- Практические методы управления охраной окружающей среды
- Рыночные методы управления природоохранной деятельностью
- Экономические методы управления природоохранной деятельностью
- Рыночные методы управления природоохранной деятельностью
- ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:
- 2.3 Рыночные методы управления природоохранной деятельностью
Практические методы управления охраной окружающей среды
5.1 Административные методы управления природоохранной деятельностью
5.2 Экономические методы управления природоохранной деятельностью
5.3 Рыночные методы управления природоохранной деятельностью
Системы управления природоохранной деятельностью различных стран развивались под воздействием исторических, политических, этнокультурных и других факторов. Поэтому в разных странах используются различные инструменты управления природоохранной деятельностью.
Существуют три основные группы методов управления: административное регулирование, система экономических институтов и формирование отношений в сфере природопользования.
Все три подхода могут применяться на различных стадиях производственного процесса, рассмотренного в контексте его возможного воздействия на окружающую среду. Это воздействие зависит от состава первичных ресурсов, специфики производственного процесса, применяемых природоохранных технологий формирующих выбросы в окружающую среду.
Рассмотрим подробнее элементы всех трех основных природоохранных стратегий.
5.1 Административные методы управления природоохранной деятельностью
В административном регулировании главное место занимают нормативы и стандарты.
Стандарты качества окружающей природной среды регламентируют допустимое состояние воздушного и водного бассейнов, почв и других ее составляющих. Обычно для каждого из загрязнителей предусмотрена предельно допустимая концентрация его содержания (ПДК). Считается, что наличие загрязняющих веществ в количествах, не превышающих эти концентрации, не оказывает негативного воздействия на здоровье человека, на эко систему. Норма ПДК бывают среднесуточное и максимально разовые (фиксируют предел допустимого роста концентрации загрязнителя в течении суток).
Стандарты воздействия на окружающую среду определенного производственного процесса устанавливают уровень сбросов или выбросов из данного точечного источника после применения сточного оборудования. Для каждого предприятия выбросы не должны превышать таких величин, при которых по всей территории, подверженной воздействию, соблюдается норма ПДК. Обычно расчеты таких стандартов, называемых предельно допустимыми выбросами (ПДВ) проводят с учетом рассеивания выбросов и наложения их на фоновое загрязнение. Также учитывается суммарное воздействие нескольких источников загрязнения.
Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда предприятие ни при каких условиях не может быстро сократить свои выбросы до уровня ПДВ. Закрывать же предприятие по экологическим причинам согласны не многие и у нас и за рубежом. Достаточно привести хотя бы пример с Байкальским целлюлознобумажным комбинатом. О том, что его надо немедленно закрыть, знали с момента когда он был пущен в эксплуатацию, но Байкальский комбинат работает до сих пор.
В качестве компромисса для них были установлены нормативы временно согласованных выбросов (ВСВ). Эти нормативы устанавливались убывающими во времени в процессе реализации программы с таким расчетом, чтобы в результате прийти к уровню ПДВ.
Используются также:
- Технологические стандарты, которые устанавливают определенные требования для процесса производства или очистной технологии.
- Стандарты качества продукции. Наиболее показательный пример- стандарт содержания вредных примесей в продуктах питания, питьевой воде и т.п.
- Прямые запреты, которые применяются, если определенные производства или первичные ресурсы оказывают настолько нежелательное воздействие на окружающую среду( пестициды, токсичные материалы), что эффективным становится только их полное запрещение. Например, было запрещено применение ДДТ.
- Сертификаты на использование земель и воды делятся для ранжирования потенциально конфликтующих пользователей в целях обеспечения максимальной эффективности природопользования.
- Оценка воздействия на состояние окружающей среды (ОВОС) служит для организации сбора и предоставления информации о потенциальных экономических издержках проектов, в основном это уникальные, крупномасштабные проекты развития ресурсного потенциала, строительство химических комбинатов и других проектов, сопряженных со значительным воздействием на окружающую среду.
- Разрешения и лицензии необходимы для фирм, желающих активизироваться в сфере, подлежащей лицензированию, или легально осуществлять выбросы. Они сочетаются с другими рычагами (сертификатами на использование земель, требованиями осуществить ОВОС как условие предоставления разрешения), так же они могут быть дополнены платой за загрязнения, налогами, платежами пользователей. При комбинированной экологической стратегии. Именно такая система существует сейчас в России. Для предприятия сначала устанавливаются нормативы воздействия на окружающую среду. Затем на их основе лимиты выбросов.
5.2 Экономические методы управления природоохранной деятельностью
Среди экологических рычагов и стимулов основное место занимают платежи и налоги за загрязнение. Они представляют собой косвенные рычаги воздействия и выражаются в установлении платы на выбросы или сборы. Уровень платежа соответствует социально-экономическому ущербу от загрязнений. Данная система предоставляет максимальную свободу загрязнителю в выборе стратегии сочетания степени очистки и платы за остаточный выброс, позволяющий минимизировать издержки на превращение внешнего фактора загрязнения во внутреннюю статью издержек для них. Если природоохранные издержки низки, то фирма значительно сократит выбросы вместо того, чтобы платить налог.
Налогами могут быть обложены также первичные ресурсы, конечная продукция или технологии. Чисто внешне по воздействию на предприятие налоги и платежи эквивалентны. Но когда мы произносим слово налог, то подразумеваем, что во-первых, он направляется в бюджет, а, во-вторых, нет особых причин, кроме пополнения козны, чтобы его вводить. Когда говорится о платеже, то сразу подразумевается, что плательщик оплачивает что-то. В данном случае платежи за загрязнение- это плата за право пользоваться потенциалом природной среды.
Платежи пользователей на покрытие административных расходов могут включать плату за получение разрешения или лицензии, а так же другие платежи, соответствующие величине выбросов и покрывающие издержку на раздачу разрешений и лицензий.
Субсидии представляют собой особые выплаты фирмами-загрязнителями за сокращение выбросов. Среди субсидий наиболее часто встречаются инвестиционные налоговые кредиты, займы с уменьшенной ставкой процента, средства на регулирование цен первичных ресурсов и конечной продукции.
Система обязательной ответственности. Если считать, что права собственности на окружающую среду принадлежат всему обществу в целом, то фирмы-загрязнители должны нести ответственность за причиненный ущерб. Если налог за загрязнение или плата за выбросы отражает предельный ущерб от загрязнения, определенный до акта выброса, то ущерб в системе обязательной ответственности рассчитывается по факту выброса конкретно для каждого случая. Иначе говоря, нанося ущерб фирма обязана его либо каким-то образом компенсировать, либо провести очистку нарушенного природного объекта, либо сделать еще что-то.
Система целевого резервирования средств на утилизацию отходов используется для создания в этих целях стимула у потребителей на осуществление дополнительных издержек. В момент покупки товара, предопределяющей загрязнение, осуществляется вклад, который возвращается с процентами после утилизации отходов, например покупка батареек, напитков в жестяных банках и т.п.
Система экономических методов отличается от административной тем, что это предприятие-загрязнитель не скрывает, не сковывается общими стандартами. Предприниматель может выбрать свою стратегию, опираясь на анализ результатов. Тем не менее все экономические параметры являющиеся для него внешними (налоги, размер субсидии жестко фиксируется). Они являются объектом централизованного регулирования. Таким образом, как и в предыдущем методе, фиксируется желаемое состояние среды, но предпринимателю дается возможность выбора: стратегия, позволяющая достичь этого состояния, не навязывая предпринимателю, но тем не менее посредством экономических мер он поставлен в жесткие рамки.
5.3 Рыночные методы управления природоохранной деятельностью
Создание рыночных отношений в экологической сфере предполагает формирование рынка для единиц загрязнения, разрешая фирмам покупать, продавать или перераспределять права на загрязнения. Наиболее часто применяются на практике методы:
- Принцип пузыря. Концепция пузыря- это трактовка множественных источников загрязнения как единой регулируемой системы. Объем выбросов устанавливается для единой регулируемой системы, например для целого региона, находящегося на его территории предприятия могут совместно найти наиболее выгодный для них способ обеспечить этот объем.
- Разрешения на выброс распределяются между отдельными заводами. От фирмы требуется выполнение стандарта, либо через инвестиции в очистные технологии, либо приобретение разрешения у тех предприятий, которые достигли большего сокращения выбросов, чем это предусмотрено было после первоначального распределения разрешений.
- Банки прав на загрязнение представляют собой развитие предыдущего подхода. Фирмы, чрезмерно сокращая выбросы, экономят право на загрязнения. Они могут вкладывать их в специальный банк для будущего использования или продажи. Банк становится посредником, имеющим запас прав, продающим их и покупающим. Эти банки выполняют и учетную функцию, обеспечивая процесс погашения израсходованных прав и не допуская их повторного использования.
По своей сути рыночные методы управления природоохранной деятельностью направлены на обеспечение рационального использования потенциала природной среды. Все начинается с того, что общество определяет допустимые масштабы воздействия на природу, затем распределяет лицензии между заинтересованными сторонами. А затем, в отличии от административной и экономической системы регулирования предпринимателем дается полная свобода перераспределять, предавать лицензии. Органы управления лишь следят за эквивалентностью сделок, т.е. за тем, чтобы общее воздействие на природу не увеличивалось, и способствуют созданию рыночной инфраструктуры, закрепление прав собственности и организации, обеспечивающее реализацию этих прав, контроль за деятельностью экологических банков и биржи.
Рыночные методы являются перспективным направлением развития механизма управления природоохранной деятельностью. Но они не могут заменить другие методы полностью. Каждый из методов имеет свои положительные и отрицательные стороны, а значит, каждый из методов имеет свою сферу применения.
Читайте также:
Возможность включения природоохранной деятельности в рыночные экономические механизмы объясняется тем, что подсчет прибыли предприятия (разность между доходами и затратами) может дать неверные результаты, если не учитывать «внешние эффекты», т.е. социально-экономический ущерб природной среде или/и экономический ущерб другим предприятиям из-за увеличения ими издержек на очистку первичных ресурсов (воды, воздуха).
Включение «внешних эффектов» в рыночный механизм, т. е. их «интернализация», позволяет преодолеть противоречие между общественными «выгодами и затратами» и «доходами и затратами» конкретных предприятий-загрязнителей. Основной причиной такого противоречия является загрязнение окружающей среды.
Рыночные методы управления природоохранной деятельностью
Этот подход предполагает, что ущерб от загрязнения природной среды (если их правильно и точно подсчитать) должен полностью компенсироваться самими загрязнителями в виде платежей за выбросы и сбросы каждым источником загрязнения.
Сочетание рыночного и нормативного подходов представлено в программе торговли выбросами, которая введена Агентством по охране окружающей среды (ЕРА) для смягчения воздействия на экономику быстрорастущих расходов на достижение принятых стандартов качества окружающей среды.
Суть программы торговли выбросами заключается в том, что предприятие, которое сокращает суммарный выброс некоторого загрязняющего вещества ниже установленного уровня, имеет право поместить излишки от сокращения выбросов в так называемый «банк выбросов» (иначе излишки называют «кредитами на выбросы»).
В дальнейшем такие предприятия могут использовать свои кредиты на выбросы для собственной реконструкции, модернизации или расширения, а также продать их другому предприятию, нуждающемуся в таких кредитах. Единственным условием такой продажи является нахождение этих предприятий в одном географическом районе.
Считается, что такой подход позволяет:
— сократить суммарный выброс данного загрязняющего вещества при меньших издержках;
— сделать предприятия более инициативными в выборе методов снижения выбросов и точечных источников выбросов, где эти методы будут применяться;
— стимулировать инвестиции в более совершенное очистное оборудование и малоотходные производственные технологии.
Как уже отмечалось, основой программы являются кредиты навыбросы, которые служат своеобразной валютой торговли излишками сокращения выбросов.
Такие излишки могут быть созданы различными способами:
— установкой более эффективного очистного оборудования;
переходом на малоотходные производственные технологии;
— реконструкцией или закрытием как предприятия в целом, гак и отдельных производств.
В целях упорядочения поступления платы за загрязнения может быть введено акцизирование загрязнений.При этом предприятие (до отчетного периода) подает в природоохранные органы сведения о планируемом загрязнении и приобретает лицензию, позволяющую вбросить его в объемах, указанных в лицензии.
Если фактические сбросы окажутся меньше запланированных, предприятие может получить остатки денежных средств или продать право на оставшееся загрязнение другому предприятию. В противном случае предприятие штрафуют.
По своей сути рыночные методы управления природоохранной деятельностью направлены на обеспечение рационального использования ассимиляционного потенциала природной среды.
Вначале общество определяет допустимые масштабы воздействия на среду обитания, затем оно (в лице государственных органов) распределяет лицензии (разрешения) между заинтересованными предприятиями. В дальнейшем (в отличие от административной и экономической системы регулирования) предприятиям дается полная- свобода перераспределять, перепродавать лицензии. Органы управления лишь следят за эквивалентностью сделок (т.
е. за тем, чтобы общее воздействие на природу не увеличивалось) и способствуют созданию рыночной инфраструктуры: контролируют деятельность экологических банков и бирж, закрепляют права собственности и создают организации, обеспечивающие реализацию этих прав.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 133 | Нарушение авторского права страницы
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…
Экономические методы управления природоохранной деятельностью
Среди экономических инструментов управления основное место занимают платежи за загрязнение окружающей среды. Они представляют собой косвенные рычаги воздействия и выражаются в установлении платы на выбросы или сбросы, размещение отходов.
Уровень платежа соответствует социально-экономическому ущербу от загрязнения. Платежи за загрязнение хороши потому, что эта система позволяет за счет увеличения степени очистки выбросов, сбросов, минимизацию образования отходов снижать плату за остаточное загрязнение окружающей среды.
В данном случае платеж за загрязнение — это плата за право пользования потенциалом природной среды. Пользователь этого ресурса платит за него так же, как он платит за приобретаемое сырье, электроэнергию и т.
д.
В целях охраны окружающей среды законодательством РФ предусмотрены также штрафы природопользователей за ущерб, наносимый природной среде хозяйственной деятельностью. Ущерб может проявляться в деградации природных компонентов, ухудшении здоровья людей и уменьшении продолжительности их жизни. Универсальной единицы измерения ущерба не существует, но чаще всего ущерб оценивают в стоимостном выражении. Ущерб рассчитывается по факту загрязнения (после него) конкретно для каждого случая.
Иначе говоря, нанесшая ущерб фирма обязана его либо каким-то образом компенсировать, либо провести очистку нарушенного природного объекта и провести рекультивацию земель, либо выплатить компенсации пострадавшим.
К экономическим инструментам регулирования относятся также субсидии, инвестиционные налоговые кредиты, займы с уменьшенной ставкой процента предоставляемые предприятиям-загрязнителям с целью приобретения и внедрения природоохранного оборудования.
Таким образом, система экономических методов отличается от административной тем, что предприятие-загрязнитель не сковывается жесткими стандартами.
Предприниматель может выбирать свою стратегию, опираясь на анализ затрат и результатов. Тем не менее, все экономические параметры, являющиеся для него внешними (ставки платы за выбросы, штрафы, размеры субсидий), жестко фиксируются. Они являются объектами централизованного регулирования. Таким образом, как и в предыдущем случае, фиксируется желаемое состояние окружающей среды, но предпринимателям дается возможность выбора: стратегия, позволяющая достичь этого состояния, не навязывается предпринимателю, но, тем не менее, посредством экономических мер он поставлен в жесткие экономические рамки.
3 Рыночные методы управления природоохранной деятельностью
Создание рыночных отношений в экологической сфере предполагает формирование рынка для единиц загрязнения, разрешая фирмам покупать, продавать, торговать или перераспределять права на загрязнение.
Этот подход базируется на первоначальном распределении разрешений на загрязнение, которыми затем обеспечиваются фирмы.
Рыночные методы управления природоохранной деятельностью
Естественно, рыночные отношения в экологической сфере предполагают создание основных элементов рыночной инфраструктуры, обслуживающей и обеспечивающей сделки по торговле правами на выбросы.
В то время как под воздействием стандартов фирмы просто определяют удовлетворяющую их с наименьшими затратами комбинацию первичных ресурсов, технологию и очистное оборудование, рынок прав на загрязнение дает дополнительные возможности варьировать затратами. Фирмы могут сильно снизить загрязнение, за что они получают компенсацию, обеспечив соблюдение стандарта частично использованием очистного оборудования, а частично покупая у других фирм права на выбросы.
Рыночные методы являются наиболее перспективным направлением развития механизма управления качеством окружающей среды.
Но они не могут заменить другие методы полностью. Каждый из методов имеет свои положительные и отрицательные стороны, а значит, каждый из методов имеет свою сферу применения.
Предыдущая22232425262728293031323334353637Следующая
Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 1167;
ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Понятие загрязнения окружающей среды…………………………………….4
2.Методы регулирования загрязнения окружающей среды……………..……5
Заключение…………………………………………………………..……………16
Список использованной литературы……………………………………………17
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении двадцатого века в связи с антропогенной активностью произошло признание значения здоровья общества и значения охраны окружающей среды побудило развитие методов и технологий направленных на уменьшение воздействия вредных веществ.
В этом контексте правительства выработали нормативную базу и другие стратегические меры для того, чтобы минимизировать отрицательные эффекты и добиться гарантий стандартов качества окружающей среды.
В этой работе рассматриваются методы, которые используются для регулирования загрязнения окружающей среды.
Последствия для окружающей среды быстрой индустриализации привело к бесчисленным инцидентам с почвой, воздухом и водой из-за их загрязнения токсичными материалами и другими вредными веществами.
Серьезная угроза для здоровья нависла над человеком и экосистемами. Более экстенсивное и интенсивное использование материалов и энергии создало совокупное давление на качество местных, региональных и глобальных экосистем.
До того как были предприняты усилия по ограничению воздействия вредных веществ, был период невмешательства в управление загрязнением окружающей среды с регулированием размещения отходов, чтобы избежать значительных неприятностей на местном уровне хотя бы в кратковременной перспективе.
Была признана необходимость проведения восстановительных мероприятий для тех случаев, которые привели к недопустимым изменениям в окружающей среде.
Цель данного исследования — комплексный анализ методов управления загрязнением окружающей среды.
1.Понятие загрязнения окружающей среды
Загрязнение окружающей среды — это нежелательное изменение ее свойств, которое приводит или может привести к вредному воздействию на природные комплексы планеты и к угрозе здоровью человека.
[4, c.45]
И хотя загрязнение окружающей среды может произойти в результате стихийных природных явлений, большая часть их происходит в результате хозяйственной деятельности человека.
Основными видами загрязнения являются:
- химическое (попадание в окружающую среду химических веществ и соединений);
- радиоактивное (заражение окружающей среды радиоактивными элементами);
- тепловое (выброс тепла);
- шумовое (повышенный уровень шума);
- биологическое (попадание в окружающую среду болезнетворных микроорганизмов).
[7, c.124]
Загрязнение почвенного покрова может происходить в результате безграмотного ведения сельского хозяйства, нарушения земель, в процессе строительства и горных выработок, попадания в нее ядохимикатов и соединений тяжелых металлов.
В результате возникают малопродуктивные и непродуктивные земли, так называемые «бедленд» (дурные земли).
Загрязнение гидросферы происходит, прежде всего, в результате сброса сточных вод в реки и моря. Их общий объем достигает 1 тыс. куб. км в год. Наиболее загрязнены такие реки, как Рейн, Сена, Дунай, Тибр, Миссисипи, Волга, Днепр, Нил, Ганг.
Растет загрязнение Мирового океана, в который попадает до 100 млн. т. отходов, особенно страдает океан от нефтяного загрязнения. По некоторым подсчетам, ежегодно в океан попадает от 4 до 16 млн. т. нефти. Наиболее загрязнены Средиземное, Северное, Балтийское, Черное, Японское и Карибское моря.
Атмосфера загрязняется, прежде всего, в результате сгорания минерального топлива. Главные загрязнители атмосферы — окислы углерода, серы, азота.
С выбросами сернистого газа в атмосферу связанно образование кислотных дождей, которые наносят большой вред растительному и животному миру, разрушают сооружения, отрицательно сказываются на здоровье людей.
В настоящее время загрязнение окружающей среды достигло такого размера, что необходимо принимать срочные меры.
Необходимо строительство очистных сооружений, применение малосернистого топлива, переработка мусора, рекультивация земель, применение «чистых» технологий и оборотных систем водоснабжения.
2.Методы регулирования загрязнения окружающей среды
Механизм управления природоохранной деятельностью представляет собой весьма разветвленную систему, включающую правовое обеспечение, административные и экономические методы управления качеством окружающей среды.
- С целью систематизации можно сгруппировать все методы охраны окружающей природной среды по трем группам.
- Нефискальные методы:
- введение природоохранных обязательных условий;
- изменение правовых условий с учетом экологического фактора;
- обеспечение преимуществ хозяйствующим субъектам, использующим природосберегающие продукты и способы производства.
- Введение природоохранных (экологических) обязательных регламентаций и ограничений хозяйственной деятельности
Данный метод имеет фундаментальное значение.
К его недостаткам следует отнести:
- нечеткость воздействия;
- сложность контроля за соблюдением установленных ограничений;
- трудность определения допустимого уровня воздействия на окружающую природную среду;
- субъективизм при принятии решений работниками государственных органов.
- Изменение правовых условий с учетом экологического фактора
Широко применяется в США, Германии, Голландии, поскольку имеет универсальный характер для государственного регулирования деятельности всех природопользователей.
Для его эффективного применения необходимы специальные подзаконные акты.
К недостатку метода следует отнести наличие трудностей в выработке единого экосистемного подхода при законотворческой деятельности.
- Обеспечение преимуществ хозяйствующим субъектам, использующим природосберегающие продукты и способы производства
Метод направлен на повышение потребительских свойств природы, придание природоохранному аспекту хозяйственной деятельности экономической выгоды и изменение приоритетов при принятии хозяйственных решений.
В результате деятельность по охране природы становится выгодной.
Недостатком данного метода является возможность подкупа отдельных социальных групп и манипулирования общественным мнением в политических или конкурентных целях.
2. Методы, связанные с государственными доходами:
- лицензирование природопользования;
- налоги на загрязнение окружающей природной среды.
- Лицензирование (сертификация) природопользователей
предполагает продажу лицензий на различные виды воздействия на окружающую природную среду и ресурсопользование.
2.3 Рыночные методы управления природоохранной деятельностью
- Преимущества метода:
- фиксирование максимальной нагрузки на окружающую природную среду;
- приведение техногенных нагрузок в соответствие с экологическими возможностями территории;
- наличие возможности определенного регулирования рынка;
- относительная простота;
- наличии у природопользователя выбора в снижении эмиссии или в покупке лицензий;
- возможности ужесточения экологических стандартов путем покупки лицензий.
- Недостатки метода:
- высокие затраты на контроль;
- нравственные издержки (продажу права загрязнять природу «с молотка»).
- Налоги на загрязнение окружающей природной среды
основываются на гибкой налоговой политике и стимулируют природопользователей к совместной природоохранной деятельности
Недостатком данного метода является сложность в определении последствий осуществляемой налоговой политики.
3. Методы, связанные с государственными расходами
- природоохранные целевые инвестиции;
- госбюджетное финансирование мероприятий, имеющих отношение к охране окружающей природной среды;
- экологонаправленная политика занятости населения;
- непосредственное стимулирование экологонаправленной частной хозяйственной инициативы;
- государственная поддержка экологических направлений НИОКР;
- государственное финансирование учреждений охраны окружающей среды
- Природоохранные целевые инвестиции
долгосрочные вложения средств для улучшения состояния окружающей природной среды при строительстве и эксплуатации важных природоохранных объектов.
- Госбюджетное финансирование мероприятий, имеющих отношение к окружающей среде
способствует привлечению дополнительных средств к решению экологических проблем и сбалансированному развитию территории с учетом экологического фактора.
Недостатками метода являются трудность вычленения экологической составляющей и обоснование доли финансирования из государственного бюджета.
- Экологонаправленная государственная политика занятости населения
предполагает реализацию мероприятий по увеличению работ по охране природы, которые финансируются государством.
При этом сокращается безработица и решаются экологические проблемы.
Недостаток — сложность выбора объектов работ и потребность в значительные государственные средства.
- Непосредственное стимулирование экологонаправленной частной хозяйственной инициативы
финансовые компенсации дополнительных затрат при изготовлении и использовании в процессе производства экологичных продуктов и процессов получили весьма широкое распространение в мире.
Недостатками являются увеличение бюрократического аппарата и опасность коррупции.
- Государственная поддержка экологических направлений НИОКР
имеет большое значение для развития фундаментальной науки.
Широко распространена во всех странах.
- Государственное финансирование учреждений охраны окружающей среды
единственный источник финансирования государственных природоохранных структур.
Недостаток — угроза превращения государственных природоохранных структур в отрасль хозяйства с узковедомственными интересами.
Также все методы, используемые в рамках природоохранной деятельности, можно разделить на административные и экономические.
- Прямое административное регулирование
предполагает установление лимитов выбросов для каждого источника загрязнения, за которыми следят государственные службы. С целью установления нормативов определяются стандарты качества среды.
Исходя из того состояния природы, за пределы которого выйти нельзя, местные власти определяют лимиты для предприятий и выдают соответствующие «лицензии на загрязнение». [6, c.175]
Экономические методы управления качеством среды
- налоги на продукты, потребление которых неизбежно вызывает загрязнение окружающей среды (налог на бензин, содержащий свинец);
- целевые субсидии (направленные на реализацию специальной программы, установку природоохранного оборудования);
- налоговые льготы и др.
Страницы:12следующая →