Сенситивный тренинг

Содержание
  1. Похожие главы из других работ:
  2. 1.3 Тренинг-методы
  3. 1. Психологический тренинг
  4. 3.5 Тренинг социальных умений
  5. Задание 4. Тренинг гендерного самоопределения
  6. 2.3 Тренинг как метод раскрытия ресурсов
  7. 1.1.1 Понятие психологический тренинг
  8. 2.2 Психологический тренинг личностного роста
  9. 1.3 Социально-психологический тренинг (СПТ)
  10. 4. Социально — психологический тренинг
  11. 1.2 Тренинг развития фантазии
  12. Глава 1. Теоретические основы тренинга сенситивности
  13. 2.2 Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания
  14. 2.5 Социально-психологический тренинг
  15. 2.1 Сущность понятия «тренинг»
  16. 2.2 Тренинг самосовершенствования
  17. Вступительная часть
  18. Основная часть
  19. Заключительная часть
  20. ТРЕНИНГ СЕНСИТИВНОСТИ
  21. Разминка
  22. Основная часть
  23. Заключительная часть
  24. Занятие 3. Паутина предрассудков
  25. Книга о сенситивном тренинге
  26. Тренинг сенситивности – упражнения и игры
  27. Тренинг сенситивности

Похожие главы из других работ:

Активные формы обучения

1.3 Тренинг-методы

Один из ведущих специалистов по тренингам в нашей стране Юрий Емельянов отмечает: «…Термин «тренинг», по нашему мнению, в структуре русской психологической речи должен использования не для обозначения методов обучения…

Классификация психотренингов

1. Психологический тренинг

1.1 Общая характеристика В современном мире высоких технологий и информации с технической стороны возможно и доступно практически все. В этой связи компетентные…

Механизмы становления агрессивного поведения

3.5 Тренинг социальных умений

Одна из главных причин того, что многие люди постоянно попадают в проблемные ситуации, невероятно проста: у них просто не хватает базовых социальных умений. Например, они не знают, как ответить на провокацию других, чтобы погасит пламя гнева…

Особенности гендерной идентичности подростков

Задание 4. Тренинг гендерного самоопределения

Тренинг ориентирован на развитие и рост личностных качеств, коммуникационную компетентность участников в период младшего подросткового возраста (12-14 лет)…

Поиск ресурсов в кризисных ситуациях у людей от 35 до 45 лет

2.3 Тренинг как метод раскрытия ресурсов

Наиболее эффективным методом раскрытия ресурсов является тренинг. Так как во время тренинга человеку предоставляется возможность «проживание» и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта…

Психологический тренинг

1.1.1 Понятие психологический тренинг

На сегодняшний день не существует общепринятого определения понятия «тренинг», что приводит к расширительному толкованию метода и обозначению этим термином самых разных приемов, форм, способов и средств…

Психологический тренинг как средство личностного развития подростков

2.2 Психологический тренинг личностного роста

Данный тренинг — средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, творчества, умений и опыта в области межличностного общения, устранения неэффективного психологического напряжения…

Психолого-социальные аспекты сопровождения персонала военно-медицинского профиля

1.3 Социально-психологический тренинг (СПТ)

СПТ — это практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы (здесь используются специфические формы обучения знаниям, умениям и техникам в сфере общения, деятельности, собственного развития и коррекции)…

Работа психокоррекционной группы

4. Социально — психологический тренинг

Для проведения СПТ была приглашена группа педагогов средней образовательной школы. Группа состояла из 15 человек. Женщины в возрасте от 30 до 45 лет с высшим педагогическим образованием и стажем работы от 5 и более лет…

Развитие фантазии на кружковых занятиях по живописи

1.2 Тренинг развития фантазии

Есть три закона развития творческого воображения: [5. С. 6] 1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. Действительно…

Сенситивность и способы ее развития

Глава 1. Теоретические основы тренинга сенситивности

Синдром эмоционального выгорания у педагогов (стаж работы более 10 лет) дошкольного образовательного учреждения

2.2 Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания

Тренинг проводится в течение двух с половиной часов с группой 11 человек в довольно просторном помещении. Форма проведения тренинга — круг, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнение в подгруппах…

Социально-психологический тренинг как средство формирования успешности в бизнесе

2.5 Социально-психологический тренинг

1 день Начало 16.00 Окончание 19.00 Перерыв 17.10 — 17.20 I этап СПТ На I этапе СПТ задания были посвящены созданию работоспособности в группе. Задавались правила и нормы общения в исследуемой группе. Эти нормы обеспечивают активность, инициативность…

Тренинг как средство коррекции социальной дезадаптации у подростков из неблагополучных семей

2.1 Сущность понятия «тренинг»

В среде психологов интерес к игре является уже традиционным. Достаточно назвать только некоторых из них, занимающихся проблемой игры: К.Бюллер, А.Валлон, Л.С.Выготский, А.Гросс, А.В.Запорожец, К.Коффка, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, З.Фрейд, В…

Характеристика тренингов, направленных на формирование имиджа

2.2 Тренинг самосовершенствования

Кто делает утром зарядку, тот поддерживает свое тело в форме. Кто идет в поликлинику, тот хочет полечить свое тело. Кто ночью спит, тот дает ему отдых. А кто идет на тренинг личностного роста, тот стремится поддерживать в форме свою душу…

Тренинг на развитие познавательных процессов
для подростков 11–13 лет

Окончание. Начало в № 12.

Вступительная часть

1. Рассказ ведущего об особенностях раннего подросткового возраста.
2.

Правила тренинга.
Ведущий предлагает участникам прочитать правила, записанные на заранее подготовленных карточках, которые помещены в общий пакет (или сумку). Все дают согласие, по очереди достают карточки, читают вслух:
• Кто больше дает – тот больше получает.
• Говорит только один человек, его не перебивают.
• Не допускаем негативных высказываний.
• Можно пропустить свою очередь.
• Не даем оценок друг другу.
• Каждый имеет право на свое мнение.
• Предлагаем в добровольцы только себя!

Упражнение «Мячик»
Цель: знакомство, диагностика настроения до начала игры.
Инструкция: участники становятся в круг.

Все держат руки впереди себя «ковшиком». Ведущий бросает кому-либо из круга мячик, называя его имя. Получив мяч и перебросив его другому, игрок убирает руки за спину: каждый получает мяч только один раз. Последний бросает мяч ведущему, а тот снова вводит его в игру в такой же очередности по кругу, чтобы воспроизвелась цепочка бросков.

Можно бросать мяч в обратной последовательности.

Упражнение «Четыре угла»
Цель: изучение интересов группы, самопрезентация участников, выравнивание эмоционального фона.
Инструкция: ведущий в каждом углу комнаты приклеивает листок определенного цвета: синий, зеленый, красный или желтый.
Ведущий объявляет, что, после того как он назовет вопрос, каждому нужно встать к выбранному цвету. Если участник не может определиться с выбором, то он остается в центре.
Первый вопрос: какой из этих цветов вам наиболее приятен?
Далее вопросы составляются согласно цели тренинга.

Например:
• Что любите есть? (1 – фрукты; 2 – овощи; 3 – мясо; 4 – сладости.)
• Кого боитесь? (1 – змей; 2 – пауков; 3 – лягушек; 4 – собак.)
• Кто какие фильмы любит?

(1 – комедии; 2 – боевики; 3 – мультфильмы; 4 – ужастики.)
• Любимое время года? (1 – зима; 2 – весна; 3 – лето; 4 – осень.)
• Какой период считаете самым важным в жизни человека? (1 – детство; 2 – отрочество; 3 – зрелость; 4 – старость.)
• Какому виду отдыха отдаете предпочтение?

(1 – сон; 2 – музыка; 3 – прогулки на природе; 4 – общение с друзьями.)
Все ответы соответствуют цветам по порядку: 1 – синий, 2 – зеленый, 3 – красный, 4 – желтый.
По окончании игры участники делятся впечатлениями.

Основная часть

Упражнение «Раз-два-три»
Цель: концентрация на тренинговой работе и сплочение участников группы.
Инструкция
Ведущий:
– Сейчас мы проверим, насколько организованно и согласованно вы умеете работать в команде, сообща.

Работая плечом к плечу, мы должны понимать друг друга без слов. Желательно удобно сесть. По моей команде «раз-два-три» все показывают на пальцах какое-нибудь число – от одного до пяти. Необходимо за 2 минуты прийти к одинаковому результату, причем не переговариваясь, не жестикулируя. Будьте внимательны.
Команда подается четко, ведущий анализирует работу группы.

Упражнение «Узнай себя»
Цель: формирование умения задавать вопросы, слушать ответы и составлять единый образ.
Инструкция: ведущий прикрепляет на спину каждому участнику игры листочек с именем известного героя из сказки или реальной жизни.

Нужно угадать, кем ты назван. Разрешается задать по три вопроса, на которые можно получить ответ только «да» или «нет» от любого выбранного участника группы. Задав свои вопросы и получив на них ответы, игрок обращается с вопросами к следующему участнику, пока не определит свое новое имя.

Возможные герои: Колобок, Алла Пугачева, Золушка, Чебурашка, Илья Муромец, Буратино, Дед Мороз, Кармен и т.д.
Подведение итогов.
• Трудно ли было «себя отгадать»?
• Как происходило осознание нового имени?
• Что вы поняли?
• Что извлекли полезного для себя?
Участники группы отвечают на вопросы, называют условия, при которых общение становится наиболее успешным.

Упражнение «Молва»
Цель: развитие умения слушать и передавать информацию точно.
Инструкция: выбираются 5 желающих принять участие в игре.

Ведущий предлагает четверым из них выйти из комнаты и находиться за дверью, пока не позовут. Первому участнику ведущий читает рассказ, предупредив о том, что услышанное ему придется пересказать следующему игроку. После прочтения рассказа приглашается из-за двери следующий участник, и тот, кто слушал, передает ему содержание. Последний же рассказывает свой вариант группе. Затем зачитывается первоначальный текст, чтобы все участники услышали оригинал и сравнили его со своим пересказом.

Группа анализирует, на каком этапе текст был наиболее искажен.
Подведение итогов:
• С какими трудностями вы столкнулись при передаче и получении информации?
• Что происходит с общением людей в случае искажения информации?
Участники анализируют, отвечают на вопросы и делают выводы.

Заключительная часть

Упражнение «Плавание»
Цель: релаксация, двигательная активность, разминка после долгого сидения.
Инструкция
Ведущий:
– Сядьте на стул так, чтобы не касаться его спинки, руки поставьте локтями на колени.

ТРЕНИНГ СЕНСИТИВНОСТИ

Сейчас будем имитировать движения пловца. Плавать будем брассом, прогибаясь в спине и пояснице. При движении рук вперед спина и позвоночник сгибаются как можно сильнее, при движении рук назад позвоночник разгибается. Движения при плавании легкие, грациозные.

Понаблюдайте за красотой и стремительностью ваших движений. Итак, имитируем плавание стилем «брасс». Начали!.. Закончили заплыв.

Упражнение «Накопление энергии»
Цель: рефлексия чувств, эмоций, выравнивание эмоционального фона.
Инструкция
Ведущий:
– Поставьте ноги на ширину плеч. Поднимите руки в стороны ладонями вверх. В такой позе закройте глаза.

Все готовы? Сделайте спокойный, глубокий вдох. Подтянитесь, напрягите мышцы рук и ног, всего тела. Постарайтесь почувствовать, как сверху в вас через раскрытые ладони начинает вливаться энергия – энергия солнца, космоса, Вселенной. Представьте себе, что вы – мощное дерево с высокой и широкой кроной, протянувшее высоко к солнцу свои ветки-руки, на которых шелестят листья-пальцы. Пьянящий ветер мая обдувает вас. Мощные ноги-корни впитывают живительную силу матушки земли.

Почувствуйте всем телом-стволом прилив жизненной энергии. Почувствуйте во всем стволе ток живительной влаги, от корней до каждой веточки. Вдыхайте всей кроной свежий аромат ветра, впитывайте в себя живительные соки родной земли.

Наполняйтесь целительной энергией ласкового солнца.
Ствол выпрямляется, ветки тянутся к свету! Тянитесь, тянитесь! Ощутите мощную энергию во всем теле, силу, вдохновение, радость.

Подвигайтесь, походите, будто рожденные заново… Игра окончена, будьте счастливы!
Подведение итогов.
Участники игры отвечают на вопросы: «Что видели?», «Что чувствовали?», «Что слышали?» – и делают выводы.

Упражнение «Обратная связь»
Цель: восстановление работоспособности; структурирование опыта развития памяти; выравнивание эмоционального состояния.
Инструкция
Ведущий:
– Сядьте удобно.

Закройте глаза и вспомните все, что происходило, в обратном порядке, начиная с того момента, как я закончу говорить. Вспомните как можно подробнее, ничего не объясняя и не интерпретируя.

В конце участники делятся мнениями об общем впечатлении от участия в тренинге, об открытиях о себе самом, а также высказывают пожелания ведущему тренинга.

Тренинг общения и позитивного отношения к себе
Для учащихся 14–17 лет

Цели:
1) развитие коммуникативных навыков;
2) формирование навыков уверенного поведения;
3) осознание своих положительных и отрицательных качеств;
4) формирование положительной «я-концепции».

Разминка

Упражнение «Я такой, каким хочу быть»
Цель: знакомство участников тренинга между собой, самопрезентация участников.
Инструкция: участникам предлагается назвать свое имя и определение (прилагательное), которое наиболее ярко отражало бы представления о себе.

Упражнение «Футболка с надписью»
Цель: знакомство, самовыражение, фиксирование настроения в начале тренинга.
Инструкция: участникам предлагается придумать, представить себе фасон, цвет, говорящую надпись на футболке и рассказать об этом окружающим.

Упражнение «Перекати мяч»
Цель: сплочение, повышение эмоционального фона, тактильный контакт.
Инструкция: участникам предлагается, стоя в кругу, вытянув руки вперед ладонями вниз, перекатить небольшой мячик по кругу, не уронив его.

Основная часть

Упражнение «Ассоциации»
Цель: возможность посмотреть на себя со стороны, развитие интуиции.
Инструкция: кто-то из участников становится ведущим.

Он выходит из комнаты. Остальные загадывают одного из игроков группы. Задача ведущего – отгадать с помощью ассоциативных вопросов, кого загадали.

При этом ведущий может задавать вопросы, сравнивающие загаданного с любым предметом, а участники отвечают, проговаривая свои ассоциации. Например: «Если бы этот человек был книгой, деревом, мебелью, то какой?».

Упражнение «Психологическая поддержка»
Цель: осознание своих качеств через призму восприятия группы, оказание психологической поддержки, избавление от чувства вины, формирование положительной самооценки.
Инструкция: каждому участнику по очереди предлагается закончить предложение: «Меня могут не любить люди за…».

Сосед справа поворачивается к нему и произносит: «Все равно ты молодец, потому что…». Таким образом, называя положительные черты этого человека, он оказывает ему психологическую поддержку.
Подведение итогов.
Ведущий задает вопросы:
• Какая часть задания была для вас наиболее приятной – первая или вторая?
• Что вы чувствовали, когда называли свои отрицательные качества?
• Что вы чувствовали, когда слышали от другого о своих положительных качествах?

Упражнение «Брачное объявление»
Цель: самопрезентация, формирование навыков уверенного поведения, осмысление положительного «я-образа», развитие способности понимать партнера.
Инструкция: каждому участнику предлагается написать небольшое объявление в газету «Знакомства».

Объявления участников собираются «в шапку». Далее ведущий зачитывает объявления. Задача группы – отгадать автора.

Заключительная часть

Упражнение «Пейзаж»
Цель: релаксация, сплочение, выравнивание эмоционального фона.
Инструкция: звучит музыка.

Участникам предлагается закрыть глаза и продолжить за ведущим словесное рисование картины, добавляя один-два элемента.

Упражнение «Я дарю тебе»
Цель: рефлексия, выражение эмоций.
Инструкция: участникам предлагается поблагодарить соседа за участие и сделать ему какой-либо подарок (нематериальный) с пожеланиями.

Упражнение «Рефлексия»
Цель: обратная связь ведущего тренинга с участниками.
Инструкция: ведущий благодарит участников за работу в тренинге, предлагает желающим высказать впечатления, пожелания и т.д.

Статья подготовлена при поддержке интернет магазина «topavenue.ru». Женская сумка – это один из атрибутов современной женщины, поэтому он должен быть стильным и красивым, а также показывать статус красивой половины человечества.

На сайте, расположенном по адресу www.TopAvenue.Ru, вы сможете, не вставая с кресла,купить сумку moschino love jc4114 по выгодной цене. Интернет магазин «topavenue.ru» имеет широкий ассортимент женских сумок ведущих брендов.

Занятие 3. Паутина предрассудков

Цель: развить у подростков позитивный образ собственной этнической группы и ее ценностей. Сформировать положительные установки на принятие особенностей менталитета других народов.

Материал: на каждого участника карандаш и бумага формата А4, ватман, клубок ниток или моток веревки, мячик.

Ход занятия

Упражнение «Моя команда»

Ведущий предлагает выйти на середину трем участникам-добровольцам.

— Каждый из вас начинает набирать себе команду.

В команду можно приглашать человека, отличающегося от вас по определенному признаку, например, по цвету волос, полу, количеству колец на руке и т.п.

Книга о сенситивном тренинге

При этом данный признак озвучивается: «Я приглашаю Ирину — у нее волосы убраны в косичку».

Затем выбранный член группы таким же образом приглашает в команду следующего человека и т.д. Выбор участников осуществляется представителями трех команд по очереди.

Упражнение «Групповая картинка»

Ведущий: «Теперь в этих группах вам предстоит изобразить людей какой-то национальности. Сначала нужно обсудить, какую национальность вы выберете, затем продумать, как вы будете демонстрировать ее остальным участникам.

Ваша задача — изобразить людей определенной национальности так, чтобы остальные участники могли отгадать, что это за национальность.

При показе можно использовать мимику, жесты, междометия, но нельзя произносить слова. Даю вам пять минут на подготовку задания».

Обсуждение:

— Пантомима какой группы особенно запомнилась вам?

Какая пантомима была наиболее «однозначной» и не вызвала затруднений при угадывании?

— Какие признаки национальности были использованы в данном случае?

— С какими затруднениями вы столкнулись при подготовке?

Упражнение«Паутина предрассудков»

Ведущий рассказывает о негативной роли предрассудков в отношениях между людьми: «…Опутанный паутиной предрассудков человек чувствует себя бесправным, беззащитным, обиженным, лишенным права голоса.

В отношении некоторых национальностей, этнических меньшинств ходит множество анекдотов, основанных на отрицательных стереотипах и ярлыках».

— Вспомните, какой народ традиционно является объектом насмешек и анекдотов. (Дети называют чаще всего чукчу, «лиц кавказской национальности», коми…).

— Я попрошу выйти добровольца, готового сыграть роль представителя … народа.

(Этот участник садится в центр круга на стул).

— Задача остальных — рассказывать по очереди анекдоты, основанные на отрицательных стереотипах и предрассудках, или высказы­вать бытующие негативные представления об этой национальности.

После каждого негативного высказывания ведущий обматывает участника, представляющего «народ», веревкой, как бы опутывая «паутиной предрассудков», до тех пор, пока тот не сможет пошевелиться.

Периодически ведущий спрашивает «представителя народа» о том, что он сейчас чувствует.

Участник рассказывает о своем состоянии и своих чувствах.

Затем ведущий задает группе вопросы:

— Какие у вас возникли чувства?

— Вы бы хотели оказаться в такой роли?

В ходе высказываний у членов группы возникает желание распутать участника.

Для этого ведущий предлагает всем вспомнить что-то хорошее об этом народе, посочувствовать ему. Участники по очереди берут слово, а ведущий в это время постепенно распутывает «паутину».

Упражнение заканчива­ется, когда «представитель народа» полностью освобожден от «паутины» и предрассудков.

Упражнение «Хиппи»

Участники группы рассаживаются по местам.

Ведущий: «Одно время во всем мире было очень популярно движение хиппи.

Хиппи имели разнообразные традиции, привычки, обычаи, отличающие их от других людей. Одной из таких традиций было делать какие-нибудь надписи на своей одежде.

Эти надписи часто отражали жизненную позицию, девиз ее обладателя. Сейчас мы будем бросать этот мяч друг другу со слова­ми: «Если бы ты был хиппи, то на твоей футболке было бы написано…». При этом важно подобрать такой текст, который, с вашей точки зрения, действительно отражает изюминку человека, его уникальную особенность.

В свою очередь, тот, кому брошен мяч, должен сказать, согласен ли он надеть футболку с такой надписью или нет: «Да, я немедленно надеваю эту футболку. Она мне необходима» или «Спасибо за футболку, возможно, я одену ее завтра».

Ведущий следит за тем, чтобы мяч побывал в руках каждого участника, и каждый получил футболку с надписью.

После упражнения проводится обсуждение.

Рефлексия

— Какие выводы вы для себя сделали?

Над чем сегодня задумались?

— О чем хотелось бы еще поговорить?

— Какую игру хочется провести еще раз?

Занятие 4. Инь-Янь

Цель: сформировать у подростков адекватное представление о гендерных отличиях.

Помочь принять разные социальные роли мужчин и женщин.

Материал: на каждого участника карандаш и бумага формата А4, ватман, фломастеры, маркеры, цветная бумага, клей, пластилин, скотч, ножницы.

Ход занятия

Упражнение «Создание миров»

Ведущий делит участников на две команды по половому признаку и предлагает им занять места, максимально удаленные друг от друга.

Ведущий: «Сегодня нашу работу мы начнем с создания цивилизаций.

Каждой группе предлагаю использовать план (см. приложение 2). Помните, вы создаете особенные, пока еще никому неведомые инопланетные цивилизации «Инь» и «Янь».

На обсуждение группам дается двадцать минут».

Игра «Встреча»

Команды собираются в одной комнате.

Ведущий игры произносит речь, в которой описывает ситуацию встречи между представителями цивилизаций и обосновывает необходимость более близкого знакомства между ними (см. приложение 2.1).

Далее происходит поочередная презентация «миров». Сна­чала «хозяева» сообщают название своего мира, учат гостей принятому в их цивилизации приветствию, показывают портрет обитателя и рассказывают о нем, знакомят гостей со своим законодательством.

В заключение гостей угощают «блюдами» инопланетной кухни, обучают «национально­му танцу». Затем презентует свой мир другая команда.

Обсуждение:

— Что интересного заметили в укладе жизни представителей цивилизации Янь?

— Что ценят яньцы?

— Какие нормы и правила они выносят на первый план?

— Что отличает представителей цивилизации Инь?

— Какие негласные законы соблюдаются всеми представителями?

— Чем же похожи и чем различаются обитатели миров?

Упражнение «Принятие общих законов»

Ведущий произносит речь (см.

приложение 2.2).

Получив необходимые инструкции, команды удаляются на десять минут для обсуждения законов, которые, с их точки зрения, необходимо принять (каждая команда формулирует не больше четырех законов).

По истечении времени обе команды садятся за «стол переговоров».

Законы выдвигаются командами по очереди. Каждый из предложенных законов сначала обсуждается (если необходимо, в него вносятся поправки), потом ставится на общее голосование (например, поднятый вверх палец — «за», опущенный вниз — «против»). Закон принимается, если за него проголосовало большинство участников.

Принятые законы фиксируются на листе ватмана.

После процедуры принятия все участники ставят под «законодательством» свои подписи, после этого ватман прикрепляется на стену.

Обсуждение:

— На что делали упор при выдвижении законов представители цивилизации Инь?

— Что пытались подчеркнуть своими законами яньцы?

— Какие из принимаемых «законов» вызвали наибольшее разногласие при обсуждении?

— С чем это связано?

— Что могло бы сделать процесс переговоров более успешным?

Рефлексия

— Что помогало и что мешало командам находить ком­промиссы и заключать соглашения в процессе игры?

— Какие шаги нужно предпринимать, каким правилам следовать, чтобы отношения между людьми носили то­лерантный характер?

Занятие 5.

Диалог

Цель: развить у подростков умение принимать чувства другого человека, сформировать уверенность в себе, эмпатию.

Материал: на каждого участника карандаш и бумага формата А4, ватман.

Ход занятия

Упражнение «Контакт»

Участники сидят в кругу.

Ведущий: «Один доброволец выйдет из комнаты.

Когда он вернется, ему предстоит определить, кто из участников готов вступить с ним в контакт. При этом мы все будем пользоваться только невербальными средствами. Сделать вывод о наличии желания установления контакта или о его отсутствии надо после того, как вы посмотрите на человека».

Ведущий спрашивает группу о том, кто хотел бы начать работу, или предлагает это сделать конкретному участнику. Вызвавшийся выходит из комнаты, а группа в его отсутствие определяет участника, которому надо будет вступить в контакт.

Остальные демонстрируют отсутствие готовности это сделать. Затем приглашается ожидающий за дверью участник. Последовательно подходя к каждому, он определяет готовность участников вступить в контакт.

Во втором случае в контакт готовы вступить трое участников, в третьем — каждый сам решает, будет он вступать в контакт или нет.

Обсуждение:

— Как вы поняли, что человек хочет вступить с вами в контакт?

— Подсказывали ли вам невербальные проявления, что человек не готов вступить в контакт?

Как?

Читайте также:

Тренинг сенситивности – упражнения и игры

Тренинг сенситивности направлен на развитие способности осознавать чувства. Упражнения способствуют повышению уровня сенсорного и чувственного восприятия, концентрации внимания, осознанию взаимосвязи в цепи «тело — ощущения — чувство — энергия — действие», развитию телесного внимания.

Стойка на голове

Цель: тренировка телесного внимания, левополушарного внимания, правополушарного внимания.

Как и любое положение тела в состоянии неустойчивого равновесия, это положение ведет к увеличению энергии.

Встать на голову (голова на мягком коврике, так как боль мешает). Дыхание глубокое. Начать умножать в уме двузначные цифры, одновременно читать хорошо известное стихотворение.

Варианты:

1.Освоившие в некоторой степени технику медитации могут попробовать проговаривать не стихотворение, а любой возникший в уме текст, кроме иллюстрирующего процесс умножения.

Руководитель может предварительно дать тему свободных размышлений.

2.Если такое положение тела уже не требует больших усилий, то можно его усложнить. Перед началом упражнения задается ритм (включить фонограмму музыки с четким ритмом или чистого ритма). Задание то же самое, но поток свободных размышлений должен изливаться в заданном ритме.

3.Упражнение также может быть усложнено изменением стойки: подвернув голову, стоять на одном плече с поддержкой одной рукой, вторая свободна.

Круги ощущений

Цель: внутреннее структурирование воздействий, анализ их значимости для «Я» и тела.

Группа разбивается на пары.

Тренинг сенситивности

Опыт осознания может быть разделен на три части: внешний мир и его воздействие на нас, внутренний мир тела и мир мыслей, фантазий.

Выберите себе партнера, сядьте лицом друг к другу расслабьтесь.

Делитесь по очереди осознаванием внешнего мира. Например: «Я сейчас осознаю, что за окном идет дождь, я слышу сильный шум ливня, стук воды в оконные стекла, запах «прели», доносящийся через форточку, ровный ритм дождя успокаивает меня (или раздражает), слышу…» и т.

д. Перечисляются все воздействия внешнего мира (вижу, слышу, ощущаю), которые отражаются в сознании «здесь и теперь».

Нужно избегать оценок и интерпретаций, только фиксировать воздействия. Слушающий партнер поможет не соскользнуть в среднюю зону.

Теперь обратите внимание на внутренние ощущения: напряженность отдельных мышц, зуд, неудобство позы (изменяйте позу в этом случае), сухость во рту, глубину дыхания, сердечный ритм и т.

д. Средняя зона включает в себя психическую активность, отличную

от текущего опыта, — это воспоминания, планы, настроение, фантазии, тревоги.

Пройдя по всем трем зонам, попробуйте не управлять вниманием, отметьте, к какой зоне относится ваше сознание. После того как вы научились идентифицировать каждую зону, можно пробовать переключение из одной зоны в другую в разной последовательности и с разной скоростью.

Вариант: упражнение может быть осложнено музыкальным сопровождением с изменяющимся ритмом. Важно отметить, как ритм влияет на осознание.

Ритмичное сопровождение может препятствовать концентрации и переключению внимания.

Путешествие по состояниям

Цель: осознание различных психофизических состояний, взаимосвязи между энергией (усилием), дыханием, телом (мышечным напряжением), голосом.

После выполнения любого упражнения на расслабление (например, «Со

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий