Преднаука и наука: что это такое, общая характеристика и особенности

Что такое преднаука?

В истории возникновения и развития науки необходимо выделить две стадии.

Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая – науку в собственном смысле слова. Преднаука изучает преимущественно те вещи и процессы, с которыми человек многократно сталкивался в обыденном опыте.

Он стремился при этом построить модели объектов и процессов с тем, чтобы предвидеть результаты практических действий. Предпосылкой для этого было изучение вещей, их свойств и отношений, выделенных в практической деятельности.

Эти вещи, свойства и отношения фиксировались в форме идеальных объектов, которыми мышление начинало оперировать как специфическими предметами заменяющими объекты реального мира.

При этом, деятельность мышления формировалась на основе практики и представляла собой идеализированную схему практических преобразований материальных предметов.

Объединяя идеальные объекты с соответствующими операциями их преобразования, ранняя наука строила таким путем схему тех изменений предметов, которые могли быть осуществлены в производстве данной исторической эпохи.

Происшедший переход от мифологии к преднауке связан с формированием эмпирического, утилитарного и технологического знания, функционирующего как система индуктивных обобщений и технических навыков.

Исторически этот познавательный процесс совпадает с существованием древневосточной культуры. Наиболее развитые до VI века до н.э. в аграрном, ремесленном, военном, торговом отношении восточные цивилизации (Египет, Индия, Китай) выработали определенные в этих областях практические знания. Эти цивилизации располагали знаниями, которые накапливались, хранились, передавались от поколения к поколению, что давало возможность рационально организовывать разнообразную деятельность.

При этом, знания вырабатывались путем индуктивных обобщений непосредственного практического опыта и распространялись в обществе в форме наследственного профессионализма, знания квалифицировались как идущие от бога-покровителя данной профессии.

Процесс формирования и накопления знаний протекал стихийно при отсутствии критической и рефлексивной деятельности по оценке знаний, а их признание и использование осуществлялось на бездоказательной основе и функционировало как набор готовых рецептов деятельности.

Особенностью знаний древневосточных цивилизаций является отсутствие фундаментальности, поскольку она была ориентирована на решение прикладных, практических задач, даже астрономия реализовалась в форме астрологии, тогда как в Древней Греции астрономия реализовалась в форме астрологии, тогда как в Древней Греции астрономия понималась не как техника вычисления, а как теоретическая наука об устройстве Вселенной в целом.

Знания на стадии преднауки в полном смысле не были рациональными и причины этого во многом определялись характером социально-политического устройства древневосточных цивилизаций.

Отсутствие предпосылок обоснования и доказательства знаний в конечном счете приводили к фетишизации. Знание, оставаясь рационально необоснованным, освященное божественным именем, превращалось в предмет поклонения, таинство.

Случайное применение знаний, выполнение различных вычислений, носящих частный нетеоретический характер, мешало знания в древневосточных цивилизациях систематичности и логической последовательности.

Например математики Египта и Вавилона умели решать многие задачи и уравнения, но никаких доказательств, обосновывающих применение того или иного приема, необходимость вычислять требуемые величины именно так, а не по другому не приводилось.

В проводимых исследованиях и наблюдениях внимание концентрировалось на частных практических задачах, а теоретическое рассмотрение предмета или процесса не приводилось.

Поскольку поиск, ориентированный на нахождение практических рецептов не предполагал выделение универсальных доказательств, основания для соответствующих решений были профессиональной тайной, приближая познание к магическому действию. Отсутствие доказательного в логическом плане рассмотрения объектов в общем виде лишало возможности вывести необходимую о нем информацию.

Очевидно, восточные ученые вынуждены были руководствоваться громоздкими таблицами, позволяющих решение той или иной конкретной задачи.

Следовательно, наука в ее современном понимании, не могла сложиться в древневосточных цивилизациях.

Культура этого периода и соответствующее сознание не выработало таких способов познания, которые опираются на теоретические суждения, а не на рецепты, догмы и прорицания, возникающих с позиций социальных и теологических предрассудков. Т.о., исторический тип познания, который сложился в древневосточных цивилизациях, соответствует донаучной стадии познавательной деятельности и знания.

Античная наука

Для перехода к собственно научному способу получения знания, с чего ориентацией на исследование необычных (неэмпирических) предметных связей, необходим был другой тип цивилизации, культуры.

Такой цивилизацией, создавшей предпосылки для формирования подлинной науки, была демократия древней Греции с ее социальным динамизмом, активизмом и состязательностью. Наука сформировалась в рамках античной натурфилософии (естествознание) и одновременно возникли предпосылки дисциплинарной организации науки.

С возникновением натурфилософии связано появление первых образцов теоретических исследований: геометрия Евклида, учение Архимеда, медицина Гиппократа, атомное учение Демокрита, астрономические идеи Птолемея, учение о числах Пифагора, что вывело математику на теоретический уровень.

В рамках формирующейся античной науке особое внимание уделяется логике и диалектике, что указывает на процесс всеобщей рационализации мышления, оперирующему абстрактными понятиями и категориями.

Дальнейшее развитие натурфилософии превращает ее зание в рационально оформленное.

В Греции впервые возникает теоретическая система математики, в рамках которой было введено математическое доказательство.

Платон, например, утверждал, что математика имеет отношение у управлению государством, воспитывая возвышенный строй души и приобщаться к миру вечного бытия (идеи), где царят порядок, гармония симметрия.

Важным завоеванием античной науки было утверждение о противоречивости физического мира (Гераклит), в котором движение представляет собой важнейший атрибут материи.

Логический анализ движения привели античного математика и философа Зенона Элейского к формулировке знаменитых апорий, связанных с противоречием между чувственными данными (наблюдение) и логического (мысленного) анализа. Ценность этих идей заключается в том, что утверждалось о противоречивом характере движения и невозможность его описания непротиворечивым способом.

Большое значение для развития научного познания имела деятельность софистов (Протагор и др.), сосредоточивших свои исследования на методах аргументации, логической обоснованности и достоверности суждений.

Разработанные методы аргументации софистами стали прообразом формальной логики, получившей широкое применение в европейской науке.

В греческой науке преобладала идея гармонии, симметрии, упорядоченного космоса.

Атомистики (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций) в споре с логиками, утверждали, что все сущее состоит из атомов, взамодействующих в пустоте и характеризуется неделимостью. Мир вечен, текуч, сохраняет неизменность, во времени и пространстве. Установление законов сохранения бытия и движения сопровождалось выявлением закона причинности, утверждающего, что все происходит в силу причинной связи и необходимости.

Первую попытку систематизации знаний осуществил Аристотель (IV в. до н.э.). Он делил все науки на теоретические, имеющие целью само знание (философия, физика, математика); практические, руководящие человеческим поведением (этика, экономика, политика); творческие, направленные на достижение прекрасного (эстетика, риторика, искусство). По Аристотелю физика исследует сущность и природу вещей, а механика постигает искусство построения машин.

Аристотелевская логика осуществила классификацию высказываний (общие, частные, отрицательные, утвердительные), выявила их модальность: возможность, случайность, невозможность, необходимость, определялись законы мышления: закон тождества, закон исключения противоречия, закон исключенного третьего.

У Аристотеля физика претендует на роль базисной науки, все что следует за физикой определяется как метафизика. В целом античная физика была нацелена на поиск первоосновы (субстанции) сущего (архэ) и его элементов, стихий (стоихенон).

К предпосылкам возникновения в Античной Греции комплекса естественнонаучных представлений необходимо отнести следующее. Во-первых, утвердившееся в ходе борьбы с антропоморфизмом представление о природе как некоем естественно возникшем образовании, имеющем основание в самом себе.

Во-вторых, обоснование идеи онтологической нерелятивности бытия, явившееся следствием критики наивно эмпирического мировоззрения перманентного изменения. Философский и теоретический вариант этого мировоззрения разработал Гераклит в качестве центрального понятия своей системы становления бытия. Суть этой идеи выражается в законе взаимоперехода, непрестанного самовозвращения, противоборства, обновления субстанций, источник, принципы движения которых уподобляется подвижной природе огня – первоосновы сущего (одно и то же живое и мертвое и т.п.).

В-третьих, становление взгляда на мир как на взаимосвязанное целое (космос), проникающее все сущее и доступное сверхчувствительному созерцанию.

Это представление имело существенное гносеологическое значение. Оно способствовало утверждению фундаментального для науки принципа как каузальность (причинность).

В качестве основного вклада античности в формировании науки являются изменения в культуре того периода (демократия и новый тип рациональности), которые обеспечили применение научного метода в математике и вывели ее на уровень теоретического исследования.

Это событие вызовет следующий этап (в становлении подлинной науки в Новое время, когда научный способ мышления стал достоянием естествознания – становление как эксперимента (экспериментальное естествознание)), как основного метода исследования природы, соединение математического метода с экспериментом и формирование теоретического естествознания.

История формирования и развития науки

В истории формирования и развития науки можно выделить две стадии:

  • 1) преднаука (характеризует зарождающуюся науку)
  • 2) наука

Зарождающаяся наука изучает преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивается в производстве и обыденном опыте. Он стремится построить модели таких изменений, чтобы предвидеть результаты практического действия. Первая предпосылка для этого — изучение вещей, их свойств и отношений, выделенных самой практикой.

Эти вещи, свойства и отношения фиксировались в познании в форме идеальных объектов, которыми мышление начинало оперировать как специфическими предметами, замещающими объекты реального мира. Эта деятельность мышления формировалась на основе практики и представляла собой идеализированную схему практических преобразований материальных предметов.

Соединяя идеальные объекты с соответствующими операциями их преобразований, ранняя наука строила схему тех изменений предметов, которые могли быть осуществлены в производстве данной исторической эпохи.

Примеры: древнеегипетские таблицы сложения и вычитания целых чисел (реальный объект — животное — замещается идеальным — единицей); геометрия обнаруживает связь с измерением земельных участков (чертеж — модель земельного участка: границы + площадь). Операции с геометрическими фигурами на чертежах осуществлялись с помощью циркуля и линейки.

Этот способ выступает в качестве схемы реальных практических операций.

Способ построения знаний путем абстрагирования и схематизации предметных отношений наличной практики обеспечивал предсказание ее результатов в границах уже сложившихся способов практического освоения мира.

По мере развития познания формируется новый способ построения знаний. Он знаменует переход к собственно научному исследованию предметных связей мира.

На этапе преднауки первичные идеальные объекты и их отношения (соответственно, смыслы основных терминов языка и правила оперирования с ними) выводились непосредственно из практики и лишь затем внутри созданной системы знания (языка) формировались новые идеальные объекты.

Теперь познание начинает строить фундамент новой системы знания сверху по отношению к реальной практике и лишь после этого, путем ряда опосредований, проверяет созданные из идеальных объектов конструкции, сопоставляя их с предметными отношениями практики.

Исходные идеальные объекты не черпаются из практики, а заимствуются из ранее сложившихся систем знания (языка) и применяются в качестве строительного материала при формировании новых знаний.

Эти объекты погружаются в особую сетку отношений, которая заимствуется из другой области знания, где она предварительно обосновывается в качестве схематизированного образа предметных структур действительности.

Соединение исходных идеальных объектов с новой сеткой отношений способно породить новую систему знаний, в рамках которой могут найти отображение существенные черты ранее не изученных сторон действительности. Прямое или косвенное обоснование данной системы практикой превращает ее в достоверное знание.

В развитой науке такой способ исследования встречается на каждом шагу. Пример: по мере эволюции математики числа начинают рассматриваться не как прообраз предметных совокупностей, которыми оперируют на практике, а как относительно самостоятельные математические объекты, свойства которых подлежат систематическому изучению.

С этого момента начинается собственно математическое исследование, в ходе которого из ранее изученных натуральных чисел строятся новые идеальные объекты (применение операции извлечения корня к отрицательному числу формирует новую абстракцию — мнимое число; на этот класс идеальных объектов распространяются все операции, которые применялись к натуральным числам).

Описанный способ построения знаний утверждается в математике и затем распространяется на сферу естественных наук (метод выдвижения гипотетических моделей с их последующим обоснованием опытом).

Благодаря новому методу построения знаний, наука получает возможность не только изучить те предметные связи, которые могут встретиться в сложившихся стереотипах практики, но и проанализировать изменение объектов, которые в принципе могла бы освоить развивающаяся цивилизация.

С этого момента начинается наука в собственном смысле. В ней, наряду с эмпирическими правилами и зависимостями (которые знала и преднаука), формируется теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствия из теоретических постулатов. Знания строятся теперь в категориях возможного и необходимого (могут соотноситься не только с осуществленным опытом, но и с качественно иной практикой будущего).

Знания уже не формируются как предписания для наличной практики, они выступают как знания об объектах реальности самой по себе, и на их основе вырабатывается рецептура будущего практического изменения объектов.

Возникает потребность в научном эксперименте как в особой форме практики, которая обслуживает развивающееся естествознание.

2. Культуры многих традиционных обществ не создавали предпосылок собственно научного способа исследования.

Их знания не выходили за рамки преднауки.

Переход к науке связан с двумя переходными состояниями развития культуры и цивилизации:

  • 1) с изменениями в культуре античного мира, которые обеспечили применение научного метода в математике и вывели ее на уровень теоретического исседования.
  • 2) с изменениями в европейской культуре в эпоху Возрождения и перехода к новому времени, когда собственно научный способ мышления стал достоянием естествознания (становление эксперимента как метода изучения природы, соединение математического метода с экспериментом и формирование теоретического естествознания).

Речь идет о тех мутациях в культуре, которые обеспечивали становление техногенной цивилизации.

Для перехода к собственно научной стадии необходим был особый способ мышления, который допускал бы взгляд на существующие ситуации бытия (социального общения и деятельности), одно из возможных проявлений законов мира, которые могут осуществиться в различных формах, в том числе, весьма отличных от уже осуществившихся.

Такой способ мышления не мог утвердиться в культуре Востока эпохи первых городских цивилизаций (где начиналась преднаука).

Когда возникла наука?

Как своеобразная форма познания (специфический тип духовного производства и социальный институт) наука возникла в Европе в Новое время (16-17вв).

Произошла дифференциация единого ранее знания на философию и науку. Наука начинает развиваться относительно самостоятельно, постоянно связана с практикой, опредмечивается, материализуется в ней.

В первом вопросе обратите внимание на две стадии в возникновении научных знаний.

Первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), вторая – науку в собственном смысле слова. Зарождающаяся наука изучает преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивался в производстве и обыденном опыте, переход к науке в собственном смысле слова был связан с двумя переломными состояниями развития культуры и цивилизации.

Во-первых, с изменениями в культуре античного мира, которые обеспечили применение научного метода в математике и вывели ее на уровень теоретического исследования, во-вторых, с изменениями в европейской культуре, произошедшими в эпоху Возрождения и переходу к Новому времени, когда собственно научный способ мышления стал достоянием естествознания.

В преднауке зарождаются предпосылки науки.

Этап преднауки завершается когда наряду с эмпирическими правилами и закономерностями формируется теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствия из теоретических постулатов. Наука в своем развитии проходит три основных этапа: классический (17-19 в.в.), неклассический (первая пол. 20 в) и постнеклассический (вторая пол. 20 в. – начало 21 в.. Каждый из этих этапов имеет свою парадигму, картину мира, фундаментальные идеи.

Классический (механика, жесткий детерменизм), неклассический (относительность, дискретность, вероятность) и постнеклассический (самоорганизация, синергетика).

Преднаука в своем развитии опирается на обыденную практику и производственную деятельность. Предпосылкой возникновения научных знаний считается миф. Здесь происходит отождествление различных предметов, для этого необходимо овладеть операцией выделения существенных признаков, сопоставлять различные предметы.

Это сыграло роль в формировании научной методологии. Характерной чертой преднауки является преемственность знаний от поколения к поколению. Преднаука изучает те вещи и способы их изменений, с которыми человек сталкивается в своей практической деятельности.

Деятельность мышления, формирующаяся на основе практики, представляет типичную схему практических действий.

На этапе преднауки первичные идеальные объекты и их отношения выводятся непосредственно из практики, затем внутри созданной системы знания формируются новые объекты. Научное знание ориентируется на поиск предметных структур, которые не могут быть выявлены в обыденной практике.

Наука в античной культуре

Зарождение первых форм теоретического знания традиционно связывают с античностью.

Древние греки пытаются описать и объяснить возникновение, развитие и строение мира в целом и вещей его составляющих. Эти представления получили название натурфилософских. Натурфилософией (философией природы) называют преимущественно философски-умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в целостности, и опирающееся на некоторые естественнонаучные понятия. Среди значимых натурфилософских идей античности представляют интерес атомистика и элементаризм.

К началу 4 в. до н. э. было представлено Гиппократом Хиосским первое изложение основ геометрии, базирующейся на методе математической индукции.

Платон (427-347 гг. до н. э.) объединил учение об элементах и атомистическую концепцию строения вещества.

В «Тимее» философ утверждает, что четыре элемента — огонь, воздух, вода и земля — не являются простейшими составными частями вещей. Он предлагает их назвать началами и принимать за стихии.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) создал всеобъемлющую систему знаний о мире, наиболее адекватную сознанию своих современников. В эту систему вошли знания из области физики, этики, политики, логики, ботаники, зоологии, философии.

Эпоху эллинизма (IV в. до н. э. — I в. н. э.) считают наиболее блестящим периодом в истории становления научного знания. Основной чертой эллинистической культуры стал индивидуализм, вызванный неустойчивостью социально-политической ситуации, невозможностью для человека влиять на судьбу полиса, усилившейся миграцией населения, возросшей ролью царя и бюрократии. Это отразилось как на основных философских системах эллинизма — стоицизме, скептицизме, эпикуреизме, неоплатонизме, — так и на некоторых натурфилософских идеях.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий