- Становление идей и методов неклассической науки
- Основные характеристики неклассической науки
- Становление «Неклассической науки» и революция в естествознании
- Особенности развития неклассической науки
- Неклассическая наука
- Научные открытия, подготовившие возникновение неклассической науки
- Причины интеграции частных наук
- Специфика неклассической науки
Становление идей и методов неклассической науки
Классическая наука стремилась объяснить причины всех явлений (включая социальные) с помощью законов механики. В конце XIX в. стало ясно, что законы ньютоновской механики не являются универсальными законами природы. Была создана электромагнитная картина мира (Максвелл, Фарадей), но и она вступила в противоречие с опытными данными.
В результате научной революции конца XIX – начала XX в. происходит становление квантово-релятивисткой картины мира и формирование неклассической науки. Научные открытия в физике. В1895-1896гг. были открыты лучи Рентгена, радиоактивность(Беккерель), радий (М. и П. Кюри) и др.
В 1897 г. Английский физик Дж. Томсон (1856-1940) открыл первую элементарную частицу электрон. М. Планк в 1900 г. ввел квант действия, (постоянная Планка), вывел закон излучения, названный его именем. Создание квантовой модели атома Э. Резерфордом (1871-1937) и Н. Бором (1885-1962).Формирование фундаментальных принципов квантовой механики.
Принцип дополнительности Луиде Бройля(1892-1987) – идея о том, что объекты микромира обладают как корпускулярными (дискретными), так и волновыми (непрерывными) свойствами. Принцип неопределенности В. Гейзенберга (1901-1976) – невозможность одновременного определения координаты и скорости элементарной частицы.
Весьма ощутимый «подрыв» классического естествознания был осуществлен А. Эйнштейном (1879-1955),создавшим сначала специальную (1905), а затем и общую (1916) теорию относительности. В целом его теория основывалась на том, что в отличие от механики Ньютона, пространство и время не абсолютны, они органически связаны с материей, движением и между собой.
Четырехмерное пространство – время, в котором отсутствуют силы тяготения, подчиняется законам неевклидовой геометрии. Таким образом, теория относительности показала неразрывную связь между пространством и временем, а также между материальным движением и его пространственно-временными формами существования.
Революционные преобразования в других областях знания: космологии (модель нестационарной Вселенной, теория большого взрыва), биологии (становление генетики), химии (квантовая химия), психологии (открытие бессознательного) и т.д. Возникает кибернетика и общая теория систем. Все научные открытия кардинально изменили представление о мире, его законах, показали ограниченность классической механики. Идеи эволюции, принципы историзма, идеи становления и развития природы входят в обиход мышления науки первой половины XX века.
Основные характеристики неклассической науки
1.Квантово-релятивистскаякартина мира. В целом изменился образ природы.
Если в классической науке она мыслилась как «машина машин», «беременный автомат» (Р. Бойль), то сейчас предстает как стохастический (от гр. stochastikos – случайный, происходящий с вероятностью) автомат — сложная динамическая система, подчиняющаяся вероятностным закономерностям. Неклассическая наука освоила новые типы объектов: саморегулирующиеся, сложно организованные, обладающие уровневой организацией. Интерпретация любых предметов научного познания не как простых статичных объектов, механических систем, а как изменяющихся, развивающихся, эволюционирующих систем, где целое всегда не равно сумме его частей.
2.Сближение объекта и субъекта познания, зависимость знания от применяемых субъектом методов и средств его получения. Идеалом научного познания действительности в классической науке было полное устранение познающего субъекта из научной картины мира, изображение мира «самого по себе», независимо от средств и способов, применяемых при его описании. Естествознание XX в. показало неотрывность субъекта, исследователя от объекта, зависимость знания от методов и средств его получения. Иначе говоря, картина объективного мира определяется не только свойствами самого мира, но и характеристиками субъекта познания, его концептуальными принципами. Развитие науки показало, что полностью исключить субъективное вообще из познания полностью невозможно.
3.Формирование нового понимания причинности. Классическая наука основывалась на механическом понимании причинности («лапласовский детерминизм»), как однозначной предсказуемости единичных явлений. Становление квантовой механики выявило неприменимость здесь причинности в её механической форме. Становление нового класса теорий – статистических, основанных на вероятностных представлениях, включающих в себя неоднозначность и неопределенность.
4.Определяющее значение статистических закономерностей по отношению к динамическим. В законах динамического типа предсказания имеют точно определенный, однозначный характер. Это было присуще классической науке. Неклассическая наука, которая связана с анализом сложноорганизованных систем, имеет дело с законами статистического порядка, где вероятность приобретает решающий характер.
5.Возрастание роли философии в развитии естествознания и других наук.
Стремление выявить новые пути понимания целостной структуры мира – важная особенность научного знания. Широкое распространение в культуре идей релятивистской физики и прежде всего идеи относительности. Идея относительности способствовала развенчанию притязаний ученых на обладание абсолютной истиной. Относительность знаний, их зависимость от конкретно-исторических условий в своем крайнем варианте привела к идее релятивности наших знаний.
Становление «Неклассической науки» и революция в естествознании
Открытия конца XIX ‑ начала XX вв. выходили за рамки существовавшей в то время научной картины мира. Появление принципиально новых научных теорий, обоснованных экспериментальными данными привели к кризису классических представлений в естествознании.
Этому способствовали революционные теории середины XIX в. Ч. Дарвина, Дж. Максвелла и Л. Больцмана, Г. Лоренца, А. Пуанкаре и Г. Минковского, которые в итоге привели к кризису естествознания и подталкивали к пересмотру основных устоявшихся представлений классической науки. Сложившаяся ситуация в науке и мировоззрении требовала своего разрешения, что по сути дела стало научной революцией.
Она началась в физике, затем проникла в другие естественные науки, кардинально изменила философские, методологические, гносеологические, логические основания науки в целом, создав феномен современной науки.
Буквально в течение нескольких десятилетий был полностью перестроен весь фундамент естествознания, который в целом остается достаточно прочным и в настоящее время.
Это стало началом становления новой неклассической науки (хронологические рамки: конец XIX в. ‑ середина XX вв.).
Основополагающими концепциями неклассической науки являются: теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна, принцип неопределенности Гейзенберга, гипотеза Большого Взрыва, теория катастроф Рене Тома, фрактальная геометрия Мандельброта.
Ключевыми фигурами этого периода стали М. Планк, Э. Резерфорд, Н Бор, Луи де Бройль, В. Паули, Э. Шредингер, В. Гейзенберг, А. Эйнштейн, П. Дирак, А. Фриман и другие.
Научная революция, ознаменовавшая переход к неклассическому этапу в истории естествознания, в первую очередь, связана с именами двух великих ученых XX века ‑ М. Планком и А. Эйнштейном. Первый ввел в науку представление о квантах электромагнитного поля, второй ‑ совершил революционный переворот в физической картине мира. Физик-теоретик А. Эйнштейн (1879-1955) создал специальную (1905) и общую (1916) теорию относительности.
Он отвергал две абсолютные величины Ньютона ‑ пространство и время, считая, что пространство и время органически связаны с материей и между собой.
Тем самым задачей теории относительности становится определение законов четырехмерного пространства, где четвертая координата ‑ время. Главное в принципе относительности ‑ разрушение идеи о единственности истины.
Становление нeклaccичecкoго естествознания тесно связано с квантово-релятивистской революцией: квантовая механика ‑ Бор, Гейзенберг 20-30-е годы XX в.
Переход к релятивистской и квантовой механике связан с увеличением исследуемых скоростей и изучением элементарных частиц. В 1913-1921 гг. на основе представлений об атомном ядре, электронах и квантах Н. Бор создает модель атома, разработка которой ведется в соответствии с периодической системой элементов Д. И. Менделеева.
Первоначальный этап становления неклассической науки сопровождался крушением прежних представлений о материи и ее строении, свойствах, формах движения и типах закономерностей, о пространстве и времени.
Это привело к кризису физики и всего естествознания, являвшегося симптомом более глубокого кризиса метафизических философских оснований классической науки.
Второй этап развития новой науки начался в середине 20-х гг. XX в. и был связан с созданием квантовой механики и сочетанием ее с теорией относительности в новой квантово-релятивистской физической картине мира.
На исходе третьего десятилетия XX в. практически все главнейшие постулаты, ранее выдвинутые наукой, оказались опровергнутыми. В их число входили представления об атомах как твердых, неделимых и раздельных «кирпичиках» материи, о времени и пространстве как независимых абсолютах, о строгой причинной обусловленности всех явлений, о возможности объективного наблюдения природы.
Предшествующие научные представления были оспорены буквально со всех сторон.
Ньютоновские твердые атомы, оказались почти целиком заполнены пустотой, твердое вещество перестало быть важнейшей природной субстанцией. Трехмерное пространство и одномерное время превратились в относительные проявления четырехмерного пространственно-временного континуума, а законы Евклидовой геометрии не являются обязательными для природоустройства в масштабах Вселенной.
Научные наблюдения и объяснения не могли двигаться дальше, не затронув природы наблюдаемого объекта. Физический мир, увиденный глазами физика XX в., напоминал не столько огромную машину, сколько необъятную мысль.
Расцвет неклассической науки связан с овладением атомной энергией в 40-е годы XX в. и последующими исследованиями, с которыми связано зарождение электронно-вычислительных машин и кибернетики. Также в этот период наряду с физикой стали лидировать химия, биология и цикл наук о Земле. Следует также отметить, что с середины XX в. наука окончательно слилась с техникой, приведя к современной научно-технической революции.
Среди главных характерных черт неклассической науки был процесс дифференциации наук, дробление крупных разделов науки на более мелкие (например, выделение в физике разделов ‑ термодинамика, физика твердого тела, электромагнетизм и т.д.) или образование самостоятельных (например, из биологических дисциплин выделились цитология, эмбриология, генетика и т.д.).
Вместе с тем потребностью новой науки становится синтез знания, поиск путей единства наук, проблема соотношения разнообразных методов познания.
Начинается интеграция наук, (этот процесс станет особенно характерен для науки XX в.) появляются новые научные дисциплины на стыке наук, охватывающих междисциплинарные исследования (например, биохимия, геохимия, биогеохимия, физическая химия).
Огромное количество новых открытий, сделанных в это время, объясняется не только созданием сети институтов и академий, организованно проводивших специальные исследования различного рода, но и общим подъемом веры в науку, можно сказать, что наука стала религией XX в.
Менялось научное мышление, цели и ориентиры.
На основе соединения науки с техникой особенно быстро расцвели прикладные области. В этих областях были особенно высокие темпы развития, так как, интегрируя достижения различных отраслей науки, они открывали принципиально новые перспективы решения крупных комплексных проблем (создание новых источников энергии и материалов, оптимизация отношений человека с природой, космические исследования).
Основными результатами периода неклассической науки были: утверждение нового стиля мышления: замена созерцательного стиля мышления деятельностным, усиление математизации науки, сращивание фундаментальных и прикладных исследований, изучение крайне абстрактных, абсолютно неведомых ранее науке типов реальностей ‑ реальностей потенциальных (квантовая механика) и виртуальных (физика высоких энергий), что привело к взаимопроникновению факта и теории, к невозможности отделения эмпирического от теоретического.
Еще одним итогом новаций в науке стало развитие биосферного класса наук и новое отношение к феномену жизни.
Науки биосферного класса, к которым относятся почвоведение, биогеохимия, биоценология, биогеография, изучают природные системы, где идет взаимопроникновение живой и неживой природы, то есть происходит взаимосвязь разнокачественных природных явлений.
В неклассической науке наметилась тенденция на сближение естественных и гуманитарных направлений, что стало характерной чертой следующего, современного этапа развития науки, который получил название – постнеклассической науки.
Итого:
Отказ от классической механики как ведущей науки и замена ее квантово-релятивистскими теориями.
Разрушение классической модели мира-механизма и замена ее моделью мира-мысли, основанной на идеях всеобщей связи, изменчивости и развития.
Окончательное соединение науки с техникой и производством, превращение науки в важнейший компонент научно-технической революции середины XX в., ее движущую силу.
Осознание ведущей роли науки как производительной силы общества, возрастание и углубление её связи со всеми сферами общественной жизни, усиление её социальной роли.
Особенности развития неклассической науки
Очень образно об этом сказал сам Лаплас: «Ум, которому были бы известны для какого-либо момента времени все силы, одушевляющие природу, обнял бы в одной формуле движение величайших тел Вселенной наравне с движением атомов. И будущее, также как и прошедшее предстало бы перед его взором».
Однако, эта программа — сведение всех природных явлений к механическому движению под действием сил — оказалась не реализованной, прежде всего, из-за проблем с описанием световых, электрических и магнитных явлений.
Во второй половине XIX века стало ясно, что материальный мир не сводится только к механическим перемещениям вещества. Еще одной формой существования материи было признано электромагнитное поле, наиболее полную теорию, которого создал Дж.К. Максвелл.
После этого, в конце XIX в., большинство ученых считало, что создание полной и окончательной естественнонаучной картины мира практически завершено. Все явления природы, в соответствии с этой картиной мира, являются следствием электромагнитных и гравитационных взаимодействий между зарядами и массами, которые приводят к однозначному, полностью определенному начальными условиями поведению тел (концепция детерминизма).
Критериями истинности в такой картине мира являются, с одной стороны, эксперимент («практика — критерий истины»), а с другой стороны — однозначный логический вывод (с XVII века, как правило, математический) из более общих посылок (дедукция). Отметим здесь также, что одним из главных методологических принципов классического естествознания являлась независимость объективных процессов в природе от субъекта познания, отделенность объекта от средств познания.
Дальнейшее развитие науки вносит существенные отклонения от классических ее канонов.
Неклассическая наука
Подрыву классических представлений в естествознании способствовали некоторые идеи, которые зародились еще в середине XIX века, когда классическая наука находилась в зените славы.
Среди этих первых неклассических идей, в первую очередь, следует отметить эволюционную теорию Ч. Дарвина. Как известно, в соответствии с этой теорией биологические процессы в природе протекают сложным, необратимым, зигзагообразным путем, который на индивидуальном уровне совершенно непредсказуем.
Явно не вписывались в рамки классического детерминизма и первые попытки Дж. Максвелла и Л. Больцмана применить вероятностно-статистические методы к исследованию тепловых явлений. Г. Лоренц, А. Пуанкаре и Г. Минковский еще в конце XIX века начали развивать идеи релятивизма, подвергая критике устоявшиеся представления об абсолютном характере пространства и времени. Эти и другие революционные с точки зрения классической науки идеи привели в самом начале XX века к кризису естествознания, коренной переоценке ценностей, доставшихся от классического наследия.
Научная революция, ознаменовавшая переход к неклассическому этапу в истории естествознания, в первую очередь, связана с именами двух великих ученых XX века — М. Планком и А. Эйнштейном. Первый ввел в науку представление о квантах электромагнитного поля, но по истине революционный переворот в физической картине мира совершил великий физик-теоретик А. Эйнштейн (1879-1955), создавший специальную (1905) и общую (1916) теорию относительности.
Как мы помним из предыдущего раздела, в механике Ньютона существуют две абсолютные величины — пространство и время.
Пространство неизменно и не связано с материей. Время — абсолютно и никак не связано ни с пространством, ни с материей. Эйнштейн отвергает эти положения, считая, что пространство и время органически связаны с материей и между собой. Тем самым задачей теории относительности становится определение законов четырехмерного пространства, где четвертая координата — время.
Эйнштейн, приступая к разработке своей теории, принял в качестве исходных два положения: скорость света в вакууме неизменна и одинакова во всех системах, движущихся прямолинейно и равномерно друг относительно друга, и для всех инерциальных систем все законы природы одинаковы, а понятие абсолютной скорости теряет значение, так как нет возможности ее обнаружить.
Кроме того, он построил математическую теорию броуновского движения, разработал квантовую концепцию света, а за открытие фотоэффекта в 1921г.
ему была присуждена Нобелевская премия, дал физическое истолкование геометрии Н. Н. Лобачевского (1792-1856).
Буквально в течение первой четверти века был полностью перестроен весь фундамент естествознания, который в целом остается достаточно прочным и в настоящее время.
Что же принципиально нового в понимании природы принесло с собой неклассическое естествознание?
1. Прежде всего, следует иметь в виду, что решающие шаги в становлении новых представлений были сделаны в области атомной и субатомной физики, где человек попал в совершенно новую познавательную ситуацию.
Те понятия (положение в пространстве, скорость, сила, траектория движения и т.п.), которые с успехом работали при объяснении поведения макроскопических природных тел, оказались неадекватными и, следовательно, непригодными для отображения явлений микромира. И причина этого заключалась в том, что исследователь непосредственно имел дело не с микрообъектами самими по себе, как он к этому привык в рамках представлений классической науки, а лишь с «проекциями» микрообъектов на макроскопические «приборы».
В связи с этим в теоретический аппарат естествознания были введены понятия, которые не являются наблюдаемыми в эксперименте величинами, а лишь позволяют определить вероятность того, что соответствующие наблюдаемые величины будут иметь те или иные значения в тех или иных ситуациях. Более того, эти ненаблюдаемые теоретические объекты (например, y — функция Шредингера в квантовой механике или кварки в современной теории адронов) становятся ядром естественнонаучных представлений, именно для них записываются базовые соотношения теории.
2. Второй особенностью неклассического естествознания является преобладание же упомянутого вероятностно-статистического подхода к природным явлениям и объектам, что фактически означает отказ от концепции детерминизма. Переход к статистическому описанию движения индивидуальных микрообъектов было, наверное, самым драматичным моментом в истории науки, ибо даже основоположники новой физики так и не смогли смириться с онтологической природой такого описания («Бог не играет в кости», — говорил А. Эйнштейн), считая его лишь временным, промежуточным этапом естествознания.
3. Далеко за рамки естествознания вышла сформулированная Н. Бором и ставшая основой в неклассической физике идея дополнительности. В соответствии с этим принципом, получение экспериментальной информации об одних физических величинах, описывающих микрообъект, неизбежно связано с потерей информации о некоторых других величинах, дополнительных к первым.
Такими взаимно дополнительными величинами являются, например, координаты и импульсы, кинетическая и потенциальная энергия, напряженность электромагнитного поля и число фотонов и т.п.
Таким образом, с точки зрения неклассического естествознания невозможно не только однозначное, но и всеобъемлющее предсказание поведения всех физических параметров, характеризующих динамику микрообъектов.
4. Для неклассического естествознания характерно объединение противоположных классических понятий и категорий. Например, в современной науке идеи непрерывности и дискретности уже не являются взаимоисключающими, а могут быть применены к одному и тому же объекту, в частности, к физическому полю или к микрочастице (корпускулярно-волновой дуализм).
Другим примером может служить относительность одновременности: события, одновременные в одной системе отсчета, оказываются неодновременными в другой системе отсчета, движущейся относительно первой.
5. Произошла в неклассической науке и переоценка роли опыта и теоретического мышления в движении к новым результатам. Прежде всего, была зафиксирована и осознана парадоксальность новых решений с точки зрения «здравого смысла». В классической науке такого резкого расхождения науки со здравым смыслом не было.
Основным средством движения к новому знанию стало не его построение снизу, отталкиваясь от фактической, эмпирической стороны дела, а сверху. Явное предпочтение методу математической гипотезы, усложнение математической символики все чаще стали выступать средствами создания новых теоретических конструкций, связь которых с опытом оказывается не прямой и не тривиальной.
Как реакция на кризис механистического естествознания и как оппозиция классическому рационализму в конце XIX в. возникает направление, представленное В. Дильтеем, Ф. Ницше, Г. Зиммелем, А. Бергсоном, О. Шпенглером и др., — «философия жизни». Здесь жизнь понимается как первичная реальность, целостный органический процесс, для познания которой неприемлемы методы научного познания, а возможны лишь внерациональные способы — интуиция, понимание, вживание, вчувствование и др.
Представители баденской школы неокантианства В. Виндельбанд (1848-1915) и Г. Риккерт (1863-1936) считали, что «науки о духе» и естественные науки, прежде всего, различаются по методу.
Первые (идиографические науки) описывают неповторимые, индивидуальные события, процессы, ситуации; вторые (номотетические), абстрагируясь от несущественного, индивидуального, выявляют общее, регулярное, закономерное в изучаемых явлениях.
Научные открытия, подготовившие возникновение неклассической науки
Эпоху конца ХIХ — начала ХХ в. открывает глобальная научная революция, связанная со становлением новой неклассической науки.
В эту эпоху происходит своеобразная цепная реакция перемен в различных отраслях знания. Толчком к данным переменам был целый ряд ошеломляющих открытий в физике, разрушивших всю прежнюю картину мира.
1 Открытие рентгеновских лучей и радиоактивности как результат спонтанного (самопроизвольного) распада атомов.
2. Идея квантов (М. Планк), в соответствии, с которой испускание и поглощение электромагнитного излучения происходит дискретно, конечными порциями (квантами).
3 Открытие электрона (Д. Томсон) как составной части атомов.
4. Обнаружение Резерфордом того, что в атомах существуют ядра, и построение им планетарной модели атома, которую дополнил Н. Бор («модель атома Резерфорда — Бора»).
5 Выявление Луи де Бройлем корпускулярно-волнового дуализма: все материальные микрообъекты обладают одновременно и корпускулярными (прерывность), и волновыми (непрерывность) свойствами.
6. Теория относительности А. Эйнштейна, согласно которой существует тесная связь материи с движением, пространством и временем и происходит изменение этих атрибутов материи в определенных условиях.
7. Соотношение неопределенностей В. Гейзенберга дало объективную характеристику статистических (а не динамических) закономерностей движения микрочастиц.
8. Создание неевклидовой геометрии (К. Гаусс, Н.И. Лобачевский, Я. Бойяи) показало, что не существует единственно правильной евклидовой геометрии, их существует множество.
Названные открытия сокрушили старые представления о материи (о том, что атом — последний, неделимый «кирпичик» вещества и мироздания в целом) и привели некоторых естествоиспытателей и философов к «физическому идеализму».
Они стали рассуждать о том, что «атом дематериализовался», «движение происходит без материи», «материя исчезла» и т.п. В общем и целом это вызвало кризис в физике и философии.
Заблуждение представителей «физического идеализма» состояло в том, что они смешивали естественнонаучные представления о материи с философской категорией «материя». Однако на деле оказалось, что делимость атома означала не «исчезновение» материи, а углубление и расширение наших знаний о материи и се свойствах, а также открытие ее новых видов.
Уже к началу XX в. окончательно выяснилось, что материя — не только вещество, но и различные виды полей — гравитационные, электромагнитные, ядерные.
Была доказана неисчерпаемость, вечность и бесконечность материи.
Таким образом, неклассическая наука возникла как ответ на изменение представлений о фундаментальных понятиях классической науки (механики): пространства, времени, материи.
Изменению ценностных оснований науки способствовали и социокультурные трансформации:
- 1. Профессия ученого становится все более массовой, наука — фундамент образования.
- 2. Больший вес в науке приобретает прикладная наука.
Наука все больше соединяется с экономикой и производством: появляются первые исследовательские лаборатории при промышленных предприятиях.
Центральной проблемой научного познания неклассической науки становится синтез знания, поиск путей единства наук, проблема соотношения разнообразных методов познания.
В естествознании активно идет процесс дифференциации наук, дробление крупных разделов науки на более мелкие (например, выделение в физике таких разделов, как: термодинамика, физика твердого тела, электромагнетизм и т.д.; или образование таких самостоятельных биологических дисциплин, как цитология, эмбриология, генетика и т.д.).
К концу XIX века появляются первые признаки процесса интеграции наук, который будет характерен для науки XX века.
Это появление новых научных дисциплин на стыках наук, охватывающих междисциплинарные исследования (например, биохимия, геохимия, биогеохимия, физическая химия и др.).
Причины интеграции частных наук
- 1) Внешняя причина: невозможность объяснить многие химические явления чисто химическими средствами и необходимость обращаться за помощью к смежной физике.
- 2) Внутренняя причина: многообразные проявления принципиального единства природы, которая не знает никакого абсолютно резкого деления на рубрики и разные науки.
Специфика неклассической науки
- 1 Вселенная представляется как пространственно временной и материальный континуум, где действуют четыре основные силы и где не существует абсолютных величин.
- 2. Критика основных понятий классической механики и переход к релятивизму (пространства, времени, массы).
- 3. Понимание относительности, вероятностности истины теории и картины природы. Рождение нового типа вероятностного детерминизма.
- 4. Взаимодействие между постулатами науки и характеристиками методов, посредством которых познается объект (принцип наблюдаемости).
Исследования Н. Бора, В. Гейзенберга и др. физиков показали, что невозможно отделить объект познания от средств его изучения (от приборов и экспериментальных установок). Воздействие приборов и установок на микрофизические объекты принципиально неустранимо и существенно.
Изменение представления об объекте познания: объект не существует «в чистом виде», «сам по себе», вне и независимо от познавательной деятельности субъекта познания.
Присутствие наблюдателя изменяет изучаемый объект. В этом выражается идея сближения субъекта и объекта познания в неклассической науке.
Объекты познания (природа, общество) – сложные, динамические, развивающиеся системы,выстраивающиеся в иерархию подсистем. В классической науке господствовал элементаризм – подход, согласно которому в строении любого объекта существовал уровень простейших, далее неразложимых элементов («атомов»).