Классификация обществ Д. Белла: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное
Современные социологи используют различные типологии, иногда объединяя несколько из них в некоторую синтетическую модель. Широко используется типология, создателем которой считается американский социолог Даниел Белл. Он подразделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Смена стадии сопровождается изменением технологий, способа производства, форм собственности, социальных институтов, политического режима, культуры, образа жизни, численность населения, социальная структура общества.
В доиндустриальном обществе, которое называют также традиционным, определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, а главными институтами были церковь и армия. В индустриальном обществе — промышленность, а главными институтами были корпорация и фирма. В постиндустриальном определяющим фактором развития выступает теоретическое знание, а университет как место его производства и сосредоточения занимает место главного института.
Современные социологи в основном согласны, что развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Переход от первобытной фазы к доиндустриальному, или традиционному, обществу называется неолитической революцией, а от него к индустриальному — промышленной революцией.
Разделение труда шагнуло далеко вперед. Появились тысячи и десятки тысяч профессий. Причем скорость, с какой на смену старым профессиям приходили новые, возросла в десятки и сотни раз. Большинство из них были просто неизвестны aграрному обществу. В индустриальном обществе больше половины населения занято промышленным трудом, а меньшая его часть — аграрным. Престиж первого постоянно растет, а второго падает. Правда, до известного предела. Наступит время, и престиж промышленного труда также начнет неумолимо снижаться. Но произойдет это в связи с переходом к следующей стадии — постиндустриальному обществу.
В доиндустриальном (традиционном) обществе, определяющим фактором развития было сельское хозяйство, с церковью и армией как главными институтами. В индустриальном обществе — промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном — теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения.
Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается превращением товаропроизводящей экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Изменяется социальная структура: классовое деление уступает место профессиональному. Собственность, как критерий социального неравенства, теряет свое значение, решающим становится уровень образования и знания. Подобные процессы наблюдаются в США и Японии, завершающих переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Но это не относится к России, которая не так давно завершила переход от доиндустриального общества, где большинство населения составляли крестьяне, проживавшие в сельской местности, к индустриальному.
Доиндустриальное общества имели экономику, основанную на первичном производстве (охота, собирательство, огород, фермерство). Индустриальные общества имеют экономическую и социальную структуру, основанную на машинной технологии и крупномасштабных систем производства. Инвестиции расширили финансовую власть Запада по всему миру. В результате, несколько индустриально развитых стран господствуют над остальным миром экономики и политики. Это доминирование вступает в новую среду — постиндустриализма.
В постиндустриальном обществе основную роль играют не промышленность и производство, а наука и технология. Показателем степени экономического развития индустриального общества служит индекс производства стали, а показателем постиндустриального общества — процент научных и технических работников на общий объем рабочей силы, а также объем затрат на научно исследовательские разработки. Индустриальное общество можно определить количеством производимых товаров, а постиндустриальное — умением вырабатывать и передавать информацию.
Доиндустриальное общество представляло собой чрезвычайно пеструю, разнородную мозаику, составленную из изолированных социальных единиц, начиная с орд, племен, царств, империй и кончая появившимися сравнительно недавно национальными государствами. Каждая из этих единиц имела независимую и самодостаточную экономику, собственную культуру. Постиндустриальное общество — совсем иное.
Появление индустриального общества
Индустриальное общество — общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений техника — технологического прогресса.
Характеризуется массовым, поточным производством, механизацией и автоматизацией труда, развитием рынка товаров и услуг, гуманизацией экономических отношений, возрастанием роли управления, формированием гражданского общества.
Утверждение индустриального технологического уклада в качестве доминирующего во всех общественных сферах сопровождается:
- 1) значительным сокращением доли занятых в сельском хозяйстве (до 3-5%) и ростом доли занятых в промышленности (до 50-60%), а также в сфере услуг (до 40-45%);
- 2) интенсивной урбанизацией;
- 3) формированием национальных централизованных государств на основе общей культуры;
- 4) установлением политических прав и свобод;
- 5) распространением всеобщей грамотности и формированием национальных образовательных систем;
- 6) бурным развитием науки и техники;
- 7) ростом уровня потребления в условиях массового производства товаров; изменением структуры рабочего и свободного времени — формированием «общества потребления» и др.
Становление индустриального общества было непосредственно связано с промышленной революцией (промышленным переворотом).
Развитию свободной конкуренции в Англии способствовало отсутствие внутренних таможенных пошлин.
Образование слоя наемных рабочих и создание внутреннего рынка (т. е. людей, нуждавшихся в покупке изделий промышленности) сочетались в Англии с бурным процессом так называемого первоначального накопления капитала. Капитал — это деньги, приносящие доход.
В ХVII — ХVIII вв. денежные средства скопились в Англии в таком количестве, что образовался целый слои богатых людей, искавших прибыльного помещения для своих капиталов.
Возникает и промышленный пролетариат — люди, работающие на фабриках.
Труд их был тогда очень тяжелым. Рабочий день длился до 18 часов в сутки, зарплата была низкой. Изобретение новых машин приводило к массовым увольнениям, что вызывало возмущение рабочих. Это выражалось в периодической поломке машин и орудий труда (луддизм).
По закону порча машин каралась смертью.
Формирование в Англии гражданского общества и правового государства способствовало росту предпринимательской инициативы. В этой стране не существовало препятствий для развития капитализма: власть находилась в руках буржуазии и «нового дворянства», тесно связанного с производством и торговлей, а колониальные захваты открыли англичанам огромные рынки сбыта и неисчерпаемые источники сырья.
В результате огораживаний земля в Англии оказалась в руках крупных землевладельцев – лендлордов, которые вели хозяйство капиталистическими методами: передавали землю арендаторам или нанимали для её обработки сельскохозяйственных рабочих.
Мелкие держатели земли изгонялись со своих участков. Многие из них уходили из сельской местности и становились наёмными работниками в городах.
Огораживания способствовали росту производительности сельского хозяйства, поскольку на огороженных землях применялись прогрессивные методы земледелия, что позволяло быстрее восстанавливать плодородие почвы.
Занятие сельским хозяйством приносило немалую денежную выгоду как землевладельцам, так и арендаторам. Крупные землевладельцы, имевшие значительное представительство в парламенте, добились сохранения высоких цен на хлеб. Рост производительности труда привёл к увеличению излишков сельскохозяйственной продукции.
Англия первая в мире встает на путь фабричного законодательства.
В 1802 г. был издан закон о сокращении рабочего дня детей до 12 часов. Закон 1819г. запрещал в хлопчатобумажной промышленности использовать детей моложе 9 лет и установил для 9-16 летних детей 12- часовой день. В 1837г. закон установил 10-ти рабочий день для женщин и подростков на текстильных фабриках.
Технический прогресс:
В 1733 г. Кей изобрел летучий челнок, позволивший увеличить производительность труда ткача вдвое. В 1765 г. появилась механическая прялка – «Дженни», которая заменяла труд 16–18 прядильщиков. Изобретенный в 1785 г. ткацкий станок давал возможность заменить труд 40 ткачей.
Важнейшим этапом технического прогресса стало создание в 1784 г. парового двигателя, который мог применяться во всех производствах, привел к созданию новых видов транспорта – пароходного и железнодорожного.
Технический прогресс в черной металлургии был достигнут, когда удалось использовать в производстве чугуна и стали каменный уголь.
За короткий период (1788–1804) выплавка чугуна возросла в 3 раза. В тот же период были созданы первые металлорежущие станки, стало развиваться машиностроение.
В ходе промышленного переворота произошел переход к фабричной форме организации производства. Использование машин с водяным двигателем способствовало внедрению машин, которые можно было применять только в специальных производственных помещениях – фабриках.
С конца XVIII в. на основе паровой энергетики создавались фабрики во многих отраслях промышленности.
Промышленный переворот вступил в первой трети XIX в. в заключительную стадию – создание принципиально новых видов транспорта, соответствовавших индустриальной структуре промышленного производства. Первый пароход появился в Англии в 1811 г. Первая железная дорога была построена в 1825 г. Использование новых транспортных средств позволило ускорить обращение и удешевить стоимость перевозок товаров.
Итог:
В результате промышленного переворота и последовавшего за ним промышленного подъема в 1850–1870 гг.
изменилась отраслевая структура экономики Англии. Из аграрной она превратилась в индустриальную державу. В 1870 г. в промышленности и строительстве было сосредоточено около 50 % трудовых ресурсов страны; 86 % населения проживало в городах и рабочих поселках.
Заключение:
Во — второй главе мы рассмотрели революцию в Англии между королем и парламентом, в ходе которой изменился политический строй, Англия перешла от Абсолютной монархии к Конституционной монархии и становление новой англиканской церкви.
В третьей главе, общество в Англии переходит с ручного труда на машинное, общество меняется, осознавая, что предпринимательство становится распространённой
И так, моя гипотеза подтвердилась о том, что революция стала причиной перехода Англии от традиционного общества к индустриальному.
Список литературы:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Английская_революция
- http://biofile.ru/his/30715.html
- http://www.textreferat.com/referat-7126.html
- http://geolike.ru/page/gl_2375.htm
- http://maxbooks.ru/rencul/rensan70.htm
- http://www.istmira.com/istoriya-srednix-vekov-v-dvux-tomax-pod- obshhej/1590—3-angliya-v-xivxv-vv.html
- https://history.wikireading.ru/23499
- http://biofile.ru/his/12968.html
- http://www.be5.biz/istoriia/promyshlennyi_perevorot_v_anglii.html
Начало промышленного переворота
Технические достижения. В конце ХVIII в. в промышленности ряда стран Европы начался переход от мануфактурной стадии с ее ручной техникой к фабричной системе производства. Этот переход называется промышленным переворотом, повлекшим за собой важные последствия.
Промышленный переворот начался в Англии в последней трети ХVIII в.
Потребности развития мануфактур способствовали ряду изобретении в области механики. В 1733 г., например, был изобретен «летучий челнок» для выделки сукна, что значительно ускорило производство тканей. Изобретение это стимулировало работу прядильщиков: вскоре была создана машина, прявшая нить без участия человека. Несколько лет спустя Дж. Харгривсом была изобретена знаменитая прялка «Дженни», а еще через несколько лет в Англии появилась первая прядильная фабрика, на которой машины работали с помощью водяного колеса.
В других отраслях промышленности тоже в это время произошли существенные изменения.
В 1765 г. Джеймс Уатт построил паровую машину, а спустя шесть лет усовершенствовал ее. Изобретение паровой машины привело со временем к повсеместному распространению фабрики.
Для работы машин нужен был уголь, поэтому стала усиленно развиваться его добыча. Возросла потребность в металле, что привело к усовершенствованию металлургии. Острая конкуренция предпринимателей в XIX в. потребовала от владельцев предприятий постоянного внедрения на производстве последних достижений науки.
Накопленные знания позволили получить из угля кокс и с его помощью резко снизить затраты при производстве чугуна.
Еще в 1722 г. французский естествоиспытатель А.Реомюр открыл секрет производства стали.
Рецепты Реомюра стали осуществимыми после того, как в 1856 г. англичанин Г Бессемер нашел способ продувания воздуха через горячий чугун с целью выгорания из него излишнего кислорода и превращения в сталь.
Практически одновременно братья Э. и П. Мартены создали специальную печь для восстановления чугуна, названную их именем.
В 1825 г. Дж. Стефенсон провел пассажирский состав. Протяженность железных дорог росла очень быстро. В 1830 г. стокилометровый рельсовый путь связал Манчестер с Ливерпулем.
А к 1850 г. Англия покрылась сетью железных дорог общей протяженностью 50 тыс. км. Железнодорожная лихорадка способствовала быстрому развитию металлургии, машиностроения, паровоза и вагоностроения.
Зарождение индустриального общества
Начавшаяся в Англии промышленная революция позже распространилась на другие страны Европы, США.
Промышленная революция создала условия, породившие индустриальное общество. Зародилось и мировоззрение, ставшее идейной основой индустриального общества.
Индустриальное общество должно быть основано на идеях свободы, равенства и независимости: предприниматели не зависели от власти государства, покупатели и продавцы были равны, каждый член общества должен быть свободным в своих действиях.
Наиболее быстрое развитие индустриальное общество получило в Англии.
Здесь еще во второй половине ХVII в. была установлена свобода промыслов. Складывались необходимые условия для господства свободной конкуренции. Развитию свободной конкуренции в Англии способствовало отсутствие внутренних таможенных пошлин.
Образование слоя наемных рабочих и создание внутреннего рынка (т. е. людей, нуждавшихся в покупке изделий промышленности) сочетались в Англии с бурным процессом так называемого первоначального накопления капитала.
Капитал — это деньги, приносящие доход. В ХVII — ХVIII вв. денежные средства скопились в Англии в таком количестве, что образовался целый слои богатых людей, искавших прибыльного помещения для своих капиталов.
Возникает и промышленный пролетариат — люди, работающие на фабриках.
Труд их был тогда очень тяжелым. Рабочий день длился до 18 часов в сутки, зарплата была низкой. Изобретение новых машин приводило к массовым увольнениям, что вызывало возмущение рабочих.
Это выражалось в периодической поломке машин и орудий труда (луддизм). По закону порча машин каралась смертью.
С конца XVIII в. начинается особый этап в развитии цивилизационного процесса — становление Индустриальной или машинной цивилизации. При жизни всего нескольких поколений человечество прошло путь от водяной мельницы до динамо-машины, от конной повозки до автомобиля и самолета, от бригантины до теплохода, от конного плуга до трактора, от мушкета до пулемета.
Совершился переход от аграрной к индустриальной экономике, который включал два этапа — мануфактурный и фабричный.
Переход от мануфактурного к машинному производству обозначал полный технический переворот, замену ручной техники и ручного искусства мастера системой машин. Машины превращаются в некую самоценность. Без постоянного изобретения и совершенствования машин существование такой цивилизации уже становится невозможным.
Если в доиндустриальных цивилизациях важнейшее значение имела повторяемость, усвоение опыта предшествующих поколений, орудия труда не менялись столетиями, то машинная цивилизация диктует необходимость непрерывного технического обновления. Технический прогресс становится основой жизни цивилизации.
Темпы развития технического прогресса определял тесный союз между машинной индустрией и наукой, ориентированной на практические цели.
Прежде всего, были найдены новые источники энергии и способы ее использования. XIX век нередко называют веком пара. Да, паровой двигатель триумфально завоевывал все новые и новые сферы применения. Но в равной мере XIX век может быть назван веком железа, веком электричества. Возросло значение нефтяной промышленности.
Началась эпоха освоения электричества. Появилась электросварка, электрохимия, электрометаллургия, по улицам прошли первые трамваи. Был изобретен двигатель внутреннего сгорания, наиболее экономную модель которого предложил немецкий инженер Рудольф Дизель. Усовершенствовалась выплавка стали, а также быстро развивалась химическая промышленность.
Большие изменения происходили в организации производства.
На развитие производительных сил все большее влияние стали оказывать капиталистические монополии, т.е. крупные хозяйственные объединения, контролировавшие большие материально-технические ресурсы и научно-производственный потенциал. Картели определяли цены и делили рынки сбыта. Синдикаты создавались как объединения для совместной продажи товаров.
Полное объединение собственности для совместного производства и сбыта осуществлялось в форме трестов. И, наконец, сами тресты объединялись в концерны.
Процесс монополизации производства имел ряд положительных сторон — обеспечение централизованного управления, снижение затрат на производство, погашение стихии рыночной конкуренции.
И в то же время в процессе монополизации уже были заложены противоречия, ярко проявившиеся в ходе развития индустриальной цивилизации. В руках небольшой группы людей концентрировалась финансовая власть. Монополистическая олигархия получала возможность влиять на внутреннюю и внешнюю политику страны в своих интересах.
К концу XIX в. складывается система мирового хозяйства, которое включало в себя три составные части: крупная машинная индустрия, которая уничтожила прежнюю, естественно сложившуюся обособленность отдельных стран; современный транспорт первая половина XIX в. была эпохой каналов, вторая эпохой железных дорог, которые, как писал Генрих Гейне, убили пространство; мировой рынок, который возник еще в эпоху Великих географических открытий, но только к концу XIX в. охватил фактически уже весь мир.
Соотношение сил между отдельными регионами мира в XIX в. отличались достаточной стабильностью и резким преобладанием Европы, а в ней Англии.
Лишь в конце XIX в. положение меняется. Мировое хозяйство из европоцентрического становится двуцентрическим (Европа и США).
Важной особенностью индустриальной цивилизации являлось изменение характера труда, роли человека в производстве и отношения человека к своей деятельности. С одной стороны, новое производство требовало мобилизации творческих возможностей человека.
С другой, — зародившееся поточное, массовое производство превращало работника в придаток машины. Зарождение поточного конвейерного производства связано с именем Генри Форда, который первым ввел в автостроение поточную систему, позволившую выпускать его знаменитую массовую модель автомобиля Жестяная Лиззи. Производительность труда на предприятиях Форда по тем временам была весьма высокой, но труд обезличивался, был машинизирован.
Иной стала и связь человека с природой.
Зависимость от природы не исчезла, но она становится иной. Это, в частности, нашло свое отражение в учении английского экономиста Томаса Мальтуса, книга которого Опыт о принципе народонаселения вышла в 1798 г., как будто специально приуроченная ко дню рождения XIX века.
Автор ее (и его последователи, образовавшие целое теоретическое направление мальтузианство) видел корни социально-экономических противоречий в обществе в разнице темпов роста народонаселения (в геометрической прогрессии) и средств к существованию (в арифметической прогрессии). Соответственно, помимо того, что численность народонаселения регулировалась естественным путем (эпидемии, войны и т.п.), одним из средств разрешения этих противоречий виделось ограничение рождаемости.