Речной и морской транспорт России

Сеть транспортных путей

Положительными особенностями этого вида транспорта являются высокая провозная способность (на глубоководных реках), сравнительно невысокие себестоимость перевозок и затраты на организацию судоходства.

Речной транспорт использует судоходные реки, каналы, озера и другие внутренние водоемы, поэтому его развитие и география во многом определяются природными условиями.

В этом отношении большими возможностями для организации речного судоходства располагают многие страны Северной и Латинской Америки, Европы и Азии.

Сеть транспортных путей образуют следующие основные реки и каналы:

  • В Европе — Сена, Рейн с притоками, Эльба, Одра, Висла, Дунай, Днепр, Волга, Дон и др.
  • В Азии — Ганг, Инд, Иравад, Янцзы, Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена, Амур, Великий канал (Китай) и др.
  • В Северной Америке — Миссисипи с притоками, Св. Лаврентия, Маккензи, Береговой канал (США), Великие озера и др.
  • В Латинской Америке — Амазонка и Парана.
  • В Африке.— Конго, Нигер, Нил.
  • В Австралии — Муррей с притоком Дарлинг.

Общая протяженность судоходных рек и каналов мира составляет 550 тыс. км, из которых почти половина приходится на Россию и Китай (более 100 тыс. км в каждой), США (более 40) и Бразилию (30 тыс км). По общему грузообороту внутренних водных путей первое место занимают США, второе — Китай, третье — Россия, далее следуют ФРГ, Канада и Нидерланды.

Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн и Дунай в Европе, или по реке Св. Лаврентия и Великим озерам в Северной Америке). Всего в мире 214 так называемых международных рек (Дунай, Рейн, Амазонка, Замбези, Нил, Конго и др.).

Проблемы речного транспорта

История водного транспорта насчитывает множество тысячелетий. Речное судоходство исторически являлось одним из основных способов передвижения на дальние расстояния на территории нынешней России.

Сегодняшний речной флот, увы, не может порадовать хорошими данными. Перевозки водным транспортом остаются популярными на таких реках как Нева, Волга или Кама, но этот способ перевозки пассажиров и грузов стоит на пороге серьезного кризиса.

Основная проблема — изношенность судов. В год на воду спускается около трех десятков коммерческих единиц речного транспорта, в то время как в ближайшие годы под списание попадут более 9 тысяч.

Чтобы пополнять эти проблемы необходимо до 800-т новых судов каждый год. При этом на территории России до сих пор остаются такие территории, доставка грузов на которые с максимальным успехом осуществляет именно речной транспорт.

Играют роль и пошлины на иностранное оборудование, используемое в строительстве речных кораблей.

Поэтому зарубежным компаниям производство обходится дешевле.

Это тоже тормозит отрасль в нашей стране — внутренний водный транспорт не имеет надежных источников финансирования для своего развития. Взять кредит в банке под строительство судна тяжелее, чем на возведение недвижимости. Инфраструктура водных путей тоже оставляет желать лучшего.

Перевозки водным транспортом

Но несмотря на все проблемы водный транспорт России достаточно развит и остается привлекательным для туристов, если речь идет о пассажирских перевозках, и достаточно востребованным в грузовых.

В последнем случае это один из самых медленных, но при этом наиболее дешевых методов доставки грузов в пункт назначения.

Для пассажиров перевозки водным транспортом по себестоимости конкурируют с железнодорожным и автомобильным из-за низкой скорости.

Мало кто захочет двигаться сотни километров со скоростью 20-30 км/ч, когда это расстояние можно преодолеть в три раза быстрее.

Пассажирские перевозки речным транспортом получили популярность благодаря речным круизам.

Это не только отдых на борту теплохода, он и возможность познакомиться с множеством городов и великолепной природой на всем пути следования. Максимальной востребованностью пользуются речные круизы по Волге.

Пассажирские перевозки речными судами в крупных городах представляют собой больше развлечение для туристов, чем необходимость.

Безопасность на водном транспорте

Несмотря на все проблемы, речной транспорт России на сегодня представлен самой крупной в мире сетью водных путей — более 100 тысяч километров! Около 100 тысяч транспортных судов за год перевозят примерно 120 млн. тонн грузов и в среднем 30 млн пассажиров.

Трудно переоценить, насколько большое значение имеет безопасность на водном транспорте.

Это залог стабильной работы всей системы речных транспортных путей.

По статистике, большая часть аварий на реках происходит из-за столкновений. То же и на море.

Причиной столкновений могут быть как естественные явления вроде ураганов и штормов, так и человеческий фактор. Под основными правилами безопасности на речном транспорте предполагается осведомленность каждого пассажира касательно правильных действий в случае кораблекрушений, а также безопасное поведение во время движения судна.

Поэтому важно, чтобы каждый пассажир корабля принимал участие в учебных тревогах и присутствовал на инструктажах капитана или его заместителей.

Для владельцев судов существует перечень правил технической эксплуатации речного транспорта, в который время от времени вносятся правки и дополнения.

Водный транспорт России

Водный транспорт России делится на два вида: морской и речной транспорт.

Морской транспорт важен из-за географического положения России. Морские перевозки – одни из самых дешёвых видов транспорта, благодаря огромной грузоподъёмности судов, и относительно прямолинейным трассам их движения. Но этот вид транспорта требует значительных затрат на строительство судов и портов и сильно зависит от природных условий. Морской транспорт имеет сложное хозяйство: флот, порты, судоремонтные заводы.

По числу торговых судов российский флот входит в первую пятёрку мира, наряду с Японией, Панамой, Грецией, США. Но средняя степень износа флота составляет более 50 %, и многих видов судов (наливных, грузопассажирских, контейнерных) недостаёт.

Рост морских перевозок зависит не только от флота, но и от числа портов, от их пропускной способности.

В России 39 портов разной величины, но относительно крупных портов только 11. Распределение флота и портов между морскими бассейнами, а, следовательно, и роль этих бассейнов в российском морском транспорте неодинаковы.

Первое место в грузообороте принадлежит портам Тихоокеанского бассейна (Восточный, Ванино, Владивосток, Находка), которые снабжают товарами северо-восток страны, осуществляют связи со странами Азии и Австралией.

Здесь сосредоточено примерно 25 % российского флота. Главный недостаток данного бассейна – его сильная удалённость от наиболее развитых регионов страны.

На втором месте находится Балтийский бассейн, обеспечивающий связи со странами Европы и Америки. Он имеет исключительно благоприятное географическое положение. Но здесь у России мало портов (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград).

Через порты Черноморского бассейна (Новороссийск), в основном, идёт экспорт нефти. С реконструкцией других портов (Туапсе, Анапа, Сочи) увеличится значение этого бассейна и в перевозках других видов грузов.

Однако развитие здесь портового хозяйства входит в противоречие с другой важной функцией черноморского побережья – рекреационной.

По морям Северного бассейна проходит Северный морской путь, имеющий огромное значение для жизнеобеспечения районов Крайнего Севера и вывоза на «Большую землю» продукции этих районов. Крупные порты этого бассейна – Архангельск и Мурманск.

Речной транспорт играет важную роль в тех районах, где протекают многоводные реки, а создание сухопутного транспорта требует много средств и времени. Главным образом, это районы зоны Севера. По рекам выгодно перевозить объёмные грузы, не требующие быстрой доставки (лес, нефть, зерно, строительные материалы).

Судоходные речные пути России относятся к разным бассейнам. Основной среди них – Волго-Камский бассейн, к которому тяготеет экономически наиболее развитая часть страны.

Это стержень Единой глубоководной системы европейской части России.

Авиационный транспорт является единственным видом транспорта, охватывающим перевозками почти все районы страны. Но из-за дороговизны объём перевозимых им грузов невелик.

Самолётами доставляются грузы в труднодоступные районы, перевозят особо ценную или скоропортящуюся продукцию. Главная специализация воздушного транспорта – перевозка пассажиров на дальние расстояния. Основная проблема авиационного транспорта – старый парк самолетов.

Крупнейшие авиаузлы страны находятся в Москве (аэропорты Шереметьево, Домодедово, Внуково), Санкт-Петербурге (Пулково), Екатеринбурге (Кольцово), Новосибирске (Толмачёво), Краснодаре, Сочи, Калининграде, Самаре.

Водный транспорт — транспорт, использующий естественные и искусственные водоёмы. Основным транспортным средством является судно.

По типу используемых акваторий подразделяется на речной и морской.

Морские суда должны обладать мореходностью, т. е. способностью не разрушаться и не тонуть при волнении; морские суда крупнее речных. Перевозки по озёрам обычно относят к речному транспорту (за исключением самых крупных озёр — таких, как Каспийское море) .

Для погрузки и выгрузки служат порты (морские и речные) ; для пассажиров сооружают морские и речные вокзалы.

Водный транспорт отличается высокой провозной способностью и очень низкой себестоимостью перевозок; кроме того, он позволяет перевозить почти любые крупногабаритные грузы.

Далее, водный транспорт жизненно важен там, где невозможны сухопутные перевозки: между континентами, островами, а также в слабоосвоенных районах.

Важной разновидностью водного транспорта являются паромы.

Скорость движения на водном транспорте относительно невысока, поэтому в настоящее время он почти не используется для деловых пассажирских перевозок.

Зато он очень популярен у туристов и вообще любителей активного отдыха. Используются и большие туристические суда, и разнообразнейшие катера, яхты и лодки.

Особый вид водного транспорта — буер — передвигается под действием силы ветра на коньках по замёрзшей поверхности воды.

Водный транспорт

Водный транспорт — вид транспорта, перевозящий грузы и пассажиров по водным естественным (океаны, моря, реки, озера) и искусственным (каналы, водохранилища) путям сообщения.

Водный транспорт подразделяется на морской и внутренний водный транспорт.

Внутренний водный транспорт

Внутренний водный транспорт — вид водного транспорта, производящий перевозки грузов и пассажиров по рекам, озерам и каналам речных систем (речное судоходство) .

По грузо- и пассажирообороту речной транспорт уступает автомобильному и железнодорожному транспорту.

Крупные реки мира, пригодные для судоходства, имеют значительно большую пропускную способность, чем самые мощные железные дороги, но использование возможностей речного транспорта зависит от общего уровня экономического развития — наибольший грузооборот речного транспорта имеют США, Россия, Канада, Германия, Нидерланды, Бельгия, Китай.

Морские перевозки

Морские перевозки — перевозки грузов и людей, осуществляемые на судах по морским коммуникациям.

Морской транспорт

Морской транспорт — вид водного транспорта, производящий перевозки грузов и пассажиров с помощью судов по океанам, морям, морским каналам (морское судоходство) .

Морской транспорт:

— характеризуется высокой грузоподъемностью транспортных средств, неограниченной пропускной способностью, сравнительно небольшими затратами на перевозки;
— обслуживает 4/5 всей международной торговли;
— подразделяется на каботажный и международный дальнего плавания.

Водный транспорт — морской и речной — является видом массового транспорта, который способен перевозить большое количество пассажиров. Перевозочная способность морского транспорта довольно велика, она ограничена только и перевозочной способности портов и транспортным флотом. Реконструкция существующих и строительство новых портов, строительство судов, имеющих высшее пассажировместимость и скорость движения, увеличивают перевозочную спро можнисть морского транспортту.

Речным транспортом осуществляются перевозки пассажиров и грузов по Днепру,. Дунаю,. Черному и Средиземному морям с заходом в речные порты. Румынии,. Словакии, а также морские порты. Турции, греч ее,. Израиля,. Франции,. Итали.

Морские пассажирские перевозки по их характеру и дальностью разделяют на каботажные и заграничные. К каботажного плавания относятся сообщения между портами одного государства. Зарубежное плавание — это сочетает ения между портами данной страны и других госуав.

Основная деятельность водного транспорта — удовлетворение потребностей людей в пассажирских перевозках, а также спроса на отдых в течение морского путешествия.

Особенностью спроса на морские путешествия в нашей стране аини достаточно четко выраженная сезонность. Условно можно считать май-сентябрь сезонным периодом, а октябрь-апрель — сезономим.

Последние несколько десятилетий услуги пассажирского флота значительно расширились.

Наряду с обычной доставкой пассажиров в межпортовой сочетании различные типы судов используют:

  • o для перевозки пассажиров, осуществляющих деловые поездки, и туристов с автомобилями на коротких и дальних маршрутах;
  • o для различных круизов, как сугубо морских, так и комбинированных;
  • o для доставки организованных пассажирских контингентов (участников фестивалей, олимпиад и т.д.);
  • o для проведения конгрессов, симпозиумов в условиях морского путешествия

Перевозки туристов на внутренних водных артериях проводят специализированные комфортабельные теплоходы вместимостью 250-400 пассажиров на международных линиях работают комфортабельные круизные суда, вмещаю ют до 2000-2500 пассажирев.

Особой формой морских туристических путешествий являются круизы.

Судоходные компании практикуют почти 10 их видов распространенными в мире являются так называемые классические круизы, продолжительность которых составляет 10-20 дней.

Характерним для них большое количество заходов в порты, разнообразные экскурсии, широкая программа развитиеваг.

Среди других видов круизов следует выделить так:

  • o»конгрессный»туризм;
  • o оздоровительных круизы;
  • o лечебные круизы;
  • o образовательные круизы;
  • o комбинированные круизы

В литературе по морскому туризма выделяют мини-круизы.

Продолжительность таких круизов 2-3 дня, и проводят в праздничные дни или в конце недели

роскошный круизный лайнер, курсирующие вокруг. Земли, есть два судна фирмы»Кристалл. Круиз. Лайн»(«Crystal Cruse Lme»), которые построены фактически по одному проекту в разных полушариях земли с интервалом пять лет.

Они считаются самыми дорогими в мире»Кристалл. Хармони»(«Crystal Harmony») построен в 1990 году на верфи фирмы»Мицубиси» в. Японии,»Кристалл. Симфони»(«Crystal Symphony») — в 1995-м н а верфи в мТурку (Финляндия) фирмой»Kvatmer Masa Yards;) — у 1995-му на верфі в м.Турку (Фінляндія) фірмою «Kvatmer Masa Yards».

Пассажиры могут в любых широтах и ??в любое время года пользоваться услугами открытых и закрытых бассейнов, теннисных кортов, соляриев, ресторанов и казино.

При водоизмещении судна 50 200 т на б борту размещается 975 пассажиров сравнению со средними лайнерами такого же водоизмещения, имеющие пассаж-ромисткисть 1500-2000 человек, уровень сервиса здесь значительно вышеий.

Морской круиз, как известно, не самый дешевый вид заграничного путешествия.

Корабли»Carnival»-«Ecstasy»,»Jubiпee»,»Celebration»,»Trop ^ ale»специально построены в расчете на круизы повышенной комфортной ности. Каюты этих лайнеров значительно больше, чем на других круизных судах, а по дизайну и комфортом они не уступают респектабельные международным отеляоступаються найреспектабельнішим міжнародним готелям.

Для примера приводим описание кают различных категорий на лайнере»Royal Princess»:

  • o категория GG (Om ^ de double): двуспальные кровати (queen ^ ze bed), ванная комната, телевизор и холодильник, окно с видом на океан;кеан;
  • o категория. ВВ (Outside double with private balkony): двуспальные кровати (queen-size bed), окна во всю стену от пола до потолка, ванная комната, телевизор и холодильник, балкон;
  • o категория AC (Outside mini-suite wh! Private balkony): двуспальные кровати (queen-size bed), отдельное помещение с креслами и балкон для отдыха, окно во всю стену от пола до потолка, ванна комнат и, телевизор и холодильник
  • o категория. АА (Outside suite): одна кровать (queen-size), отдельно гостиная и балкон, окно от пола до потолка, ванная комната, телевизор и холодильник
  • o категория. РН: пентгаус с кроватью и балконом

Продолжительность круиза — 14 дней. Стоимость определяется из расчета размещение в каюте двух человек при одноместном размещении в каютах категорий. АА и. ВВ оплачивается стоимость всей каюты.

Размещение в каютах к категории GG оплачивается из расчета 160% стоимости каютюти.

Стоимость речных круизов определяется величиной фрахта, категорией судна, комфортабельностью кают, эксплуатационными расходами, а также сборами за проход каналов, стоимостью береговых услуг, налогами т тощ.

Железнодорожные, судоходные и автобусные компании активно входят в туристический бизнес.

Судоходные организуют круизы и экскурсии, железной дороги осуществляют туристские поездки по льготным тарифам, автобусное ни компании самостоятельно организуют автобусные экскурсии и путешествия. Автомобильные компании проникают в сферу туризма, предоставляя услуги проката автомобилей в стране пребыванияня.

Вследствие постоянного роста доли туристов в мировом пассажиропотоке, транспорт играет и будет продолжать играть большую роль в туристическом бизнесе

Внешнеторговые перевозки грузов речным транспортом играют важную роль в транспортом обеспечении ВЭД для определенных категорий товаров, так как у таких перевозок есть два важных преимущества.

Во-первых, речные перевозки самые дешевые по сравнению с другими видами транспорта. Во-вторых, использование судов смешанного («река-море») плавания позволяет доставлять груз внутрь страны без длительной и дорогостоящей перевалки в морских портах.

Речной транспорт обладает, в основном теми же достоинствами, что и морской, хотя на него существенное влияние оказывают сезонность работы, глубины и извилистость судового хода.

Россия располагает значительной сетью внутренних водных путей, которые используются для транспортного судоходства.

Общая протяженность таких путей составляет 101,6 тыс. км, из них путей с гарантируемыми габаритами около 40 тыс. км.

Хозяйство речного флота России насчитывает 178 акционерных обществ открытого типа, в том числе 27 пароходств, 50 портов, 46 судоремонтных и судостроительных предприятий и др.

Общее количество речных судов – более 12 тыс., но 35% из них – отслужившие свой срок. Количество пристаней и речных портов в РФ в 30 раз меньше, чем в США и Германии, а на реках Сибири вообще единицы.

На реках России средняя продолжительность навигации составляет 200 суток.

Средняя скорость доставки грузов в ряде бассейнов соразмерна со скоростью доставки железнодорожным транспортом (200-300 км/сут.). Себестоимость перевозок близка к себестоимости перевозок железнодорожным транспортом. Хотя на некоторых направлениях и пароходствах в грузовом сообщении она вдвое ниже железнодорожных.

Доля этого вида транспорта в общем грузообороте (в млрд. т.×км) и перевозках (млн. т.) в России составляет соответственно 3,3% и 3,9%.

В общей массе перевозимого внутренним водным транспортом груза по номенклатуре основу составляют строительные материалы (~67%), а также нефть и нефтепродукты (~11%), лесоматериалы (~6%), металлы (~2%), зерно и продукты перемола (~2%), удобрения (~2%), и прочие (~10%).

Экономическая эффективность в работе речных судов в основном определяется такими специфическими показателями как производительность судна, использование грузового судна по грузоподъемности, время оборота судна, доля ходового времени с грузом и др.

Реки и озера России обеспечивают как внутри российский грузооборот, так и внешнеторговые перевозки.

Эти внутренние водные пути обеспечивают транспортное обслуживание 68 республик, краев и областей Российской Федерации и обеспечивают водную составляющую в ряде международных транспортных коридоров. Так в европейской части России действует Единая глубоководная система протяженностью 6,5 тыс. км, участки которой входят в перечень Европейского Соглашения о внутренних водных путях международного значения и являющаяся частью международного транспортного коридора «Север-Юг».

Особую роль внутренний водный транспорт играет для районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, где водные пути являются практически единственными транспортными коммуникациями.

В этих регионах доля речного транспорта в общем грузообороте составляла 60-90%.

Следует отметить, что современное состояние российских внутренних водных путей, гидротехнических сооружений, особенно межбассейновых каналов, а также инфраструктура речного транспорта не позволяют эффективно использовать речной транспортный флот, так как снижаются скорости движения судов и их грузоподъемность.

Это обстоятельство связано с многолетней недостаточностью финансирования как ремонтных и восстановительных работ на судоходных гидротехнических сооружениях, так и развития инфраструктуры водных путей.

Большой проблемой для Единой глубоководной системы европейской части Р.Ф. являются Волго-Донской судоходный канал и Волго-Балтийский водный путь, которые практически исчерпали свою пропускную способность.

А это не позволяет увеличить грузооборот, ведет к потере провозной способности флота из-за недогруза, к простою и ограничению движения крупных туристических судов.

Развитие Волго-Донского канала будет способствовать увеличению грузопотока с выходом через Черное море на Юго-Восток Европы и в центр Европейского континента по реке Дунай.

А развитие Волго-Балтийский водной системы будет способствовать увеличению транзитных грузопотоков по Волге на Балтику, Скандинавию, что может дать стране значительный приток валютных средств.

Особый интерес для России представляет река Дунай.

Потеряв выход к этой реке наша страна стремилась сохранить за собой право на участие в руководящих органах содружества прибрежных государств и особенно в Дунайской комиссии (ДК). Интерес этот связан с тем, что в мире нет другой такой реки, к бассейну которой примыкало бы столько государств. В условиях отторгнутости нашей страны от Европы на южном направлении возникает необходимость в транзитных перевозках российских экспортных и других грузов через территории Украины и Молдавии с использованием автомобильного и железнодорожного транспорта.

А это связано с большими расходами. Использование судов типа «река-море» через водный коридор Дунай-Майн-Рейн с каналом и развитой системой шлюзов позволяет судам доставлять грузы из Черного моря в Северное море. Протяженность этой водной магистрали 3505 км. Россия при этом является единственной страной, имеющая выход в эту водную систему как с юга, так и с севера. Эта система позволяет перевозить грузы из Ирана, Азербайджана и других прикаспийских стран по Волго-Донскому каналу к портам Черного моря и далее через Дунай в Европу.

Это направление оказывается достаточно перспективным, что даже удаленный от него Китай заинтересовался этой схемой перевозок.

Однако следует заметить, что на европейских водных путях, прежде всего на Дунае, российский внутренний водный транспорт неконкурентоспособен при перевозке как грузов, так и пассажиров.

Это прежде всего связано с плохой материально-технической базой российского речного флота, сокращением количества речных судов, дефицитом специализированных судов для перевозки нефтепродуктов, сжиженного газа, химических веществ. Поэтому ускоренное строительство современных судов могло бы обеспечить увеличение как общего объема перевозок речным транспортом, так и объема транзитных перевозок по водным международным транспортным маршрутам Север-Юг и Ближний Восток – Западная Европа.

Эффективность речных перевозок тесно связана с речным портовым хозяйством, которое в России также нуждается в развитии и модернизации, так как около 60% российских портов мелководные и не способные принимать современные крупнотоннажные суда.

Работа речных портов характеризуется такими специфическими показателями как общий грузооборот порта (сумма грузов в тоннах отправленных из порта и поступивших в порт за конкретное время), объем погрузочно-разгрузочных работ, коэффициент перевалки и др.

Несмотря на все отрицательные моменты за последнее десятилетие внутренний водный транспорт России почти удвоил объемы перевозок в международном сообщении, что объясняется в основном монопольным положением российских речных перевозчиков, так как внутренние водные пути в России закрыты для иностранных судов кроме 14 устьевых портов.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий