Крепостное право в России и Европе

Как и при каких обстоятельствах сформировался крепостнический режим в России?

Этот вопрос имеет первостепенное значение. Древние архивы сохранили важнейшие крестьянские законы, изданные в правление Ивана Грозного, Бориса Годунова и первых Романовых. В длинной цепи недостает лишь одного, но зато самого важного звена — закона об отмене Юрьева дня, покончившего с крестьянской свободой.

На протяжении веков взаимоотношения землевладельца и крестьянина на Руси регулировали нормы Юрьева дня. Один раз в году — за неделю до Юрьева дня 26 ноября и в течение недели после Юрьева дня — крестьянин мог расплатиться по оброчным и налоговым обязательствам и покинуть имение.

Ученые ищут решение проблемы закрепощения уже более 200 лет. В ходе дискуссии были выдвинуты две основные концепции. Одна воплотилась в теории «указного» закрепощения крестьян, другая — в теории «безуказного» закрепощения.

Известный русский историк В.Н. Татищев считал, что крестьян закрепостил Годунов специальным законом 1592 г. После смерти злосчастного Бориса текст его закона был утерян, да так основательно, что никто не смог его разыскать.

Слабость «указной» теории заключалась в том, что она опиралась не на строго проверенные факты, а на догадки. Отметив это обстоятельство, В.О. Ключевский назвал исторической сказкой мнение об установлении крепостной неволи Годуновым.

Не правительственные распоряжения, утверждал он, а реальные условия жизни (задолженность крестьян, «старожильство», тягло) положили конец крестьянским переходам.

В советской историографии утвердилась марксистская схема закрепощения. Карл Маркс связывал крепостное право с развитием примитивной отработочной ренты.

Опираясь на его вывод, Б. Д. Греков создал стройную концепцию, согласно которой в XVI в. в России появилась материальная база крепостного права — барщинная система, после чего Иван IV в 1581 г.

издал указ о «заповедных летах». Понятие «заповедь» означало «запрет», а именно запрет на крестьянский выход в Юрьев день.

Новейшие исследования выявили ошибочность представления о широком развитии барщины в России в XVI в.

Детальный анализ источников привел автора этих строк к заключению, что при жизни царь Иван Грозный не издавал никакого указа об отмене Юрьева дня.

Бесспорным остается факт, что ни один документ, составленный при жизни царя, вообще не употребляет термин «заповедные лета» применительно к крестьянам.

Первым источником, четко сформулировавшим нормы «заповедных лет», была царская жалованная грамота городу Торопцу в 1590 г. Правительство разрешило властям Торопца вернуть в город старинных тяглых людей, которые «с посаду разошлись в заповедные леты».

Как видим, действие «заповедных лет» распространялось на городское население, которое к Юрьеву дню не имело никакого отношения.

Следовательно, содержание «заповедных лет» невозможно свести к формальной отмене Юрьева дня. Вернее будет сказать, что «заповедные лета» означали временное прикрепление податного населения — крестьян и посадских людей к тяглу, то есть к тяглым дворам и наделам.

Обращение к грамоте 1590 г. опровергает тезис о закрепощении крестьян Грозным.

Наиболее обстоятельно история закрепощения крестьян изложена в Уложении царя Василия Шуйского о крестьянах 1607 г. Как значится в преамбуле Уложения, «при царе Иоанне Васильевиче… крестьяне выход имели вольный, а царь Федор Иоаннович, по наговору Бориса Годунова, не слушая совета старейших бояр, выход крестьянам заказал и, у кого колико тогда крестьян было, книги учинил…».

Уложение 1607 г. сохранилось в пересказе В.Н. Татищева, что значительно снижает ценность этого памятника. В.О. Ключевский признавал подлинность памятника в целом, но полагал, что Татищев сократил и изложил своими словами преамбулу Уложения, посвященную отмене Юрьева дня.

Очевидно, ни одно слово преамбулы не может быть использовано без всесторонней критической проверки.

Уложение 1607 г. связывало запрет крестьянского выхода с именем царя Федора.

Этот тезис находит полное подтверждение в архивных документах.

В 1595 г. старцы новгородского Пантелеймоновского монастыря писали царю: «Ныне по нашему (царя Федора. — Р.С.) указу крестьяном и бобылем выходу нет».

Монастырские старцы направили грамоту в приказ, и их слова о выходе были процитированы в ответной грамоте из приказа. Таким образом ссылка на «указ» царя Федора о крестьянах прошла апробацию приказных властей. Процитированные грамоты сохранились в подлиннике XVI в. Более авторитетный источник трудно найти, и этот источник подтверждает достоверность свидетельства Уложения 1607 г. о том, что выход крестьянам «заказал» царь Федор. Надо иметь в виду особенность московской приказной практики.

Не только законодательные акты, но и любые другие распоряжения приказы издавали от имени царя. По этой причине слова пантелеймоновских старцев об «указе» царя Федора, вероятно, не были цитатой из законодательного акта. Скорее всего эти слова отразили перелом в правосознании современников, связанный и с длительной практикой возвращения крестьян их землевладельцам в рамках режима заповедных лет, введенного в России в первые годы правления царя Федора.

По свидетельству Уложения 1607 г., царь Федор, отменив Юрьев день, приказал составить писцовые книги, закрепив тем самым крестьян за их землевладельцами.

Насколько достоверно приведенное свидетельство?

Первой была описана Новгородская земля. Писцы появились там уже в 7090 (1581-1582) г., то есть при Грозном, а не при Федоре.

Указанная дата требует уточнения. В 1581 г. Новгородскую землю разоряли польские и шведские войска.

Начинать перепись на театре военных действий было немыслимо.

Государевы писцы смогли приступить к делу лишь после заключения мира в 1582 г. Они завершили перепись и утвердили писцовые книги в московском Приказе лишь в 1584 г., уже при жизни Федора.

Каким был характер новгородского описания?

Источники дают ответ на этот вопрос.

В 1588 г. новгородский помещик Иван Непейцын затеял тяжбу с соседним монастырем.

Он потребовал возвратить ему двух крестьян, Ваську и Трешку Гавриловых, на том основании, что они «збежали в заповедныя годы 90-м году из-за Ивана из-за Непейцына из деревни с Крутца, а Иван был на государеве службе в Лямицах». По книгам Разрядного приказа можно точно установить, что Непейцын был послан на службу и участвовал в битве со шведами у деревни Лямицы в феврале 1582 (7090) г.

Обращение к архивам прояснило картину. Сохранилась книга с описанием поместья Непейцына. На книге выставлена дата — 7090 г. «Большие писцы», явившиеся в Новгород в 1582 г., записали: «За Иваном за Амиревым, сыном Непейцына, селцо Крутец на реке Мете, а в нем двор помещиков да 2 двора людцких, пашни паханые 5 четей, а перелогу 15 четей в поле, а в дву потому ж… в живущем пол обжи, а впусте полторы обжи».

Если бы режим «заповедных лет» был действительно введен в Новгородской земле осенью 1581 (7090) г., то писцы не могли бы пройти мимо того факта, что крестьяне Гавриловы грубо нарушили только что изданный указ Грозного и покинули поместье Непейцына в «заповедном» 7090 г.

Между тем «большие писцы» пометили десяток пустых крестьянских дворов в Крутце без указания имен и без ссылки на «заповедные лета». Очевидно, в руках у новгородских «больших писцов» не было ни указа, ни инструкций по поводу будто бы введенных в 1581 г. «заповедных лет».

Отсюда следует, что перепись Новгорода 1582-1584 гг. была обычной переписью, не связанной с крепостническими нововведениями.

Общее описание было осуществлено в стране уже после смерти царя Ивана. Оно затронуло по крайней мере треть из 100 уездов государства. Крупные уезды описывали по частям. Так, Московский уезд был описан в три приема (1585-1588), Тверской — в два (1587-1589). В период между 1585 и 1597 гг. были составлены писцовые книги по Пскову, Туле, Вязьме, Рязани, Костроме и др.

Проведение валовой описи в государстве требовало огромных расходов.

Оно было обременительно и для пустующей казны и для населения. Но из-за массового бегства крестьян писцовые книги устаревали еще до того, как Поместный приказ мог успеть их исправить и утвердить. Чтобы не допустить обесценения поземельных кадастров и стабилизировать доходы казны, власти ввели в действие режим «заповедных лет».

К 1593-1597 гг. было завершено составление писцовых книг в главнейших уездах страны и в 1597 г. издали первый развернутый крепостнический закон.

Он не содержал пункта, формально упразднявшего Юрьев день. Но закон подтвердил право землевладельцев на розыск беглых крестьян в течение пяти «урочных лет».

Валовое описание 1585-1597 гг. было проведено в условиях формирования режима «заповедных» и «урочных» лет. Именно поэтому новые писцовые книги стали юридической базой закрепощения. Этот факт засвидетельствован Уложением 1607 г.

Анализ документов валовой переписи позволил обнаружить едва ли не самое важное обстоятельство, остававшееся вне поля зрения исследователей.

Новгород был описан в первую очередь не потому, что подвергся наибольшему разорению в ходе войны. Южнорусские уезды были разорены татарами в не меньшей мере. Власти начали с описания Новгорода по той причине, что государственная собственность образовала тут громадный цельный массив, составлявший ядро всего поместного фонда страны.

В Ярославском, Суздальском, Шуйском и Ростовском уездах до конца XVI в. сохранялось наибольшее количество княжеских вотчин, а поместный фонд был ограниченным. Парадоксально, но валовое описание названных уездов при царе Федоре вообще не было проведено. Установив этот факт, можно выявить наиболее характерную особенность валового описания конца XVI в. Власти проявляли заботу прежде всего об уездах с наиболее развитым государственным землевладением.

Крепостное право на Руси развилось в тесной связи с превращением государственной (поместной) земельной собственности в господствующую форму собственности.

В последней трети XVI в. поместный фонд пришел в состояние глубокого упадка.

Львиная доля пашни в поместьях была заброшена и поросла лесом. Для восстановления хозяйства на поместных землях требовались огромные средства. Но государство было разорено войной и стихийными бедствиями. Казна не желала брать на себя непосильные расходы.

Упадок казенного фонда земель вызвал к жизни меры принуждения со стороны государства. Крепостнические законы и распоряжения стали своего рода подпорками для государственной собственности.

Государство ввело «заповедные лета» как сугубо временную финансовую меру, не требовавшую особого законодательного подтверждения. Мелкое дворянство оценило выгоды этой меры и добилось того, что система временных мер превратилась в постоянный порядок.

Царь Иван затворял царские житницы, когда случался неурожай и голод. Борис Годунов искренне сочувствовал бедствиям народа и широко раздавал хлеб и деньги голодающим. Но вышло так, что не Грозному, а Годунову довелось ввести в стране меры, ставшие основанием формирования крепостных порядков в России.

Предположение об отмене Юрьева дня Иваном Грозным — не более чем миф.

В каком году в России отменили крепостное право?

В 1861 году в России отменили крепостное право.

В этот день в 1861 году Александр II отменил в России крепостное право, издав Манифест об освобождении крестьян, напоминает «РИА «Новости».

Еще в правление Николая I был собран большой подготовительный материал по проведению крестьянской реформы.

Крепостное право в правление Николая I осталось незыблемым, но в решении крестьянского вопроса был накоплен значительный опыт, на который в дальнейшем смог опереться его сын Александр II, вступивший на престол 4 марта 1855 года.

Александр Николаевич был одушевлен самым искренним намерением сделать все для устранения недостатков русской жизни. Главным недостатком он считал крепостное право. К этому времени идея отмены крепостного права получила широкое распространение в «верхах»: правительстве, среди чиновничества, дворянства, интеллигенции.

Между тем это была одна из сложнейших проблем.

Крепостное право слагалось на Руси веками и было тесно связано с разными сторонами жизни русского крестьянина. Крестьянин зависел от феодала в личном, земельном, имущественном, юридическом отношениях. Теперь крестьянина нужно было освободить от опеки помещика, дать ему личную свободу.

В начале 1857 года для подготовки крестьянской реформы был учрежден Секретный комитет. Затем правительство решило ознакомить общество со своими намерениями, и Секретный комитет был переименован в Главный комитет.

Дворянство всех областей должно было создавать губернские комитеты для выработки крестьянской реформы. В начале 1859 года для обработки проектов реформы дворянских комитетов были созданы Редакционные комиссии. В сентябре 1860 года выработанный проект реформы был обсужден депутатами, присланными дворянскими комитетами, а затем передан в высшие государственные органы.

В середине февраля 1861 года Положение об освобождении крестьян было рассмотрено и одобрено Государственным советом.

3 марта 1861 года Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». Заключительными словами исторического Манифеста были: «Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного».

Манифест был объявлен в обеих столицах в большой религиозный праздник — Прощеное воскресенье — 5 марта 1861 года, в других городах — в ближайшую неделю.

Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Отныне крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать как юридическое лицо. Он освобождался от опеки помещика, мог без разрешения вступать в брак, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов.

За эту реформу Александра II стали называть царем Освободителем. Крестьянская реформа Александра II имела огромное историческое значение.

Она принесла свободу 25 миллионам крестьян, открыла дорогу для развития буржуазных отношений. Отмена крепостного права положила начало другим важнейшим преобразованиям. Нравственное значение реформы заключалось в том, что она покончила с крепостным рабством.

Крепостное право в России и в Европе

Хронология существования и отмены

Чаще всего крепостное право возникало в процессе расширения господских хозяйств и барщины, ориентированных на производство сельскохозяйственных продуктов для продажи; прикрепление к земле крестьян-барщинников имело при этом целью предотвратить их бегство. В некоторых случаях предпосылкой крепостного права было стремление феодального государства прикрепить крестьян к месту уплаты государственных налогов (либо натуральных или денежных оброков в пользу отдельных феодалов).

В Западной и Центральной Европе 7-9 вв. юридическое прикрепление крестьян к земле существовало в это время только в Юго-Западной Европе, в пределах бывшей Римской империи.

В период развитого феодализма, в 10-15 вв., некоторые элементы крепостного права (запрет ухода либо наследственное личное подчинение сеньору, либо ограничение гражданских прав, либо всё это вместе взятое) сложились в Западной Европе в отношении отдельных категорий крестьянства ряда регионов (вилланы центральной Англии, ременсы Каталонии, французские и южно-итальянские сервы, среднеитальянские и северо-итальянские колоны и массарии, южно-германские Leibeigenen).

Своеобразие форм крепостного права в этот период выражалось не только в специфике его проявлений и, в частности, в отсутствии некоторых наиболее стеснительных его норм (запрета приобретать недвижимость, отчуждения крестьян без земли), но и в ограничении его распространения (большая часть сельского населения оставалась вне крепостного права), а также в отсутствии во всех названных районах (кроме центральной Англии) прямой связи распространения крепостного права с господством барщины (нормы крепостного права складывались здесь при преобладании натуральной или денежной ренты) и в постепенном освобождении в 13-15 вв. абсолютного большинства крестьян от каких бы то ни было норм крепостного права. В 16-18 вв. в Западной Европе элементы крепостного права исчезают полностью.

В Центральной и Восточной Европе, наоборот, крепостное право в эти столетия превращается в важнейший элемент социальных отношений в сельском хозяйстве.

Развитие предпринимательского помещичьего хозяйства, рассчитанного на производство товарной сельскохозяйственной продукции, быстрый рост барщины, безраздельное политическое господство в этих странах дворянства, заинтересованного в обеспечении безудержной эксплуатации крестьян, обусловили распространение так называемого «второго издания крепостничества» в Восточной Германии, Прибалтике, Польше, Чехии, Венгрии.

Господство крепостного права в период позднего средневековья было одним из проявлений победы феодальной реакции, надолго задержавшей капиталистическое развитие стран Центральной и Восточной Европы.

Отмена крепостного права происходила здесь в ходе реформ конца 18-19 вв. (1781 в Чехии, 1785 в Венгрии, 1807 в Пруссии, 1808 в Баварии, 1820 в Мекленбурге и т. д.); крепостнические пережитки сохранялись, однако, здесь и после этих реформ.

Кратко хронологию закрепощения крестьян в России можно представить так:

  • 1497 год — Введение ограничения права перехода от одного помещика к другому — Юрьев день.
  • 1581 год — Отмена Юрьева дня — «заповедные лета».
  • 1597 год — Право помещика на розыск беглого крестьянина в течение 5 лет и на его возвращение владельцу — «урочные лета».
  • 1607 год — Срок сыска беглых крестьян увеличен до 15 лет.
  • 1649 год — Соборное Уложение отменило урочные лета, закрепив таким образом бессрочный сыск беглых крестьян.
  • 18 век — постепенное усиление крепостного права в России.

В 1861 году в России была проведена реформа, отменившая крепостное право.

Основной причиной данной реформы явился кризис крепостнической системы. В обстановке крестьянских волнений, особенно усилившихся во время Крымской войны, правительство, во главе с Александром II, пошло на отмену крепостного права.

Прежде всего стоит разобраться с тезисом о том, что с отменой крепостного права Россия отстала от просвещенной Европы. Это, мягко говоря, неправда — крепостная зависимость во многих странах Западной Европы исчезла не так уж задолго до ее отмены в России.

Например — в Германии началу отмены крепостного права положили реформы, которые стали проводиться в Пруссии после ее разгрома в войне с Наполеоном в 1806 году.

Эта прусская реформа была более, чем постепенной — она растянулась почти на 40 лет. Окончательно выкупить у помещиков личную свободу (а не землю!) немецкие крестьяне смогли только к 40-м годам 19 века. В Венгрии (входившей в ту пору в состав Австрийской империи) крепостное право было отменено только в результате революционных событий 1848 года — и земли при освобождении венгерские крестьяне опять-таки не получили.

Что же касается всемирного светоча демократии — США, то там рабство негров было отменено вообще на два года позже, чем в России — в 1863, на третьем году гражданской войны, самой кровопролитной в американской истории. Излишне говорить, что наделять землей освобожденных рабов никто в США даже и не думал — а попытки негров захватить землю безжалостно подавлялись армией освободителей-северян.

На фоне того, что из-за вопроса об отмене рабстве в США вообще разразилась гражданская война, реформа 1861 года уже выглядит образцом государственной мудрости.

Обойтись в таком серьезном деле без большой крови – это уже не так-то просто. Но интересна реформа 1861 года не только своей бескровностью. Мало кто давал себе труд сравнить условия освобождения крестьян в 1861 году с теми, на которых собирались упразднить крепостную неволю декабристы в 1825.

Между тем результаты сопоставления декабристских проектов с тем, что сделал царь Александр II просто потрясают.

Оказывается, что по «Конституции» Никиты Муравьева крестьяне должны были быть освобождены вообще без пахотной земли – с одними только огородами:

«Ст.13. Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земле Русской, становится свободным.

Ст.24. Земли помещиков остаются за ними. Дома поселян с огородами оных признаются их собственностью со всеми земледельческими орудиями и скотом, им принадлежащими».

Можно, конечно, сказать, что «Конституция» Никиты Муравьева была одним из самых умеренных декабристских проектов и что декабристы были как-никак дворянами и совсем уж последнюю рубашку за ради мужиков снимать отнюдь не собирались.

Всё так… Но все же в 1861 году крестьяне землю получили — в среднем по 3,4 десятины на душу, то есть по 7-8 на хозяйство.

Получается, что Александр II оказался «добрее» декабристов и осуществил в 1861 году проект хоть и умеренный, но все-таки далеко не такой безусловно про-помещичий, как принято думать.

Самодержавие так строило отношения по помещикам и крестьянам, чтобы ни те, ни другие не могли обойтись без правительственного аппарата — и именно поэтому не хотело идти по наиболее «простому» пути — освободить без земли.

Но может быть аграрное законодательство буржуазных революций может служить укором «грабительской реформе» 1861.

Обратимся к опыту уже упоминавшейся буржуазной революции 1848 года в Венгрии. Важнейшим актом венгерской революции 1848г. было уничтожение крепостничества. Отмена барщины и внутренних денежных платежей подорвали феодально-крепостнический строй в Венгрии. 600 тыс. семей барщинных крестьян, составлявших приблизительно около 40% всех крепостных, получили в собственность примерно треть обрабатываемых земель; собственниками полных наделов стало ничтожное меньшинство, подавляющее же большинство стало владельцами половины, четверти или даже одной восьмой части надела.

После поражения революции крепостничество восстановлено не было, но крестьян заставили выкупать уже полученную ими землю – и процесс этот растянулся до 90-х годов 19 века. При этом стоит отметить, что земли венгерские крестьяне получили очень мало: к началу Первой мировой войны 5% населения Венгрии владели 84% пахотной земли.

Для сравнения — в России крестьяне при освобождении в разных губерниях потеряли из ранее принадлежавшей им угодий в виде так называемых «отрезков» от 10 до 30% пахотной земли и сохранили за собой все-таки не 16%, а около 50%.

Отмена крепостного права в России не вызвала широких откликов за рубежом в среде помещиков, монархических кругах. Везде в Европе происходили подобные реформы раньше или позже.

Отмена крепостного прав в России могла привлечь внимание демократических кругов в первую очередь и это видно на примере истории США.

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий