Столыпинское переселение в Сибирь (аграрная реформа)

Столыпинская аграрная реформа

Столыпинская аграрная реформа была серией масштабных мер, направленных на кардинальное переустройство российского аграрного сектора.

Главная ее цель была в предотвращении новой революции, в привлечении крестьян – самого многочисленного социального слоя России – на сторону правительства.

При этом правительство старалось не затронуть и интересы помещиков, защитить дворянское землевладение от сокращения. Разрушение крестьянской общины, мешавшей развитию нового типа хозяйствования, тоже подразумевалось, но предусматривалось постепенное ее исчезновение как института. (История…)

Среди целей, которые преследовала реформа П.А. Столыпина в области переселения были не только стремление ослабить социальный кризис в малоземельных губерниях, но и стремление заселить безлюдные окраины.

Актуальность этого вопроса показала неудачная для России Русско-японская война, четко обрисовавшая возможность заселения этих территорий китайцами и японцами. (Белянин Д.Н.).

Итак, каковы были основные направления реализации аграрной реформы по России в целом?

1. Закрепление в частную собственность наделов, устройство хуторов и отрубов как форм частного землевладения.

Последние две формы уничтожали чересполосицу в расположении участков и давали больше свободы в распоряжении крестьянином своими землями.

Продажа земли крестьянам в рассрочку через земельный банк.

2.      Развитие сельскохозяйственной кооперации, как промысловой, так и кредитной.

3.      Переселение крестьян из малоземельных районов на новые земли как средство снижения социального напряжения.

Таким образом, переселение крестьян было лишь одним аспектом из многообразных мер по решению социальных и экономических проблем в русской деревне.

Однако именно он является наиболее важным для настоящего проекта.

 Основными законодательными актами реформы являются:

9 ноября 1906 года— указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования».

14 июня 1910 года – закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении».

29 мая 1911 года был издан закон «О землеустройстве»

Кроме этих законов, было принято немало актов, касающихся непосредственно переселения.

Часть из них изданы до указа от 9 ноября 1906 года.

Правила от 10 марта 1906 года издавались как дополнение к закону 1904 года. По этим правилам проехать за Урал мог любой крестьянин или мещанин-земледелец, независимо от имущественного положения.

Льготы и пособия сохранялись. Например, проезд по удешевленному тарифу в ¼ стоимости билета 3-го класса. Дети до 10 лет ехали бесплатно. По льготному тарифу перевозились и вещи переселенца.

Выдавались на проезд путевые ссуды – до 50 рублей. (Белянин Д.Н.).

На месте переселенец освобождался от казенных и земских денежных сборов на 5 лет, а последующие 5 – платил их в половинном размере. Он выплачивал только натуральные повинности* и мирские сборы. Бесплатный лес получали как переселенцы на Алтае, так и на казенных землях – последние в рамках обычного законодательства.

Имелись домовые ссуды. По ссудам переселенцам ни процентов, ни пеней не начислялось. Возврат ссуд производился по истечении пятилетнего срока в течение 10 лет равными суммами ежегодно.

Разрешалось вносить платежи и раньше срока. Все переселенцы старше 18 лет получали отсрочку на три года отбывания воинской повинности. Если переселенец должен был временно возвратиться на родину, то он получал свидетельство для проезда по удешевленному тарифу. (Белянин Д.Н.).

Лица, переселяющиеся без проходных свидетельств. могли водворяться на общих основаниях на заготовленных участках, при условии, что там имелись свободные места.

На самовольных переселенцев не распространялись льготы по отбыванию воинской повинности, на удешевленный проезд по железной дороге и на получение путевых ссуд. (Белянин Д.Н.).

С просьбами о помощи на местах переселенцы могли обращаться в землеустроительные комиссии. Комиссии принимали ходатайства о выдаче ходаческих и проходных свидетельств, распространяли среди крестьян сведения об условиях переселения и осуществляли посредничество в продаже оставленной земли.

(Белянин Д.Н.).

Указом 19 сентября 1906 года свободные земли кабинета в Алтайском округе передавались в казну под образование переселенческих участков. (Белянин Д.Н.).

Именной высочайший указ от 5 октября 1906 года отменил ряд ограничений в правах сельских обывателей – крестьяне получили возможность свободного передвижения в пределах страны и право самостоятельного выбора места проживания.

(Белянин Д.Н.).

9 ноября 1906 года опубликован Указ, разрешавший свободный выход из общины и продажу своих наделов в Европейской России. Это было особо важно для желающих переселиться. Указом также разрешалось создавать хутора и отруба, но при этом для Сибири предпочтительной формой землепользования являлась община. (Белянин Д.Н.).

С 1906 года было упрощено получение ссуд. Правом разрешения выдачи ссуд переселенцам обладали уездный съезд, Губернское управление, Переселенческое управление, заведующий устройством переселенцев.

По водворении переселенец подавал ходатайство, в котором указывал, по какой причине ему нужна ссуда – строить дом, покупать лошадь и т.д. Расход выданных средств контролировался чиновниками. Если ссуда тратилась непроизводительно, то крестьянину отказывали в дальнейшей финансовой помощи. (Белянин Д.Н.).

Хлынувший поток переселенцев периодически пытались ограничивать. Например, 13 марта 1908 года было издано «Положение совета министров о порядке переселения за Урал в 1908 году» — цель которого была в попытке усилить контроль за движением переселенцев.

У администрации появлялась возможность приостановить выдачу свидетельств ходокам и переселенцам на льготный проезд не только в те районы, где обнаружился недостаток свободных участков, но и вообще в любой.(Белянин Д.Н.).

Однако поощрительные меры преобладали.

Циркуляр от 16 марта 1909 года регулировал выдачу ссуд. Выдаваемые на домообзаводство и общеполезные нужды ссуды могли быть возвратными или безвозвратными.

Общеполезными нуждами считались обводнительные и осушительные работы, постройка дорог, общественных зданий, устроение пожарной охраны, внутринадельное межевание и т.п. (Белянин Д.Н.).

В 1910 выдвинут проект закона о продаже и сдаче в аренду участков земли под устройство сельскохозяйственных и промышленных предприятий.

10 мая 1911 года принято Положение об отводе переселенцам отрубных и хуторских участков в частную собственность.

(Белянин Д.Н.).

5 июля 1912 года вышел новый закон о ссудах на домообзаводство, по которому часть ссуды поступала в безвозвратное пользование. Переселенцы, водворившиеся в старожильческих обществах, получали ссуды в половинном размере, а размер зависел от почвенно-климатических условий. Районы Сибири были разделены на разряды. Чем выше номер, тем хуже земли.

Большая часть Томской губернии относилась ко 2 разряду и ссуда составляла100 рублей. (Белянин Д.Н.).

Манифест от 21 февраля 1913 года объявил, что крестьяне-домохозяева, переселившиеся за Урал без надлежащего разрешения, получают право пользования всеми льготами, предоставленными легальным переселенцам. (Белянин Д.Г.). Таким образом, граница между самовольными и официальными переселенцами снова стиралась.

Меры, которые предпринимались правительством, отличались систематичностью и продуманностью.

Они могли снизить риск от переселения, но не исключить его полностью. Поэтому правительство стремилось удержать крестьян от необдуманных миграций.

Многочисленные справочные издания, брошюры, листки подробно разъясняли, что значит быть переселенцем. Говорилось в том числе и о неблагоприятных факторах переселения. Переселенцев в Сибирь предупреждали о суровом климате, недостатке хороших путей и необходимости расчистки участков из-под леса, говорилось о времени, требовавшемся на дорогу и затратности предприятия в целом.

Риска добавляла и массовость переселений.

В период с 1906-1917 год власти осознавали важность колонизации Сибири и Дальнего Востока как средства закрепления за Россией этих территорий и решения социальных конфликтов в деревне.

Организация переселенческого движения была на высоком уровне: правительство и местные администрации по максимуму учли все недостатки, выявленные в предыдущие периоды.

С 1906 года был издан ряд законов, облегчивших процедуру переселения и землеустройства. Созданы специальные учреждения, на которые возлагалась как обязанность анализировать пригодность местности для водворения переселенцев, так и помогать мигрантам в обустройстве.

Для того, чтобы снизить риск разорения и облегчить укоренение переселенцев правительство принимало ряд мер.

В частности, были увеличены денежные выплаты на создание землеустроительных комиссий, ссуды переселенцам на дорожные расходы и землеустройство. Расширены льготы переселенцам, как официально получившим разрешение, так и самовольным.

Последние также оказались в более выгодных условиях, чем когда бы то ни было раньше. Кроме организации собственного хозяйства, была введена практика выдачи ссуд на осушение участков, строительство дорог, обводнение территорий, строительство церквей, начальных школ, больниц.

Тем не менее, нельзя говорить о стимуляции переселения на окраины со стороны власти – наоборот, правительство стремилось всеми силами сократить поток переселенцев, ведя разъяснительную работу среди крестьян о трудностях переселения. Время от времени издавались ограничительные акты.

Поток переселенцев в этот период был велик, что порождало и большое количество обратных переселенцев. Тем не менее, большая часть мигрантов осталась в Сибири, основав здесь свои хозяйства.

Первое переселение крестьян за Урал

Тем интереснее узнать, как столетие назад помогали переселенцам в регионы Сибири и Дальнего Востока.

В начале XX века этим сложным вопросом занялся государственный деятель, реформатор – Петр Аркадьевич Столыпин. Уже к XIX веку территория центральной России была перенаселена, и крестьянство мечтало о плодородных «азиатских» землях. Несмотря на сильные позиции крепостного права, люди пытались бежать на Восток, но этот поток был очень мал, кроме того правительство искусственно препятствовало такому переселению.

Такой политике способствовали крупные помещики того времени, они боялись роста цен на рабочие руки в их поместьях.

Политика власти кардинально изменилась, когда председателем Совета министров стал Столыпин, тогда государство не только не препятствовало переселению крестьян, но и способствовало этому.

Людям предоставлялись льготы, предусматривалась казенная отвозка смотроков, предварительное устроение участков, поддержка на переезд крестьянина с семьей, с домашним скарбом и живой скотиной (были даже построены для этого особые пассажирские вагоны с упрощённой планировкой), банки выдавали кредиты по льготным условиям на постройку домов, покупку машин и прочего.

Такая политика дала положительный результат – к концу 1906 года количество переселенцев превысило 130 тысяч человек, в дальнейшем эта цифра каждый год увеличивалась на 500 тысяч. 1865 год: учреждение Министерства путей сообщения

Во второй половине XIX века по указу императора Александра II был создано полноценное государственное ведомство, занимающееся вопросами сообщения в империи.

Первые шаги в области систематизации путей сообщения со стороны правительства страны предпринимались ещё в XVII веке при царе Алексее Михайловиче.

Тогда в 1649 году был издан первый указ, регулировавший вопросы защиты интересов речного и морского судоходства русских кораблей.

Спустя более чем полвека Пётр I продолжил деятельность в направлении систематизации дорожного сообщения, учредив Коммерц-Коллегию, ещё спустя полвека реорганизованную в Канцелярию строения государственных дорог. Данный орган занимался вопросами, касающимися путей сообщения на суше, а именно разработки маршрутов, прокладки и ремонта дорог на суше.

В XVIII-XIX веках продолжились реформы, направленные на создание ведомств и введение систем управления за дорогами и путями страны. Таким образом было создано Управление водных сообщений, позже дополненное ведомством над сухопутными путями, а в 1842 году и наблюдением за общественными строениями.

В том же году было учреждено и Управление железнодорожными путями.

В 1865 году все эти ведомства были объединены в общую структуру, получившую название Министерства путей сообщения. Министерство путей Российской империи просуществовало до прихода советской власти, преобразовавшись в Народный комиссариат путей сообщения, а после распада СССР став Министерством путей сообщения Российской Федерации.

Аграрная реформа Столыпина 1907-1916 гг.: кратко о событиях

Чем больше человек способен откликаться на историческое и общечеловеческое, тем шире его природа, тем богаче его жизнь и тем способнее такой человек к прогрессу и развитию.

Ф. М. Достоевский

Аграрная реформа Столыпина, начавшаяся в 1906 году, была обусловлена теми реалиями, которые происходили в Российской Империи. Страна столкнулась с массовыми народными волнениями, в ходе которых стало абсолютно очевидно, что народ не желает жить по-прежнему. Более того само государство не могло управлять страной, опираясь на прежние принципы.

Экономическая составляющая развития империи находилась в упадке. Особенно это было актуально в аграрном комплексе, где наблюдался явный упадок. В результате, политические события, а также события экономические побудили Петра Аркадьевича Столыпина начать проводить реформы.

Предпосылки и причины аграрной реформы Столыпина

Одна из основных причин, которые побудили Российскую Империю начать массовое изменение в государственном устройстве были основаны на том, что большое количество простых людей высказывали свое недовольство властью.

Если до этого времени высказывание недовольства сводилось к разовым мирным акциям, то к 1906 году эти акции стали намного масштабнее, а также кровавые. В результате стало очевидно, что Россия борется не только с очевидными экономическими проблемами, но и с очевидным революционным подъемом.

Очевидно, что любая Победа государства над революцией основывается не на физической силе, а на силе духовной.

Сильное духом государство само должно встать во главе реформ.

Одно из знаковых событий, которые побудили правительство России начать скорейшее реформы, случилось 12 августа 1906 года. В этот день в Петербурге на Аптекарском острове произошел теракт. В этом месте столицы жил Столыпин, который к этому времени занимал пост председателя правительства.

В результате прогремевшего взрыва погибло 27 человек и 32 человека были ранены. Среди раненых были дочь и сын Столыпина. Сам Председатель правительства чудом не пострадал.

В результате в стране был принят закон о военно-полевых судах, где все дела, касающиеся терактов, рассматривались в ускоренном порядке, в течение 48 часов.

Случившийся взрыв лишний раз указал Столыпину, что народ желает коренных перемен внутри страны.

Эти перемены нужно было давать людям в кратчайшие сроки. Именно поэтому было ускорена аграрная реформа Столыпина, проект который стал продвигаться гигантскими шагами.

Суть аграрной реформы Столыпина

24 августа 1906 года было опубликовано программа реформ правительством Российской Империи в аграрном секторе.

Данная реформа представляла собой два больших блока:

  • Первый блок призвал граждан страны успокоиться, а также информировал о чрезвычайном положении во многих районах страны. Из-за терактов в ряде регионов России были вынуждены ввести чрезвычайное положение и военно-полевые суды.
  • Второй блок объявлял о созывы Государственной Думы, в ходе работы который планировалось создать и реализовать комплекс аграрных реформ внутри страны.

Столыпин отчетливо понимал, что реализация одних только аграрных реформ не позволит успокоить население и не позволит Российской Империи сделать качественный скачок в своем развитии.

Поэтому Наряду с изменениями в сельском хозяйстве Председатель правительства говорил о необходимости принятия законов о вероисповедании, равноправии среди граждан, реформировании системы местного самоуправления, о правах и быте рабочих, необходимости введения обязательного начального образования, введение подоходного налога, увеличение жалование учителей и так далее. Одним словом все то, что в дальнейшем реализована Советская власть, было одним из этапов столыпинской реформы.

Безусловно, начать изменения такого масштаба в стране крайне тяжело.

Именно поэтому Столыпин решил начать с аграрной реформы. Это было связано с рядом факторов:

  • Основная движущая сила эволюции это крестьянин. Так было всегда и во всех странах, так было и в те времена в российской империи. Поэтому для того, чтобы снять революционный накал было необходимо обратиться к основной массе недовольных, предложив им качественные изменения в стране.
  • Крестьяне активно выказывали свою позицию о том, что помещичьи земли необходимо перераспределить.

Зачастую помещики оставляли себе лучшие земли, выделяя крестьянам не плодородные участки.

Первый этап аграрной реформы Столыпина

Аграрная реформа Столыпина началась с попытки разрушение общины. До этого момента крестьяне в деревнях жили общинами.

Это были специальные территориальные образования, где люди жили единым коллективом, выполняя единые коллективные задачи. Если пытаться дать более простое определение, то общины очень похожи на колхозы, которые в дальнейшем реализовала Советская власть.

Проблема же общин заключалась в том, что крестьяне жили сплоченной группы. Они работали для единой цели для помещиков. У крестьян, как правило, не было своих крупных наделов, и они не особо переживали за итоговый результат своей работы.

9 ноября 1906 года Правительство Российской империи издало указ, который позволял крестьянам свободно выходить из общины.

Выход из общины был бесплатным. При этом крестьянин сохранял за собой все свое имущество, а также земли, которые были ему выделены. При этом, если земли выделялись на различных участках, то крестьянин мог требовать, чтобы земли были объединены в единый надел.

Выходя из общины, крестьянин получал землю в виде отруба или хутора.

Отруб это участок земли, который выделялся крестьянину, выходящему из общины, с сохранением за этим крестьянином его двора в деревне.

Хутор это земельный участок, который выделялся крестьянину, выходящему из общины, с переселением этого крестьянина из деревни на собственный участок.

С одной стороны такой подход позволял реализовать внутри страны реформы направленные на изменение внутри крестьянского хозяйства.

Однако с другой стороны помещичье хозяйство оставалось нетронутым.

Суть аграрной реформы Столыпина, по замыслу самого создателя сводилась к следующим преимуществам, которые страна получала:

  • Крестьяне, жившие общиной, были массово подвержены влиянию революционеров. Крестьяне, которые живут отдельными хозяйствами, гораздо менее доступны для революционеров.
  • Человек, который получил в свое распоряжение землю, и который зависит от этой земли, напрямую заинтересован в конечном результате.

В результате человек будет думать не о революции, а о том, как увеличить свои урожай и свою прибыль.

  • Отвлечь внимание от желания простых людей разделить помещичью землю. Столыпин выступал за неприкосновенность частной собственности, поэтому с помощью своих реформ он старался не только сохранить помещичьи земли, но и предоставить крестьянам то, что действительно было нужно.

В какой-то степени аграрная реформа Столыпина была похожа на создание передовых фермерских хозяйств.

В стране должны были появиться в огромном количестве мелкие и средние землевладельцы, который бы не зависели напрямую от государства, а самостоятельно стремились развивать свой сектор. Этот подход находил выражение и в словах самого Столыпина, который часто подтверждал, что страна в своем развитии делает упор на «крепких» и «сильных» землевладельцев.

На начальном этапе развитие реформы правом выйти из общины пользовались немногие.

Фактически из общины выходили только зажиточные крестьяне и беднота. Зажиточные крестьяне выходили потому, что у них было все для самостоятельной работы, и они могли теперь работать не на общину, а на себя. Беднота же выходила для того, чтобы получить отступные деньги, тем самым поднять свое материальное положение. Беднота, как правило, прожив какое-то время вдали от общины и лишившись своих денег, возвращались назад в общину.

Именно поэтому на начальном этапе развития очень мало людей выходило из общины в передовые аграрные хозяйства.

Официальная статистика говорит о том, что только 10% всех образовавшихся аграрных хозяйств могли претендовать на звание успешного фермерского хозяйства. Только эти 10% хозяйств использовали современную технику, удобрение, современные способы работы на земле и так далее.

В конечном итоге только эти 10% хозяйств работали выгодно с экономической точки зрения. Все остальные хозяйства, которые были образованы в ходе аграрной реформы столыпина, оказались убыточными. Связано это с тем, что подавляющее большинство выходящих из общины людей были бедниками, которые не были заинтересованы в развитии аграрного комплекса. Эти цифры характеризуют первые месяцы работы столыпинских замыслов.

Политика переселения как важный этап реформы

Одна из существенных проблем Российской империи того времени заключалась в, так называемом, земельном голоде.

Под этим понятием подразумевается то, что восточная часть России была крайне мало освоена. В результате подавляющее большинство земель в этих регионах были неосвоенными.

Поэтому аграрная реформа Столыпина ставила одной из задач переселять крестьян из западных губерний в восточные. В частности, говорилось о том, что крестьяне должны переселяться за Урал. Прежде всего, эти изменения должны были коснуться тех крестьян, которые не имели своей земли в собственности.

Так называемые, безземельные должны были переселиться за Урал, где должны были основать свое фермерское хозяйство.

Данный процесс был абсолютно добровольным и никого из крестьян правительство не заставляло переселяться в восточные регионы насильственного. Более того, политика переселения основывалась на том, чтобы предоставить крестьянам, которые решатся переехать за Урал, максимальные льготы и хорошие условия для проживания.

В результате, человек, который соглашался на такое переселение, получал следующие послабления со стороны правительства:

  • Фермерское хозяйство крестьянина на 5 лет освобождались от любых налогов.
  • Крестьянин получал в свою собственность землю.

Земля предоставлялась из расчета: 15 га на фермерское хозяйство, а также по 45 га на каждого из членов семьи.

  • Каждый переселенец получал денежную ссуду на льготных началах. Величина этой суды зависела от региона переселения, и в некоторых регионах достигала до 400 рублей.

Это огромные деньги для Российской Империи. В любом регионе 200 рублей выдавались безвозмездно, а остальные деньги в виде ссуды.

  • Все мужчины, образовавшегося фермерского хозяйства, освобождались от воинской повинности.

Существенные преимущества, которые гарантировало государство крестьянам, привели к тому, что в первые годы реализации аграрной реформы большое количество людей переселилась из западных губерний в восточные.

Однако несмотря на такой интерес населения к данной программе с каждым годом количество переселенцев все уменьшалось. Более того, с каждым годом увеличивался процент людей, которые возвращались назад в южные и западные губернии. Наиболее ярким примером является показатели переселения людей в Сибирь.

В период с 1906 года по 1914 года в Сибирь переселилось более 3 миллионов человек.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий