Политика Нового курса Ф. Д. Рузвельта
Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. с особой силой поразил США, резко сократил объем производства, привел к расстройству финансы, вызвал повсеместное разорение и банкротство промышленных, торговых и финансовых фирм, массовую безработицу. Общий объем продукции американской промышленности составил в 1932 г. лишь около 54% по сравнению с докризисным 1929 г.
За годы кризиса прекратила существование пятая часть всех банков США, каждый третий рабочий был лишен работы, принудительно распроданы за неуплату долгов и налогов сотни тысяч фермерских хозяйств.
При отсутствии государственной системы социальной защиты жертв обрушившихся на страну экономических бедствий кризис до предела обострил социально-классовые противоречия, привел к невиданным ранее в США выступлениям рабочих. Америка оказалась в предреволюционной ситуации, требующей коренной ломки всего старого уклада жизни.
Первые попытки остановить волну банкротств путем государственного кредитования были предприняты в США в 1932 г. правительством Гувера.
С этой целью была создана Национальная кредитная корпорация, преобразованная в начале 1932 г. в Реконструктивную финансовую корпорацию (РФК). Эта организация была призвана оказывать финансовую помощь железным дорогам, финансовым институтам и бизнес-корпорациям.
В июле её роль была расширена для оказания помощи сельскому хозяйству и финансирования государственных и местных общественных работ. Был принят закон о Федеральном жилищном банке, который должен предоставлять кредиты организациям, занимающимся ипотечным кредитованием (прообраз будущей Fannie Mae).
Было признано необходимым активизировать бюджетное перераспределение доходов от богатых к бедным, чтобы стимулировать потребление. Максимальная ставка подоходного налога была повышена с 25 до 63 %.
Другая правительственная организация — Федеральное фермерское бюро — была призвана поддерживать уровень цен на сельскохозяйственную продукцию.
Был принят первый из двух законов, носящих имя Гласа-Стигала, направленный на либерализацию Федеральной резервной системы (ФРС) и разрешающий, в частности, ей кредитовать банки-члены. Эти мероприятия потерпели полную неудачу. ФРС не справлялась со своими задачами помощи банкам в условиях биржевых лихорадок, так как возглавляющий ее Совет управляющих не был в это время наделен необходимыми властными полномочиями.
Он не мог ни устанавливать обязательных резервов депозитных банков, ни контролировать с полной ответственностью проведение операций на открытом рынке ценных бумаг и пр.
К началу 30-х гг. производство в стране снизилось наполовину, а по отдельным видам продукции значительно больше: производство чугуна – на 79%, стали – на 76%, автомобилей – на 80%. Из 279 доменных печей в числе действующих оставалось только 44 печи, кризис вызвал массовую волну банкротств.
За 1929 — 1933 гг. потерпели крах 135 тысяч торговых, промышленных и финансовых фирм. Убытки корпораций только в 1932 г. составили 3,2 млрд. долларов. Обороты внешней торговли сократились в 3,1 раза. Страна была отброшена к уровню 1911 г. Общий национальный доход снизился на 48%, обанкротилось 40% банков, безработица достигла небывалого в истории этой страны размаха — безработным оказался каждый четвертый рабочий и служащий, разорившиеся вкладчики и маклеры нередко кончали жизнь самоубийством.
Безработные и бездомные заполонили пустыри в центре городов сарайными поселками, которые назвали гувервилями по имени президента Герберта Гувера. Общественность считала, что меры, предпринимаемые администрацией Гувера с 1929 по 1933, недостаточны и слишком запоздали. Франклин Рузвельт легко победил Гувера на президентских выборах осенью 1932 года, одновременно демократы смогли завоевать контроль над Конгрессом.
До этого дважды избиравшийся губернатором Нью-Йорка, Франклин Рузвельт, зарекомендовавший себя как дальновидный политик, понимал необходимость радикальных мер для создания в стране эффективно действующего антикризисного механизма, проведения социальных реформ, способных приостановить развитие массового движения протеста в Америке по революционному пути.
Ф. Д. Рузвельт был, безусловно, первым президентом, сознательно привлекшим для разработки идеологии, стратегии и программ правительственной политики ведущих ученых нации, представителей общественных наук, получивших в дальнейшем прозвище «мозговой трест».
«Мозговой трест» оформился в 1932 г., во время президентской избирательной кампании. С самого начала его ведущими участниками стали профессора Колумбийского университета Р. Моли, Р. Тагвелл и А. Берли.
По их свидетельству, генератором стратегии Нового курса был именно Ф. Д. Рузвельт: он определял стратегические цели преобразований, основное их содержание, а члены «мозгового треста» насыщали его установки конкретными разработками, деталями, выступали в роли научных экспертов.
Программа Нового курса не носила спонтанного характера, еще в 1928 г. Ф- Рузвельт, став губернатором от демократической партии в штате Нью-Йорк, сформулировал доктрину «ответственности государства за судьбы своих граждан».
Эта доктрина нашла воплощение в радикальной по тем временам программе реформ, предложенных им легислатуре штата, включающей в себя помощь фермерам и фермерским кооперативам, контроль за рынком сельскохозяйственных продуктов, решительное улучшение рабочего законодательства, поддержку школ, здравоохранения и пр.
Там же Ф. Рузвельт получил и первый опыт социального реформаторства, когда законодательным собранием штата был принят беспрецедентный по тем временам Закон о чрезвычайной помощи безработным и была создана в целях проведения этого закона в жизнь Временная администрация помощи.
Опыт создания соответствующих государственных органов, гарантирующих проведение чрезвычайных законов в жизнь, неукоснительно использовался Рузвельтом и в дальнейшем.
Рузвельт при поддержке своих советников провел тщательную подготовку позитивной социальной программы, которая включала в себя вопросы реформирования административной и отчасти судебной власти, вопросы экономического планирования и законодательного регулирования экономики по отраслям.
В последнем разделе наблюдалось большое разнообразие – от проектирования строительства гидроэлектростанции с одновременным освоением речной долины в штате Теннесси до производства консервов.
Как правило, в осуществлении «нового курса» Рузвельта историей выделяется два самостоятельных этапа.
Основные реформы «нового курса» были проведены в период первых «ста дней» президентства Рузвельта, когда Конгресс принял большое число законов, охватывающих все сферы социально-экономической и политической жизни страны.
На первом этапе администрация Рузвельта осуществила ряд мероприятий, чтобы вывести экономику из кризиса. Второй этап, характеризовался проведением ряда социальных реформ, в частности, принятием законодательства о труде.
Основные положения программы «Нового Курса» Рузвельта
Реализация развернутой программы Рузвельта по выходу из кризиса, началась почти одновременно во всех важнейших областях экономических и социальных отношений.
Содержанием «нового курса» стало проведение финансовой и банковской, промышленной, сельскохозяйственной, социальной, судебной, административной реформ.
Первым и самым не терпящим отлагательств направлением стало установление государственного контроля за финансовой (в частности банковской) сферой. Толчком стал банковский кризис 2-3 марта 1933 г., когда вкладчики спешно и панически изъяли из банков более 500 млн. долл. вкладов, в результате чего многие банки оказались неплатежеспособными.
Правительство установило жесткие ограничения банковской деятельности. Было проведено реформирование Федеральной резервной системы. Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его регулирующих функций США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию (обесценивание) доллара.
Центральное место в мероприятиях «Нового курса» отводилось проблемам восстановления промышленности и ликвидации безработицы.
Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение — Национальную администрацию восстановления (National Recovery Administration, NRA). Вся промышленность была разделена на 17 групп, деятельность каждой из которых регулировалась специальными нормативными актами – кодексами честной конкуренции, определявшими квоты выпускаемой продукции, распределение рынков сбыта, цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и т.д.
Был организован Фонд общественных работ для помощи тем, кто оказался безработным. Государство фактически взяло под свой контроль крупнейшие предприятия. В результате за первый год реализации программы «Нового курса» совокупный объем производства в США увеличился на 45%. Однако в мае 1935 г. деятельность NRA была признана неконституционной и запрещена решением Верховного суда.
По мнению американского экономиста Ричарда Эблинга, эта мера предотвратила окончательное превращение американской экономической системы в плановую, а государства – в корпоративное.
Для стабилизации положения в сельском хозяйстве была создана Администрация регулирования сельского хозяйства, призванная сбалансировать спрос и предложение на продукты сельского хозяйства, поднять на них цены. С этой целью вводился одинаковый процент сокращения посевных площадей всех фермеров – и крупных, и мелких, с выплатой компенсации за необработанные земли.
Сокращение посевных площадей сопровождалось уничтожением уже готовой продукции, миллионов голов скота. Поощрялся экспорт пшеницы и хлопка.
Устанавливались и поддерживались государственные цены на сельскохозяйственную продукцию.
Государство установило основные параметры трудового права. Произошла легализация профсоюзной деятельности – работающим гражданам было предоставлено право на объединение в профессиональные союзы, которые выступали посредниками в социально-трудовых отношениях. Устанавливалась федеральная система социального страхования.
Вводились (впервые в США) пособия по безработице и пенсии по старости. Пенсии и пособия были федеральными, т. е. коснулись основной массы населения страны. Они устанавливались за счет специальных налогов: пенсии – за счет налогов с предпринимателей и служащих, пособия – с налогов на фонд заработной платы.
Нельзя не упомянуть и о судебной реформе, которую пытался провести Рузвельт.
В истории отношения Верховного суда к законодательству «Нового курса» можно выделить три этапа: 1933 — 1934 гг. – выжидание, 1935 — 1936 гг. – лихорадочная активность по ликвидации ряда важнейших законов, с 1937 г. – вынужденное санкционирование основного социального законодательства.
5 февраля 1937 г. Ф. Рузвельт выступил с планом судебной реформы. Формально его предложение сводилось к тому, чтобы президент имел право расширить состав федерального судебного корпуса за счет назначения новых судей в тех случаях, когда судьи, достигшие 70-летнего возраста и проработавшие на своих постах не менее 10 лет, не желают уходить на пенсию.
При этом Верховный суд ни при каких условиях не должен иметь в своем составе свыше 15 человек. Но Рузвельт не сумел добиться принятия закона о судебной реформе. Немалое значение в этом имело и изменение линии поведения самого Верховного суда во время массовой кампании за судебную реформу. Борьба вокруг судебной реформы была одной из наиболее острых и шумных политических кампаний в годы «Нового курса».
Успешное дальнейшее проведение в жизнь своего курса Рузвельт видел и в осуществлении административной реформы, предусматривающей создание новых министерств, специального Исполнительного управления президента и двух новых министерств: Министерства общественных работ и Министерства социальных услуг, которые должны были упорядочить деятельность множества возникающих в это время регулирующих ведомств и агентств.
Административная реформа была воплощена в жизнь в 1939 г., когда было создано Исполнительное управление Президента США (англ.
Executive Office of the President, EOP), в состав которого включались Аппарат Белого дома, Бюджетное бюро и Управление планирования национальных ресурсов. Отказав президенту в создании двух новых министерств, Конгресс предоставил ему неограниченное право осуществлять реорганизацию федеральных агентств, которые на постоянной основе должны были, наряду с другими ведомствами, руководить осуществлением принятых программ. Тем самым было окончательно признано право президента на регулирование экономических и социальных отношений и на создание с этой целью постоянно действующего административного механизма.
Провозглашенный «Новый курс» сложился из целого ряда законодательных актов и административных мер.
Часть их были рассчитаны только на выход из кризиса, часть — на перспективу. Но в целом они сформировали новую систему регулирования социально-хозяйственных отношений в рамках капиталистической экономики. Рузвельт добился принятия конгрессом 70 законодательных актов, направленных на «оздоровление» промышленности, сельского хозяйства, торговли, кредитно-денежной системы.
В этих законодательных актах воплотились основные реформы, поведенные Рузвельтом для вывода американской экономики из кризиса. Рассмотрим основные законодательные акты и последствия их реализации.
Политика нового курса Рузвельта: таблица результаты и мероприятия
Была созвана чрезвычайная сессия Конгресса, который заседал три месяца и в результате принял ряд важных для страны законов. Какие основные реформы были проведены, наглядно покажет таблица.
Сфера | Реформы |
Банковская | Объявление каникул для банков и полная их ревизия. Результат – банковская система укрепилась.
Создана Федеральная система страхования депозитов – она выдавала средства вкладчикам в случае банкротства банков. |
Промышленная | Принят национальный закон по поводу восстановления промышленности (16 июня 1933 года). Результат – выработаны кодексы “честной конкуренции”.
Предписан минимум зарплаты и максимальная длительность трудовой недели. |
Социальная | Безработным оказывалась прямая помощь, организовывались общественные работы, внедрялись социальные выплаты неработающим.
Принят закон о выплатах по старости – 1935 год. |
С целью трудоустройства безработной молодежи правительство были организованы специальные лагеря. Там молодые люди жили на полном обеспечении и работали с заработной платой в 30 долларов, причем 25 из них отдавались их семьям.