Понятие феодализм и его черты
В 18 в. термин ʼʼфеодализмʼʼ широко применяется. С 18 в. он обозначал условное земельное содержание, полученное вассалом от сеньора на условии выполнения какой-либо (обычно военной) службы.
Историки эпохи Просвещения впервые стали рассматривать феодализм как строй господствовавший в средневековой Европе и только как политическую и правовую систему.
Главными чертами считали политическую раздробленность – господство папской теократии, другие считали как систему феодов и феодальной иерархии. В 19 в. историки недалеко ушли от историков Просвещения, Тоже нашли феодализм как систему политической раздробленности или господства вассальных отношений.
Основные черты феодализма:
- 1.Условный характер земельной собственности.
- 2.Соединение земельной собственности с верховной властью.
- 3.Иерархическая структура класса феодальных землевладельцев.
Историки подчеркивали эксплуатационный характер по отношению к крестьянству.
К. Маркс и Ф. Энгельс впервые выдвинули материалистическое понимание феодализма как особой социально-экономической формации, существовавшей столетиями у многих народов мира.
Значительную, но не определяющую роль политического фактора (связь крупных землевладельцев с политической властью). Во второй половине 19 в. Мауер, Вайц, Рот впервые показали, что политическо-правовые признаки феодализма имеют своим основанием крупную земельную собственность.
Позитивисты считали, что на развитие общества наряду с духовными и политическо-правовыми факторами влияли еще и материальные: географическая среда, экономические отношения, движение народонаселения.
Феодализм в трактовке ʼʼклассической вотчинной теорииʼʼ – экономический фундамент феодального строя состоит из крупной вотчины с натуральным хозяйством. Тем самым они характеризовали феодализм не только политическо-юридическими, но и социално-экономическими признаками.
В 20 в. в немарксистской историографии нет единого понимания феодализма – придерживались традиционной политико-юридической трактовки этого термина.
Историки немарксисты определяют феодализм по его второстепенным политическим и юридическим признакам. Одни считают главной отличительной чертой политическую раздробленность, другие феодальную иерархию, третьи – соединение политической власти с землевладением, некоторые – господство личных связей.
Историки марксисты видят сущность феодализма не во вторичных признаках, а в присущих ему производственных отношениях, для которых характерно:
- 1.Господство крупной земельной собственности.
- 2.Сочетание крупной земельной собственности с мелким индивидуальным хозяйством непосредственных производителей (крестьян).
Сущность производственных отношений – земля разделена между крестьянами-помещиками, которые наделяли землей крестьян чтобы эксплуатировать. Земля была натуральной заработной платой – давала необходимые продукты. Эти отношения собственности порождали крайне важно сть экономического принуждения – формы самые различные – личная и поземельная зависимость, судебное подчинение власти феодала, сословное неполноправие крестьян.
Все перечисленные черты порождали специфические особенности социальной структуры, политическо-правовой и идеологической надстройки феодальной социально-экономической формации. Феодальная иерархия играла важную роль в организации военных сил общества, а также в эксплуатации крестьянства и подавлении его сопротивления. Эксплуатация крестьянства происходила в рамках феодальной вотчины. Вотчина была организацией для взимания феодальной ренты
Рента имеет 3 формы – отработочная рента (барщина), продуктовая (натуральный оброк), денежная (денежный оброк). Государство, право, церковь и официальная религия стояли на страже интересов феодала и были враждебны массам народа. Феодальное государство в разные периоды выступало в разных формах: в ранний период в форме крупных, но не прочных государственных объединений. В 10-13 в.в. в виде мелких политических образований (княжества, герцогства, графства). В 13-15 в.в. идет процесс централизации государства (форма сословной монархии), позднее средневековье – абсолютная монархия.
Феодальное право зафиксировано либо обычаем, либо королевским законодательством. Закрепляло и освящало монополию земельной собственности феодалов, их права на личность крестьян и на судейскую и политическую власть над ними. Важную роль играла церковь – в Зап. И Вост. Европе – католическая, а в Византии – православная. Церковь влияла на духовную жизнь общества, развитие культуры – письменность, литературу, архитектуру.
Структура феодального общества
Социальный статус членов феодального общества определялся тремя сословиями. К первому относилось дворянство, ко второму – духовенство, к третьему – крестьяне, позднее горожане. Примечательно, что даже в начале XI в. горожане не считались сословием, хотя составляли более многочисленную группу, нежели светские и духовные феодалы вместе взятые. Человек от рождения считался благородным или подлым, т.е.
несущим определенные повинности. Перейти из одного сословия в другой было чрезвычайно трудно – требовались особые заслуги.
Военное дело считалось монополией феодала, молитва — монополией духовенства, труд – монополией крестьян. Феодалы гарантировали защиту населения и обеспечивали порядок (сеньоры и лорды сражались); духовенство заботилось о духовном состоянии общества (оно молилось); крестьяне обеспечивали тех и других необходимыми средствами существования (они работали).
На вершине социальной пирамиды находился высший феодал (император, король и др.), затем шли знатные дворяне и мелкие рыцари.
По численности правящий класс составлял менее 5 % от общего населения.
В соответствии с этим сложилась и иерархическая структура феодального общества. Она представляла собой четыре уровня: высший – суверен (вассалитет), 1-й и 2-й уровни – суверен, вассалы, 3-й уровень – вассал.
К высшему уровню относился монарх (император, король, царь, великий князь); 1-му – герцог, граф, лорд, владетельный князь, высшая церковная иерархия; ко 2-му – маркиз, барон, виконт, окольничий, средняя церковная иерархия; к 3-ему – рыцарь, шевалье, дворяне.
Натуральное хозяйство предполагало обмен товарами между городами и деревней.
Горожане продавали земледельцам предметы и орудия труда. А деревня давала городу продовольствие и необходимое ремесленникам сырье. Товары покупали и продавали за деньги, которые играли все большую роль в жизни общества.
Символом аграрной цивилизации считалась земля. У горожан сложились свои представления о достатке и богатстве: торговля, золото, драгоценности, знать, купцы, ростовщики. С развитием городской жизни символом богатства для людей стали деньги. На них можно приобрести земли, украшения, пряности, титулы, знания, чины, положение в обществе. Деньги получали торговлей, развитию которой способствовали крестовые походы, рост числа городов, численности городского населения, образование централизованных государств.
В городах появились состоятельные люди, главным богатством которых были деньги.
Феодалы переселяются в города, где имеют собственные дома, здесь продают продукты со своих земель, покупают разнообразные товары. Феодалы переводят крестьян на денежный оброк, захватывают общинные угодья, увеличивают повинности и поборы. Крестьяне были вынуждены все большую и большую часть произведенной продукции продавать на рынке. Подобно сеньорам они все более втягивались в торговлю.
Натуральное хозяйство постепенно вытеснялось товарным.
Один из устоев традиционного средневекового общества уходил в прошлое. Человек Средневекового общества обязательно принадлежал к какому-нибудь сословию (духовенство, рыцари, крестьяне, горожане).
С образованием централизованных государств положение изменилось: феодалы были вассалами короля, доходы рыцарей от владений сокращались, они переставали быть единственным военным сословием.
Неоднородным становится и крестьянство.
В борьбе городов с сеньорами-феодалами объединялись горожане. Они выступали в поддержку короля, боролись за объединение стран. Позже, королевская власть переложила бремя налогов на плечи горожан. Борьба горожан за участие в управлении городом. Корпорации — большие общности людей, имеющих одинаковые права, обязанности, ведущих определенный образ жизни (купеческие гильдии, рыцарство, ремесленный цех, крестьянская община, церковная организация).
Человек вне корпорации был «вне закона».
Свои действия европейцы средневековья обосновывали обычным правом. Все подлежали королевскому суду. Законы государства разрабатывали королевские чиновники-правоведы. Они не только для суда, но и для определения условий жизни европейцев.
Сословия феодального общества: права и обязанности
В Средние века люди делились на сословия молящихся, воюющих и работающих.
Эти сословия отличались по своим правам и обязанностям, которые были установлены законами и обычаями.
Сословие | Права | Обязанности |
В сословие воюющих (феодалы) входили потомки знатных людей варварских племен и знатных жителей завоеванной ими Западной Римской империи. | Положение воюющих было различным. Самые богатые владели целыми областями, а некоторые простые рыцари были иногда очень бедны. Однако только феодалы имели право владеть землей и управлять другими людьми. | Служба своему господину |
В сословие работающих вошли как потомки обедневших свободных людей из числа варваров и римских граждан, так и потомки рабов и колонов. | Подавляющее большинство тех, кто работал, — это крестьяне. Они делились на две категории. Некоторые крестьяне оставались свободными людьми, но жили на землях феодалов. Феод делился на господскую землю и крестьянские наделы.
Считалось, что эти наделы крестьянам предоставлял феодал. За это крестьяне работали на господской земле (барщина) и платили феодалу подати (оброк). Феодал судил население своего феода, взимал штрафы за нарушение законов. Другую категорию крестьян называли крепостными. Они считались «прикрепленными» к своим наделам и не могли их покинуть. |
Повинности крепостных (барщина, оброк) были более тяжелыми, чем у свободных. Они находились в личной зависимости от феодалов, их продавали и покупали вместе с землей.
Имущество крепостных считалось собственностью сеньора. Слуги-крепостные находились фактически на положении рабов. Для содержания первого сословия с работающих взимали подать в размере десятой части дохода (церковная десятина). В непосредственном владении церкви находились немалые земли. |
Помимо воюющих и работающих имелось сословие молящихся. В отличие от воюющих и работающих, духовенство было открытым сословием.
Священниками могли стать выходцы из двух Других сословий. |
Его считали главным и называли первым. Считалось, что феодал или крестьянин не в силах до конца постигнуть всей глубины учения Христа и самостоятельно общаться с Богом. К тому же людей постоянно искушает дьявол. Только христианская церковь и ее служители — духовенство — могли разъяснить всем божественные законы, связать человека с Богом, защитить его от козней дьявола и замолить его грехи перед Богом. | Главной обязанностью сословия молящихся было богослужение. Священники также крестили детей, венчали новобрачных, принимали исповедь кающихся и отпускали им грехи, причащали умирающих. |