Сознание: что это, определение, основные признаки и свойства

Сознание это высший уровень психического отражения и саморегуляции

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Интеллект – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении объективной реальности, выражающееся в способности человека к использованию знаний и опыта в различных (чаще в проблемных) ситуациях.

Речь: значение речи в жизни человека и функции

Философы всегда интересовались развитием речи, связью речи и мышления. Философия представила первые научные изыскания относительно природы речи, эстафету приняли социология, психология, психолингвистика, семиотика, физиология речи и другие науки.

Важнейшим достижением человека является речь, истоки формирования которой лежат в трудовой коллективной деятельности человека. Речь подразумевает наличие языка, непосредственно включенного в человеческое общение.

Речь является исторически сложившейся формой общения людей, которая характеризуется наличием языковых конструкций, построенных по определенным правилам.

Правила построения языковых конструктов варьируются в зависимости от географического проживания народов. Кроме того, языковая система каждого народа обладает рядом особенностей, которые проявляются в фонетике, лексике, грамматике, стилистике и правилах общения, принятых в данной культуре.

Под речью понимается система кодов, структура которой включает слова, предложения, логические связки и правила построения предложений и словесных оборотов. Кроме того, речь есть форма общения людей, опосредованная языком.

Каждое слово является продуктом многовековой деятельности человека по совершенствованию языка в целом. В каждом слове проявляется общественная природа языка. Слово, как символический знак, несет в себе не только информацию, но и отношение к этому предмету или явлению.

Слово предполагает символическое отражение внешнего мира, и значение данного слова привязывается контекстом предложения к определенному элементу окружающей среды. Личностный смысл, которым человек наделяет определенные слова, в отличие от значения слова, отражает субъективное восприятие данного понятия (слова) и построение соответствующего ему ассоциативного ряда.

Таким образом, если значение слова имеет общечеловеческий смысл, то личностный смысл слова отражает субъективные эмоциональные переживания, связанные с понятием, которое обозначает слово.

Например, в понятии «дом» каждый человек рассматривает различные явления: строитель понимает это слово как жилое здание; россиянин, проживающий за границей, — Россию, моряк в открытом море – землю, обычный человек – определенную квартиру или частный дом, в котором он непосредственно проживает.

Речь выполняет три основные функции:

  • 1) сигнификативную, т.е. функцию обозначения предметов и явлений едиными для всего человечества кодовыми знаками. Эта функция связана с сознанием, слово отражается в образах сознания, закрепляется в нем и формирует новые образы;
  • 2) обобщения, под которой понимается включение словесных понятий в группы на основании какого-либо признака. Например, цветок, дерево, трава относятся к одной группе — растений. Эта функция связана с мыслительными процессами, поскольку речь является одной из форм существования мысли;
  • 3) коммуникации, или передачи информации. Эта функция ориентирована на внешние контакты, речевое взаимодействие с другими людьми, обмен информацией.

В функции передачи информации можно выделить несколько аспектов:

  • 1) информационный аспект подразумевает передачу знаний максимально понятным и доступным способом, подбор понятий и обозначений определенного явления или предмета действительности, учет значения и смысла слов;
  • 2) выразительный аспект позволяет человеку не просто транслировать информацию, но и эмоционально окрасить ее, отразить отношение человека к обсуждаемому вопросу;
  • 3) волеизлиятельный аспект ориентирован на трансляцию собственных волевых качеств в словесных конструктах. Например, индивид доказывает собственную значимость и силу воли посредством определенных речевых формулировок (например, «иди сюда» или «сделай это»).

Воображение

Понятие о воображении

Воображение — это преобразование представлений и формирование на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей; это создание образов существующих объектов, не встречавшихся в личном опыте человека.

Воображать — это преображать. Люди не только созерцают и познают, но и изменяют мир, преобразуя его. Для того чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь преобразовывать ее и мысленно. Этой потребности и удовлетворяет воображение.

Воображение неразрывно связано с нашей способностью изменять мир, действенно преобразовывать действительность и творить что-то новое.

В своих высших творческих формах воображение совершает отлет от действительности, чтобы глубже проникнуть в нее.

Воображение является в типологическом и индивидуально-дифференцирующем отношении чрезвычайно существенным проявлением личности.

Функции воображения

Важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда, но и его промежуточные продукты.

Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии — коренное отличие человеческого труда от инстинктивной деятельности животных. Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение.

Можно выделить следующие функции воображения:

  • 1) активизация наглядно-образного мышления;
  • 2) управление эмоционально-потребностными состояниями;
  • 3) произвольная регуляция познавательных процессов;
  • 4) создание и реализация внутреннего плана действиями;
  • 5) программирование поведения;
  • 6) управление физиологическими состояниями.

Виды воображения

Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное.

Различается несколько видов воображения. Прежде всего, воображение характеризуется активностью, действенностью и пассивностью. Различие активности и пассивности является различием в степени намеренности и сознательности. В пассивном воображении смена образов происходит непроизвольно.

В самых низших своих формах воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием мало осознаваемых потребностей, влечений независимо от какого-либо сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно трансформируются, всплывая перед воображением, а не формируются им.

Здесь еще нет собственно оперирования образами. В чистом виде такая форма воображения встречается лишь в предельных случаях на низших уровнях сознания, в дремотных состояниях, в сновидениях.

В активном воображении образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека. Активное воображение может быть продуктивным, т.е. творческим, и репродуктивным, воссоздающим. Репродуктивное воображение имеет в своей основе создание системы образов, соответствующих описанию. Продуктивное воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных материальных продуктах.

Сновидения — один из видов пассивного воображения. Сновидения возникают непреднамеренно, при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, при временном бездействии человека.

Галлюцинации — непреднамеренное пассивное воображение — возникают при патологических расстройствах сознания.

Грезы — преднамеренно вызванное пассивное воображение, образы фантазии, не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь. Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом, в грезах легко обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это свидетельствует о пассивности личности и является недостатком развития.

Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой. Связь между ними, однако, не такова, чтобы можно было исходить из воображения как самодовлеющей функции и выводить из нее творчество как продукт ее функционирования. Ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности.

Приемы воображения

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов.

1.Агглютинация — наиболее элементарная форма синтезирования образов — предполагает соединение различных, в повседневной жизни не соединяемых свойств, качеств, черт. Путем агглютинации строятся многие сказочные образы, например русалка, сфинкс, избушка на курьих ножках, кентавр. Она используется и в техническом творчестве. С.Л. Рубинштейн считает агглютинацию частным случаем преобразования посредством комбинирования или новых сочетаний данных в опыте элементов. Агглютинация широко используется в искусстве.

2.Акцентирование — своеобразный способ создания образа воображения, при котором какое-то качество объекта или отношения его с другим выдвигается на передний план, усиленно подчеркивается. В результате создается специфический образ. Этот прием лежит в основе создания карикатур и дружеских шаржей. Акцентирование, чтобы быть значимым, должно выделять характерное, существенное, должно в наглядном образе, в частном и конкретном выявлять общезначимое.

Разновидностью акцентирования являются преувеличение и преуменьшение (гипербола и литота). Этим приемом широко пользуются в фантастическом изображении действительности. Эти преувеличения и преуменьшения, сдвиги размеров и величин в фантастическом изображении действительности всегда мотивированы какой-то смысловой тенденцией.

Внешность великана, грандиозные размеры, физическая сила, величественность внешнего облика могут служить для того, чтобы сделать наглядной, очевидной внутреннюю силу и значительность изображаемого т.о. героя. С другой стороны, сильно преуменьшенные по сравнению с действительностью, фантастически малые внешние размеры могут силой контраста особо подчеркнуть большие внутренние достоинства подобного персонажа.

3.Схематизация — представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на передний план. Примером схематизации будет создание художником орнамента из элементов, взятых из растительного мира.

4.Типизация — весьма распространенный прием создания литературного, скульптурного и живописного образа. Для этого приема характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-либо отношении фактах и воплощении их в конкретных образах. Это наиболее сложный путь формирования образа.

5.Гиперболизация — форма преобразования представления, близкая к агглютинации. Характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета, но и изменением количества частей предмета или их смещением.

Эмоции и чувства

Понятие эмоций. Благодаря ощущениям, восприятию, мышлению и представлениям человек отражает качества и свойства многообразных предметов и явлений, всевозможные связи и отношения между ними, а отношение к содержанию познания проявляется в эмоциях и чувствах.

Эмоции (от лат. emovere – волновать, колебать) – это особая форма психического отражения, но не самих феноменов, а их объективных отношений к нуждам организма. Эмоции свойственны не только человеку, но и животным и проявляются как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях (потоотделение, сужение и расширение зрачков, покраснение или побледнение кожи и т. п.).

В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Человек унаследовал эмоции от своих животных предков. Страх, ярость, боль – это простейшие эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей.

Самые ранние по происхождению, простейшие и наиболее распространенные среди живых существ формы эмоций – удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие. Источником эмоций являются объективно существующие в окружающем мире предметы и явления или изменения, происходящие в организме человека. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями и передаваться другим живым существам.

Эмоции особенно четко проявляются в трудных, напряженных условиях: в ситуациях опасности, угрозы, утомления, голода, холода, жажды, потери моральных ценностей, в процессе выяснения отношений, в ситуациях риска, при изменении привычного образа жизни и т. п. В структуре личности человека эмоции связаны с темпераментом.

Чувства – это особая форма психического отражения, свойственная только человеку, когда отражением являются объективные отношения феноменов к нуждам личности. Можно сказать, что чувства – это социальные переживания. В психологическую структуру чувств входят эмоции и понятия.

Предметом интеллектуальных (познавательных) чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. К таким чувствам относятся любознательность, любопытство, сомнение, удивление, недоумение, уверенность, чувство нового, чувство юмора, ирония и т. п.

Моральные (этические, нравственные) чувства определяют отношение человека к себе, к людям, государству, обществу. Это патриотизм, интернационализм, чувства долга, чести, товарищества, сострадания, симпатии и антипатии, любви и ненависти, справедливости, ревность, сопричастность, чувство стыда и совести, привязанность, отчужденность, уважение, презрение, солидарность и т. п.

Категория сознания в психологии

Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов. «Поток сознания» пронизывает внутренний мир субъекта и предвосхищает его поведение и деятельность. «Поле сознания» неоднородно – в нем отчетливо выделяется центральная область или «фокус сознания» и «периферия сознания», содержания которой неотчетливые, смутные, нерасчлененные.

Содержания сознания в обеих областях находятся в непрерывном движении.

В сознании наиболее четко выделяются, прежде всего, такие моменты, как осознание вещей, а также переживание. Способ, каким существует сознание – это знание. Знания образуют ядро сознания.

Развитие сознания предполагает обогащение его новымизнаниями об окружающем мире и о самом человеке.

Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.

Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру.

Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Структура сознания

А. Н. Леонтьев выделил 3 основных образующих сознания: чувственную ткань образа, значение и смысл. Уже Н. А. Бернштейн ввел понятие живого движения и его биодинамической ткани.

Таким образом, при добавлении этого компонента мы получаем двухслойную структуру сознания. Бытийный слой образует биодинамическая ткань живого движения и действия и чувственная ткань образа.

Рефлексивный слой образует значение и смысл. Все компоненты предлагаемой структуры являются объектами научного исследования (см. рис. 1).

Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Значение может рассматриваться как форма сознания, т.е. осознания своего человеческого бытия.

Виды значения: операционные значения, предметные, вербальные значения. Это не только классификация, но и последовательность их возникновения в онтогенезе.

Операциональные значения связаны с биодинамической тканью, предметные – с чувственной, вербальные – преимущественно со смыслом.

Наиболее детально изучено формирование житейских и научных понятий (значений).

Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Так, непонимание связано с трудностями осмысления значений. Заслуживают детального изучения процессы взаимной трансформации значений и смыслов.

Это своеобразный «диалог», происходящий внутри сознания. Можно предположить, что именно в месте встречи процессов означения смыслов и осмысления значений рождается и развивается сознание.

Биодинамическая ткань– это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения.

Термин «ткань, означает, что это материал, из которого строятся целесообразные, произвольные движения и действия. По мере их построения, формирования все более сложной становится внутренняя форма, внутренняя картина таких движений и действий. Она заполняется когнитивными, эмоционально оценочными, смысловыми образованиями.

«Неподвижное существо не могло бы построить геометрию» – писал А. Пуанкаре. А.А. Ухтомский утверждал наличие осязательной геометрии. Подлинная целесообразность и произвольность движений и действий возможна тогда, когда слово входит в качестве составляющей во внутреннюю форму или картину живого движения (пример со спортсменом, мысленно обдумывающим свои движения перед выступлением).

Чувственная ткань подобно биодинамической представляет собой «строительный материал» образа.

Существование чувственной ткани можно доказать экспериментально: при стабилизации изображения относительно сетчатки, наблюдатель может поочередно видеть разные картинки – изображение представляется ему то плоским, то объемным, то движущимся. Чувственная ткань зрительной кратковременной памяти локализуется в блоке иконической памяти.

Биодинамическая ткань и значение доступны постороннему наблюдателю и некоторым формам регистрации и анализа.

Чувственная ткань и смысл лишь частично доступны для самонаблюдения. Посторонний наблюдатель может делать о них заключения на основе косвенных данных, таких, как поведение, продукты деятельности, поступки, отчеты о самонаблюдении.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в определенной ситуации поведения необходима актуализация нужного образа и двигательной программы, то есть образ действия должен вписываться в образ мира.

На рефлексивном уровне сознания происходит соотношение мира идей, понятий, житейских и научных знаний со значением, и мира человеческих ценностей, переживаний, знаний со смыслом.

Свойства сознания

Сознание индивида характеризуется активностью. Известна ре​активность организмов, т.е. такие их действия, которые обуслов​лены предшествующей ситуацией.

Активность же обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в мо​мент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельнос​тью по ее достижению.

Существенной характеристикой человеческого сознания явля​ется способность к рефлексии, самонаблюдению. Отсюда следующее свойство сознания – рефлексивность.

Рефлексия (лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внут​ренних психических актов и состояний, осознание самого созна​ния.

Сознанию присуща интенциональность (лат. intentio – стрем​ление), т.е. направленность на какой-либо предмет. Сознание – это всегда сознание чего-либо.

Сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-то жизненные ценности, что внут​ренне обусловлено потребностями организма или личности.

Сознание и самосознание

Практика сознания, собственно психологический анализ со​знания есть преодоление сознанием полной поглощенности теку​щими делами, текущим процессом жизни, занятие позиции над ней.

Иначе говоря, практика сознания преобразует бытийное со​знание в рефлексию или в рефлексивное сознание.

Сознание выступает как разрыв, как выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выра​ботки существующего отношения к ней, занятия позиции над ней, вне ее, для суждения о ней.

С этого момента каждый поступок че​ловека приобретает характер философского суждения о жизни, связанного с ним общего отношения к жизни. С этого момента, собственно, и встает проблема ответственности человека в мораль​ном плане, ответственности за все содеянное и все упущенное.

Необходимым и первым этапом в становлении рефлексивного сознания является самосознание, или сознание «самости».

Само​сознание как осознание себя, как сознание своей «самости» в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные формы и проявляться как самопознание, самооценка и самоконтроль.

Самопознание — это нацеленность человека на познание своих физических (телесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей.

Как осуществляется само​познание? Выделяют три его аспекта.

  1. Во-первых, это анализ результатов собственной деятельности, поведения и общения.
  2. Во-вторых, это осознание отношения к себе других людей.
  3. И, в-третьих, самопознание происходит в самонаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе мотивов поступков.

Самопознание выступает как основа самооценки. Самооценка бывает адекватной (реальной, объективной) или неадекватной, которая, в свою очередь, может быть заниженной или завышенной. Самосознание связано и с уровнем притязаний человека.

Уп = Достигнутое /Желаемое

Самопознание есть основа развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека.

Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, психических состоя​ний, в их регуляции.

Сознание: что это и структура

Сознание — высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Сознание, как оно открывается субъекту, представляет собой картину мира, в которую включен и окружающий человека мир, и он сам, и его переживания.

Атрибуты сознания:

  • различение субъекта и объекта;
  • ориентация во времени и пространстве;
  • активность: сам субъект обусловливает содержание сознания;
  • произвольность: сознание вплетено в целенаправленную деятельность субъекта;
  • интенциональность – направленность на предмет: сознание – это всегда сознание чего-либо;
  • способность к рефлексии: сознание включает в себя и осознание самого субъекта.

Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

«Сознание есть отражение объекта, знания о нем и форма жизни субъекта.. Сознание обусловливает поведение, деятельность людей; деятельность же людей изменяет природу и перестраивает общество.

И сознание, и деятельность — это связь человека с миром. То, что в процессе осознания переходит из мира в человека, приобретая в нем идеальную форму существования, преломляясь через субъекта, в качестве его помыслов и замыслов, через действие переходит в мир, преобразуя его, и воплощаясь в нем, приобретает материальную форму существования» (С.Л. Рубинштейн).

Сознание характеризуется активным отношением человека к действительности, к самому себе, к своим поступкам и действиям, деятельности, направленной на достижение поставленных целей. Сознание является способностью человека понимать окружающий мир, процессы, происходящие в нем, свои мысли и действия, и свое отношение к миру и себе самому.

Сознание не есть ёмкость для психических процессов, не есть плоскость, на которой развёртываются психические содержания, не есть сумма психических процессов, т.е. оно не аддитивно. Сознание есть внутренняя деятельность субъекта. «Деятельность человека и составляет субстанцию его сознания» (А.Н. Леонтьев).

Факторы возникновения сознания в филогенетическом аспекте:

  • 1) деятельность — сделала сознание необходимым, т.к. деятельность должна направляться целью. Цель представляет образ будущего результата, и образ цели постоянно должен быть представлен в сознании;
  • 2) речь — сделала сознание возможным.

Именно в речи в виде понятий накапливается информация об общих и существенных признаках предметов. В понятиях закреплен опыт человеческого развития. Сознание имеет социокультурную природу и формируется под влиянием совместной производственной практической деятельности с непременным ее атрибутом — общением (по А.Н. Леонтьеву).

Эти же факторы определяют возникновение и развитие сознания в онтогенезе.

А.Н. Леонтьев выделил уровни развития сознания: развитое и примитивное сознание. Примитивное сознание, в отличие от развитого, характеризуется:

  • суженным полем;
  • невозможностью абстракции, зависимостью от конкретной ситуации и от конкретного действия субъекта;
  • зависимостью от коллективного мнения.

Структура сознания по А.Н.Леонтьеву:

  • чувственная ткань сознания — чувственные переживания различной модальности, интенсивности, степени ясности.

Обычно чувственная ткань сознания не открывается субъекту как таковая, а переживается как чувство реальности. Чувственная ткань сознания связана с объектом, который мы отражаем. В обычном состоянии у субъекта слито воедино отражение объекта и сам объект, именно поэтому возникает ощущение реальности происходящего вокруг нас.

Отделение чувственной ткани сознания от предметного содержания отражаемых объектов происходит только в случае нарушений условий восприятия. Психический образ представлен двояко: чувственная ткань и предметное содержание.

Благодаря сознанию человек освобождается от зависимости от чувственных впечатлений. Функция чувственной ткани: обеспечение слитности образа и предмета, который вызвал этот образ;

  • система значений.

Носителями значений являются: предметы материальной культуры, нормы и образцы поведения (ритуалы, традиции), знаковые системы (прежде всего язык). В значении зафиксированы общевыработанные способы взаимодействия субъекта с предметной средой.

Посредством системы значений сознанию субъекта открывается образ мира, других людей и самого субъекта. Выпадение анализаторных систем не разрушает сознание, выпадение же системы значений деформирует сознание человека;

  • личностный смысл – индивидуализированное отражение отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое «значение для меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы.

Личностный смысл – это индивидуальное значение общепринятого значения.

Структура сознания по С.Л. Рубинштейну:

  1. знание. Момент знания в сознании заключается в каждом психическом явлении, т.к. каждый психический процесс является отражением объективной реальности, познанием в подлинном смысле слова, все более глубоким активным познавательным проникновением в действительность оно становится лишь у человека по мере того, как он в своей общественной практике начинает изменять и, изменяя, все глубже познавать действительность;
  2. переживание. Первично, дано субъекту прежде всего как психический факт, как кусок собственной жизни индивида, специфическое проявление его индивидуальной жизни.

Переживанием является психическое образование, т.к. оно определяется контекстом жизни индивида. В сознании переживающего индивида этот контекст выступает как связь его активности и мотивов.

Они определяют смысл пережитого как чего-то со мной происшедшего. «В переживании на передний план выступает не предметное содержание того, что в нём отражается, а его значение в ходе моей жизни — то, что я это знал, что мне уяснилось, что этим разрешились задачи, которые были передо мной…» (С.Л. Рубинштейн).

Переживание – это психическое образование, выступающее как событие внутренней жизни данного субъекта.

Знание и переживание взаимосвязаны: переживание является переживанием чего-то, а значит, знанием о чём-то; всякое переживание включает в себя как нечто подчиненное и аспект знания; вместе с тем, знание может стать глубочайшим личностным переживанием.

Специфика человеческого сознания

  • • Активность ( дифференциация по значимости)
  • • Интенциональность (направленность)
  • • Способность к рефлексии (самонаблюдение)
  • • Мотивационно-ценностный характер
  • • Отражение мира в форме познания его существенных связей и отношений
  • • Прогнозирующий характер человеческого сознания
  • • Наличие самосознания

Я-концепция (самосознание) — совокупность представлений человека о себе на основе рефлексии

Критичность основа формирования самосознания и его адекватности основной механизм контроля за своим поведением и самоконтроля

Способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими поступками и идеалами, и, исходя из этого сопоставления, формировать свое поведение, определять цели и программу действий, предпринимать шаги к достижению поставленной цели.

Индивидуальность — устойчивое своеобразие принадлежа­щих данной личности психических процессов, состояний и свойств как в специфических особенностях их содержания, так и в спосо­бах и формах проявления.

В реальной действительности психичес­кие процессы и состояния никогда не являются изолированными функциями мозга; они всегда принадлежат тому или другому кон­кретному человеку, обусловлены особенностями его личности и выполняемой им деятельности. То же самое относится и к свойствам личности — они всегда индивидуальны. Нельзя найти даже две личности, которые были бы тождественны, т. е, полностью повторя­ли бы друг друга.

Саморегулирование — способность сознательно управлять своим поведением, своими психическими процессами и состояния­ми в связи с требованиями социальной среды или условиями вы­полняемой деятельности. Человек не механически приспосаблива­ется к окружающей его среде в ответ на исходящие от нее раздра­жения.

Он сам является сознательным членом этой среды, избира­тельно воспринимает ее воздействия, перерабатывает и оценивает их.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий