Постройки в Санкт-Петербурге при Петре I
И вот 27 мая 1703 русский царь Петр I на отвоеванных у шведов землях закладывает крепость Санкт-Питер-Бурх, с одноименным городом.
Название крепости было выбрано в честь святого апостола Петра.
Изначально Sankt-Piter-Burch было имитацией произношения на голландский манер «Sint-Petersburg», но в 1720 году Санкт-Питер-Бурх меняется на Санкт-Петербург.
Но русскому народу Санкт-Петербург кажется слишком длинным и он сокращает это название до «Питер-град» или просто «Питер».
Так как город начинал строиться во время Северной войны (1700—1721), то главной постройкой стала крепость. Её заложили на Заячьем острове в дельте Невы. Дату заложения крепости принято считать официальной датой рождения города.
Существует легенда: первый камень Петропавловской крепости был заложен Петром I, а при закладке в воздухе был замечен орел.
Строительство города шло за пределами крепости по берегам реки, для этого осушали болота.
Работами по строительству Петербурга руководили иностранные инженеры приглашенный Петром I. Для того чтобы ускорить возведение каменных домов, Пётром I был введен запрет на каменное строительство по всей России, кроме Петербурга. И все каменщики были вынуждены ехать в Петербург.
Но и этого было мало и был введен «каменный» налог, когда с каждый въезжающий в город воз должен был привезти определенное количество камня или заплатить сбор.
Крестьяне ехали для работ со всех окрестных областей.
Важнейших событием в жизни Петербурга в ноябре 1703 года стало прибытие первого, голландского торгового корабля.
Капитану корабля вручили 500 золотых, второй прибывший корабль должен был получить 300 золотых, ну а третий — 150.Строительство Петербурга с 1704 по 1717 год в выполнялось силами крестьян, которых мобилизовали в рамках натуральной трудовой повинности.
Они занимались валкой леса, засыпали болота, строили набережные. В начале строительства в Петербург было собрано из разных губерний до 40 тысяч крепостных крестьян. Работы велись «вахтовым методом» — работник работал два-три месяца, после этого уезжал домой.
Ежегодно на строительство присылалось не менее 24 тысяч человек. Работа всех строителей Петербурга оплачивалась. Каждый работник получал 1 рубль в месяц.
Существует легенда о том, что много строителей города погибло. Но это не так.
Имеющиеся документы за 1716 год говорят, что из общего числа, а это 3262 человека, умерло 27. Самой массовой была гибель строителей при строительстве не Петербурга, а Ораниенбаума, где за один из сезонов действительно погибло несколько сот человек, но их гибель была вызвана эпидемией.
Дворцы
«Образцовый» проект дома для «именитых. напоминает сохранившийся Летний дворец Петра Iвыстроенный Трезини в 1710-1714 годах на левом берегу Невы у истока Фонтанки, где одновременно создавался регулярный сад.
В дальнейшем летний сад с скульптурами, куда была привезена знаменитая статуя Венеры Таврической.
С 1732 здесь помещалось первое специальное закрытое учебное заведение для дворянских детей – шляхтеный8корпус (с 1752 Сухопутный шляхтеный кадетский корпус). С точки зрения архитектурной – это один из первых предвестников стиля барокко, который шел на смену строгости и суровости архитектуры первых лет Петербурга.
Здание сохранилось в сильно перестроенном виде. О том, как оно выглядело первоначально, можно судить по гравюре известного гравера петровского времени А. Зубова (1717. Главный фасад выходит к Неве, за дворцом был разбит большой регулярный парк).
Общественные здания
На южном берегу Невы, почти напротив Петропавловской крепости, в 1704 году заложили по чертежу Петра I судостроительную верфь-крепость Адмиралтейство.
Вопреки первоначальным предположениям центром Петербурга становилась Адмиралтейская часть. Это делало необходимым повысить архитектурное значение здания Адмиралтейства. Само двух этажное здание Коробов построил в традициях петровского времени – в строгих формах, почти без украшений. Центром его стала изящная многоярусная надвратная башня с высоким шпилем – «Адмиралтейской иглой», — увенчанным флюгером в виде золоченого кораблика.
Впоследствии А. Д. Захаров, перестраивая Адмиралтейство (1806-1823), башню с «иглой» оставил почти без изменений. Этой высокой вертикали соответствует башня Кунсткамеры на противоположном берегу Невы, а несколько далее возвышается колокольня Петропавловского собора.
Эти три величественных сооружения композиционно организуют центр города и в наше время
Большое здание Двенадцати коллегийпостроенное в 1722-1732 годах на Васильевском острове, одно из крупнейших сооружений петровского времени.
В нем на протяжении всего 18 века размещались высшие органы государственного управления России — сенат, синод и десять коллегий. Фактическим руководителем был Трезини.
В первые десятилетия существования города, центр решено было устроить на Васильевском острове.
Здание коллегий состоит из двенадцати примыкающих к друг другу корпусов с одинаковым архитектурным оформлением, что соответствовало идее Петра. Эта идея подсказала очень рациональное и простое решение, не имеющее аналогов в мире.
Дальнейшие перестройки несколько исказили вид.
Исторические карты Петербурга характерны тем, что они редко являются чисто фиксационными, отражающими то, что существовало на текущий момент времени.
Почти всегда в них присутствовал перспективный элемент – то, что только задумывалось, планировалось, проектировалось. Они словно иллюстрации к альтернативной истории – как мог бы выглядеть город, если бы он стал развиваться не так, а иначе.
В этой записи я решил собрать некоторые интересные «планы планов», которые и предлагаю поразглядывать во всех деталях. Тем более что старинная картография сама по себе очень красива.
Почти все картинки по щелчку открываются в новом окне в увеличенном виде.
Вопреки распространённому мнению Васильевский остров далек не сразу был определён в качестве будущего центра города. Более того, в 1712 году у Петра возникла идея устроить основную часть города на острове Котлин и только постоянные угрозы шведского флота заставили его изменить это довольно странное решение.
Затем переселенцам стали нарезать участки на Городской и Адмиралтейской сторонах, а позднее на Московской и Выборгской сторонах, которые были более высокими и сухими.
И только в 1715 году царь вероломно отобрал у Меншикова подаренный восьмью годами ранее Васильевский и окончательно определился с местом.
К этому времени и относится первый проект планировки города, составленный Доменико Трезини.
Тогда же были введены градостроительные нормативы, обязывавшие прокладывать улицы, только прямые и в 5–10 раз шире, нежели тогда было принято в Западной Европе и России, направлять их на высотные доминанты, объединяя в геометрически четкие кварталы.
Это один из самых известных первых планов Петербурга – чертёж нюренбергского картографа Иоганна Хоманна, созданный в 1716–18 годах.
Вид Городского (Петроградского) острова является иллюстрацией того, о чём я говорил в самом начале – в западной части острова изображена существовавшая в то время застройка, а восточная часть это схематический «проект освоения».
Не уверен также, что все квадратики с подписью «Бояренгоф» на Стрелке и нынешней Петровской набережной были так уж освоены боярами – возможно, что это только нарезка участков для будущего «элитного жилья».
А вот Александр Данилыч к тому времени уже успел размахнуть своё имение от одного рукава Невы до другого.
Васильевский остров дан в проектном варианте. Его планировка соответствует проекту Трезини, утверждённому Петром I. Очень эффектно смотрится береговая фортификационная система по контуру.
В северной части острова намечалось создать две большие площади и «Сад для прогулок всех людей».
На Берёзовом (Аптекарском) острове видны Аптекарский огород и немецкое кладбище. На Петровском острове обозначена усадьба сестры царя – Натальи Алексеевны, а в районе пересечения нынешних пр.
Чернышевского и набережной Робеспьера есть домик, помеченный как Cron Prin Palast, который, видимо, принадлежал царевичу Алексею, очень скоро ему уже не понадобившийся.
Просьба также обратить внимание на надпись, которой помечена Выборгская сторона. «Финляндиш», однако! В качестве лирического отступления, отмечу, что меня в последнее время стали слегка бесить люди, которые переезжая реку Сестру, скраивают многозначительную физиономию и изрекают окружающим: «Вот и Финляндия!» Чего здесь больше – показушного «знания» истории или либерастического самоуничижения – я не знаю.
Исходя из представленной картинки, предлагаю всем желающим произносить эту сакраментальную фразу на перегоне Чернышевская–Площадь Ленина.
Адмиралтейство в те времена было основательной крепостью, на плане можно увидеть его пять бастионов.
Направление Невского и Вознесенского проспектов ещё не устоялось, и они идут под странным углом и изгибом. Причём начинаются не от центра постройки (башни тогда ещё не было), а от куртины между бастионами. Видимо, от ворот.
Впечатляют густые леса между Мойкой и Фонтанкой и юге Литейной части.
План Георга Буша (на путать с обоими Джорджами!) создавался перед заграничной поездкой Петра в политических целях – для рекламирования достижений России в строительстве новой столицы.
В 1703-18 годах город размещался в восточной части Городского острова, остальные территории официально числились предместьями. Уникально было то, что одновременно создавался и город и зона пригородов, такая «петербургская агломерация». Кроме того, ни одна столица Европы не имела такой регулярности построений.
Раз это «пропагандистский плакат», то на этой карте меньше уделено внимание реальности, а сделан больший упор на планируемые проекты.
Например, какая строгая сетка улиц Литейной части – ее даже не могут сбить изгибы невского берега в районе нынешней Синопской набережной! Руины Ниеншанца, видимо из политических соображений, не показаны (дело уже прошлое!), хотя на плане Хоманна они есть.
Васильевский практически полностью повторяет предыдущий план.
Единственно на что хотелось бы обратить внимание: многие считают, что каналы планировалось прорыть по всем линиям. Однако это не так. На обоих планах хорошо видно, что они предполагались через две улицы на третьей. Также показаны проекты двух перекрещивающихся каналов в восточной части Петроградки параллельных рукавам Невы.
Ещё на этом плане можно лучше понять, где были реальные постройки, а где только проведено межевание.
На многочисленных клеточках Литейной части и Городского острова домики изображены от силы только на пятой части всех участков.
Или вот «Невская першпектива»: она начинается уже от центра Адмиралтейства и идёт строгой прямой линией до Лавры.
Есть городская легенда, что излом Невского в районе Лиговки связан с тем, что его прокладывали с двух сторон и бригады «неправильно встретились». Я же думаю, что наши предки были не такие дураки, и излом этот сделан намеренно.
И вот почему. Гороховая отходит от корпуса Адмиралтейства под прямым углом. Вознесенский проспект ориентирован по оси север-юг. Поэтому симметричный ему Невский просто обязан был иметь именно тот угол, который есть у него сейчас.
Более того, от Александро-Невской Лавры тоже предполагалось отложить три расходящихся луча и если бы в казне хватило денег, то это был бы просто шикарнейший ансамбль.
Ну просто Петергоф для монахов!
Вообще, лучевая планировка была очень популярна среди первоначальных идей построения города. Георг Маттарнови даже предлагал вариант из 11 (!) лучей, сходящихся к башне Адмиралтейства. В этом была и определённая логика, а не только архитектурный приём: ведь верфь была «градообразующим предприятием» города и кратчайшие пути к ней были практически важны.