Быт и обычаи во времена Петра 1
310 лет назад Пётр Первый издал указ: носить западноевропейские костюмы.
Питание при Петре I | Питание после Петра II |
Наряду с традиционной русской кухней (щи, похлебки, пироги, закуски, мясные блюда, икра, квас, водка, настойки, кисель) входила в обиход и западноевропейская кухня. | Супы, бульоны, пирожки, салаты, соусы, ростбиф, антрекот, устрицы, экзотические фрукты, сладости (торты и конфета), дорогие вина, кофе и многое другое. |
Линии сравнения | Одежда при Петре I | Одежда после Петра I |
Высшие слои общества | Западноевропейские фасоны одежды и обуви, польское платье, традиционные русские кафтаны и шубы | Западноевропейские фасоны одежды и обуви (камзол, жилет, панталоны у мужчин; корсеты, платья у женщин) |
Крестьяне | Традиционная русская одежда (рубаха, порты, лапти, армяк, зипун, шапка) | Без изменений |
Высшие слои общества | Балы, карнавалы, маскарады, званные обеды, фейерверки, иллюминации, театр, спектакли, музицирование, коллекционирование. |
Горожане | Все зависело от достатка.
Фейерверки, празднества, иллюминации, катание на льду. |
Крестьяне | В среде крестьян изменений в досуге не происходило. |
Во времена Петра1 появились первые модники.
По указу Петра I в 1700 г. дворянам и горожанам было запрещено ношение старого русского костюма и вместо него были установлены следующие формы: для мужчин короткий прилегающий кафтан и камзол, кюлоты, длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы, бритое лицо; для женщин широкая каркасная юбка, плотно облегающий лиф (корсаж) с глубоким декольте, парик и туфли на высоких каблуках, яркая декоративная косметика (румяна и белила)
Кафтан носили незастегнутым — нараспашку.
В те времена законодательницей мод считалась Франция, поэтому многие предметы туалета имели французские названия, например кюлоты — короткие мужские штаны, к ним полагались белые шелковые чулки.
Модной обувью считались тупоносые туфли на небольшом каблуке с большими металлическими пряжками, или сапоги — ботфорты — с широкими раструбами в верхней части голенищ.
В Оружейной палате Московского Кремля среди предметов одежды хранится пара грубых кожаных ботфорт, принадлежавших Петру .
Существует мнение, что царь, владевший многими ремеслами в совершенстве, сшил их собственноручно.
На известном портрете Боровиковского князь Куракин изображен на фоне пышной дворцовой обстановки в ослепительно ярком парадном костюме, обильно украшенном драгоценностями, за что его называли бриллиантовым князем .
Облегающий фрак с высоко скошенными полами и кюлоты из золотисто-желтой парчи, красная и синяя орденские ленты, богатая вышивка камзола, обшлагов, дорогое кружево манжет делают костюм необычайно красочным и нарядным.
Тогда же вошел в моду и парик.
При всем своем неудобстве он имел и немалые преимущества: долго сохранял форму, скрывал лысину, и придавал своему владельцу представительный вид.
Женских костюмов Петровской эпохи не сохранилось. В период царствования Елизаветы, дочери Петра, их характеризует особая пышность и богатство. Придворные дамы носили низко декольтированные приталенные платья на каркасной основе (корсет и фижмы) .
В 1720 г. появляется платье со складкой Ватто.
Основным силуэтом женского костюма был приталенный силуэт, сильно расширяющийся к бедрам и низу. Его создавали плотно облегающий по линии плеч, груди и талии лиф с глубоким декольте и широкая каркасная юбка панье, позднее фижмы.
Петровская реформа костюма
Европейскую одежду в России стали носить благодаря реформам Петра I.
До этого традиционные формы одежды были просты по покрою и не менялись в течение длительного времени. Всю одежду, как правило, шили дома: Домострой предписывал каждой женщине экономно вести хозяйство и уметь кроить, шить, вышивать одежду для всей семьи. Одежду передавали по наследству в ней ценили качество и стоимость ткани.
До XVII в. в России практически не было собственного ткацкого производства одежду шили либо из домотканых тканей (холста, сукна) , либо из привозных бархата, парчи, объяри, тафты из Византии, Италии, Турции, Ирана, Китая, сукна из Англии.
Привозные сукно и парчу использовали в праздничном костюме даже зажиточные крестьяне.
Облачение для московского царя и его семьи шили в Мастерской Царицыной палаты. Там работали и женщины, и мужчины-портные -наплечные мастера (так как они одевали царское плечо) .
Исключительно мужскими работами было изготовление обуви, изделий из меха, головных уборов. Все наряды украшали вышивкой в Царицыной Светлице, в которой работали женщины царской семьи во главе с царицей, знатные боярыни и простые мастерицы.
Первые поклонники западной моды появились в первой половине XVII в.они носили немецкое и французское платье. Например, боярин Никита Романов одевался у себя в деревне и на охоте во французское и польское платье. Но иноземную одежду было запрещено носить при дворе.
Алексей Михайлович в 1675 г. издал указ, запрещавший носить все иноземное. Во время правления царевны Софьи европейская одежда становится все более популярной.
Петровские реформы при Петре I
Питание при Петре I — Питание после Петра II
Наряду с традиционной русской кухней (щи, похлебки, пироги, закуски, мясные блюда, икра, квас, водка, настойки, кисель) входила в обиход и западноевропейская кухня | Супы, бульоны, пирожки, салаты, соусы, ростбиф, антрекот, устрицы, экзотические фрукты, сладости (торты и конфета), дорогие вина, кофе и многое другое |
Одежда при Петре I — Одежда после Петра I
Высшие слои общества | Западноевропейские фасоны одежды и обуви, польское платье, традиционные русские кафтаны и шубы | Западноевропейские фасоны одежды и обуви (камзол, жилет, панталоны — у мужчин; корсеты, платья — у женщин) |
Крестьяне | Традиционная русская одежда (рубаха, порты, лапти, армяк, зипун, шапка) | Без изменений |
Запишите в таблицу какие изменения в досуге разных слоев общества произошли в XVIII в.
Высшие слои общества
Балы, карнавалы, маскарады, званные обеды, фейерверки, иллюминации, театр, спектакли, музицирование, коллекционирование
Горожане
Все зависело от достатка. Фейерверки, празднества, иллюминации, катание на льду
Крестьяне
В среде крестьян изменений в досуге не происходило
Почему Петр I велел рубить бороды боярам?
Почему Петр I велел брить бороды боярам?
5 сентября 1698 года, великим и могущественным царем всей Руси Петром I, был издан указ: рубить бороды.
Первым делом этот указ касался бояр, купцов, военачальников, но не обошел стороной он и остальных горожан мужского пола.
Не распространялось повеление царя лишь на священнослужителей и частично мужиков, так как они могли носить бороды, но только находясь в деревнях. Знать петровской Руси пришла в ужас от нововведения.
В наши дни рассуждать о таком вопросе как бритье бороды кажется смешным.
Однако если посмотреть на жизненные устои средневековой Руси, становится понятным, что вопрос ношения бороды был крайне важным.
Этому способствовал особый уклад жизни, в котором борода считалась символом приверженности вере, свидетельством чести и предметом гордости.
Некоторые бояре, имевшие огромные дома и большое количество крепостных мужиков завидовали тем, у кого богатство было поменьше, но они имели длинные и пышные бороды.
Русь XYII столетия оставалась «бородатой» в то время как ее царь Петр I никогда не носил бороды и считал стародавний русский обычай смешным. Он, частый гость различных западноевропейских стран, был хорошо знаком с абсолютно другой культурой и модой.
На Западе бород не носили и над русскими бородачами насмехались. Петр оказался солидарным с этим мнением. Поворотным моментом стало полуторагодовалое путешествие русского царя инкогнито с Великим посольством по Европе.
После возвращения с Великого посольства Петр больше не мог смиряться с «устаревшим» образом жизни Руси и решил бороться не только с внутренним, но с внешним его проявлением.
Приобщение дворянства к светской европейской культуре началось с бритья бород, которым собственноручно занялся Петр I.
Царь Петр рубит бороды своим боярам.
Летописцы сентябрьских событий 1698 года по-разному описывают встречу Петра I с дворянами, однако, окончание всех рассказов одинаковое.
Пришли дворяне к царю с пышными длинными бородами и гордо поднятыми головами, а ушли безбородыми и растерянными. Некоторые представители знати пытались сопротивляться европеизации, но боясь попасть в немилость царя, в конце концов, подчинились его воле. Многие из обритых бояр, прятали свои обрезанные бороды и усы в карман и хранили их.
После, завещали своим родным положить их красу и гордость вместе с ними в гроб. Впрочем, самым упрямым «бородачам» было разрешено оставить бороду – при условии уплаты ежегодного налога.
Такой медный «Бородовой знак» выдавался после уплаты налога и давал право носить бороду в течении года.
Кроме отрицательного отншения к ношению бороды, Петр Великий привез из Европы и другие ценные познания, внедряя их у себя в царской России, Петр смог прорубить «окно в Европу».