Школьная зрелость ребёнка
Под школьной зрелостью понимают особую степень морфофункционального развития детей, которая способно обеспечить комплексное приспособление его организма без ущерба для здоровья к систематическим учебным занятиям.
О школьной зрелости судят по антропометрическим показателям, функциональному состоянию различных органов и систем организма (частота сердечных сокращений, кровяное давление, уровень обмена веществ), по уровню умственной работоспособности, развитию речи, моторики, произвольного внимания.
Наиболее важным показателем готовности ребенка к школьному обучению является развитие второй сигнальной системы.
Если у 3-4-х летних детей первая сигнальная система превалирует и оказывает тормозящее влияние на вторую, то у 6-7-летних усиливается активность второй сигнальной системы, которая оказывает подавляющее влияние на первую сигнальную систему. Следовательно, к 6-7 годам улучшается реактивность на словесные стимулы, что благоприятно сказывается на восприятии нового учебного материала.
Функциональным проявлением морфологического созревания корковых структур мозга, а, следовательно, и умственного развития, является усиление взаимосвязи между теменными, затылочными и лобными областями коры.
Скачок в развитии этих связей наблюдается к 7 годам.
Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный
Интеллектуальная зрелость- это способность концентрировать внимание, способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.
Критерием интеллектуальной готовности является, также, развитая речь ребенка. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Эмоциональная зрелость — умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика.
Всё перечисленное является психологической готовностью к обучению в условиях школы.
Это — тот фундамент, на котором строятся знания и умения. Если нет фундамента, которым является сформированность перечисленных категорий, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение счету, чтению и пр.) будут рассыпаться, как карточный домик.
Ребенок, который не готов к школьному обучению, не может сосредоточиться на уроке, он часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в общий ритм работы класса.
Хотя моя основная работа — это работа с детьми дошкольного возраста, но мне приходится работать и со школьниками. В основном, это дети, у которых возникли проблемы при обучении в начальной школе. Очень часто у таких детей слабо развита связная речь — они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное.
У ребенка, который плохо подготовлен к школе, нет интереса к познанию, он не стремится к творчеству, а склонен к шаблонным решениям, он не проявляет инициативы.
Одним из наиболее часто используемых тестов на школьную зрелость является тест Керна в модификации Ирасека.
Он заключается в том, что детям предлагают выполнить три задания: нарисовать человека, скопировать фразу из трех коротких слов и срисовать 10 точек, расположенных в форме пятиугольника. За каждое задание выставляется оценка.
Наивысшей оценкой считается 1, наихудшей – 5. Сумма оценок за все три задания дает общий балл. У зрелых детей общая оценка составляет 3-5 баллов, у среднезрелых – 5-9 баллов, у незрелых – 10 баллов и более.
Использование этого теста позволяет оценить уровень психического развития ребенка, степень развития координации движений, мышления и способности к целенаправленному действию. Степень школьной зрелости, который определяется по этому тесту, хорошо коррелирует со степенью зрелости по соматическим показателям, то есть, по показателям деятельности различных систем органов организма.
Согласно данному тесту существует три группы детей: зрелые, среднезрелые и незрелые.
В возрасте 5 лет 90% детей относятся к незрелым, в 6 лет – 51%, в 6,5 лет – 32%, в 7 лет – 13%, в 8 лет – 2%. В возрасте 5,5-6,5 лет большее количество незрелых детей отмечается среди мальчиков.
В 7 лет – количество незрелых детей делится поровну среди мальчиков и девочек. Незрелые дети хуже адаптируются к новым условиям, которые характерны для школьной жизни.
У них отмечается более низкая умственная работоспособность, большая утомляемость, более длительный период адаптации к учебной деятельности. Это требует особого внимания при обследовании детей за год до поступления в школу.
Вторым способом определения физической готовности ребенка к школьным нагрузкам является филиппинский тест: при вертикальном положении головы ребенка его правая рука кладется поперек середины темени.
Рука должна прилегать к голове, а пальцы кисти надо вытянуть к мочке уха. Если при этом кончики пальцев дотягиваются до края уха, тест считается положительным: организм ребенка готов к началу обучения в школе.
По результатам обследований необходимо проводить беседы с родителями, информировать их о необходимости улучшения быта детей и организации правильного воспитания, так как причиной школьной незрелости, могут быть такие факторы, как низкий культурный уровень родителей и плохие бытовые условия.
Раннее начало учебы в школе не сказывается отрицательно на формировании психических и физических функций развивающегося организма.
Но для шестилетних первоклассников необходима специальная организация режима дня: меньшая продолжительность урока, увеличение двигательной активности, дневной сон, рациональное питание, длительное пребывание на воздухе.
Школьная зрелость: что это — определение
Готовность детей к обучению в школе – школьная зрелость определяется физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, уровнем умственной работоспособности
Под готовностью ребенка к систематическому обучению понимают тот уровень морфологического, функционального и психического развития, при котором требования обучения не будут являться для него чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья.
Определение степени готовности детей, поступающих в школу, является одной из мер сохранения здоровья и предупреждения неуспеваемости, оно должно проводиться в два этапа: первое – в октябре-ноябре года предшествующего поступлению ребенка в школу;
повторное – в апреле-мае перед поступлением в школу.
В настоящее время имеется целый ряд методов своевременной и правильной оценки уровня функциональной зрелости детей.
Исследования показали, что в 6,5 лет «школьно-незрелых» детей насчитывается 32 %, к 7 годам – 13 %, к 8 годам – 2 %.
Одним из наиболее распространенных тестов для оценки школьной зрелости является тест Керна в модификации Ирасека.
Он включает 3 задания:
- 1) рисование мужской фигуры (она должна иметь голову, на которой нарисованы волосы (возможны шапка или шляпа), шею, соединяющую голову с туловищем, на лице – глаза, нос, рот; конечности, руки должны заканчиваться пятью пальцами. Одежда должна иметь признаки мужской одежды);
- 2) графическое копирование фразы из трех коротких слов (ей дан чай);
- 3) срисовывание 10 точек, расположенных в форме пятиугольника.
Каждое задание оценивается баллом от 1 (наивысшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).
Сумма оценок за все три задания дает общий балл. У зрелых детей сумма составляет 3–5 баллов, у среднезрелых – 5–9 баллов, у незрелых детей – 10 и более баллов.
Эти задания дают общее представление об уровне психического развития ребенка, о его глазомере и способности к подражанию, степени развития координационных движений, способности к целенаправленному действию.
Степень школьной зрелости, определяемая по этому тесту, хорошо коррелирует со степенью зрелости по соматическим показателям. Установлено, что между физическим и умственным развитием детей существует определенная закономерность.
Изменение пропорций тела служит относительным показателем биологической зрелости и физической готовности детей к обучению в школе, поэтому нередко используется тест Филиппинера (суть теста сводится к тому, что ребенок через голову кончиками пальцев должен коснуться мочки противоположного уха и закрыть ухо ладошкой).
К пяти годам пальчики ребенка только приближаются к уху, к семи годам он закрывает ухо (тест положителен).
Детям, не готовым к обучению в школе, рекомендуется комплекс коррекционных упражнений, которые должны проводить с ними
родители и воспитатели дошкольных учреждений.
Начальный период обучения в школе достаточно труден для всех детей.
Обычно адаптация достигается к середине первого полугодия, но могут быть исключения (укорочение или удлинение этого периода). Своевременная подготовка ребенка к школе облегчает период адаптации.
Школьная зрелость. Советы родителям
Школьная зрелость. В возрастной психологии принят такой термин – «школьная зрелость»
В возрастной психологии принят такой термин – «школьная зрелость». Он означает, что ребенок к моменту поступления в школу уже миновал очень серьезный кризис своего развития – переход от игровой деятельности к учебной.
Если же кризис затянулся, «зрелость» не достигнута, ребенок к школе не готов: его внимание и память не готовы для серьезного обучения. Мышление еще настолько конкретно, что не способно к обобщению и анализу нового в школьном объеме.
Кроме того, ребенок еще не «отыграл» свое. Чаще всего страдают школьной «незрелостью» шестилетки, у которых очень нетерпеливые родители, уделяющие много внимания счету, чтению, письму и не замечающие, что их будущее «светило» еще совсем ребенок, не готовый к серьезным испытаниям. Результат – полная дезадаптация, нежелание идти в школу, потеря интереса к учебе и плохая успеваемость.
Как определить, отдавать шестилетку в 1 класс или нет?
Психофизиологическая и психолого-педагогическая оценка готовности ребенка.
Тест Керна-Йирасека.
Уровень школьной зрелости и интеллекта ребенка, имеет три задания.
- рисование мужской фигуры по представлению,
- графическое копирование фразы из письменных букв
- срисовывание точек в определенном пространственном положении.
Задания дают общее представление об уровне психического развития ребенка, его способности к подражанию, о выраженности тонких двигательных координаций.
Без развития последних невозможно формирование навыков письма, развития второй сигнальной системы и абстрактивного мышления и речи.
Задание № 1.
Дайте ребенку лист бумаги.
- Нарисуй какого-либо дядю. Так, как ты умеешь.
Задание № 2.
- Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще писать не умеешь, но попробуй.
- Хорошенько посмотри, как это написано, и повтори то же самое.
Задание № 3.
- Здесь нарисованы точки. Попробуй сам рядом так же их нарисовать.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
- Каждое задание оценивается от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).
- Критерии по каждому из заданий.
Задание №1. Рисование мужской фигуры.
1 балл — у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности.
Голову с туловищем должна соединять шея (она не должна быть больше туловища). На голове волосы (возможна шапка или шляпа), уши, на лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности должны заканчиваться рукой с пятью пальцами. Должны присутствовать признаки мужской одежды.
2 балла — выполнение всех требований, как и в оценке 1, кроме синтетического способа изображения (т.е. отдельно рисуются голова, туловище, к нему прикрепляются руки и ноги). Возможны три отсутствующие части тела: шея. Волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.
3 балла – у фигуры на рисунке есть шея, туловище, конечности (руки, ноги, которые должны быть нарисованы двумя линиями). Отсутствуют уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4 балла – примитивный рисунок головы с туловищем.
Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены одной линией.
5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули.
Задание № 2. Срисовывание письменного текста.
Он ел суп.
1 балл – имитация, которую можно прочесть.
Буквы могут по величине в 2 раза превосходить те, что на образце (но не более). Буквы образуют три слова. Предложение отклонено от горизонтальной линии не больше, чем на 30 градусов.
2 балла – предложение можно прочитать. Размер букв и отклонение от горизонтальной линии не учитываются.
3 балла – явная разбивка надписи минимум на 2 части. Можно понять хотя бы 4 буквы образца.
4 балла – с образцом совпадают хотя бы 2 буквы.
Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.
5 баллов – каракули.
Задание № 3. Срисовывание группы точек.
. . .
. . .
. . .
.
1 балл – точное воспроизведение образца. Одна точка может выходить за рамки столбика или строки. Уменьшение образца допускается не больше, чем в полтора раза.
2 балла – количество и состав точек должны соответствовать образцу.
Можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой или колонкой.
3 балла – рисунок в целом соответствует образцу.
Не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу. Но их не должно быть более 20 и меньше 7. Допускается любой разворот, даже на 180 градусов.
4 балла – контур рисунка не соответствует образцу, но состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы, например линии, не допускаются.
5 баллов – каракули.
Оценка полученных данных в целом по тесту
- Детей с результатом 15 баллов необходимо рекомендовать к дальнейшему медико-педагогическому обследованию (если ему исполнилось шесть с половиной лет).
- 3-5 баллов (высокая готовность к обучению) — школьно-зрелые дети,
- 6-9 баллов (средний уровень готовности к обучению) – средне – зрелые дети,
- 10 баллов и ниже (низкий уровень готовности к обучению) — незрелые дети
Готов ли ваш ребенок к школе?
Практические советы для родителей шестилеток.
- Если вашему ребенку еще не исполнилось семь лет, и при обследовании он набрал 10 и более баллов, не отдавайте его в школу, позанимайтесь с ним дома.
Играйте, рисуйте, лепите из пластилина, учите стихи.
- Он у вас прекрасный, самый лучший малыш на свете. Просто ему еще рано садиться за парту.
Советы для родителей «школьно-зрелых» ребят
- 1. Заранее перестройте режим дня так, чтобы начало учебного года не было сопряжено с трудностями утренних подъемов. Ребенок должен адаптироваться к новому расписанию своего досуга.
- 2. Обращайте больше внимания на школьную атрибутику (портфель, линейки, ручки и т.д.). Пока для первоклашки это суть учебного процесса. Вместе выбирайте красивые карандаши, ластики и прочие принадлежности, не спеша и заранее.
- 3. Не запугивайте ребенка школой, внушайте ему, что у него все получится. Не обсуждайте при ребенке учителей и все трудности, с которыми он может столкнуться.
- 4. Сами следите за своими эмоциями. Не стоит устраивать проводы в школу, будто ваш ребенок уходит на фронт.
- 5. Не бросайте ребенка один на один с новой ответственностью. Следите за домашними заданиями, выполняйте их вместе (но не за ребенка), будьте все время в курсе школьной жизни.
- 6. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, если у него пока что-то не получается.
- 7. Выполняйте советы учителя, и вы не столкнетесь с огромным количеством школьных трудностей.