Припоминание: что это?
Припоминание — Процесс актуализации когда-то запомненной информации.
С.Л. Рубинштейн: Функциональным принципом, в частности, объясняется, по — видимому, один тоже повседневный и все же как будто парадоксальный факт: мы часто помним, что чего-то не помним; при припоминании забытого, если нам подвернется не то, что мы старались вспомнить, мы сейчас же сознаем или чувствуем: нет, это не то. Таким образом, мы знаем, что мы забыли, хотя, казалось бы, что, раз это забыли, мы этого не знаем. В действительности у нас в этих случаях обычно есть некоторое функциональное знание о связях, в которых стоит забытое нами. Припоминая, мы очень часто ищем носителя определенных, более или менее ясно осознанных функций, связей. В процессе припоминания мы из них исходим, и, когда нам как будто вспоминается забытое, мы проверяем, то ли нам вспомнилось, что мы хотели припомнить, по тому, как всплывшее в памяти входит в эти связи.
Качество припоминания
Мера индивидуального качества процессов припоминания информации, хранящейся в долговременной памяти, то есть степень отсутствия ложных воспоминаний.
Припоминание слов
Припоминание нужного слова или названия соответствующего предмета зависит по крайней мере от двух факторов.
Одним из них является частота, с которой данное слово встречается в данном языке и в прошлом опыте субъекта.
Привычные слова припоминаются гораздо легче, чем относительно редко встречающиеся слова. Вторым фактором является вхождение слова в определенную категорию.
Слова, обозначающие вещи определенной категории, припоминаются легче, чем слова, не имеющие категориального характера.
Эффективность припоминания
Мера индивидуальной скорости процессов припоминания информации, хранящейся в долговременной памяти.
Воспроизведение и узнавание
Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов — воспроизведения и узнавания.
Воспроизведение — это процесс воссоздания образа предмета, Как и запоминание, воспроизведение может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным).
Бывают случаи, когда воспроизведение протекает в форме более или менее длительного припоминания.
В этих случаях достижение поставленной цели —вспомнить что-либо — осуществляется через достижение промежуточных целей, позволяющих решить главную задачу.
Поэтому припоминание является в то же время и волевым процессом.
Помимо воспроизведения мы постоянно сталкиваемся с таким явлением, как узнавание.
Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление чувство знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из прошлого опыта не можем.
Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию.
Забывание проявляется в двух основных формах:
- а) невозможность припомнить или узнать;
- б) неверное припоминание или узнавание.
Например, опыты Эббингауза, о которых мы говорили в первом разделе данной главы, показали, что через час после заучивания 13 бессмысленных слогов забывание достигает 56 %, в дальнейшем же оно идет медленнее.
Другими формами забывания являются ошибочное припоминание и ошибочное узнавание.
Основные виды памяти
Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.
При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:
- 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
- 2) по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную;
- 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную.
Классификация основных видов памяти
Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским. Рассмотрим характеристики этих четырех видов памяти.
Двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений.
Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д.
Эмоциональная память — это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства.
Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др.
Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений.
Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей.
Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляетсяавтоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания.
При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ставится специальная мнемическая задача. Во втором случае такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия.
Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную. Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации.
Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни.
Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.
Основные характеристики памяти
Основными характеристиками памяти являются:
●Объем — это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации;
●Быстрота запечатления─ характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти;
● Точность воспроизведения ─отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию;
● Длительность сохранения─ отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию;
● Готовность к использованию сохраненной информации (например: человек запомнил но в нужный момент забыл, и через некоторое количество времени отмечает что помнит все).
Процессы памяти:
Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации.
По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания:
●Непреднамеренное (или непроизвольное) — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий.
Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности;
●Преднамеренное (или произвольное) — запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель: запомнить некую информацию (это ее главная особенность)— и использует специальные приемы запоминания.
Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели.
К таким действиям, или способам запоминания материала, относится заучивание. Деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью.
Мнемическая деятельность всегда носитизбирательный характер. Другой характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала.
Принято выделять:
● Осмысленное запоминание (Механизм памяти)─основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Осмысленное запоминание требует от человека значительно меньше усилий и времени, но является более действенным. Осмысление материала достигается разными приемами, и прежде всего выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана.
При использовании данного приема мы, запоминая текст, расчленяем его на более или менее самостоятельные разделы, или группы мыслей. В каждую группу входит то, что имеет один общий смысловой стержень, единую тему. Второй путь, облегчающий запоминание: выделение смысловых опорных пунктов. Суть данного метода заключается в том, что каждую смысловую часть мы заменяем каким-либо словом или понятием, отражающим главную идею запоминаемого материала.
Затем, как в первом, так и во втором случае, мы объединяем заученное, мысленно составляя план. Важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достижения высокой прочности его сохранения является метод повторения. Повторение (Механизм памяти) — важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками;
●Механическое запоминание(Механизм памяти) — это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала.
Примером такого запоминания является заучивание статистических данных, исторических дат и т. д. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности. Одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней во времени. Для того чтобы установилась такая связь, необходимо многократное повторение материала. Механическое запоминание неэкономно, требует многих повторений.
Сохранение ─процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.Всю информацию, которая была воспринята, мы не только запоминаем, но и сохраняем определенное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Сохранение может быть:
●Динамическим — сохранение проявляется в оперативной памяти;
●Статическим — в долговременной.
При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке.
Воспроизведение, узнавание. Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов — воспроизведения и узнавания.
Воспроизведение— это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент.
Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него и вне его. Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений. Как и запоминание, воспроизведение может быть непреднамеренным(непроизвольным, Механизм памяти) и преднамеренным(произвольным, Механизм памяти). В первом случае воспроизведение происходит неожиданно для нас самих.
При произвольном воспроизведении, в отличие от непроизвольного, мы вспоминаем, имея сознательно поставленную цель. Такой целью является стремление вспомнить что-либо из нашего прошлого опыта. Бывают случаи, когда воспроизведение протекает в форме более или менее длительного припоминания.
В этих случаях достижение поставленной цели — вспомнить что-либо — осуществляется через достижение промежуточных целей, позволяющих решить главную задачу.
Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).
Следует отметить, что процессы узнавания отличаются друг от друга степенью определенности. Наименее определенно узнавание в тех случаях, когда мы испытываем только чувство знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из прошлого опыта не можем.
Подобные случаи характеризуются неопределенностью узнавания. В других случаях узнавание, наоборот, отличается полной определенностью: мы сразу узнаем человека как определенное лицо. Поэтому данные случаи характеризуются полным узнаванием.
Забывание ─ выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию.
Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей.
Забывание проявляется в двух основных формах: а) невозможность припомнить или узнать; б) неверное припоминание или узнавание.
Следует обратить внимание на то, что забывание протекает во времени неравномерно.
Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. В настоящее время известны факторы, влияющие на скорость протекания процессов забывания.Так, забывание протекает быстрее, если материал недостаточно понят человеком.
Кроме того, забывание происходит быстрее, если материал неинтересен человеку, не связан непосредственно с его практическими потребностями. Скорость забывания также зависит от объема материала и степени трудности его усвоения: чем больше объем материала или чем он труднее для восприятия.
тем быстрее происходит забывание. Причиной забывания может быть и действие посторонних раздражителей, мешающих сосредоточиться на нужном материале, например раздражающих звуков или находящихся в поле нашего зрения предметов.
Когнитивные искажения
Когнитивные искажения — это ошибки мышления или шаблонные искажения в суждениях, которые систематически происходят в определённых ситуациях. Когнитивные искажения являются примером эволюционно сложившегося ментального поведения.
Некоторые из них выполняют адаптивную функцию, поскольку они способствуют более эффективным действиям или более быстрым решениям.
Другие, по-видимому, происходят из отсутствия соответствующих навыков мышления, или из-за неуместного применения навыков, бывших полезными ранее.
Нет конца ошибкам, которые мы делаем, обрабатывая информацию, вот 10 наиболее распространенных из них.
10 Эффект подтверждения
Эффект подтверждения проявляется в склонности искать или толковать информацию так, чтобы подтвердить то, во что человек верит. Люди укрепляют свои идеи и мнения, выборочно собирая свидетельства или искажая воспоминания.
Например, мне кажется, что в день полнолуния случается больше обращений за экстренной медицинской помощью. Я узнаю, что в день следующего полнолуние было 78 обращений, это подтверждает мою веру, и я не смотрю на число обращений в остальные дни месяца.
Очевидная проблема тут в том, что эта ошибка позволяет выдать неточную информацию за истину.
Возвращаясь к вышеупомянутому примеру, предположим, что в среднем, ежедневно наблюдается 90 обращений в скорую помощь. Мой вывод о том, что 78 выше нормы, неправилен, и все же я не в состоянии заметить это, и даже не обдумываю такую возможность. Эта ошибка очень распространена, и может иметь опасные последствия, если на основе ложной информации принимаются какие-либо решения.
9 Эвристика доступности
Эвристика доступности основана на ярких воспоминаниях. Проблема в том, что люди имеют тенденцию запоминать яркие или необычные события легче, чем каждодневные, обыденные. Например, авиакатастрофам уделяют много внимания в СМИ. Автокатастрофам нет. Однако, люди боятся летать на самолетах больше, чем ездить на машине, даже при том, что статистически самолет — более безопасный транспорт.
Здесь играют свою роль СМИ, редкие или необычные события, типа медицинских ошибок, нападений животных и стихийных бедствий всегда вызывают много шума, в результате людям кажется, что эти события имеют более высокую вероятность произойти.
8 Иллюзия контроля
Иллюзия контроля — это тенденция людей полагать, что они могут управлять или по крайней мере оказывать влияние на события, которые они ни в коей мере не контролируют.
Эта ошибка может выражаться в склонности к азартным играм и вере в паранормальные явления. В исследованиях, проводимых на психокинезе, участников просят предсказать результаты подбрасывания монеты.
С обычной монетой, участники будут угадывать правильно в 50% случаях. Однако, они не понимают, что это результат вероятности или чистая удача и вместо этого воспринимают свои правильные ответы как подтверждение их контроля над внешними событиями.
Интересный Факт: играя в кости в казино, люди бросают кости сильнее, когда нужно высокое число и более мягко, когда низкое. В действительности, сила броска не определяет результат, но игрок верит, что он может управлять числом, которое выпадет.
7 Ошибка планирования
Ошибка планирования — это тенденция недооценивать время, нужное для завершения задачи.
Ошибка планирования фактически происходит от другой ошибки, ошибки оптимизма, которая возникает, если человек чрезмерно уверен в результате запланированных действий. Люди более подвержены ошибке планирования, если ранее не решали подобных задач, потому что мы оцениваем, основываясь на прошлых событиях.
Например, если спросить человека, сколько минут займет дорога пешком до магазин, он вспомнит и даст близкий к правде ответ. Если я спрошу, как долго займет что-то, чего вы никогда не делали прежде, например, написать диссертацию или взойти на гору Эверест, и вы не имеете такого опыта, из-за врожденного оптимизма, вам покажется, что нужно меньше времени, чем в действительности.
Чтобы избежать этой ошибки, помните Закон Хофстадтера: всегда требуется больше времени, чем вы ожидаете, даже если вы принимаете во внимание Закон Хофстадтера.
Интересный факт: “Реалистический пессимизм” — это такое явление, когда люди, находящиеся в депрессии или чрезмерно пессимистические люди делают более точные прогнозы о результате завершения задачи.
6 Ошибка сдержанности
Ошибка сдержанности — тенденция к преувеличению способности устоять перед каким-либо искушением или “способности управлять импульсом”, обычно относится к голоду, наркотикам и сексу.
Правда в том, что люди, не управляют интуитивными импульсами. Вы можете игнорировать голод, но вы не можете перестать ощущать его. Возможно, вам встречалось высказывание: “единственный способ избавиться от искушения — поддаться ему” звучит забавно, но это верно.
Если вы хотите избавиться от голода, вы должны поесть.
Сдерживать импульсы бывает невероятно трудно, требуется большое самообладание. Однако, большинство людей склонны преувеличивать свою способность контролировать себя.
А большинство наркоманов говорят, что они могут “завязать в любое время, если захотят”, но в действительности это не так.
Интересный Факт: к сожалению, это заблуждение часто имеет серьезные последствия. Когда человек слишком высоко оценивает способность контролировать свои импульсы, он часто стремится подвергнуть себя искушению в большей мере, чем это необходимо, что в свою очередь способствует импульсивному поведению.
5 Феномен справедливого мира
Феномен справедливого мира — это явление, когда свидетели несправедливости, чтобы рационализировать свое переживание, пытаются найти в поступках жертвы что-то, что могло спровоцировать эту несправедливость.
Это ослабляет их беспокойство и позволяет им чувствовать себя в безопасности; если они избегают совершать подобные поступки, такого не случится с ними.
Фактически это обретение душевного спокойствия за счет обвинения невинной жертвы. В качестве примера можно привести исследование, проведенное L. Carli из колледжа Wellesley. Участникам рассказывали две версии истории о мужчине и женщине. Обе версии были одинаковыми, но в самом конце, истории отличались: в одном окончании, человек изнасиловал женщину и в другом, он предложил выйти за него замуж. В обеих группах, участники охарактеризовали действия женщины как неизбежно предопределившие результат.
Интересный факт: Существует противоположное явление: Теория жестокого мира — при обилии насилия и агрессии в телевидении и СМИ, зрители склонны считать мир более опасным, чем в действительности, выказывая чрезмерное опасение и принимая различные защитные меры.
4 Эффект вклада
Эффект вклада предполагает, что люди будут требовать больше за какую-либо вещь, чем они заплатили бы, чтобы приобрести ее.
Эта идея основана на гипотезе, что люди высоко оценивают свою собственность. Конечно, эта оценка не всегда ошибка; например, многие вещи имеют сентиментальную ценность или могут быть «бесценны» для человека, однако, если я покупаю кофейную чашку сегодня за один доллар, и завтра требую два, у меня нет на это никакой обоснованной причины. Часто так случается, когда люди продают автомобиль и хотят получить больше, чем он на самом деле стоит.
Интересный факт: это заблуждение связано с двумя теориями: “отвращение потери” согласно которой люди предпочитают избегать потерь, а не получать прибыль, и идея «статус-кво» согласно которой люди не любят перемены и по возможности избегают их.
3 Ошибка самооценки
Ошибка самооценки происходит, когда человек приписывает положительные результаты внутренним факторам, а отрицательные — внешним.
Хороший пример этому — школьные оценки, когда школьник получает хорошую оценку по контрольной, он считает это заслугой своего ума или своей прилежной учебы. Когда он получает плохую оценку, он приписывает ее плохому учителю или плохо составленным заданиям. Это очень распространено, люди регулярно приписывают себе успехи, отказываясь принять ответственность за неудачи.
Интересный факт: если мы оцениваем достижения других людей, ситуация кардинально меняется.
Когда мы узнаем, что человек, который сидит рядом с нами, провалил экзамен, мы ищем внутреннюю причину: он глуп или ленив. Аналогично, если они получили высшую оценку, им просто повезло, или учитель любит их больше. Это известно как фундаментальная ошибка атрибуций.
2 Криптомнезия
Криптомнезия — искажение, при котором человек ошибочно «вспоминает», что он придумал что-то — мысль, идею, шутку, стихотворение, песню.
Воображаемое событие принимается за воспоминание. Есть много предполагаемых причин криптомнезии, включая расстройство когнитивной функции и слабую память. Однако, нужно отметить, что нет никакого научных подтверждений существования криптомнезии.
Проблема в том, что сведения полученные от людей подверженных этому искажению с научной точки зрения ненадежны: возможно, это был осознанный плагиат, и жертва просто оправдывает себя.
Интересный факт: Ложный Синдром памяти — противоречивое явление, при котором человек и его отношения с окружающим миром находятся под воздействием ложных воспоминаний, которые самим объектом воспринимаются как реально произошедшие события. Часто вину за возникновение таких ложных воспоминаний возлагают на различные терапии восстановления памяти, включая гипноз, и успокоительные средства.
1 Заблуждение «слепое пятно»
Заблуждение «слепое пятно» — тенденция не признавать собственные заблуждения.
В исследовании, проводимом Эмилией Пронин Университета Принстона, участникам рассказывали о различных когнитивных искажениях. Когда их спросили, насколько они сами подвержены им, все они ответили, что меньше, чем люди в среднем.