Спарта
Источников по истории архаической Спарты практически не сохранилось. Об этом можно узнать лишь у поздних авторов, симпатизировавших олигархическому государственному строю, и потому идеализировавших спартанские порядки – Ксенофонта, Плутарха, в некоторой степени – Аристотеля. Отдельные сведения сохранились в сочинениях Геродота и Фукидида.
Дорийское завоевание 12в. до н.э. привело к захвату пришельцами Пелопоннеса. Именно дорийцы основали в сер. 10в. новую Спарту, имевшую общего со старой только название. Спарта возникла в северной части плодородной долины Еврота, в Лаконии – юго-восточной части Пелопоннеса. Порабощение дорийцами населения Лаконии ускорило процесс формирования государства.
В ходе двух мессенских войн 7в. до н.э. была покорена наиболее плодородная часть Пелопоннеса – Мессения. Во время Мессенских войн окончательно оформилось спартанское государство как государство рабовладельческой аристократии, по-военному организованное во имя обеспечения эксплуатации покоренного населения Лаконии (ахейцы) и Мессении (дорийцы).
Спартанское общество и государство
Полноправными гражданами Спарты считались только сами спартанцы. До 30 лет спартиаты считались политически несовершеннолетними и имели опекунов. Покоренное население получило наименование илотов. Только спартиаты обладали исключительным правом эксплуатации илотов.
При этом, взятые в своей совокупности илоты считались собственностью всей Спарты – аристократической «общины равных», как называли свою основанную на безудержном рабстве корпорацию спартиаты. Часть покоренного населения – периэки, занимались торговлей и ремеслами, т.к. сами спартиаты занимались лишь одним видом деятельности – военной службой. Периэки – местное свободное население, не получившее доступа к гражданским политическим правам спартиатов. Т.о., общество Спарты состояло из трех категорий населения – спартиаты, периэки и илоты.
Спартанское государство в своей организации сохраняло пережитки военной демократии, что позволило Спарте укрепить свое господство над порабощенным населением Пелопоннеса. Существующая организация государства и общества приписывалась одному лицу – легендарному царскому опекуну Ликургу, который якобы в свое время даже встречался с Гомером. По имени легендарного законодателя, спартанское право называлось «Ликурговыми законами». Эти законы были направлены на сохранение статус-кво, без тени каких-либо социальных, экономических, политических изменений.
Военно-государственная организация Спарты возглавлялась двумя царями (басилеями или архагетами), из дорийской и ахейской династии. Цари сохранили за собой высшие жреческие и частично судебные функции. Каждые 9 лет проходили религиозное испытание, и только затем получали право царствования на следующий 9-летний период. Во время войн цари являлись командующими войсками. Цари входили в состав совета старейшин (герусию), являвшуюся высшим органом власти в Спарте.
Герусия состояла из 28 избиравшихся пожизненно старейшин (геронтов) в возрасте не моложе 60 лет, и 2 царей в возрасте не моложе 30 лет, или их опекунов. Высшая формальная власть принадлежала народному собранию (апелла) – воины с 30-летнего возраста. Но апелла не имела права обсуждать вопросы, подготовленные герусией, а могла лишь голосовать за или против. Большинство голосов определялось не подсчетом, а силой крика.
Высший исполнительный орган власти – коллегия 5 эфоров, появившаяся в свое время как орган контроля над герусией и царями, вследствие роста социальных противоречий в спартанском государстве. Эфоры избирались из числа всех спартиатов сроком на 1 год, и обладали высшей контрольной властью, имели право привлекать к ответственности и судить любого спартиата, в т.ч. геронтов и царей. Наблюдали за неукоснительным соблюдением правил спартанского образа жизни, руководили внутренней и внешней политикой и организацией террора против илотов.
После завоевания Мессении, спартанцам не удалось захватить на подобных же условиях другие полисы Пелопоннеса. Но, принуждая военной силой, спартанцы заставили их заключить со Спартой неполноправный военный союз – Пелопоннесский союз (сер. 6в. до н.э.). Формально союз (военный союз – симмахия) являлся равноправным, однако Спарта постоянно вмешивалась во внутренние дела союзников и навязывала им аристократию или олигархию в качестве верхушки. Высшим органом союза считалось союзное собрание, которое ежегодно собиралось в Спарте под председательством спартанских эфоров.
Дальнейшее усиление Спарты, как и Афин, произошло в ходе греко-персидских войн 6в. до н.э., в которых Спарта и Афины выступали наиболее последовательными и мощными противниками Персии. Подвиг 300 спартанцев у Фермопил (царь Леонид) навсегда вошел в историю.
Военно-политический союз во главе с афинской демократической республикой логически вызвал враждебность аристократической Спарты. В ходе Пелопонесской войны 431-404гг. до н.э., Спарта сумела разгромить Афины и добиться упразднения Афинского морского союза. Однако, война истощила и Спарту, что стало причиной недолгого возвышения Фив в 1-й пол. 4в.
В 3в. до н.э. социальный кризис привел к концентрации земельных владений в руках сотни семей. Остальные спартиаты, ставшие безземельными составили основную массу воинов-наемников и колонистов в эллинистических державах Селевкидов и Птолемеев. Теперь на землях знати работали не только илоты, но и покупные рабы. Часть периэков и даже илотов по своему социальному положению сравнялись с обедневшими спартиатами. В 221г. в битве при Селассии спартанцы были разбиты, царь Клеомен бежал в Египет, где вскоре погиб, а Спарта впервые в своей истории оказалась занята врагом – македонцами. В 207г. в Спарте была установлена тирания.
Тиран Набис (207-192гг. до н.э.) кассировал долги, разделил земли, отменил илотию, женил бывших рабов на спартанках. В борьбе с Ахейским союзом, за которым стоял недовольный демократическими реформами в Спарте Рим, Набис погиб. Спарта вновь вступила в Ахейский союз, вместе с которым разделила общегреческую судьбу, оказавшись к 146г. до н.э. под властью Рима.
Афины и Спарта
К началу V века до н. э. в Греции выделилось два наиболее значительных города-государства — Спарта и Афины.
Пути развития этих государств были различны.
Спартанская община носила аграрный, землевладельческий характер; торгово-денежные отношения были здесь развиты слабо. Земля, поделённая на примерно равные участки (клеры) и находившаяся у отдельных семей спартиатов, считалась собственностью общины, государства в целом, и владеть ею отдельный спартиат мог лишь как член общины.
Эти земли обрабатывались трудом бесправного, зависимого и прикреплённого к клерам населения — илотов. В отличие от обычного для Греции типа рабовладения илоты принадлежали не отдельным спартиатам, а всей общине в целом. В Спарте существовала также особая категория неполноправного населения – периэки (“живущие вокруг”, т.е. не на территории самого города Спарты.
Их положение было менее тяжёлым. Они владели имуществом и землёй на основе частной собственности и занимались не только земледелием, но ремёслами и торговлей. Богатые периэки владели рабами.
Афины представляли собой иной тип рабовладельческого города-государства. Интенсивный рост производительных сил афинского общества, связанный с развитием ремесла и морской торговли, привёл к сравнительно раннему разложению общины.
В Афинах в результате борьбы, развернувшейся между широкими слоями населения (демос) и родовой аристократией (евпатриды), складывается рабовладельческое государство, получившее довольно сложную социальную структуру. Свободное население Афин распадалось на класс крупных торговцев и класс свободных производителей.
К первому из них следует отнести, помимо евпатридов, представителей новой торговой знати, ко второму — широкие слои демоса, т.е. крестьян и ремесленников. Существовало и другое деление свободной части афинского населения: на пользовавшихся политическими правами и неполноправных — на граждан и метеков (чужестранцы, живущие на территории Афин). Ниже всех на социальной лестнице стояли абсолютно лишённые гражданских прав и личной свободы рабы (но таковой ситуация было по всей Греции, а не только в Афинах).
Государственный строй Афин м Спарты так же имел существенные различия.
Спарта была типичной олигархической республикой. Во главе общины стояли два царя, но власть их была сильно ограниченна советом старейшин (герусия) — органом спартанской знати — и коллегией эфоров.
Народное собрание (апелла) хотя и считалось формально верховным органом власти, но фактически большого значения не имело. Мнения же никому кроме царей и геронтов на собраниях высказывать не разрешалось. Народ мог либо одобрить, либо отвергнуть предложение.
В Афинах в результате преобразований, проведённых в VI веке Соломоном и Калисфеном, установился строй рабовладельческой демократии. Политическое господство родовой знати было сломлено. Всё более росла роль афинского народного собрания (экклесия).
Основные государственные должности были выборными. Выборный “совет пятисот” (буле) постепенно оттеснил на задний план оплот родовой знати — ареопаг, хотя последний в начале V века ещё представлял собой определённую политическую силу.
Был создан такой демократический орган, как суд присяжных (гелиэя), состав которого пополнялся путём жеребьевки из числа всех полноправных граждан. Экономический и политический строй греческих государств определял и характер их военной организации.
В Спарте своеобразный быт и система военизированного воспитания, основанных на установлениях Ликурга, способствовали созданию сильного и опытного войска(спартанская пехота). Спарта подчинила себе Кинурию и Массению и возглавила Пелопонесский союз, в который входили аркадские города, Элида, а затем Коринф, Мегары и остров Эгина. Афины, как торговое и морское государство, развивали преимущественно кораблестроение.
К началу V в. Афинский флот. В особенности военный, был ещё невелик. Однако всё экономическое развитие Афинского государства, а затем нависшая над ним военная угроза (персы) толкали афинян на путь усиленного строительства флота.
Кроме земель, занятых полноправными спартанцами, в Лаконике существовали обширные угодья, принадлежавшие их свободным союзникам – периэкам (в переводе с греческого – «живущие вокруг»). Периэки жили по всему спартанскому государству городами и селами, которых было около ста; в некоторых из их городов жили и спартанцы. Периэки были люди свободные, а не крепостные, как илоты. Они владели землями, пользовались правом гражданства в своих поселениях, то есть, имели голос в управлении местными делами своих общин; могли участвовать в государственных праздниках и играх; и вообще спартанцы обращались с периэками гораздо мягче, нежели с илотами.
Но в управлении спартанским государством периэки не имели никакого участия. Народное собрание в нём составляли только спартанцы, периэки не были полноправными гражданами и не были так защищены законами от произвола правителей, как спартанцы. Спартанские эфоры могли казнить периэка без формальностей уголовного процесса.
В отличие от спартанцев-дорийцев, большинство периэков были ахейцами; но были между ними и люди других племен (лелеги).
Они были покорены спартанцами в разные времена, при разных обстоятельствах; потому их права были неодинаковы. Спартанская политика по отношению к периэкам напоминала римский принцип «разделяй и властвуй».
Но все периэки были обязаны платить подати; величина податей простиралась у некоторых до половины продукта их земель; кроме того они обязаны были служить и в войске и во флоте. Политических прав периэки не имели; их общины были подчинены надзору спартанских окружных начальников и судей (гармостов), а в больших общинах, вероятно, и общинными делами управляли жившие там дорийцы.
Но все-таки периэки имели довольно много прав, так что их положение было сносно. Они владели землями по склонам хребта Тайгета; уступы гор были выровнены террасами, обращены в нивы; были там и виноградники. Некоторые периэки сами возделывали свои земли, у других были рабы (однако невольники спартанского государства – илоты – не отдавались им в работу).
В руках периэков была почти вся промышленность, вся торговля Древней Спарты, потому что спартиаты-дорийцы чуждались этих занятий, как унизительных для благородных воинов.
Мореходство тоже было почти все в руках периэков. На Кифере и в приморских городах торговля имела довольно обширные размеры. Многие изделия лаконских ремесленников пользовались хорошею известностью и шли за границу; например, кубки, телеги, оружие, обувь, плащи.
Были между периэками даже знаменитые литейщики и ваятели.
Вообще, хотя периэки жили под довольно стеснительным надзором спартанцев, но их положение не было дурно, как видим уж из того одного, что они всегда были искренно преданы дорийскому правительству: даже в те времена, когда были удобные случаи для восстания, периэки никогда не присоединялись к мятежам илотов.
Но спартанская политика была недоверчивая, стеснительная. Спартанцы опасались широкого развития торговли и промышленности и противодействовали ему; это вредно отражалось на периэках. Бедный вид их сел и городов показывал, что без гражданской самостоятельности невозможно и материальное благосостояние.
Илоты были рабы спартанского государства; периэки были люди свободные, но не имевшие политических прав; они были подданные государства, а не граждане его.
Гражданами государства были исключительно спартанцы, дорийцы, военное сословие, владычествовавшее над остальным населением. Название лакедемонян обозначало в собственном смысле слова только периэков. Но когда говорилось о делах, не относившихся к разнице происхождения и прав, и особенно, когда говорилось о войне, слово лакедемоняне употреблялось и в более широком смысле, означало все свободное население государства.
По происхождению и воспитанию, образу жизни, привилегированному положение, спартанцы составляли замкнутую аристократию. Они не вступали в брачные связи с периэками и лишь в очень редких случаях принимали в свое сословие иностранцев или периэков, в награду за услуги государству.
С аристократическим презрением они чуждались всяких занятий, кроме государственной, административной, судебной деятельности, войны, охоты, военных упражнений. Между ними были люди, далеко превосходившие массу своего сословия богатством, образованностью, заслугами; но по отношению к илотам, периэкам и всем «неполноправными («гипомейонам») все спартанцы были «равные» (гомейи, homoioi), и уже по манерам, одежде, образу жизни каждого из них было видно, что он член привилегированного сословия.
Кто такие спартиаты?
Спартиаты (или гомеи, греч. ὅμοιοι или ὁμοῖοι — «равные») — сословие в Спарте, мужчины, обладавшие полными гражданскими правами. Представляли собой сословие профессиональных воинов, для которых военная служба была единственной обязанностью.
Спартиаты (Σπαρτιάται) — в древней Спарте составляли класс полноправных граждан и назывались так в отличие с одной стороны от илотов (рабов) и периэков (лично свободных и пользовавшихся поземельной собственностью и самоуправлением граждан Лаконики).
Спартиаты — полноправные граждане в Спартанском государстве. В течение IX – первой половины VIII вв. до н.э. С. завоевали территорию соседних племен Лаконии и Мессении, превратив их население в порабощенных илотов и лично свободных.