Принципы социальной педагогики: кратко

Общая характеристика основных принципов социальной педагогики

  1. Принцип природосообразности (предусматривает личностно – ориентированный подход на основе всестороннего изучения индивидуальных особенностей личности, учета её природного и социального своеобразия, потребностей, задатков, склонностей, состояния здоровья, целостность развития). Критерий – не навредить клиенту.
  2. Принцип индивидуальной обусловленности (обосновывает необходимость категоричного и полного приятия клиента с недостатками и достоинствами как реальность; признание уникальности, неповторимости).
  3. Принцип социальной эмпатии (обуславливает необходимость перехода из отношений социально – педагогических (профессиональных) в человеческие отношения). Профессиональные задачи: педагогическая гибкость, создание комфортной среды взаимодействия с клиентом, проектирование совместно с клиентом программ индивидуального саморазвития.
  4. Принцип гуманизма (система взглядов на человека, признающих право личности на уважение, охрану жизни и здоровья, самоопределение и самореализация).
  5. Принцип культуросообразности (предусматривает социальное развитие человека на основе ценностей этической культуры).
  6. Принцип средовой обусловленности (в организации социально – педагогической работы необходимо учитывать среду проживания, ближайшее окружение, место поселения, принадлежность к государству, а также культурное воспитание.
  7. Принцип профессиональной компетентности (специалист должен знать: общую методологию, теоретические закономерности развития человека с учетом наследственного и социально – культурного фактора; умение применять на практике теоретические знания; необходимость профессионального самообразования, изучение научных достижений, обобщение опыта и т.д.).

Принципы социальной педагогики, обусловленные социальной природой личности

Природосообразность – принцип соц.педагогики, согласно которому соц.педагог в своей практической деят. руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка.

Следуя принципу природосообразности в своей деятельности необходимо придерживаться след.правилам: учет возрастных особенностей детей; учет половых особенностей детей; учет инд.особенностей детей. Связанных с их отклонением от нормы. Опора на положитлеьное в ребенке. На сильные стороны его личности; развитие инициативы и самостоятельности ребенка.

Этот принцип впервые сформулировл Коменский, он считал, что чел.как часть природы подчинаяется ее главнейшим, всеобщим законам. Действующим как в мире растений и животных. Таки и в человеческом общетве. Он писал о том, что так, где рождаются люди, требуется воспитание. Чтобы дары природы из возможных стали действительными.

Сущность принципа заключается в том, что отношение к человеку должно быть как к социальному природному существу. Человека следует развивать, совершенствовать только с учетом его природных возможностей и не более. В противном случае его можно только деформировать и даже разрушить.

Принцип природосообразности диктует необходимость тщательного учета в процессе соц.-пед. работы общих законов развития природы, т.е. естественных возможностей человека. Соблюдение этих требований позволит наиболее полно использовать индивидуальные природные задатки каждого ребенка в процессе их направленного, целесообразного и наиболее полного развития.

Принцип культуросообназности является продолжением принципа природосообразности. Человек рождается как биологическое существо. Становится же он личностью, усваивая социальный опыт поведения, который передается в процессе воспитания и развития личности от одного поколения к другому.

Принцип культуросообназности был выдвинут Дистервегом, который считал, что при воспитании необходимо принимать во внимание условия и места и время, в которых человек родился и в которых ему предстоит жить. В отечественной педагогике идея культуросообразности была развита Ушинским.

Он писал: если мы хотим воспитать образованного чел. наичнать нужно с умения писать, читать, считать со знания своей религии, своей родины, ее природы. Истории, культуры. Воспитание созданное самим народом и основанное на народных началах, всегда лучше других систем.

Реализация принципа культуросообразности требует выполнения ряда правил: учет отклонений ребенка от нормы при формировании у них различных видов культур; развитие творчества детей с отклонениями в развитии.

Принципы социальной педагогики, обусловленные социальным фактором формирования и развития личности

…..этот принцип является продолжением принципа природосообразности. Человек рождается как биологическое существо. Становится же он личностью, усваивая социальный опыт поведения, который передается в процессе воспитания и развития личности от одного поколения к другому. Принцип культуросообназности был выдвинут Дистервегом, который считал, что при воспитании необходимо принимать во внимание условия и места и время, в которых человек родился и в которых ему предстоит жить. В отечественной педагогике идея культуросообразности была развита Ушинским. Он писал: если мы хотим воспитать образованного чел. наичнать нужно с умения писать, читать, считать со знания своей религии, своей родины, ее природы. Истории, культуры. Воспитание созданное самим народом и основанное на народных началах, всегда лучше других систем.

Реализация принципа культуросообразности требует выполнения ряда правил: учет отклонений ребенка от нормы при формировании у них различных видов культур; развитие творчества детей с отклонениями в развитии.

Принципы социальной педагогики, обусловленные взаимосвязью личности и среды

Принцип средовой обусловленности (в организации социально – педагогической работы необходимо учитывать среду проживания, ближайшее окружение, место поселения, принадлежность к государству, а также культурное воспитание.

Среда рассматривается как место. Где чел.реализует себя, либо место, где осуществляются консультационную работу с ним. Средовые факторы – это то, с чем взаимодействует чел. Необходимость управлять факторами соц.окружения чел.чтобы стимулировать через них его целенаправленное индивидуальное развитие и лежит в основе принципа средовой обусловленности.

Основные требования принципа: для каждого воспитательного мероприятия существует наиболее благоприятная , недостаточно благоприятная и неблагоприятная среда; с учетом целей соц.-пед.деят., особенностей субъекта и объекта определяются и средовые факторы, которые могли бы стимулировать процесс, обеспечивать наиболее полное их достижение; соц.раб.необходимо уметь прогнозировать влияние среды и стремиться наиболее полно использовать положительные возможности; факторы среды влияют на любого чел., но особенно сильно на растущего; факторы среды нередко являются средством воспитания ребенка.

Основные принципы социальной педагогики

Понятие и сущность принципов в социальной педагогике

Слово «принцип» происходит от латинского слова principium, которое означает «основа», «начало».

Каждая наука и со ответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуются определенными принципами — основными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей.

Для любой науки существуют свои принципы, реализация которых происходит через определенные правила. Принципы и правила существуют объективно, независимо от нас, и отступать от них нельзя, ибо в противном случае такая деятельность может быть не только бесполезна, но и вредна.

По своему объему правило уже принципа.

Оно вытекает из него и отражает частные положения определенного принципа, методику его применения в конкретной ситуации. По форме выражения в педагогике правила имеют характер рекомендаций. Принцип содержит в себе многие правила, но их совокупность не составляет еще принцип, как совокупность явлений еще не определяет их сущности.

Под принципом понимается исходное начало, более или менее общее для данного явления.

Правило – это определенная норма, выражающая обязательный характер деятельности специалиста. Принцип является отражением определенной закономерности, условий ее проявления или результата повседневных наблюдений практической деятельности и вытекающих из них выводов.

Социальная педагогика отпочковалась от педагогики и, естественно, в основе своей опирается на принципы этой науки. Принципы педагогики, отражая уровень развития общества и его потребности с определенной мерой опережения практики воспитания, в общем виде выражают выработанные в обществе требования к воспроизводству определенного типа личности: определяют стратегию, цели, содержание и методы воспитания, стиль взаимодействия его субъектов.

Принципы в педагогике дают общее направление воспитания и образования личности и служат основанием для решения конкретных педагогических задач.

Однако вопрос о принципах педагогики для каждого периода развития этой науки является дискуссионным. Не является исключением и современный период. Разные ученые выдвигают те или иные принципы или по-новому толкуют уже известные.

Общая характеристика основных принципов социальной педагогики и их требования

Принципы социальной педагогики как практики.

Они подразделяются на группы, обусловленные факторами, существенно влияющими на соответствующую деятельность, ее процесс и результат. Каждый из них, в свою очередь, зависит от закономерностей, из которых выстраиваются соответствующие принципы. В социальной педагогике к таким факторам относятся: объектный, субъектный, средовый и технологический.

Объектный фактор– это фактор, установленный лицом (группой), в отношении которого осуществляется социально-педагогическая деятельность.

Она всегда носит адресный характер и во многом зависит от личности объекта, своеобразия группы. Наиболее важными принципами являются: природосообразность, индивидуальная обусловленность и гуманизм.

Принцип природосообразности.

Человек – природное существо и развивается по законам естественной и социальной природы. Это означает, что при определенных условиях может иметь место соответствующая направленность и динамика развития и воспитания конкретного человека.

Сущность принципа заключается в том, что отношение к человеку должно быть как к природному существу, а точнее, социально-природному.

Его (человека) следует развивать, совершенствовать только с учетом его природных возможностей и не более. В противном случае его можно только деформировать и даже разрушить. Принцип природосообразности диктует необходимость тщательного учета в процессе социально-педагогической работы общих законов развития природы, другими словами, естественных возможностей человека.

Соблюдение этих требований позволит наиболее полно использовать индивидуальные природные задатки каждого ребенка в процессе их направленного, целесообразного и наиболее полного развития.

Основные требования – это:

  1. —знать законы и закономерности развития и воспитания человека и уметь строить в соответствий с ними всю социально-педагогическую работу;
  2. —изучать и знать не только возрастные и половые индивидуальные особенности, но и ближайшие и перспективные возможности человека – объекта социально-педагогической работы;
  3. —соотносить выбираемые цели социально-педагогической работы с задатками ребенка, средства их достижения – с его индивидуальными возможностями;
  4. —в работе с детьми, имеющими особые нужды, изучать особенности индивидуального, индивидуально-коррекционного и коррекционно-компенсаторного развития, создавая для каждого наиболее оптимальные условия индивидуального самосовершенствования;
  5. — в процессе социально-педагогической работы учитывать не только природосообразность развития и воспитания человека, но и возможности самой природы в реализации целей.

Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального подхода)

В основе принципа лежит принятие человека со всеми его особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками. Человек – это особый индивидуальный мир со своим содержанием, возможностями развития, воспитания и взаимодействия со средой жизнедеятельности. Отсюда следует, что в работе с конкретным человеком необходим особый подход, способы и методики социально-педагогической деятельности, обеспечивающие наиболее полную реализацию его индивидуального социального потенциала в развитии и воспитании.

Сущность принципа заключается в том, что социально-педагогическая деятельность ориентируется, строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта, его социальной обусловленности и в его интересах.

Реализация требований принципа личностного, индивидуального подхода обеспечивается учетом следующих рекомендаций:

  • —человека (группу) нужно хорошо узнать перед началом работы с ним (с ней).

Этому способствует начальная (первичная) диагностика, стремление социального педагога наиболее полно понять индивидуальные особенности объекта. Особое значение имеет личный опыт специалиста, его способность при первой встрече максимально оценить своеобразие человека и строить свою деятельность с ним на основе познаваемой индивидуальности;

  • —предусматривать особенности начального этапа работы с человеком, когда происходит адаптация и его, и социального педагога к процессу социально-педагогической деятельности и друг к другу;
  • —учитывать состояние объекта и динамику его изменения в процессе работы с ним.
  • Уметь проявлять гибкость в этой работе с учетом изменяющегося состояния объекта и потребностей реализационной деятельности;
  • — стремиться создавать наиболее «комфортные» условия для человека в процессе социально-педагогической работы с ним.

Принцип гуманизма. Слово «гуманизм», «гуманность» (от лат. humanus– человечный) означает систему взглядов, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья. Этот принцип в социальной педагогике означает приоритет социального значения человека, создание условий для защиты его прав, развития и воспитания, оказания ему помощи в самоопределении, интеграции в общество.

Основные требования принципа:

  • —развитие и воспитание направляется в интересах человека и должно способствовать его самосовершенствованию;
  • —воспитание должно ставить человека в определенные условия, которые наиболее соответствуют его индивидуальным возможностям и не допускают саморазрушения личности;
  • —гуманизм не должен подменяться гиперопекой, вседозволенностью;
  • —в процессе взаимодействия с ребенком надо обеспечить признание его права быть самим собой, уважать его личное достоинство.

Особые требования предъявляются при взаимодействии с детьми, нуждающимися в помощи.

Сущность их заключается в том, чтобы, проявляя милосердие к ребенку, ставить его в достаточно жесткие, но жизненно необходимые условия, способствующие его наиболее полному и целесообразному развитию, воспитанию и самореализации.

Субъектный фактор – это фактор, обусловливающий своеобразие организации и осуществление социально-педагогической деятельности субъектом.

Он важен при определении, кому следует поручить конкретную социально-педагогическую деятельность в зависимости от складывающейся ситуации и потребности (требований) в (к) ее результативности. Данный фактор важен и при оценке (анализе) процесса и (или) результата этой деятельности.

Главными принципами, отсюда вытекающими, являются: личностная обусловленность и взаимосвязь профессионализма и действенности социально-педагогической деятельности.

Принцип личностной обусловленности. Именно личность специалиста определяет отношение к нему и его деятельности тех, с кем он непосредственно работает. Он олицетворяет авторитет, доверие к социальному педагогу, его слову и работе. Собственно социально-педагогическая деятельность осуществляется человеком в его индивидуальном стиле.

В процессе ее происходит взаимодействие культур, волевых усилий, эмоциональных своеобразий объекта и субъекта. Одна и та же педагогическая деятельность, выполняемая одним и тем же человеком, а тем более другими людьми отличается и воспринимается по-разному. Можно копировать деятельность, перенимать опыт, но нельзя стать таким же, как ее автор. Усвоенному обязательно будет не хватать обаяния исполнителя, его эмоциональности, волевой напористости, искусства поведенческого и речевого воздействия и т.д.

Природосообразность. — принцип социальной педагогики, согласно которому со­циальный педагог в своей практической деятельности руководствуется факторами естест­венного, природного развития ребенка. Характеристики принципа природосообразности можно встретить в трудах педагогов, психологов, философов, которые отражали те или иные его аспекты.

Принцип природосообразности был сформулирован впервые Я. А. Коменским в его главном сочинении «Великая дидактика». Он считал, что человек как часть природы под­чиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и живот­ных, так и в человеческом обществе.

Я. А. Ко­менский утверждал, что необходимо учитывать не только на общие законы природы, но и на психологию ребенка, строить систему воспитания и обучения детей, нужно опираясь на возрастные характеристики детей, подростков и юношей.

Впоследствии принцип природосообразности был взят в основу построения раз­личных педагогических и социально-педагогических теорий.

Так, французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778) считал, что воспитание ребенка должно происходить сооб­разно природе. Он писал, что «природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми».

Он придавал большое значение воспитанию самой природой, по его мнению, оно должно осуществляться путем внутреннего развития человеческих способ­ностей, развития органов чувств. Поэтому у Ж.-Ж. Руссо на первом плане была природа ребенка, которой и следовало подражать, осуществляя подготовку человека к будущей жизни.

Своеобразие теории заключалось не столько в содержании, сколько в организации воспитания ребенка от его рождения до совершеннолетия в естественных природных ус­ловиях.

Для своей теории свободного воспитания он установил собственную возрастную периодизацию детей.

Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), создавший учреж­дения и приют для сирот и беспризорных детей, считал, что цель воспитания – развить природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторон­ним и гармоничным. Основной принцип воспитания, по И. Г. Песталоцци, этосогласие с природой. Причем в отличие от Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци не идеализировал природу ребенка.

Он считал, что для развития природных способностей ребенку необходима по­мощь. По его образному выражению, воспитание строит свое здание поверх большой прочно стоящей скалы — природы. Он утверждал, что любое воспитание, которое не бы­ло построено на принципах природосообразности, проходит по ложному пути.

Немецкий ученый-педагог Адольф Дистервег (1790-1866), вслед за И. Г. Песталоц­ци, также считал этот принцип важнейшим принципом воспитания. В своих грудах он пи­сал о том, что нужно следовать за процессом естественного развития человека, учитывать в процессе обучения и воспитания возрастные и индивидуальные особенности школьника.

Идея природосообразности нашла отражение и в трудах отечественных классиков педагогики. К. д. Ушинский (1824-1871) в своем главном психолого-педагогическом со­чинении «Человек как предмет воспитания» писал, что для воспитания и обучения ребен­а учителю необходимо не только знать принципы и правила воспитания, но и воору­житься также основными законами человеческой природы, уметь их применять в каждом конкретном случае для каждого конкретного ребенка.

Разрабатывая, программу по педаго­гике, К. Д. Ушинский обосновал необходимость предварительного изучения основ физио­логии, гигиены и психологии.

Последователем идеи свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо в Poccии был писатель Л. Н. Толстой (1828-1910). Он верил в природное совершенство личности ребенка, кото­рый от рождения уже является прообразом гармонии правды, красоты и добра.

Если у Ж.­-Ж. Руссо воспитание означало соответствие естественному развитию ребенка, его приро­де, то у Л. Н. Толстого воспитание — это создание условий, способствующих развитию личности ребенка.

Развитие принципа природосообразности можно проследить и в трудах советских педагогов П. П. Блонского, СТ. Шацкого, Н. К. Крупской, А. С.

Макаренко, В. А. Сухо­млинского, Ю. К. Бабанского, Г. И. Щукиной, Т. И. Ильиной н др. Основное внимание при воспитании и обучении детей советские ученые уделяли учету возрастных и индиви­дуальных особенностей школьников.

Особо следует выделить в России деятельность В. Г. Кащенко (1870-1943), соз­давшего в 1908 г. санаторий-школу для дефективных детей, который сочетал в себе педа­гогические, лечебные и исследовательские цели.

На основе этого учреждения в 1918 г. ор­ганизуется дом изучения ребенка. Развивая принцип природосообразности, В. H. Кащенко подробно исследовал физические и психические отклонения детей, которые необходимо учитывать при воспитании и образовании «исключительных» (с отклонениями в разви­тии) детей.

Говоря о принципе природосообразности применительно к социальной педагогике, прежде всего, следует помнить, о какой категории детей идет речь: обычный, нормальный ребенок или ребенок, имеющий отклонения в психическом, физическом или социальном развитии.

Поэтому социальный педагог, следуя принципу природосообразности, в своей деятельности должен придерживаться следующих правил:

  • — учет возрастных особенностей детей;
  • — учет половых особенностей детей:
  • — учет индивидуальных особенностей детей, связанных с их отклонением от нормы; — — опора на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности;
  • — развитие инициативы и самостоятельности ребенка.

Принципы социальной педагогики

Слово «принцип» (от лат. principium) означает первоначало, основу, определяющую данное явление. Принцип является отражением определенной закономерности, условий ее проявления или результата повседневных наблюдений практической деятельности и вытекающих из них выводов (Словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 1997).

Принципы социальной педагогики имеют объективный характер: их особенность заключается в том, что если социальный педагог учитывает их требования, то вероятность получения им достаточно высокого результата очень велика. Изучение принципов социальной педагогики позволяет специалисту в процессе овладения профессией принять те рекомендации, которые должны стать для него естественными в практической работе (Л.В.Мардахаев).

Обобщенное представление о принципах развития современное социальной педагогики предложено А.В.Мудриком.

Принцип гуманистической направленности воспитания, который отдает приоритет общечеловеческим ценностям и приятию индивидуальности личности во всех ее проявлениях.

Выражается в поддержке личности как субъекта собственного развития, помощи при самореализации в семье, в трудовом коллективе, государственных, социальных, правовых и общественных учреждениях. Гуманизм отношений личности и педагога проявляется во взаимопонимании и в сопереживании, в приятии друг друга.

Социальный педагог должен помочь развивающейся личности самореализоваться, убедиться в собственной уникальности, стать ответственной за свою жизнь, но при этом исключены любые формы давления, конфликта, осуждения или принуждения.

Принцип природосообразности воспитания предполагает построение социально-педагогических теорий и практики на основе изучения задатков и способностей личности, содействия ее развитию.

Принцип реализуется, прежде всего, в слитности естественных и социальных процессов, отвечающих общим законам развития природы и человека, в индивидуальном подходе к нему.

Воспитание должно культивировать определенные этические установки по отношению к природе, планете и биосфере, а также природоохранное ресурсосберегающее мышление и поведение.

Принцип культуросообразности сочетает общечеловеческие, общенациональные и региональные культурные ценности, представляемые личности для выбора в качестве основы ее самоопределения и саморазвития.

Реализация этого принципа приобщает детей, подростков, молодежь к различным пластам культуры этноса, общества, мира. Воспитание должно содействовать самореализации и самоутвержднию развивающейся личности, адекватно динамично меняющемуся обществу. Нахождение баланса ценностей различных культур и субкультур — одно из условий эффективности воспитания личности.

Принцип вариативности социального воспитания исходит из многообразия и мобильности потребностей и интересов личности и общества.

Этот принцип предполагает, что условия для развития и духовно-ценностной ориентации человека планомерно создаются на федеральном, региональном и локальном уровнях: а) основываясь на общечеловеческих ценностях, б) учитывая этнические особенности, а также региональные, муниципальные и локальные условия, в) используя имеющиеся и создавая новые возможности для реализации личностного, возрастного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательных организациях.

Принцип коллективности социального воспитания служит его организационным основанием.

Это обусловлено тем, что социальное воспитание через различные коллективы дает растущему человеку социальный опыт взаимодействия с окружающими, может содействовать самопознанию, самоопределению, самореализации и самоутверждению, т.е. опыту адаптации и обособления в обществе.

Принцип центрации на развитии личности в процессе социального воспитания ориентирует на помощь и содействие ее становлению, обогащению и совершенствованию, отдавая приоритет личности перед группой и коллективом.

Решение естественно-культурных задач должно обеспечить физическое и сексуальное развитие; социально-культурных задач — интеллектуальное и социальное развитие; социально-психологических задач — личностное развитие (рефлексия и саморегуляция, самосознание и самоопределение, самореализация и самоутверждение).

Принцип аналогичности социального воспитания исходит из субъект-субъектногоподхода к воспитанию и предполагает, что духовно-ценностная ориентация развивающейся личности осуществляется в процессе обмена воспитателем и воспитуемым ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, социальными и пр.) различных мировых культур и конкретного общества, различных поколений и субкультур, между членами воспитательной организации, а также совместного продуцирования ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций.

Эффективность обмену, продуцированию и освоению ценностей придают: диалогический характер взаимодействия с воспитуемым; содержательное насыщение жизнедеятельности обменом идей, норм, ценностей; стимулирование организацией вступления воспитанников в диалоги различного типа (для поддержания контакта, информационного, дискуссионного, исповедного).

Принцип незавершимости воспитания связан с незавершимостью развития личности на каждом возрастном этапе.

Принцип требует признания каждого возрастного этапа не столько подготовкой к дальнейшей жизни, сколько самостоятельным и социально ценностным. Принцип предполагает, что в каждой развивающейся личности есть нечто незавершенное (незавершимое), существует потенциал к изменению и самоизменению. на любом возрастном этапе.

Основные категории социальной педагогики представлены наиболее общими и фундаментальными понятиями, отражающими её сущность и содержание.

К ним относятся: социально-педагогическая деятельность, социальное развитие, социализация, социальная адаптация и дезадаптация, социальная реабилитация, социально-педагогическая коррекция, социальное воспитание, перевоспитание и др. Категорий раскрываются в соответствующих темах пособия, а также в глоссарии данного учебного пособия.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий