Одежда во времена Петра 1 кратко

Быт и обычаи во времена Петра 1

310 лет назад Пётр Первый издал указ: носить западноевропейские костюмы.

Питание при Петре I Питание после Петра II
Наряду с традиционной русской кухней (щи, похлебки, пироги, закуски, мясные блюда, икра, квас, водка, настойки, кисель) входила в обиход и западноевропейская кухня. Супы, бульоны, пирожки, салаты, соусы, ростбиф, антрекот, устрицы, экзотические фрукты, сладости (торты и конфета), дорогие вина, кофе и многое другое.
Линии сравнения Одежда при Петре I Одежда после Петра I
Высшие слои общества Западноевропейские фасоны одежды и обуви, польское платье, традиционные русские кафтаны и шубы Западноевропейские фасоны одежды и обуви (камзол, жилет, панталоны у мужчин; корсеты, платья у женщин)
Крестьяне Традиционная русская одежда (рубаха, порты, лапти, армяк, зипун, шапка) Без изменений
Высшие слои общества Балы, карнавалы, маскарады, званные обеды, фейерверки, иллюминации, театр, спектакли, музицирование, коллекционирование.
Горожане Все зависело от достатка.

Фейерверки, празднества, иллюминации, катание на льду.

Крестьяне В среде крестьян изменений в досуге не происходило.

Во времена Петра1 появились первые модники.

По указу Петра I в 1700 г. дворянам и горожанам было запрещено ношение старого русского костюма и вместо него были установлены следующие формы: для мужчин короткий прилегающий кафтан и камзол, кюлоты, длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы, бритое лицо; для женщин широкая каркасная юбка, плотно облегающий лиф (корсаж) с глубоким декольте, парик и туфли на высоких каблуках, яркая декоративная косметика (румяна и белила)

Кафтан носили незастегнутым — нараспашку.

В те времена законодательницей мод считалась Франция, поэтому многие предметы туалета имели французские названия, например кюлоты — короткие мужские штаны, к ним полагались белые шелковые чулки.

Модной обувью считались тупоносые туфли на небольшом каблуке с большими металлическими пряжками, или сапоги — ботфорты — с широкими раструбами в верхней части голенищ.

В Оружейной палате Московского Кремля среди предметов одежды хранится пара грубых кожаных ботфорт, принадлежавших Петру .

Существует мнение, что царь, владевший многими ремеслами в совершенстве, сшил их собственноручно.

На известном портрете Боровиковского князь Куракин изображен на фоне пышной дворцовой обстановки в ослепительно ярком парадном костюме, обильно украшенном драгоценностями, за что его называли бриллиантовым князем .

Облегающий фрак с высоко скошенными полами и кюлоты из золотисто-желтой парчи, красная и синяя орденские ленты, богатая вышивка камзола, обшлагов, дорогое кружево манжет делают костюм необычайно красочным и нарядным.

Тогда же вошел в моду и парик.

При всем своем неудобстве он имел и немалые преимущества: долго сохранял форму, скрывал лысину, и придавал своему владельцу представительный вид.

Женских костюмов Петровской эпохи не сохранилось. В период царствования Елизаветы, дочери Петра, их характеризует особая пышность и богатство. Придворные дамы носили низко декольтированные приталенные платья на каркасной основе (корсет и фижмы) .

В 1720 г. появляется платье со складкой Ватто.

Основным силуэтом женского костюма был приталенный силуэт, сильно расширяющийся к бедрам и низу. Его создавали плотно облегающий по линии плеч, груди и талии лиф с глубоким декольте и широкая каркасная юбка панье, позднее фижмы.

Петровская реформа костюма

Европейскую одежду в России стали носить благодаря реформам Петра I.

До этого традиционные формы одежды были просты по покрою и не менялись в течение длительного времени. Всю одежду, как правило, шили дома: Домострой предписывал каждой женщине экономно вести хозяйство и уметь кроить, шить, вышивать одежду для всей семьи. Одежду передавали по наследству в ней ценили качество и стоимость ткани.

До XVII в. в России практически не было собственного ткацкого производства одежду шили либо из домотканых тканей (холста, сукна) , либо из привозных бархата, парчи, объяри, тафты из Византии, Италии, Турции, Ирана, Китая, сукна из Англии.

Привозные сукно и парчу использовали в праздничном костюме даже зажиточные крестьяне.

Облачение для московского царя и его семьи шили в Мастерской Царицыной палаты. Там работали и женщины, и мужчины-портные -наплечные мастера (так как они одевали царское плечо) .

Исключительно мужскими работами было изготовление обуви, изделий из меха, головных уборов. Все наряды украшали вышивкой в Царицыной Светлице, в которой работали женщины царской семьи во главе с царицей, знатные боярыни и простые мастерицы.

Первые поклонники западной моды появились в первой половине XVII в.они носили немецкое и французское платье. Например, боярин Никита Романов одевался у себя в деревне и на охоте во французское и польское платье. Но иноземную одежду было запрещено носить при дворе.

Алексей Михайлович в 1675 г. издал указ, запрещавший носить все иноземное. Во время правления царевны Софьи европейская одежда становится все более популярной.

Петровские реформы при Петре I

Питание при Петре I — Питание после Петра II

Наряду с традиционной русской кухней (щи, похлебки, пироги, закуски, мясные блюда, икра, квас, водка, настойки, кисель) входила в обиход и западноевропейская кухня Супы, бульоны, пирожки, салаты, соусы, ростбиф, антрекот, устрицы, экзотические фрукты, сладости (торты и конфета), дорогие вина, кофе и многое другое

Одежда при Петре I — Одежда после Петра I

Высшие слои общества Западноевропейские фасоны одежды и обуви, польское платье, традиционные русские кафтаны и шубы Западноевропейские фасоны одежды и обуви (камзол, жилет, панталоны — у мужчин; корсеты, платья — у женщин)
Крестьяне Традиционная русская одежда (рубаха, порты, лапти, армяк, зипун, шапка) Без изменений

Запишите в таблицу какие изменения в досуге разных слоев общества произошли в XVIII в.

Высшие слои общества

Балы, карнавалы, маскарады, званные обеды, фейерверки, иллюминации, театр, спектакли, музицирование, коллекционирование

Горожане

Все зависело от достатка. Фейерверки, празднества, иллюминации, катание на льду

Крестьяне

В среде крестьян изменений в досуге не происходило

Почему Петр I велел рубить бороды боярам?

Почему Петр I велел брить бороды боярам?

5 сентября 1698 года, великим и могущественным царем всей Руси Петром I, был издан указ: рубить бороды.

Первым делом этот указ касался бояр, купцов, военачальников, но не обошел стороной он и остальных горожан мужского пола.

Не распространялось повеление царя лишь на священнослужителей и частично мужиков, так как они могли носить бороды, но только находясь в деревнях. Знать петровской Руси пришла в ужас от нововведения.

В наши дни рассуждать о таком вопросе как бритье бороды кажется смешным.

Однако если посмотреть на жизненные устои средневековой Руси, становится понятным, что вопрос ношения бороды был крайне важным.

Этому способствовал особый уклад жизни, в котором борода считалась символом приверженности вере, свидетельством чести и предметом гордости.

Некоторые бояре, имевшие огромные дома и большое количество крепостных мужиков завидовали тем, у кого богатство было поменьше, но они имели длинные и пышные бороды.

Русь XYII столетия оставалась «бородатой» в то время как ее царь Петр I никогда не носил бороды и считал стародавний русский обычай смешным. Он, частый гость различных западноевропейских стран, был хорошо знаком с абсолютно другой культурой и модой.

На Западе бород не носили и над русскими бородачами насмехались. Петр оказался солидарным с этим мнением. Поворотным моментом стало полуторагодовалое путешествие русского царя инкогнито с Великим посольством по Европе.

После возвращения с Великого посольства Петр больше не мог смиряться с «устаревшим» образом жизни Руси и решил бороться не только с внутренним, но с внешним его проявлением.

Приобщение дворянства к светской европейской культуре началось с бритья бород, которым собственноручно занялся Петр I.

Царь Петр рубит бороды своим боярам.

Летописцы сентябрьских событий 1698 года по-разному описывают встречу Петра I с дворянами, однако, окончание всех рассказов одинаковое.

Пришли дворяне к царю с пышными длинными бородами и гордо поднятыми головами, а ушли безбородыми и растерянными. Некоторые представители знати пытались сопротивляться европеизации, но боясь попасть в немилость царя, в конце концов, подчинились его воле. Многие из обритых бояр, прятали свои обрезанные бороды и усы в карман и хранили их.

После, завещали своим родным положить их красу и гордость вместе с ними в гроб. Впрочем, самым упрямым «бородачам» было разрешено оставить бороду – при условии уплаты ежегодного налога.

Такой медный «Бородовой знак» выдавался после уплаты налога и давал право носить бороду в течении года.

Кроме отрицательного отншения к ношению бороды, Петр Великий привез из Европы и другие ценные познания, внедряя их у себя в царской России, Петр смог прорубить «окно в Европу».

cyber
Оцените автора
CyberLesson | Быстро освоить программирование Pascal и C++. Решение задач Pascal и C++
Добавить комментарий