- Тренинг внимания: упражнения для детей
- Упражнения на развитие внимания и самоконтроля
- Упражнение на развитие внимания “Пальцы”
- Упражнение на развитие внимания “Муха”
- Упражнение на развитие внимания “Фокусировка”
- Упражнение на развитие внимания “Селектор”
- Упражнение на развитие внимания и самоконтроля “Лентяй и труженик”
- Упражнение на развитие внимания и самоконтроля Упражнение “Дыхание”
- Упражнения для развития внимания и памяти
Тренинг внимания: упражнения для детей
Упражнения
«Концентрация внимания».
Цель: Оценка способности концентрации внимания.
Ведущий зачитывает участникам три простые арифметические задачи и предлагает решить их в уме. Полученные в результате решения задач цифры также предлагается держать в уме.
Результат вычислений разрешается записывать по команде «Пишите!». Участникам не разрешается ничего говорить вслух или переспрашивать. Те, кто не расслышал или забыл условия задачи, вместо ответа должны поставить прочерк. Задачи могут быть следующие:
Даны два числа 82… (…= пауза) и 68… К первой цифре второго числа прибавьте 2,… умножьте ее на первую цифру первого числа… и от полученного произведения отнимите вторую цифру первого числа…
Пишите!…
Даны два числа: 82… и 68… К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа,… и полученную сумму разделите на вторую цифру второго числа…
Пишите!…
Даны два числа: 56… и 92… Вторую цифру первого числа разделите на первую цифру второго числа… Полученное частное умножьте на вторую цифру первого числа…
Пишите!…»
Итог: Решение всех трех задач свидетельствует об устойчивости концентрированного внимания.
Правильность решения первой и второй задачи при неправильном решении третьей свидетельствует о некоторой истощаемости внимания в процессе исследования. Правильное решение первой и третьей задачи при неправильном решении второй указывает на неустойчивость внимания. Правильное решение второй и третьей задачи при неправильном решении первой позволяет предположить относительно медленную включаемость в работу.
«Фокусировка».
Цель: Развитие способности оперативно регулировать объем внимания.
Участвующие в этом упражнении удобно располагаются в креслах.
Глаза открыты или закрыты. По команде ведущего «Тело!» участники сосредотачивают внимание на своем тепе, по команде «Рука!» – на правой руке. Затем идет последовательное сосредоточение внимания на кисти правой руки – по команде «Кисть!», на указательном пальце правой руки по команде «Палец!» и, наконец, на кончике пальца – по команде «Кончик пальца!».
Команды подаются с интервалом 10–120 сек.
Итог: Ведущий расспрашивает участников, справился ли каждый из них с заданием, каким это удалось и с какими трудностями они столкнулись. Игра позволяет освоить навыки концентрации на различных частях тела, что необходимо при освоении техники саморегуляции.
«Селектор».
Цель: Развитие переключаемости, гибкости в управлении вниманием, способности быстро менять объект концентрации внимания.
Выбирается один из участников игры для роли «приемника».
Остальная группа участников – «передатчики». Они заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел в разных направлениях. «Приемник» держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый «передатчик».
Если ему слишком сложно услышать тот или иной «передатчик», он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если же ему слишком легко, он может убавить звук. После того, как «приемник» достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится «передатчиком». В ходе игры жезл совершает полный круг.
Итог: Легкость переключения внимания у разных людей различна. Переключаемость определяется в психологии как гибкость в управлении вниманием.
Во время обсуждения становится ясно, что многие нашли свою собственную технику сосредоточения внимания. При повторном исполнении упражнения следует поощрять обмен техниками концентрации внимания.
«Заблудившийся рассказчик».
Цель: Овладение одним из способов выработки внутреннего контроля, удержания в уме нити разговора, последовательности событий или хода собственных размышлений.
Участники рассаживаются в круг.
Ведущий назначает тему разговора. Один из участников начинает развивать ее, следуя за случайными ассоциациями, уводит разговор в сторону. Он перескакивает с одной темы на другую, затем на третью, стремится как можно лучше «запутать» свое повествование.
Затем говорящий жестом передает слово другому участнику. Слово может быть передано любому, поэтому за ходом игры следят все. Тот, на кого упал выбор, должен «распутать» разговор, то есть кратко пройтись по всем ассоциативным переключениям своего предшественника в обратном порядке – от конца к началу.
Он возвращается к исходной, предложенной ведущим, теме. Затем сам запутывает разговор, передает слово кому-то другому, и так далее.
Итог: Обычно после непродолжительного пробуксовывания игра набирает темп и проходит оживленно, весело. Однако за развлекательностью упражнения участники не должны упускать главное: работу над своим вниманием. Чем длиннее ряд ассоциативных «запутываний», тем более напряженной работы памяти и внимания требует он от следящих за рассказом, тем эффективнее психическая тренировка.
«Палач».
Цель: Воспитание способности поддерживать в течение необходимого периода сосредоточенность внимания достаточной интенсивности.
Группа разбивается на пары.
Первый в паре и грает роль «внимательного». Он сосредотачивается на каком-либо объекте и в случае отвлечения своего внимания сигнализирует от этом поднятием руки. Второй в паре – «палач». Он сидит сзади «внимательного» и по сигналу об отвлечении внимания наказывает его ударом ладони по плечу или бедру.
До начала упражнения необходимо подобрать силу «наказания». Для этого «палач» предварительно наносит удары разной силы, а «внимательный» выбирает наиболее подходящий. Сила удара подбирается так, чтобы быть достаточной для стимуляции сосредоточения, но не слишком большой, чтобы не нарушить внутреннюю работу.
После этого ведущий называет объект сосредоточения, дает сигнал «Начали!» и через некоторое время (1–10 мин.) «Стоп!».
Итог: Жестокость этого упражнения должна компенсироваться мягким, развлекательным характером других психотехнических игр.
Это упражнение способствует осознанию значимости сосредоточения внимания, вырабатывает способность бороться с помехами в окружающей среде, отключаться от этих помех.
«Лентяй и труженик».
Цель: Овладение различными способами концентрации внимания.
Ведущий предлагает участникам удобно расположиться в креслах.
Расслабить мышцы лба, брови, губы, слегка приоткрыть рот. Достичь расслабления мышц лица, придав ему сонное выражение. По команде «Начали!» участники приступают к выполнению одного из упражнений на внимание, например, упражнений «Пальцы», «Фокусировка», сохраняя при этом расслабленность мышц лица. Работа продолжается до тех пор, пока не последует команда «Стоп!».
После этого упражнение повторить, предварительно нахмурив брови, крепко сжав губы, стиснув челюсти, сохраняя напряжение лица.
Итог: Предложить участникам сравнить два варианта сосредоточения- расслабленный и напряженный и дать им характеристику.
«Дыхание».
Цель: Обучить преодолению привычного психического стереотипа напряженного сосредоточения.
Участники удобно устраиваются в креслах или на стульях, расставленных по окружности.
Им предлагается расслабиться и закрыть глаза. По команде «Начали!» мягко следить за дыханием. Не управлять дыханием и не нарушать его естественный рисунок. Через 5–15 минут по команде «Стоп!» прекратить упражнение.
Итог: Дыхание является очень чутким индикатором психического напряжения. Любые колебания психических состояний отражаются на способе дыхания. Это упражнение позволяет концентрировать внимание на определенном внутреннем объекте и, сохраняя жесткий стиль сосредоточения, не нарушить его функционирование.
Чтобы участникам была лучше понятна сущность этого упражнения, им можно привести пример, что иногда желание спортсмена как можно лучше исполнить движения на спортивных соревнованиях приводит к разрушению сложившейся техники спортивной работы. Выходом из соревновательного затруднения для многих спортсменов является полная сосредоточенность на элементах техники и отрешение от конечного результата.
«Инфракрасные лучи».
Цель: Изучение преимуществ расслабленного стиля сосредоточения.
В достаточно тихом помещении, подогрев предварительно утюг, ведущий говорит:
«Ваши руки способны ощущать тепловое инфракрасное излучение.
Попробуйте почувствовать тепло этого утюга на расстоянии. (Проносит утюг перед участниками, давая каждому убедиться, что это возможно). У всех получилось? А теперь попытайтесь почувствовать тепло собственных рук, расположив их вертикально ладонями друг к другу, затем параллельно на минимальном расстоянии).
Ведущий предлагает определить самое большое расстояние, на котором ощущается это тепло. Участники выполняют упражнение на определение расстояния, позволяющего ощущать тепло рук в течение 2–4 минут. Это упражнение затем повторяется парами в течение 5–6 минут. Участники обмениваются впечатлениями по результатам упражнения.
Итог: Упражнение иллюстрирует легкость достижения сознания слабыми сигналами при расслаблении и успокоении.
«Сверхвнимание».
Цель: Выработка умения сосредоточиться в напряженных, в том числе стрессовых ситуациях.
Участники разбиваются на две группы.
Одна группа играет роль «мешающих», другая – «внимательных».
«Внимательные» расставляются ведущим по периметру зала лицом к центру и получают отличительные знаки (нарукавные повязки, косынки или шапочки). Они получают инструкцию: изобразить, сыграть, словно актер, войти в роль человека, полностью сосредоточенного на какой-то внутренней работе и не замечающего окружающего. Исполнители должны вжиться в эту роль и, стоя с открытыми глазами, не закрывая ушей, не замечать того, что делают другие.
Для этого им предлагается ярко представить себе просмотр увлекательного кинофильма или участие в опасном путешествии, быть последовательным в исполнении своей роли.
После команды ведущего «Стой!» группа «мешающих» начинает расспрашивать внимательных, что они видели и слышали. «Мешающие» получают задание во время упражнения, которое длится 5–15 минут.
За это время ведущий вместе с «мешающими» организует серию провокационных действий. Они скандируют: «Ты – гений внимания!», разыгрывают в лицах анекдоты, инсценируют окончание занятий и уход из зала, изображают животных, просят у «внимательных» милостыню и прочее.
При этом ведущий следит за тем, чтобы действия «мешающих» не оказались слишком эффективными. Он запрещает касаться «внимательных» и в критические моменты помогает им удержаться в своей роли.
Затем следует команда «Стой!», начинается обсуждение.
Итог: Особенность этого упражнения состоит в том, что действие инструкции продолжается после команды «Стой!». Вероятно, «внимательный» иногда отвлекался от выполнения задания, но правила игры запрещают ему в этом сознаться. Он вынужден убеждать своих партнеров в том, что был абсолютно внимателен и ни разу не отвлекся.
Недоверие и сомнения других участников занятия вынуждают «внимательного» прибегать ко все более веским аргументам и незаметно для самого себя все тверже убеждаться в несокрушимости своей концентрации.
Игра предоставляет возможность поверить в свои силы, убедить себя, убеждая других.
Упражнение не следует использовать в группах, внутри которых еще не созрели отношения взаимного доверия и дух творческой увлеченности.
Успешно проведенное упражнение «Сверхвнимание» намного продвигает группу вперед, в то время как неуспех может поставить под сомнение занятия в целом.
«Карусель».
Цель: Поиск приемов борьбы с отвлечением внимания.
Группа разбивается на две равные части.
«Концентрирующиеся» рассаживаются в круги и готовятся к полной концентрации на задании. Задание может заключаться в мысленном решении задачи, заучивании стихотворения, концентрации на мысленном образе, на одной из частей тепа и т.д.
«Мешающие» становятся лицом к «концентрирующимся» – каждый напротив своей «жертвы». По команде «Начали!» «концентрирующиеся» приступают к заданию, а «мешающие» начинают им противодействовать в пределах, оговоренных ведущим.
По хлопку ведущего «мешающие» сдвигаются на одного человека вправо так, чтобы каждый из них сменил свою «жертву», и игра продолжается дальше. После нескольких «поворотов» ведущий останавливает «карусель».
Итог: На первых порах единоборство «концентрирующихся» и «мешающих» не будет равным: «мешающие» располагают богатейшим арсеналом средств.
Если игра начинается сразу с применения ими самых жестких мер, то это может обескуражить «концентрирующихся», сломить их веру в свои возможности. Ведущий должен следить за работой каждого и по мере надобности давать «мешающим» указания ослабить помехи для того, чтобы «концентрирующиеся» не проявили признаков отвлечения по крайней мере в 2/3 случаев. Такая пропорция успеха обеспечит наиболее подходящие условия для роста способности к самоконтролю.
Специфика этого упражнения – персонифицированность источника помех.
Причиной отвлечения является конкретный живой человек. Задача сосредоточения переходит в область общения.
«Полевые тренировки».
Цель: Перенос выработанных в тепличной обстановке психотехнических навыков в жесткие условия обыденных отношений.
Каждый участник выбирает себе сам или по подсказке ведущего задание, на котором он будет сосредоточен во время упражнения.
Перед ним стоит задача – продемонстрировать столь же высокую степень концентрации, что и в игре-упражнении «Сверхвнимание».
Затем группу выводят из помещения для занятий. Участников расставляют по одному и каждому дают команду «Начали!». Расставив всех участников, ведущий обходит «посты» и пытается помешать, привлекая к этому посторонних людей, прося их выведать у тренирующихся, который час, предложить им уйти и прочее. Работа длится 5–15 минут.
Затем ведущий подходит к каждому, останавливает работу командой «Стой!», собирает группу и возвращает ее в зал для занятий. Следует обсуждение.
Итог: Это упражнение стирает грань между условной реальностью групповых занятий и действительностью повседневной жизни. Оно является смелым внедрением выработанных в тепличной обстановке психотехнических навыков в жесткие условия обыденных отношений.
При проведении этого упражнения особое внимание следует уделить обеспечению безопасности занятий.
Упражнения на развитие внимания и самоконтроля
Упражнение на развитие внимания “Пальцы”
Участникам группы следует удобно расположиться в креслах или на стульях, образуя круг. Переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде “Начали!” медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга.
Сосредоточить внимание на этом движении. По команде “Стоп!” прекратить упражнение. Длительность —5—15 минут.
Упражнение позволяет проследить работу внимания “в чистом виде” благодаря бессмысленности верчения пальцев. Для многих задание оказывается трудным из-за того, что объект сосредоточения слишком необычен. Если участник быстро засыпает во время упражнения (ни в коем случае не мешайте ему и не позволяйте мешать другим!), то в будущем этот прием можно будет использовать для успокоения.
Некоторые участники будут испытывать необычные ощущения: увеличение или отчужденность пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Вероятно, они окажутся способными к самовнушению.
Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Постарайтесь понять причину этих явлений. Практически она всегда находится за пределами занятий. Если участнику становится очень смешно и он не может нормально работать, позвольте ему смеяться сколько угодно: смех защищает от тревоги. При выполнении упражнения требуется одно, а происходит обычно другое.
Нужно сосредоточиться на выполняемом движении, но в какой-то момент участник вдруг обнаруживает, что думает о чем-то постороннем.
Или оказывается, что он забыл об инструкции; перестал следить за пальцами, взгляд прилип к яркой майке соседа или колыханию листвы за окном.
Упражнение на развитие внимания “Муха”
Для этого упражнения требуются доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3 х 3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина).
Присоска выполняет здесь роль “дрессированной мухи”. Доска ставится вертикально, и ведущий разъясняет участникам, что перемещение “мухи” с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд (“Вверх!”, “Вниз!”, “Вправо!” или “Влево!”) “муха” перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение “мухи” — центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями “мухи”, не допустить ее выхода за пределы игрового поля.
После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или видит, что “муха” покинула поле, он дает команду “Стоп!” и, вернув “муху” на центральную клетку, начинает игру сначала.
“Муха” требует от играющих постоянной сосредоточенности: стоит кому-то из них хоть на мгновение отвлечься или подумать о чем-нибудь постороннем, и он тут же потеряет нить игры и вынужден будет ее остановить.
Обычно игра проходит оживленно, возбуждает интерес и стимулирует участников к дальнейшей работе.
Некоторые спортсмены склонны к переоценке своей внимательности. Психотехническое упражнение “Муха” может быть особенно полезно тренеру в том случае, когда требуется развеять эту иллюзию.
В группах, не имеющих достаточного опыта работы с вниманием, длительное наблюдение за перемещающейся “мухой” приводит обычно к напряжению и усталости.
Участники все чаще начинают соскальзывать с предмета своего сосредоточения, сбиваться и в конце концов прерывают игру. Поэтому ведущий должен следить за состоянием игроков и заканчивать упражнение до того, как в группе начнет нарастать раздражение и падать интерес. Работа “на измор” оправдана лишь в тех случаях, когда участники группы ставят перед собой специальную задачу: проверить и потренировать устойчивость своего внимания, то есть способность к длительной концентрации на предмете.
Важной характеристикой внимания является его объем — широта той области, на которую оно может быть одномоментно распространено.
Когда, разглядывая свой парадный костюм, вы вдруг замечаете проеденную молью дырку, область внимания мгновенно суживается до размеров обнаруженного дефекта. Это происходит как бы само собой. Но мы можем и произвольно регулировать широту зоны своего внимания.
Упражнение на развитие внимания “Фокусировка”
Участвующие в этом упражнении удобно располагаются в креслах.
Глаза открыты или закрыты. По команде ведущего “Тело!” участники сосредоточивают внимание на своем теле, по команде “Рука!” — на правой руке. Затем идет последовательное сосредоточение на кисти правой руки — по команде “Кисть!”, на указательном пальце правой руки — по команде “Палец!” и, наконец, на кончике пальца — по команде “Кончик пальца!”. Команды подаются с интервалом 10—120 секунд.
Если после окончания игры само собой не завязывается обсуждение, ведущему следует расспросить участников о том, справился ли каждый из них с заданием, как им это удалось и с какими трудностями они столкнулись.
Игра будет полезной участникам в их работе над укрощением внимания, над развитием способности оперативно регулировать его объем.
Кроме того, “фокусировка” позволяет освоить навыки концентрации на различных частях тела, являющиеся базовыми при овладении техниками саморегуляции.
Читая эту строку, вы не замечаете слов, лежащих строкой ниже, хотя они и находятся в поле вашего зрения. Но вот вы дошли до следующей строки, и она сразу же попала в фокус вашего внимания. А вот строку, лежащую выше той, на которой вы сейчас находитесь, вы уже не видите. В данном случае мы имеем дело с переключением внимания, необходимым нам для того, чтобы продолжать чтение.
Легкость переключения у разных людей различна. Переключаемость определяется в психологии как гибкость в управлении вниманием, способность быстро менять объект концентрации.
Упражнение на развитие внимания “Селектор”
Выбирается один из участников игры — “приемник”.
Остальная группа — “передатчики” — занята тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. “Приемник” держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый “передатчик”, Если ему слишком сложно услышать тот или иной “передатчик”, он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если же ему слишком легко, он может убавить звук. После того как “приемник” достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится “передатчиком”.
В ходе игры жезл совершает полный круг.
Упражнения 1—4 позволяют участникам на практике ознакомиться с основными характеристиками своего собственного внимания. В ходе занятий ведущему важно не только оценить эффективность работы участников, но и понять, каким образом им удалось решить поставленную задачу.
Во время обсуждений становится ясно, что многие нашли свою собственную технику сосредоточения или переключения внимания. При повторном исполнении упражнений следует поощрять обмен техниками.
Упражнение на развитие внимания и самоконтроля “Лентяй и труженик”
Участникам следует удобно расположиться в креслах.
Расслабить мышцы лба, брови, губы, слегка приоткрыть рот. Достичь расслабления мышц лица, придав ему сонное (пьяное) выражение. По команде “Начали!” участники приступают к выполнению одного из упражнений на внимание (больше всего подходят упражнения “Пальцы” и “Фокусировка”), сохраняя при этом расслабленность мышц лица.
Работа продолжается до тех пор, пока не последует команда “Стоп!”. После этого упражнение нужно повторить, предварительно нахмурив брови, крепко сжав губы, стиснув челюсти. Сохранять напряжение лица в течение всего времени работы.
Во время обсуждения предложите сравнить два варианта сосредоточения — расслабленный и напряженный. Не навязывайте своего представления о лучшем способе: свободная дискуссия создает возможность сравнения и выбора, в то время как внушение принятой вами точки зрения делает выводы спортсмена поспешными и незрелыми.
Следите за тем, чтобы расслабление и напряжение лица поддерживались в течение всего времени.
Упражнение на развитие внимания и самоконтроля Упражнение “Дыхание”
Удобно устроиться в креслах или на стульях, расставленных по окружности. Расслабиться и закрыть глаза. По команде “Начали!” мягко следить за дыханием.
Не управлять дыханием и не нарушать его естественный рисунок. Через 5—15 минут по команде “Стоп!” прекратить упражнение. Перейти к обсуждению.
Соль этого упражнения в том, что сконцентрировать внимание на чем-то и не вмешиваться в это невозможно, если сохранять жесткий стиль сосредоточения.
А дыхание является очень чутким индикатором нашего напряжения: любые колебания психических состояний отражаются на способе дышать.
Подобно тому как желание исполнить движение на соревнованиях “как можно лучше” приводит к разрушению сложившейся техники, желание сохранить естественный рисунок дыхания посредством активной работы должно нарушить его. Выходом из соревновательного затруднения для многих спортсменов является полная сосредоточенность на элементах техники и отрешение от конечного результата.
Это действенный способ, но не панацея: мысли о результате могут просочиться в сознание и испортить все. Поэтому спортсмен не должен останавливаться на формуле “углубись в процесс и забудь о результате”. Упражнение “Дыхание” ставит участника перед парадоксом, разрешение которого лежит за пределами привычных психических стереотипов.
По своему психологическому содержанию оно является миниатюрной копией одного из аспектов соревнований. Найдя решение на простой модели, можно попытаться перенести его и в более жесткие условия.
Упражнения для развития внимания и памяти
Приведенные здесь упражнения помогут вам развить и поддерживать на высоком уровне концентрацию внимания. Попробуйте их выполнять не только в те моменты, когда вы собраны и чувствуете себя на высоте, но и тогда, когда вы рассеянны и вам немного не по себе.
Автор: Том Бьюжек (Tom Wujec), профессиональный психолог, занимающийся вопросами мышления и увеличения возможностей памяти.
Вот несколько упражнений, которые помогут вам развить концентрацию внимания.
Попробуйте их выполнять, когда вы собраны и чувствуете себя на высоте, и в те моменты, когда вы рассеянны и вам немного не по себе.
Рабочие циклы
Когда вы в следующий раз будете мыть посуду, сэкономьте свое внимание за счет разделения процедуры на рабочие циклы.
Например, приготовившись помыть ложку, мысленно дайте себе команду «старт». Мойте ложку, уделяя этому столько внимания, словно вы делаете хирургическую операцию на мозге. Закончив с ложкой, положите ее на сушилку и мысленно произнесите «стоп». Затем перейдите к следующему предмету и повторите процесс.
Мысленные перерывы
Положите перед собой на стол маленький предмет, например монету, карандаш или листок бумаги.
В течение пяти минут удерживайте свое внимание на этом предмете. Каждый раз, когда ваше внимание будет переключаться на что-то еще, плавно возвращайте его назад, к выбранному предмету. Сосчитайте, сколько раз ваше внимание совершило такие скачки.
Мозговые импульсы
Медленно ведите карандашом по чистому листу бумаги.
Сконцентрируйте все свое внимание на том месте, где кончик карандаша переходит в линию. Каждый раз, когда ваше внимание будет уходить в сторону, рисуйте мозговой импульс: отмечайте это место всплеском на линии. Когда вы приблизитесь к краю бумаги, повторите еще раз. Как долго вы можете вести линию внимания ровно?
Центр вселенной
В следующий раз, когда вы будете ехать в метро или на автобусе и вам захочется убить время, посмотрите по сторонам и выберите какой-либо объект, например рекламный плакат, чей-то затылок или пятна на потолке.
В течение пяти минут фокусируйте свое внимание на выбранном объекте, забыв про все остальное. Пусть на эти пять минут для вас во всей вселенной больше ничего не будет существовать. Даже если вам захочется подумать о других вещах, продолжайте удерживать внимание на выбранном объекте. Только после того как время закончится, расслабьтесь и посмотрите по сторонам.
Метод Сасаки
Фотограф Крис Сасаки однажды сказал, что всякий раз, когда он ловит себя на витании в облаках — состоянии ума, которое сопровождается блуждающим взглядом и потерей чувства времени, — он громко произносит «в центре головы» слово «внимание».
Затем он смотрит по сторонам и четко осознает, где он находится и чем занимается. Он считает это упражнение хорошим способом стать более внимательным.
Сверхвнимание
Когда вы в следующий раз будете просматривать газету или журнал, проследите за тем, что именно вы замечаете.
Обратите внимание на то, какие рекламные объявления и статьи притягивают ваш взгляд. Что вы чувствуете, когда ваше внимание чем-то увлечено? Как ваш мозг вырабатывает внимание?
Проверка реакции
Выберите в поле вашего зрения какой-нибудь предмет, например карандаш, и самым убедительным голосом скомандуйте себе: «Посмотри на карандаш». Ждите, пока ваше внимание не прореагирует. Карандаш в вашем восприятии станет ярче. Подтвердите выполнение команды мысленным «хорошо».
Повторите то же самое еще несколько раз. «Посмотри на карандаш». Пауза. «Хорошо». «Посмотри на карандаш». Пауза. «Хорошо». «Посмотри на карандаш». Пауза. «Хорошо». «Посмотри на карандаш». Пауза. «Хорошо». Следите за качеством вашего внимания.
Отмечайте, сколько времени требуется вашему мозгу на то, чтобы прореагировать. Повышается ли реакция мозга с практикой? Посмотрите сейчас по сторонам и сфокусируйте на чем-нибудь ваше внимание.
Подсчет
Если вы читаете сложную книгу и замечаете, что ваше внимание начинает блуждать по просторам вселенной, попробуйте следующий прием: поставьте пометку на полях книги там, где ваше внимание отвлеклось.
Вернитесь к тому месту, которое вы запомнили, и продолжите чтение. Когда вы дойдете до конца страницы, мысленно повторите то, что вы только что прочитали. Если вы не можете вспомнить основные идеи, вернитесь к началу страницы и перечитайте ее заново.
Проявив настойчивость, вы вскоре заметите, что ваш уровень восприятия повысился, а отметок на полях стало меньше.
Созидательное напряжение
Если вы почувствовали приступ сонливости, когда вам этого совсем не нужно, сознательно примите положение тела, которое для вас обычно несвойственно.
Скрестите по-другому ноги, сместите центр тяжести, поменяйте положение ступней или измените выражение лица. Если вы не один в комнате, постарайтесь точно скопировать позу другого человека. Когда ваше тело примет непривычное положение, вас будет меньше клонить ко сну. Если вам требуется дополнительная энергия, напрягите мышцы живота, спины или ног. Постарайтесь, чтобы вашему телу стало труднее «заснуть», и вашему мозгу будет проще сохранять внимание.