Билет 3 (1) Древнерусская культура 10-начала 13 веков
Предыдущая12345678910111213141516Следующая
Развитие древнерусской культуры тесно связано с эволюцией восточнославянского общества и становлением Древнерусского государства, с укреплением его взаимоотношений с соседними странами. Определяющую роль в ее формировании сыграло христианство, которое задало модель русской культуры и определило перспективу ее развития на многие века.
Принятие христианства князем Владимиром в 988 году способствовало расцвету материальной культуры.
Иконопись, создание фресок и мозаик, приемы кладки кирпичных стен, возведение куполов, камнерезное дело – все это пришло на Русь из Византии. Через Византию Русь познакомилась с наследием античности.
С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием.
Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникли школы. Распространилась грамотность.
Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношение, боролась с торговлей людьми, стремилась ограничить рабство.
В литературе Древней Руси можно выделить несколько направлений:
— общественно-политическая – летописание и жития святых («Повесть временных лет», «Жития Бориса и Глеба»)
— художественная и светская – «Слово о полку Игореве»
— мировая (переводная) – богословские сочинения, естественно-научные трактаты, греческие романы и византийские хроники
Картину массовой грамотности рисуют частые находки берестяных грамот.
Развивалось устное народное творчество – былинный эпос воспевал героизм в бою и предприимчивость в делах, герои-богатыри олицетворяли сам народ (Илья Муромец).
Каменное строительство начинается в конце 10 века.
К лучшим произведениям русской архитектуры принадлежат храмы Софии в Киеве и Новгороде.
В 12-13 веках вследствие упадка Киевской Руси и политической раздробленности формируются новые культурные центры. Русская культура, не утрачивая своего единства, становится значительно богаче и разнообразнее.
Предыдущая12345678910111213141516Следующая
Date: 2015-07-27; view: 940; Нарушение авторских прав
Понравилась страница?
Лайкни для друзей: |
|
||||||||||||||
Древнерусская культура
Народ Киевской Руси создал богатую, самобытную и на то время высокую материальную и духовную культуру, которая развилась на основе предыдущих культурных достижений восточных славян.
Положительное влияние на нее оказали также культурные связи древнерусского народа с южными и западными славянами, народами Западной Европы, Византии, Кавказа, Азии. Культура Руси заняла значительное место в развитии мировой культуры эпохи средневековья.
Достижения в ремесленной технике, архитектуре и живописи
Киевская Русь славилась своими ремесленниками, искусно изготовлявшими орудия труда, оружие, изделия для домашнего обихода.
Древнерусские гончары, усовершенствовав технику производства, изготовляли глиняную посуду (кувшины, горшки, миски, блюда и др.), украшенную цветной поливой и различными узорами.
Древнерусские кузнецы делали добротные железные лемехи и чересла для плугов, ножи, топоры, серпы, подковы для лошадей, замки, мечи, щиты, кольчуги, шлемы т.
д. На поверхность всех этих изделий часто наносились художественные украшения и надписи. Особенно славилось древнерусское искусство ювелиров, умевших обрабатывать драгоценные металлы, делать из них украшения. Они знали, как чеканить, гравировать и золотить изделия, украшать их так называемой зернью — маленькими металлическими шариками, припаянными на поверхность.
Талантливые древнерусские мастера передавали секреты своего искусства подмастерьям и ученикам.
Древнерусские зодчие сооружали прекрасные деревянные и каменные строения, архитектура которых славилась во всем мире.
Они использовали опыт и традиции античной архитектуры и строительной техники, применяли собственные изобретения при использовании кирпича — плинфы, цементовки (раствор, состоящий из извести, толченого кирпича, керамики), камня и т.
д. Украшением Киева стали такие сооружения, как Десятинная церковь, Софийский собор, Золотые ворота (главный въезд в город), Успенский собор, ряд каменных княжеских теремов.
Развивалась архитектура в Чернигове (Спасский собор), Переяславе (Михайловский собор), Галиче и многих других городах. Многие сооружения сохранились и до сих пор.
Они свидетельствуют о высоком развитии архитектуры наших предков.
Архитектура дала толчок распространению живописи. Княжеские дворцы и культовые храмы украшались резьбой по дереву и кости, настенной мозаикой, фресками, резьбой по камню, иконами. Такое украшение можно увидеть сегодня в Софийском соборе в Киеве. Древнерусские художники мастерски украшали кожаные оправы рукописных книг.
Во времена Киевской Руси в Печерском монастыре действовала даже живописная мастерская, где работал талантливый художник Алипий.
Устное народное творчество и музыка
С давних времен у восточных славян было развито устное народное творчество: обрядовые песни, былины, сказки, пословицы, поговорки.
В Киевской Руси были очень распространены былины — поэмы, посвященные важным событиям, особенно борьбе с врагами.
Из курса литературы известны былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», в которых воспевались подвиги богатырей. В песнях возвеличивалась любовь к родной земле, героизм ее защитников, крестьянский труд, осуждалась неправда и несправедливость.
Развивалось музыкальное искусство.
Среди музыкальных инструментов были известны дудки, свирели, флейты, гусли, лютни, бубны и др. Музыкальные инструменты делились на духовые, щипковые и ударные. Музыка записывалась нотными знаками. При княжеских дворах создавались музыкальные ансамбли, а при церквях — хоры. Скоморохи-путешественники играли на музыкальных инструментах в праздничные дни на торгах в городах и селах.
В сопровождении музыки выступали в походы военные дружины, игрались свадьбы и отмечались праздники.
Письменность, летописание и литература
Возникновение письменности у восточных славян связано с требованиями социально-экономического, политического и культурного развития.
Письменность в Киевской Руси появилась задолго до введения христианства. Об этом свидетельствуют документы — договоры киевских князей с императорами Византии второй половины IX и первой половины X в., а также берестяные грамоты, найденные археологами в Новгороде и прочитанные.
После введения христианства на Руси из древнерусского и церковнославянского языков образовался письменный язык. Его азбукой — кириллицей, было более совершенное славянское письмо, созданное болгарским просветителем Кириллом в IX в.
Сохранились надписи на литейных формах, хозяйственных предметах, оружии, кирпичах и т. д. Немало их нашли археологи в Киеве, Новгороде и других городах. Центрами переписывания и перевода иностранных книг на славянский язык были княжеские дворы, монастыри, церкви Киева, Новгорода, Чернигова, Переяслава, Суздали, Галича. Во времена Ярослава Мудрого в Киеве при Софийском соборе была мастерская для перевода и переписывания книг.
Писали на специально обработанной телячьей или овечьей коже — пергаменте, на бересте, досках. Бумаги еще не было.
Древнерусские ученые создавали первые исторические труды — летописи, куда заносились события того времени по годам. Выдающимся произведением XII в. является «Повесть временных лет».
Автором первоосновы и источника этого летописного свода считают монаха Печерского монастыря (Киев) Никона. В рукописи рассказывается, «откуда есть пошла Русская земля», излагается ее древняя история. Летописание существовало и в других городах Киевской Руси. Оно отражало идеологию господствующего класса — феодалов.
В Киевской Руси появилась и художественная литература, преимущественно церковного содержания. Наиболее значительные произведения — «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Изборник» Святослава Ярославича, «Поучение детям» Владимира Мономаха.
Распространялась переводная литература.
Школа, просвещение и научные знания
При монастырях и церквях для зажиточных слоев населения открывались школы, библиотеки и даже архивы для документов. Ярослав Мудрый основал библиотеку и архив при Софийском соборе в Киеве. Там же была создана и школа для «книжного обучения».
При Андреевском монастыре в Киеве была школа для девочек.
В Киевской Руси распространялись произведения античных авторов: Сократа, Платона, Аристотеля, Геродота, Софокла и других ученых и писателей. Из переводов их книг черпались научные знания. Накопленные в результате производственной деятельности народных масс и международного обмена знания из различных отраслей наук использовались на практике в ремесле, строительстве, торговле, лечении людей и животных.
Известным врачом в Киеве стал Агапйт («лечец»), который умел делать хирургические операции. В произведениях древнерусских ученых (Иллариона, Владимира Мономаха, Сильвестра, Кирика, Нестора и др.) развивалась общественная мысль; у них звучали мотивы патриотизма, единства Русской земли, защиты от врагов.
Древнерусская культура имела мировое значение и стала позднее основой культур братских русского, украинского и белорусского народов.
Историческое значение Киевской Руси
Могучее раннефеодальное государство средневековой Европы Киевская Русь ускорило экономическое, политическое и культурное развитие восточных славян, способствовало образованию древнерусской народности, отстояло свои земли от вражеских нападений кочевников, а также посягательств феодалов Византии.
Благодаря государственному единству русских земель взаимно обогащались жизненный уклад, язык, материальная и духовная культура их населения.
Киевская Русь способствовала экономическому и культурному развитию многих нерусских народов, издавна проживавших на ее территории и по соседству. Там закладывались основы для формирования народностей.
Велико и международное значение Киевской Руси. По свидетельству современника-летописца, Киевская Русь была известна «во всех концах земли».
Она влияла на политические события и международные отношения в Европе и Азии, на Ближнем Востоке. Русские князья поддерживали династические связи с Францией, Швецией, Англией, Германией, Венгрией, Норвегией, Византией.
В частности, дочь Ярослава Мудрого Анна стала женой французского короля Генриха I. После смерти короля она правила Францией до совершеннолетия своего сына Филиппа. (О деятельности этих королей речь идет в учебнике по истории средних веков.)
Большое значение имели международные торговые связи Киевской Руси. Центром международной торговли оставался Киев. Древнерусские купцы торговали во многих странах средневекового мира.
Иноземные купцы вели торговлю в русских городах.
Огромна роль Киевской Руси для трех братских восточнославянских народов — русского, украинского и белорусского, вышедших из единого корня— древнерусской народности, сформировавшейся именно во времена древней Руси. Отсюда берет начало их общая многовековая история, родственность и дружба.
Вообще, период Киевской Руси — один из важнейших в истории славян и всех народов нашей страны.
Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры. Многие ученые считают, что развитие письменности у славян связано с христианскими миссионерами. Кирилл и Мефодий во второй половине IX века создали глаголический алфавит, который был переработан в кириллицу.
В 1951 году в Новгороде были найдены археологами первые берестяные грамоты с азбукой из 32 букв.
Береста была самым дешевым материалом для письма. Буквы на ней выдавливались палочкой — писал ом. В 2007 году в Московском Кремле была найдена берестяная грамота — XVI века Уникальная находка археологов.
С распространением письменности связано и развитие литературы. От домонгольского периода дошло 150 книг переводных и русских авторов. Древние книги писали на пергаменте — особо обработанная телячья кожа. На одну книгу требовалось от 10 до 30 шкур. Поэтому стоили книги дорого.
Для сохранности книги ей делали кожаный или деревянный переплет. А книги для царских вкладов украшали драгоценными золотыми окладами.
Рукописные книги украшались миниатюрами — рисунками больших размеров. Москва в средние века стала главным центром русской письменности.
Первая типография находилась рядом с Кремлем на Никольской улице, там был Московский печатный двор, где в 1563 году напечатали первую датированную книгу «Апостол» Иван Федоров и Петр Мстиславец. За весь 16 век напечатали всего 20 книг, но все-таки они были доступнее чем рукописные. Русскому государству нужны были грамотные люди. В 1551 году Стоглавый собор постановил создавать в городах «книжные училища».
Учредителями были не только духовные лица ,но и светские «мастера»грамоты». В 1574 году была издана первая печатная русская грамматика. Практическая потребность в описании земель и их измерении вызвала потребность в математике. Она использовалась в астрономии, артиллерии и т.п. В 17 веке грамотность среди мужского городского населения была 24% . Это было связано с оживлением торговли, с усложнением системы государственного управления. В приказах служило 1600 дьяков.
В 17 веке было несколько печатных и рукописных учебных пособий: букварь В.Бурцева 1634год, «Грамматика» М.Смотрицкого 1648 год, «Считание удобное» (Таблица умножения) 1682 год. Но в основном обучение грамоте проходило по Псалтырю и другим церковным текстам.
В 1649 году открылась школа Ф.Ртищева, который пригласил их Киева 30 монахов. В 1640-е годы в Чудовом монастыре в Московском Кремле была открыта школа Епифания Славинецкого.
Семион Полоцкий открыл школу в Заиконоспасском монастыре, там же было построено специальное здание и открыта первое высшее учебное заведение в России Славяно- греко- латинская академия.
Зодчество.
Христианизация Руси способствовала развитию каменного строительства.
Древнейшим каменным храмом Киевской Руси считается десятинная церковь.
Во время монголо — татарского нашествия каменное на большей части территории России прекратилось. Строили деревянные однокамерные срубы, которые представляли жилую городскую застройку. Церкви тоже строили из дерева. После Куликовской битвы (1380 год) наблюдается подъем в развитии культуры, идет слияние местных школ в общерусскую культуру.
Развитие культуры в XVI веке предопределил Стоглавый собор 1551 года, который регламентировал образцы, которым надо было следовать.
Например, изображение ветхозаветной троицы, должно быть таким как у Андрея Рублева и т.д. Каменное зодчество в Москве, в Кремле со времени Ивана Калиты приобретает государственный характер. Построенные в Кремле каменные храмы ( Успенский собор (1326), церковь Спаса на Бору (1330 , Архангельский собор (1333), церковь-колокольняИоанна Лествичника) — продолжали традиции владимиро-суздальского зодчества.
Каменные стены Московского кремля были важной постройкой 1367 года.
В XV веке в Московском Кремле создается удивительный архитектурный ансамбль соборной площади, который воплотил в себе лучшие традиции византийской архитектуры и русского зодчества и стал образцом для строительства в других городах России. Успенский собор (1479), Благовещенский собор (1489), церковь Ризположения (1486), Грановитая палата (1491), Архангельский собор (1505), Колокольня Иван Великий (1508).
Кирпичные стены и башни (1485- 1495) Для руководства над государственным строительством в 1583 году был создан Приказ каменных дел.
В XVII веке в развитии архитектуры можно выделить три этапа :
-
Первая треть XVII века. Продолжается строительство шатровых храмов. Проведены работы по восстановлению стен и башен Московского Кремля. Новые архитектурные тенденции — появление небольших по объему бесстолпных каменных храмов, внешняя отделка которых напоминает традиционные крестово-купольные постройки.
Строится первое светское здание на территории Кремля — Теремной дворец. Достраивается Спасская башня.
-
40-80 -е годы XVII века — формирование Московского стиля или узорочья, для которого характерны живописная асимметрия , усложнение форм, полихромность, обилие декора, отказ от вертикали , характерного для шатрового зодчества. Типичным для Москвы стали бочкообразные колонки, арки с висячей гирькой, использование изразцов.
-
Конец XVII века. Отход от старых приемов.
Победа светского начала. Новый стиль -«московское» или «Нарышкинское» барокко. Основные черты — центричность, ярусность, симметрия, равновесие масс.
ЖИВОПИСЬ.
Живопись в русской культуре в древний период была представлена достаточно широко -в мозаиках, фресках, иконах.
Мозаика — картина, составлявшаяся из кусочков естественного цветного стекла, вдавленного в штукатурку.
Фреска — настенные живописные изображения, наносившиеся на сырую штукатурку. Иконы. В XI -XIII веках вывозились из Византии («Владимирская Богоматерь») или писались в русских городах под руководством византийских мастеров или по образцам. В XIV- XVI веках в живописи идет сложный процесс слияния местных школ в общерусскую.
Главными жанрами остаются фресковая живопись и иконопись.
Наиболее ранние сохранившиеся фрески связаны с деятельностью Феофана Грека. Он приехал в Новгород из Византии, работал с 1395 года в Московском Кремле, расписывал Архангельский и Благовещенские соборы.
У Андрея Рублева, который работал вместе с византийским авторитетным мастером Феофаном Греком, была иная манера письма. Современники говорили, что фрески А. Рублева «дымом писаны».
В Музеях Московского кремля представлена редкая коллекция икон с домонгольского периода до конца 17 века.
В Благовещенском соборе высокий русский иконостас, в сложении которого большая роль Феофана Грека и Андрея Рублева.
В конце 15 -начале 16 го веков складывается иконописная школы Дионисия. В Успенском соборе сохранились фрагментарно фрески и иконы.
После Стоглавого собора 1551 года иконопись была регламентирована.
Создаются мастерские по обучению иконописцев каноническому письму. Соседствуют «годуновская», «строговноская» школы. Иконы Годуновской школы следовали монументальным образам Рублева и Дионисия. Строгоновская школа получила название по имени заказчиков. Художники Прокопий Чирин, Никита, Назарий, Федор и Истона
Савины.
Характерно очень мелкое письмо, изощренность рисунка, богатство орнамента, золота и серебра.
Середина 17 века — Симон Ушаков выразил свои взгляды на иконописание в сочинении «Слово к люботщательному иконного писания».
Общие тенденции в живописи этого времени — декоративность, праздничность, интерес к человеку, к его повседневной жизни. Даже в сюжетах священного писания иллюстрируется природа, труд человека, бытовые сценки. В конце 17 века появляется парсуна.
Это попытка портретного изображения иконописными приемами.
§22. Древнерусская культура
Условия развития культуры
Долгое время определяющим в духовной жизни славян являлось язычество. После крещения на смену ему пришло иное, во многом противоположное мировоззрение. Язычество было основано на культе природы и ее явлений, любви к земной жизни.
В христианстве земное называлось бренным и преходящим, а настоящей жизнью считалась жизнь после смерти.
В результате взаимодействия язычества и христианства на Руси сложилась своеобразная культура. Она развивалась в рамках христианства, но вобрала в себя многие языческие мотявы и обряды, сохранившиеся и поныне, например такие, как празднование Масленицы.
Через христианство были восприняты многие достижения античной, особенно древнегреческой культуры.
Велико было влияние и культуры южных славян, прежде всего болгар. Немалое значение имело также влияние кочевых народов, как древних (скифы, сарматы), так и современных Руси (хазары, половцы). Наконец, Русь имела широкие связи с Западной Европой и воспринимала ее культуру.
Письменность и литература
Для Руси было характерно широкое распространение грамотности.
Для Европы того времени это было необычно. Неслучайно дочь князя Ярослава Мудрого королева Франции Анна в письме отцу высказывала свое удивление низким уровнем образованности жителей королевства по сравнению с Русью. Католичество считало важной письменность лишь на латинском языке, недоступном большинству населения. Православие же допускало чтение Библии на национальных языках. Это делало грамотность гораздо более доступной и распространенной.
Письменность существовала на Руси еще до принятия христианства.
Свидетельство тому — сообщение летописи о тексте договоров Олега и Игоря с Византией. Вместе с христианством на Русь попала письменность, создана славянскими просветителями Кириллом и Мефодием.
Об уровне образованности в Русских землях свидетельствуют берестяные грамоты — письма людей самого разного социального статуса, пола и возраста. О грамотности горожан говорят и надписи на гончарных и других изделиях.
Важнейшим произведением древнерусской литературы является «Повесть временных лет&raqu