Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст – период начального знакомства с учебной деятельностью, овладения ее основными компонентами.
Детально и не спеша необходимо демонстрировать детям определенную последовательность учебных действий, выделяя среди них те, которые должны выполняться в предметном, внешне речевом и умственном планах.
При этом важно создать благоприятные условия для того, чтобы предметные действия приобретали умственную форму при должной их обобщенности, сокращенности и освоенности.
В учебных ситуациях дети осваивают общие способы решения некоторого класса задач. Овладев ими, дети сразу целиком применяют найденные способы решения в конкретных задачах, с которыми они встречаются. Действия, направленные на усвоения общего образца – способа решения задачи, соответствующим образом мотивируется. Ребенку объясняют, зачем нужно усвоить именно этот материал.
Работа по освоению общих образцов действий должна предшествовать практике их применения при решении конкретных задач и выделяться как особая в учебном процессе. Одно из основных требований психологии – так организовать начальное обучение, чтобы преподавание большинства тем и разделов программы происходило на основе учебных ситуаций, ориентирующих детей на усвоение общих способ выделения свойств некоторого понятия или общих образцов решения задач определенного класса.
В умении преобразовать конкретно-практические задачи в учебно-теоретические проявляется наиболее высокий уровень развития учебной деятельности школьников. Если в младшем школьном возрасте это умение должным образом не сформировано, то в последующем ни прилежание, ни добросовестность не могут стать психологическим источником успешного учения.
Целеполагание – важнейший компонент учебной деятельности, который непосредственно влияет на формирование у школьников умения учиться и на развитие его самостоятельности.
В.В. Давыдов считал, что учебное целеполагание обуславливает развитие познавательного интереса у учащихся в процессе познания.
Целеполагание как необходимый компонент учебной деятельности выражается в изменении, продвижении, развитии ученика, в развитии его понятий и представлений, его взглядов и убеждений, его практических умений и навыков.
Необходимость контроля и самоконтроля в учебной деятельности создают благоприятные условия для формирования у младших школьников способности к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане, а также к произвольной их регуляции.
Чтобы сформировать контроль и самооценку, необходимо приучить ребенка сравнивать выполняемую им работу с некоторым образцом, предварительно научив его приемам такого сравнения. Контроль и самооценку ребенка нужно сформировать не только в учебной, но и в других доступных ему видах деятельности: в игре, а конструировании, в разнообразных домашних заботах и делах. Тогда легче будет обобщить и перенести приемы контроля на учение.
Слежение за правильностью выполнения задания должно стать обязательным условием выполнения любой учебной деятельности и осуществляться ребенком самостоятельно. Следует оценивать весь процесс выполнения учебной задачи в целом, без выставления оценки результатов, выявляя и анализируя положительные и отрицательные стороны выполняемой работы.
В умственном росте школьника большую роль играет формирование учебной направленности, ответственного отношения к учению, таких мотивов или побуждений к учению, которые укрепляют его стремления достигнуть успехов в учебной работе.
Изучение мотивов учения младших школьников показывает, что они весьма разнообразны.
У школьников третьих и четвертых классов мотивами выступают – стремление занять первое место в коллективе класса, проявить качества хорошего ученика.
Так же, в третьих и четвертых классах на первый план выступает интерес не к самому процессу деятельности (не к тому, что делает ученик при усвоении знаний), а к тому, каково содержание этих знаний.
В процессе школьного обучения мотивы учения постепенно укрепляются и углубляются.
Средний школьный возраст – это период овладения самостоятельными формами работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности учеников, стимулируемой соответствующей учебно-познавательной мотивацией. Эта мотивация направлена не только на получение новых знаний, но и на поиск общих закономерностей и освоение самостоятельных способов добывания новых знаний.
Известно, что к началу подросткового возраста учебная деятельность теряет свое ведущее значение в психическом развитии учащихся. Но она продолжает оставаться основной деятельностью школьников.
Уже с начала обучения в средней школе расширяется само понятие “учение”. Теперь оно не ограничивается рамками учебной программы, а часто выходит за ее пределы, может в большей степени осуществляться самостоятельно. Но это возможно только в том случае, если интерес к учению становится основным мотивом.
Если же учение не представляет для ребенка значимой ценности, его познавательная активность развита слабо, то учебная деятельность превращается в сугубо формальную, не выполняющую свою функцию в развитии детей. Отсюда – и разочарование в учебе, нежелание учиться, отрицательное отношение к школе в целом, так характерное для 5-классников.
Учебная деятельность младшего школьника
Переход из дошкольного в младший школьный возраст происходит не автоматически, а путем перевода игровой деятельности в учебную, которая становится ведущей.
В учебной деятельности, по словам В. В. Давыдова, происходит овладение содержанием разных форм общественного сознания (науки, искусства, морали и права) что приводит к формированию теоретического сознания и мышления и соответствующих им способностей (в частности, рефлексии, анализа, планирования), которые являются психологическими новообразованиями младшего школьника.
Основные достоинства учебной деятельности как ведущей:
- 1) направленность на усвоение знаний;
- 2) основное внимание уделяется развитию теоретического мышления;
- 3) формирующийся самоконтроль направлен также на контроль усвоения знаний и способа получения этих знаний;
- 4) самооценка служит оценкой успехов ребенка в учебе.
Определяя структуру учебной деятельности, В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин выделяют в ней следующие структурные компоненты:
- • мотивация;
- • учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме знаний;
- • учебные действия;
- • контроль, переходящий в самоконтроль;
- • оценка, переходящая в самооценку.
У детей, приходящих в 1 класс, целостной структуры учебной деятельности нет.
Она формируется в течение нескольких лет.
Некоторые мотивы возникают непосредственно в обучении и связаны с содержанием и формами учебной деятельности (интерес к процессу чтения, рисования и т. д.). Другие лежат как бы за пределами учебного процесса.
В учебной деятельности можно выделить много различных мотивов:
- • Учебно-познавательные мотивы: желание выполнять новые действия, желание узнавать что-то новое, потребность в саморазвитии.
- • Широкие социальные мотивы: мотив долга, ответственности, мотив получения хорошей отметки, чтобы не подвести коллектив.
Их наличие обеспечивает успешность начала учения. Однако многие из этих мотивов могут быть реализованы только в будущем.
Узко-личностные мотивы: стремление к собственному благополучию, мотивация достижения (заслужить похвалу, получить хорошую отметку), Отрицательная мотивация (избегание неприятностей, избегания неудач) не занимает ведущего места в мотивации младшего школьника.
К 3 классу важным фактором, стимулирующим успешное обучение, становится мнение коллектива класса.
Поэтому к 3 классу положительные или отрицательные мотивы учения во многом зависят от настроя коллектива класса: если классный коллектив безразличен к успехам в учебе, то отдельные учащиеся быстро поддаются этой обстановке. Задача учителя — учитывать этот настрой и его влияние на учащихся.
Большое место в мотивации младшего школьника занимают узко — личные мотивы. Среди таких мотивов первое место занимает мотив «хочу получать хорошие отметки».
В то же время отметка снижает активность детей, их стремление к умственной деятельности. Для детей получаемые отметки важны не только как способ оценивание их знаний, но и одновременно как оценка их личности, их возможностей и места среди других.
Поэтому у отличников формируется завышенная самооценка, у плохо успевающих – заниженная.
Коррекция самооценки — важный момент, который требует сравнивания ребенка только с самим собой. Важным является использование поощрения. Похвала важна в присутствии других, порицание — наедине. Как похвала, так и порицание должны касаться не всей личности, а отдельных ее сторон или отдельных действий.
Учебная деятельность приводит к изменению и психических процессов, среди которых наиболее важным является развитие высших чувств — товарищества, долга, ответственности, коллективизма; интеллектуальных чувств — любознательности, удивления, сомнения, удовольствия от удачного решения задачи.
Успех в учении — единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей.
Не все мотивы учения осознаются младшими школьниками в одинаковой степени. А реально действующие мотивы не всегда совпадают с понимаемыми, знаемыми мотивами.
Учебная мотивация первоклассников бедна, главным образом из-за отсутствия многих социальных мотивов.
К 3 классу они в определенной мере появляются. Самый ценный элемент мотивации — учебные интересы, однако качественная сторона интересов не получает достаточного развития за 3 года обучения в школе.
Познавательный интерес (интерес к содержанию и процессу обучения) у большинства детей даже к концу этого возраста находится на низком или средне-низком уровне.
В 3 классе, как и в 1, интересы проявляются обычно к наиболее легким, не основным дисциплинам, но и они недостаточно глубоки.
Чаще встречаются интересы, связанные с ориентацией на процесс выполнения отдельных действий, сохраняется и склонность к облегченной учебной работе. В это же время упрочивается связь мотивации достижения успеха с мотивацией избегания наказания, стремлением к более легким видам учебной работы. Желание получить высокую отметку, сочетавшееся с мотивацией избегания наказания в 1 классе, в 3 классе уже не проявляется ярко — сказывается опыт длительных неудач.
Кроме учебных, появляются побочные мотивы, позволяющие утвердиться в других сферах деятельности (в занятиях спортом, музыкой и т.п).
На фоне удовлетворенной в какой-либо из этих областей потребности в самоутверждении низкая успеваемость не является источником конфликтных переживаний.
В младшем школьном возрасте существенно развиваются нравственные мотивы поведения. Одним из нравственных мотивов поведения младшего школьника являются идеалы, которые, как указывает М. В. Гамезо, в этом возрасте имеют ряд особенностей.
- • Идеалы носят конкретный характер. Ими являются герои, о которых ребенок слышал по радио, читал, видел в кинофильмах. Эти идеалы неустойчивы, быстро сменяют друг друга.
- • Ребенок может поставить перед собой цель подражать героям, но подражает, как правило, лишь внешней стороне их поступков.
К третьему классу возрастает физическая выносливость, повышается работоспособность, но относительно (20 — 30 минут).
Для того чтобы у школьников формировалась учебная деятельность, они должны постоянно решать учебные задачи.
Суть учебной задачи состоит в том, что при ее решении посредством учебных действий школьники первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем используют его при безошибочном подходе к каждой частной задаче. Мысль школьника при этом двигается от общего к частному.
Учебная задача решается учениками путем выполнения следующих учебных действий:
- • преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
- • моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;
- • преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;
- • построение системы частных задач, решаемых общим способом;
- • контроль выполнения предыдущих действий;
- • оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
Постепенно ребенок учится самостоятельно ставить учебные задачи и выполнять действия по их решению.
У ребенка формируется самостоятельная учебная деятельность, т. е. умение учиться.
Основными психологическими механизмами формирования компонентов учебной деятельности младших школьников являются: освоение действия контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки), которые также выступают проявлением рефлексии и саморегуляции.
Структура учебной деятельности в младшем школьном возрасте
По своему содержанию и по организации основная, ведущая деятельность младшего школьника — учебная деятельность. Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося.
Учебная деятельность не дана в готовой форме.
Когда ребенок приходит в школу, ее еще нет. Учебная деятельность должна быть сформирована В построении учебной деятельности и заключается задача начальной школы — прежде всего ребенка надо научить учиться.
Главная задача начальной школы-построение учебной деятельности
Сущность учебной деятельности-присвоение системы научных знаний
Цель учебной деятельность не только приобретение ЗУНов, но в первую очередь развитие ученика
В структуру уче6ной деятельности входят:
- 1.Учебная задача — это то, что ученик должен освоить. По определению Давыдова, учебной называется такая задача, которая вынуждает ученика искать общий способ решения всех задач данного типа.
- 2.Учебное действие — это изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником, это то, что ученика должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает.
- 3.Действие контроля — это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу. В процессе становления учебной деятельности ребенок переходит от внешнего контроля со стороны взрослого к самоконтролю, который включает в себя прогностический контроль (до начала работы), пошаговый (по ходу работы), итоговый контроль (после завершения работы).
- 4.Действие оценки — определение того, достиг ли ученик результата или нет.
По ходу обучения оценка переходит на уровень самооценки, которая бывает адекватно и неадекватной, глобальной и дифференцированной, прогнозирующей и итоговой.
Это структура учебной деятельности в ее развернутой и зрелой форме.
Однако такую структуру учебная деятельность приобретает постепенно, а у младшего школьника она весьма далека от этого.
Конечная цель учебной деятельности — сознательная учебная деятельность ученика, которую он сам строит по присущим ей объективным законам.
Учебная деятельность, организуемая первоначально взрослым, должна превращаться в самостоятельную деятельность ученика, в которой он формулирует учебную задачу, производит учебные действия и действия контроля, осуществляет оценку, т.е.
учебная деятельность через рефлексию на нее ребенка превращается в самообучение.
В учебной деятельности действия совершаются, прежде всего, с идеальными объектами — буквы, числа, звуки.
Учитель задает учебные действия с объектами учебной деятельности, а ребенок воспроизводит эти действия, подражая учителю. Затем он овладевает этими действиями, превращая их в действия новой высшей психической функции.
Высшие психические функции, согласно Л. С. Выготскому, развиваются в коллективном взаимодействий людей.
Учебная деятельность является сложившимся в культуре условием «социализации индивидуального интеллекта».
На базе овладения знаками, прежде всего языком, появляются новые социальные отношения, которые обогащают и трансформируют мышление ребенка.
Развитие личности младшего школьника
Общение со взрослыми и сверстниками в младшем школьном возрасте. Роль учителя в формировании личности младшего школьника.
В отечественной психологии принято считать, что для личности младшего школьника характерны следующие особенности:
- 1) доверчивое подчинение авторитету;
- 2) послушание, исполнительность, отсутствие злостных нарушений дисциплины;
- 3) повышенная впечатлительность, восприимчивость;
- 4) повышенная реактивность;
- 5) подражательность;
- 6) открытость;
- 7) наивное, игровое отношение к действительности;
- 8) интенсивное развитие мотивационно-потребностной сферы.
Сохранившиеся потребности с предыдущего периода: в игре, в движении, в новых впечатлениях, в общении со взрослыми и сверстниками, в родительской любви и одобрении;
Новые потребности: успешность в учении, приходить с выполненным ДЗ, точно выполнять требования учителя, потребность в контроле («посиди со мной»), в хорошей отметке, в выполнении общественной роли.
В этом возрасте самосознание становится более дифференцированным, они больше аргументируют, обосновывают то или иное своё качество.
Обнаруживаются все виды самооценок. (у отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.) Факторы, обуславливающие самооценку: отношение со стороны учителя, сверстников; со стороны родителей; школьная успеваемость; уровень развития познавательных процессов.
Существуют данные, что самооценка у девочек выше, чем у мальчиков, так как они более исполнительны, старательны, послушание в большей степени соответствует традиционным требованиям школы.
Динамизм: на протяжении младшего школьного возраста заметно снижена тенденция переоценивать себя, в отличие от дошкольников.
К концу этого возраста, ребенок начинает проявлять интерес к внутреннему миру.
Эмоциональная сфера: происходит повышение осознанности, глубины и устойчивости чувств, развиваются высшие чувства, развитие сдержанности в проявлении чувств.
Возрастной нормой младшешкольного возраста является жизнерадостное, бодрое, веселое настроение.
Если проявляется агрессия, депрессия – это возможно связано с неуспехом в учебной деятельности.
Страхи: по данным Захарова, в младшем школьном возрасте перекрещиваются инстинктивные и социальные страхи, потому что в дошкольном возрасте сильными были инстинктивные страхи, а в подростковом социальные страхи будут играть основную роль. Ведущий страх – страх несоответствия общепринятым нормам поведения (например, страх опоздать в школу).
Особенности воли: возможно развитие отрицательных качеств: упрямство, леность.
Общение: начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка – он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, после выполнения которых получает общественную оценку.
Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам.
Наблюдения за первоклассниками показывают, что вначале дети как будто даже избегают непосредственных контактов друг с другом, каждый из них пока еще «сам по себе». Связь между ними происходит с помощью педагога.
В дальнейшем они активно овладевают навыками общения. Социальное взаимодействие с группой сверстников и умение заводить друзей выступают одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.
Отношение к друзьям и само понимание дружбы имеют определенную динамику. Для детей 5–7 лет друзья – это, прежде всего, те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других.
Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.
В формировании возникающих у младших школьников межличностных отношений решающая роль принадлежит педагогу. В начале школьного обучения, пока еще у детей не сложились собственные взаимосвязи и оценка как себя, так и одноклассников, они безоговорочно принимают и усваивают суждения учителя, являющегося для них высшим авторитетом.
Младший школьный возраст: компоненты учебной деятельности
Ребенок действительно становится школьником тогда, когда приобретает соответствующую внутреннюю позицию. Он включается в учебную деятельность как наиболее значимую для него.
Утрата интереса к игре и становление учебных мотивов связаны с особенностями развития самой игровой деятельности.
Итак, в этом возрасте учебной деятельности младшего школьника отводиться ведущая роль. Компоненты учебной деятельности, в соответствии с представлениями Д. Б. Эльконина.
Первый компонент — мотивация. Как уже известно, учебная деятельность полимотивирована — она побуждается и направляется разными учебными мотивами.
Среди них есть мотивы, наиболее адекватные учебным задачам; если они формируются у ученика, его учебная работа становится осмысленной и эффективной.
Д.Б.Эльконин называет их учебно-познавательными мотивами.
Второй компонент — учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия.
Учебные операции (третий компонент) входят в состав способа действий.
Операции и учебная задача считаются основным звеном структуры учебной деятельности.
Четвертый компонент — контроль. Первоначально учебную работу контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчасти под руководством преподавателя.
Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому обучение контролю — важная и сложная педагогическая задача.
Последний этап контроля — оценка. Ее можно считать пятым компонентом структуры учебной деятельности. Ребенок, контролируя свою работу, должен научиться адекватно ее оценивать. При этом также недостаточно общей оценки -насколько правильно и качественно выполнено задание; нужна оценка своих действий — освоен способ решения задач или нет, какие операции еще не отработаны.
Учебная деятельность, имея сложную структуру, проходит длительный путь становления.
Ее развитие будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения.
Ребенок, становясь младшим школьником, несмотря на подготовительную подготовку, больший или меньший опыт учебных занятий, попадает в принципиально новые условия. Школьное обучение отличается не только особой социальной значимостью деятельности ребенка, но и опосредованностью отношений со взрослыми образцами и оценками, следованием правилам, общим для всех, приобретением научных понятий. Эти моменты, так же как и специфика учебной деятельности ребенка, влияют на развитие его психических функций, личностных образований и произвольного поведения.
Личностное развитие младшего школьника
Условия формирования личности младшего школьника:
— учитель — эталон, образец для подражания;
— субъективные условия — личностные особенности младшего школьника (повышенная внушаемость, высокая подражательность, повышенная эмоциональность и реактивность);
— сверстники (значимость этого условия возрастает в конце младшего школьного возраста, когда сверстники становятся эталоном в поведении);
— семья (воздействует, прежде всего, на формирование характера младшего школьника).
В младшем школьном возрасте активно развивается мотивационная сфера, появляются потребности, связанные с учебной деятельностью: потребность точно выполнить требования учителя, потребность в высокой отметке, в одобрении успехов со стороны взрослых, потребность быть лучшим учеником, потребность в общении со сверстниками.
Ведущими в этом возрасте являются познавательные потребности.
В этот период происходит насыщение мотивов поведения и деятельности новым социальным содержанием, происходит перестройка мотивационно-потребностной сферы, особую значимость приобретает стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников (в первую очередь в связи с учебной деятельностью, ее успешностью).
Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста — ориентация на группу сверстников (И.В. Дубровина). В этом возрасте переплетены отношения возрастной приязни к сверстнику и отношения соперничества: с одной стороны, ребенок хочет «быть как все», с другой — «быть лучше, чем все».
Стремление «быть как все» возникает в учебной деятельности по следующим причинам: учитель контролирует весь класс и побуждает всех следовать предлагаемому образцу; правила поведения в классе и школе предъявляются всем вместе и каждому в отдельности; во многих ситуациях ребенок не может самостоятельно выбрать линию поведения и ориентируется на поведение других детей (в первом классе ребенку свойственны выраженные конформные реакции: ученики, например, часто поднимают руку вслед за другими, хотя внутренне не готовы к ответу).
Стремление «быть лучше, чем все» проявляется в готовности быстрее и лучше выполнить задание, правильно решить задачу, написать текст и т.п. Ребенок, таким образом, стремится утвердить себя среди сверстников.
Огромное значение для развития личности младшего школьника приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со сверстниками. В целом, мотивация развивается в направлении осознанности, приобретает произвольный характер.
Учебная деятельность требует от детей ответственности и способствует ее формированию как черты личности.
В возрасте 6-7 — 10-11 лет интенсивно развивается самосознание: ребенок начинает понимать, что он представляет собой индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям: он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры и пр.), коллективные понятия, знания, идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций; в то же время ребенок переживает свою уникальность, свою самость, стремится утвердить себя среди взрослых и сверстников.
В учебной деятельности у школьника складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля и саморегуляции.
Развитие самооценки, ее адекватность, осознанность, обобщенность во многом зависят от того, насколько содержательно представление ребенка о самом себе: самооценка может быть адекватной устойчивой, завышенной устойчивой или неустойчивой, заниженной неустойчивой в связи с тем, что представления о себе могут быть адекватными и устойчивыми, неадекватными и неустойчивыми, могут содержать характеристики, данные другими людьми (взрослыми).
В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно-ситуативной к обобщенной самооценке.
В этом возрасте развивается самопознание и личностная рефлексия, как способность самостоятельно установить границы своих возможностей.
Рефлексия проявляется в возможности выделять особенности собственных действий и делать их предметом анализа. Очень важно, чтобы ребенок знал, что он может и умеет делать, в том числе, лучше всех.
Способность делать что-то лучше всех, по мнению И.В. Дубровиной, принципиально важна для младших школьников для развития у них чувства собственной умелости, компетентности, полноценности.
Для развития воли младших школьников важна доступность цели деятельности, оптимальная по сложности задача, тогда как слишком легкие или сложные задания тормозят развитие волевых качеств и действий.
Условием развития волевых качеств является такая организация деятельности, при которой ребенок видит собственное продвижение к цели и осознает его как следствие собственных усилий. В младшем школьном возрасте формируются способы волевой регуляции: сначала это словесная инструкция учителя, затем, с развитием самосознания, волевой акт вызывается собственными потребностями ребенка.
К концу младшего школьного возраста формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, настойчивость, выдержка.
В этом возрасте происходит усвоение моральных норм и правил поведения: ребенок овладевает собственным поведением, более точно и дифференцированно понимает нормы поведения дома, в общественных местах, проявляет повышенное внимание к нравственной стороне поступков, стремится дать поступку нравственную оценку, нормы поведения превращаются во внутренние требования к себе.
Развитие эмоциональной сферы в этот период характеризуется усилением сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций, повышением эмоциональной устойчивости.
Младший школьник начинает более сдержанно выражать собственные эмоции, особенно негативные, что связано с различением ситуаций, в которых можно или нельзя обнаруживать собственные чувства, то есть произвольность поведения постепенно начинает отражаться на сфере чувств.
Однако, в целом, для детей характерна впечатлительность и отзывчивость. Наряду с повышением произвольности эмоционального процесса, в младшем школьном возрасте изменяется содержательная сторона эмоций и чувств. Активно развиваются высшие чувства: интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение, интеллектуальное удовольствие), нравственные (чувство товарищества, дружбы, долга, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости и пр.), эстетические.
Большое влияние на формирование эмоций младших школьников оказывает учебная деятельность, складывающиеся отношения с учителем и коллективом класса. По мнению Г.М. Бреслава, именно эмоциональное отношение к учителю является своеобразным «маяком» в эмоциональной сфере учащегося, при этом особенно важной для ребенка является функция учителя как арбитра: эмоциональная окраска, возникающая в результате оценки учителя, усиливает или ослабляет мотивы учения, меняет самооценку и уровень притязаний младшего школьника, поэтому равнодушие к учению и, прежде всего, к оценкам учителя в этом возрасте можно считать показателем отклонения.
Таким образом, с возрастом эмоции детей становятся более обобщенными, произвольными, социально регламентированными, усложняется содержание эмоциональной сферы, изменяется ее экспрессивная сторона.