Введение
1.Понятие «социальный институт» и «социальная организация».
2.Виды социальных институтов.
3.Функции и структура социальных институтов.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институт государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина "социальный институт" связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.
Процесс институционализации включает в себя ряд моментов: 1) Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т.д. Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации. 2) Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством.
Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.
3) Третьим важнейшим элементом институционализации
является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию.
Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты — это организованные объединения людей выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
Следует различать и такие понятия, как “социальный институт” и “организация”.
1.Понятие «социальный институт» и «социальная организация»
Социальные институты (от лат. institutum — установление, учреждение) — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.
Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности — свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Например, литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества, поиска новых художественных форм; ученые и специалисты обязываются исследовать новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т. д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной (“ материальной”) структуры, так и внутренней, содержательной.
Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны — это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Так, если есть юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и материальных средств осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения — это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката, следователя и т. д.).
Социальный институт, таким образом, определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач. Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.
Следовательно, социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе. Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения и т. п. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой — к одобрению желательного поведения. Поведение индивидов обусловлено их потребностями. Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом в целом. Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности.
Под социальным институтом ученые понимают комплекс, охватывающий, с одной стороны, совокупность нормативно-ценостно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, и с другой — социальное образование, созданное для использования ресурсов общества в форме интеракции для удовлетворения этой потребности.
Социальные институты и социальные организации тесно связаны между собой. Среди социологов нет единого мнения по поводу того, как они соотносятся друг с другом. Одни считают, что вообще нет необходимости различать эти два понятия, употребляют их как синонимы, так как многие социальные явления, такие, например, как система социального обеспечения, образование, армия, суд, банк, могут одновременно рассматриваться и как социальный институт, и как социальная организация, другие же приводят более или менее четкое их разграничение. Трудность проведения четкого “водораздела” между этими двумя понятиями связана с тем, что социальные институты в процессе своей деятельности выступают как социальные организации — они структурно оформлены, институционализированы, имеют свои цели, функции, нормы и правила. Сложность заключается в том, что при попытке выделить социальную организацию как самостоятельный структурный компонент или социальное явление приходится повторять те свойства и черты, которые характерны и для социального института.
Также следует отметить, что, как правило, организаций значительно больше, чем институтов. Для практической реализации функций, целей и задач одного социального института часто формируется несколько специализированных социальных организаций. Например, на базе института религии созданы и функционируют различные церковно- культовые организации, церкви и конфессии (православие, католицизм, ислам и др.)
2.Виды социальных институтов
Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами: 1) Экономическо-социальные институты -собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различном типа — обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.
2)Политические институты — государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально- классовые структуры. 3) Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм. 4) Нормативно-ориентирующие — механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель — придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения. 5) Нормативно-санкционирующие — общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций. 6) Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.
Понятие социальных институтов
Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.
Чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт», связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений.
Социальный институт – устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их систему социальных ролей и статусов.
Сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.
Этапы институционализации:
1.
Возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий
2. Формирование общих идей
3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок
4. Появление процедур, связанных с осуществлением норм и правил
5. Институционализация норм, правил и процедур (принятие, закрепление, практическое применение)
6. Установление систем санкций для поддержания норм и правил; дифференцированность их применения в конкретных случаях
7.
Материальное и символическое оформление возникновения институциональных систем.
Процесс институционализации включает в себя ряд моментов:
1.
Понятие социального института, его элементы, признаки. Процесс институциализации
Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей.
Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.
Разнообразие институтов соответствует разнообразию человеческих потребностей:
а) Потребность в производстве продукции и услуг
б) Потребность в распределении благ и привилегий
в) Потребность в безопасности, защите жизни и благополучия
г) Потребность в социальном контроле за поведением человеческого общества
д) Потребность в коммуникации
е) Потребность в коллективизме в коллективных действиях, но в определенной ситуации.
2.
Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий.
Социальные институты носят надиндивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством.
Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.
Эти системы состоят из ряда основных элементов, которые видятся в системе ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса.
Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.
Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института.
Для того, чтобы он работал, необходимо:
а) Чтобы эти элементы стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов.
б) Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентации и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации.
3.
Организационное оформление социального института.
Внешне социальный институт – совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию.
Каждой общественной сфере соответствует свой социальный институт:
Экономическая сфера – банк, биржа
Политическая сфера – партии, власть
Духовная сфера – культура, религия, образование
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института.
Социальные институты – это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
Чем сложнее общество – тем больше развита система социальных институтов.
История социальных институтов, их эволюция подчиняется следующим закономерностям: от институтов традиционного общества, основанных на предписанных ритуалами и обычаями правилах поведения и родственных связях, к современным институтам, основанным на достиженческих целях, на основе компетенции, независимости, личной ответственности, рациональности и относительно независимых от моральных предписаний.
Проблему для современного общества представляет противоречие между институциональными комплексами государства, одни из которых стремятся к профессиональной деятельности, что неизбежно влечет определенную закрытость и недоступность для окружающих, с другими институтами, которые действуют как прямой канал открытого выражения интересов самых разнообразных групп общества.
Проблема взаимодействия социальных институтов возникает, если система норм, свойственная одному институту, начинает вторгаться в другие сферы социальной жизни, в которых раньше функционировали другие институты.
Следствием может быть дезорганизация общественной жизни, растущее социальное напряжение и даже уничтожение какого-либо из институтов.
Изменение социальных институтов может быть вызвано внутренними и внешними причинами.
Внутренние причины чаще всего связаны со сменой культурной ориентации в развитии общества, с изменением духовно-нравственных представлений, что приводит к кризису.
Внешние причины – неэффективность социальных институтов, противоречие между существующими институтами и социальной мотивацией.
Институционализация
Первое, чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт» связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений.
А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.
Процесс институционализации включает в себя ряд моментов.
-
Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность.
Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т.
д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, даёт возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать своё существование и т. д. Возникновение определённых общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.
-
Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей.
Понятие «социальный институт»
Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надъиндивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.
Прежде всего, речь идёт о системе ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса.
Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.
Само по себе наличие этих социокультурных элементов ещё не обеспечивает функционирование социального института.
Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации.
-
Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института.
Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т.
д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).
Таким образом, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты — это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
Цель лекции:Раскрыть сущность понятий «социальный институт» и «социальный процесс», рассмотреть условия возникновения социальных институтов.
Основные вопросы:
1. Понятие социальных институтов в концепциях различных научных школ.
Функции, цели и задачи социальных институтов, характер распределения социальных ролей.
3. Структура социальных институтов, их типология и иерархия. Роль социальных институтов в жизнедеятельности общества.
4. Понятие социального процесса.
5. Социальные процессы в жизнедеятельности общества.
Социальный институт – приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.
Существует множество определений понятия социальный институт.
Э.Дюркгейм считал институтами «все устоявшиеся, типичные отношения в обществе».
Т.Веблен определил социальные институты как общепринятые образцы поведения и привычки мышления. Р.Миллс понимал социальные институты как общественную форму социальных ролей. Российский исследователь В.Ф. Анурин определяет социальный институт как устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов.
Институты складываются исторически, объективно, а не декретируются.
Самым древним институтом является производство – ему около 2 млн.
лет.
Классификация социальных институтов, предложенная зарубежными представителями институционального анализа, произвольна и своеобразна.
Так, Лютер Бернард предлагает различать "зрелые" и "незрелые" социальные институты, Бронислав Малиновский — "универсальные" и "партикулярные", Ллойд Баллард — "регулятивные" и "санкционированные или оперативные", Ф.
Чэпин — "специфические или нуклеативные" и "основные или диффузно-символические", Г.
Институционализация
Барнз — "первичные", "вторичные" и "третичные".
Предназначение социальных институтов – удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива:
1) потребности в воспроизводстве рода;
2) потребности в безопасности;
3) потребности в добывании средств существования;
4) потребности в передачи знаний;
5) потребности в решении духовных проблем.
Функции социальных институтов:
Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений.
2. Адаптационная функция.
3. Интегративная функция.
4. Коммуникативная функция.
5. Социализирующая функция.
6. Регулирующая функция.
Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института.
Функции и дисфункции бывают явные, если они официально заявлены, всеми осознаются и очевидны, и латентные, если они скрыты от глаз, не заявляются.
Структура социальных институтов.
По мнению Дж.Бизанц и М.Бизанц структура социального института включает следующие составные части: персонал, инструменты или оборудование, нормы и инструкции.
Типология институтов. В зависимости от выполняемых содержательных задач социальные институты могут подразделяться на политические, экономические, воспитательные, культурные.
В любом цивилизованном обществе существует определенная иерархия социальных институтов.
Существует и другая типология социальных институтов:формальные и неформальные.
Особый интерес представляют институты, которые используются в качестве каналов социальной циркуляции – армия, религия, воспитание, образование, собственность, семья.
Что такое институционализация – процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, способную действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.
Процесс институционализации: а) возникновение потребности, удовлетворения которой требует совместных организационных действий; б) формирование общих целей; в) появление социальных норм и правил; г) появление процедур, связанных с нормами и правилами; д) институционализация норм и правил; е) установление системы санкций для поддержания норм и правил; ж) создание системы статусов и ролей.
Развитие социальных институтов происходит в двух направлениях: либо возникновение новых институтов, либо совершенствование уже сложившихся.
Институциональный кризис — обратный процесс, характеризующий падение авторитета данного института, например семьи, снижение доверия к нему.
Причиной кризиса служит неспособность данного института эффективно исполнять свои главные функции, например, образования — учить детей, медицины — лечить людей, семьи — укреплять узы брака, воспитывать детей. Институциональные нормы при этом существуют, они провозглашены, но обществом не соблюдаются.
Современно казахстанское общество обладает институтами политики, экономики, культуры, воспитания, образования, религии и другими формальными и неформальными институтами.
Рассмотрим такой социальный институт как предпринимательство.
Предпринимательство это особый вид экономической активности, которая онована на самостоятельной инициативе, отвественности и инновационной предпринимательской деятельности.
Также рассмотрим такой социальный институт как социальная работа.
Социальная работа это социальный институт, направленный на решение целого комплекса задач:
1) социальная помощь и социальное обучение нуждающихся;
2) консультирование;
3) социальная реабилитация и терапия;
4) социальный надзор и попечительство;
5) социальное проектирование.
2.
Социальные процессы – цепь непрерывных социальных изменений, происходящих в жизнедеятельности личности и общества как социальной целостности; это взаимосвязь социальных действий, образующих определенные тенденции общественной жизни.
Основным признаком социального процесса выступает взаимодействие. Об этом говорил еще Г.Зиммель и в наше время американский социолог Г.Ландберг.
Социальный процесс обязательно сопровождается взаимодействием, в котором сталкиваются или совпадают страсти, желания людей, их интересы.
В качестве примера социального процесса можно рассмотреть инновацию. Инновация это целенаправленные изменения, происходящие в организационно — трудовой сфере. Инновации могут касаться модернизации системы управления, могут быть связаны с коренной перестройкой, обновлением всей структуры организации и ее взаимоотношения со средой.
Классификация социальных процессов: кооперация, конкуренция, приспособление, конфликт, ассимиляция, амальгамизация.
В основе кооперации лежат согласованные действия.
Конкуренция это борьба между индивидами, группами за овладение ценностями, запасы которых ограничены или распределены между ними неравным образом.
Приспособление – принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов новой среды.
Ассимиляция это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре.
Амальгамизация это биологическое смешивание двух или более этносов или народов, после чего они становятся одним этносом или народом.
В обществе существуют эволюционные и революционные социальные изменения.
Эволюционные социальные изменения есть постепенные количественные перемены, проистекающие в различных социальных системах.
Революционные социальные изменения это изменения не количественного, а качественного характера, направленные на радикальное преобразование социальной системы.
Вопросы для самоконтроля:
1.Раскройте содержание понятия «социальный институт».
Назовите характерные признаки институтов.
3. Назовите и охарактеризуйте основные этапы процесса институционализации.
4. Определите место и роль социальных институтов в структуре общества.
5. Назовите основные виды социальных институтов (экономика, политика, образование, наука, право, религия).
6. Подумайте и ответьте, почему социальные институты редко бывают способны полностью контролировать поведение своих членов?
Рекомендуемая литература:
Штомка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 1996.
2. Бабосов Е.М. Общая социология. М.: Тетра Системс, 2006.
3. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М.: Гардарика, 1998.
4. Социология. Под ред. Г.В. Осипова. М., 1996.
Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994.
Дата публикования: 2015-02-17; Прочитано: 2091 | Нарушение авторского пра