- Личный и социальный статус человека. Социальные роли
- Понятие и виды социальных ролей
- Виды социальных ролей
- Характеристики социальной роли
- Влияние социальной роли на развитие личности
- Ролевые конфликты
- Классификация социальных ролей
- Базовые характеристики социальных ролей
- Масштаб роли
- Способ получения роли
- Степень формализации роли
- Вид мотивации роли
- Ритуальное общение
- Манипулятивное общение
- Гуманистическое общение
- Социальные роли и их виды
Личный и социальный статус человека. Социальные роли
Статус — это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.
Социологи выделяют два вида статуса: личный и приобретенный. Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества. С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.
Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные (достигнутые). К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй — профессия, образование и др.
В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие — наоборот. Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении.
Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:
- а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;
- б) системы ценностей, характерной для данного общества.
Если престиж каких‑либо статусов является необоснованно завышенным или, наоборот, заниженных, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование. От престижа необходимо отличать авторитет. Авторитетом называют степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека.
Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью. Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе.
Фактически роль дает образец, показывающий, как именно следует действовать индивиду в той или иной ситуации. Роли различаются по степени формализации: некоторые из них определены очень четко, например, в военных организациях, другие весьма расплывчато. Социальная роль может быть закреплена за человеком как формально (например, в законодательном акте), так носить и неформальный характер.
Любой индивид представляет собой отражение всей совокупности общественных отношений своей эпохи. Поэтому каждый человек обладает не одной а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Подобное многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие‑то из социальных ролей противоречат друг другу).
Ученые предлагают различные классификации социальных ролей. Среди последних, как правило, выделяют так называемые основные (базисные) социальные роли.
К ним относятся:
- а) роль труженика;
- б) роль собственника;
- в) роль потребителя;
- г) роль гражданина;
- д) роль члена семьи.
Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и имеет определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей, предлагаемых ему обществом, те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности.
На принятие человеком той или иной социальной роли влияют как социальные условия, так и его биологические и личностные особенности (состояние здоровья, пол, возраст, темперамент и ДР.). Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, предлагая осуществить выбор путей его исполнения самой личности.
В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть так называемый ролевой конфликт. Ролевым конфликтом называется такая ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей.
Понятие и виды социальных ролей
Социальная роль — фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.
В обществе выделяют 2 типа общественных отношений: формальные (конвенциональные) – регулируются законодательством и социальным статусом; неформальные (межличностные) – регулируются чувствами.
Социальная роль — общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности, несущей на себе печать общественной оценки.
Впервые понятие социальной роли было предложено американскими социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом. (в 30-х годах прошлого века)
Каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей.
Виды социальных ролей
- 1. формальные социальные роли (учитель, повар)
- 2. межличностные социальные роли (друг, лидер, враг)
- 3. социально-демографические роли (мама, мужчина, сестра)
Характеристики социальной роли
Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т. Парсонсом: масштаб, способ получения, эмоциональность, формализация, мотивация. Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений.
Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения.
Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате специальных усилий.
Социальные роли существенно отличаются по уровню эмоциональности. Каждая роль несет в себе определенные возможности эмоционального проявления ее субъекта.
Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие — только неформальные; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения.
Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека.
Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.
Все социальные роли подвергаются общественной оценке (не личность, а вид деятельности) и связаны с правами и обязанностями. Если есть гармония прав и обязанностей – значит человек верно усвоил свою социальную роль.
Влияние социальной роли на развитие личности
Влияние социальной роли на развитие личности велико.
Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.
Ролевые конфликты
Ролевой конфликт — ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями.
Ситуация ролевого конфликта вызывается тем, что индивид оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования.
В ролевых теориях принято выделять конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые.
Классификация социальных ролей
Социальные роли попытался систематизировать Т. Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:
1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти).
От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.
2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами — например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.
Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента.
Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются более глубокие и всеобъемлющие отношения; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни ребенка.
4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами.
Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день, с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения.
Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.
5. Мотивация.
Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами — его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды. Как считает Парсонс, любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.
Человек выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение ипризнание. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.
Классификация ролей. В настоящее время существует достаточно много классификаций видов ролей. Так выделяют социальные роли, обусловленные место индивида в системе объективных социальных отношений (роли профессиональные, гендерные, половые, возрастные, социально-демографические и др.), и роли межличностные, определяемые местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, отверженный, предпочитаемый и др.).
В отличие от социальных ролей, права и обязанности, которые устанавливаются в межличностных ролях, зависят только от индивидуальных особенностей людей, их чувств и предпочтений. Т. Шибутани указывает, что в зависимости от условий деятельности, личность может выполнять различные роли. Так, в ситуациях сотрудничества это могут быть следующие роли — коллега, партнер, помощник, клиент, соратник.
При распределении же в группе авторитета и власти – лидер, герой, последователь; в ситуациях конкуренции — соперник, союзник, арбитр. Выделяют также роли институциализированные (официальные, конвенциальные), связанные с официальными требованиями организации, в которую входит субъект, и стихийные, связанные со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности.
Нередко роли разных людей тесно взаимосвязаны и скоординированы (например, мать—дочь, преподаватель—студент, продавец—покупатель, врач—пациент, священник—прихожанин); такие роли называются реципрокными.
Базовые характеристики социальных ролей
Базовые характеристики социальных ролей выделил в середине XX века американский социолог Толкотт Парсонс.
Им были предложены четыре характеристики, присущие всем ролям:
- o Масштаб роли
- o Способ получения роли
- o Степень формализации роли
- o Вид мотивации роли
Коснёмся этих характеристик немного подробнее.
Масштаб роли
Масштаб роли зависит от того, каков диапазон межличностного взаимодействия. Если он велик, то велик и масштаб роли.
Например, супружеские социальные роли отличаются огромным масштабом, т.к. между супругами имеется широкой диапазон взаимодействия. С одной точки зрения, их отношения являются межличностными и основывающимися на эмоциональном и чувственном многообразии, но с другой – их отношения регулируют нормативные акты, и в некоторой степени они формализованы.
Обе стороны такого социального взаимодействия интересуются всевозможными сферами жизни друг друга, а их отношения практически ничем не ограничиваются. В иных же ситуациях, где отношения строго обусловлены социальными ролями (клиент-сотрудник, покупатель-продавец и т.п.), взаимодействие осуществляется исключительно по конкретной причине, а масштаб роли сведён к небольшому кругу соответствующих ситуации вопросов, а значит, является очень и очень ограниченным.
Способ получения роли
Способ получения роли находится в зависимости от того, какова вообще степень неизбежности для человека конкретной роли.
Например, роль юноши, мужчины или старика будет автоматически определена возрастом и полом, а для её приобретения не требуется никаких усилий, хотя проблема может заключаться в соответствии человека своей роли, являющейся данностью. А если говорить о других ролях, то порой их нужно достигать и даже завоёвывать в процессе жизни, предпринимая для этого конкретные целенаправленные усилия. К примеру, роли профессора, специалиста или даже студента нужно достигать. Большая часть социальных ролей связана с достижениями людей в профессиональной и других сферах.
Степень формализации роли
Формализация является описательной характеристикой социальной роли и определена спецификой межличностного взаимодействия, когда один человек взаимодействует с остальными.
Какие-то роли могут предполагать установление лишь формальных отношений между людьми, и отличаются специфическими правилами поведения; другие могут основываться на неформальных отношениях; а третьи вообще будут сочетанием особенностей первых двух.
Согласитесь, что взаимодействие нарушителя правопорядка и полицейского должно определяться комплексом формальных правил, а отношения между влюблёнными, напортив, должны основываться на чувствах.
Это и есть показатель формализации социальных ролей.
Вид мотивации роли
То, чем мотивирована социальная роль, будет зависеть от мотивов каждого конкретного человека и его потребностей.
Разные роли всегда будут обуславливаться разнообразными мотивами. Так, когда родители пекутся о благе своего ребёнка, они руководствуются чувствами заботы и любви; когда продавец стремится продать товар клиенту, его действия могут определяться желанием увеличить прибыль организации и заработать свой процент; роль человека, бескорыстно помогающего другому, будет основываться на мотивах альтруизма и совершения благих поступков и т.д.
Социальные роли не являются жёсткими моделями поведения!
Люди могут по-разному воспринимать и исполнять свои социальные роли.
Если социальная роль воспринимается человеком как жёсткая маска, образу которой он должен соответствовать всегда и везде, он может полностью сломить свою личность и превратить свою жизнь в страдание. И делать этого ни в коем случае нельзя, к тому же у человека практически всегда есть возможность выбора (если роль, конечно, не обусловлена естественными причинами, такими как пол, возраст и т.д., хотя и эти «проблемы» многими людьми сейчас успешно решаются).
Любой из нас всегда может освоить новую роль, что повлияет и на самого человека, и на его жизнь.
Для этого существует даже особая техника, называющаяся имидж-терапией. Подразумевает она «примерку» человеком на себя нового образа. Однако человек должен обладать желанием войти в новую роль. Но интереснее всего то, что ответственность за поведение лежит не на человеке, а именно на роли, задающей новые поведенческие шаблоны.
Таким образом, человек, желающий измениться, начинает поступать по-новому даже в самых привычных и обыденных ситуациях, раскрывая свой скрытый потенциал и достигая новых результатов. Всё это говорит о том, что люди способны сами «делать» себя и выстраивать свою жизнь так, как они хотят, невзирая на социальные роли.
Стиль общения существенно детерминирует поведение человека при его взаимодействии с другими людьми.
Конкретный выбор стиля общения определяется многими факторами: личностными особенностями человека, его мировоззрением и положением в обществе, характеристиками этого общества и многим другим.
Сколько стилей общения существует? На этот вопрос трудно ответить. Однако если исходить из того, что стиль общения — это просто большая готовность человека к той или иной ситуации, то можно говорить о трех основных стилях. Их условно можно назвать ритуальным, манипулятивным и гуманистическим. Ритуальный стиль порождается межгрупповыми ситуациями, манипулятивный — деловыми, а гуманистический — межличностными.
В дальнейшем мы будем исходить из того, что стиль общения — это скорее предрасположенность к определенному общению, направленность, готовность к нему, которая проявляется в том, как человек склонен подходить к большинству ситуаций.
Однако стиль не полностью определяет общение человека, он может общаться и в чужом стиле. Например, если человеку свойственен в основном манипулятивный стиль, это не значит, что его общение с ближайшим другом тоже будет деловым.
Ритуальное общение
Здесь главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. При этом важно, что партнер в таком общении является как бы необходимым атрибутом выполнения ритуала.
В реальной жизни существует огромное количество ритуалов, подчас очень разных ситуаций, в которых каждый участвует как некоторая «маска» с заранее заданными свойствами Эти ритуалы требуют от участников только одного — знания правил игры. В подобном стиле осуществляются многие контакты, которые со стороны, да иногда и изнутри, кажутся бессмысленными, бессодержательными, так как они на первый взгляд совершенно неинформативны, не имеют и не могут иметь никакого результата.
Например, день рождения.
Все присутствующие знают друг друга лет двадцать, собираются вместе 3—4 раза в год, сидят по несколько часов и говорят об одном и том же. И мало того, что темы разговоров в сущности не меняются, так кроме этого каждый наверняка может предсказать точку зрения любого по любому вопросу. Казалось бы, это абсолютно бессмысленная трата времени, которая должна вызывать только раздражение.
Случается и такое, но гораздо чаще мы получаем от такого рода встреч удовольствие. Зачем нам это нужно?
Описанная ситуация — типичный случай ритуального общения, при котором главным является подкрепление связи со своей группой, подкрепление своих установок, ценностей, мнений, повышение самооценки и самоуважения. В ритуальном общении партнер — лишь необходимый атрибут, а его индивидуальные особенности несущественны.
Это верно и тогда, когда мы хорошо знаем человека, и тогда, когда видим в первый раз. Важно только одно — его компетентность относительно конкретного ритуала.
Вспомним широко известное выражение, что зануда — это человек, который в ответ на вопрос. «Как живешь9», начинает подробно рассказывать, как он живет. Иными словами, мы понимаем или воспринимаем человека как зануду только тогда, когда он выходит за рамки ритуала. Если же он не выходит за них (например, на сакраментальный вопрос отвечает «нормально «), то мы о нем не можем сказать ничего конкретного, да это нам и не нужно.
В ритуальном общении для нас существенно следование роли — социальной, профессиональной или межличностной.
Скажем, на вопрос: «Как живешь?» надо отвечать что-то вроде: «нормально», «прекрасно», «отлично»и т.д., а вот ответ: «отвратительно», предполагающий в дальнейшем вопрос: «А что так?» и последующую беседу на эту тему, — это уже выход из ритуала приветствия и переход к другому общению.
Человек, отвечающий, что он живет отвратительно, уже выходит за рамки своей ритуальной роли.
Для ритуального общения очень важно, с одной стороны, правильно распознать ситуацию общения, и представить себе, как в ней себя вести — с другой.
Например, кто-то уходит из гостей. Он уже одет, стоит в дверях, но все не уходит, что-то говорит, говорит — десять минут, полчаса. Человек не распознает ситуацию, в которой должен происходить ритуал прощания, а продолжает существовать в ситуации «застольной беседы «.
Гость не выполняет ролевые ожидания и его начинают воспринимать как надоедливого, назойливого человека.
Во многих случаях мы с удовольствием принимаем участие в ритуальном общении, в еще большем количестве ситуаций мы участвуем в нем автоматически, выполняя требования ситуации, практически не осознавая, что мы делаем.
Мы много раз здороваемся со знакомыми и незнакомыми людьми в одной организации, на лестничной площадке, на улице, спрашиваем у них «Как дела?», узнаем, что нормально, говорим о погоде, ругаем общественный транспорт, который «плохо ходит «, смеемся.
И такое общение человеку тоже необходимо — представьте себе, какова была бы ваша реакция, если вдруг все перестали бы с вами здороваться. Понятно, что реакция была бы далеко не оптимистическая, так как лишение человека этого ритуала прямо свидетельствует о социальной изоляции и воспринимается им в качестве таковой.
Отсюда следует, насколько большое значение человек придает ритуальному общению. Но ритуальное общение редко преобладает в жизни.
Оно бывает лишь прологом к другому общению — манипулятивному.
Манипулятивное общение
Это общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей.
Что важно продемонстрировать собеседнику в манипулятивном общении? Только то, что поможет достижению цели. В манипулятивном общении мы «подсовываем» партнеру стереотип, который мы считаем наиболее выгодным в данный момент.
И даже если у обоих партнеров имеются свои цели по изменению точки зрения собеседника, победит тот, кто окажется более искусным манипулятором, т.е. тот, кто лучше знает партнера, лучше понимает цели, лучше владеет техникой общения.
Не следует делать вывод, что манипуляция — это негативное явление.
Огромное количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение. По сути любое обучение (субъекту необходимо дать новые знания о мире), убеждение, управление всегда включают в себя манипулятивное общение.
Именно поэтому эффективность этих процессов во многом зависит от степени владения законами и техникой манипулятивного общения.
Манипулятивное общение — чрезвычайно распространенный вид общения, который встречается в основном там, где существует совместная деятельность. Важно помнить об одном существенном моменте — отношении человека к манипулятивному общению и обратном воздействии манипулятивного стиля.
Представьте себе, что вы сидите в кабинете руководителя среднего ранга, которому часто звонят по телефону.
Стиль разговора все время изменяется. Если статус оппонента выше — один тон, если ниже — другой. Это типичный пример манипулятивного общения, и каждый про себя будет объяснять, что «так и надо, иначе ничего не сделаешь». Однако многим это неприятно.
И, наконец, существует обратное влияние манипулятивного общения на личность, которая его использует.
Существует манипуля-тивная деформация личности в тех случаях, когда в силу частого профессионального употребления манипулятивного общения, хорошей техники по его использованию и, соответственно, постоянных успехов на этом поприще человек начинает считать манипулятивное общение единственно правильным. В таком случае все общение человека сводится к манипуляции (и тогда, когда это нужно, и когда оно совершенно неоправданно).
Гуманистическое общение
Это в наибольшей степени личностное общение, позволяющее удовлетворить такую человеческую потребность, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании.
Ни ритуальное, ни манипулятивное общение не позволяют вполне удовлетворить эту жизненно важную потребность. Цели гуманистического общения не закреплены, не запланированы изначально. Его важной особенностью является то, что ожидаемым результатом общения является не поддержание социальных связей, как в ритуальном общении, не изменение точки зрения партнера, как в манипулятивном общении, а совместное изменение представлений обоих партнеров, определяемое глубиной общения.
Ситуации гуманистического общения всем известны — это интимное, исповедальное, психотерапевтическое общение.
Оно связано с настроенностью и целями партнеров. Но здесь следует указать на ситуации, когда данное общение и даже его отдельные элементы неуместны.
Например, телефонисты справочных служб раздражаются на тех клиентов, которые, вместо того чтобы быстро задать вопрос, пытаются сначала вступить с ними в доверительное общение: представиться, познакомиться, рассказать о своих проблемах, причинах обращения в справочную службу и т.д.
Гуманистическое общение детерминируется не столько снаружи (целью, условиями, ситуацией, стереотипами), сколько изнутри (индивидуальностью, настроением, отношением к партнеру).
Это не означает, что гуманистическое общение не предполагает социальной детерминации. Очевидно, что человек, как бы он ни общался, все равно остается социальным (т.е. связанным с жизнью и отношениями людей в обществе). Однако в данном общении (больше, чем в других видах) прослеживается зависимость от индивидуальности. В гуманистическом общении партнер воспринимается целостно, без разделения на нужные и ненужные функции, на важные и неважные в данный момент качества.
Например, мы можем за два часа беседы хорошо узнать случайного попутчика в поезде и быть уверенным, что мы его правильно поняли.
При этом мы можем плохо понимать или совсем не понимать, что представляет собой как человек секретарша нашего руководителя, с которой мы «общаемся » чуть ли не ежедневно уже много лет подряд.
Наш попутчик, с которым мы откровенно поговорили, пытаясь понять друг друга и не преследуя больше никаких целей (какие могут быть «дела» с незнакомым человеком), «открылся » нам, мы его «почувствовали «.
А общение с секретаршей всегда носит в той или иной степени манипулятивный характер, следовательно, и воспринимаем мы ее очень ограниченно — только по отношению к тем функциям, которые она должна выполнять в наших делах.
Основным механизмом воздействия в гуманистическом общении является внушение, суггестия — самый эффективный из всех возможных механизмов.
Важно помнить, что это обоюдное внушение, так как оба партнера доверяют друг другу, и поэтому результатом является не изменение точки зрения одного из них, а взаимное совместное изменение представлений обоих партнеров.
Социальные роли и их виды
Социальная рольтрактуется как ожидание, вид деятельности, представление, стереотип, социальная функция, набор норм и т.д.
Кроме того, выделяются две главные характеристики ролей (аспекта):
1) ролевое ожидание — то, что от меня ожидают
2) ролевое исполнение — то, что я буду реально исполнять.
Определенная согласованность ролевого ожидания с ролевым исполнением служит гарантией оптимального социального взаимодействия.
Виды социальных ролей определяются вариативностью социальных групп, типов деятельности и отношений, в которые включена личность.
Классификация социальных ролей по Герхарду:
Статусные — изменяемые с величайшим трудом, предписаны нам от рождения.
— Мужчина — Женщина
— Возрастные роли
— Роль гражданина своей страны
Позиционные — определяются профессионально-квалификационным разделением труда в обществе. (Физики, химики, журналисты; Старшие и младшие научные сотрудники; профессора, категории актеров).
Более определены, чем статусные. Статусные, в свою очередь, накладываются на позиционные.
3. Ситуационные — исполняются в той или иной ситуации. Пешеход, покупатель и т.д. Больше степеней свободы. Различие в их количестве может привести к конфликту.
Классификация позиционных ролей на работе по Брауну:
Ориентир.
2. Одобритель, эмоциональный лидер.
3. Уникальные роли, обусловленные характеристиками человека. Например, козел отпущения.
Т. Парсонс. Подход к проблеме социальных ролей. Характеристики анализа социальных ролей:
Эмоциональность (врач и служитель кладбища должны быть сдержаны).
2. Способ получения (способы бывают достигнутые (студент) и предписанные).
3. Масштаб (окулист, продавец или друг, родитель).
4. Формализация. Формализованные роли содержат определенную структуру действий. Библиотекарь и друг — поведение относительно взятой книги.
5. Мотивация. Мотив есть всегда, но не всегда осознаваем.
Т. Шибутани.
Классификация социальных ролей:
1. Конвенциональные. Люди договариваются о правилах их исполнения (преподаватель и студент).
2. Межличностные. Неформальные, индивидуализированные. Как вести себя с тем или иным человеком.
В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.
Социальные ролисвязаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец).
В интеракционистских концепциях такие роли называют конвенциональными (конвенция — соглашение). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет.
Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина – это тоже социальные роли (гендерные роли), биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения.