20 съезд КПСС и его значение
Один из поворотных съездов в истории партии, проходил 14-25.02.1956 г.
В докладе первого секретаря ЦК КПСС Н. Хрущева было признано, что социалистическая революция может совершаться не только вооруженным путем. Большое внимание на съезде было уделено социальным вопросам. Съезд одобрил реформы “по наведению надлежащего порядка в оплате труда, по усилению личной материальной заинтересованности работников в результатах своего труда”. Вскоре после съезда было сокращено рабочее время в предвыходные дни, приняты меры к авансированию труда колхозников, упорядочению нормирования зарплаты, что привело к ее постепенному повышению, введению пенсионного обеспечения для рабочих.
Главным событием съезда стало выступление Хрущева 25.02.1956 г. «О культе личности Сталина и его последствиях», посвященный разоблачению «культа личности» И. Сталина. Впервые с 20-х гг. Сталин был подвергнут публичной критике в СССР. Хрущев обвинил Сталина в сознательном уничтожении старых большевиков, которые вовсе не были заговорщиками, а на самом деле честно служили партии. Критика в докладе была точно дозирована и согласована с другими членами президиума ЦК КПСС, также ответственными за сталинские репрессии (правда, Хрущев значительно заострил оценки по сравнению с теми, которые готовились заранее под руководством Н. Поспелова).
Репрессии рассматривались в докладе как «ошибки», возникшие в результате «культа личности» Сталина. Все важные решения принимал только один человек, которому, как и всем людям, свойственно ошибаться. Как говорил Хрущев, помимо репрессий против коммунистов и интеллигенции, крупнейшей из таких ошибок стало поведение Сталина накануне Великой Отечественной войны, когда он отказался верить в возможность гитлеровского нападения. Это позволило Германии нанести внезапный удар по СССР и привело к огромным жертвам, превосходящим жертвы террора. При этом ни Хрущев, ни другие коммунистические руководители не подвергли сомнению политику Сталина в период индустриализации и коллективизации.
Доклад Хрущева открывал возможность для критики хотя бы части проявлений коммунистического режима, однако вся ответственность возлагалась на Сталина и Л. Берия. На ХХ съезде был обойден молчанием не только вопрос о социальных причинах «культа личности», но и об ответственности высших должностных лиц, руководивших страной вместе со Сталиным. И Хрущев, и другие вожди партии понимали, что разоблачение Сталина как преступника нанесет огромный удар по авторитету коммунистического движения. Но опасность продолжения террора, неразрывно связанного со сталинской системой, заставила старых сталинских соратников согласиться на осуждение “культа личности” Сталина.
После ХХ съезда началась открытая реабилитация людей, казненных или отправленных в лагеря при Сталине. Их восстанавливали в правах и возвращали доброе имя, часто посмертно. Но реабилитация не коснулась политических оппозиционеров, несмотря на то, что они не совершали преступлений. Не были реабилитированы также “кулаки” и значительная часть солдат, попавших во время войны в плен и считавшихся “предателями”. Столь же непоследовательными оказались руководители КПСС и в распространении информации о сталинских преступлениях. Доклад первого секретаря ЦК КПСС не был официально опубликован, но изложен на партийных собраниях с привлечением «актива» рабочих и служащих. Таким образом, именно коммунисты стали источником новой истины, постепенно распространявшейся среди населения.
30.6.1956 г. было опубликовано постановление ЦК КПСС “О преодолении культа личности и его последствий”, в которой оценка Сталина была уже не столь резкой, как в докладе Хрущева. Консерваторы добились признания того, что Сталин «активно боролся за претворение в жизнь ленинских заветов». Это двойственное постановление, осуждавшее культ Сталина, но во многом оправдывавшее самого Сталина, привело к дискуссиям в обществе: только ли в Сталине коренится причина отклонения от социалистических принципов, изначально подразумевавших демократизм и социальную справедливость. Советское общество перестало быть политически монолитным, оно раскололось на сталинистов и антисталинистов. Усилились противоречия и в коммунистическом движении. Коммунисты Китая выступили против столь шокирующих разоблачений, а ряд компартий Европы считал необходимым более широко сказать правду о сталинизме. Таким образом, ХХ съезд КПСС стал импульсом «оттепели» в СССР и размежеванию в коммунистическом движении.
Исторические источники:
ХХ съезд КПСС. Стенографический отчет. М., 1956;
Культура и власть от Сталина до Горбачева. Доклад Н.С. Хрущева о культе личности Сталина на ХХ съезде КПСС. Документы. М., 2002;
Хрущев Н.С. Воспоминания. М., 1997.
Автор статьи: Шубин А.В.
Литература
- Оттепель. Страницы русской советской литературы. М., 1989
- Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945-1991 гг. М., 1998
- Пыжиков А. Хрущевская «оттепель». М., 2002
- Шубин А.В. Диссиденты, неформалы и свобода в СССР. М., 2008
Статью разместил(а)
Шубин Александр Владленович доктор исторических наук, руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории РАН
Большое значение в начавшейся либерализации общественно-политической жизни имел XX съезд КПСС, прошедший в феврале 1956 г. На нем обсуждались отчет о работе ЦК партии, директивы шестого пятилетнего плана развития народного хозяйства.
На закрытом заседании съезда выступил Н.С. Хрущев с докладом «О культе личности и его последствиях». В нем содержались собранные комиссией П.Н. Поспелова сведения о массовых расстрелах невинных людей и о депортации народов в 1930-40-е годы.
Причины массовых репрессий связывались с культом личности И.В. Сталина, с негативными чертами его характера, с отступлениями от марксистско-ленинского понимания роли личности в истории, с наличием капиталистического окружения и трудностями социалистического строительства в одной стране. Целесообразность насильственной коллективизации, ликвидации оппозиции, произвола над творческой интеллигенцией и т. д. не ставилась под сомнение. Не ставился вопрос об ответственности партии перед обществом в целом.
Содержание доклада стало достоянием сначала партийной, затем более широкой общественности.
Доклад сразу же стал известен за рубежом (у нас он был опубликован лишь в 1989 г.). Ознакомление взрослых граждан с содержанием доклада на партийных, комсомольских и производственных собраниях привело как бы к всеобщему смятению умов, в конечном итоге к сдвигу в мировоззрении и отношении людей к Сталину и его наследию.
Анализируя новую международную обстановку, съезд выдвинул ряд теоретических положений по проблемам мирового развития: о мирном сосуществовании государств с различным социальным строем, о возможности предотвращения мировой войны в современных условиях и о разнообразии форм перехода стран к социализму.
Съезд заявил, что война в современных условиях не является неизбежной и что мирное сосуществование должно стать генеральной линией внешней политики СССР.
Во внутренней политике съезд высказался за восстановление и упрочение ленинского принципа коллективного руководства, демократизации общественно-политической жизни страны.
В 1956 году на ХХ съезде партии Н.С. Хрущёв выступил с секретным докладом ʼʼО культе личности Сталина и его последствияхʼʼ. И.В. Сталин был обвинён в нарушении ленинских норм и репрессиях. Была осуждена практика жестокого тоталитаризма и восхваление имени и заслуг Сталина.
При этом сама советская система критике не подвергалась. Участие в сталинских репрессиях действующих политиков (в т.ч. и самого Хрущёва) замалчивалось.
Эффект доклада заключался в том, что было вслух сказано то, о чём до этого все знали, но молчали.
При этом доклад, хотя и предназначавшийся для партийной элиты, стал известен большому количеству простых советских людей и зарубежным политикам. В итоге своим непродуманным актом Хрущёв внёс раскол в общество, настроил против себя значительную часть партийной номенклатуры, спровоцировал венгерский кризис 1956ᴦ.
(ввод советских войск в Будапешт для подавления профашистских политических сил) и ухудшение отношений с Китаем (глава которого Мао Цзэдун обвинил большевиков в предательстве идей коммунизма).
В июне 1957ᴦ. Н.С. Хрущёв был снят с поста Первого секретаря ЦК КПСС. Против Хрущёва выступило почти всё высшее руководство страны – В.
Молотов, Г. Маленков, Л. Каганович, К. Ворошилов и др.
При этом в политические события вмешалась армия во главе с маршалом Г.К. Жуковым, который решительно выступил против сталинистов и поддержал Хрущёва. После 10-дневной борьбы (Пленум, армия, спецслужбы) Хрущёв сохранил свой пост. Его оппоненты – В. Молотов, Г. Маленков, Л. Каганович и ʼʼпримкнувший к ним Шепиловʼʼ были объявлены ʼʼантипартийной группойʼʼ, сняты с постов и исключены из КПСС.
В результате в 1957ᴦ. к власти пришла команда Хрущёва – второе поколение советских руководителей.
Основу команды Хрущёва, сменившеё ʼʼсталинское окружениеʼʼ, стали:
— Г.К. Жуков – министр обороны до 1959ᴦ.
— А.А. Громыко – с 1957ᴦ. министр иностранных дел
— Л.И. Брежнев – с 1960ᴦ. Председатель Президиума Верховного Совета СССР
— А.Н. Шелепин – Председатель КГБ
— А.Н. Косыгин – заместитель председателя Совета Министров
— А.И. Микоян – один из секретарей ЦК КПСС.
После смещения в 1959ᴦ. амбициозного Жукова с поста министра обороны власть Хрущёва становится единоличной.
20 съезд КПСС: последствия
ʼʼОттепельʼʼ в культуре. ʼʼОттепельʼʼ, которая, по словам писателя Ильи Эренбурга, пришла на смену ʼʼкрепкому морозуʼʼ сталинского правления, — это ʼʼброжение умовʼʼ во всех слоях тогдашнего общества, нарастающие изменения в общественной и культурной жизни.
Впоследствии понятие оттепели стали переносить на весь период правления Н.С.Хрущева.
С началом хрущевской оттепели процесс преодоления сталинизма затронул различные области культуры, способствовал восстановлению культурной преемственности, расширению международных контактов. Главное заключалось в том, что культура и искусство оставались под жестким партийно-государственным контролем.Толчком для развития процессов духовного возрождения стали прозвучавшие на XX съезде КПСС факты и оценки преступлений Сталина.
В творческих союзах развернулись острые дискуссии о культе личности. В ЦК партии поступало множество писем как поддерживающих, так и осуждающих критику культа личности Сталина. Большое воздействие на общественный и духовный климат в СССР оказали события осени 1956 ᴦ. в Венгрии.
В связи с начавшейся оттепелью в среде интеллигенции произошел раскол на консерваторов, оставшихся верными старым принципам, и либералов-шестидесятников, предпринявших попытку изменить положение и роль творческой интеллигенции в стране.
Важную роль играли либеральные ʼʼтолстые журналыʼʼ, особенно ʼʼНовый мирʼʼ, главным редактором которого был А.Т. Твардовский.
Позднее, в 1962 ᴦ. именно в нем была опубликована повесть А.И. Солженицына ʼʼОдин день Ивана Денисовичаʼʼ. Выдвинулось молодое поколение поэтов — А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Б. Ахма-дулина, Р. Рождественский. Были реабилитированы многих деятели литературы: А.А.
Ахматова, М.М. Зощенко, О. Э. Мандельштам, Б. А. Пильняк, И. Э. Бабель и др.
Стали доступны произведения, незаслуженно забытые или просто неизвестные. Появились новые литературно-художественные журналы — ʼʼЮностьʼʼ, ʼʼИностранная литератураʼʼ, ʼʼНаш современникʼʼ и др.
Потепление общественной атмосферы в стране сказывалось и на отношениях с внешним миром.
В 1957 ᴦ. в Москве состоялся Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В 1958 ᴦ. в столице прошел первый музыкальный конкурс им. П.И. Чайковского.
В конце 50-х гᴦ. получил распространение самиздат (бесцензурная литература) -, сыгравший значительную роль в общественной жизни того времени.
Организатором самиздата стало молодое поколение московской интеллигенции — писатели, поэты, философы, не подчинявшееся официальному курсу.
В эти годы вышли фильмы с новым типом киногероя, близкого и понятного зрителям: М. Хуциева ʼʼВесна на Заречной улицеʼʼ; А. Зархи ʼʼВысотаʼʼ и др.
По-новому прозвучала тема Великой Отечественной войны в фильмах ʼʼЛетят журавлиʼʼ М. Калатозова, ʼʼБаллада о солдатеʼʼ и ʼʼЧистое небоʼʼ С. Чухрая, ʼʼСудьба человекаʼʼ С. Бондарчука.
В конце 50-х гᴦ. начинается поворот официальных властей к более жесткой политике в области культуры и искусства. В ходе встреч руководителей КПСС с различными творческими союзами и интеллигенцией звучал призыв к их активной деятельности на благо коммунистического строительства.
Своеобразным рубежом стало дело Б. Пастернака. В 1958 ᴦ. за роман ʼʼДоктор Живагоʼʼ, запрещенный в СССР и опубликованный за рубежом, Б.Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе. Тогда же Пастернак был исключен из Союза писателей и был вынужден отказаться от Нобелевской премии. В 1962 ᴦ. после посещения Н.С. Хрущевым выставки альтернативного искусства в Академии художеств состоялась очередная проработка деятелей культуры, а левые течения получили осуждение как формальные и абстрактные.
В том же году на встрече в Кремле с деятелями литературы и искусства Хрущев подверг критике творчество Э.Неизвестного, И.Эренбурга, М.Хуциева. В феврале 1964 ᴦ. в Ленинграде прошло слушание дела по обвинению И.Бродского в злостном тунеядстве
Двадцатый съезд КПСС (фев. 1956 г.)
Двадцатый съезд КПСС (Twentieth Congress) (фев. 1956 г.), съезд, на к-ром Хрущев разоблачил «культ личности» Сталина. На открытых заседаниях съезда 1-й секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущев выдвинул три принципиальных положения: о возможности мирного сосуществования между В. и 3., о том, что война между ними не является неизбежной, и о том, что возможны «разные пути построения социализма», отличные от пройденного Советским Союзом. Речь Хрущева на закрытом заседании носила более драматичный характер. В ней он разоблачил «культ личности» Сталина и его политику репрессий.
Речь была составлена т.о., что упор делался на преступлениях Сталина в отношении партии, а не страны в целом. После этого процессы десталинизации и требования либерализации охватили все страны Вост.
Европы и Советский Союз. «Закрытый доклад» Хрущева стал одним из важных факторов, оказавших воздействие на события в Полыие и Венг-рии в 1956 г., а также на разрыв отношений между СССР и Китаем после 1960 г. состоялся 14-25 февр. 1956 в Москве. Присутствовало 1349 делегатов с решающим голосом и 81 делегат с совещательным, представлявших 6 795 896 чл. партии и 419 609 кандидатов. В качестве гостей на съезде присутствовали делегации коммунистич. и рабочих партий 55 зарубежных стран.
Порядок дня: 1. Отчетный доклад ЦК КПСС (докладчик Н. С. Хрущев); 2. Отчетный доклад Центр. ревиз. комиссии (докладчик П. Г. Москатов); 3. Директивы XX съезда КПСС по 6-му пятилетнему плану развития нар. х-ва СССР на 1956-60 (докладчик Н. А. Булганин); 4. Выборы центр. органов партии. На закрытом заседании съезда был заслушан доклад Н. С. Хрущева «О культе личности и его последствиях».
В период между 1953 и 1956 ЦК КПСС выступил против антимарксистского культа личности Сталина и провел большую работу по ликвидации вредных последствий культа Сталина. XX съезд КПСС положил начало новому периоду в жизни Коммунистич. партии и всего сов. народа. Съезд знаменовал восстановление ленинских норм парт. и обществ. жизни, восстановление и укрепление сов. социалистич. законности, дальнейшее развитие сов. демократии. Было покончено с грубейшими нарушениями парт. и сов. демократии, обусловленными культом Сталина, вскрыты и осуждены тяжелые ошибки и злоупотребления властью, допускавшиеся Сталиным.
Вся работа съезда и его решения положили начало могучему развертыванию творческих сил и инициативы всех коммунистов и всех сов. людей, что привело к ускорению темпов коммунистич. строительства. XX съезд целиком и полностью одобрил политич. линию и практич. деятельность ЦК КПСС. На основе творческого развития марксистско-ленинской теории в отчетном докладе ЦК КПСС и в решениях съезда были освещены и развиты далее важнейшие теоретич. вопросы современности. Особо подчеркнуто, что гл. черту совр. эпохи составляет выход социализма за рамки одной страны и превращение его в мировую систему.
Подтвержден и далее развит ленинский принцип мирного сосуществования гос-в с различным социальным строем; этот принцип был и остается ген. линией внеш. политики СССР. Съезд указал, что сосуществование гос-в с разл. обществ. системами, однако, не исключает, а предполагает борьбу двух идеологий: коммунистической и буржуазной.
Была обоснована реальная возможность предотвращения агрессивных войн в совр. эпоху, явившаяся результатом возникновения и укрепления мировой системы социализма, к-рая вместе с миролюбивыми политич. силами др. стран имеет не только моральные, но и материальные средства для предотвращения агрессии.
Если империалисты попытаются начать войну, агрессорам будет дан сокрушительный отпор. Съезд отметил, что в странах капитала огромной силой стало рабочее движение, усилилось влияние коммунистич. партий, проф., молодежных орг-ций, возросло народное движение за мир во всех странах. Указано, что в результате распада колониальной системы создана обширная «зона мира», расширилась группа гос-в, хотя и не принадлежащих к социалистич. лагерю, но активно выступающих против войны. Вместе с тем подчеркнуто, что, поскольку существует империализм, сохраняется и экономич.
основа для возникновения агрессивных войн и от всех сторонников мира требуется бдительность к проискам империалистич. агрессоров. Страны социалистич. лагеря вынуждены укреплять свою обороноспособность. Важное принципиальное и практич. значение имеет содержащаяся в отчетном докладе ЦК КПСС и решениях съезда теоретич. разработка вопроса о формах перехода разл. стран к социализму.
На съезде было отмечено, что ист. опыт полностью подтвердил предвидение В. И. Ленина о том, что «все нации придут к социализму, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни» (Соч., т. 23, с. 58); марксизм-ленинизм не считает обязательным, чтобы переход власти в руки рабочего класса проходил только путем вооруж. восстания и гражд. войны. «…Большая или меньшая степень остроты классовой борьбы за переход к социализму,- говорится в резолюции съезда,- применение или неприменение насилия при этом переходе зависит не столько от пролетариата, сколько от степени сопротивления эксплуататоров воле подавляющего большинства трудящихся, от применения насилия самим классом эксплуататоров» («XX съезд КПСС.
Стенографич. отчет», т. 2, 1956, с. 415). Съезд подчеркнул, что при всех формах перехода к социализму непременным и решающим условием является политич. руководство рабочего класса и его авангарда — партии коммунистов. В какой бы форме ни совершался переход от капитализма к социализму, он возможен лишь путем социалистич. революции и установления диктатуры пролетариата в разл. ее формах. Съезд указал, что все возрастающие успехи мирового социалистич.
лагеря создают исключительно благоприятные условия для победы социализма в др. странах. XX съезд подчеркнул решающее значение неуклонного укрепления междунар. лагеря социализма, оказывающего все возрастающее влияние на ход ист. событий; указал на важность дальнейшего развития и укрепления братских связей сов. народа с трудящимися всех стран. Принятые XX съездом КПСС теоретич. положения были поддержаны в мировом коммунистич. движении и нашли затем выражение в док-тах Совещаний представителей коммунистич. и рабочих партий (1957 и 1960). Съезд отметил дальнейшее упрочение внутр. положения СССР, указав, что достигнут значит, рост всех отраслей обществ. произ-ва, материального благосостояния и культурного уровня народа, что произошло дальнейшее укрепление сов. обществ. и гос. строя.
Съезд поставил задачу продолжать борьбу за решение на путях мирного экономич. соревнования основной экономич. задачи СССР — в исторически кратчайшие сроки догнать и перегнать наиболее развитые капиталистич. страны по произ-ву продукции на душу населения. Съезд одобрил принятые ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР в 1953-55 меры по организации крутого подъема с. х-ва, по дальнейшему повышению реальной заработной платы рабочих и служащих и доходов колхозников, по повышению заработной платы низкооплачиваемым группам работников, по наведению надлежащего порядка в оплате труда, а также по упорядочению пенсионного обеспечения, сокращению рабочего дня до 7 и 6 часов.
Одобрены решит. меры ЦК КПСС по пресечению преступной деятельности врага партии и народа Л. Берия и его банды, а также осуществленные ЦК КПСС меры по укреплению сов. законности, по строгому соблюдению прав граждан.
Съезд отметил важность принятых решений по расширению прав респ. органов в хоз. и культурном строительстве. Съезд поручил ЦК обеспечить дальнейшее развитие сов. социалистич. демократизма, всемерно повышать творческую активность и инициативу трудящихся, еще более широкое участие масс в управлении гос-вом. Съезд указал парт. орг-циям на необходимость совершить крутой поворот к вопросам конкретного руководства хоз. строительством. Съезд принял директивы по 6-му пятилетнему плану развития нар. х-ва СССР на 1956-60 (впоследствии на XXI съезде КПСС в 1959 был принят Семилетний план развития народного хозяйства СССР на 1959-65). Съезд поручил ЦК КПСС выработать проект новой Программы Коммунистической партии Советского Союза.
На съезде принято постановление о частичных изменениях в Уставе КПСС. 25 февр. 1956 на закрытом заседании съезд заслушал доклад Н. С. Хрущева «О культе личности и его последствиях». Решение о постановке на съезде вопроса о преодолении тяжелых последствий культа личности Сталина было принято Президиумом ЦК КПСС по инициативе Н. С. Хрущева, вопреки сопротивлению В. М. Молотова, Л. М. Кагановича, Г. М. Маленкова, К. Е. Ворошилова, пытавшихся не допустить разоблачения тяжелых ошибок и прямых злоупотреблений властью, к-рые были допущены Сталиным, т. к. они сами были при-частны к проведению массовых незаконных репрессий.
Съезд одобрил положения доклада Н. С. Хрущева и отметил, что ЦК КПСС совершенно правильно выступил против вредного и чуждого марксизму-ленинизму культа личности Сталина. Съезд поручил ЦК КПСС последовательно осуществлять мероприятия, обеспечивающие полное преодоление культа личности, ликвидацию его вредных последствий во всех областях парт., гос. и идеологич. работы, строгое проведение норм парт. жизни и принципов коллектив- ности парт. руководства, выработанных В. И. Лениным. Вскоре после XX съезда было опубл. спец. пост. ЦК КПСС 30 июня 1956 «О преодолении культа личности и его последствий». До сведения делегатов съезда были доведены продиктованные В. И. Лениным в дек. 1922 — янв. 1923 документы, в т. ч. «Письмо к съезду», известное под назв.
«Завещания», в к-ром В. И. Ленин, говоря о необходимости сохранения и укрепления единства Коммунистич. партии, предлагал снять Сталина с поста ген. секретаря ЦК партии, письмо «О придании законодательных функций Госплану» и письмо «К вопросу о национальностях или об «автономизации»» (опубликованы в журн. «Коммунист», No 9, за 1956 и вошли в 36-й том 4-го издания Соч. Ленина). Съезд избрал ЦК КПСС в количестве 133 чл. и 122 кандидатов и Центр. ревиз. комиссию — 63 чл. Съезд явился мощным фактором дальнейшего сплочения и единства мирового социалистич. лагеря, могучим стимулом дальнейшего роста сил прогресса и социализма.
Генеральная ленинская линия партии, взятая XX съездом КПСС, нашла свое дальнейшее развитие в работе Двадцать первого съезда КПСС (1959) и в особенности в работе и ист. решениях Двадцать второго съезда КПСС (1961). Огромное значение имели решения XX съезда по вопросам идеологич. работы. Съезд указал, что одной из самых важных задач является преодоление отрыва идеологич.
работы от практики коммунистич. строительства, борьба против догматизма и начетничества. Съезд поручил ЦК и впредь беречь чистоту марксистско-ленинской теории, творчески развивая ее на основе обобщения нового ист. опыта и анализа фактов живой действительности, вести борьбу против проявлений бурж. идеологии. XX съезд КПСС имел огромное значение для развития сов. ист. науки, в особенности для подлинно науч. разработки истории КПСС и истории сов. общества. В период культа личности Сталина многие вопросы истории КПСС и сов. общества излагались тенденциозно и извращенно, под углом зрения субъективных и ошибочных оценок и высказываний Сталина, в угоду возвеличения его личности.
Принижалась роль В. И. Ленина как теоретика, основателя и вождя Коммунистической партии и Сов. гос-ва. Многие ист. док-ты и публикации подвергались изъятию, пользование архивами было затруднено. На это неблагополучное положение ист. науки, сложившееся в условиях культа личности Сталина, указывалось в докладе Н. С. Хрущева и в речах ряда делегатов на XX съезде КПСС (см., напр., речи А. И. Микояна и А. М. Панкратовой). XX съезд особо подчеркнул важность подлинно науч. изучения истории партии. XX съезд ознаменовал начало новой полосы в развитии сов. ист. науки, полосы усиления творческой разработки наиболее актуальных вопросов истории КПСС, истории междунар. коммунистич. и рабочего движения.
Съезд явился переломным моментом в теоретич. разработке важнейших вопросов современного коммунистич. движения. Лит.: Революции и постановления съезда, в кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 7 изд., ч. 4. М., 1960, с. 124-212; О преодолении культа личности и его последствий, там же, с. 221-39; ХХ съезд КПСС 14-25 февр. 1956 г. Стенографич. отчет, т. 1-2, М., 1956; Хрущев Н. С., Отчетный доклад ЦК КПСС XX съезду партии, М., 1956; Приветствия XX съезду КПСС от братских коммунистич. и рабочих партий. М., 1956.
Расстановка политических сил накануне ХХ съезда сопровождалась определенной демократизацией всего общества. Связано это было, прежде всего, с тем, что не только в высшем руководстве КПСС, но и в руководстве партии в республиках и на местах на руководящие посты назначались новые лидеры, не принадлежащие к «старой гвардии» и не связанные с преступлениями сталинского режима. Естественно, активизировалось общественное мнение, и необходимость преодоления последствий культа личности Сталина становилась все более очевидной.
Все острее вставал вопрос о прямом виновнике, о личной ответственности за совершенные беззакония.
Осенью 1955 года Хрущев выступает с инициативой сказать о преступлениях Сталина делегатам предстоящего ХХ съезда партии.
При этом против его предложения активно выступают Молотов, Маленков, Каганович.
В 1954 — 1955 годах работали различные комиссии по пересмотру дел необоснованно обвиненных и незаконно репрессированных советских граждан. В преддверии ХХ съезда, 31 декабря 1955 года, Президиум ЦК КПСС образовал комиссию для изучения материалов о массовых репрессиям.
К началу февраля комиссия закончила свою работу и представила в Президиум обширный доклад. Комиссия привела наиболее важные документы, на основании которых развернулись массовые репрессии, отмечая, что фальсификации, пытки и истязания, зверское уничтожение партийного актива санкционировалось Сталиным.
9 февраля Президиум ЦК заслушал доклад комиссии. Реакция на доклад была разнообразной. В ходе развернувшейся дискуссии определенно выявились две противостоящие позиции: Молотов, Ворошилов, Каганович выступили против постановки на съезде отдельного доклада о культе личности; им противостояли остальные члены Президиума, поддерживавшие Хрущева.
Материалы комиссии легли в основу доклада «О культе личности и его последствиях».
13 февраля 1956 года Пленум ЦК принял решение о проведении закрытого заседания съезда.
14 февраля 1956 г. в Кремле открылся XX съезд КПСС. Собранный за восемь месяцев до установленного срока в связи с необходимостью подвести итоги дискуссии о выборе курса, съезд завершился знаменитым «секретным докладом» Хрущева.
Перед докладом Хрущева «О культе личности и его последствиях», делегатам съезда было роздано «Письмо к съезду» В.И.Ленина.
Многие, конечно, знали о его существовании, но до этого момента оно не было опубликовано. Конкретные же последствия того, что партия в свое время не реализовала ленинские рекомендации, прежде всего по отношению к Сталину, тщательно скрывались и маскировались. В докладе Хрущева эти последствия были впервые обнародованы и получили соответствующую политическую оценку. В докладе, в частности, говорилось: «Сейчас речь идет о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего, и для будущего партии, — речь идет о том, как постепенно складывается культ личности Сталина, который превратился на определенном этапе в источник целого ряда крупнейших и весьма тяжелых извращений партийных принципов, партийной демократии, революционной законности».
Хрущев в этом плане ведет критику сталинского режима, говоря о нарушениях и отходе от ленинских принципов партийной дисциплины и партийного руководства, в чем и видит причину развития культа личности Сталина.
Обоснование разоблачения культа личности ленинскими принципами является первой отличительной чертой доклада Н.С.Хрущева.
Особое значение имело разоблачение сталинской формулы «враги народа». Хрущев открыто поставил перед делегатами вопрос о неправомерности и недопустимости репрессивной расправы с идейными противниками, и, хотя в докладе дана, в основном, старая (по «Краткому курсу истории ВКП(б)») оценка идейно-политической борьбы в партии и роли в ней Сталина, это был, несомненно, смелый шаг и заслуга Хрущева.
В докладе говорилось: «Обращает на себя внимание то обстоятельство, что даже в разгар ожесточенной идейной борьбы против троцкистов, зиновьевцев, бухаринцев и других — к ним не применялись крайне репрессивные меры. Борьба велась на идейной основе.
Но через несколько лет, когда социализм был уже в основном построен в нашей стране, когда были в основном ликвидированы эксплуататорские классы, когда коренным образом изменилась социальная структура советского общества, резко сократилась социальная база для враждебных партий, политических течений и групп, когда идейные противники партии были политически давно уже разгромлены, против них начались репрессии».
Что касается ответственности за репрессии, то роль Сталина в создании режима политического террора раскрыта в докладе в достаточно полной мере.