г. архонт Драконт записал первые законы, дошедшие до нас лишь в отрывках. «Драконовы законы» запрещали кровную месть, утверждали частную собственность, вводили смертную казнь почти за любое нарушение частной собственности (кража овощей).
Но они уменьшили коллективную поруку за преступления, впервые определив принцип индивидуальной ответственности. В связи с высокой суровостью норм эти законы были отменены уже спустя 30 лет.
В 594г. архонт Солон провел ряд реформ:
- сисахфия (стряхивание бремени) – отмена долгов (снятие долговых камней с заложенных за долги земельных участков бедноты),
- запрет гарантии долга личностью должника, и продажа гражданина в рабство за долги,
- реформирование государственной системы: Совет 400 (буле): 400 представителей, избираемых по родовым филам, где каждая из 4 фил посылала 100 представителей. Это – главный совещательный орган, подготовлявший решения народного собрания.Экклесия избирала высших должностных лиц и заслушивала их отчеты. Введение суда присяжных – гелиэя.
С 509г. до н.э. в Афинах проводились реформы архонта Клисфена:
- Совет Пятисот: по 50 чел. от каждой филы,
- Коллегия 10 стратегов во главе армии. Стратеги избирались по 1 от каждой филы,
- остракизм: каждой весной специальное собрание устанавливало людей, опасных для существующего строя.
После победы в Греко-персидских войнах 6в. до н.э., были проведены реформы Перикла, долгое время занимавшего пост 1-го стратега (444-429гг.), чей период руководства считается временем расцвета афинской демократии:
- гелиэя (6000 чел.) ежегодно избиралась по жребию из всех 4 разрядов,
- выбор должностных лиц осуществлялся не голосованием, а жребием, кроме стратегов и казначеев,
- верховным органом власти окончательно стала экклесия, куда входили все граждане-мужчины с 20 лет, без цензовых ограничений. Каждый гражданин имел право внести в народное собрание законопроект и возбудить любой вопрос,
- принятие закона проходило 4 стадии:
- внесение законопроекта в народное собрание в порядке законодательной инициативы, которой обладал каждый полноправный афинский гражданин,
- предварительное рассмотрение Советом 500,
- принятие законопроекта народным собранием.
- утверждение закона гелиэей.
Устройстве античного полиса в Древней Греции
В древней Греции сложилось общество, не похожее на общества других стран древности.
Сами греки называли его словом «полис» и с помощью этого специфического образования четко отделяли себя от варваров, полиса не имевших.
Полис состоял из акрополя, стен, агоры и общественных зданий.
При этом античный город в своей основе был не промышленным (ремесленным) или административным центром, а поселением земледельцев, созданным для обороны от врагов.
И позднее в большинстве полисов сельское хозяйство преобладало над ремеслом, а земледельцы были основой античного общества, наиболее почтенной его частью.
Однако сущность полиса сами греки видели не в стенах, а прежде всего в самих людях – гражданах. Поэтому слово «полис» можно переводить как гражданская община.
Полис представлял собой трехчастное единство: государство-город-община.
Важнейшую, определяющую все стороны общественной жизни черту античной государственности составлял ее общинный характер.
Сравнительно небольшие размеры первоначальных античных городов, возникших для охраны от соседей собственных земельных угодий, определяли ценность для общества каждого его члена.
Поэтому существовала целая система взаимных обязанностей и прав между обществом и гражданином.
В числе первых обязанностей было:
- а) участие в политической жизни, то есть в управлении обществом
- б) участие в защите родных рубежей.
Выполнение этих обязанностей давало свободнорожденному жителю полиса право на земельную собственность. Человек, выполнявший эти обязанности и получавший право на частную собственность, считался гражданином.
Как и полис, античный гражданин был един в трех лицах: собственник, воин и обладатель политических прав. Права гражданина определялись его обязанностями, пренебрежение ими могло повлечь за собой лишение гражданства или другое наказание, связанное с ущемлением в правах.
Гражданский статус— одно из высочайших достижений античной цивилизации.
В других обществах древности и средневековья степень приобщения населения к собственности, военному делу и управлению была обусловлена жестко фиксированным сословным статусом или приобщенностью к государственному аппарату. Поэтому там единство общества отступало перед сословно-классовым делением.
В античном гражданском коллективе само общество выступало в роли аппарата управления, сословное деление было лишь намечено, а равенство членов гражданской общины (то есть их единство), наоборот, подчеркивалось общностью обязанностей и прав, совокупной политическо-социальной практикой.
Небольшие размеры полисов позволяли осуществлять соблюдение обязанностей и прав внутри гражданского коллектива достаточно эффективно. В античном гражданском обществе отсутствовало сословно-классовое деление.
Численность населения античных городов-государств была невелика.
Большинство из них насчитывали по 1000 – 5000 граждан, и лишь некоторые были значительно большими.
По подсчетам современных ученых, в Афинах около 400г. до н.э. было 60 – 100 тысяч граждан, 15 – 25 тысяч метеков и 40—60 тысяч рабов.
В Спарте около 371г. до н.э. предполагается другое соотношение: 7 – 9 тысяч спартиатов, 40 – 60 тысяч периэков и 140 – 200 тысяч илотов.
В эпоху кризиса полисного строя, создавая проект идеального полиса, Платон в качестве оптимального числа граждан принял цифру в 5040 человек.
В экономической сфере античное общество было ориентировано на самодостаточность, поддержание устойчивости общественного и личного благосостояния. Такой идеал сформировался на основе изначально связанной с общинным бытом натуральности хозяйства. В классическом полисе товарное хозяйство было вторичным, побочным следствием привходящих внешних обстоятельств: близости моря и торговых путей, скудости почв неспособных прокормить население полиса, политического или военного возвышения, делавшего полис центром притяжения других городов и народов, и т.п.
Вероятно, поэтому в качестве типичной ячейки античного гражданского общества выступала патриархальная семья как более или менее крупная домовая община, которую представляли перед гражданским сообществом ее взрослое мужское население, а в экономической сфере— домовладыка.
Следствием такой социально-экономической структуры было то, что всякое производство, в каком бы значительном объеме оно не выступало, являлось дополнением и продолжением организации труда в домовой семейной общине . Поэтому, несмотря на значительное число рабов, в некоторых полисах существенно превосходивших численность свободных граждан, ведущей силой в хозяйстве и, следовательно, экономической основой античного общества был труд свободных.
Самообеспечение (автаркия) рассматривалось как высшая экономическая ценность.
Целью производства было создание комфорта на уровне существовавших потребностей. Производительный труд был важной составной частью общественного бытия, но не единственной. Кроме участия в политической жизни, существовала еще обширная сфера культурно-религиозной практики, которая была естественной и обязательной для всех античных граждан.
Производство в расширенных масштабах, ориентация на техническое творчество были чужды грекам и римлянам. Выдающиеся открытия и изобретения античных ученых и инженеров почти не находили применения, у общества не было на них спроса.
Общинное устройство античных государств определяло всю систему ценностей, составлявшую основу морали античного гражданина.
Ее составными частями были: автономия – жизнь по собственным законам, проявлявшаяся не только в стремлении полисов к независимости, но и в стремлении отдельных граждан жить своим умом; автаркия – самообеспеченность, выражавшаяся в стремлении каждой гражданской общины иметь полный комплекс жизнеобеспечивающих профессий и стимулировавшая отдельного гражданина к ориентации на натуральное производство для собственного потребления в своем хозяйстве; патриотизм – любовь к своему отечеству, в роли которого выступали не Греция или Италия, а родная гражданская община, поскольку именно она была гарантом благополучия граждан; свобода – выражавшаяся в независимости гражданина в его частной жизни и самостоятельности в суждениях по поводу общественного блага, поскольку оно было производным от усилий каждого; равенство – ориентация на умеренность в быту, формировавшая привычку соотносить свои интересы с чужими, а чужие со своими, считаться с суждениями и интересами коллектива; коллективизм – социально-практическая слитность с коллективом своих сограждан, своего рода братства, поскольку участие в общественной жизни считалось обязательным; уважение к личности – выражавшаяся в правовом отношении к гражданам полиса; трудолюбие – как ориентация на общественно полезный труд, в качестве которого выступала любая деятельность, прямо или косвенно (через личное благо) приносившая пользу обществу.
Таким образом, можно сделать вывод, что полисная форма социальной организации в античности по существу своему являлась гражданским обществом, реализуемом, как особого рода образ жизни, принципиально отличающийся от жизни животных и варваров.
Главное отличие состояло в критериях социальной деятельности граждан. Греки в основу жизни полиса поставили закон, а тот в свою очередь возвели на фундаменте разума. Примечательны в этом отношении высказывания греческих философов, утверждающих высшую ценность закона и в то же время настаивающих на пренебрежении им, если закон противоречит разумной справедливости.
Так Гераклит говорит: «Народу надобно биться за закон, как за земляной вал. Те, кто речи с умом ведут, должны укрепляться во всеобщем, как город в законе». Эпикур же замечает: «Если кто издаст закон, но он не окажется идущим па пользу взаимного общения людей, то он уже не имеет природы справедливости, и его не следует исполнять».