- Социальные изменения, революции, реформы и социальный прогресс
- Виды социальных революций
- Концепция социального прогресса
- Социальные революции и социальные реформы: концепция социального прогресса
- Социальный (общественный) прогресс
- Общественно- экономическая формация: характеристика
- Прогресс и развитие: в чем разница?
- Прогресс
- Развитие
Социальные изменения, революции, реформы и социальный прогресс
Социальная революция— коренной резкий качественный переворот во всей социальной структуре общества; способ перехода от одной формы политического устройства к другой
Виды социальных революций
- Антиимпериалистические
- Антиколониальные
- Национально-освободительные
- Буржуазные
- Буржуазно-демократические
- Народные и народно-демократические
- Социалистические и др.
Социальная реформа (эволюция) – процесс поступательного развития общества и его элементов от простейших форм к сложным.
Концепция социального прогресса
Прогресс— движение вперед.
Тюрго и Кондорсе – первопроходцы идей прогресса (Франция)
Черты первых концепций:
- 1) идеальное начало- первопричина изменений в мире- совершенствование человеческого интеллекта
- 2) развитие общества воспринималось плавно, эволюционно, по прямой
- 3) в рамках одной общественной формации
Критерии прогресса:
- 1) развитие разума, нравственность, мораль
- 2) сознание свободы (мера свободы, которую общество может дать индивиду)
- 3) прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма
Всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом. Это обобщающее понятие включает в себя экономический, технический и культурный прогресс. Фундаментом социального прогресса является технический. Наука стимулирует технический прогресс. Ручные орудия вытесняются машинами, которые уступают место автоматизированным комплексам.
Прогресс возникает, когда ускорение приводит только к позитивным сдвигам в обществе. Большинство обществ, несмотря на временные отступления, развиваются прогрессивно: нет ни одного общества, в котором орудия труда не совершенствовались бы, а, напротив, ухудшались.
Различают реформистский (постепенный) и революционный (скачкообразный) виды социального прогресса.
Реформа — это частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя.
Революция — это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя, представляющее собой переход общества из одного качественного состояния в другое, совокупность большого числа или комплекса реформ, проводимых одно — временно, с целью изменения основ социального строя. Революции бывают кратковременными и долговременными.
Реформы называются социальными, если они касаются пре-образований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в обществен-ной жизни, доступе к социальным благам.
Понятие <социальные изменения> является исходным для описания динамических процессов, происходящих в обществе. Это понятие не содержит оценочного компонента и охватывает широкий круг разнообразных социальных перемен безотносительно к их направленности.
В самом широком смысле под социальными изменениями понимается переход социальных систем, их элементов и структур, связей и взаимодействий из одного состояния в другое. Социологи выделяют четыре вида социальных изменений:
- структурные социальные изменения (касающиеся структур различных социальных образований — семьи, массовых общностей, социальных институтов и организаций, социальных слоев и т.д.);
- процессуальные социальные изменения (затрагивающие социальные процессы, отражающие отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности между различными субъектами социальных взаимодействий);
- функциональные социальные изменения (касающиеся функций различных социальных систем, структур, институтов, организаций и т.д.);
- мотивационные социальные изменения (происходящие в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности; так, при формировании рыночной экономики существенно меняются интересы и мотивационные установки значительных слоев населения).
По своему характеру и степени влияния на общество социальные изменения подразделяются на эволюционные и революционные.
Под эволюционными понимаются постепенные, плавные, частичные изменения общества. Они могут охватывать все сферы жизнедеятельности общества — экономическую, политическую, социальную, духовно-культурную.
Эволюционные изменения чаще всего принимают форму социальных реформ, которые предполагают проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни.
Социальные реформы, как правило, не затрагивают основ социальной системы общества, а изменяют лишь отдельные ее части и структурные элементы.
Под революционными понимаются относительно быстрые (по сравнению с предшествующей социальной эволюцией), сторонние, коренные изменения общества. Революционные образования носят скачкообразный характер и представлю собой переход общества из одного качественного состояния в другое.
Революция— это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. До недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий «закон перехода» от одной общественно-экономической формации к другой.
Но ученым никак не удавалось обнаружить признаки социальной революции при переходе от первобытнообщинного строя к классовому. Приходилось настолько расширять понятие революции, чтобы оно годилось для любого формационного перехода, но это приводило к выхолащиванию первоначального содержания термина.
«Механизм» же реальной революции удавалось обнаружить только в социальных революциях нового времени (при переходе от феодализма к капитализму).
Согласно марксистской методологии, под социальной революцией понимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии.
Наиболее общей, глубинной причиной наступления эпохи социальной революции является конфликт между растущими производительными силами и сложившейся системой социальных отношений и учреждений. Обострение на этой объективной почве экономических, политических и иных противоречий в обществе приводит к революции.
Революция всегда представляет собой активное политическое действие народных масс и имеет первой целью переход руководства обществом в руки нового класса.
Социальная революция отличается от эволюционных преобразований тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы.
Диалектика понятий «реформа — революция» весьма сложна. Революция, как действие более глубокое, обычно «вбирает» в себя реформу: действие «снизу» дополняется действием «сверху».
Сегодня многие ученые призывают отказаться от преувеличения в истории роли того социального явления, которое именуют «социальной революцией», от провозглашения ее обязательной закономерностью при решении назревших исторических задач, поскольку революция далеко не всегда была главной формой общественной трансформации.
Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ.
Реформа— это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа.
И утверждал, что поскольку реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результат реформ всегда ниже ожидаемого: преобразования являются половинчатыми и непоследовательными.
Сегодня великие реформы (т. е. революции «сверху») признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции.
Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе».
Дилемма «реформа — революция» подменяется выяснением соотношения перманентного регулирования и реформы. В этом контексте и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь (первая — терапевтическими методами, вторая — хирургическим вмешательством), в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика.
Поэтому в современном обществознании акцент переносится с антиномии «реформа — революция» на «реформа — инновация».
Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
Социальные революции и социальные реформы: концепция социального прогресса
В истории социологии были представлены самые разные механизмы (модели, формы) преобразования общества. Например, Г. Тард сформулировал закон подражания, в соответствии с которым именно «подражание» является основным механизмом социальных трансформаций.
Однако наиболее употребляемыми терминами для описания механизмов преобразования общества являются понятия «революция» и «реформа» («эволюция»).
Революция (лат. – поворот, переворот) – глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (геологическая революция, промышленная революция, НТР, культурная революция и т.п.). Революция означает перерыв постепенности, качественный скачок в развитии.
Революция отличается от эволюции (постепенного развития какого-либо процесса), а также от реформ. Наиболее широко понятие революции применяется для характеристики общественного развития.
Социальная революция – способ перехода от исторически изжившей себя эпохи к более прогрессивной; коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества.
Вопрос о роли революций в общественном развитии является предметом острой идеологической борьбы. Многие представители «социологии революции» утверждают, что революция как форма социального развития неэффективна и бесплодна, связана с колоссальными издержками и во всех отношениях уступает эволюционным формам развития.
Представители марксизма, наоборот, называют социальные революции «локомотивом истории». Они настаивают на том, что только в революционные эпохи совершается общественный прогресс.
Таким образом, в марксизме всемерно подчеркивается прогрессивная роль социальных революций:
- 1) социальные революции разрешают многочисленные противоречия, медленно накапливающиеся в период эволюционного развития, открывают больший простор для прогресса производительных сил и общества в целом;
- 2) приводят к революционизирующемуся освобождению сил народа, поднимают народные массы на новую ступень активности и развития;
- 3) освобождают личность, стимулируют ее духовное и нравственное развитие, увеличивают степень ее свободы;
- 4) отбрасывают устаревшее, сохраняют из старого все прогрессивное, тем самым социальные революции являются прочной основой для успешного поступательного развития общества.
В реальных процессах развития эволюция и революция одинаково являются необходимыми компонентами и образуют противоречивое единство.
При описании социальной революции выделяются две наиболее характерные черты:
- 1) социальная революция как перерыв постепенности, как качественный переход к следующей ступени развития, как проявление творчества масс и революционных элит (марксистское учение о социальной революции как качественном скачке при переходе общества на более высокую ступень развития);
- 2) социальная революция как быстрые и масштабные преобразования в обществе (здесь революция противопоставляется реформам).
В социальной жизни к понятиям эволюции и революции добавляется термин «реформа».
Реформа (лат. – преобразование) – изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, которая не уничтожает основ существующей социальной структуры.
С формальной точки зрения, под реформой подразумевается нововведение любого содержания, однако на практике под реформой обычно понимается прогрессивное преобразование.
Социальный (общественный) прогресс
Большинство социологических теорий XIX века испытали на себе влияние концепции социального прогресса. Представления о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникли еще в глубокой древности.
При этом прогресс противопоставлялся регрессу – в том смысле, что прогрессивное движение характеризуется как переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному.
Были предприняты попытки найти лежащие в основе прогресса законы эволюции. Г. Спенсер и другие сторонники социального дарвинизма рассматривали социальную эволюцию в качестве аналогии биологической эволюции. При этом эволюция трактовалась как однонаправленный переход общества от однородных и простых структур к все более разнообразным и взаимозависимым. Основными законами развития общества считались дарвиновские «борьба за существование» и «выживание наиболее приспособленных». Эти законы природы уподоблялись законам свободной конкуренции.
Итак, социальный прогресс означает восхождение к более сложным формам общественной жизни.
В применении к обсуждаемой теме это означает нарастание прогрессивных социальных изменений: улучшение условий жизни, развитие науки, техники и образования, появление большего количества прав и свобод и т.д. Однако в отношении многих социальных явлений трудно говорить о прогрессе, так как развитие некоторых феноменов общественной жизни носит нелинейный характер.
Например, в рамках искусства, религии и некоторых других социальных явлений высшие образцы развития были созданы уже несколько столетий или даже тысячелетий назад.
Вместе с тем в отношении таких явлений, как техника, технология и т.д., можно вполне однозначно говорить как о постоянно прогрессирующих явлениях. Поэтому о социальном прогрессе говорят как о триединстве нескольких тенденций (прогрессивность, регрессивность, движение по кругу). Все зависит от того, какая из этих тенденций (в применении к конкретному социальному явлению) преобладает. Оценка прогрессивности или регрессивности того или иного явления должна основываться на объективных показателях.
Отсюда встает вопрос о критериях прогресса. Например, в марксизме в качестве общеисторического критерия прогрессивного развития человечества был взят уровень развития производительных сил и характер производственных отношений. В технократических теориях уровень развития общества измеряется по критерию развития техники и технологий.
В ряде других социальных учений в качестве критериев выступают уровень развития мышления человека, нравственности в обществе, религиозности и т.д.
В социологии для характеристики развития общества используется несколько распространенных понятий.
Модернизация. Существует несколько определений модернизации: дихотомическое (модернизация как переход от одного состояния общества – традиционного – к другому – индустриальному).
Историческое (описание процессов, посредством которых осуществляется модернизация: трансформации, революции и т.д.). Инструментальное (модернизация как трансформация инструментов и способов освоения и контроля над окружающей природной и социальной средой).
Ментальное (определение через ментальный сдвиг – особое состояние рассудка, которое характеризуется верой в прогресс, склонностью к экономическому росту, готовностью адаптироваться к изменениям). Цивилизационное (цивилизация как modernity, т.е. модернизация как распространение данной цивилизации).
В качестве элементов модернизации выделяют следующие процессы: индустриализацию, урбанизацию, бюрократизацию, строительство нации, коммерциализацию, профессионализацию, секуляризацию, распространение грамотности и средств массовой информации, рост социальной и профессиональной мобильности и т.д.
Модернизация выступает прежде всего как индустриализация общества.
Исторически возникновение современных обществ тесно связано с зарождением промышленности. Все характеристики, связываемые с понятием современности (модерна), могут быть соотнесены с индустриальным типом общества. Модернизация – это непрерывный и бесконечный процесс. Она может совершаться в течение столетий, а может происходить ускоренно.
Так как развитие различных обществ отличается нерегулярностью и неравномерностью, то всегда существуют развитые и отстающие регионы.
При модернизации и индустриализации происходит заметная трансформация соответствующих обществ (трансформируются типы и характер входящих в них социальных групп и т.д.). Так, при переходе к буржуазному обществу прежняя сословная организация общества уступила свое место социально-классовой структуре, а ранее – кровнородственные первобытные общины сменились кастами и рабством.
Бюрократизация – становление иерархической социальной структуры для управления организациями на принципах рациональности, квалификации, эффективности и обезличенности.
Урбанизация – процесс перемещения сельского населения в города и сопутствующая этому концентрация экономической активности, административных и политических институтов, коммуникационных сетей на урбанизированных территориях.
Урбанизация тесно связана со снижением доли аграрного сектора и широким распространением индустрии.
В истории социологии сложилось несколько типологий исторического развития общества:
- а) двухзвенная: от доцивилизационной к цивилизационной форме общежития;
- б) трехзвенная: аграрное общество – индустриальное общество – постиндустриальное общество;
- в) четырехзвенная: аграрное общество – индустриальное общество – постиндустриальное общество – информационное (сетевое) общество;
- г) пятизвенная (марксистская типология): первобытнообщинное общество – рабовладельческое общество – феодальное общество – буржуазное общество – коммунистическое общество.
Пятизвенная типология основывается на учении об общественно-экономической
формации. Общественно-экономическая формация – это совокупность производственных отношений, детерминируемых уровнем развития производительных сил и детерминирующих надстроечные явления.
Общественно- экономическая формация: характеристика
Первобытнообщинная.
Низкий уровень развития производительных сил, примитивные формы организации труда, отсутствие частной собственности.
Социальное равенство и личная свобода. Отсутствие оторванной от общества публичной власти.
Рабовладельческая.
Частная собственность на средства производства, в том числе на «говорящие орудия» (рабов).
Социальное неравенство и классовое расслоение (рабы и рабовладельцы). Появляется государство и правовое регулирование общественной жизни. Господствует внеэкономическое принуждение.
Феодальная.
Крупная земельная собственность феодалов. Труд свободных, но зависимых экономически (редко – политически) от феодалов крестьян. Главные классы – феодалы и крестьяне. Внеэкономическое принуждение дополняется экономическими стимулами труда.
Капиталистическая.
Высокоразвитые производительные силы. Главная роль промышленности в экономике.
Классовая структура общества основывается на взаимосвязи буржуазии и пролетариата. Частная собственность на основные средства производства. Личная свобода рабочих, экономическое принуждение. Формальное равенство граждан.
Коммунистическая.
Отсутствие частной собственности на средства производства.
Государственная (общественная) собственность на средства производства. Отсутствие эксплуататорских классов. Справедливое равномерное распределение произведенного продукта между всеми членами общества. Высокий уровень развития производительных сил и высокая организация труда. Отмирание государства и права.
Все эти типологии имеют общую черту – они признают неуклонный и прогрессивный характер развития общества от одной ступени к другой.
Обычно анализ эволюции обществ начинают с характеристики общества охотников и собирателей, где главную ячейку социальной организации составляли род и семья.
Общества охотников и собирателей были невелики (до полусотни человек) и вели кочевой образ жизни, передвигаясь с места на место по мере сокращения запасов пищи на данной территории.
Эти общества носили эгалитарный характер, здесь не было социально-классовой стратификации, государства, права и т.д.
Скотоводческие и огороднические обществавозникли около 10-12 тыс. лет назад как два направления прогрессивного развития и преодоления прошлого состояния. Одомашнивание животных и растений можно назвать первой социальной революцией. Начали появляться излишки продовольствия, что позволило социальным группам прийти к общественному разделению труда, которое стимулировало торговлю, а значит, и накопление богатства.
Все это явилось предпосылкой возникновения социального неравенства в обществе.
Аграрные обществапоявились примерно 5-6 тыс. лет назад, когда произошла вторая социальная революция, связанная с изобретением плуга.
Эти общества базировались на экстенсивном земледелии с использованием тягловых животных.
Излишки сельскохозяйственной продукции стали настолько большими, что привели к интенсивному росту социального неравенства. Концентрация ресурсов и власти повлекла за собой появление государства и права.
Иногда аграрное общество называют традиционным, имея в виду общество докапиталистическое, доиндустриальное.
По К. Сен-Симону, для такого общества характерны следующие черты: аграрный уклад, малоподвижная социальная структура, традиция как основной способ социальной регуляции и т.д. Традиционные общества в истории имеют разную социально-классовую структуру. Они могут быть малодифференцированными, сословными, классовыми и, но все основываются на сходных отношениях собственности (нет неделимой частной собственности), в них нет свободы личности.
Иногда традиционное общество обозначается как доиндустриальное, тогда выстраивается трехчленная модель развития общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество (Д. Белл, А. Турен и др.).
Индустриальные обществапоявились в результате третьей социальной революции (промышленной), которая началась с изобретения и применения парового двигателя. Новый источник энергии (1765 г. – первое применение парового двигателя) привел к замене грубой силы человека или животного силой машины. Началась индустриализация и урбанизация.
Для индустриального общества характерны такие черты, как развитое промышленное производство, гибкая социальная структура, социальная мобильность, демократия и др.
Постиндустриальные обществавозникают в конце XX в. на базе информационной революции.
Новые информационные и телекоммуникационные технологии становятся технологической базой новой структуры производства и услуг. Отрасли сервиса (просвещение, здравоохранение, управление, научные исследования и т.д.) становятся главенствующими по сравнению с сельским хозяйством и промышленным производством.
Данная типология обществ перекликается с другими типологиями, однако в ней ударение делается на тенденциях развития современного общества.
В доиндустриальном обществе господствует сельское хозяйство, церковь и армия; в индустриальном — обществе промышленность, фирмы и корпорации. В постиндустриальном обществе главной сферой производства становится производство знания. Здесь в наличии информационная основа общества, новая элита (технократия). Главное место начинают занимать университеты. Собственность как критерий социальной стратификации теряет свое значение и уступает место знанию и образованию.
Происходит переход от товаропроизводящей экономики к экономике обслуживающей (превосходство сферы услуг над сферой производства). Например, в царской России сельское хозяйство занимало 97%, а в современной Швеции оно составляет всего 7%.
Прогресс и развитие: в чем разница?
Прогресс и развитие – два понятия, которые имеют схожие значения, но различаются друг от друга. Прогресс можно определить как движение вперед, достижение новых результатов и улучшение качества жизни. Развитие же представляет собой постепенное изменение, рост и улучшение существующей системы.
Основным отличием между прогрессом и развитием является направленность движения. Прогресс стремится к новым достижениям и новому качеству жизни, тогда как развитие направлено на улучшение уже существующего положения.
Прогресс может быть связан с технологическими достижениями, научными исследованиями, медицинскими открытиями. Развитие же связано с улучшением социальной среды, образовательных и культурных институтов, экономической системы.
Кроме того, прогресс может быть достигнут в краткосрочной перспективе, в то время как развитие требует длительного времени и постоянных усилий. Прогресс может привести к быстрым изменениям, но может иметь неожиданные негативные последствия, тогда как развитие предполагает устойчивый, постепенный и долгосрочный рост.
Прогресс
- движение вперед;
- достижение новых результатов;
- улучшение качества жизни;
- краткосрочная перспектива.
Развитие
- постепенное изменение;
- рост и улучшение существующей системы;
- устойчивый и долгосрочный рост;
- укрепление социальной среды.
Таким образом, прогресс и развитие – важные понятия, которые имеют схожие значения, но различаются направленностью, временным интервалом достижения и спектром изменений, которые они преследуют.
Прогресс и развитие — два понятия, которые зачастую используются как синонимы, однако у них есть существенные различия.
Прогресс — это процесс движения вперед, усовершенствования или улучшения уже существующих технологий, методов и подходов. Это изменения в производстве, экономике, политике, культуре. Прогресс может быть краткосрочным и внезапным, но он не всегда приводит к улучшениям в жизни людей. Иногда прогресс приносит с собой собственные проблемы и вызовы.
Развитие, с другой стороны, — это изменение к лучшему. Это процесс, который включает в себя условия и факторы, обеспечивающие стабильный и прогрессивный рост всех аспектов общества. Развитие включает в себя не только технологический прогресс, но также и социальный, экономический и политический.
- Прогресс может быть краткосрочным и внезапным
- Прогресс не всегда приводит к улучшению жизни людей
- Развитие — процесс изменения к лучшему
- Развитие включает в себя факторы, обеспечивающие стабильный и прогрессивный рост всех аспектов общества
Таким образом, несмотря на то, что прогресс и развитие находятся взаимосвязи, они всё же разные концепции. В то время как прогресс может привести к новационным достижениям и прорывам в научных открытиях, развитие является более долгосрочной перспективой для общества, где происходит постепенное усовершенствование всех аспектов, улучшение качества жизни людей в целом.