Развитие ВЧК (1918-1922 гг.)
ВЧК с самого начала рассматривалась не только как орудие борьбы с контрреволюцией, но, прежде всего, как важнейших орган власти большевистской партии, средство реализации ее идеологической доктрины.
Создание ВЧК явилось одним из важнейших проявлений развертывавшейся «красногвардейской атаки на капитал».
Учреждение ВЧК мыслилось В. И. Лениным в едином контексте не только с резким ужесточением борьбы с контрреволюционерами и саботажниками, но и с организацией тотального контроля над «лицами, принадлежащими к богатым классам», всеми государственными служащими и подготовкой введения всеобщей трудовой повинности.
Эти меры, в свою очередь, являлись для Ленина необходимыми и важнейшими шагами в его попытке непосредственного введения социализма, предпринятой зимой — весной 1917 — 1918 года.
В. И. Ленин не хотел чрезмерного усиления любого органа исполнительной власти, поэтому неоднократно подчёркивал необходимость деятельности ВЧК под строжайшим контролем ВЦИК, СНК и ЦК РКП(б).
Он говорил, что чекисты обязаны поддерживать тесную связь с местными комитетами и ячейками РКП(б) и всеми коммунистами, которых он считал опорой ЧК в первую очередь.
Поэтому Ленин разработал принципы, формы и методы партийного руководства этой службой, подбора и воспитания кадров, общего отношения как к элитарному учреждению, которые явились причиной зависимого места ВЧК в аппарате управления страной.
Но абсолютно подконтрольным органом ВЧК не являлась. Государство поддерживало Комиссию, поощряло изменения, которые оптимизировали ее работу на благо общего дела.
Постепенно она получала полномочия некоторых упраздненных организаций, рос ее численный состав, эффективность работы и влияние. Таким образом, ВЧК за время своего непродолжительного существования активно расширялась и реформировалась.
Полномочия ВЧК на разных этапах развития
Основные задачи Комиссии были определены 7 декабря 1917 г.
Первоначально они заключались в пресечении и ликвидации контрреволюционных и саботажнических попыток и действий по всей России, предании суду Революционного трибунала всех саботажников и контрреволюционеров и выработке мер борьбы с ними, а так же в ведении предварительного расследования ряда дел.
Комиссия была наделена особыми полномочиями, такими как право производить конфискации, выселять преступные элементы, лишать их продовольственных карточек, опубликовывать списки контрреволюционеров.
Первоначально Комиссия не была в полном смысле слова чрезвычайным органом. Постановлением от 21 декабря 1917 г. СНК возложил на ВЧК борьбу с общеуголовным преступлением — спекуляцией, и она начинает приобретать черты чрезвычайного учреждения. ВЧК активно укреплялась кадрами – выходцами из трудовых классов.
Для осуществления своих полномочий ВЧК имела свои вооруженные силы.
Важное значение для правового статуса ВЧК имело постановление СНК от 31 января 1918 г., установившего, что ВЧК занимается розыском, пресечением и предупреждением преступлений, передавая материалы для предварительного следствия в следственную комиссию трибунала.
Таким образом, четко разграничивалась компетенция органов ВЧК и следственных комиссий трибуналов. Создавались нормальные взаимоотношения между этими органами.
Результаты расследования передавались в трибунал для вынесения приговора. Это положение было нарушено наступлением немецких войск, когда в принятом в связи с этим 21 февраля 1918 г. постановлении СНК «Социалистическое Отечество в опасности» говорилось, что неприятельские агенты, «спекулянты, громилы, хулиганы, контрреволюционные агитаторы, германские шпионы», лица, сопротивлявшиеся мобилизации в батальоны для рытья окопов, подлежали расстрелу.
В конце февраля 1918 г. Советское правительство значительно расширило права ВЧК. Данная вынужденная уступка была вызвана тем, что создавалась угроза существования советской власти. Активизировались контрреволюционные элементы, белогвардейские организации. Декрет СНК, точнее его восьмой пункт предоставлял ВЧК чрезвычайные полномочия. Было опубликовано объявление о том, что ВЧК будет беспощадно расправляться с врагами Советской власти.
Исследователи истории ВЧК считают, что это постановление наделило ВЧК правом внесудебного решения дел с применением высшей меры наказания — расстрела.
ВЧК становится чрезвычайным органом. Представляется, что наделение ВЧК этим правом даже в тех сложных условиях не было необходимым. Затем это привело к злоупотреблениям в данных органах, так как нарушалась общепринятая система борьбы с преступностью, исчезли такие стадии, как предварительное расследование и судебное разбирательство.
Нарушались такие демократические принципы, как отделение суда от администрации, следствия от суда. Органы ВЧК вели не только оперативную работу, но и проводили следствие и выносили постановление, т.е. приговор, заменяя, таким образом, следственные и судебные органы.
В1919 г. ВЧК лишается ряда полномочий.
С 4 февраля право вынесения приговоров было передано из ЧК в ревтрибуналы, но Комиссией было сохранено право расстрела при военном положении. ЦК РКП(б) постановил сохранить ВЧК как розыскной орган, а так же орган борьбы с вооруженными выступлениями. В марте, апреле, мае положение дел в стране резко ухудшилось. Борьба Красной Армии против Колчака проходила с переменным успехом, общество было переполнено шпионами и контрреволюционерами.
С целью защиты власти ВЧК снова наделяется рядом существенных полномочий с целью активизации борьбы с антисоветскими элементами. Права Комиссии были особенно расширены в местностях, находящихся на военном положении. Для борьбы с белогвардейцами и шпионами отделы ВЧК получают особенно обширные полномочия, но ужесточается и ответственность в отношении сотрудников за безосновательное применение чрезвычайных мер.
Комиссии поручили изымать незаконное оружие у населения, следить за неблагонадежными элементами, контролировать въезд и выезд за территорию государства, бороться с эпидемиями.
Обстановка в стране постепенно стабилизировалась. До конца марта 1920 г. при ВЧК действовал революционный трибунал с особыми полномочиями по борьбе со спекулянтами и расхитителями социалистической собственности.
13 – 17 января 1920 г. было разработано постановление о лишении ЧК права на расстрел и о передаче всех дел, по которым могла быть назначена такая мера наказания, в революционные трибуналы.
Полномочия ВЧК изменялись в соответствии с обстановкой в стране, но с середины 1920 г. намечается тенденция недопущения дальнейшего усиления Комиссии. Но до своей реорганизации она продолжала быть особым органом с чрезвычайными полномочиями. В. И. Ленин не хотел чрезмерного ослабления ВЧК, подчеркивая особую необходимость в этом органе, так как «власть трудящихся существовать не может, пока будут существовать на свете эксплуататоры».
Комиссия не была лишена чрезвычайных полномочий вплоть до своей реорганизации, так как за время существования стала надежным, устойчивым оплотом новой власти, так как была фактически переподчинена ВКП(б).
Создание специализированных ЧК
Первоначально структура ВЧК не была обширной, а скорее имела локальный характер.
Вначале в ВЧК были созданы три отдела: информационный, организационный и борьбы с контрреволюцией и саботажем.
8 декабря 1917 г. образуется Президиум ВЧК в количестве 5 человек: председателя, двух заместителей и двух секретарей. На заседании коллегии ВЧК 11 декабря 1917 г. было решено создать четвертый отдел — по борьбе со спекуляцией.
18 марта 1918 г. Президиум ВЧК принял решение о создании новых отделов. Создавался отдел по борьбе с преступлениями по должности, ибо эта сфера стала одним из главных участков работы ВЧК.
В связи с созданием местных ЧК был образован иногородний отдел на базе прежнего организационного отдела, осуществлявший руководство местными ЧК.
Было создано еще два новых отдела: тюремный и хозяйственный. Канцелярия была преобразована в общий отдел. Кроме того, существовали справочное бюро, дававшее справки об арестованных и о делах, находившихся в производстве ВЧК; стол личного состава ВЧК, занимавшийся учетом работников ВЧК.
К концу мая 1918 г. было создано 40 губернских и 365 уездных ЧК.
Значительную роль в унификации форм и методов борьбы органов ЧК с контрреволюцией и другими опасными преступлениями, в выработке единых организационных принципов построения органов ЧК, четкого разграничения компетенции различных звеньев ЧК, их взаимоотношений между собой и т.д. сыграла I Всероссийская конференция чрезвычайных комиссий, проходившая в июне 1918 г.
При каждом областном, губернском Совете, а также при крупных уездных Советах, узловых железнодорожных станциях, крупных портах, в пограничной полосе образовывались ЧК. В волостях и небольших уездах назначались комиссары ЧК.
Решающий толчок к повсеместной организации чекистских аппаратов дала I Всероссийская конференция чрезвычайных комиссий, работавшая в Москве 11-14 июня 1918 года.
Её делегаты приняли постановление об организации во всех губерниях, на узловых железнодорожных станциях, в портах и пограничной полосе «стройной сети» чрезвычайных комиссий по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией. Со дня образования ЧК все иные губернские и уездные органы, ведшие дела подобного рода, упразднялись, а все дела о совершённых государственных преступлениях передавались исключительно в введение чрезвычайных комиссий.
Конференция подчеркнула, что деятельность чекистских служб должна строится на основе строгого соблюдения принципов централизма и подчинения нижестоящих подразделений вышестоящим, чьи приказы являлись обязательному и подлежали безусловному исполнению.
Местные ЧК подчинялись ВЧК и были подотчётны местному Совету и его исполкому. На конференции определялись права и задачи местных и уездных ЧК, примерная структура и функции основных отделов.
За их основу принималась структура ВЧК, утверждённая конференцией и рекомендованная местным ЧК. Образовывались три ведущих отдела: по борьбе с контрреволюцией, по борьбе со спекуляцией и оперативная часть. Причём первый состоял из трёх отделений. Первое занималось работой в войсках; второе – наблюдало за видными деятелями царского режима, духовенством, различными кружками и обществами, не имевшими открытого политического характера; третье – осуществляло наблюдение за партийными организациями.
В дальнейшем структура отделов и подразделений неоднократно менялась, однако все изменения не посягали на главное: компетенцию контролировать политическую и экономическую обстановку, настроения всех слоёв населения и принимать оперативные меры против малейших попыток изменить советскую систему управления.
В 1918 г. в губерниях и уездах развернулся процесс формирования ЧК. В сентябре того же года коллегия ВЧК приняла «Положение о губернских и уездных ЧК», определившие функции, организационную структуру и штаты местных чрезвычайных комиссий. В октябре «Положение ВЦИК о Всероссийской и местной чрезвычайных комиссиях» законодательно утвердило их задачи и подчинённость.
Согласно рекомендациям ВЧК, в губернских ЧК было организованно четыре ведущих отдела: отдел по борьбе с контрреволюцией, отдел по борьбе со спекуляцией, серьёзное внимание уделялось отделу по борьбе с должностными преступлениями, работу уездных ЧК направлял иногородний отдел.
Кроме того в ЧК СКСО и Псковской губчека действовали пограничные отделы. В качестве вспомогательных подразделений функционировали комендатура, информационный стол и канцелярия. В конце ноября 1918 г. было принято решение об организации при ВЧК, областных и губернских ЧК транспортных отделов для работы на железных дорогах, водных и шоссейных путях.
В уездных ЧК были организованы два отдела: по борьбе с контрреволюцией и преступлениями по должности.
В прифронтовых уездах имелись пограничные отделы. Следственные работники специализировались по отделам. Подобная структура губернских и уездных чекистских органов просуществовала до начала 1919 года.
Начиналось формирование достаточно крупных чекистских вооружённых отрядов для участия в операциях и охраны объектов, они положили начало войскам госбезопасности.
Подбор председателей губернских чрезвычайных комиссий был прерогативой комитетов РКП(б), они выполняли требование ЦК и СНК и направляли на эти должности только проверенных коммунистов, способных проводить политическую линию партии на ответственном участке.
Подбор руководителей отделов и оперативных сотрудников осуществляли губернские и уездные комитеты РКП(б) и исполкомы Советов. По постановлению СНК от 14 ноября 1918 года при призывах на действительную военную службу работники ЧК зачислялись на неё, но подлежали откомандированию для исполнения прежних обязанностей.
20 января 1919 года президиум ВЦИК принял решение об упразднении уездных ЧК, определил сроки и порядок передачи дел в губернские чрезвычайные комиссии.
28 мая 1919 г. при Московской чрезвычайной комиссии (МЧК) был создан оперативный штаб в составе представителей МЧК, особого и транспортного отделов ВЧК, под руководством Я. Х. Петерса. 8 ноября Совет Обороны образовал Особую всероссийскую комиссию по улучшению санитарного состояния.
С января 1920 г. Коллегия ВЧК постановила создать политические бюро вместо уездных ЧК при уездной милиции. В марте 1920 г. был упразднен революционный трибунал при ВЧК. В дальнейшем произошло еще немало структурных преобразований с целью оптимизации работы Комиссии.
С момента возникновения и до реорганизации, ВЧК приобрела сложный аппарат управления и систему органов на местах. К концу своего существования Комиссия подошла с разветвленной структурой, которая имела практически повсеместное значение и влияние. В эволюции ВЧК было немало кризисных, тупиковых моментов, но решение подобных проблем дало бесценный опыт реформаторам системы исполнительной власти в будущем.
Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК): дата создания и функции
Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК), в 1917-22 орган, созданный для борьбы с контрреволюцией и саботажем.
Основана (во главе с Ф. Э. Дзержинским) в декабре 1917.
В 1918 были созданы местные органы ВЧК: губернские, уездные (упразднены в январе 1919), транспортные, фронтовые и армейские ЧК.
ВЧК проводила массовые жестокие репрессии в основном по классовому принципу, реализовывала т. н. красный террор.
В 1922 реорганизована в Государственное политическое управление (ГПУ).
Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контреволюцией, спекуляцией и саботажем (ВЧК),
В послеоктябрьский период 1917, по мере осуществления революционных преобразований и вызванного этим нарастания протеста народных масс, перед большевистской партией со всей актуальностью встал вопрос о создании специального аппарата для подавления сопротивления новой власти.
С этой целью декретом СНК от 7(20) декабря 1917 была образована ВЧК во главе с Ф. Э. Дзержинским.
В первые два месяца своего существования Чрезвычайная комиссия обладала лишь правом предварительного следствия, но постепенно, с обострением внутриполитической борьбы, полномочия ВЧК расширялись.
С февраля 1918 на основании декрета СНК «Социалистическое отечество в опасности» чекисты получили чрезвычайные полномочия и право применять высшую меру без суда и следствия (вплоть до расстрела на месте), которое было подтверждено постановлением СНК от 5 сентября 1918 «О красном терроре».
Уже в первой половине 1918 на местах действовало 40 губернских и 365 уездных ЧК, были сформированы органы ЧК в Красной Армии, на транспорте, на государственной границе.
Значительное место в деятельности ЧК занимала агентурная деятельность в тылу белогвардейских армий и за границей, контрразведывательная работа.
Принципы деятельности ВЧК как карательного органа диктатуры партии большевиков разработал и теоретически обосновал В. И. Ленин, который отводил ей исключительное место в советском государственном аппарате.
Методы борьбы «карающего меча революции» были весьма многообразны: террор, заложничество, провокации, конфискации имущества, заключение в концлагеря, внедрение агентов в антисоветские организации, иностранные миссии и учреждения, а сфера деятельности — необычайно широка: от подавления антибольшевистских вооруженных восстаний, раскрытия заговоров иностранных разведок до обеспечения работы транспорта, борьбы с беспризорностью и эпидемиями тифа.
Рупором ВЧК стали собственные печатные издания: «Еженедельник ВЧК», «Красный меч», «Красный террор» и др.
ЦК РКП(б) уделял большое внимание личному составу чекистов, стараясь направлять на работу в ЧК лучшие свои кадры.
Бессменным руководителем ВЧК оставался видный член партии большевиков Ф. Э. Дзержинский. На руководящие должности в ЧК были назначены старые большевики, профессиональные революционеры: И. К. Ксенофонтов, Я. Х. Петерс, Г. И. Бокий, М. С. Кедров, М. И. Лацис, В. Р. Менжинский, М. С. Урицкий. Удельный вес коммунистов в органах ЧК был одним из самых высоких среди государственных учреждений и составлял более 50%.
Тем не менее в органы ВЧК, особенно на местах, попало немало морально разложившихся людей с уголовным прошлым и даже с психическими отклонениями, которые пользовались неограниченной властью, не считаясь ни с какими правовыми нормами, не вдаваясь в идеологические рассуждения, попирая нравственные принципы.
Массовый террор и произвол, сопровождавший деятельность ВЧК, вызывал вспышки антисоветских выступлений, открытое недовольство широких слоев населения, даже той части российской интеллигенции, которая лояльно относилась к советской власти.
Методы «чрезвычайщины» в становлении правопорядка стали основой советского государственного строя, а сами эти чрезвычайные органы были поставлены над законом, что создало питательную среду для массовых репрессий 1930-х гг., которые своими корнями уходят в практику «красного террора» времен гражданской войны.
Власть ЧК становилась всеобъемлющей, проникая во все поры советского общества. Недаром Лацис писал: «нет такой области, куда не должна вмешиваться ЧК».
После окончания гражданской войны, в феврале 1922 ВЧК была упразднена и на ее месте создано Государственное политическое управление (ГПУ) в составе НКВД РСФСР.
Литература: Красная книга ВЧК. 2-е изд. М., 1989. Т. 1-2. Фельштинский Ю. Г. Крушение мировой революции. Брестский мир.