- Образовательная реформа Александра II
- Основополагающие документы
- Действия императора Александра II
- Создание учебных заведений
- Результаты реформ Александра II
- Александр Второй: инициатор реформ
- Причины реформ Александра II кратко
- Реформы Александра Второго кратко
- Крестьянская реформа Александра II кратко
- Финансовая реформа Александра II кратко
- Реформа образования Александра II кратко
- Земская реформа Александра II кратко
- Городская реформа Александра II кратко
- Судебная реформа Александра II кратко
- Военная реформа Александра II кратко
- Значение реформ Александра Второго
- Реформа высшего образования Александра II
- Реформа средней школы Александра II
- Реформы женского и начального образования Александра II
- Реформа образования 1864 года
- Реформирование начальной школы
- Реформирование средней школы
- Реформирование высшего образования
- Значение реформ Александра II для страны
Образовательная реформа Александра II
Необходимость изменения системы школьного и университетского образования в Российской империи назревала давно.
Это понимал и император, и его приближенные, и интеллектуальная элита общества.
Поэтому разработкой проектов реформ университетского и среднего образования в течение нескольких лет занимались специально созданные комиссии.
Реформа образования была проведена императором в два этапа – в 1863 г. (высшее) и 1871 г. (среднее)
Основополагающие документы
- 1864 г. – Положение о начальных народных училищах;
- 1894 г. – Положение о гимназиях и прогимназиях.
Действия императора Александра II
Разработанные реформы и мероприятия в их рамках, внедрялись постепенно, но имели колоссальное влияние для всей страны.
• Введена новая система начального и среднего образования, которая позволила выходцам из низших сословий получать знания в стенах учебных заведений;
• В учебных заведениях было введено классическое образование, которое внедрялось одновременно с реалистическим. Это положительно сказалось на общих результатах реформы;
• Классическим считалось образование, которое основывалось на преподавании древнегреческого языка, латыни, математики, истории, литературы, риторики, философии, в реальных гимназиях учили иностранным языкам и естествознанию;
• Гимназисты могли поступать в университеты и в высшие технические училища;
• Университетам была предоставлена широкая автономия. ВУЗы делились на факультеты, а те – на отделения. Были введены научные степени и звания.
• Преподаватели самостоятельно выбирали ректоров и деканов, имели право приглашать лекторов из-за границы и других вузов, появился студенческий суд, возможность выбирать лекционные и семинарские курсы, различные дисциплины, предметы;
• В университетах можно было создавать научные общества.
• При каждом ВУЗе работали публичные библиотеки;
• Были восстановлены кафедры философии и государственного права;
• Возросла роль попечительских и педагогических советов.
Создание учебных заведений
Была создана новая система образовательных учреждений, которые делились на несколько видов:
• Земские школы, которые создавались земствами;
• Церковные школы;
• Народные училища, принадлежавшие Министерству народного просвещения;
• Коммерческие училища, инициаторами которых выступили представители крупной буржуазии;
• Женские образовательные заведения.
В гимназиях могли учиться все, кто хотел, но только после сдачи испытаний. В университеты поступали выпускники классических гимназий или те, кто сдавал экзамены за прохождение курса такой гимназии.
Результаты реформ Александра II
1. Созданы педагогические общества.
2. Появились комитеты грамотности.
3. Собирались педагогические съезды.
4. Структура образование стала строго иерархической, с акцентом на обучение всех слоев населения.
Александр Второй: инициатор реформ
Реформы Александра II — попытка российской власти привести порядки Российской империи в соответствие с реалиями ХIХ века.
Ведь в то время, когда Россия оставалась полуфеодальной державой, в Европе полным ходом шла промышленная революция: строились железные дороги, повсеместно в быту и промышленности внедрялись электричество и сила пара. В направлении либерализма развивались общественные отношения .
- Россия к середине XIX века переместилась на восьмое место по выплавке металла. Англия превосходила её в 12 раз.
- К середине века Россия имела 1,5 тыс.км. железнодорожных путей, тогда как в Англии их насчитывалось 15 тыс. км.
- Средний урожай в России 4,63 четверти с десятины, во Франции — 7,36 четвертей, в Австрии — 6,6
- 1861 году в хлопчатобумажной промышленности России насчитывалось около 2 млн. механических веретен и около 15 тыс. механических ткацких станков.В Англии уже к 1834 г. в хлопчатобумажной промышленности работало свыше 8 млн. механических веретен, 110 тыс. механических ткацких станков и 250 тыс. ручных станков.
18 февраля 1855 года умер император Николай I. Русский трон занял его сын Александр (II). Крымская война ещё продолжалась, но неудачный ход её всё более утверждал русское общество в мысли, что страна отстает в своем развитии от запада и требуются кардинальные реформы всего устройства русской жизни.
Инициатором реформ выступил император Александр II
Причины реформ Александра II кратко
- Существование крепостного права, тормозившего экономическое развитие России
- Поражение в Крымской войне
- Отсутствие возможностей у сословий Империи влиять на деятельность государства
Реформы Александра Второго кратко
- Крестьянская реформа.Отмена крепостного права (1861 год)
- Финансовые реформы (с 1863 года)
- Реформа образования (1863 год)
- Земская реформа
- Городская реформа (1864 год)
- Судебная реформа (1864 год)
- Военная реформа (1874 год)
Крестьянская реформа Александра II кратко
- Объявление крепостных крестьян лично свободными без выкупа
- Помещики сохраняли за собой треть поместья в Нечерноземье и половину поместья в Черноземье.
- Земля предоставлялась крестьянской общине
- Крестьянин получал надел на правах пользования и не мог отказаться от него
- По определенным льготным правилам крестьянин выплачивал помещику выкуп за полный надел
(крестьянин мог получить без выкупа 2,5 десятины земли.) - До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику и был обязан выполнять прежние повинности — барщину и оброк (отменено в 1882–1887 годах)
- Расположение крестьянских наделов определял помещик
- Крестьянин получал
- — личную свободу,
— независимость от помещика;
— право переходить в другие сословия;
— право самостоятельного вступления в брак;
— свободу выбора рода занятий;
— право защиты своих дел в суде.
— самостоятельно совершать сделки
— приобретать и распоряжаться имуществом;
— заниматься торговлей и промыслами
— участвовать в выборах местного самоуправления
Отменив крепостное право, Александр остался в истории России под именем Освободителя
Финансовая реформа Александра II кратко
Была направлена на упорядочивание работы финансового аппарата государства
- Бюджет государства составлялся в министерстве финансов, утверждался государственным советом, а затем императором
- Бюджет начал публиковаться для ознакомления общественностью
- Все министерства должны были ежегодно составлять сметы с указание всех статей расходов
- Были созданы органы государственного финансового контроля – контрольные палаты
- Винный откуп был заменен акцизными марками и были созданы местные акцизные управления, которые выдавали акцизы.
- Налогообложение было разделено на косвенные налоги и прямые налоги
Реформа образования Александра II кратко
- Принят новый университетский устав, который предоставлял университетам широкую автономию
- Принято положение о начальных училищах
- Устав о средних учебных заведениях с разделением их на 2 типа: классические гимназии, их выпускники имели право поступать в университет без экзаменов; и реальные училища
- Создана система женского образования: закон о женских училищах
- Принят новый закон о печати, в котором деятельность цензуры снижалась
Земская реформа Александра II кратко
Её цель заменить бюрократическое управление территорией из Центра органом местного самоуправления, состоящим из жителей данной местности, лучше, чем кто бы-то ни было знакомых с местными реалиями жизни
Были созданы выборные губернские и уездные земские собрания и земские управы. Они ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения; строительством и содержанием школ и больниц; наймом врачей и фельдшеров; устройством курсов для обучения населения; развитием местной торговли и промышленности; устройством хлебных складов; заботой о скотоводстве и птицеводстве; взиманием налогов на местные нужды и т.п.
Городская реформа Александра II кратко
Преследовала те же цели, что земская.
В губернских и уездных городах были организованы городские общественные управления, в ведении которых стояли хозяйственные вопросы: внешнее благоустройство города, обеспечение продовольствием, противопожарная безопасность, устройство пристаней, бирж и кредитных учреждений и пр.
Под учреждениями городского самоуправления подразумевалось городское избирательное собрание, дума и городская управа
Судебная реформа Александра II кратко
Судебная система при Николае Первом была нерациональна и сложна. Судьи были зависимы от властей. Состязательность отсутствовала. Право сторон и подсудимых на защиту было ограниченным. Часто судьи вообще не видели подсудимых, а решали дело по документам, составленным судебной канцелярией.
Основой реформы судопроизводства Александра II стали такие положения
- Независимость судебной власти
- Единый суд для всех сословий
- Гласность судопроизводства
- Состязательность судопроизводства
- Право сторон и подсудимых на защиту в суде
- Открытость всех доказательств, выдвигаемых против подсудимых
- Право сторон и осужденных на подачу кассационной жалобы;
- Упразднение без жалоб сторон и протеста прокурора пересмотра дел вышестоящей инстанцией
- Образовательный и профессиональный ценз для всех судебных чинов
- Несменяемость судей
- Обособление прокуратуры от суда
- Суд присяжных для обвиняемых в преступлениях средней и большой тяжести
В ходе реформы были созданы две ветви судов — мировые и общие.
Они в свою очередь имел по две инстанции (мировые судьи и мировые съезды; окружные суды и судебные палаты). Общей третьей инстанцией были Кассационные департаменты Правительствующего Сената
Военная реформа Александра II кратко
- Упразднены военные поселения
- Отменены телесные наказания
- Учреждены военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения, куда принимались лица всех сословий
- Провозглашена всесословная воинская повинность
Значение реформ Александра Второго
В результате реформ, проведенных императором Александром Вторым, в России сложилась экономическая инфраструктура, обеспечивающая промышленный подъем, поставивший страну в один ряд с другими великими державами мира, а так же начало складываться гражданское общество
В самом начале своего царствования император Александр II отменил те стеснительные меры, которые были приняты в отношении учебных заведений в последние годы Николая I. Преподавание в университетах получило больше свободы; был открыт доступ в университеты вольнослушателям.
В 1863 г. дан был общий устав университетов, по которому профессорская корпорация получила самоуправление. Совет профессоров в каждом университете избирал всех университетских должностных лиц и заведовал хозяйством университета; попечителю учебного округа принадлежало только наблюдение за законностью действий совета.
Но студенты права на корпоративное устройство не получили, и вольнослушатели в университеты более не допускались.
Граф Д. Толстой
Когда на рубеже 1860-1870-х гг. среди молодёжи широко распространился «нигилизм», консервативный министр народного просвещения граф Д. Толстой склонил Александра II провести реформу средней школы – с целью сделать упор не на такие предметы, которые развивают «поверхностное вольномыслие», а на механическое усвоение точных понятий, способное «подготовить ум и чувства к правильной работе».
Важнейшую роль в школе предполагалось отдать древним языкам и математике.
Гимназический устав Толстого (1871) внедрил классическую систему обучения. В гуманитарных гимназиях стали преподавать в огромном объеме латинский и греческий языки, исключив естествознание и сократив преподавание русского языка и литературы.
Технические же («реальные») гимназии были понижены в ранге до училищ. Там вводился широчайший курс математики и черчения, но сокращалось естествознание.
В 1879, после новых покушений на царя, по инициативе Толстого были проведены изменения в университетском уставе 1863: профессорские органы по надзору за студентами пополнялись, а отчасти и заменялись посторонней для университета инспекцией
Эпоха Александра II ознаменовалась и быстрым развитием женского образования.
С конца 50-х годов в России начали возникать всесословные женские гимназии. Начальник таких гимназий в Петербурге Н. А. Вышнеградский сделал первый опыт организации высшего образования для женщин, учредив «педагогические женские курсы» (1863). Затем кружком передовых женщин при содействии профессора К.
Н. Бестужева-Рюмина (1878) в столице были открыты «высшие женские курсы» («бестужевские»). По примеру Петербурга они стали возникать и в других университетских городах.
Константин Николаевич Бестужев-Рюмин
При Александре II были достигнуты заметные успехи и в сфере низшего, народного, образования.
Кроме церковно-приходских школ появился новый тип светской начальной школы, перешедшей на попечение земств. К концу царствования Александра II народные школы считались десятками тысяч.
В начале своего царствования император Александр II отменил те стеснительные меры, которые были приняты в отношении учебных заведений в последние годы императора Николая I. Преподавание в университетах получило больше свободы, был открыт доступ в университеты вольнослушателям. В университетских аудиториях появилась посторонняя публика, мужская и женская.
В университетскую жизнь было внесено такое же оживление, какое царило тогда во всем обществе.
Реформа высшего образования Александра II
Новизна и сложность возникшего положения скоро привели студенчество к волнениям и беспорядкам (1861). В связи с ними последовали некоторые ограничения университетской свободы. В 1863 году дан был общий устав университетов, по которому профессорская корпорация получила самоуправление. Совет профессоров в каждом университете избирал всех университетских должностных лиц и заведовал хозяйством университета.
Попечителю учебного округа принадлежало только наблюдение за законностью действий совета.
Но учащиеся в университете студенты рассматривались как отдельные посетители, не имеющие права на корпоративное устройство, посторонние же лица и вовсе не допускались к посещению лекций. Такое положение учащихся давало им частые поводы к неудовольствию и «студенческим беспорядкам», составлявшим одно из частых и печальных явлений той эпохи.
Реформа средней школы Александра II
Под влиянием общественного брожения и студенческих беспорядков министром народного просвещения графом Д. А. Толстым была задумана реформа средней школы. В начале царствования императора Александра II (при министре А. В. Головине) доступ в гимназии был открыт для детей «всех состояний без различия звания и вероисповедания».
Самые гимназии были двоякого типа: классические (с древними языками) и реальные (без древних языков, с преобладанием естествознания).
Граф Толстой (поддерживаемый М. Н. Катковым) находил, что реальное образование есть «одна из важных причин так сильно охватившего наше учащееся юношество материализма, нигилизма и самого пагубного самомнения».
Единственным средством борьбы с этим злом министр считал установление строго классической системы образования в гимназиях. В 1871 году он составил новый устав гимназий, одобренный государем. Классическая гимназия сделана была единственным типом общеобразовательной и всесословной средней школы, питомцы которой одни имели право поступления в университеты.
Реальные гимназии были заменены «реальными училищами», цель которых была в том, чтобы доставлять учащемуся юношеству всех состояний общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний.
Реформой Толстого было создано полное преобладание классической школы в государстве.
К сожалению, школьному классицизму придан был внешний формальный характер: дело ограничивалось грамматическим изучением древних языков при очень большом числе учебных часов на этот предмет.
За отсутствием достаточного числа русских преподавателей латыни и греческого языка пришлось выписывать специалистов из-за границы (преимущественно чехов). Их преподавание не могло нравиться по незнанию ими русского языка и русской школы. Реформа графа Толстого вообще не вошла в нравы общества и возбудила против себя прямую ненависть, хотя в основе своей имела правильную мысль о высоком воспитательном значении классицизма.
Реформы женского и начального образования Александра II
Одновременно с реформой мужской средней школы шли мероприятия в области женского образования.
До времени императора Александра II для девушек существовали только институты и частные пансионы; в них получали образование почти исключительно дворянки. С конца 50-х годов начинают возникать женские гимназии для приходящих учениц всех сословий. Сначала эти гимназии основывались в ведомстве учреждений императрицы Марии, а затем и в ведомстве Министерства народного просвещения.
Параллельно с ними в духовном ведомстве, для дочерей лиц духовного звания, стали открываться женские епархиальные училища с соответствующим курсом.
Таким образом, в царствование императора Александра дело женского образования было поставлено широко. Естественно рождалась мысль о возможности и высшего образования для женщин. Первую попытку в этом направлении сделал начальник петербургских женских гимназий Н.
А. Вышнеградский. По его мысли, при женских гимназиях были основаны «педагогические женские курсы» для приготовления преподавательниц (1863).
Затем кружком передовых женщин, при содействии профессора К. Н. Бестужева-Рюмина (1878), были открыты «Высшие женские курсы» («Бестужевские») в Петербурге.
Наконец, в Петербурге же существовали некоторое время (с 1872 года) медицинские женские курсы для женщин-врачей. По примеру Петербурга и в других университетских городах стали возникать по частному почину высшие женские курсы. Таким образом, вопрос о высшем образовании женщин получил успешное разрешение, несмотря на то, что правительство с большой осторожностью относилось к делу разрешения женских курсов.
В отношении низшего, начального или народного образования в царствование императора Александра II достигнуты были большие результаты.
Создан был, кроме старого типа начальных народных училищ — церковноприходских школ, новый тип светской начальной школы, перешедшей на попечение земств.
К концу царствования Александра II народные школы считались уже десятками тысяч и составляли одну из самых важных забот земства. Для подготовки учителей в начальные школы Министерство народного просвещения и земства устраивали «учительские семинарии».
Несмотря, однако, на ряд усилий поднять народную грамотность, в эпоху реформ она стояла еще на низком уровне.
Реформа образования 1864 года
Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло. Л.Н. Толстой
Реформа образования 1864 года проходила в несколько этапов, которые в конечном итоге реформировали все системы образования в России. Реформировано было начальное, обще и среднее образование.
Основные даты этих реформ:
- 18 июня 1863 – принят «Университетский устав».
- 14 июля 1864 – принято «Положение о народных училищах».
- 18 ноября 1864 – принят «Устав гимназий и прогимназий».
Из-за Университетского устава реформу образования часто называют реформами Александра 2 1863-1864 годов. В любом случае речь идет об изменении системы образования Российской Империи, и ниже мы рассмотрим, что именно менялось, а также происходило функционирование системы образования в стране.
Реформирование начальной школы
18 июля 1864 было принято «Положение о народных училищах».
Главная особенность этого положения заключалась в отмене государственной и церковной монополии на образование. После реформы системы образования начальные школы могли открывать также общественные учреждения и частные лица. Срок обучения в начальной школе не превышал 3-х лет.
Начальные школы теперь были следующих типов:
- Воскресные.
- Церковноприходские.
- Земские.
- Частные.
- Государственные.
Реформирование средней школы
19 ноября 1864 года был принят «Устав гимназий и прогимназий».
Именно гимназии были основным звеном средней школы. Все гимназии были разделены на 2 типа: классические и реальные. Классические готовили к поступлению в высшие заведения, а реальные – в технические учебные заведения.
Тип гимназии — Что преподавали — Что давало окончание
Реальные | Естественные науки. | Обучение в технических ВУЗах |
Классические | Гуманитарные науки. | Поступление в университеты. |
Во всех гимназиях срок обучения составлял 7 лет.
После 1871 года срок обучения в классических гимназиях составлял 8 лет. Фактически реформа образования 1864 года делила людей на сословия по типу полученного образования: классические гимназии – люди с высшим образованием, реальные гимназии – промышленники и торговцы.
Важная особенность реформы – в гимназию мог поступить абсолютно любой человек Российской Империи.
Правда фактически образование все равно оставалось доступным только дворянам, поскольку стоимость обучения в гимназиях была очень высокой, и большая часть населения не могла себе этого позволить.
В 1862 году в России впервые появились женские гимназии. Тем самым впервые за всю историю страны женщины получили право на среднее образование.
Правда нужно сделать оговорку – программа обучения в женских гимназиях сильно уступала гимназиям мужским.
Реформирование высшего образования
18 июня 1863 был принят Университетский устав. Реформа образования при Александре 2 фактически началась в этом году с этого документа, в 1864 году продолжилась.
Главное в новом уставе – университетам была возвращена автономия. У каждого университета был «совет профессоров», который избирал ректора и декана. Именно ректор, декан и совет профессоров полностью и единолично отвечали за образование:
- Принимали решение о приеме и увольнении преподавателей.
- Утверждали программу обучения.
- Утверждали и редактировали учебные планы и дисциплины.
- Решали все финансовые вопросы.
Одновременно в России появилась возможность получения высшего образования у женщин.
Женские гимназии, конечно, не давали права на поступление в обычный университет, поэтому в стране были созданы высшие женские курсы.
Обучиться им можно было в Москве, Петербург, Киеве и Казани. Дальнейшие реформы открыли дорогу женщинам и в обычные университеты, но даже при этом они принимались туда под особым статусом – вольнослушатели. Этому реформа в области просвящения от 1864 года послужила толчком.
Значение реформ Александра II для страны
Реформа образования Александра 2 преследовала две главные цели:
- Сделать образование доступным для всех.
- Устранить монополию на образование.
- Навести порядок в системе гимназий и прогимназий.
Достоинства и недостатки реформ в области просвещения слеудет трактовать с точки зрения достигнутого результата и целей.
Второй пункт целей был побочным и не принципиальным.
«Частные» школы в итоге появились, но они не прижились и в скором времени исчезли окончательно. Что касается остальных целей, то на бумаге они были достигнуты, а в реальности – нет. Всеобщность образования затронула только начальные школы (3 класса). Даже средние школы, гимназии, для 90% населения были недоступны в виду большой стоимости обучения.
Естественно, высшее образование поэтому тоже было недоступным. Поэтому в данной реформе нужно четко разграничивать, что было на бумаге, и что происходило на самом деле.
Была в реформах и мина замедленного действия – полная самостоятельность университетов. Фактически они были неподконтрольны государству: свои правила, свое распределение финансирования, самостоятельно в определении программы и предметов обучения, самостоятельность в выборе кадров.
Этим в дальнейшем активно пользовались революционеры и те, кого сегодня стало можно называть либералами.