Земская реформа Александра II: итоги и значение

Земская реформа

1 января 1854 года было принято положение «О губернских и уездных земских учреждениях».

Этим положениям создавались земские органы местного самоуправления, которые должны были решать вопросы, касающиеся местного хозяйства.

До этого положения эти вопросы относились к компетенции достаточно многочисленных государственных, бюрократических учреждениях, которые действовали на местах.

К вопросам местного хозяйства относились:

  • 1. Строительство и ремонт дорог и мостов.
  • 2. Народное продовольствие.
  • 3. Общественное призрение, т.е. общественные заведения, которые были связаны с деятельностью приютов, ночлежек и т.д.
  • 4. Взаимное страхование.
  • 5. Борьба с падежом скота, эпидемиями в сельском хозяйстве и т.п.
  • 6. Попечение о местной торговле и промышленности.
  • 7. Забота о народном образовании, народном здравии.
  • 8. Забота о тюрьмах, арестных домах.

Для решений, относящихся к ведению земских учреждений, эти органы наделялись правом взимания местных налогов и платежей.

Предусматривалось создание губернских и уездных земских органов, которые состояли из распорядительных, директивных земских органов (губернские и уездные земские собрания) и исполнительных органов (губернские и уездные земские управы). И собрания, и управы были выборными органами.

Выборы в уездное земское собрание производились на 3-х избирательных съездах:

  • Съезд землевладельцев.
  • Съезд городских избирателей.
  • Выборные от сельских обществ.

Количество гласных (выборных) земских органов в каждом уезде было различным – от 10 до 96.

Гласные губернских земских собраний избирались также как и уездные сроком на 3 года.

Губернские гласные избирались на губернских земских собраниях из расчета 1 губернский гласный на 6 уездных гласных.

Среди губернских гласных большинство имели выборные от дворян — 74%, а 11% — выборные от крестьян.

Земские собрания (губернские и уездные) собирались 1 раз в год, обычно на несколько дней и как правило осенью, после окончания сельхоз работ. А председательствовали на этих собраниях уездные и губернские предводители дворян.

Земские учреждения не обладали какой-либо самостоятельной властью и могли проводить в жизнь свои решения только через исполнительные государственные органы, то есть в основном через полицию.

Земские органы были созданы только в 35 губерниях центральной России, а на удаленных территориях не было даже идеи создания земских органов (Сибирь, Средняя Азия, Северный Кавказ).

В дальнейшем, по мере усиления консервативной политики правительства, функции земских органов сокращаются: были ограничены права земств на налогообложение, был установлен запрет на координацию деятельности земских учреждений между собой, т.е земства не могли тесно взаимодействовать между собой, земствам без разрешения губернатора запрещалось печатать отчеты о своей деятельности.

В 1890 году принимается новое положение о губернских и уездных земских собраниях. Это уложение вводило новые ограничения на деятельность земских органов (были повышены цензовые требования и др.).

Это было сделано для уменьшения представительства крестьян и для увеличения гласных, избираемых от городской буржуазии, дворян.

Было установлено три избирательные курии по сословному принципу:

  • Выборные от дворян (потомственных и личных).
  • От городских состояний.
  • От крестьян.

По новому положению крестьяне уже не выбирали своих гласных напрямую. На волостных сходах крестьяне выбирали кандидатов, а из числа кандидатов губернатор назначал гласного от крестьян.

Кроме гласных, которые избирались местным населением, в уездные земские собрания входили представители ведомств государственных имуществ и уделий, которые назначались министром.

Кроме этого, сюда входил депутат от духовного ведомства и городской глава уездного города, а также председатель и члены уездной управы. Иногда по решению министра внутренних дел созывались чрезвычайные земские собрания. Кроме того, председатель и члены земской управы после выборов утверждались правительством.

В земские органы не могли избирать и быть избранными лица состоящие под судом или следствием, лица, подвергавшиеся суду за преступления, влекущие лишение или ограничение прав состояний или лица, исключенные со службы (т.е. опороченные), а также лица, состоящие под «гласным» надзором полиции, лица, лишенные духовного сана за различные пороки и лица, исключенные из сословных обществ.

Положение 1890 года признавало земских гласных состоящими на государственной службе, т.е. правительство распространило все положения о государственных служащих на земских гласных, и таким образом воздействовало на них, т.к. уездные и губернские гласные получили возможность приобретать чины, получать государственные награды, выплаты и пенсии.

Говоря о земских органах в целом, следует отметить, что в своей деятельности они смогли добиться значительных успехов, несмотря на то, что законодательство всячески ограничивало их самостоятельность.

Земские гласные

Земские гласные, выборные члены губернских и уездных земских собраний, образованных в соответствии с Земской реформой 1864.

3емские гласные избирались по 3 куриям: уездных землевладельцев; городских избирателей; выборных от сельских обществ.

  1. В 1-ю курию входили землевладельцы (независимо от их сословной принадлежности), имевшие не менее 200 десятин земли, и владельцы недвижимой собственности (промышленные, торговые предприятия и др.) на сумму свыше 15 тыс. руб. или получавшие годовой доход свыше 6 тыс. руб., а также уполномоченные от духовенства и землевладельцев, имевших не более 200 десятин и не менее 20 десятин земли.
  2. Во 2-ю курию входили купцы всех гильдий, владельцы городских торговых и промышленных заведений с годовым доходом не менее 6 тыс. руб., владельцы недвижимого имущества стоимостью от 500 руб. (в небольших городах) до 3 тыс. руб. (в крупных городах).
  3. 3-я курия состояла из представителей сельских обществ, главным образом крестьян, однако по ней могли баллотироваться также местные дворяне и духовенство. По первым двум куриям выборы были прямыми, по 3-й – многостепенными: сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, те – выборщиков, а последние – уездных земских гласных.

По 1-й курии избиралось столько же земских гласных, сколько по остальным двум. Количество уездных земских гласных колебалось (в зависимости от численности населения уезда) от 10 до 96, губернских земских гласных – от 15 до 100.

Губернские земские гласные избирались на уездных земских собраниях: один гласный от 6 уездных земских гласных.

В 1865 – 67 среди уездных земских гласных дворяне составляли 42%, крестьяне 38%, купечество 10%, духовенство 6,5%, прочие 3%, в губернских земских собраниях – дворяне 74,2%, купечество 10,9%, крестьяне 10,6%, прочие 4,3%.

Земская контрреформа 1890 несколько изменила порядок выборов. Вознаграждения за службу земские гласные не получали.

Земские органы самоуправления в XIX в

Подготовка к земской реформе

В связи с интенсивным развитием товарно-денежных отношений к середине XIX в. настолько усложнилась инфраструктура общества, что прежний аппарат управления был уже не в состоянии нормально руководить им. В результате целые отрасли, к тому же сориентированные на обслуживание населения, выпадали из сферы управления.

Наиболее проницательные государственные деятели уже тогда понимали суть происходивших событий.

Они знали, что во всех европейских странах переход от феодализма к капитализму сопровождался приобщением населения к местному управлению, и убеждали царя передать все, что обеспечивало жизнедеятельность сельских жителей, на места специальным учреждениям, избранным всеми слоями общества.

Однако этой идее противодействовали чиновники административного аппарата: они не желали делиться властью с кем бы то ни было. Тем не менее, в марте 1859 г. специальная комиссия, созданная при Министерстве внутренних дел, пришла к выводу о необходимости передать ведение местных дел выборным учреждениям.

Состоялось царское повеление приступить к выработке именно такого закона.

Однако и после четко выраженной воли монарха работа над законопроектом шла крайне медленно. Созывались многочисленные комиссии, приходили и уходили их председатели, время шло, а разногласиям не было конца.

Главным пунктом споров стала сфера отграничения местных дел от политических общегосударственных проблем. В конце концов, Александр II потребовал, чтобы разработка законопроекта была завершена к точно установленному сроку, а именно к 1 января 1864 г.

Закон получил довольно лаконичное и предельно простое название «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Так возникло земство на Руси.

Принужденное силой обстоятельств согласиться с введением местного самоуправления, царское правительство, тем не менее, оказалось в состоянии приспособить его к своим потребностям.

И на форме закона, и на его содержании лежала печать борьбы, которая шла в верхах по вопросу о новой системе управления. Половинчатость земской реформы заключалась в том, что она проводилась главным образом в европейской части России, преимущественно в помещичьих губерниях, к тому же земские органы учреждались только на уровне губерний и уездов.

В самых мелких административных единицах — волостях — земства не предусматривались. Не предполагалось и создание общегосударственного органа, который объединил бы усилия всех земств.

Становление земского управления

Согласно «Положению» 1864 г., земства являлись всесословными учреждениями.

К решению вопросов местного хозяйства привлекался широкий круг жителей: представители дворян, торгово-промышленной буржуазии и крестьян. Это делало местное управление более гибким и мобильным.

Земства, состояли из распорядительных и исполнительных органов. Распорядительными органами земства были земские (губернские и уездные) собрания. Исполнительными органами являлись уездные и земские управы, избиравшиеся на земских собраниях.

Раз в год гласные созывались на сессию для утверждения годовых отчетов исполнительных органов — управ для рассмотрения дел земского хозяйства, доходов и расходов.

Земские учреждения формировались путем выборов. Все избиратели делились на три курии (избирательные собрания), образуемые по имущественному принципу. В первую курию — уездные землевладельцы — входили лица, имевшие не менее 200 десятин земли или обладавшие недвижимостью на сумму не менее 15 тыс.

рублей. Во вторую курию — городские избиратели — включались купцы трех гильдий, владельцы предприятий с оборотом свыше 6 тыс. рублей или недвижимого имущества на сумму не менее 500 рублей в небольших и не менее 2 тыс. рублей в крупных городах. Третья курия — выборные от сельских обществ — состояла преимущественно из крестьян.

Однако по ней могли также баллотироваться местные дворяне и духовенство. Выборы гласных от крестьян были многостепенными: сельские общества посылали представителей на волостной сход, где избирали выборщиков, а уже из их среды выдвигалось требуемое количество гласных уездного земского собрания.

По первой курии избиралось столько же гласных, сколько по остальным двум, вместе взятым.

«Не могут участвовать в избирательных съездах:

  • а) лица моложе 25 лет;
  • б) лица, находящиеся под уголовным следствием или судом;
  • в) лица, опороченные по суду или общественному приговору
  • г) иностранцы, не присягнувшие на подданство России».

Избранное уездное земское собрание являлось распорядительным органом местного самоуправления.

Его председателем был уездный предводитель дворянства. Исполнительным органом местного самоуправления являлась уездная земская управа, состоявшая из председателя и членов. На уездных земских собраниях избирались гласные, т.е. депутаты губернского земского собрания. Председателем последнего также являлся губернский предводитель дворянства, а исполнительным органом — губернская земская управа.

Земские учреждения всех уровней избирались на три года. Председатели управ избирались соответствующими земскими собраниями, но при этом председателя уездной управы утверждал губернатор, а губернской — министр внутренних дел.

Земские учреждения вводились постепенно. В 1865 г. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» было распространено лишь на 19 губерний.

В последующие десять лет земства появились еще в 15 губерниях. К 1914 г. земские учреждения действовали в 43 губерниях (из 78).

Сфера деятельности земств ограничивалась хозяйственными и социальными вопросами местного значения.

В их ведение отдавалось строительство и содержание местных дорог, земской почты, земских школ, больниц, богаделен и приютов, попечение о местной торговле и промышленности, ветеринарное дело, постройка церквей, содержание местных тюрем и домов для умалишенных. Политических функций земства не имели. Тем не менее они становились центрами либерального общественного движения.

«Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам или общим государственным пользам… Министр Внутренних Дел, с своей стороны, в промежуток между двумя сроками заседаний земского собрания, может остановить постановление, противное законам или государственным пользам, сообщая о том Собранию в первое назначенное для его заседаний время…».

Объявив земства всесословными учреждениями, правительство все же законодательно оформило положение о том, что председателями земских собраний могут быть только предводители губернского и уездного дворянства.

Этим самодержавие обеспечивало преобладание дворянского сословия в управлении государством. Правительство поставило земские учреждения под контроль центральной власти. В 1866-1867 гг. Сенат и Министерство внутренних дел приняли целый ряд разъяснений, ставящих земских деятелей в зависимость от государства. Губернатор и министр внутренних дел получили право приостанавливать решение земств, если оно противоречило «общим государственным пользами.

Указы 1868-1874 гг. ограничили гласность, свободу прений в земских собраниях.

Земская контрреформа 1890 г. преследовала цель ограничить самостоятельность земских учреждений. С целью надзора за земскими учреждениями при губернаторах создавалось губернское по земским делам присутствие. Оно обсуждало «правильность» и «законность» распоряжений земских органов, осуществляло ревизию их деятельности, наделялось правом накладывать взыскания на членов земских управ.

Замена имущественного принципа сословным при формировании избирательных курий привела к увеличению представительства дворян в земских органах. Так, если во второй половине 60-х гг. XIX в. удельный вес дворянства в уездных собраниях составлял 41,6 %, а в губернских — 74,2 %, то к концу XIX в. соответственно 55,1 и 87,1 %. Степень же представительства крестьян в губернских земских собраниях за этот период уменьшилась в 5 раз (с 10 до 2 %).

Несмотря на все попытки правительства установить контроль за деятельностью земств, они оставались важнейшим институтом формирующегося гражданского общества в России.

Механизм управления земством

Немаловажную роль в стремлении правительства сохранить контроль над земским самоуправлением отводилась бюрократической опеке над земствами. Каждый их шаг — будь то выборы гласных, определение источников финансирования, способы решения вопросов местной жизни или даже обмен информацией между губернскими собраниями — все это строго контролировалось.

Появление земств ни в коей мере не стеснило прежней администрации. Губернские и уездные органы государственного управления остались неизменными. Более того, власть губернатора и его подручных, особенно полицейского начальства, даже усилилась. Земские учреждения буквально втискивались в старый механизм управления.

Как считал В. П. Безобразов, один из видных реформаторов того времени, закон от 1 января 1864 г. не вводил земства в существовавшую тогда структуру власти, а ставил «подле нее, как отдельные государственно-общественные тела, не имевшие никаких органических связей с системой государственного управления».

К тому же механизм функционирования земств принципиально отличался от методов административного управления.

После избрания гласных (чаше всего осенью) созывались уездные земские собрания. Гласных приводили к присяге, и начиналось обсуждение вопросов местной жизни. Заседания были открытыми, и в зале мог присутствовать всякий, кто желал послушать выступления ораторов.

На первом же собрании уездные гласные избирали из своей среды губернских гласных: от шести уездных — одного губернского. В состав губернского земского собрания вводились также предводители дворянства и представители управ всех уездов, а также два-три чиновника от казенных и удельных земель.

Губернские собрания созывались один раз в год (обычно в декабре), но могли назначаться и чрезвычайные собрания.

Срок полномочий гласных уездных и губернских собраний равнялся трем годам. На них принимались развернутые постановления, а проведением в жизнь этих документов занимались земские управы. Они избирались в составе трех человек: председателя и двух членов.

Но иногда разрешалось увеличивать численный состав уездных управ до четырех, а губернских — до шести. Гласных, избранных на должность председателя губернской управы, утверждал министр внутренних дел, а уездных — губернатор.

Ему же принадлежало право утверждать членов губернских и уездных управ. Если министр или губернатор не давали согласия на занятие той или иной должности, назначались новые выборы, а не получивший утверждения гласный не мог баллотироваться на эту должность повторно.

Земская управа осуществляла руководство местным хозяйством через отделы и комиссии. Их количество в разных местах было разным и зависело от численности населения, которое обслуживалось земством.

В земских учреждениях заметную роль играли представители интеллигенции, осуществлявшие функции служащих.

Роль земств в сфере народного образования и здравоохранения

Даже в условиях постоянных придирок властей и строгой регламентации земства показали себя весьма жизнеспособной управленческой системой.

Все исследователи единодушны в том, что самые значительные достижения земства имели в сфере народного образования. По признанию министра просвещения, сделанному в 1866 г., до введения земств сельских школ в России почти не было.

Именно земства превратили народное образование в разветвленную систему регулярно финансируемых учреждений. Более того, в их деятельности образование получило даже приоритетный характер. Расходы на него увеличивались из года в год. Если в 1878 г. они составили 14,5% к общему земскому бюджету, то в 1890 г. — 15,3, а в 1900 г.-17,6%.

О том, какими темпами развивалась земская школа, свидетельствует следующий факт: в Московском уезде первую школу земцы открыли в 1872 г., а в 1913 г. — их было уже 206. Земствам удалось создать новый тип школы, отличный от всего, что существовало ранее. Со временем и казенные, и церковные школы стали действовать по образу и подобию земских.

За полвека земства открыли около 28 тыс. школ, в которых ежегодно обучалось до 2 млн детей. За это же время земства подготовили 45 тыс. учителей. Им улучшили условия работы, повысили заработную плату, сформировали достаточно высокое общественное мнение об авторитете учителя. Большинство школ получило свои собственные здания, которые в ряде мест сохранились до наших дней.

Видное место в деятельности земств занимало здравоохранение. Благодаря энергичным усилиям земцев заметно увеличилось количество врачей, расширилась сеть аптек, были организованы фельдшерские и медицинские курсы повышения квалификации.

Именно тогда медицина проникла в крестьянскую среду и стала более или менее обычным явлением сельской жизни. Земские врачи победили некоторые опаснейшие эпидемические заболевания. Все это не замедлило сказаться на снижении смертности: в 1867 г. в России умирало 37 человек из 1000, в 1887 г. — 34, в 1907 г. – 28.

Земская статистика и самофинансирование местного самоуправления

Очень высокие результаты имела земская статистика.

Она возникла чуть позже самого земства как прямое следствие его деятельности. В соответствии с «Положением» земские учреждения получили право для покрытия расходов взимать специальный налог, именуемый земским сбором. Как известно, до отмены крепостного права обложение осуществлялось по душам, а земствам было разрешено взимать налог с имущества: земель, лесов, доходных домов, фабрик, заводов, торговых заведений и т. д.

Между тем, когда земства занялись раскладкой налога, каких-либо сведений о стоимости и доходности имуществ не существовало. В силу практической необходимости они создали специальную систему, которая занялась сбором этих данных, т.е. описанием и оценкой недвижимой собственности. Формировалась статистическая служба.

Однако во второй половине 80-х гг. в обстановке корректировки реформ именно статистика пострадала больше всего. Поставленная властями в невыносимые условия, она фактически прекратила свое существование.

Вплоть до середины 90-х гг. не было открыто ни одного статистического учреждения.

Прошло несколько лет, и само правительство почувствовало необходимость такой службы. Народное хозяйство настоятельно требовало точных данных о самых различных процессах, прежде всего экономических. 18 июня 1899 г. специальный закон обязал губернские управы развернуть сеть статистических учреждений. Более того, правительство выделило дополнительные средства на земскую статистику.

Между тем деятельность земств в течение всех лет их существования протекала в сложных условиях.

Создав земское самоуправление, правительство шаг за шагом его ограничивало. История земств чрезвычайно богата изданием различных государственных законов, циркуляров и разъяснений, принятых в связи с тем или иным их действием и нацеленных на то, чтобы ущемить их самостоятельность и усилить зависимость от бюрократии. Особенно тщательно власти следил и за общественно-политической деятельностью земств. Причина всего этого, по мнению В. И. Ленина, заключалась в том, что «всемогущая чиновничья клика не могла ужиться с выборным всесословным представительством».

Такие взаимоотношения между бюрократией и органами местного самоуправления неизбежно должны были породить земскую оппозицию к правительству. Она нарастала по мере усиления революционного движения сперва народников, а затем рабочих и крестьян и достигла весьма высокого уровня в начале XX в.

Самофинансирование местного самоуправления

На их деятельности сказалось несколько благоприятных факторов.

Прежде всего они действовали в привычных административно-территориальных рамках в границах уездов и губерний. Это давало им возможность ставить крупные проблемы, касавшиеся живших там людей, и получать необходимые материальные ресурсы для их решения.

Жизнеспособность земств обеспечивалась также их самофинансированием. Основную часть поступлений они получали от налогов на недвижимое имущество: земли, леса, доходные дома, фабрики, заводы.

Однако главным объектом обложения оказались крестьянские земли. Благоприятным фактором деятельности земств были принципы самоуправления. Несмотря на опеку бюрократии, земства сами формировали руководящие органы, вырабатывали структуру управления, определяли основные направления своей деятельности, подбирали и обучали специалистов и т.д

Как это ни парадоксально, самоуправление земств обеспечивалось не только законом, но и той самой «демаркационной линией», которая была установлена правительством. Она была обязательной не только для земцев, но и для бюрократии. В тех сферах, которые были определены для земств, они действовали вполне самостоятельно.

И, наконец, высокая функциональная жизнедеятельность земств объяснялась высоким профессионализмом кадров.

В земстве сложился штат постоянных работников. В обшей сложности к 1912 г. земских служащих и лиц, оплачиваемых земствами, было около 150 тыс. Это — служащие, учителя, врачи, агрономы, страховые агенты, статистики, инженеры, техники и пр.

Большая часть из них имела приличное образование, профессиональные навыки, достаточно высокое общественное положение, которым дорожила и подтверждала своей повседневной работой.

Земская реформа: кратко

Подготовка к этой реформе была начата в 1859 году под давлением развивающейся российской буржуазии.

1 января 1854 года было принято положение «О губернских и уездных земских учреждениях».

Этим положениям создавались земские органы местного самоуправления, которые должны были решать вопросы, касающиеся местного хозяйства.

До этого положения эти вопросы относились к компетенции достаточно многочисленных государственных, бюрократических учреждениях, которые действовали на местах.

К вопросам местного хозяйства относились:

  • 1. Строительство и ремонт дорог и мостов.
  • 2. Народное продовольствие.
  • 3. Общественное призрение, т.е. общественные заведения, которые были связаны с деятельностью приютов, ночлежек и т.д.
  • 4. Взаимное страхование.
  • 5. Борьба с падежом скота, эпидемиями в сельском хозяйстве и т.п.
  • 6. Попечение о местной торговле и промышленности.
  • 7. Забота о народном образовании, народном здравии.
  • 8. Забота о тюрьмах, арестных домах.

Для решений, относящихся к ведению земских учреждений, эти органы наделялись правом взимания местных налогов и платежей.

Предусматривалось создание губернских и уездных земских органов, которые состояли из распорядительных, директивных земских органов (губернские и уездные земские собрания) и исполнительных органов (губернские и уездные земские управы).

И собрания, и управы были выборными органами. Выборы в уездное земское собрание производились на 3-х избирательных съездах:

  • Съезд землевладельцев.
  • Съезд городских избирателей.
  • Выборные от сельских обществ.

Количество гласных (выборных) земских органов в каждом уезде было различным – от 10 до 96.

Гласные губернских земских собраний избирались также как и уездные сроком на 3 года.

Губернские гласные избирались на губернских земских собраниях из расчета 1 губернский гласный на 6 уездных гласных. Среди губернских гласных большинство имели выборные от дворян — 74%, а 11% — выборные от крестьян.

Земские собрания (губернские и уездные) собирались 1 раз в год, обычно на несколько дней и как правило осенью, после окончания сельхоз работ. А председательствовали на этих собраниях уездные и губернские предводители дворян.

Земские учреждения не обладали какой-либо самостоятельной властью и могли проводить в жизнь свои решения только через исполнительные государственные органы, то есть в основном через полицию.

Земские органы были созданы только в 35 губерниях центральной России, а на удаленных территориях не было даже идеи создания земских органов (Сибирь, Средняя Азия, Северный Кавказ).

В дальнейшем, по мере усиления консервативной политики правительства, функции земских органов сокращаются: были ограничены права земств на налогообложение, был установлен запрет на координацию деятельности земских учреждений между собой, т.е земства не могли тесно взаимодействовать между собой, земствам без разрешения губернатора запрещалось печатать отчеты о своей деятельности. В 1890 году принимается новое положение о губернских и уездных земских собраниях.

Это уложение вводило новые ограничения на деятельность земских органов (были повышены цензовые требования и др.). Это было сделано для уменьшения представительства крестьян и для увеличения гласных, избираемых от городской буржуазии, дворян.

Было установлено три избирательные курии по сословному принципу:

  • Выборные от дворян (потомственных и личных).
  • От городских состояний.
  • От крестьян.

По новому положению крестьяне уже не выбирали своих гласных напрямую.

На волостных сходах крестьяне выбирали кандидатов, а из числа кандидатов губернатор назначал гласного от крестьян.

Кроме гласных, которые избирались местным населением, в уездные земские собрания входили представители ведомств государственных имуществ и уделий, которые назначались министром. Кроме этого, сюда входил депутат от духовного ведомства и городской глава уездного города, а также председатель и члены уездной управы.

Иногда по решению министра внутренних дел созывались чрезвычайные земские собрания. Кроме того, председатель и члены земской управы после выборов утверждались правительством.

В земские органы не могли избирать и быть избранными лица состоящие под судом или следствием, лица, подвергавшиеся суду за преступления, влекущие лишение или ограничение прав состояний или лица, исключенные со службы (т.е. опороченные), а также лица, состоящие под «гласным» надзором полиции, лица, лишенные духовного сана за различные пороки и лица, исключенные из сословных обществ.

Положение 1890 года признавало земских гласных состоящими на государственной службе, т.е. правительство распространило все положения о государственных служащих на земских гласных, и таким образом воздействовало на них, т.к. уездные и губернские гласные получили возможность приобретать чины, получать государственные награды, выплаты и пенсии.

Говоря о земских органах в целом, следует отметить, что в своей деятельности они смогли добиться значительных успехов, несмотря на то, что законодательство всячески ограничивало их самостоятельность.

Итоги земской реформы

Несмотря на недостатки земской реформы, она все же оказала значительное влияние на экономику. Создание земств было активно поддержано гражданами и сторонниками конституционного строя, которые воспринимали эту реформу как зарождение демократического строя.

Земства помогли регионам значительно улучшить свою экономику, избежать многих проблем с управлением, существовавших со старой системой, а также освободили высшие государственные органы от решения мелких проблем.

Земская реформа считается одной из самых неудачных реформ Александра 2-го, так как она было непоследовательной и во многом несостоятельной, охватывала лишь некоторые стороны местного самоуправления, однако свои плоды она все же принесла.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий