Закон Об охране окружающей среды
1. Основной комплексный законодательный акт, регулирующий общественные отношения в сфере охраны окружающей среды ФЗ от 10.01.2002 г. “Об охране окружающей среды”
2. “Основная единица” водопользования в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации водохозяйственный участок
3. Источник экологического права нормативные правовые акты, принятые уполномоченными на то государственными органами и органами местного самоуправления в установленной форме и с соблюдением определенной процедуры, регулирующие общественные отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
4. В соответствии с федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” под нормированием в области охраны окружающей среды понимается … установление нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
5. Государственными природными заказниками являются территории … имеющие особое значение для сохранения и восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса
6. В настоящее время не осуществляется лицензирование … недропользования
7. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях … государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
8. В соответствии с законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 “О недрах” в муниципальной и иных формах собственности могут находиться … недра в границах Российской Федерации
9. Принцип, относящийся к основным экологическим принципам: принцип комплексного подхода
10. Общественный экологический контроль осуществляется в целях … реализации прав каждого на благоприятную окружающую среду
11. В соответствии с федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” под мониторингом окружающей среды (экологическим мониторингом) понимается … комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов
12. Порядок осуществления государственного экологического контроля устанавливается … Правительством Российской Федерации
13. Объекты животного мира могут предоставляться в краткосрочное пользование гражданам на основании … именной разовой лицензии
14. Право на приоритетное пользование животным миром распространяется на … коренные малочисленные народы и этнические общности
15. Общественный экологический контроль осуществляется … гражданами
16. К видам негативного воздействия на окружающую среду в соответствии со статьей 16 федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” не относится (ятся)… переработка отходов производства и потребления
17. Под особым природопользованием понимается пользование природными ресурсами … в результате деятельности, связанной с нуждами обороны и безопасности страны
18. В Уголовном кодексе Российской Федерации в основном сформулированы … составы экологических преступлений материальные
19. Для общего пользования предназначен (а) … береговая полоса водного объекта, находящегося в государственной собственности
20. Положения федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” не распространяется на … использование природных ресурсов
21. К лимитам на использование природных ресурсов можно отнести положения Земельного кодекса Российской Федерации о размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения отдельных видов сельскохозяйственной деятельности перечень объектов животного мира, предоставляемых в пользование
22. Озоновый слой – это часть атмосферного воздуха, предохраняющая живые организмы от радиационного и ультрафиолетового воздействия и расположенная на высоте … до 30 км
23. Граждане имеют права свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку … пищевых лесных ресурсов
24. Составы экологических проступков в основном сконцентрированы в … главе 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
25. Объекты экологических правоотношений объекты охраны окружающей среды
26. Один из основных критериев разграничения полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по установлению порядка пользования недрами в целях разработки месторождений полезных ископаемых отнесение полезных ископаемых, предполагаемых для разработки, к общераспространенным
27. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в … ведении Российской Федерации
28. В Российской Федерации в систему нормативов, как важнейшего инструмента охраны атмосферного воздуха, включены предельно допустимые… выбросы
29. Экологические правоотношения – это … регулируемые нормами экологического права общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
30. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду … не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от возмещения вреда окружающей среде
31. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня проекты соглашений о разделе продукции
32. Экологическое право – это … самостоятельная комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой
33. Экологическая экспертиза основывается на принципах презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности
34. Пребывание граждан на территории государственного природного заповедника … ограничено
35. Содержание права природопользования совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов
36. Становление экологического законодательства происходило в … период. современный
37. В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство леса осуществляется исходя из понятия о лесе как о (об) … экологической системе
38. Информация о состоянии окружающей среды, её изменении, полученная при осуществлении государственного экологического мониторинга, используется … для разработки федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации
39. В соответствии с ч.2 ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в … частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности
40. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются исходя из … нормативов качества окружающей среды
Право специального природопользования
Специальное пользование землей, недрами, водами, лесами, животным миром и атмосферой связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц.
Оно сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на природу. Поэтому специальное природопользование имеет ряд юридически значимых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешительной системой и характеризуется тем, что требует выделения определенных частей природных объектов в обособленное пользование юридических и физических лиц.
Специальное природопользование реализуется в формах:
- комплексного природопользования,
- специального пользования водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами.Разновидностью права специального водопользования является особое водопользование.
Обратим внимание на некоторые характеристики права специального природопользования.
Право комплексного природопользования регулируется ст.
18 Закона «Об охране окружающей природной среды» и Временным положением о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование, утвержденным приказом Минприроды РФ от 23 декабря 1993 г. Необходимость введения данного вида природопользования обусловлена тем, что нередко при предоставлении одного природного ресурса в пользование используются в большей или меньшей степени другие ресурсы либо на них оказывается воздействие.
Под комплексным природопользованием понимается такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность предприятия оказывает в целом минимально возможное воздействие на окружающую природную среду.
Хотя в земельном законодательстве отсутствует понятие специального землепользования, однако, за исключением установленных законодательством случаев права общего, пользования землями, землепользование является специальным.
Земли предоставляются в пользование либо на основании акта, выдаваемого специально уполномоченным государственным органом, либо договора.
Специальное водопользование представляет собой использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств. Оно осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование. Исключение составляют случаи использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов (ст.
86 Водного кодекса РФ). При этом виды специального водопользования определяются в особом перечне специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.
Разновидностью специального водопользования является особое водопользование, регулируемое ст. 87 Водного кодекса РФ. Для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, по решению Правительства РФ могут предоставляться в особое пользование.
Водные объекты, находящиеся в собственности субъектов РФ, могут предоставляться для государственных и муниципальных нужд в особое пользование по решению органов исполнительной власти субъектов РФ. В решении о предоставлении водных объектов в особое пользование указываются цель и основные условия использования водных объектов.
Особой разновидностью права специального водопользования, пользования атмосферой и недрами является предоставление соответствующих прав на удаление жидких, газообразных и твердых отходов производства и потребления.
Пользование водными объектами для сброса сточных вод регулируется ст. 144 Водного кодекса РФ, атмосферой — для выброса загрязняющих веществ предприятиями и иными стационарными источниками- ст. 15-22 Закона «Об охране атмосферного воздуха».
Право специального природопользования возникает на основании разрешений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в законодательстве процедур (предоставления земельного участка, горного отвода, выдачи лесорубочного или лесного билета, лицензии на размещение отходов и т.д.).
Особое природопользование
Реализуется в основном ЮЛ, то, что раньше было государственным заказом, когда крупные предприятия добывают полезные ископаемые на основании договора между предприятием и государством.
Связано с безопасностью государства.
Природопользование и ресурсопользование.
Виды природопользования и виды ресурсопользования.
Правомочия ресурсопользователей. Классификация видов ресурсопользования.
Право ресурсопользования как вещное право.
Классификация ресурсопользования по видам природных ресурсов.
Принципы природоресурсного права, относящиеся к ресурсопользованию и к природным ресурсам.
Комплексность ресурсопользования.
Возобновляемые и истощаемые природные ресурсы, их соотношение.
Лимитирование ресурсопользования.
Платежи за пользование природными ресурсами.
Содержание и формы права собственности на природные ресурсы.
Право государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации.
Разграничение государственной собственности Российской Федерации и субъектов РФ на природные ресурсы.
Право муниципальной собственности на природные ресурсы.
Право частной собственности на природные ресурсы юридических и физических лиц.
Права природопользователей, не являющихся собственниками.
Исключительные права Российской Федерации на природные ресурсы континентального шельфа и исключительной экономической зоны России.
Публичные и частные сервитуты в природоресурсном праве.
Природопользование – это удовлетворение различных потребностей человеческого общества путем использования природных ресурсов и природных условий.
Природопользование определяется также как система непосредственных взаимоотношений человека с природой, возникающих в процессе трудовой деятельности людей, и включает мероприятия по освоению, охране и восстановлению свойств окружающей среды.
Существуют две формы природопользования – общее и специальное.
Общее природопользование не требует специального разрешения и осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естественных (гуманитарных) прав (пользование водой, воздухом и т. п.).
Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных государственных органов. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, водопользование, лесопользование и др.
Природопользование может быть рациональным и нерациональным.
Рациональное природопользование направлено на разумное освоение природных ресурсов, предотвращение возможных негативных последствий человеческой деятельности для биосферы, поддержание, повышение продуктивности и привлекательности природных комплексов и отдельных природных объектов.
Рациональное природопользование предполагает такое вовлечение природных богатств в сферу общественно-производственной деятельности, которое обеспечивает потребности и настоящего, и всех будущих поколений людей без значительного изменения качества окружающей среды и ее разнообразия.
Рациональное природопользование может быть организовано только при заинтересованности всего общества.
Оно осуществляется совместными усилиями представителей технических, естественных, общественных наук, экономистов, правительств и всех граждан планеты. Рациональное природопользование призвано обеспечить необходимыми условиями процветание и прогресс человечества, получение им материальных благ, максимальное использование каждого ресурса природного комплекса и одновременное предотвращение возможных негативных последствий для каждого звена этого комплекса, а также полное исключение отрицательных последствий процесса производства для биосферы в целом.
Эффективным инструментом рационального использования ресурсов является анализ жизненного цикла продукции, включающего производство, использование, ее утилизацию на протяжении определенного периода времени.
Нерациональное природопользование – это бездумное, хищническое, нерасчетливое изъятие природных ресурсов, которое сопровождается явлениями загрязнения, истощения и деградации природных систем, ведет к качественному ухудшению природной среды, нарушению баланса экологических компонентов и разрушению биогеоценозов.
Все это в итоге сказывается на состоянии человеческой популяции и, прежде всего, на таких ее показателях, как здоровье, рождаемость и смертность.
Нерациональное природопользование может быть результатом как преднамеренного (сознательного) потребительского отношения, так и непреднамеренных (стихийных или попутных) воздействий общества на природу.
Рациональное природопользование немыслимо без научно обоснованных технологий производства путем разумного использования естественных ресурсов без нарушения природной сбалансированности экосистем.
Известно несколько основных направлений снижения уровня негативных воздействий материального производства на окружающую среду.
Ранее борьба с промышленным загрязнением заключалась в оснащении производств системами очистки и обезвреживания выбросов и сбросов при сохранении традиционной технологии данного производства, создании все более сложных и многоступенчатых методов обработки отходящих газов и сточных вод.
В настоящее время общепринято, что кардинальным путем охраны окружающей среды и рационального природопользования является создание и внедрение безвредных малоотходных, а в итоге абсолютно безотходных и бессточных технологий.
Пути совершенствования существующих и создаваемых технологических процессов, отвечающих принципам рационального природопользования, объединяются понятием «экологизация производства».
Основным направлением экологизации производства является разработка и научное обоснование новых экологически безопасных технологий, комплексное и многократное использование природных ресурсов и отходов производства, а также восстановление окружающего мира.
Для реализации этого направления необходимо знание ресурсного цикла, представляющего собой совокупность превращений и пространственных перемещений вещества на всех этапах его использования.
Только эффективные меры по контролю, охране и защите природной среды могут гарантировать продолжение существования человека, настоящего и будущих поколений людей.
Неконтролируемое загрязнение природной среды в современных условиях чревато угрозой глобального изменения, трансформации биосферы, в которой не найдется места человеку как виду.
Таким образом, наша цивилизация вынуждена использовать все имеющиеся возможности ресурсосбережения, в том числе и энергосбережения.
Энергосбережение в промышленном производстве заключается в совершенствовании технологии и аппаратурного оформления с целью максимального использования первичных и утилизации вторичных энергетических ресурсов (ВЭР).
К объектам права специального природопользования отнесены
Возникает вопрос: не следует ли при лесопользовании говорить и о пользовании в юридическом смысле землями, водами, атмосферным воздухом?
Может быть, нужно выделять объекты основного пользования и попутного?
Думается, что такое решение способствовало бы повышению эффективности охраны природы в процессе природопользования.
Не случайно в Законе «Об охране окружающей природной среды» регулируется комплексное природопользование.
Как мы отметили, в соответствии с природоресурсным законодательством объектом права землепользования является земля, водопользования – воды, пользования недрами – недра. 42), и конкретизируется в нормах текущего законодательства — земельного, водного, лесного и др.
Так, Лесной кодекс РФ предусматривает возможность для граждан бесплатно находиться на территории лесов (ст. 36), Водный кодекс РФ — право общего водопользования граждан для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд (ст. 88), Земельный кодекс РСФСР — право общего землепользования на землях населенных пунктов (ст. 18).
В ныне действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды» о нем не упоминается.
В то же время, положения о комплексном природопользовании предусмотрены в законах ряда субъектов РФ — Башкортостане, Ленинградской области и др.8 В литературе под комплексным природопользованием понимается использование одного или нескольких природных ресурсов одновременно с учетом экологической ситуации в регионе, где осуществляется комплексное природопользование с целью минимизировать отрицательное воздействие этой деятельности на окружающую среду и обеспечить наиболее рациональное использование природных ресурсов территории.
В земельном законодательстве отсутствует понятие специального землепользования, однако в большинстве случаев землепользование в Российской Федерации является специальным.
Общее и специальное природопользование
В то же время, в законодательстве устанавливаются пределы, условия и ограничения общего природопользования.
1. В земельном законодательстве право общего землепользования прямо не предусматривается. Однако в составе земель поселений (п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ) выделяются земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, пляжами и другими объектами, на которых граждане и реализуют указанное право.
18 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды».
Законом об охране окружающей среды оно было необоснованно упразднено.
Кроме названного Закона РСФСР, положения о комплексном природопользовании предусматриваются законами об охране окружающей природной среды субъектов РФ.
К примеру, аналогичные положения установлены в ст. 20 Экологического кодекса Республики Башкортостан. В 90-е гг. в Ленинградской области был принят Закон «О комплексном природопользовании».
Способы обособления специфичны в каждой из отраслей природоресурсного законодательства.
Природопользование граждан, будучи закрепленным в нормативных правовых актах, существует и реализуется достаточно широко.
Законодательством оформляются и классифицируются различные гарантии права общего и специального природопользования.
первичного и вторичного, бессрочного и временного, совместного или обособленного. Виды деятельности, требующие лицензии для их осуществления, определяются действующим законодательством.
Так, общим критерием, объединяющим право природопользования отдельных природных ресурсов, является срок пользования ими.
Таким образом, можно выделить: ü постоянное право природопользования (без определенного срока) Срочное делится на долгосрочное и краткосрочное.
Выделяется также право ограниченного пользования чужим имуществом (сервитут).
Так, существует лесной сервитут, водный сервитут, земельный сервитут. Право природопользования тесно связано с понятием оборотоспособности природных ресурсов.
В ныне действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды» о нем не упоминается.
Право специального природопользования: это
Под специальным природопользованием в науке экологического права понимают такое природопользование, которое осуществляется соответствующими субъектами на основе разрешения компетентных государственных органов, связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц и сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на окружающую среду,
.Выделяют две формы специального природопользования: комплексное природопользование и собственно специальное пользование природными ресурсами (землей, недрами и т.п.).
Правовое регулирование комплексного природопользования было закреплено в ныне утратившем силу Законе РСФСР от 1991 года «Об охране окружающей природной среды»(ст. 18). В ныне действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды» о нем не упоминается. В то же время, положения о комплексном природопользовании предусмотрены в законах ряда субъектов РФ — Башкортостане, Ленинградской области и др.8
В литературе под комплексным природопользованием понимается использование одного или нескольких природных ресурсов одновременно с учетом экологической ситуации в регионе, где осуществляется комплексное природопользование с целью минимизировать отрицательное воздействие этой деятельности на окружающую среду и обеспечить наиболее рациональное использование природных ресурсов территории.
В земельном законодательстве отсутствует понятие специального землепользования, однако в большинстве случаев землепользование в Российской Федерации является специальным.
Исключение составляют установленные законодательством случаи пользования землями общего назначения (см. раздел 7.2.). Земельные участки предоставляются в пользование либо на основании акта, выдаваемого специально уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, либо договора.
Специальное водопользование представляет собой использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств.
Оно осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование. Исключение составляют случаи использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов (ст. 86 Водного кодекса РФ). При этом виды специального водопользования определяются в особом перечне специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.
Право специального недропользования нашло отражение в ст.ст. 6-9 Закона РФ «О недрах». Указанный Закон четко выделяет виды пользования недрами, права на которые субъекты предпринимательской деятельности (в том числе юридические лица и граждане других государств) приобретают с момента получения лицензии на пользование недрами.
Право специального пользования объектами животного мира предусмотрено ст. 33 Федерального закона «О животном мире». Объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти федерального или регионального уровней юридическим лицам (в том числе и иностранным) в долгосрочное пользование на основании соответствующей лицензии. Гражданам (в том числе и иностранцам и лицам без гражданства) объекты животного мира предоставляются в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии (как правило, сроком на один сезон).
Право специального лесопользования нашло отражение в Лесном кодексе РФ, ст.ст. 22 — 24. Лесные объекты могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в пользование на правах аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования. Другими словами, основанием возникновения права пользования лесными объектами является либо заключение договора, либо получение пользователем соответствующей лицензии (лесорубочный билет, лесной билет и т.п.).
Разновидностью права специального водопользования, пользования атмосферой и недрами является предоставление прав соответствующим хозяйствующим субъектам на удаление отходов производства и потребления в окружающую среду.
Пользование водными объектами для сброса сточных вод регулируется ст. 144 Водного кодекса РФ, атмосферой — для выброса загрязняющих веществ предприятиями и иными стационарными источниками — ст. 12-18 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».
Исходя из определения природопользования, человек пользуется различными природными ресурсами, которые помимо названия должны иметь меру, т. е. количественное выражение. Например, вода в реке есть, но ее ирригационный ресурс равен нулю из-за непригодности для полива конкретной почвы или эту воду Нельзя изъять, исходя из сохранности реки (ресурс ирригационного водопользования нулевой). Судоходный ресурс реки может быть невелик из-за малых глубин, но рекреационный — значителен.
Ресурсы вообще — денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники дохода; различают природные, материальные, трудовые, финансовые ресурсы.
Природный ресурс — допустимый объем изъятия вещества и энергии, допустимая антропогенная нагрузка на природные объекты, обеспечивающие сохранение Объектов, экологическую безопасность для человека и природы. Главные виды природных ресурсов: солнечная энергия, энергия Приливов и отливов, внутриземное тепло, водные, земельные, минеральные (в том числе топливно-энергетические), растительные, ресурсы животного мира, информационные — не могут быть без размерными.
Территории, акватории или отдельные природные объекты (ландшафты) характеризуются природно-ресурсным потенциалом, т. е. способностью природной системы без ущерба дл себя (для механизмов своего функционирования и самовосстановления) отдавать необходимую человеку продукцию, оказывать ем услуги, воспринимать другую антропогенную нагрузку, включая прием отходов, в том числе и энергетических.
Природный ресур зависит от степени обустроенности территории человеком, он может его повышать, например, улучшая тепло- и влагообеспеченность, природную устойчивость, самовосстановление.
Воздействие человека на природу измеряют не только объемом использованных ресурсов, но и влиянием на все компоненты при родного объекта или природной системы.
Поэтому объектом природопользования надо считать природный объект в целом обеспечивая его сохранность, восстановление. Кстати, именно к природным объектам или системам (геосистемам, природно-территориальным комплексам, ландшафтам) применимо понята комплексного использования, т. е. в различных целях: например озеро можно использовать для водоснабжения, судоходства, рыболовства, отдыха и т. п. Возможно повторное использование некоторых ресурсов (например, воды), но не комплексное.
Да и охранять лучше природные объекты, а не отдельные ресурсы, хотя последние можно поддерживать, восполнять: судоходные дноуглубительные работы, магазинирование (пополнение) подземных вод, пополнение рыбных запасов и др.
Мера природного ресурса нашла свое отражение в геологии прогнозные запасы какого-либо ископаемого, разведанные запасы, утвержденные запасы.
Меру имеют климатические ресурсы для целей сельского хозяйства или агроклиматические ресурсы количество эффективных осадков, сумма биологически активны) температур воздуха, количество фотосинтетически активной солнечной радиации, число дней с суховеями, с заморозками и т. п.
С позиций природообустройства природопользование можно разделить на землепользование, водопользование, недропользование, воздухопользование.
При этом становятся явными объекты природообустройства: земли (территории), водные объекты, недра, приземные слои атмосферы.
При землепользовании природные объекты, природно-территориальные комплексы (геосистемы, ландшафты) человек представляет в виде земель, т.
е. территорий с угодьями, находящихся в чьем-то пользовании, владении, собственности. Землепользование может быть сельскохозяйственным (с размещением посевов животноводческих ферм, аграрной инфраструктуры); лесохозяйственным (тоже с его инфраструктурой); водохозяйственным (размещение искусственных водных объектов); урбанистическим Размещение населенных пунктов); индустриальным (размещение бъектов промышленности, транспорта, связи); природообустроительным и природоохранным — размещение объектов природобустройства (инженерно-мелиоративных, инженерно-экологических, обводните